Как называется папаха на кавказе
Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа
Как для горца, так и для для казака папаха – всегда была символом гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение к нему остаётся.
По версии Большой Советской энциклопедии, слово папаха имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах). Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.
Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года, и даже тюрбаны. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами.
Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам, которые с самого своего появления на Кавказе начали заимствовать большое количество культурных и бытовых элементов жизни горцев. В том числе включив в свой гардероб этот головной убор.
Русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году.
В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств: в казачьих войсках, в конвое Александра I, степные войска на Урале и в Забайкалье, кавказские войска Дагестана и Осетины, конный дивизион Туркмении, сибирские войска.
В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Однако уже совсем скоро, после революции, в хождение был запущен шлем суконный, более известный как «буденовка». Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку».
Тем не менее, даже революционеры папаху очень любили, и в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.
После развала Советского Союза в 1995 году головной убор был запрещен к использованию в армии. Но спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 папаха в очередной раз вернулась в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.
Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:
1. Каракулевая – считается самым ценным видом. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки.
2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении.
3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков.
Изначально появившись в горных селениях этот традиционный высокий меховой головной убор из овчины, служивший для защиты от холода, спустя всего нескольких веков, стал одним из основных атрибутов военного обмундирования казаков.
В случае крайней надобности этот головной убор мог и защитить своего хозяина. Ведь в донских и запорожских казачьих войсках папаху дополняли тумаком – клиновидным колпаком по верху в который иногда вшивали металлические пластины.
Отсюда и берет начало расхожая фраза «надавать тумаков».
Традиции
Вместе с некоторыми традициями горных народов перекочевало и особое отношение к этой шапке, а именно:
Часть из этого, на протяжении долго времени, потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. Ведь бережное отношение к своим традициям, культуре остается неизменным у всего казачества.
Появилась кубанка во времена черкесской войны и заселения Кубани.
Из чего шьют папахи и кубанки
Традиционно данную разновидность головного убора шьются из:
Каракуль – шкурки ягнят особой, каракульской породы. Они отличаются особой тонкостью шерсти, а также характерным рисунком завитков.
Овчина – шкура взрослой овцы старше шести месяцев. Благодаря длинному плотному ворсу она отлично сохраняет тепло и держит форму.
Кубанка
Изначально она появилась в период Первой мировой войны у кубанских казаков – оттуда и название.
От папахи ее отличает правильная цилиндрическая форма и небольшая высота.
Верх кубанки может быть различаться по цвету и являться знаком отличия вида войска. К примеру:
На верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест.
У казаков при царе они были серебристыми.
Однако 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск, были введены ещё и
Папаха – головной убор на все времена.
Это – не просто шапка, согревающая владельца.
Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Папаха на Северном Кавказе – целый мир и особый миф. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще – головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать предмету – ведь папаха не позволяла горцу наклонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле.
Не так давно я была в ауле Тхагапш в гостях у Батмыза Тлифа, председателя аульского «Чиле Хасэ». Мы много говорили о традициях аульного самоуправления, сохранившихся у причерноморских шапсугов, а перед уходом я спросила у нашего гостеприимного хозяина разрешения сфотографировать его в парадной папахе – и Батмыз словно помолодел на моих глазах: сразу другая осанка и другой взгляд.
Батмыз Тлиф в своей парадной каракулевой папахе. Аул Тхагапш Лазаревского района Краснодарского края. Май 2012. Фото автора
С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, если он кого-либо просит о чем-либо. За исключением только одного случая: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.
Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек сам снял и оставил где-то папаху, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.
Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье известный случай, когда, отправляясь в театр, известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Головные уборы не снимали и в помещении (за исключением башлыка). Иногда, снимая шапку, надевали легкую шапочку из ткани. Существовали и особые ночные шапки – главным образом у стариков. Горцы брили или очень коротко стригли голову, что также консервировало обычай постоянно носить какой-либо головной убор.
