Как называется сборник произведений яссауи
3700 тестов по истории Казахстана. Вопросы 31-60
31. Причины распада Тюргешского каганата?
А) Народные восстания.
В) Неудачные походы кагана на соседей.
С) Нашествие огузов.
+D) Арабо-китайские нашествия.
E) Завоевания кипчаков.
32. Какой город Тюргешского каганата был крупным центром торговли?
А) Суяб.
+В) Тараз.
С) Жанакент.
D) Отрар.
Е) Койлык.
33. Где находился центр Западно-Тюркского каганата?
А) Мангыстау.
В) Мавераннахр.
+С) Семиречье.
D) Алтай.
Е) Монголия.
34. Кем был Коркут (Коркыт)?
А) Знаменитым ученым востока.
+В) Знаменитым жырау, одаренным композитором.
С) Основателем религии Ислам.
D) Ханом Золотой Орды.
Е) Защитником города Отрар.
35. В X веке какой город был столицей Огузского государства?
А) Баласагун.
В) Сауран.
С) Отрар.
+D) Янгикент.
Е) Сыганак.
36. Определите тип государства в VI-X в.в. в Казахстане.
А) Централизованное.
В) Развивающиеся.
+С) Раннефеодальное.
D) Родоплеменное.
Е) Первобытно-общинное.
37. Какие племена входили в состав Западно-Тюркского каганата?
А) Аланы, сарматы, хазары.
В) Массагеты, исседоны, каспии.
С) Огузы, кипчаки сельфичуки.
+D) Усуни, канглы, тюргеши.
Е) Гунны, саки, калмаки.
38. Назовите век вторжения арабов на территорию Казахстана?
А) Середина VI в.
В) I пол. VII в.
С) II пол. VII в.
D) Середина VIII в.
+Е) I половина VIII в.
39. Какая религия была распространена в Карлукском каганате?
+А) Мусульманская.
В) 3оорастризм.
С) Христианство.
D) Буддизм.
Е) Даосизм.
40. Назовите племя, которое положило начало государству Караханидов?
+А) Ягма.
В) Шыгыл.
С) Туркеш.
D) Огуз.
Е) Кыпчак.
41. Какое государство в Казахстане в VIII — XII в.в. официально объявило ислам государственной религией?
A) Тюргешский каганат.
В) Кипчакское государство.
+С) Караханидское государство.
D) Каракитаи.
Е) Тюркский каганат.
42. Что обозначает слово «Джагбу»?
А) Предводитель огузов.
B) Священнослужитель огузов.
С) Поселение огузов.
D) Основатель государства огузов.
+Е) Титул огузского правителя.
43. Территорию каких племен захватили кимаки?
А) Тюргешей.
+В) Огузов.
С) Канглы.
D) Карлук.
Е) Кипчак.
44. Автор книги «Диуани лугат-ат тюрк»?
А) Баласагуни.
+B) Кашгари.
С) А.Яссауи.
D) М.Хайдар.
Е) К.Жалаири.
45. Как называется сборник произведения А. Яссауи?
А) «Кутадгу — билик».
+В) «Диуани Хикмат».
С) «Тарихи Рашиди».
D) «Жамиг-ат Тауарих».
Е) «Диуани лугат-ат тюрк».
46. Как называлось историческое произведение Жалаири?
А) «Тарихи Рашиди.».
В) «Тарихи Абулхайрхани».
С) «Шайбанинама».
+D) «Жылнамалар жиниги».
Е) «Диуани лугат-ат тюрк».
47. Какому русскому царю посвятил свое произведение Жалаири?
А) Иван Грозный.
+В) Борис Годунов.
С) Петр I.
D) Шуйский.
Е) Екатерина I.
48. Какие племена входили в государство Моголистан?
+А) Дулаты, канглы, усуни и др.
В) Найманы, кипчаки, аргыны и др.
С) Татары, хоремийцы и др.
D) Узбеки, казахи, киргизы и др.
Е) Дунгане, уйгуры и др.
49. Где находится мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи?
А) В Отраре.
В) В Таразе.
С) В Мерке.
+D) В Туркестане.
Е) В Сыгнаке.
50. Как назывались жилища оседлых поселян Казахстана в VI-ХII вв?
