Как называется реабилитация глухих термин
Нейросенсорная тугоухость – классификация, проявление и лечение
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Потеря слуха редко волнует молодых людей – тугохость традиционно считается уделом пожилого населения. Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, от потери слуха в мире страдает более 460 000 000 человек. И вот, что настораживает врачей по всему свету: эта проблема затрагивает все более молодых людей. Самый частый диагноз при этом – нейросенсорная потеря слуха.
Что такое нейросенсорная потеря слуха
При нейросенсорной потере слуха поражается один из участков нашей слуховой системы: волосковые клетки, структуры внутреннего или среднего уха, участки мозга, которые отвечают за слух. Отличительная черта этого вида снижение слуха – развитие патологии нервных клеток внутреннего уха, слухового нерва или центральной нервной системы.
Если упустить момент и не заняться болезнью вовремя, то она может развиться до полной глухоты. Это может произойти в течение семи лет или семи часов. Особое внимание следует обратить на то, что потеря слуха по нейросенсорным причинам является необратимой, однако такая тугоухость поддается протезированию. Чтобы узнать, есть ли у вас нарушение слуха, необходимо пройти диагностику.
Причины возникновения нейросенсорной тугоухости
Нейросенсорная тугоухость бывает двух видов: врожденной и приобретенной, к тому же это заболевание передается по наследству. Если среди ваших родственников есть слабослышащие люди с таким диагнозом, вам следует обратить особое внимание на защиту вашего слуха от шума – болезнь может не дожидаться ваших преклонных лет и может проявиться даже в молодом возрасте.
Причинами нейросенсорной потери слуха чаще всего становятся:
Все эти факторы вызывают нарушение циркуляции крови в сосудах головного мозга, которые снабжают кислородом слуховую систему человека, из-за чего гибнут нервные ткани.
Главным признаком нейросенсорной тугоухости является потеря остроты слуха. Шум в ушах, тошнота, головокружение, нарушение координации могут быть сопутствующими симптомами.
Формы нейросенсорной потери слуха
Нейросенсорная тугоухость проявляется в двух формах: острой и хронической. Диагноз острой формы ставится в том случае, если симптомы появились и развились за 30 дней. Если проблемы со слухом тревожат человека дольше – то мы имеем дело с хронической формой тугоухости. Следует отметить, что острая форма нейросенсорной потери слуха быстро переходит в хроническую, именно поэтому при первых признаках снижения остроты слуха следует немедленно обратиться за помощью к специалистам.
Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя что это такое?
Также нейросенсорная тугоухость делится на одностороннюю и двустороннюю. Нейросенсорная потеря слуха односторонняя – случай, когда патология коснулась только одно уха, а двусторонняя – обоих ушей.
Лечение нейросенсорной потери слуха
Чтобы поставить диагноз «нейросенсорная потеря слуха», специалист должен провести тональную пороговую аудиометрию – объективное исследование слуха пациента при помощи аудиометра. На человека надеваются специальные наушники, и он берет в руки специальный пульт с кнопкой. В каждое ухо пациента по очереди подают звуки разной частоты и громкости, если человек слышит их, он реагирует нажатием на кнопку. Таким образом формируется аудиограмма – график, отражающий степень и характер нарушения слуха.
Лечение нейросенсорной тугоухости может быть успешным только на самых ранних стадиях. Как мы помним, слух начинает снижаться из-за того, что нервные клетки слухового анализатора плохо снабжаются кислородом. Задача пациента и специалиста своевременно среагировать до того, как они погибнут. Поэтому лечение будет направлено на улучшение циркуляции крови в проблемных зонах. Если человек не получит квалифицированную помощь вовремя, то нейросенсорная потеря слуха станет необратимой.
Как и любую болезнь нейросенсерную тугоухость проще предупредить, чем лечить: здоровый образ жизни, своевременное лечение отитов и вирусных заболеваний, свежий воздух и внимательное отношение к защите от окружающего шума позволит вам сохранить слух здоровым.
В случае если болезнь перешла в хроническую форму – не нужно отчаиваться. Да, последствия необратимы, да, человек уже никогда не сможет слышать сам, но сегодня существуют такие технологии, которые позволяют слабослышащему человеку не только вернуться к живому общению, но и сохранить остаточный слух.
