Как называется спорт на самокатах трюковых
Агрессивный самокат: как развивается кикскутеринг
Обычный и трюковой – в чем разница
Обычные городские самокаты и трюковые – как брат с сестрой, но ни в коем случае не близняшки. Первые уже давно популярны в мегаполисах. Для неспешного передвижения по городским тротуарам они идеальны: компактны, легко складываются для транспортировки, оснащены мягкими колесами диаметром 150–230 мм и амортизаторами для смягчения ударных нагрузок. Но трюковые самокаты – это совсем другое.
Первое, что наверняка бросится вам в глаза при сравнении трюковых моделей с городскими, это разница в размерах колес. Экстремалы предпочитают модели с маленьким диаметром в 100–120 мм и без амортизации – это нужно, чтобы транспорт был устойчивее при прыжках. У них также нет складной конструкции, присущей большинству скутеров. Агрессивная езда и необходимая стабильность самоката вынудили производителей отказаться от этой удобной функции.
Райдер (rider от англ.) – человек, едущий на самокате.
Как отдельное направление кикскутеринг, или «агрессивный самокатинг», сформировался совсем недавно – в начале 2000-х годов в США. Пока экстремалы на BMX, скейтеры и роллеры устраивали свои заезды еще в конце 90-х, самокат долго оставался нишевым средством передвижения. Освободить его от «обделенности» помогла первая модель самоката Razor. Будучи первым массовым самокатом, действительно пригодным для трюков, Razor мгновенно привлек внимание любителей экстремальной езды. Так, за шесть месяцев 2000 года компания Razor продала около пяти миллионов таких «скутеров». У них был меньший вес, большая прочность и надежность по сравнению со всем, что выходило на рынок до этого. Все благодаря особенностям конструкции и применению авиационного алюминия – легкого материала, способного выдерживать повышенные нагрузки. Тут и начинается история кикскутеринга и развитие самостоятельного сообщества райдеров – без скейтеров и велосипедистов.
А что по трюкам?
Кстати, говоря о сообществе. Как и любой уличный спорт, кикскутеринг развивался стараниями энтузиастов, а фишки отдельных героев формировали общие правила игры, создавая самокатный спорт. Сейчас на самокате можно выполнить около 200 базовых трюков, а число их комбинаций затрудняются назвать даже самые опытные экстремалы. В основном все трюки либо смешиваются между собой, создавая новый, либо навеяны скейтами и BMX-велосипедами.
Bri Flip – прыжок с прокручиванием самоката вокруг руля. Фото: Alfie Mann, riders.co
Но так было не всегда, и первопроходцы самокатных трюков придумывали все буквально на ходу. Брайан Бостон – райдер из американской Филадельфии – в 2004 году впервые в истории совершил брайфлип (bryflip) – прыжок с прокручиванием самоката вокруг руля. Простое упражнение оказалось первым в своем роде самокатным трюком, не имевшим ничего общего с катанием на BMX или скейтбордах. Вслед за Брайаном можно смело поставить имя одного из ветеранов кикскутеринга – Мэтта Пэйта. Он первым сделал скутер-фэйки (scooter fakie) – прыжок с разворотом деки на 180 градусов во время езды.
Джаррет Рид – настоящая экстрим-икона прошлого десятилетия, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса. В 2001 году он стал первым, кто сделал бэкфлип – прыжок с сальто назад на самокате. Тогда ему было всего 19 лет. Помимо кикскутеринга, его интересовали экстремальные заезды на мотоциклах, что отразилось на стиле его трюков с множеством прыжков с разворотами и прокручиванием самоката.
Back flip – прыжок с сальто назад на самокате Фото: Brendan Boden
Список закрывает Тэрри Прайс, совершивший на своем самокате пускай и не уникальное, но первое в истории двойное сальто назад. В свой 31 год Тэрри продолжает активно заниматься кикскутерингом, ведет блог, продает вещи под собственным брендом Yolowarrior и организует мировые соревнования по кикскутерингу.