А) Шахристан.
+В) Кыстак.
С) Рабад.
D) Цитадель.
Е) Акрополь.
51. Кто захватил Западно-Тюркский каганат в VII в?
А) Хорезм.
В) Монголы.
С) Саманиды.
+D) Китай.
Е) Ойраты.
52. Назовите памятники архитектуры X — XII веков в Казахстане.
А) Раскопки кургана Иссык.
В) Раскопки Бейгазы-Дандыбаевские.
+C) Мавзолеи.
D) Раскопки Орхон-Енисейские.
Е) Кентские раскопки.
53. Как называлось раннефеодальное государство тюркских племен?
А) Княжество.
В) Полисы.
С) Ханства.
+D) Каганаты.
Е) Королевство.
54. Какие государства покорил Чингисхан до вторжения в Казахстан?
А) Россию, Китай и Индию.
В) Турцию и Кавказ.
С) Среднюю Азию и Афганистан.
D) Иран и Пакистан.
+Е) Якутов, киргизов и уйгур.
55. К какому соглашению пришли Чингисхан и Мухаммед Хорезм-шах в 1218г?
А) О совместном войске.
В) О культурных связях.
+С) О торговле.
D) О научных связях.
Е) Никакого соглашения не было.
56. Как повлияло на экономику Казахстана монгольское завоевание?
А) Экономика развивалась.
+В) Производительные силы ослабли.
С) Города росли.
D) Развивалось производство.
Е) Развивалось скотоводство.
57. Какое народное восстание против монгольского ига Вы знаете в I-ой половине XIII в?
А) Восстание Ахмета в Отраре.
В) Восстание Хайдара в Ташкенте.
+С) Восстание Тараби в Бухаре.
D) Восстание Мухаммеда в Сыгнаке.
E) Восстание Фархада в Сарае.
58. Как характеризуется период 1359-1379 гг. в истории Золотой Орды?
А) Период расцвета.
В) Период принятия мусульманства.
+С) «Великая смута».
D) Период нового усиления.
Е) Период войны с Тамерланом.
59. За сколько лет Чингисхан покорил Казахстан и Среднюю Азию?
А) Полгода.
В) 1 год.
С) 1,5 года.
D) 3 года.
+Е) 5 лет.
60. Одно из крупных и сильных государств на территории Южного Казахстана и Средней Азии перед нашествием монгол?
А) Государство Караханидов.
В) Государство потомков Саманидов.
С) Империя Тамерлана.
+D) Государство Хорезмшахов.
Е) Золотая Орда.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
allib.org
1. Биография
2. Литература
3. Сайты
4. Хикметы
Биография
Отец Ахмета, Ибрагим был образованным человеком. Первым учителем и воспитателем ребёнка был Арыстанбаб. После его смерти, в 17 лет, Ахмет прибыл в город Яссы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв.). С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском; стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани в городе Бухара. В результате всестороннего духовного образования и глубокого познания основ суфизма, Ходжа Ахмет Яссауи удостаивается сана знатока суфизма и возвращается в г. Яссы. Здесь он основывает суфийский орден «Яссави». Суфизм был новым мистико-аскетическим течением в исламе. В Центральной Азии суфизм получил распространение в IX-X вв., что выражалось в создании школ отдельных суфийских толков, оформлявшихся в ордена, во главе которых стояли наставники.
К Яссауи шло большое количество поклонников и паломников. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые «баба», распространили учение Яссауи в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии.
Исторические документы свидетельствуют, что «Диван-и Хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи переписывался множество раз, редактировался, дополнялся. Рукописи «Диван-и Хикмет» хранятся, в основном, в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга, Стамбула. В последние десятилетия «Диван-и Хикмет» несколько раз переиздавался как за рубежом, так и в Казахстане.
Представленный далее список отражает литературу, имеющуюся в фонде ОДЮБ им. Алтынсарина г. Костанай.
