Как называется открытый грузовой вагон
Виды грузовых железнодорожных вагонов
Цистерны предназначены для перевозки жидких веществ: нефти, бензина, кислот, воды, молока, газообразных, затвердевающих и порошкообразных грузов Цистерны имеют цилиндрическую форму корпуса. Могут иметь теплоизоляционное покрытие или оборудование для разогрева перевозимого продукта, а также приборы для контроля за его состоянием.
Основные типы:четырёхосные 60-65 т,восьмиосные 120-125 т
Полувагон предназначен для перевозки грузов, которые не требуют защиты от дождя или снега: уголь, медная руда, лесоматериалы, контейнеров, проката металлов. Особый тип полувагонов предназначен для перевозки насыпные грузы. Такие полувагоны имеют разгрузочные люки в полу или стенах вагона.
Основные типы:четырехосные 22-75, твосьмиосные 69-130 т
Крытый вагон перевозит грузы, которым необходима защита от природных факторов и механического воздействия: зерновые, автомобили, животные.
Грузоподъёмность:25-72 т
Платформы предназначены для перевозки длинномерных грузов, металлоконструкций, контейнеров, техники и некоторых сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. К специализированным платформам относятся платформы для перевозки большегрузных контейнеров, легковых автомобилей, леса.
Грузоподъёмность:70-73 т
Грузоподъёмность:70т
Классификация грузовых железнодорожных вагонов
Грузовые ж/д вагоны – единицы подвижного состава, предназначенные для железнодорожных грузоперевозок. Они отличаются по числу осей, материалу корпуса, грузоподъемности, сфере применения.
Рассмотрим подробнее классификацию и особенности грузовых вагонов.
Виды классификаций грузовых вагонов по различным признакам
Классифицируют грузовые железнодорожные вагоны по нескольким параметрам:
Количеству осей: выделяют дву-, четырех-, шести-, восьмиосные модели, а также многоосные, бестележечные и тележечные варианты.
В зависимости от видов кузовов различают вагоны цельнометаллические, с обшивкой из металла или древесины, сварные варианты с клепаными узлами.
Предельная грузоподъемность, габариты тары и нагрузка ось также разделяет подвижной состав.
Габариты ж/д состава с учетом ширины железнодорожного полотна: ширококолейные или узкоколейные.
По месту применения: универсальные для перевозки широкой номенклатуры грузов или со специальным назначением, то есть ограниченного числа грузов или редких, сложных грузов.
Вагоны спецназначения – транспортеры для отправки и доставки негабаритных грузов, авто, животных и другого специфического товара. К этой же подгруппе относят вагоны-мастерские, дозаторы, вспомогательные, предназначенные для техобслуживания ж/д полотна.
Подвиды вагонов по специализации
Все грузовые вагоны можно разделить на 7 основных подгрупп:
Крытые. Имеют дополнительную классификацию. Нужны для перевозки груза, которому требуется защита от осадков.
Цистерны – модели для перевозки жидких продуктов.
Полувагоны – открытые конфигурации для навалочных или насыпных продуктов.
Транспортеры – платформы для очень больших или тяжелых предметов.
Думпкары подходят только для сыпучих грузов, которым не нужна защита от осадков.
Хопперы – вагоны с системой быстрой выгрузки за счет конструктивных особенностей.
Автомобилевозы – специальные составы для перевозки авто, микроавтобусов и двухколесной техники.
Рассмотрим характеристики каждого варианта подробнее.
Крытые
Закрытые конструкции защищают груз от атмосферных осадков, ветра и даже хищения. Подходят для перевозки штучного груза в упаковке и без нее. В таких вагонах часто транспортируют пищевые продукты, различное оборудование, станки, сыпучие упакованные товары.
Закрытые вагоны имеют внутреннюю классификацию:
Универсальные модели для товарно-штучных, упаковочных или сыпучих грузов.
Специальные – нужны для перевозки сельскохозяйственных животных, птиц, легковых авто, рулонной стали или металла в пачках, а также бумаги и других видов продукции.
По грузоподъемности конструкции могут перевозить от 66 до 68 тонн с вместительностью от 81 до 138 м³. Специальные модели для перевозки автомобилей транспортируют 42 тонны с объемом до 265 м³.