Нейросенсорная потеря слуха, инвалидность
На сегодняшний день в России инвалидность при нейросенсорной потере слуха назначается при 4-й степени снижения. Это самая глубокая степень, за которой следует только полная глухота. Детям статус инвалида присваивают при 3-й степени. Также на инвалидность довольно часто могут рассчитывать, у кого хроническая нейросенсорная потеря слуха, двусторонняя, 3-ей степени и ниже.
Слухопротезирование при нейросенсорной тугоухости
Учитывая опыт нашей практики, можно сказать, что лечение нейросенсорной тугоухости бывает успешным только в 10% случаев, но остальные 90%, хоть и являются необратимыми, поддаются слухопротезированию.
Слухопротезирование сегодня – одна из наиболее активно развивающихся отраслей на грани медицины и новейших технологий. Современные цифровые слуховые аппараты созданы с учетом возможности индивидуальной настройки под каждый случай тугоухости индивидуально. Устройство будет обеспечивать пользователю максимальный комфорт при общении, как если бы он смог снова полноценно слышать.
Кропачева Елена Юрьевна
Врач сурдолог-оториноларинголог. Осуществляет консультативный и диагностический прием по оториноларингологии, сурдологии, слухопротезированию
Степени тугоухости и их особенности
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания. У большинства пациентов снижение слуха происходит постепенно, так что средний срок от первых симптомов до визита к врачу составляет 8-9 лет. К сожалению, поздняя диагностика тугоухости уменьшает шансы на успешную реабилитацию и возвращение к привычной жизни.
Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.
Классификация нарушений слуха
В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:
По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения. Смешанный тип включает оба поражения.
По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.
Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.
Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.
Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:
Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной. Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.
Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:
При оценке степени утраты трудоспособности эксперты ориентируются на показатели того уха, которое лучше слышит и часто «снимают» инвалидность при овладении навыками жестового языка или чтения по губам. Они объясняют, какой степени бывает потеря слуха, при которой можно претендовать на пособия по инвалидности. Так при тяжелых или глубоких нарушениях человек могут дать 2 или 3 группу инвалидности. 1 группа назначается только лицам, имеющим другие тяжелые заболевания.
Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)
Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:
Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.
Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.
Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:
Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)
Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится. Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко. Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.
Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:
Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)
При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.
Глухота
Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление. Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии. Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.
Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.
Сводная таблица потери слуха
Краткая информация о степенях нарушения слуха представлена в таблице.
Степень снижения | Значения порогов слуха на стандартных частотах (в Дб) | На каком расстоянии человек воспринимает разговорную речь | На каком расстоянии человек воспринимает шепот |
---|---|---|---|
Здоровый человек | 0-25 | Более 10 м | 6 м |
1 | 26-40 | От 6 до 3 м | От 2 м – до ушной раковины |
2 | 41-55 | От 3 м и менее | Рядом с ухом |
3 | 56-70 | Громко рядом с ушной раковиной | Восприятие невозможно |
4 | 71-90 | Только громкий крик рядом с ушной раковиной | Восприятие невозможно |
глухота | Более 90 | Восприятие невозможно | Восприятие невозможно |
Исправникова Олеся Владимировна
Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года
Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации
Книга является уникальным изданием, которое детально рассматривает кохлеарную и стволомозговую имплантацию как систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий по реабилитации глухих детей и взрослых.
Предназначена для сурдопедагогов, логопедов, психологов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей и взрослых с нарушениями слуха.
