Как называется стиль рисования геометрическими фигурами
Геометрическая абстракция
Пожалуй, нет более спорного течения в искусстве, чем геометрический абстракционизм. Он настолько отличается от привычной живописи предшествующих столетий, что производит столь же сильное впечатление, что и в первые годы своего развития. В этой статье мы познакомимся ближе с философией данного направления и рассмотрим известные картины в стиле авангард.
Геометрия в живописи
От самого момента зарождения искусства в нем присутствовала геометрия. Пускай и в разных проявлениях, она наложила свой отпечаток в архитектуре, скульптуре и даже живописи. Но если сначала она была необходима в основном для построения перспективы, чтобы сделать объекты объемными на полотне, то сегодня встречаются полноценные картины с геометрическими фигурами в качестве главных элементов.
Без преувеличения, геометрия обогатила живопись. На ее основании зародилось множество перспективных направлений, и вполне вероятно, появятся новые. Ведь сперва человечество взялось изображать окружающий мир, плоский и узнаваемый. А уже затем деятели искусства принялись воспроизводить то, что мы на самом деле видим, со всей глубиной и чувством пространства. А еще спустя некоторое время абстракции известных художников стали доносить до нас определенные посылы, даже не олицетворяя реальную картину мира. Это значит, что чувство геометрии — в самом человеке, а не в окружающей его природе.
Абстракцию называют геометрической, когда она состоит из четких линий и геометрических фигур. Многие думают, что она появилась в начале ХХ века, когда на арену вступили авангардисты, но это не так. На самом деле подобные работы встречаются в искусстве с незапамятных времен, просто ранее их не понимало и не принимало общество.
Еще в 700 году до н. э. наступил расцвет протогеометрического стиля в декоративно-прикладном искусстве. Но лишь сто лет назад геометрические картины наконец были представлены современной публике, о них больше нельзя было не говорить.
Принципы геометрического абстракционизма
Для геометрического искусства характерны не просто картины из геометрических фигур: их отличает субъективное расположение в композиции и совершенно иррациональное пространство. Как деятели пришли к этому? Очень просто, из прямого протеста против общепринятого, излишне эмоционального творчества и даже против трехмерного изображения действительности.
Геометрические формы заняли уверенную позицию в искусстве по одной причине: они показали публике, что живопись способна вызывать яркие эмоции, олицетворять идеи, облекать слова в форму, даже не используя узнаваемые образы. В этом их необычайном свойстве увидели схожесть роли музыки и геометрии в искусстве. Теперь она не просто инструмент художника, а порой и сама суть произведения. Она волнует души зрителей и по сей день, раскрывая грани нашей реальности каждый раз по-новому.
Художники и картины по направлению геометрический абстракционизм
Мало того, что геометрические формы в искусстве положили начало новой творческой эпохе, они стали причиной зарождения множества различных течений: футуризм, супрематизм, кубизм, прецизионизм, конструктивизм и прочее и прочее. Произведения в этих стилях вдохновляют юных творцов и вызывают бурные обсуждения даже сегодня. Фамилии Пикассо, Дали, Кандинского и Малевича знают даже те, кто совершенно далек от живописи. А все потому, что они дали миру нечто большее, чем точную передачу реальности: четкие и ясные идеи, мысли, чувства.
Казимир Малевич
Нельзя не сказать о великом мастере. Основоположник супрематизма увидел в нем саму суть искусства, его начало и конец. Сначала он стремился изобразить абсолютную беспредметность. Примером тому могут послужить полотна “Белое на белом” и знаменитый “Черный квадрат”. Но спустя некоторое время творец все же стал изображать некие сюжеты. Картина “Спортсмены” — это та же геометрия, абсолютная горизонтальная симметрия и строгие линии, блоки яркого цвета. Но теперь здесь присутствуют конкретные персонажи и даже подобие пейзажа позади них.
Эль Лисицкий
Во времена Гражданской войны, когда ни о конструктивизме, ни о супрематизме пока еще почти не было слышно, Лисицкий занимался коммунистической пропагандой и поддерживал Красную Армию. Один из его первых плакатов получил сильное название “Клином красным бей белых” и нес в себе не менее сильное послание. При помощи минимума элементов он выстроил мощный эмоциональный посыл. Данный прием, как и саму работу, по сей день берут за основу логотипов и имиджевых элементов как пример лаконичности и ясности самовыражения.
