Как называется поклон у мужчин
Как называется поклон у мужчин
КАФЕДРА СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Сценическое движение — одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. Настоятельная потребность в учебнике по сценическому движению назрела давно — о нем мечтал еще К. С. Станиславский. Книга И. Э. Коха является первой попыткой создания такого учебника.
Основы сценического движения автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т.е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания он основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI —XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох сделает эту часть книги особенно нужной и интересной.
Книга, представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебник снабжен большим количеством рисунков в тексте, нотными примерами.
Люди, избравшие профессиональной деятельностью искусство сцены, должны обладать высокой общей культурой, правильным и стойким мировоззрением, должны знать законы творческого процесса, владеть этими законами, обладать всеми технологическими навыками своего искусства.
Верно направить работу каждого исполнителя, установить его взаимодействие с другими, найти верные выразительные средства, добиться подлинно высокого творческого звучания пьесы на каждом спектакле — вот те задачи, которые стоят перед работниками театрального искусства. Практическое решение этих задач во многом зависит от степени подготовленности сценической речи и сценического движения. Именно поэтому столь важно научно обосновать и четко направить учебный процесс при выработке этих необходимых актеру средств внешней выразительности. Одной из учебных дисциплин, занимающихся совершенствованием пластической культуры актера в театральных учебных заведениях и консерваториях, являются «Основы сценического движения».
В Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии кафедра сценического движения объединяет четыре специальные дисциплины: ритмику, танец, сценическое фехтование и сравнительно новую учебную дисциплину — основы сценического движения. Этот последний предмет вошел в учебные планы актерского и режиссерского отделений факультета драматического искусства с начала 1945/46 учебного года.
Наблюдения показали, что верное пластическое поведение в роли требует не только общей физической подготовки, но и специальных движенческих навыков. Овладение этими навыками, в свою очередь, было невозможно без специальной подготовки психофизических качеств. Так постепенно начала выясняться сущность требований, предъявляемых профессией актера к процессу его обучения в области движения. Естественно, что движенческая подготовка будущего актера может быть верно направлена только в том случае, если педагогу понятна природа самого сценического движения, т.е. движения, которое делает обоснованным физическое поведение актера в роли.
Необходимость совершенствовать двигательную подготовку актеров настоятельно требовала максимального приближения к запросам профессии.
Одной из главных задач в этой области является проблема переноса навыков я умений из тренировочных предметов в драматическое искусство. Учащиеся, обученные танкам, фехтованию, манерам, жонглированию, акробатике, умеющие сценически драться, падать в носить друг друга, словом, владеющие большим и нужным актеру комплексом навыков, не использовали, за очень редким исключением, эти умения и навыки на уроках по актерскому мастерству. Весь огромный запас навыков, полученных в движенческих предметах, оставался пассивным до тех пор, пока учащиеся или актеры практически не использовали то или иное умение или навык в пластической характеристике образа.
Поскольку перенос навыков и умений, приобретенных в тренировочных предметах, в жизненную и, главным образом, сценическую практику всегда и везде представлял для учеников трудность, у театральных деятелей, в частности у К — С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда, возникла идея создать такой предмет, который, в первую очередь, разрешал бы именно эту задачу движенческого воспитания. Этим и объясняется возникновение предметов, которые по своему замыслу должны были стать промежуточным звеном между чисто тренировочными дисциплинами (акробатикой, жонглированием, гимнастикой, различными видами спорта) и драматическим искусством.
Профессор Б. Е. Захава высказывает справедливую мысль о том, что «задача вспомогательных тренировочных дисциплин — воспитать у учащихся ряд навыков и умений». * Он говорит, что сами по себе эти навыки и умения не являются выразительными средствами до тех пор, пока они не соединяются с внутренней психотехникой актера. Далее он указывает, что это может быть достигнуто только на уроках по драматическому искусству. Однако курс «Основы сценического движения», верно разработанный и верно преподаваемый педагогом — профессиональным актером или режиссером, получившим, кроме того, специальную подготовку, может в начале занятий использовать упражнения чисто моторного типа; затем, постепенно создавая ситуации, близкие к сценической задаче, он приближает эти упражнения к простейшим физическим действиям; и, наконец, поставив перед учащимися конкретную сценическую задачу, превращает эти упражнения в сценические этюды, тот или иной действенный эпизод. Благодаря этому учащиеся уже в тренировочном предмете способны пользоваться приобретенными навыками для решения задач драматического искусства. Так уничтожается разрыв между тренировочным предметом и драматическим искусством, между техническими умениями и воплощением «жизни человеческого Духа роли». Упражнения моторного типа нужны актеру так же, как пианисту — гаммы л арпеджио — средства создания объективной техники пианизма, без которой не может быть исполнителя. Они так же необходимы актеру, как вокализы певцу.