Остальные трюки придумывались тоже на ходу, но перечислять каждого автора было бы долго и утомительно. Самый яркий и зрелищный – «трюк 540», когда райдер разгоняется и в прыжке совершает оборот на 540 градусов вокруг вертикальной оси, в очередной раз напоминая всем о том, зачем нужны защитные комплекты. Райдеры любят ездить задом наперед – это называется фейки (fakie), прыгать – барспин (barspin) и совершать повороты на переднем колесе (nose pivot). Несмотря на видимую опасность, кикскутеринг – один из наименее травмоопасных видов экстрима. Но только в тех случаях, когда райдеры используют полный набор защиты, аналогичный роллерскому: наколенники, налокотники и шлем. Без них сегодня не проходит ни один грамотно организованный турнир сообщества.
Bri Flip. Фото: Alexandra Madsen. riders.co
Есть куда стремиться
Александр Арлушкин, профессиональный райдер с восьмилетним стажем, участник одной из главных команд российского кикскутеринга Kickscootershop.
Александр Аралушкин. Фото: PAVEL SUKHORUKOV instagram.com/aralushkin
− Однажды я прогуливался по своему району и заметил, что на старом роллер-дроме начали строительство небольшого скейт-парка. Тогда у меня уже был велосипед BMX. Когда скейт-парк достроили, я встретил там парня на самокате – а раньше я даже и не знал, что на самокате можно делать трюки. Я попробовал прокатиться, и мне так понравилось, что с тех пор я и занимаюсь этим видом спорта. Спустя время меня пригласили в лучшую команду России Kickscootershop. Стало больше возможностей, мы тренировались с лучшими атлетами, и это, наверное, было самое душевное время! Сейчас самокат для меня – это, скорее, хобби, но раньше все мечты и мысли были только о нем. Мне нравилось кататься, но травмы и возраст дали о себе знать. Тем не менее, самокат принес в мою жизнь практически все, что сейчас я имею. В России самокаты набирают популярность просто с космической скоростью. Выходя на улицу, каждый видит хотя бы одного самокатчика; дети, родители, взрослые люди катаются на самокатах. Мне кажется, у каждого третьего ребенка есть трюковой самокат, и это очень хорошо, что дети и взрослые собираются в команды. Но прежде чем начать кататься, важно понимать, что это экстрим, и сразу купить защиту. Приготовьтесь к тому, что самокат украдет ваше сердце, но если все делать правильно, то он исполнит ваши мечты.
Как выбрать трюковой самокат
Главная проблема, с которой чаще всего сталкиваются потенциальные покупатели самоката, – это разнообразие его видов и характеристик. Что мы знаем о спортивных «скутерах» как таковых? Все модели по умолчанию ориентированы на использование в экстремальных условиях, так что начинающий райдер, не имеющий четких интересов в определенных видах кикскутеринга, может купить себе любую из недорогих спортивных моделей. Но для начала стоит все же ознакомиться с основными стилями катания, которые чаще всего представляются в двух видах – парк и стрит: катание в скейтпарках или на уличных локациях.
Если вам по душе лихие трюки на рампах и других объектах скейтпарков, то вам нужен легкий самокат с увеличенными колесами диаметром от 110 до 125 мм. Такой набор позволяет парковым райдерам обеспечить максимальную скорость и устойчивость даже во время экстремального катания по площадке. Также обратите внимание на руль, состоящий либо из двух, либо из трех компонентов: первый случай – это классическая модель, а второй – еще более прочная ее версия.
Уличные модели отличаются от своих парковых коллег лишь парой характеристик. Как и в случае со скейтпарком, любители агрессивной езды на улицах предпочитают кататься на облегченных самокатах. Но если в среднем вес парковых моделей составляет от 4 до 4,5 кг, то модели для улиц массой не более 3,5 кг – это связано с тем, что для экстремальных площадок лучше подходят массивные и тяжелые устойчивые агрегаты.
Общим случаем станет выбор деки. Любителям стрит-катания подойдут модели с широкой прямоугольной плоской площадкой, а для паркового катания пригодится более легкий и короткий вариант со скошенными краями. Особого внимания заслуживают ширина и высота руля. Выбирая самокат, прикиньте – сможете ли вы полностью контролировать его на расстоянии вытянутой руки, и не доставляют ли вам дискомфорт особенности его конструкции. Не думайте, что вы привыкнете к неудобствам, – неправильно подобранный скутер лишь усложнит обучение, а то и приведет к дополнительным травмам.