Пит Модриан
Цвет как эмоция был главным элементом творчества Модриана. Он закрашивал большие участки полотна в один чистый тон, активно использовал горизонтальные и вертикальные линии, в которых находил вибрации и ритм самой жизни. Очевидный контраст на полотне передает ощущение гармонии, присущее автору. “Композиция с красным, синим и желтым” полностью раскрывает художественный стиль Модриана. Он утверждал, что “нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость”, и умело подтверждал эти слова своими геометрическими рисунками.
К слову, во время тяжелых душевных терзаний, когда он не мог вернуться в дорогую сердцу Францию из-за Первой мировой войны, родилось полотно под названием “Композиция №10: пирс и океан”. Отсутствие ярких красок выдало его опустошенность и тоску.
Геометрический абстракционизм столетиями развивается и принимает новые формы, находит место в моде, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, вдохновляет новых последователей. И если вы ищете новое направление для себя, можете почерпнуть идею из творчества абстракционистов. Ведь они заставили говорить о себе весь мир.
Самое раннее произведение Леонардо да Винчи
Небольшая расписная плитка вызвала довольно большой переполох среди ученых арт-мира. Это потому, что некоторые ученые полагают, что недавно обнаруженная работа – это самое раннее известное произведение Леонардо да Винчи.
Интересные факты о живописи
Картина хранит в себе тайны создателя. Порой нам удается их разгадать, но многие из них продолжают быть загадками, либо же просто остаются незамеченными.
Новости
Struchaieva Art на выставке «Абстракции»
ХО Национального союза художников Украины проводит выставку нефигуративного искусства «Абстракции», где представлены работы современных украинских художников.
Кубизм в живописи – самые известные картины
Что такое кубизм? Когда стало зарождаться это направление в живописи? Какие самые известные картины, и кто такие художники-кубисты? На все эти и другие вопросы про одно из самых неоднозначных направлений в живописи ХХ века читайте в моей новой статье!
Что такое кубизм: особенности и характерные черты
Наверняка вы хотя бы раз, но видели такие, странные картины, по сравнению с классической живописью, где все предметы изображены геометрическими фигурами, подчас в самой разнообразной форме.
Но странными они могут показаться только на первый, не искушенный искусством, взгляд. Действительно, картины в стиле кубизм, для простого, обывательского взгляда кажутся каким-то набором форм и цвета, не имеющих никакой связи и смысла.
Так что же такое кубизм? Как его понимать, и где та тонкая грань, разделяющая простую «мазню» от подлинного искусства? Ниже я буду приводить много примеров картин известных художников в жанре кубизм с названиями работ, чтобы показать вам все многообразие этого направления.
Само слово «cubisme» появилось во Франции, столице искусства, примерно в 1908 году. Но изначально, конечно же, само слово было образовано в Древней Греции и обозначало какое-либо кубическое тело.
Кубизм представляет собой абстрактное, модернистское направление в живописи европейских художников, которое зародилось и активно существовало в первые несколько десятилетий ХХ века.
Основа этого направления, как вы уже могли понять из названия, заключается в том, что художник намеренно изображает объекты своей живописи не как обычно, реалистически и трехмерно, а делает это с помощью геометрических фигур.
Таким образом, разделяя общее произведение на части, словно писатель свою книгу на главы, художник разнообразными геометрическими формами пишет картину, состоящую из разных единых «кусков».
Одной особенностью этого направления, в самом начале была очень скудная цветовая палитра. Художники старались использовать всего несколько цветов: коричневы, серый и черный. Это нужно было в первую очередь для того, чтобы не отвлекать внимание зрителя от форм и дать им возможность как можно глубже погрузиться в сюжет, в историю картины.
Одним из самых ярких представителей кубизма был испанский художник и скульптор, Пабло Пикассо. Во многих его работах вы можете встретить буйство красок и форм, что в общем-то не мешало ему быть очень значимым кубистом своего времени. Но об этом я расскажу ниже, в отдельном блоке про художника.