Движенческое воспитание и образование в предмете «Основы сценического движения» начинается с выполнения своеобразных гамм и технических этюдов, а затем постепенно с их помощью решаются простые сценические задачи. Смысл подобной методики — в создании своеобразного «мостика» от техники движений к умению самостоятельно пользоваться этой техникой при исполнении роли.
Как показала педагогическая практика, подобные занятия могут проводить педагоги не только по движению или фехтованию, но и по танцу, если методика преподавания этой важной дисциплины правильна.
В тридцатые годы поиски программы и методики нового предмета носили случайный характер. Большие возможности создавала работа в театрах. Спектакль требует определенных форм движения, а часто актеры не владели этими фермами, потому что не получили соответствующей подготовки. В подобных случаях создавались специальные упражнения, тренирующие организм в нужном направлении, а затем искалась техника, необходимая для выполнения сценической задачи. Так создавались комплексы упражнений. Оказалось, что для выполнения сложной движенческой задачи актеру нужна не только общая физическая подготовка, но что эта подготовка должна иметь специальную направленность. Постепенно выяснялся объем педагогической работы, и на этой основе стало вырисовываться не только содержание нового предмета, но и теория движения на сцене. Упражнения, возникавшие в опыте театрально-постановочной работы, в театральной школе сначала были включены в уроки по физическому воспитанию. Затем количество этих упражнений так возросло, что потребовалось специальное время для их изучения.
В 1938 году на первом и втором курсах факультета драматического искусства Ленинградского театрального института был введен предмет, получивший название «Основы сценического движения». Термин «основы» точно определяет назначение предмета. Он в первую очередь готовит базу, т.е. психофизическую основу сценических действий.
Реверанс: что это, виды, как делать
Реверанс — это традиционный жест приветствия. В Западной культуре мужчина делают поклон, а женщины — реверанс. Стоит отметить, что в 18-19 веках реверанс исполняли не только женщины, но и мужчины.
В романе А. С. Пушкина «Арап Петра Великого» два раза говорилось о реверансах, которые исполняли мужчины. Один раз, чтобы приветствовать Петра I, второй раз реверанс упоминается, когда идет речь о трех реверансах, чтобы поздороваться с молодой особой.
Реверанс чаще всего используется в ситуациях, когда человек имеет более высокий социальный статус. В Европе реверансы выполнялись перед членами королевской семьи и аристократами. Кроме того, женщина всегда делала реверанс перед началом танца в ответ на поклон мужчины.
Танцовщицы делают реверанс в конце своего выступления, чтобы высказать благодарность или признать аплодисменты зрителей. Часто в таких ситуациях выполняется даже несколько реверансов в обе стороны. В балетном классе тоже делают реверансы в начале и в конце занятия.
Как делать реверанс?
Упрощенный вариант реверанса
Существует довольно легкий реверанс, которым пользуются даже дамы в высшем обществе.
Немного наклоните голову. Вы не должны смотреть в глаза человеку, перед которым делаете упрощенный реверанс.
Придворный реверанс
Это такой вариант реверанса, который показывает уважение и почтение к членам королевской семьи в европейских странах. Придворный реверанс похож на обычный реверанс, но в этом варианте более глубокое приседание, которое демонстрирует уважение. Такой вариант иначе называют «реверанс королеве».
Техасский выпад
Такой реверанс выполняют дебютантки из штата Техас на Международном бале дебютантов. Это — глубокий поклон, в котором девушки склоняются до пола. Платье при этом раздувается вокруг девушки, будто воздушный шар.
Когда стоит делать реверанс
Важно понимать, когда именно стоит делать реверанс. Первый раз реверанс делается, когда приветствуются члены королевской семьи. Второй раз — когда они удаляются.
Помимо встречи с королевой, девушки делают реверанс на окончании церемонии вручения премии или музыкального концерта, или выступления хора.