Отдельно в подклассе крытых грузовых вагонов выделяют варианты для транспортировки скоропортящихся продуктов:
Рефрижераторы. За счет специального оборудования поддерживают заданную температуру внутри.
Термосы – для перевозки термически подготовленных продуктов. Они имеют утепленную конструкцию с большим слоем теплоизоляции, чтобы поддерживать заданную температуру без специального оборудования.
Ледники – специальные тары для перевозки грузов с применением сменного хладагента.
Все варианты грузовых вагонов широко применяются для перевозки товарно-материальных ценностей на дальние расстояния. Загрузка чаще всего боковая через откатные ворота.
Полувагоны
Применяются для перевозки навалочных грузов, контейнеров, автомобильного транспорта и длинномеров (лесозаготовок, труб и металла). Полувагоны оборудованы открытым кузовом, позволяющим быстро загружать и выгружать продукции. В полу часто обустроены люки для разгрузки (саморазгружающиеся модели).
Полувагоны бывают универсальными с выгрузными люками снизу, открывающимися внутрь дверьми или специальными, без люка и дверей только для верхней загрузки насыпных товаров.
Грузоподъемность полувагонов от 62 до 125 тонн. Объем – от 64 до 137,5 м³. При необходимости навалочный груз закрывается сверху брезентом, чтобы не было больших товарных потерь из-за воздействия ветра.
Транспортеры
Модели для сверхгабаритного груза. Данные грузовые вагоны состоят из несущей балки, в нижней части которой находится погрузочная площадка. Грузоподъемность платформы до 220 тонн. По конструкции бывают 4-, 8- или 16-осными.
Отдельно выделяют транспортеры, разделенные на секции и соединенные автосцепками. Их грузоподъемность до 480 тонн. Также есть варианты сочлененные, где груз находится между секциями на консолях, балках, скрепленных пружинами. Предельная нагрузка на такую платформу – до 500 т.
Цистерны
Специальная железнодорожная тара для перевозки жидкостей. В конструкции предусмотрены 4 или 8 осей. Грузоподъемность – до 125 тонн. Выполнены цистерны чаще всего из стали с дополнительными добавками, покрытием и оборудованием в зависимости от типа перевозимой продукции.
Думпкар
Специальный вариант для грузоперевозки сыпучих товаров. Его кузов при разгрузке способен наклоняться и опрокидывать товар на обочину. По типу выгрузки думпкары бывают с пневматической или гидравлической разгрузкой.
Хопперы
Удобные современные вагоны для перевозки насыпных, навалочных грузов с системой саморазгрузки под воздействием силы тяжести. Они выполнены в форме трапеции, где стены наклонены к разгрузочным люкам. Могут быть открытыми и закрытыми, с выгрузкой на междупутье или в бок от рельсовых путей.
Автомобилевозы
Крытые или открытые вагоны для перевозки легкового транспорта, микроавтобусов, прицепов и мототехники. Отличаются способом загрузки и крепления товара внутри вагона.
Каждый вид грузовых железнодорожных вагонов отличается удобством, вместительностью и грузоподъемностью. Ж/д перевозка грузов идеальна для больших поставок на дальние расстояния.
Какие бывают типы вагонов для грузовых перевозок?
Перевозка грузов железнодорожным транспортом – один из наиболее удобных и надежных способов доставки разных типов материалов. При помощи техники обеспечивается перевозка изделий в стандартной комплектации, негабаритные предметы, сыпучая и жидкая продукция, сверхтяжелые объекты. Особенностью метода стали доступные цены на выполнение задач, возможность транспортировки на большие расстояния. Рассматриваем на примерах основные типы грузовых вагонов и сферы применения оборудования.
Вагоны делятся на несколько групп, для которых характерны основные технические параметры:
Дополнительно на платформе грузового вагона могут быть установлены разные виды надстроек и емкостей, которые поддерживают перевозку определенных групп материалов.