А пока давайте посмотрим, как вообще зародился кубизм, почему именно такие формы и какова вообще история этого направления в живописи.
История кубизма
Отцом-основателем этого, как некоторые думают, странного и непонятного направления, был Поль Сезанн. Этот французский художник-постимпрессионист повлиял на создание кубизма своими идеями, а также, несомненным влиянием на молодого Пабло Пикассо.
Поль Сезанн специально искажал перспективу в своих произведениях, чтобы передать предмет максимально разнообразно и многогранно. Иногда, он доходил в своих работах до того, что намеренно делал объекты проще по своей геометрической форме, что тоже, несомненно, было прямой отсылкой к зарождающемуся кубизму.
Шестидесятидевятилетний француз Поль Сезанн, состоял в переписке с двадцатисемилетним испанцем, Пабло Пикассо. В одном из таких писем, французский художник советует Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». Многие историки искусства и живописи считают, что именно это и послужило впоследствии возникновению кубизма.
Конечно, кубизм такой, каким мы его знаем, возник благодаря самому Пабло Пикассо и другому французскому художнику, Жоржу Браку. А сам термин «кубизм», появился, благодаря Анри Матиссу, автору знаменитого «Танца». Он увидел картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке», не удержался, и воскликнул: «Что за кубики!».
Виды кубизма
В живописи принято выделять три основных периода кубизма, которые по-разному отражали саму суть этого направления, имели разные концепции и представителей. Остановимся на каждом виде отдельно и разберем основные характерные особенности.
Первый вид, или период, как вы могли догадаться, назван в честь основоположника кубизма, Поля Сезанна и называется, соответственно, «сезанновский». Этот ранний период датируется 1907-1909 годами и во многом на его развитие повлияли работы самого Поля Сезанна.
Характерно то, что в этот период, художники начинали отходить от привычного изображения объекта, и начинали передавать его с помощью геометрических форм. Но это были большие и массивные части геометрических фигур, созданные с помощью жирных линий – прямых и ломанных.
Также, особое внимание кубисты «сезанновского» периода уделяли цветовой палитре произведения. Так как объект, изображаемый на холсте, был поделен на геометрические фигуры, то и цвет нужно было распределять на картине, согласно этим геометрическим правилам. Так, передний план картины состоял преимущественно из красок теплых оттенков, а на заднем фоне наоборот, художники использовали более холодные тона.
Второй вид кубизма приходится на 1909-1912 года и называется «аналитический». Само название этого вида отсылает нас к какой-то аналитике, к тому, чтобы разобрать произведение на части и понять его суть.
В общем-то, так и есть – за те четыре года, что длится этот период, художники постарались стереть все границы, между пространством картины и формой изображаемых предметов.
Что касается формы, то она стала еще меньше, по сравнению с «сезанновским» периодом, который отличался объемными и грубыми геометрическими фигурами, но которые был поделен объект. Теперь же художники, как бы разбирают на мелкие детали объект, стараясь понять его структуру и самые основные, неизменные элементы.
В этот период художники-кубисты концентрируют свое внимание на натюрмортах и портретах, редко пишут пейзажи. В какой-то мере, это деление на более мелкие частицы помогает художникам заново переосмыслить кубизм в искусстве. Но из-за их особого видения, а также деления на мелкие геометрические формы, простому зрителю нередко становится непонятно, что же изображено на картине и, главное, зачем художник изобразил это именно так?!
Как вы можете заметить, на картинах этого периода, цвет играет не особо значительную роль, формы становятся все более неясными и нечеткими. Не удивительно, что у многих, именно «аналитический» период характеризуется вообще со всем направлением.
Завершающий, третий вид кубизма – это «синтетический» кубизм. Этот период отличается таким приемом как коллаж. Основные годы, когда можно проследить этот вид – 1913-1914-е.
Художники создавали свои картины, как сейчас бы сказали, из того, «что под руку попадется». Так, например, можно было увидеть картины, сделанные из кусочков обоев, газет, листовок, наклеек и прочего, казалось бы, мусора. Иногда, художники не вклеивали это в свои работы, а просто рисовали на хосте так, как это могло бы быть в реальности, только, конечно же, в плоском виде. В этот период художники позволяли своим зрителям воплощать образ с картины сами в своем воображении.