Девочки и девушки могут сделать реверанс, если были кому-то представлены в первый раз. Девушки в католических школах могут делать реверанс монахиням — это, своего рода, знак уважения.
Разновидности мужских поклонов.
По источникам известно, что в XV веке в Италии существовала более простая форма приветствия. Можно допустить, что этот поклон в XV веке применялся в Европе повсеместно.
Упр. № 296. Мужской поклон XV века.
Схема исполнения. На счете раз кавалер делал правой ногой довольно большой шаг вперед и в это время прикладывал ладонь правой руки к сердцу, направляя взгляд на человека, которому кланялся. На счете два, приседая на левой ноге, сохраняя прямой правую ногу, он наклонял туловище и голову, отводя правую руку вниз-направо, затем выпрямлялся (рис. 275).
Поскольку в Италии в эту эпоху носили токи, а они при приветствии не снимались, форма этого поклона на улице и в помещении была одинакова. Женщины (предположительно) в это и в более раннее время пользовались только ритуальным поклоном.
Методические указания. Есть смысл сначала показать поклон XV века, а затем XVI; надо рассказать, что они примерно одинаковы по схеме, но поздний, как все в барокко, стал более нарядным и пышным. Следует указать, что манера вести даму «когтями орла», видимо, бытовала ранее XVI века. Упр. № 297. Поклон XVI века.
В XVI веке бытовал своеобразный мужской поклон, отличный от поклона танца «Паванна». Техника исполнения. На счете раз кавалер, снимая правой рукой 347 шляпу, подымал ее по направлению вперед-вверх, адресуя жест лицу, которого хотел приветствовать. В это время он делал правой ногой большой шаг вперед. На счете два, отмахивая широким жестом правую руку по направлению вниз-назад, делал большой шаг правой ногой назад. Правая стопа при этом разворачивалась вправо. На счете три, сгибая вперед туловище и голову, он придерживал левой рукой эфес шпаги. При отсутствии шпаги левая рука отводилась в сторону (рис, 276). На счете четыре кавалер выпрямлялся, оставлял шляпу у правого бедра или набрасывал ее на голову. В это время он приставлял левую ногу к правой (рис. 25.6/. При отсутствии шляпы начальное движение выполнялось в виде взмаха руки вперед. Методические указания. Изучая это приветствие, надо обязательно указать его национальную принадлежность. При работе в театре над английской или немецкой пьесой XVI столетия следует пользоваться этим поклоном. Женщины этих стран в это время пользовались ритуальным поклоном. В Европе начала XVII века, во Франции, Англии и северных странах бытовал поклон, в котором правая рука (без шляпы или со шляпой) выполняла движение по моде испанского этикета XVII столетия. Если этот поклон предназначался даме, то правая рука прикладывалась к сердцу, а если кавалеру, то к эфесу шпаги, при этом ноги выполняли движение поклона по схеме, принятой в XVI веке. Получались следующие сочетания движений: на раз правая рука снимала (уже изученным способом) широкополую шляпу, отводила ее в сторону-вверх. В это время левая нога делала большой шаг в сторону. На два правая рука, выполняя полукруговое движение, подносилась к сердцу (или эфесу), а в это время правая нога делала большой шаг назад (туловище и ноги кавалера были выпрямлены), на три правая рука отмахивала шляпой («перьями по полу») вправо, туловище и голова наклонялись, а правая нога сильно сгибалась в колене. На четыре поклон заканчивали, приставляя правую ногу к левой или левую ставили за правую. Выпрямляясь, оставляли шляпу в руке или надевали на голову.
Упр. № 298. Поклон конца XV!/ и начала XVIII столетия.
Методические указания. Характерной особенностью движений рук в этом поклоне являются широкие амплитуды, особенно правой, которая в первом счете как бы взлетает наклонно вверх-вправо. Аналогичное движение выполняется движением руки вниз и далее по дуге вперед-вверх, что позволяет удобно опустить треуголку на голову.
Этот поклон типичен для пьес Мольера, Он был в моде во Франции незначительное время. Вскоре движения ног перешли на технику полного реверанса XVIII столетия, заимствовав его из вычурного, но быстро вошедшего в моду светского танца менуэт.
Как называется поклон у мужчин
О реверансе (поклон)(стр. 68)
Что всего нужнее, то это поклон, как в жизни так и в обществе уменье поклониться с ловкостью, обнаруживает в человеке изящную манеру и внушает с первого взгляда уважение. Точно также, как и тяжесть поклона дает неловкое мнение присутствующим и непростительно для юноши или для молодой девушки.