Но если вы решили оседлать трюковой самокат всерьез и надолго, не недооценивайте важность полного набора защиты – наколенников, налокотников, перчаток и шлема. Учитывайте особенности локации, в которой вы займетесь кикскутерингом, и предпочитаемый вами стиль. Среди опасностей, с которыми вы можете встретиться и в парке, и на улице, – другие люди на пути, а иногда – еще и машины. Будьте начеку, не игнорируйте меры безопасности, принятые на выбранной вами площадке, – и, с небольшой долей усердия, кикскутеринг не представит для вас ничего сложного.
Виды трюков на самокате, техника выполнения и правила безопасности
Самокат всегда считался исключительно детским средством передвижения. Но в последнее время его активно стали осваивать любители экстремальных увлечений. Они быстро изобрели самые разные трюки на самокате, многие из которых вполне по силам самостоятельно изучить новичкам. Для России это сравнительно новый вид спорта, но он быстро набирает популярность.
Разновидности трюков
Все трюки, которые любители экстремального спорта выполняют на самокате, перечислить просто невозможно. К тому же список постоянно пополняется. Общепринятое название каждого из них – на английском, ведь именно там появилось направление:
Некоторые трюки можно делать со значительными вариациями, общее название вида при этом сохраняется:
Многие трюки райдеры «позаимствовали» у ВМХ-велосипедистов. Они так и называются – BMX-style:
Осваивать трюковой самокат необходимо с простейших трюков.
Выбор самоката
Из общего у трюкового самоката с обычным – только внешний вид. Конструкция первого намного прочнее и совершеннее. Хотя основные элементы те же:
По сравнению с обычным самокатом у трюкового колеса намного меньше. Большую скорость на нем развить не получится, для продолжительных поездок он не подходит. Но райдерам это и не нужно. Их основные требования к колесам – легкость, износостойкость и долговечность. Изготавливают элементы чаще всего из полиуретана.
Внутрь колес устанавливают подшипники. Их класс варьируется от АВЕС-3 до АВЕС-9. Наиболее надежными и долговечными считаются подшипники классов 7–9. Еще один важный параметр – жесткость колеса (от 72А до 93А). Трюковому самокату необходимо значение от 84А и выше. У них довольно «твердый», ощутимый ход.
Сама конструкция намного прочнее. Она рассчитана минимум на 100 кг. Используются высококачественные материалы, сочетающие прочность и легкость (алюминий, углепластик). Тщательно прорабатываются сварные швы – чем их меньше, тем лучше.
У простого самоката тормоз один, расположенный под задним колесом. Чтобы он сработал, нужно нажать на крыло. Трюковые часто оснащают двумя независимыми тормозами – под каждым колесом. Но целесообразность их наличия среди профессиональных райдеров – вопрос дискуссионный.
Основное требование к рулю – наличие грипсов (накладок на концах, за которые нужно держаться) из нескользящего материала. Они должны быть прочными и ни при каких условиях не спадать. Дека тоже покрывается специальной «шкуркой», обеспечивающей надежное сцепление поверхности с обувью.
Обычные самокаты чаще всего складные. Так их легче переносить, перевозить в транспорте, хранить дома. Для трюковых это категорически запрещается, иначе при первом же прыжке и приземлении конструкция просто развалится.
Соответственно, превратить обычный самокат в трюковый не получится. Внешне они очень похожи, но конструктивные изменения затрагивают все элементы. Никакие переделки не обеспечат необходимый уровень безопасности при исполнении трюков.
С чего начать обучение
Обучение трюкам начинается с освоения, собственно, езды. Как показывает практика, двигаться по прямой (и даже довольно быстро), сохраняя равновесие, получается почти у всех. Но с поворотами уже возникают проблемы. Нужно сразу запомнить, что при выполнении трюков противопоказаны резкие повороты – сначала райдер притормаживает, а только потом плавно поворачивает руль.
Не менее важно научиться тормозить. Это одно из базовых умений. В процессе обучающийся, как правило, понимает, нужен ли ему только один тормоз или два – под каждым колесом.
Освоение трюков опытные райдеры рекомендуют начинать со следующих упражнений:
Опытные райдеры рекомендуют относиться к освоению трюкового самоката серьезно:
Начинающим осваивать трюки на самокате, не стоит сразу приобретать самую «продвинутую» и дорогостоящую модель. Лучше выбрать из «массовых» и популярных, отличающихся демократичной стоимостью. А когда навыки улучшатся, уже станет ясно, что именно требуется от средства передвижения.