«Синтетический» период, это уже довольно развитый кубизм. Сами картины уже становятся более выразительными, самодостаточными. И опять, любимый жанр кубистов этого времени – натюрморт.
Цвет по-прежнему не играет огромной роли в произведениях, но сохраняет свое место на самой картине. Как и раньше, на передний план выходят предметы светлых оттенков, на заднем фоне – темных оттенков.
Известные кубисты, Жорж Брак и Пабло Пикассо, одни из самых ярких представителей этих периодов, какое-то время работали вместе, но потом Брак стал сторонником фовизма, а Пикассо уходит в период классицизма и сотрудничает с Дягилевым, работая над его «Русскими сезонами».
Известные картины и представители кубизма
Выше я уже приводила вам примеры работ наиболее ярких представителей кубизма в живописи — Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Теперь хочется остановиться подробнее на их творчестве и творчестве и работах других художников-кубистов.
Картины Пабло Пикассо в стиле кубизм
В основе любой, даже самой сложной формы, всегда лежит простая, геометрическая – шар, куб, конус. И Пабло Пикассо прекрасно эти начинает овладевать, поддавшись «сезанновскому» направлению в кубизме.Самый известный художник-кубист в 1907-1909 годах, испытывая влияние древнего искусства Африки, он пишет следующие картины:
Следующий период после «сезанновского», или «африканского», как его называли из-за увлечения Пикассо искусством стран Африки, является «аналитический» кубизм.
Это очень короткий период в его творчестве, всего два года, но зато каких плодотворных и важных для всей истории кубизма!
В это время, в 1909-1912-е года, Пикассо считал, что цвет делает произведение более слабым, обманывает зрение. Он считал, что нужно ослабить окраску всего мира, писать более монохромно, а все внимание сосредоточить на форме, чтобы суметь показать все сущее в своих работах.
Предмет и фон должны практически слиться воедино, от прорисовки мелких деталей и деталей в принципе нужно отказаться, а перспектива вообще должна исчезнуть – вот основные положения кубизма Пикассо в «аналитическом» периоде.
В результате всего этого, мы видим на картине нечто однородное, как по цвету, так и по форме, без каких-либо границ в пространстве. Посмотрите сами на некоторые картины этого периода в творчестве Пикассо:
Именно в этот «аналитический» период Пикассо начинает общаться с Жоржем Браком – своим соратником и союзником. При встречах, постоянном общении, обмене мнениями насчет того или иного произведения, этот союз вскоре сформировал основные и характерные черты кубизма.
Со временем Пикассо снова вернется к цвету и декоративным формам, именно так начнется его третий период в кубизме – «синтетический». Весной 1912 года Пикассо представляет свою новую картину «Воспоминание о Гавре». Эта картина новая во всех смыслах, ведь тут впервые, за 2 года появляется цвет в работе художника.
Теперь картины Пикассо становятся более живыми и понятными, появляются дополнительные детали, снова свои границы приобретает форма. Однажды, декор у Пабло дойдет до такой степени, что он вклеит почтовую марку в свою картину.
Сочетая несочетаемое, Пикассо все больше начинает работать с фактурой и разными материалами – бумагой, деревом, воском, углем, и даже с ложками. Таким образом, художник синтезирует вымышленную реальность в реальность настоящую.
Таковы были картины Пабло Пикассо в период кубизма.
Картины Жоржа Брака в стиле кубизм
Сначала Жорж Брак был декоратором, но потом пошел учиться дальше и стал изучать искусство, в том числе и на примерах работ Сезанна и Коро.
В 1907 году Брак посещает выставку Поля Сезанна и знакомится с Пабло Пикассо. Эти два события станут решающими в жизни Брака-кубиста.
Подружившись с Пикассо, Жорж Брак старался писать картины по наитию, так, как еще никто не писал. Одно время стили Брака и Пикассо стали настолько похожими, что его работы не могли отличить от работ Пикассо.
Безусловно, визуально картины этих двух художников были похожи, но художники сосредотачивали внимание на разном и цели у них были разные. Брак любил работать с разными материалами, текстурами, играть со светом и пространством на картине. Он хотел, чтобы его работы были гармоничными, в отличие от бунтарских работ Пикассо.