Оглавление
Сокращения, используемые в книге
Введение
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ, СЛУХОВАЯ ФУНКЦИЯ И НАРУШЕНИЯ СЛУХА (краткие сведения)
1.1. Характеристики звуков
1.2. Особенности распространения звука в пространстве
1.3. Слуховая система
1.4. Возникновение слуховых ощущений
1.5. Основные характеристики слуха человека
1.6. Развитие слуховой системы человека в онтогенезе
1.7. Развитие поведенческих реакций на звуки и речь у детей
1.7.1. Поведенческие реакции на звуки
1.7.2. Узнавание и понимание значения звуковых сигналов у детей в предречевой период развития
1.7.3. Развитие восприятия слов и знания их значения
1.8. Оценка слуха
1.9. Нарушения слуха
1.9.1. Кондуктивная тугоухость
1.9.2. Сенсоневральная тугоухость
1.9.3. Ретрокохлеарные нарушения слуха
1.9.4. Центральные расстройства слуха
1.10. Методы реабилитации людей с нарушениями слуха
1.10.1. Медицинские методы
1.10.2. Технические методы
1.10.3. Психолого-педагогические методы
Глава 2. СИСТЕМЫ СЛУХОВОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
2.1. Сущность кохлеарной имплантации
2.2. Краткая история метода
2.3. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта
2.4. Характеристики кохлеарных имплантов
2.5. Перспективы развития систем кохлеарной имплантации
2.6. Бинауральная кохлеарная имплантация
2.7. Стволомозговые слуховые импланты
4 Оглавление
Глава 3. ОТБОР КАНДИДАТОВ НА КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ
3.1. Медицинское обследование
3.1.1. Цели, задачи, методы
3.1.2. Аудиологическое обследование
3.1.3. Ренгенологические исследования
3.1.4. Общие и специальные клинические исследования
3.2. Сурдопедагогическое и психологическое обследование
3.2.1. Позднооглохшие (постлингвальные) взрослые и дети
3.2.2. Ранооглохшие (долингвальные) дети и взрослые
3.2.3. Оценка перспективности использования кохлеарного импланта
3.2.4. Сурдопедагогическое заключение
3.3. Оценка результатов комплексного диагностического обследования и отбор пациентов на кохлеарную и стволомозговую имплантацию
3.3.1. Показания и противопоказания для проведения кохлеарной имплантации (критерии отбора пациентов)
3.3.2. Показания для проведения стволомозговой слуховой имплантации
3.3.3. Выбор уха для проведения операции имплантации
Глава 4. ОПЕРАЦИЯ КОХЛЕАРНОЙ И СТВОЛОМОЗГОВОЙ СЛУХОВОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
4.1. Хирургическая операция кохлеарной имплантации
4.2. Период восстановления
4.3. Осложнения при операции кохлеарной имплантации
4.4. Реимплантация
4.5. Хирургическая операция стволомозговой слуховой имплантации
Глава 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ И СТВОЛОМОЗГОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ
5.1. Что необходимо, чтобы человек слышал, понимал речь и использовал ее для общения
5.2. Чему надо учить позднооглохших пациентов с кохлеарным имплантом
5.2.1. Как позднооглохшие взрослые пациенты воспринимают речь и окружающие звуки с КИ
5.2.2. Почему человек с кохлеарным имплантом слышит звуки и речь по-другому и как научить его понимать речь
5.3. Чему надо учить ранооглохших детей и взрослых с кохлеарным имплантом
5.3.1. Развитие речи у детей с нормальным и нарушенным слухом
5.4. «Слуховой» метод развития речи глухих детей после кохлеарной имплантации
5.5. Реабилитация ранооглохших подростков и взрослых, владеющих связной речью
5.6. Слухоречевая реабилитация ранооглохших детей и взаимодействие различных компонентов языка
Оглавление 5
Глава 6. НАСТРОЙКА ПРОЦЕССОРА КОХЛЕАРНОГО И СТВОЛОМОЗГОВОГО ИМПЛАНТОВ
6.1. Общие сведения о настройке процессора кохлеарного импланта
6.1.1. Основные понятия
6.1.2. Первичная настройка процессора КИ
6.1.3. Использование объективных методов при настройке процессора КИ
6.1.4. Последующие сессии настройки процессора, перенастройка процессора КИ
6.2. Настройка процессора кохлеарного импланта у позднооглохших взрослых и детей
6.3. Настройка процессора кохлеарного импланта у маленьких детей
6.3.1. Первичная настройка процессора кохлеарного импланта
6.3.2. Последующие сессии настройки процессора кохлеарного импланта
6.4. Настройка процессора кохлеарного импланта у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой
6.5. Контроль правильности настройки процессора кохлеарного импланта
6.6. Настройка процессоров КИ при бинауральной (билатеральной) имплантации
6.7. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат
6.8. Настройка процессора у пациентов со стволомозговыми имплантами
Глава 7. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ И РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ С ПРОГРЕССИРУЮЩИМ СНИЖЕНИЕМ СЛУХА И СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