Литература
Сайты
2. http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/content/history/portret/yasavi.htm
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B8_%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%AF%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8
4. http://visitkazakhstan.kz/ru/guide/places/view/460/
5. http://www.unesco.kz/natcom/turkestan/r12_divan.htm
6. http://kazakhstan.orexca.com/rus/khoja_akhmet_yassavy.shtml
7. https://www.youtube.com/watch?v=523Q0w7ukDA
8. https://www.youtube.com/watch?v=mRgkY2dfcsE
9. https://www.youtube.com/watch?v=55Z6MqX9CeE
Хикметы
Для мусульман мои хикметы будет учителем
Кто бы ни был, должен поклоняться богу,
Мои хикметы, говори только тем кто поймет.
Восславляя молитвами, погружайся в милость Аллаха.
Произнеся «Бисмилляхи. » я начну сказывать хикмет,
Рассыпая ученикам драгоценности и бриллианты (слов)
Напрягая душу, испытывая горе, захлебываясь кровью,
Открываю я страницы сказаний «Дафтар-и сани».
Благословляю вас жаждущих истины, единения
И откровенных разговоров с родственными душами.
Благосклонен я к несчастным и обездоленным
И избегаю тех, кто пресыщен жизнью, доволен собою.
Где бы ты ни увидел прокаженных, упавших духом, будь мягок,
Если такой несчастливец в неведении, поделись сокровенным знанием
В судный день, чтобы быть ближе к Всевышнему,
Я сбежал от высокомерных, самоуверенных гордецов.
Обездоленных, несчастных, осиротевших знал Пророк
В ту ночь вышел он в М`аридж чтобы увидеть,
Спросить и посочувствовать обездоленным,
И я тоже решил пуститься по следам несчастных.
Если ты умен и мудр заботься о нищих
Как Мустафа собирай и опекай сирот повсюду
От алчных и подлых, держась подальше
Убереги себя и стань как полноводная река.
Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай
Одари, уважь их, душу им осветли.
Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой придут люди.
Эти слова услышав, я от Всевышнего передаю вам.
Приняв правила суннитов, стал правоверным,
Спустившись в подземелье один, получил озарение.
Поклонников Всевышнего видел много и понял:
Грешные радости и наслаждения отсек кинжалом.
Грешные чувства сбили с пути, погубили
Заставили важничать перед простым людом, унижая их.
Не давали читать молитвы и заклинания, сдружили с шайтанами.
Заставил себя отдалиться, пронзив острием кинжала, плотское.
Жаждущие лучезарной славы бездарные рабы.
Безвинных заставляют унижаться.
Беийты, аяты, хадисы для них ерунда,
Поэтому я утопаю в неизбывном тяжком горе (из-за невежд)
В просторных садах любви к Всевышнему,
Хочу быть соловьем, который на рассвете поет печальные песни свои.
В те часы хочу увидеть лучезарный облик
Моего Аллаха, глазами сердца своего.
Пусть питается сердце любовью,
Одеждой счастья укроется тело.
Силой любви хочу возвыситься,
И птицей опуститься на веточку сознания.
Пока не отведаешь нектар любви,
Пока не оденешь одежды влюбленных,
Пока не соберешь в единое веру и поклонения,
Не сможешь увидеть божественный лик Создателя.
Помогай всем людям, работай как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.
Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек, самая высшая благодарность.
Милостивый Создатель мой, поставь на верный путь,
Своею милостью и любовью озари.
Своих заблудших рабов направь на верный путь,
Без тебя невозможен этот путь.
Для божественной проповеди нужен учитель,
У этого учителя, должен быть надежный ученик
Работая усердно, они должны заслужить высшую благодарность.
Такие любящие и преданные будут отмечены Всевышним.
Люди влюбленные в Создателя, достигли своей мечты.
Смотри не опозорься, прикидываясь влюбленным,
Через мост по имени Сират, который тоньше
И острее лезвия меча, лжецы не пройдут на том свете.
Если ты влюблен, люби так,
Пусть ароматом донесется до людей сила твоей любви
Как только услышит имя Аллаха, готов ко всему.
Такой влюбленный не нуждается в земном.
ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ
Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама.
Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба.
Проповедники суфизма и ученики А.Яссауи распространили его взгляды по всему миру. Ходжа Ахмет определил направление духовного развития тюркских народов в новой исламской цивилизации. Соединив новую религиозную идеологию с шаманством, с зороастризмом, он много сделал, чтобы эту новую религию внедрить в общественное сознание. Благодаря А.Яссауи суфизм как философская система сыграл решающую роль в духовном миропонимании тюркских народов.