Стандартный крытый грузовой вагон
Крытый тип грузовых вагонов – это один из наиболее распространенных вариантов железнодорожной техники, которая используется для перевозки разных типов грузов и обеспечения защиты продукции от дождя и снега, ветра, других факторов окружающей среды. По сферам применения и особенностям конструкции техника делится на следующие категории:
Специальные вагоны с закрытой конструкцией используются в сфере животноводства для перевозки птицы, крупнорогатого скота. Дополнительно техника позволяет осуществлять транспортировку рулонной бумаги, легковых автомобилей, холоднокатаной стали и прочих видов грузов.
Универсальные вагоны перевозят штучные изделия, тарно-упаковочную продукцию, сыпучие материалы. Техника не требует применения дополнительного оборудования или перепланировки. Классическая конструкция позволяет использовать технику для перевозки людей.
Традиционный корпус представляет собой металлический или деревянный короб. Боковые стенки оснащаются раздвижными воротами для осуществления погрузки или разгрузки. В зависимости от сферы применения добавляются специальные вентиляционные каналы, люки, поддерживается внутреннее освещение. Фиксация грузов для исключения качки или повреждений при движении поддерживается стыковочными механизмами.
Что такое полувагон: особенности применения
Полувагон представляет собой грузовой вагон открытого типа, который оснащен металлическими или деревянными бортами, а главная особенность техники – отсутствие крыши. При помощи транспорта выполняется перевозка грузов навалочного типа: сыпучих строительных или природных материалов, опилок, угля, руды, грунта, песка. Специальная платформа позволяет размещать контейнеры и другую продукцию, которая не нуждается в дополнительной защите от атмосферных осадков и факторов внешней среды. Отсутствие крыши в кузове существенно упрощает процесс выгрузки и погрузки, в корпусе бывают предусмотрены специальные люки в полу, раздвижные и съемные стенки. Аналогично с классическими крытыми вагонами полувагоны делятся на две категории: специальные и универсальные.
Платформа для перевозки длинномерных грузов
Распространенный тип вагонов для перевозки грузов – платформа. Конструкция представляет собой традиционный вагон без добавления в основу специальных конструкций и пристроек. Техника применяется для транспортировки на большие расстояния штучных или сыпучих грузов, длинномерных изделий, которые не нуждаются в обеспечении дополнительной защиты от воздействия атмосферных осадков или механических нагрузок. Платформы подходят для перевозки стандартных контейнеров.
Универсальные платформы оснащаются мощной сварной рамой повышенной прочности с добавлением специального настила. Предусмотрена возможность добавления торцевых или боковых ворот, создание на базе платформы полувагона. Конструкция поддерживает одновременную перевозку до 45 тонн для платформы с функциональной длиной до 3 метров, а также до 60 тонн при длине конструкции 4,3 метра. Вагоны открытого типа отличаются удобством в погрузке и разгрузке, большими возможностями для перевозки разных типов продукции.
Хоперы и цистерны: для чего используются вагоны?
Основа хопера представляет собой саморазгружающийся вагон с бункерным типом конструкции. Техника используется для безопасной перевозки на большие расстояния цемента, руды, угля, зерна и других сыпучих материалов. Основная часть кузова изготовлена в виде специальной воронки, которая снизу оснащена специальными люками, при помощи который поддерживается высыпание грузов.
Предусмотрены хоперы закрытого и открытого типа. Первые используются для грузов, которым требуется обеспечение защиты от воздействия факторов среды. Открытый корпус подходит для материалов, которые можно с легкостью высушить. По видам разгрузки хоперы делятся на устройства с выгрузкой в междурельсовое пространство, в сторону от рельсов. Добавлена возможность ручного или автоматического открытия люков.
Цистерны активно применяются для перевозки на большие расстояния грузов наливного типа. Широко распространены универсальные изделия, которые подходят для обслуживания нефтепродуктов, горючих веществ, а также специальные, которые применяются для пищевой продукции, химических веществ и кислот. Представлены 4 и 8-миосные варианты с общей грузоподъемностью от 60 до 125 тонн. Герметичный корпус исключает вытекание жидкого вещества, попадания вредных паров в окружающую среду при хранении и перевозке.
Материалы
Классификация подвижного состава РЖД. Вагоны.