Наиболее старой формой считались высокие лохматые шапки с выпуклым верхом из мягкого войлока. Они были так высоки, что верх шапки наклонялся в сторону. Сведения о таких шапках записаны Евгенией Николаевной Студенецкой, известным советским этнографом, от стариков карачаевцев, балкарцев и чеченцев, которые сохранили в памяти рассказы отцов и дедов.
Для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль.
Черкесы в папахах. Рисунок любезно предоставлен мне ученым-истрриком из Нальчика Тимуром Дзугановым.
Каракулевые папахи называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец.
Форма меховой папахи могла быть разнообразной. В своих «Этнологических исследованиях об осетинах» В.Б. Пфаф писал: «папаха сильно подвержена моде: порою ее шьют очень высокою, в аршин и более высоты, а в другое время довольно низкою, так что она немного лишь выше шапки крымских татар».
В конце 19 – начале ХХ вв. шапки из меха (из овчины с длинной шерстью) бытовали главным образом в качестве пастушеских (чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, балкарцы).
Высокая папаха из каракуля была распространена в Осетии, Адыгее, плоскостной Чечне и редко – в горных районах Чечни, Ингушетии, Карачае и Балкарии.
В начале ХХ века вошли в моду невысокие, почти по голове, суживающиеся кверху шапки из каракуля. Их носили главным образом в городах и прилегающих к ним районах плоскостной Осетии и в Адыгее.
Папахи стоили и стоят дорого, поэтому имелись у богатых людей. У богатых людей было до 10-15 папах. Надир Хачилаев рассказывал, что купил в Дербенте папаху уникального переливающегося золотистого оттенка за полтора миллиона рублей.
После первой мировой войны на Северном Кавказе распространилась невысокая шапка (околыш 5-7 сам) с плоским донышком из ткани. Околыш делали из курпея или каракуля. Донышко, выкроенное из одного куска ткани, находилось на уровне верхней линии околыша и пришивалось к нему.
Такую шапку называли кубанкой – впервые ее стали носить в Кубанскойм казачьем войске. А в Чечне – карабинкой, из-за ее малой высоты. У молодежи она вытеснила другие формы папах, а у старшего поколения сосуществовала с ними.
Отличие казачьих шапок от горских шапок – в их разнообразии и отсутствии стандартов. Горские шапки – стандартизированы, казачьи – основаны на духе импровизации. Каждое казачье войско в России отличалось своими шапками по качеству ткани и меха, оттенкам цвета, форме – полусферической или плоской, выделке, пришивным лентам, швам и, наконец, по манере носить те самые головные уборы.
Папахи на Кавказе очень берегли – хранили, покрывая платком. При поездке в город или на праздник в другой аул праздничную шапку везли с собой и надевали только перед въездом, снимая более простую шапку или войлочную шляпу.
В ближайших постах – продолжение темы мужских головных уборов, уникальные фото и модные папахи от Готье…
Что за мохнатые шапки на головах у русских казаков и зачем они им нужны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Мохнатая» меховая цилиндрическая шапка, которую можно увидеть на русских казаках, называется папаха. Как несложно догадаться, исконно русским головным убором она не является. Предмет гардероба был заимствован у народов Кавказа и Средней Азии, куда Российская Империя на протяжении нескольких столетий проводила свою экспансию. Папаха является одним из наиболее ярких заимствований удачных изобретений пришлыми народами, у народов коренных.
Считается, что русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году. Тогда папаха была официально установлена в русской армии, причем только в казачьих подразделениях.
При этом папахи в Русской имперской армии были очень разными. Внешний вид папах мог сильно меняться в зависимости от региона службы конкретного подразделения. Большинство казачьих папах было высокими, с коротким мехом и черного цвета. При этом Уральские, Забайкальские, Амурские и Уссурийские подразделения носили папахи с длинным мехом. В вот Сибирские казачьи формирования уже носили папахи укороченные, с коротким мехом и черного цвета. Представители свиты и личной охраны Его Величества носили (как правило) высокие белые папахи с коротким мехом.