Техника безопасности
Падения случаются даже у самых опытных райдеров, не говоря уже о новичках. Поэтому первое и основное правило техники безопасности – использование защитной экипировки. То же самое надевают те, кто катается на роликовых коньках:
Общие правила исполнения трюков на самокате очень просты, но они минимизируют риск причинения вреда здоровью:
Основная сложность для начинающего райдера – правильно подобрать самокат. Он должен быть точно подогнан по росту. Если это сделано верно, корпус находится в слегка «скрюченном» положении, а колени чуть согнуты.
Исполнение трюков на самокате – сравнительно новый и активно развивающийся вид экстремального спорта. Простейшие базовые приемы вполне можно освоить самостоятельно. Трюковый самокат отличается от обычного, при выборе учитывают многие нюансы. Не стоит новичку забывать и о правилах безопасности.
Видео
Трюки на самокате. Как начать езду на трюковом самокате?
Что из себя представляет самокат трюковой для начинающих?
В отличие от классических городских самокатов, он предназначен для прыжков.
Правда, они затрудняют езду по неровной поверхности, но на ровном асфальте самокат для трюков идеален.
Как начать соревновательную езду на самокате?
Названия трюков на самокате:
Как делать трюки на самокате?
Банни-хоп
Хотя банни-хоп вряд ли можно назвать полноценным трюком, он является основой многих других акробатических трюков. Это просто прыжок на самокате. Это также помогает при подъеме на платформы, подъеме по лестнице или преодолении неровностей.
Практикуя прыжки, стоит сделать акцент на том, чтобы дека «приклеивалась» к ступням. Важно правильно работать руками и тянуть трюковой самокат на себя.
Барспин
В этом положении вы можете потренироваться вращать рулевое колесо «всухую» без риска падения. Все время управляйте рулевым колесом, толкая его одной рукой и сжимая другой. Это требует небольшого скрещивания рук.
Tailwhip
Встаньте на месте и поверните платформу рулевым колесом. Когда вы почувствуете правильный баланс, переходите к испытанию в движении. Во-первых, сосредоточьтесь на том, чтобы отбросить деку в сторону, а когда вам удастся взять ее под контроль, приземляйтесь.
Ручной
Встаньте позади платформы и разгоните самокат. Чтобы сделать трюк на самокате, достаточно взять руль и сместить центр тяжести назад.
Первоначально можно поставить одну ногу назад, благодаря чему вы обезопасите себя от падения.
Вращение
Слабый
Однако переднее колесо должно быть параллельно краю в направлении скольжения. Прежде чем потерять скорость, подпрыгните и оторвитесь от рампы. Это сохранит плавность хода.
Предупреждение! Все трюки выполнять в шлеме, наколенниках и налокотниках. Это основная защита, которая позволит избежать глупых и опасных травм. Используйте только места, предназначенные для этого типа катания, например, скейтпарки.
10 трюков на фристайл-самокате для начинающих
Вы приобрели фристайл-самокат? Пора осваивать трюки!
Автор: Роман Гусейнов
Все хлопоты с покупкой позади, ваш трюковый самокат уже готов к использованию, и вам не терпится сделать на нем свои первые трюки? Мы подобрали 10 основных трюков специально для начинающих райдеров. Они позволят создать базу для дальнейших тренировок и обрести уверенность в катании.
Обратите внимание: мы даем оригинальные названия, чтобы вы могли идентифицировать каждый трюк. Трюки идут по мере увеличения сложности.
Вам понадобятся: шлем и защита, площадки без машин и пешеходов, хорошее настроение!
1. Hop (Хоп, или прыжок)
Хоп – это подпрыгивание на самокате, когда оба колеса одновременно отрываются от земли. Один из первых и основных элементов, который вы захотите разучить на вашем фристайл-самокате. Он приоткроет вам дверь для дальнейших связок и комбо.
Выполнение: вы медленно едете на двух ногах, приседаете, как перед обычным прыжком на земле, и резко отталкиваетесь вверх. Руль самоката при этом также поднимаете вверх руками. При приземлении пружиним ногами. Трюк выполнен!