Тюркский народ стал поклоняться лишь Аллаху. Через веру тюрки познали и восточную и мировую религиозные философии.
Источник:
Казахстан, Национальная энциклопедия, том 5
Книга «Исторические личности»
Ахмед Ясави и его роль в распространении ислама среди тюркских народов
Ахмед Ясави занимает особое место в духовной и культурной истории тюркских народов. Он сыграл огромную роль в распространении ислама среди тюрков, а также является автором одной из самых ранних суфийских поэм на тюркском языке, пишет Джамалидин Канабаев.
Есть два основных элемента, которые формируют нацию. Первый – это религия, второй – язык. Если религия – это ядро цивилизации, то язык – ядро культуры. При исчезновении хотя бы одного из этих элементов нация перестает быть таковой.
Вплоть до появления в XIV в. накшбандии самым распространенным тарикатом Туркестана оставался тарикат ясавия, сформировавшийся на основе учения Ходжи Ахмеда Ясави (ум. 1166 г.). Родился он в городе Сайрам, который сейчас находится в Шымкентской области Казахстана, учился в Бухаре, а после смерти своего учителя поселился в Яссе, где занимал пост духовного наставника.
В те времена ислам только утверждался в регионе, особенно среди кочевых тюркских племен. Главное, что отличало Ахмеда Ясави от других духовных наставников того времени, это то, что он проповедовал на чагатайском языке, хотя сам он был учеником персидского муршида Юсуфа Хамадани (ум. 1130) и учился в медресе, где основными языками были арабский и персидский. Чагатайский язык – это средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык. Обращаясь к кочевникам на их родном языке, простыми словами, на понятном для них уровне Ахмед Ясави способствовал распространению ислама среди них. Город Яссы в народе стал именоваться Туркестаном – «Страной тюрков». Под этим названием город и сейчас значится на карте. Ходжа Ахмед Яссави был прозван Пир-и Туркистан – Пиром Туркестана. В те времена даже получило распространение высказывание: «В Медине – Мухаммад, в Туркестане – Ходжа Ахмад». Тарикат ясавия получил известность как тюркский тарикат. Такое положение он сохранял на протяжении веков.
Распространяя ислам среди тюркских племен, Ахмед Ясави использовал и такие любимые народом виды искусства, как поэзия и музыка. На чагатайском языке написан его знаменитый «Диван-и хикмат». Ахмад Ясави, создавая свои стихи, стремился просветить тюркские племена. Его «Хикматы» получили феноменальную популярность среди народа. Его стихи переписывались множество раз, редактировались, дополнялись, передавались из уст в уста, из поколения в поколение, призывая народ к честности, справедливости, доброжелательности и терпению. Большинство из них было положено на музыку.
Надпись в Сайраме (узб.) «Здесь, на Ханском мосту, Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка — хурму» / Источник: ru.wikipedia.org
Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай,
Одари, уважь их, душу им осветли.
Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой придут люди.
Эти слова, услышав от Всевышнего, – передаю вам.
Самая ранняя рукопись «Диван-и хикмат», дошедшая до наших дней, относится к XVII в. Хотя высказываются сомнения по поводу того, что «Диван-и хикмат» полностью написан Ахмадом Ясави, можно заявить, что исходя из языка и приводимых в нем мыслей, этот труд по большей части является плодом творчества этого великого суфия или его учеников.
Исполнив поминание, я стал сумасшедшим.
Кроме Истинного никого не признавал,
Летел как бабочка, ищущая свет,
А теперь, прокричав впустую, я сник.
Ни родословной, ни происхождения не помню,
Лишь имя Аллаха твержу я всегда.
Стал близок к чистоте и справедливости.
И теперь я понял мотивы дурных дел.
Почтовая марка СССР, 1989 год / Источник: ru.wikipedia.org
Ахмед Ясави способствовал принятию ислама тюркскими народами не только в Туркестане, но и в других регионах, отправляя туда своих учеников. Например, распространению ислама среди башкирских племен способствовал его ученик Хусейн-бек.