Данный головной убор в русской армии стал форменным предметом одежды и, по сути, выполнял две функции. Во-первых, отражал принадлежность кавалериста к казачьему формированию. Во-вторых, был просто удобным зимним головным убором. Достаточно сказать, что папаха оказалась настолько удобной шапкой, что смогла пережить в имперскую армию.
В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Правда, действительно широкого распространения она получить не успела. Во-первых, потому что уже готовилась новая шапка, которая впоследствии получила название «будёновка». Во-вторых, потому что в 1917 году случилась революция. Кстати, революционеры папаху тоже любили, в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.
В 1922 году в Советской России папаха была выведена официально из массового употребления. Однако, уже в 1936 году, приказом НКО СССР номер 67 от 23 апреля знаменитый головной убор вновь вернулся. Согласно приказу, папаху могли использовать в качестве выходной формы одежды бойцы казачьих формирований в составе РККА. Так, кавказские казаки носили папахи-осетинки («кубанки»), а донские казаки предпочитали традиционную высокую папаху. Спустя 4 года в 1940 году вышел новый приказ, который разрешил использовать папаху в качестве зимнего головного убора генералам и маршалам Советского Союза. А спустя еще некоторое время, папаху разрешили носить и полковникам всех родов войск, вместо шапки-ушанки.
После развала Советского Союза в 1995 году папахе досталось. Новым приказом головной убор был запрещен к использованию в армии. Тем не менее, спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 кавказский головной убор в очередной раз вернулся в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.
Хочется узнать еще больше интересного? Тогда читай про 10 культурных брендов, которые воспринимаются неотделимо от России в наше интересное время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Папаха каракулевая – не просто головной убор!
Универсальный головной убор, в котором летом не потеешь, а зимой не мерзнешь – что это? Конечно же настоящая кавказская папаха.
О папахе
Вообще эту «шапку» носят не только горцы, распространена она достаточно широко. А главное, что смотрится всегда исключительно благородно, неважно кто является ее обладателем:
Не играет роли и национальность человека, чью голову украшает папаха. Этот головной убор является:
Правда форма, пошив да и материал для разных папах отличается. Так, вы можете встретить и цилиндрическую, и полусферическую модель с плоским дном или длинным колпаком, выполненные из овчины, каракуля или каракульчи. Какой же мех предпочесть?
О мехе
Скажем сразу, что овчина – это мех взрослой особи, он длинный, теплый, но не самый красивый.
Намного лучше смотрится каракульча – мех неродившихся ягнят. Материал очень красив, похож на бархат, но непрочен, на нем быстро появляются «заломы», он нестоек к истиранию, поэтому используют дорогую по цене каракульчу для изготовления эксклюзива «на выход в свет».
Намного прочней папаха каракулевая, ведь для ее изготовления используют нежные шкурки только что родившихся ягнят. Шелковистый, мягкий, упругий и густой каракуль имеет, без преувеличения, уникальный рисунок, который создают хаотично расположенные завитки шерсти. Эту-то красоту используют не только для изготовления папах, модницы шьют из каракуля великолепные шубы, жакеты и пр.
Что касается цвета, то данный вид меха природа «представляет» в следующих вариантах:
Все видели серые стальные папахи на головах российских генералов и маршалов, а черные— являются головным убором адмиралов и капитанов 1 ранга в ВМФ.
Сегодня селекционеры предлагают новые, совершенно невероятные «расцветки»: вы встретите каракуль и платиновый, и золотистый, и даже янтарный. Кому же предназначены такие шкурки?
«Шапка из каракуля»
Есть еще одна категория людей, для которых папаха каракулевая – это стильный и дорогой элемент одежды. Модники с особым старанием изучают рисунок меха, его густоту, цвет и шелковистость.
