Как называется правление по наследству
Престолонаследие
Престолонасле́дие — порядок преемства верховной власти в монархиях.
Содержание
Различают 3 вида преемства:
Система избирательной монархии действовала в Священной Римской империи германской нации, Речи Посполитой, Королевстве Венгрия. Назначение себе преемника практиковалось римскими и византийскими императорами; согласно изданному Петром I Указу о престолонаследии от 1722 года российский император сам назначал себе наследника, будучи формально ничем не ограничен в своём выборе (этот порядок был отменён в 1797 Павлом I).
Ныне монарха избирают (из князей штатов) в Малайзии и (из членов королевского дома) в Камбодже; выборной монархией во главе с папой римским является также Ватикан.
Наследственная монархия — наиболее распространённая форма, причём имеются три порядка наследования:
В зависимости от прав женщин на престолонаследие различают следующие типы примогенитуры:
В Российской империи
Акт 5 апреля
В России была принята примогенитура по австрийской (полусалической) системе согласно акту от 5 апреля 1797 года. Порядок престолонаследия определялся в этом акте в описательной форме, причём император Павел писал только о себе и своих детях: престол после его кончины перейдет к его старшему сыну и всему его мужскому потомству по порядку первородства затем в род его второго сына и т. д. По пресечении всего мужского потомства сыновей Павла престолонаследие перейдет в женское поколение к ближайшей родственнице последнецарствовавшего и затем к другим женским лицам, всегда переходя от ближайших к последнецарствовавшему к далее отстоящим. Этот порядок именовался в акте «порядком заступления»:
избираем наследником по праву естественному после смерти моей Павла сына нашего болышего Александра, а по нём — всё его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына и так далее, если бы более у меня сыновей было что и есть первородство. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сём роде, но в женском поколении последнецарствовавшего, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому, однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право безпосредственно пришло. По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнецарствовавшего рода вышеупомянутого сына моего, а в недостатке оной — то лицо мужское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужское лицо предпочитается женскому, что и есть заступление. По пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих моих сыновей, следуя тому же порядку, а потом в род старшей дочери моей в мужское её поколение, а по пресечении оного — в женское её поколение, следуя порядку, наблюдённому в женских поколениях сыновей моих. По пресечении поколения мужского и женского старшей дочери моей наследство переходит к поколению мужскому, а потом женскому второй дочери моей и так далее. Здесь правилом положить должно, что меньшая сестра хотя бы и сыновей имела, не отъемлет права у старшей, хотя бы незамужней, ибо оная могла бы выйти замуж и родить детей. Брат же меньший наследует раньше старших своих сестер.
Постановления акта 5 апреля дополнялись и пояснялись параграфами 15 и 16 Учреждения Императорской Фамилии.
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Власть по наследству — растущий тренд российской политики
Старожилы элиты пытаются пристроить детей на хорошие должности, чтобы сохранить свои доходы
Передача элитного статуса по наследству еще не окончательно закрепилась в практике российского истеблишмента. Однако, по данным экспертов, данная тенденция усиливается – этому способствует во многом желание власть предержащих обеспечить собственное спокойное существование после выхода в отставку. Препятствием образования жестко выраженного сословного класса является, в частности, низкая популярность такого сценария в обществе и негативный опыт ряда подобных назначений.
Кадровые перестановки 2018 года, как оказалось, способствовали продвижению по службе относительно молодых чиновников – детей или других близких родственников действующих влиятельных политиков. Самыми знаковыми событиями стали передача портфеля министра сельского хозяйства главе Россельхозбанка Дмитрию Патрушеву — сыну Николая Патрушева, председателя Совета безопасности России, и назначение врио главы ЯНАО 30-летнего Дмитрия Артюхова, сына вице-спикера Тюменской облдумы и секретаря политсовета тюменского отделения «Единой России». Накопление подобных примеров свидетельствует, что вариант использования «династического» критерия кадровых решений не рассматривается российским руководством как заведомо неприемлемый и неуместный, говорится в исследовании «Преемники 2.0 (аристократы)» фонда «Петербургская политика».