Классификация вагонов.
Вагоны разделяются
По своему назначению вагоны разделяются на две основные группы
Пассажирский вагон
Пассажирский вагон имеет кузов, который представляет собой закрытое помещение со всеми основными устройствами, необходимыми для пассажиров (оборудование для сидения или лежания, системы отопления, вентиляции и освещения, туалетные помещения, удобные входы и выходы и т.п.).
Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов – ресторанов, почтовых, багажных и специального назначения.В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим устройством.
По назначению различают вагоны:
· дальнего следования – для перевозки пассажиров на большие расстояния. Эти вагоны бывают купейными или плацкартными. Они оборудованы жесткими или мягкими диванами для лежания и поэтому называются жесткими или мягкими вагонами;
· местного сообщения – для перевозки пассажиров на более короткие расстояния, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;
· пригородные – для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время (1-2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
· вагоны – рестораны – для организации питания пассажиров в пути следования. В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
· почтовые – для перевозки почтовых грузов. Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;
· багажные – для перевозки багажа пассажирских поездов. В вагонах имеются кладовые с погрузочно – разгрузочными механизмами и помещениями для обслуживающего персонала;
· почтово – багажные – используемые в качестве почтовых и багажных вагонов на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.
Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы и т.п.
Грузовые вагоны
Грузовые вагоны в зависимости от вида перевозимых грузовразделяются на следующие основные типы:
· крытые – для перевозки зерновых и других сыпучих грузов нуждающихся в защите от атмосферных осадков, для транспортировки тарно-упаковчных и высокоценных грузов. Вагон имеет крытый кузов, обычно оборудованный люками и дверями;
· полувагоны – для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), контейнеров, различных машин и др. Вагон имеет открытый кузов, чаще всего оборудованный дверями и разгрузочными люками;
· платформы – для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы и их полуфабрикаты), контейнеров, автомашин и т.д. Эти вагоны имеют настил пола на раме и обычно откидные борта;
· цистерны – для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы, и т.п.). Кузовом вагона служит специальный резервуар (котёл) обычно цилиндрической формы, имеющий люки для налива и устройства для слива груза;
· изотермические – для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т.п.). В этих вагонах кузов имеет изоляцию и оборудование для создания необходимых температурного и влажностного режимов. Современные изотермические вагоны строят в виде самостоятельных рефрижераторных секций с центральной холодильной установкой или с полным комплектом всего холодильного оборудования в каждом вагоне (автономный рефрижераторный вагон). Раньше были распространены с льдосоляным охлаждением;
· вагоны специального назначения – для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортёры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).
В зависимости от технической характеристики и пассажирские и грузовые вагоны различаются:
· по осности – двухосные, четырёхосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;
· по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клёпаными узлами;
· нагрузке от колёсной пары на рельсы
· нагрузке на 1 м пути и другими параметрами;
· по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.
По месту эксплуатации вагоны подразделяются
Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог страны.
Вагоны
Железная дорога в основном служит для перевозки грузов и пассажиров. Поэтому и вагоны бывают пассажирские и грузовые. С Пассажирскими
Грузовые вагоны, здесь все сложнее, давайте разберемся, какие бывают грузы. По своим свойствам грузы различают по размерам, свойствам и состоянию. Исходя из этого конструкторы создали различные конструкции грузовых вагонов, причем различаются они только конструкцией рамы и кузова, чтобы можно было совместить с базовой ходовой частью вагона, ударно-тяговым механизмом и конечно же тормозным оборудованием.
Возьмем крытые вагоны, состоят они из крыши,стен с двумя дверями и деревянного пола. Что в нем можно перевозить? Абсолютно все что угодно, кроме крупногабаритных, сыпучие грузы в мешках, жидкие в емкостях. Встает другой вопрос, рентабельна ли эта перевозка?
К примеру песок, уголь, руда нужно это все расфасовать и загрузить, кто же этим будет заниматься? Следовательно крытые вагоны для таких грузов не подойдут, а вот сахар, мука, цемент и многие другие грузы, которые боятся влаги, в самый раз.