Освоив Хоп, вы в скором времени захотите попробовать Bunny Hop (Банни хоп), прыжок с переднего колеса, когда сначала отрывается заднее, а затем уже переднее колеса, но оба в итоге оказываются в воздухе. Bunny Hop – ключ ко многим трюкам, например, Nollie.
2. Fakie (движение назад)
Это езда на самокате в обратном направлении. Движение назад позволит вам начать делать трюки, которые в связке требуют элементов с задним ходом, такие как разворот на 180 и DS WHIP.
Выполнение: стоя на самокате в обычном положении, начинайте отталкиваться слегка назад. Можно выбрать трассу с легким уклоном вниз, но не слишком крутым, чтобы сильно не разогнаться. Повороты рулем делайте плавно и помните, что всё работает наоборот, так как вы едете назад.
3. Manual (Мануал)
Поездка на заднем колесе трюкового самоката. Трюк выглядит простым в теории, но на практике вам понадобится немного времени, чтобы его освоить. Если передавить чуть сильнее, самокат уйдет вперед, и вы рискуете оказаться на земле. Нажмете слишком слабо – и переднее колесо не оторвется от земли. Как только найдете баланс, вы сможете увеличивать скорость передвижения и создать несколько интересных связок.
Выполнение: вы едете на самокате, затем переступаете обеими ногами на заднюю часть деки (при этом важно не надавить на тормоз или колесо – иначе вы рискуете упасть). Как только вы встали в конец деки, резким, но умеренно сильным движением отклоните корпус назад и слегка подпружиньте ногами. Руль идет за руками назад. Первые несколько раз может показаться, что это невозможно выполнить, но тут главное – терпение.
4. Nose pivot 180, 360 (Ноуз пивот)
Поворот доски самоката на переднем колесе, без прыжка, на 180 или 360 градусов. Этот трюк будет очень полезен в дальнейшем, особенно в связке с Fakie (ездой назад).
Выполнение: вы едете на самокате, ноги смотрят слегка в сторону в одном направлении. Переднюю ногу ставим ближе к рулю – так будет проще заваливаться вперед. Начинайте переносить вес тела вперед. Как только вы почувствуете, что заднее колесо слегка оторвалось от земли, плавным движением выполните резкий разворот деки самоката. Рекомендуем начать со 180 градусов. Потом приступайте к 360 градусам. В дальнейшем в конце трюка можно будет добавить небольшой прыжок – это сделает его эффектнее.
5. 180 Hop (180 Хоп)
Прыжок и поворот самоката в другом направлении. Когда освоены Hop и Nose pivot, ваша следующая остановка – это прыжок на 180 градусов.
Выполнение: вы едете на самокате. Начинайте выполнять прыжок. В полете нужно развернуться на 180 градусов, используя в первую очередь плечи и голову. По сути, надо посмотреть себе за плечо – тогда самокат и ноги закрутятся вслед за телом. Не забудьте при приземлении немного расслабиться и согнуть колени для смягчения удара.
Изучив этот трюк, вы сможете соединить Fakie с Nose Pivot и в конце добавить 180 Hop. Так вы получите вашу первую классную связку –комбо!
6. Прыжок 180 над препятствием
С практикой вы начнете прыгать все выше и выше. Самое время чуть усложнить прыжки. Попробуйте подпрыгнуть, сделать разворот на 180, при этом перепрыгнув через бордюр или трубу. Доверьтесь своей голове – пусть она ведет ваше тело, а глаза выберут точку для приземления. Как всегда, не забываем слегка согнуть колени при приземлении!
7. One hander/no hander (одна рука/без рук)
Управление самокатом одной рукой или без рук. Как только вы научитесь делать трюки с прыжками, попробуйте освоить управление самокатом одной рукой или вообще без рук. Этот трюк очень эффектно смотрится в связке с прыжками, особенно в рампе.
Выполнение: во время прыжка вам нужно оказаться ближе к рулю и, когда вы отпустите руки, зажать его между телом и ногами, согнув колени.
Важный момент: необходимо успеть положить руки на руль до приземления, иначе оно будет не очень мягким.