7.1. Восстановление/развитие восприятия речи и окружающих звуков с кохлеарным имплантом
7.1.1. Цели, задачи и направления работы
7.1.2. Правила тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом
7.1.3. Основной этап слухоречевой реабилитации
7.1.4. Этап совершенствования
7.1.5. Динамика восстановления/развития восприятия речи и окружающих звуков с кохлеарным имплантом
7.1.6. Особенности слухоречевой реабилитации позднооглохших детей и подростков с кохлеарным имплантом
7.1.7. Восстановление/развитие восприятия речи с кохлеарным имплантом у билингвальных пациентов и пациентов, говорящих на иностранном языке
7.1.8. Восстановление/развитие восприятия речи с кохлеарным имплантом у слепоглухих пациентов
7.1.9. Особенности коррекционной работы с пациентами со стволомозговыми слуховыми имплантами
7.2. Коррекция нарушений произношения и голоса
7.3. Психологическая помощь пациенту и его близким
6 Оглавление
Глава 8. СЛУХОРЕЧЕВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ И СТВОЛОМОЗГОВЫМ ИМПЛАНТАМИ
8.1. Цели, задачи, направления, методы абилитации
8.1.1. Различия в развитии глухих детей младшего возраста с КИ и со слуховым аппаратом
8.1.2. Отличие методов и приемов развития речи, используемых для глухих детей младшего возраста с кохлеарным имплантом, от методов для детей со слуховыми аппаратами
8.1.3. Условия, необходимые для спонтанного развития слуха и речи у детей с кохлеарным имплантом
8.1.4. Основные закономерности овладения речью детьми раннего и младшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом
8.2. Развитие коммуникативных навыков
8.2.1. Доречевые коммуникативные навыки у детей раннего возраста с нормальным и нарушенным слухом
8.2.2. Развитие предречевых навыков общения у малышей с КИ/СМСИ
8.3. Развитие слухового восприятия неречевых звуков и речи у ребенка с КИ
8.3.1. Развитие остаточного слуха у ребенка со слуховым аппаратом до операции
8.3.2. Развитие слухового восприятия у ребенка после подключения процессора КИ
8.3.3. Начальный этап слухоречевой реабилитации
8.3.4. Подведение итогов
8.4. Развитие произносительных навыков и устной речи
8.4.1. Что нужно для того, чтобы ребенок заговорил
8.4.2. Развитие произносительных навыков
8.4.3. Развитие устной речи
8.4.4. Подведение итогов
8.5. Развитие языковой системы (системы родного языка)
8.5.1. Основные подходы к развитию языковой системы у малышей с КИ
8.5.2. Примерный список слов, которые ребенок раннего возраста должен знать после 12–18 мес. использования кохлеарного импланта
8.5.3. Реабилитация особых групп детей после слуховой имплантации
8.6. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков
8.6.1. Значение умения хорошо двигаться и думать для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ
8.6.2. Развитие моторики, зрительного восприятия, мышления в процессе действий ребенка с предметами и ознакомления с окружающим миром во время занятий с педагогом и дома с родителями
8.7. Коррекционно-развивающие занятия с ребенком раннего возраста в начальный период использования КИ
8.7.1. Примерный сценарий коррекционно-развивающих занятий с ребенком раннего возраста
8.7.2. Игры/упражнения для детей со слуховым опытом и функциональной речью
Оглавление 7
8.8. Психологическая помощь. Роль родителей и близких
8.8.1. Дооперационный этап
8.8.2. После операции кохлеарной имплантации
8.8.3. Помощь в организации реабилитации ребенка по месту жительства
8.9. Рекомендации для родителей по развитию слуха, речи, навыков общения и мышления у маленьких детей с КИ
8.9.1. Помогаем ребенку пользоваться своим слухом
8.9.2. Как разговаривать с малышом, который вас не понимает и пока не всегда слушает
8.9.3. Как понять, что он пытается сказать
8.9.4. Поем вместе
8.9.5. Ситуации, игры и упражнения по развитию у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить
8.9.6. Обычные предметы, которые можно использовать для обучения ребенка младшего возраста
Глава 9. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНООГЛОХШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМ СЛУХОВЫМ ОПЫТОМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
9.1. Методические подходы к организации реабилитации
9.2. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими школьниками и взрослыми с низким уровнем языкового развития
9.3. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими пациентами с неразвитым остаточным слухом, пользующимися жестовой речью
9.4. Начальный этап слухоречевой реабилитации. Сценарий первых занятий
9.5. Последующая слухоречевая реабилитация
9.5.1. Развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом
9.5.2. Развитие языковой системы (системы родного языка)
9.5.3. Развитие устной речи
9.5.4. Развитие мышления, других психических функций, двигательных навыков