Ментальная установка
Естественная смена поколений ставит перед властными старожилами вопрос о том, кто же придет на их место. Как выяснили петербургские эксперты, средний возраст правительства вырос на четыре года в сравнении с составом 2012 года (с 47 лет до 51 года). Вполне естественно, что тема «наследования» статусов интенсивно растет по мере старения политических элит и взросления их детей.
Эксперты выделяют несколько причин продвижения на статусные позиции в госаппарате и бизнесе детей и членов семей высших чиновников. Так, старшее поколение не верит в возможность самостоятельной быстрой карьеры детей, если начинать ее с низших ступеней, в то же время «приносить пользу Отечеству» нужно как можно скорее. Отсюда следует первоначальное включение наследников в собственные управленческие команды, в том числе при экспансии в другие отрасли и сферы.
«Старикам» приходится также думать о легализации и сохранении собственных доходов при уходе после отставки в бизнес. К тому же оставшиеся во власти коллеги будут больше доверять «новобранцам», родители которых им известны и, что немаловажно, как бы берут на себя часть ответственности за работу своих детей.
Стойкость ориентации
За все времена существования Российского государства только при Сталине непотизм (вид фаворитизма, предоставляющий привилегии родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств), отвергался правящей элитой. Неудачная попытка бороться с возродившейся в брежневские времена установкой «чужие здесь не ходят» существовала в мимолетное правление выходца из КГБ СССР Юрия Андропова.
«Аристократии у нас нет, поэтому в наследство оставляют не титул, но равнозначное социальное положение, статус. Когда-то крупный партработник обеспечивал своему сыну «должность за границей», сегодня – высокое место в банке, в фирме, в политической партии», — приводят исследователи слова Андрея Кончаловского.
«В государстве сложилось так называемое рентоориентированное поведение: влиятельные люди ориентированы не на то, чтобы развивать государство, а на то, чтобы получать ренту с тех должностей, которые они занимают. Ничего удивительного нет в том, что уже пошло второе поколение людей, нацеленных на это. Родители уже свое получили, теперь очередь детей», — говорит, в свою очередь, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.
«Хотя непотизм в России процветает, концентрация такой крошечной группы богатых людей на высоких должностях все же поражает. Но в условиях исчезновения карьерных лестниц к высоким должностям недовольство нового поколения молодых, способных и амбициозных россиян будет лишь нарастать», — отмечает экономист Андерс Ослунд.
Как и положено по статусу, абсолютно не согласен с процветанием непотизма в России пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Поверьте мне, в настоящее время в компанию берут людей на работу только по показаниям их квалификации, таланта и возможной отдачи от их работы, определенных KPI (ключевые показатели эффективности). Поэтому какое-либо родство в серьезных компаниях никакого значения не имеет», — утверждает он, отмечая, что на руководящих постах огромное количество «сыновей и дочерей людей, которые не занимают никаких постов», и их гораздо больше, чем детей чиновников.
Препятствия на пути к идиллии
«При внешней легкости и „эффектности“ сценария с задействованием „наследников“ как варианта мягкого (в глазах старшего поколения) омоложения элит и даже транзита власти он имеет ряд слабых сторон и сопряжен с немалыми издержками и рисками», — отмечается в обзоре «Преемники 2.0».
Так, население в целом не поддерживает фактическое введение сословий и отказа даже от формального «общества равных возможностей». Велика вероятность отсутствия у «новобранцев» должной лояльности к правилам, установленным нынешними «аристократами» — своеобразная проблема отцов и детей, когда значительная часть поколения «детей» формировалась в условиях глобализованной реальности и может испытывать дефицит интереса к российским реалиям. Усугубляет ситуацию и конфликт приоритетов, когда детям нужно продемонстрировать личностную и управленческую состоятельность и в то же время не испугать старших товарищей излишней субъектностью.