Также имеются и полувагоны без откидных люков, для разгрузки таких вагонов нужны специальные вагоно-опрокидыватели. Такие вагоны и служат для перевозки угля, песка, щебня, а так же в них перевозят лес, трубы, строй материалы и многое другое. Влага таким грузам не помеха.
Только в меньших количествах. Хочется отметить, что сыпучие грузы при движении состава выветриваются под воздействием воздушных масс, хоть и незначительная часть и на первый взгляд практически незаметна. Все же за год выветривается около 10 млн. тонн угля, это примерно 20 составов груженных углем. Для предотвращения этого, грузы поливают специальной жидкостью, которая при высыхании дает твердую корку и тем самым не дает выветриваться грузу.
Цистерны предназначены для перевозки жидких грузов. Это большая емкость цилиндрической формы с заливной горловиной. В таких цистернах перевозят нефть, бензин и другие жидкие грузы.
3.2. Характеристика вагонов, общие сведения
Независимо от типа и назначения каждый вагон состоит из основных узлов (рис.3.1); кузова 1; ударно-тяговых устройств 2; тормозного оборудования 3; ходовой части 4.
Кузов служит для размещения в нем грузов. Он прочно укрепляется на раме и по своему устройству зависит от рода перевозимого в нем груза. Тип грузового вагона и устройство определяются его назначением и конструкцией кузова. В эксплуатации находится большое разнообразие кузовов грузовых вагонов, поэтому они классифицируются в зависимости от:
• рода перевозимых грузов. Делятся на открытые (у платформ, полувагонов, думпкаров, хопперов-дозаторов и транспортеров) и закрытые (у крытых, цистерн, изотермических, зерно- и цементовозов и других крытых вагонов бункерного типа). В свою очередь закрытые делятся на кузова: без теплоизоляции, с теплоизоляцией и различными системами принудительного охлаждения (обогрева) грузов или без них;
• устройств для погрузки и выгрузки грузов с дверями на боковых стенах или с люками в крыше и полу (при отсутствии крыши — только с люками в полу).
К ходовой части вагона относятся тележка с рамой, колесные пары, буксы с подшипниками, детали рессорного подвешивания и др.
Тормозное оборудование служит для замедления движения или полной остановки поезда и удержания его на месте.
Ударно-тяговые (автосцепные) устройства предназначены для сцепления вагонов друг с другом и с локомотивом, передачи тяговых и сжимающих усилий, возникающих в поезде, а также для удержания вагонов в составе на определенном расстоянии.
Для сравнения различных вагонов пользуются их технико-экономическими характеристиками и параметрами, основными из которых являются грузоподъемность, тара, коэффициент тары, удельный объем, нагрузка на ось, нагрузка от колесной пары на рельс, погонная нагрузка и база.
Грузоподъемность — это максимально допустимая масса груза, который можно погрузить в данный вагон. Эта величина в тоннах проставляется на боковых стенах кузова, бортах платформ, котлах цистерн масляной краской в установленных для этого местах.
Тара вагона — общая масса вагона в порожнем состоянии. Эта величина в тоннах проставляется на раме вагона с обеих сторон.
Коэффициент тары показывает долю массы порожнего вагона, приходящуюся на 1 т полезного груза при загрузке его до полной грузоподъемности. Этот измеритель характеризует выгодность использования вагонов разных типов и определяется делением тары на грузоподъемность.
Нагрузка на ось получается делением общей массы вагона — тары и грузоподъемности (брутто) за вычетом массы колесных пар на число осей вагона.
Нагрузка от колесной пары на рельс определяется делением веса брутто на число колесных пар. Эта нагрузка допускается не более 215.7 кН, а для вагонов отдельных типов 245,11 кН. Эффективность вагона определяется также погонной или статической нагрузкой, приходящейся на 1 м пути.
Погонная нагрузка подсчитывается делением массы брутто вагона на длину его по осям сцепления автосцепок, для магистральных линий максимальная погонная нагрузка установлена 78 кН/м, исходя из прочности мостов и других искусственных сооружений. База вагона — расстояние между осями пятников.
Вагоны различных типов, имея близкие по значению характеристики, общие некоторые параметры и совершенно одинаковые отдельные составные части, тем не менее, отличаются друг от друга, в основном, устройством кузова.