9.5.5. Психологическая поддержка пациента и его близких
Глава 10. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ПАЦИЕНТОВ СО СЛУХОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ
10.1. Оценка слухоречевого восприятия у позднооглохших пациентов
10.2. Оценка развития слуха и речи у детей раннего возраста
10.2.1. Оценка слуховых реакций ребенка во время занятия с сурдопедагогом
10.2.2. Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS)
10.3. Оценка развития слуха и речи у ранооглохших детей дошкольного и школьного возраста
10.3.1. Батарея тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами» (EARS)
8 Оглавление
10.3.2. Оценка развития фонематического слуха и слухоартикуляторного контроля
10.3.3. Оценка объема кратковременной слухоречевой памяти
10.3.4. Оценка развития языковой системы и устной речи
10.3.5. Интегральная оценка развития слухового/слухоречевого восприятия и устной речи у детей
10.3.6. Особенности оценки результатов кохлеарной имплантации у детей с комплексными нарушениями
10.4. Подведение итогов
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ СО СЛУХОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ
11.1. Многоуровневая система организации реабилитации пациентов
11.2. Организация коррекционной поддержки и обучения детей
11.2.1. Коррекционная поддержка
11.2.2. Обучение детей с кохлеарными/стволомозговыми имплантами
11.3. Техническое сопровождение пациентов
11.3.1. Эксплуатация слухового импланта
11.3.2. Кохлеарный имплант и FM-системы
11.4. Сурдологическая и неврологическая помощь пациентам
11.5. Меры предосторожности для пациентов
11.5.1. Общие меры предосторожности
11.5.2. Бытовые ситуации
11.5.3. Статическое электричество и электроприборы
11.5.4. Медицинские процедуры
11.5.5. Занятия спортом, игры, досуг
11.6. Кохлеарная имплантация и сообщество глухих
Заключение
Литература
Словарь основных терминов и понятий
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения к главе 3
Приложение 3.1. Вопросы, наиболее часто задаваемые пациентами — кандидатами на слуховую имплантацию, и краткие ответы на них
Приложение 3.2. Карта анамнеза позднооглохшего пациента — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию
Приложение 3.3. Карта анамнеза ребенка — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию (ранний и дошкольный возраст)
Приложение 3.4. Карта анамнеза пациента — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию (ранооглохшие дети школьного возраста, взрослые)
Оглавление 9
Приложение 3.5. Договор-обязательства с родителями о подготовке и проведении слухоречевой реабилитации ребенка — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию
Приложения к главе 6
Приложение 6.1. Подготовка ребенка к настройке речевого про цессора кохлеарного импланта(инструкция для педагогов и родителей)
Приложение 6.2. Анкета для сурдопедагога и родителей, которую они заполняют перед визитом к аудиологу для коррекции настройки процессора КИ
Приложение 6.3. Рекомендации по адаптации ко второму кохлеарному импланту при последовательной бинауральной имплантации (в СПб НИИ ЛОР)
Приложение 6.4. Рекомендации по адаптации ребенка к совместному использованию кохлеарного импланта и слухового аппарата
Приложения к главе 7
Приложение 7.1. Речевой материал для тренировки слухоречевого восприятия слов у поздно оглохших и ранооглохших пациентов, владеющих связной речью
Приложение 7.2. Речевой материал по развитию восприятия предложений
Приложение 7.3. Речевой материал для тренировки восприятия слитной речи у поздно оглохших пациентов
Приложение 7.4. Речевой материал для развития опознавания звуков речи
Приложение 7.5. Речевой материал для развития восприятия текстов у детей старшего дошкольного и школьного возраста
Приложения к главе 8
Приложение 8.1. Памятка для родителей по обучению детей слышать с КИ в начальный период
Приложение 8.2. Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет
Приложение 8.3. Пособия, необходимые для развития у детей слухоречевого восприятия, устной речи, языка, познавательных навыков
Приложение 8.4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми с КИ младшего возраста
Приложения к главе 9
Приложение 9.1. Речевой материал для развития слухоречевого восприятия с КИ у ранооглохших школьников/взрослых с низким уровнем языкового развития
Приложение 9.2. Упражнения для тренировки слухоречевой памяти
Приложение к главе 10. Иллюстративный материал к батарее тестов EARS
Запись на консультацию к неврологам, психологам, логопедам, психиатру по телефону (812)316-50-12
Запись к сурдологам по телефону (812)676-00-76
Адрес: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, д.9 (ст.м.Технологический институт)