Многие из учеников Ахмада Ясави почитались народом как святые на протяжении веков. Это Мансур Ата, Суфи Мухаммад Данишменд Зернуки, Сулейман Хаким Ата, Баба Мачин, Эмир Али Хаким, Лукман Перенде, Имам Мергази, Хасан Булгани, Шейх Усман и другие.
На могиле великого святого Амир Тимур в XIV в. воздвиг грандиозный мавзолей, который и сейчас притягивает миллионы паломников из разных стран.
Ходжа Ахмед Яссауи и его «Хикметы»
Мы не знаем даты рождения человека, которого звали Ахмед. По имени города Яссы, где он провел много лет, он получил дополнение к имени — Яссауи. Известно, что Ходжа Ахмед Яссауи родился в XI веке, и его уже много веков почитают как святого, поэта, мудреца, основателя тюркской ветви суфизма. Хотя еще при жизни он был окружен почитанием, сведения о его жизни нужно собирать по крупицам. Источниками могут служить немногие древние письменные памятники, народные предания и книга, которую он написал сам — «Хикметы» — одно из древнейших произведений, созданных на тюркском языке. Я предлагаю краткий рассказ о жизни одного из самых почитаемых мудрецов и религиозных деятелей Казахстана, его стихи, цитаты из книги «Диван-и Хикмет»
Жители Средней Азии считали Ходжу Ахмеда наиболее видным продолжателем дела основателя ислама. Будет пословица даже: «в Мекке Мухаммед, в Яссах Ходжи-Ахмед». Дальше будут годы учебы, когда мудрый старец будет делиться с мальчиком и теми познаниями, что у него были и науке любви к Богу.
Арыстан-Баб развил в мальчике керемет — второе око, второе зрение, благодаря которому Ахмеду стала доступна не только материальная, но и тайная сущность мира. Говорят, учеба эта продолжалась 16 лет. Ахмед знал, как много значит для человека мудрый наставник: «Без духовного учителя во все времена ученик не достигнет зрелости».
Мы имеем редкую возможность заглянуть во внутренний мир отрока, а потом юноши, решившего пройти этот сложный путь духовного восхождения. В «хикметах» он будет писать о своих религиозных переживаниях.
В хикметах поражает, что человек, так рано вставший на путь духовности, так рано признанный окружающими, так суров к себе. Себя, десятилетнего, он упрекал: «Но был я нетерпелив в возведении минарета святости». Всякий раз, поднимаясь на новую ступеньку духовного восхождения, он страдает от собственного несовершенства.
Впрочем, были и другие причины для страданья. Учителя не стало. Надо было искать новые пути. Как полагают некоторые исследователи, из его высказываний неясно следует, что в Яссах у Ахмеда возникли какие-то разногласия с традиционными деятелями ислама, и он покинул город. Ходжа Ахмед с горечью пишет:
Юноша отправляется в Бухару, один из главных культурных и религиозных центров Маверанахра. Там его наставником стал Юсуф Хамадани, учитель множества выдающихся шейхов, подвижников суфизма. Говорят, вместе с учителем Ходжа Ахмед много путешествовал по религиозным центрам Востока, они совершали хадж в Мекку. В 34 года он уже известен в исламском мире как ученый-богослов, знаток фикха, мусульманского права, владел в совершенстве арабским и персидскими языками. Блестящее будущее в исламском мире могло ожидать его. Учитель его, Юсуф Хамади, великий шейх Бухары, передал ему перед смертью свои четки, высший атрибут суфийской власти. И дал наказ возвращаться в Туркестан.
Там, вдали от религиозных центров, в бедной степи он отныне в течение 30 лет будет выполнять свою высокую миссию: нести свет религии кочевникам. Странник с посохом, он будет ходить от кочевья к кочевью. Этот посох знаменит. О нем станут слагать легенды. Говорили, стоит Ходже Ахмеду ударить им посреди степи, как забьет источник. Что может быть дороже для степняка? Простые души, они видели в нем человека, наделенного сказочным могуществом. Впоследствии о нем станут ходить рассказы, что каждую пятницу на своем верблюде он летал в Мекку. Да так быстро, что, начав читать намаз в Туркестане, заканчивал его в Мекке.
Суфии, дервиши говорили о том, что богатство мешает духовному росту человека, поэтому они были принципиально бедны. И когда в своих стихах Ахмед выступал против богачей, это вызывало живой отклик среди степных жителей.