Через несколько лет после Первой мировой войны, его творчество заметно меняется, как и творчество Пикассо. Но, картины, написанные Жоржем Браком в период кубизма, останутся в истории навсегда.
Портреты в стиле кубизм
Портрет в стиле кубизм, как вы понимаете, это не портрет в привычном понимании этого слова. Как и другие работы кубистов, портрет состоит из нескольких геометрических фигур. И только зритель должен собрать их в единое произведение в своем воображении, чтобы увидеть сам портрет.
Если же вы хотите научиться писать обычные портреты, дарить их близким или делать на заказ — могу вас обрадовать! Как начать свой путь в портретной живописи я рассказываю на своем БЕСПЛАТНОМ мастер-классе по портретной живописи! Мы разберем как правильно и с учетом всех пропорций построить лицо человека. А всем посетителям я ДАРЮ урок “Реалистичный глаз”
Натюрморт в стиле кубизм
Натюрморт в стиле кубизм – один из самых популярных жанров этого направления в искусстве. К нему обращались все художники, работавшие в стиле кубизм в период с 1907 по 1914 года.
Кубизм в России
В России не было «чистого» кубизма, как например, в Париже или других европейских городах. В России в начале ХХ века кубизм представлял собой авангардистский симбиоз, состоящий из французского кубизма и итальянского футуризма.
Русские художники, преимущественно, писали только в «сезанновском» периоде, не трансформируя свое творчество дальше – в «аналитический» и «синтетический» кубизм. Так, создалась небольшая творческая группа художников-авангардистов, которая привнесла в русский кубизм ноты самобытности и оригинальности.
Как рисовать в стиле кубизм и нужно ли это?
Теперь, когда вы знаете, что такое кубизм, его историю и основных, наиболее ярких представителей этого направления, у вас может возникнуть вопрос: а как рисовать в стиле кубизм? Что для этого нужно?
Прежде всего, как и в любом другом виде живописи, важно подготовить свое рабочее место и все необходимые материалы: хорошо освещенное помещение, краски, холст и прочие принадлежности. Помните, что в «синтетический» период художники использовали самые разнообразные материалы, так что вы тоже можете проявить фантазию и попробовать что-то экспериментально новое.
Теперь, когда все готово, решите, что вы будете рисовать/писать. Вы можете выбрать для своей первой картины в стиле кубизм чей-то портрет, а можете, например, составить натюрморт из подручных средств.
Сделайте набросок и разделите его прямыми линиями с помощью линейки. Можете сразу раздробить объект на геометрические фигуры – шар, конус, цилиндр.
Поработайте над палитрой. Если монохром для вас слишком скучно, то выберете несколько основных цветов, лучше не больше 3-4, чтобы сохранить геометрию произведения. Кстати, если вам нравится какой-то один цвет, то вы можете сделать монохромную палитру из разных его оттенков.
Старайтесь избегать растушевки и смешения красок – линии границ предметов всегда должны оставаться четкими.
Для первого опыта можно взять акриловые краски. Из-за быстрого высыхания акрила, вы сможете накладывать один цвет на другой, чтобы придать картине дополнительный объем.
А вот на вопрос, нужно ли писать в стиле кубизм, у меня нет для вас однозначного ответа. Ведь если нравится такой жанр, то зачем себя останавливать и запрещать. С другой стороны, если вы хотите стать профессиональным художником, вы можете начать писать в стиле кубизм, изменяя и трансформируя его. И тогда, возможно, у вас получится заново переосмыслить этот вид искусства, как это сделали его отцы-основатели.
Хотите узнавать больше о мировой художественной культуре и своих любимых художниках?
В своем блоге ВКонтакте я веду постоянную рубрику #о_художниках_по_средам. Каждую среду недели я выкладываю пост, в котором рассказываю об отдельной теме: о жанрах живописи, о художниках, о развитии искусства.