8. No footer (Без ног)
Задача: убрать обе ноги с доски самоката. Для этого трюка вам нужно научиться дольше находится в воздухе (на рампе или при катании по ровному покрытию). Во время нахождения в воздухе попробуйте оторвать обе ноги. Продвинутый уровень – вытянуть или развести ноги во время прыжка.
Еще одна вариация – когда вы убираете обе ноги на скутере без прыжка. Но в этом случаем вам понадобятся сильные руки и умение хорошо держать баланс!
9. Bar spin (поворот руля)
Разворот руля самоката на 360 градусов. Для данного трюка также понадобится побольше времени в воздухе, хотя для тренировки вы можете поставить переднее колесо на бордюр.
Для начала надо отработать поворот руля на 180 градусов – лучше это делать с поворота руля вашей сильной рукой в слабую руку (обычно сильнее у нас та рука, которой мы пишем). Как только вам станет легко это делать, добавьте еще 180 градусов для полного поворота.
Хорошее упражнение: сначала быстро поперебирать руль, попеременно хватая ручки руля и ускоряя поворот.
Особенно эффектно данный трюк смотрится в связке с прыжками.
10. Tailwhip (Тэйлвип)
Вращение деки самоката вокруг оси руля. Очень популярный трюк. Тут большая часть успеха зависит от работы ваших рук. Лучше всего разучивать Тэйлвип на плоской поверхности или в квортере.
Выполнение: подпрыгните как можно выше и в полете ударьте деку носком задней ноги. С помочью рук начните вращать рулю, при этом следя, чтобы дека находилась строго под вами. По завершении круга нужно выставить заднюю ногу и поймать деку. Встаньте на деку самоката, удерживая равновесие, чтобы плавно приземлиться и продолжить движение.
Трюковой самокат — что это?
Подробно о самокатах, на которых мы катаемся
Трюковой самокат или кикскутер (kick scooter, stunt scooter, freestyle scooter) — самокат, предназначенный для занятия самокатным спортом (кикскутеринг), экстремального катания в скейт-парках и на уличных спотах. Такой самокат рассчитан на большие нагрузки, возникающие при исполнении трюков. Усиленные элементы конструкции, отсутствие складного механизма и фиксированная высота руля отличают его от городских и детских самокатов.
ИСТОРИЯ
Первые райдеры дисциплины экстремального самоката в 90-х – начале 2000-х для катания использовали модели детских самокатов. Их конструкцию усиливали добавлением дополнительных элементов. Диски колёс таких самокатов был сделан из пластика и имел диаметр 100 мм. По просьбе райдеров компания Eagle Supply, производящая колёса для роликовых лыж, сделала первые колёса для трюкового самоката с диском из алюминия. Вместе с этим фирмы Razor и Micro начали выпускать модели самокатов без складных механизмов. Появились небольшие компании, основанные райдерами, производящие комплектующие детали (рули, деки, вилки): TSI, PROTO, WEE и др.
К 2010-му году появились фирмы специализирующиеся на производстве экстремальных самокатов: MGP, District, Blunt. Поменялись стандарты размеров: диаметр колёс увеличился, деки и рули стали шире и выше. С тех пор каждый сезон брендами производятся новые модернизированные детали.
В 2019 году трюковые самокаты предоставляет более 50 брендов со всего мира, существуют готовые модели для каждого уровня: от начинающего райдера до профессионального спортсмена. Так же имеются различные подвиды трюковых самокатов для внутренних дисциплин самокатного спорта: парк, стрит, дёрт.
Виды трюковых самокатов
Первоначально самокаты делят на комплиты и кастомы. Комплитами (англ. complete — полный) называют готовые самокаты от производителя, а кстомами (англ. custom — сделанный на заказ) обозначается самокат собранный из запчастей по отдельности.
Самокаты дисциплин «парк» и «стрит» имеют одинаковую конструкцию отличаются в первую очередь габаритами.
Парковый самокат
Стрит самокат
Дёрт самокат
Трюковой самокат для катания по горным спускам и дёрт-паркам с трамплинами. Отличается широкими надувными колёсами и массивной декой.
Конструкция и характеристики
Конструкция экстремального самоката по большей части стандартизирована в размерах, таким образом большинство деталей взаимозаменяемы аналогичными деталями от других производителей.
Вес трюкового самоката 3-5 кг. Меньший вес дает маневренность, больший — проявляется в надежности.