Некто был к власти приучен,
Тяжким богатством навьючен, —
Словно каргас-трупоед,
Сгинул в болоте вонючем.
Муфтий, мулла лишь себя ведь
Ловко умели прославить —
Белое черным представить…
Буду в аду, в пепле бед!
Казий чванливым был самым,
В спеси он спорил с имамом.
Каждый ослом был упрямым —
Пали под кладью, и — нет.
Горе мздоимцам: хоть в силе, —
Пальцы они прикусили.
Страшно им даже в могиле, —
Дать им придется ответ!
Жирно кто ел и нечисто,
Кто одевался цветисто,
С трона хвалил за убийство
Прах он — и прахом одет!
Несомненно, тогда, как и во все времена, было много поэтов, осуждавших нечестивых, жадных, но особенностью Ходжи Ахмеда было то, что он не только критиковал, но и являл пример истинного праведника.
Казалось бы, что кочевым людям до непонятного, чужого им Аллаха? Уже приходили к ним миссионеры, убеждали отказаться от своих богов, но те не понимали, зачем надо менять своих богов на чужого. Непримиримость мусульман пугала добродушных обитателей степи. А Ясский проповедник говорил, что Тенгри, Жер-Су — есть просто разные проявления Аллаха, который везде, во всем мире и степи, и в небе, и в самом человеке значит, не обязательно строить мечети, и муллы не обязательны, важно быть чистым душой и любить Аллаха. Проповедник был очень добр и терпим, и это тоже располагало к нему.
С молитвой на устах я начал книгу Откровений, Ученикам алмазы строк рассыпал я для чтений,
В работу душу впряг и вверг ее в печали,
Кровь усмирил свою, чтоб смысл не искажала, Открыл «Вторую книгу», вот слов ее начало.
И лишь стремящийся к познанию поймет,
Что в откровениях хочу сказать я, вот,
Всегда я бедных привечал сирот,
«Вторую книгу» миру открывая,
И где я ни был, к людям мягок был.
Увидев нищего, к нему благоволил,
Жестокосердных и недобрых избегая.
И ты, читатель, кем бы ты ни был,
Запомни, мы — всего лишь божья пыль,
Будь добр к другим, дух гневный усмиряя.
В ночь судную ты станешь ближе к богу, Всем суждено ступить на ту дорогу,
Так жил и я, гордыни избегая.
Постепенно образуется орден Ясавия, члены которого будут проповедовать бедность, трудолюбие. Подвижник, Ходжа Ахмед сам живет жизнью обычного человека, заводит семью, воспитывает детей, и среди них будут его последователи. А еще, в противоположность другим направлениям ислама Ахмед Ясауи не отрицал, что и женщины могут идти путем духовного восхождения. Степные женщины пользовались большими свободами, чем женщины оседлых районов, так что такая уступка была мудрой и привела к нему многих жительниц степи. В степи не только с любовью относились к человеку с посохом и в старом плаще. Его рано начали почитать как святого. Имя его, по свидетельствам этнографов прошлого века, стало ураном некоторых родов. И, идя на битву, они восклицали: «Царь святых, Хазрет Султан Ходжа Ахмед».
Около 30 лет будет Ходжа Ахмед проповедовать в степи, у него будет все больше учеников, которые понесут слове Учителя и на запад — на Мангышлак, который прославится новыми святыми местами, и на юг. Говорят, последователей Ясави встречают и в Кашгаре, и в Крыму. И вот Ясауи достиг 63, возраста Пророка Мухаммеда.
Ходжа Ахмед ждал смерти, но не дано ему было умереть в 63 года. Тогда он на окраине Туркестана выстроил под землей маленькую келью, хилват, где и провел остальные дни, не видя больше никого из людей. Ученики жили поблизости, спускали под землю черствую лепешку, немного воды, что и служило пропитанием его до конца земной жизни. А еще чернила и бумагу. Говорят, в подземелье он прорыл ход в подземную мечеть, созданную еще в конце X века аскетом-суфием, там он молился, писал свои Хикметы.
Я со слов «Биссмилля» начинаю хикмат,
Жемчуга и брильянты дать инокам рад.