Кроме того, не в пользу «династичности» смены элит говорит и негативный опыт получения управления из рук родственника. «К самым знаковым можно отнести назначение зятя Виктора Зубкова Анатолия Сердюкова руководителем Федеральной налоговой службы, а впоследствии – министром обороны», — отмечают авторы исследования. Нет однозначной успешности такого процесса в других странах СНГ, за исключением, возможно, Азербайджана. Вследствие этих и иных рисков, правящие элиты зачастую стремятся отложить свой уход на более далекий срок, что в итоге может вести к спонтанности и хаотичности кадровых решений.
Медленно, но верно
Хотя препятствий на пути к установлению тотального непотизма еще предостаточно и готовность к публичному признанию аристократического характера российского политического режима пока не оформилась, другие сценарии транзита – преемничество, классическая публичная политическая конкуренция, различные варианты комплектования «кадрового резерва» — не имеют на сегодня необходимой истории успеха, отмечается в исследовании.
«Однако по мере накопления примеров попыток передачи элитного статуса по наследству число присматривающихся к такому сценарию будет расти на федеральном и тем более на региональном и муниципальном уровнях», — резюмируют авторы обзора.
Правоведение для чайников – 14. Формы правления
В мире нет государств, устроенных одинаково. Каждое государство по-своему решает, каким людям принадлежит власть, как они её получают и как ею распоряжаются.
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, наличие или отсутствие которых позволяет отнести государство к определённому типу. Все вместе они называются «формой государства».
В современном мире существуют две основных формы правления: монархия и республика.
Разницу между разными видами монархии легко усвоить, если рассмотреть их историю. Это наглядно видно на примере Англии, где существовали все перечисленные виды монархии.
Но вернёмся снова в Англию, чтобы проследить возникновение последнего вида монархии. На протяжении всего XVIII в. парламент становился всё более важным органом. Бывало, что парламент соглашался поддержать нужный королю закон, только если тот поставит определённого премьер-министра. Бывало, что парламент мешал неугодному правительству и вынуждал его уходить в отставку. Так постепенно англичане пришли к важнейшему принципу: правительство не может работать без поддержки парламента.
Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.
Для такого человека они придумали термин «президент» (от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди, во главе»). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.
Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.
Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода «советские» и «народные» республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует «исламская республика» Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием «президент» или «парламент», либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.
Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.
Монархия vs Республика
Одним словом, принципиальной разницы между монархией и республикой в современном мире почти нет.
На мой взгляд, более важна разница между президентской и парламентской формами правления. Опыт последних двух столетий показывает, что президентские республики чаще становятся диктатурами.
Почему же так происходит?
А вот парламентские монархии и парламентские республики гораздо меньше склонны скатываться в диктатуру. В них страной управляет не один человек, а команда, которую формируют политические партии, прошедшие в парламент. Это помогает уйти от вождизма и культа личности: всем руководит не один человек, а группа чиновников, вставшая у власти благодаря переговорам между разными политическими силами и группами общества. У таких людей меньше шанс сговориться и захватить власть.
Такая гибкая система позволяет избежать сосредоточения всей власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Конечно, это не 100-процентная гарантия от диктатуры, но всё же серьёзное препятствие на пути к ней.
Формирование правительства и роспуск парламента
Естественно, такой совет обычно не имел реальной власти, а король мог всегда отправить депутатов по домам, особенно если они говорили что-то неприятное для него.
Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять, как в этих странах происходит формирование правительства. Именно с этим процессом связаны возможность роспуска парламента.
«После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Президент или король при парламентской форме правления могут распустить парламент. Происходит это в тех случаях, когда парламент не может сформировать новое правительство или отказывает в доверии действующему правительству. В России президент может распустить нижнюю палату парламента (Госдуму), если она не согласны с ним по поводу кандидатуры председателя правительства.