Геометрическая абстракция: картины художников
Глядя на работы Пита Мондриана или Тео ван Дусбурга, вы можете спросить себя, в чем суть? Ведь то, что вы видите, – это три цвета, ровно нанесенные на поверхность холста и четкие геометрические линии. Куратор галереи SMART Мария Горбунова расскажет вам об истоках геометрической абстракции и поделится своей подборкой художников.
Пит Мондриан, «Композиция с красным, синим и желтым»
Абстрактные геометрические картины
В начале 20 века художники П. Мондриан и Т. Дусбург входили в группу «Стиль». Общая философская идея данного сообщества основывалась на организованной системе и вселенском порядке. Художники стремились к чистой абстракции и отказу от фигуративности. Отметим, что данный прием активно использовался и в архитектуре.
Тео ван Дусбург был не только художником и скульптором, но и архитектором. В его работах также прослеживаются характерные приемы для геометрической абстракции: использование ограниченной цветовой палитры, прямые линии (горизонталь-вертикаль), ограничение цветовой палитры (черный, белый, серый). Картины этого художника оказали значительное влияние на современную архитектуру.
Поиск гармонии в простоте – главная идея голландского художника Пита Мондриана, который является основателем стиля неопластицизм. Мондриан использовал основные цвета (синий, красный и желтый), которые являются базовыми в системе цветового круга. Базовые цвета – это те, которые при смешивании в определенных комбинациях дают нам все остальные цвета. Работы этого автора ознаменовали переход к чистой абстрактной живописи.
Итак, теперь мы можем рассмотреть работы современных авторов, которые используют язык геометрии, как основной в своем творчестве.
Геометрический абстракционизм: картины галереи SMART
В нашей галерее также представлены художники, которым близка философия геометрического абстракционизма и минимализма, но важно отметить, что зачастую сам автор работает на стыке различных течений, и в полной мере его отнести к какому-либо стилевому направлению невозможно, да и не нужно.
Картины Алексея Сперанского
Алексей Сперанский, «Утренний магнетизм»
Что говорит сам художник о своем подходе?
«Главное в моих вещах — это поверхность. Я делаю плоские, простые формы, но с разной фактурой, порой сильной, пастозной, и достигаю её различными способами. Практически, она у меня не повторяется. Как бы играю с этими фактурами и поверхностями, и в результате плоские формы становятся объёмными, выпуклыми.
В полном смысле геометрической абстракцией это назвать нельзя, потому что линии у меня не слишком ровные. Тем самым я пытаюсь подчеркнуть жизненность этих линий. Прямая линия совершенна и, тем самым, мертва, как прекрасная и идеальная статуя. А кривая, наоборот, несовершенна, но человечна, жива» (Алексей Сперанский).
Алексей Сперанский, «Феллини»
Рутина сочетается с воображаемой жизнью, и поначалу мы не понимаем, где начинается и заканчивается вымысел.
Картины Софьи Пятницкой
Пятницкая Софья, «Untitled»
Черно-белые структуры лепят пространство, в котором рождаются сюжеты, пронизанные переживанием действительности. Главное действующее лицо в мире художницы — это человек. В динамичных изображениях считываются знакомые нам слои реальности. В работах художницы есть недосказанность, вызывающая у зрителя смутное ощущение узнавания. Выбор монохромной тональности произведений обуславливается стремлением художницы к лаконизму и ясности:
«Чистый белый для меня — это свет, порядок, ясность, спокойствие, чистота» (Софья Пятницкая).
Картины Дарии Афанасьевой
Дария Афанасьева, «Black Square Abstract»
Необычность этой работы заключается в том, что она имеет два слоя. В поисках идеальной формы и формулы художники могут многократно переписывать слой за слоем. Поиск может идти до тех пор, пока автор не решит, что работа закончена.
Так случилось и с этой картиной. Первый слой не устроил автора (художница хотела полностью записать его и написать «не Малевич»), но тем не менее, этот слой лег в основу второго. В процессе работа достраивалась и ушла в минималистичный геометрический абстракционизм.
Дария Афанасьева, «Pure abstraction №14»
Геометрическая абстракция всегда задает четкость, ритмичность и упорядоченность. Поэтому такие картины откликнутся у тех людей, которые склонны к порядку, планированию и точности.
В нашем каталоге вы можете ознакомиться с абстрактными картинами художников галереи.