Кланяться нужно не спеша и с достоинством. В большом обществе поклон должен быть сделан прежде всего прямо, потом направо, а после влево. Если встречает хозяин дома, то поклон должен относиться прежде всего к хозяину, а затем к прочим гостям.
Вообще, первый поклон на бале отдаётся дамам со стороны мужчины.
Реверанс. Дама делает поклон следующим образом:
Прямо. Дама должна отвести правую ногу во вторую позицию и потом левую нугу поставить назад на четвёртую позицию и при этом слегка присесть на обе ноги, затем приподнявшись, правую ногу поставить впереди левой в третью позицию.
Вправо. Если поклон нужно сделать вправо, то правую ногу поставить во вторую позицию, а левую отвести в четвёртую позицию, слегка повернувшись назад, присесть слегка на обе ноги и встав, стать правою ногою впереди в третью позицию. В левую сторону реверанс дамы исполняется так: с левой ноги отступить во вторую позицию, а правую ногу отвести назад в четвёртую позицию, присесть слегка на обе ноги и прочее, поступая как выше упомянуто.
Мужской поклон. Состоит из движения правой ногою к левой в первой позиции и медленного поклона.
Если нужно сделать поклон вправо, то нужно поставить правую ногу во вторую позицию, а левую придвинуть к правой в первой позиции и при этом сделать поклон.
Влево поклон совершается обратно: левая нога ставится во вторую позицию, а правая в первую позицию, причем правая нога придвигается к левой и делается поклон.
Что означает поклон в общении людей?
В зависимости от ситуации выполняются из положения стоя, сидя по-японски или по-европейски. По степени вежливости в целом делятся на 3 типа:
СТАНДАРТНО-ВЕЖЛИВЫЙ, или стандартный /рэй, одзиги/, с наклоном корпуса около 30°;
ОБИХОДНО-БЫТОВОЙ, или облегченный /эсяку/ с наклоном до 15°,
ЦЕРЕМОННЫЙ, или почтительный /сайкэйрэй/ с наклоном от 45° до 90°.
Большинство поклонов имеет мужские и женские варианты. Низшие по возрасту и социальному положению кланяются первыми и более вежливым поклоном.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОКЛОНОВ
1) ПОКЛОНЫ СТОЯ
Наиболее распространены в повседневном обиходном и деловом общении. Перед типовым
поклоном партнеры занимают исходное положение при дистанции в три шага и смотрят друг на друга. Во время поклона спина прямая, ноги сдвинуты; у мужчин руки свободно по швам, носки слегка врозь, у женщин руки сложены перед собой, носки могут быть слегка внутрь. Поза поклона выдерживается до двух секунд, затем партнеры не спеша возвращаются в исходное положение и вновь смотрят друг на друга.
Одна из типичных повседневных ситуаций употребления поклонов стоя — приветствия. Так, знакомые люди (соседи, сослуживцы на работе и т. д. ) при встрече и прощании совершают стандартные или обиходные поклоны с подобающими речевыми формулами. Например, при встрече: Охаё: годзаимасу ‘Доброе утро’, Коннитива ‘Добрый день’ и т. п. ; при прощании: Саёнара ‘До свидания’, при уходе с работы: Осоки ни сицурэй симасу ‘До свидания’ (букв. ‘Извините, что ухожу раньше вас’) и др. С поклонами стоя связан оборот коси га хикуи (букв, ‘держать спину низко’) ‘держаться скромно и почтительно’.
2) ПОКЛОНЫ СИДЯ ПО-ЯПОНСКИ (на циновке и т. п. )
Обычно совершаются в помещении с японским интерьером. Часто выполняются из официальной сидячей позы /сэйдза; хидза о соро-этэ сувару/: на коленях и пятках, спина прямая, бедра сомкнуты; руки у мужчин свободно лежат на бедрах, у женщин сложены перед собой.
3) ПОКЛОНЫ СИДЯ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
Обычно совершаются в помещении с европейским интерьером в различных ситуациях вежливо-официального общения; при личном контакте допустимы лишь по отношению к младшему или низшему по положению. Выполняются в целом так же, как поклоны стоя; руки — как при поклонах сидя по-японски.