Ах, возможно ли горше стенать и страдать,
Я «Тетради второй» начинаю вступленье.
Для любого пишу, кто захочет мне внять,
Я любого, как близкого, жажду обнять.
По головке всех сирых я глажу опять,
А от гордых бегу я, впадая в смятенье.
Вдруг ворота любви отворил мне Аллах,
Он мне шею согнул и повергнул во прах.
От проклятий его я не встану никак,
Сам поднял я копье и вонзил себе в сердце.
Я в невежестве тверд, злоязычен, лукав,
Не доступен мне смысл коранических глав,
Я быть жертвой хочу, но я грешен и слаб,
От раскаянья, верьте, мне некуда деться.
Я стал дервишем, зикры шепча день и ночь,
Кроме Бога я гнал остальное все прочь.
Мотылек, я не мог жар любви превозмочь,
И летел на огонь, чтоб сгореть без остатка.
Соблюдая молитвы, стал божьим рабом,
В подземелье теперь просветленный мой дом.
Я стал суфием, мне не мечтать об ином,
Упованья копьем я пронзил вожделенье.
Раб Ходжа Ясави, был невеждою я,
Слеп и глох во грехе, в сердце горечь тая,
В сожаленьях прошла жизнь лихая моя,
Что же делать, кочевье веду к восхождению.
«Хикметы» — это книга размышлений, исповедь мудреца, слова, с которыми он обращается ко всем грядущим поколениям:
Если человек не имеет сути,
Ты его за человека не считай,
Если он без содержания и мысли,
Ты воспринимай его как рисунок, а не как родственника.
Посмотри его сердце, если нет там следов от ста переживаний,
Беги от него подальше, другом не называй.
Он никогда не пожертвует своей жизнью ради любимого.
Если он не в состоянии расстаться с должностью,
Co славой и званиями, он не человек.
Например, если мысли на поверхности плавают,
Хоть и стараются скрыть их, все равно видно.
Ахмед, отрекись он богатства и мирских благ.
Но жизнь, прожитая без любви, не имеет вкуса.
В суфийской традиции любовь — это вера в Аллаха. Но и для мирян эта истина о жизни без любви тоже верна.
Ходжа Ахмед размышляет о своем пути к Аллаху, дает советы тем, кто прочтет его труд.
Эй, ищущий, вступай на трудный путь испытаний.
Если ты, не испытав трудностей, встанешь на этот путь, все пойдет прахом.
Если в этой жизни ты жил без испытаний, на Том свете не видать тебе блаженства.
Если не видал трудностей, то слезы не принесут тебе просветления.
Помогай всем людям, работай, как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.
Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек — самая высшая благодарность
А вот поэт рассуждает о последних временах, конце света. Похоже, люди мало меняются. В древних стихах многое напоминает современную жизнь.
Признаки Светопреставления стали явными.
Рассказал вам о ста разновидностях горя.
Наступили необычайные времена теперь, смотри.
Сколько ошибок мы совершили, Создатель.
Из-за этого молодое поколение оказалось в плену,
Из-за своей невоздержанности навлекли на себя беду.
Родители перестали быть милосердными.
Братья охладели друг к другу.
Мусульмане вместо молитвы пьют водку.
Лишь в пьяном виде узнает свою сестру, смотри.
Посмотрите на современников, они пресытились жизнью
От прежнего уважения у них ничего не осталось.
Никчемный человек занял место достойного,
Хорошие люди, ученые, дервиши терпят унижения.
Бесстыжие, неверующие рабы стали акимами.
Горделивость свою насаждает злодей.
Среди людей ученый-дервиш унижается.
Большинство людей превратились в кафиров.
Душу захватили туман и темнота,
Вряд ли мы теперь увидим белый свет.
Сбившись с пути, перестали ценить Шариат.
От веры отстал мусульманин, смотри.
Бесстыжие, неверующие ничего не страшатся.
Ненасытные богатства в этом мире сгребают,
Скачут, прыгают, не думая о смерти.
У таких людей богатство превратилось в веру.
О том, сколько лет прожил святой под землей, существуют разные мнения. Одни считают, что умер он в 63 другие, — в 85, есть исследователи, утверждающие, что прожил он 125 лет. Известно лишь, что покинул он этот мир в 1166 году.