Ведь ценность представляет шкурка, снятая на 1-3 день после появления ягненка на свет. А дальше с каждым днем мех грубеет, теряет блеск и отчетливость рисунка. Трудно представить, но завитки шерсти у каждого животного свои, неповторимые, как линии на ладони у человека. Правда, условно рисунки все же можно разделить на категории:
Итак, у настоящего каракуля строго определенная длина меха на завитках, а сами они выстроены в конкретный рисунок. Но это еще далеко не все.
Скажем откровенно: качество этого материала определяется по 20 параметрам!
Каракуль удивительным образом держит форму, ведь короткий ворс не оттягивает шкурку, поэтому материал и используют для изготовления высоких папах.
Модницы же с удовольствием носят легкие, элегантные шубки их этого материала. Модники по достоинству оценили спортивные куртки и классические пиджаки, которые смотрятся просто роскошно.
Так что купить папаху каракулевую – это одно, а вот использовать ее по назначению – это другое. Будьте внимательны!
Немного истории
Овцы, которые дают человеку столь красивый мех, относятся к породе каракульских, их родиной считается Средняя Азия. К чести этих животных отметим, что они первые, которых человек решил разводить не ради мяса и шерсти, а ради красивого меха. С тех пор прошло не менее 13 веков. За это время сам каракуль приобрел мировую известность, а партии каракульских овец в 20 веке импортировали и в Австрию, и в Африку, где эти неприхотливые животные легко прижились.
Новые климатические условия и рацион питания сделали свое дело, поработали и селекционеры, и вот сегодня на мировом рынке представлен каракуль не только традиционный среднеазиатский – узбекский или афганский, но и намибийский.
Кавказские традиции
И все же, никто не ценит так папаху, как горцы, для которых она является национальным атрибутом. На Северном Кавказе специально разводят овец ценных пород, шерсть ягнят которых способна конкурировать с мировыми аналогами.
Конечно, качественная папаха, каракуль для которой «выращен» в чистых высокогорных районах с соблюдением всех «правил» выпаса и кормления, заметна сразу.
Именно такую вещь стараются приобрести в качестве дорогого подарка уважаемому мужчине. Потому что для кавказца папаха – это предмет гордости! Недаром горцы говорят, что папаха носится вовсе не для тепла, а для чести. Ее даже уронить считается неприличным, а уж тем более потерять. Каждый мужчина на Северном Кавказе знает, что если голова на плечах цела, то на ней должна находиться папаха.
Интересно, что даже выкроена такая шапка по-особому. Вы заметили, что горцы ходят с гордо поднятой головой? Конечно, это во многом определяется менталитетом и все же, не последнюю роль здесь играет все та же папаха – это она «не позволяет» кланяться без причины.
Даже если кавказец пришел к другому «бить челом», то, в отличие от русского просителя, он никогда не снимет папаху. Правда, есть одно исключение – если мужчина просит прощения за кровную месть. Поэтому особой обидой считается, если в порыве спора национальную шапку сбили на землю. Вообще, на Кавказе популярна такая присказка, что потерять папаху можно только с головой.
И настоящий горец живет по такому принципу. Известный в нашей стране артист балета Махмуд Эсамбаев, будучи депутатом Верховного совета в Советском Союзе, на заседаниях всегда был в головном уборе, потому что, это была папаха!
А еще ходят слухи, что гордые кавказцы не пользуются сейфами – в качестве секретного «ящика» у них выступает опять же головной убор. И в это можно поверить, а вот проверять не стоит: помните, что сбитая шапка – это обида и унижение. А обижаться и мстить горцы умеют.
Убедительная просьба: если вы делаете подарок в виде дорогой папахи уважаемому человеку, но он «пришлый» на Кавказе, расскажите ему о традициях, научите, что эта шапка должна стать единым целым с его мудрой головой.