Габарит подвижного состава
По габариту подвижного состава различают вагоны, предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети страны; вагоны, обращение которых допустимо только на реконструированных участках дорог РФ; и вагоны для международных сообщений.
Подвижной состав, в том числе и вагоны, строятся по определенному габариту с целью предотвращения возможности соприкосновения вагонов со станционными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. По своим размерам грузовые вагоны соответствуют габаритам подвижного состава (ГОСТ 9238-83).
Под габаритом подвижного состава подразумевают предельное поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, в котором, не выходя наружу, должны помещаться установленные на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новые вагоны, но и вагоны, имеющие максимальные нормируемые допуски и износы.
Между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С (рис. 3.2) оставляется некоторое пространство,
предназначенное для смешений подвижного состава, которые вызываются допускаемыми отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми и вертикальными колебаниями подвижного состава на рессорном подвешивании и понижением его из-за износов в деталях. Габарит подвижного состава связан с размерами колеи железных дорог; чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее.
ГОСТ устанавливает габариты подвижного состава Т, Тц, Тпр и 1-Т для железных дорог СНГ, Балтии и Монголии (табл. 3.1);
Таблица 3.1
Единые габариты подвижного состава
Габарит
Высота,
мм
Ширина,
мм
Назначение
Для сети железных дорог СНГ. Балтии и Монголии
Для сети железных дорог СНГ. Балтии и европейских стран
• габарит Т (см. рис. 3.2) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общей сети железных дорог России, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С;
• габарит Тц — для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий;
• габарит Тпр — для полувагонов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий;
• габарит 1-Т — для подвижного состава, эксплуатируемого по всем путям железных дорог России, других стран СНГ, Монголии и Балтии;
• габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ предназначены для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам СНГ колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм.
Знаки к надписи на грузовых вагонах
Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
1) технический знак Российских железных дорог;
2) информацию завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;
3) дату и место производства установленных видов ремонта;
5) грузоподъемность, номер;
6) на крытых, полувагонах и некоторых других типах вагонов наносится объем кузова;
7) на наружной поверхности хребтовой балки крепят табличку с указанием наименования предприятия изготовителя;
9) марку стали кузова вагона;
10) знак «К» — композиционные колодки;
11) на нижней части кузова нанесен знак кронштейна для транспортировки вагона;
12) на хребтовой балке надпись «Авторежим»;
13) на отдельных типах вагонов указан род перевозимого груза, например «Зерно», «Цемент», «Бензин», «Серная кислота», «Молоко» и др;
14) на специализированных вагонах наносят трафареты о степени опасности груза «Огнеопасно», «Ядовито», «С горок не толкать» и др;
15) на боковых стенах наносится знак транзитности и габаритности вагона, например: «МС»;
16) черный прямоугольник для меловых надписей и наклейки ярлыков;
17) на котлах цистерн накладными цифрами нанесен калиброванный тип, по которому, измерив уровень налива и зная вид перевозимого груза, можно определить его объем и массу с помощью специальных таблиц.
Номер вагона имеет восемь знаков и наносится на боковой стене и хребтовой балке рамы вагона.
Система восьмизначной нумерации вагонов была введена в 1985 г. Она обладает достаточной емкостью на длительный период, имеет защитный код и соответствует условиям использования при решении эксплуатационных и многих других задач с помощью ЭВМ. Значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе более 60 типов транспортеров.
В каждом роде подвижного состава типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т.е. для типов вагонов, имеющих большую длину, установлена большая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная емкость, которая будет использована в будущем для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа.
Вторая цифра для всех видов вагонов, кроме прочих, номер которых начинается с 3, кодирует осность: цифры 0—8 означают четырехосные, 9 — восьмиосные вагоны.
Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам (у шестиосных вагонов вторая цифра номер — 6, у транспортеров — 9). Кроме осности, вторая цифра определяет для крытых вагонов объем кузова, для платформ — длину рамы, для 4-осных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для цистерн — специализацию, для рефрижераторных — типы.
Третий знак номера содержит дополнительную характеристику: для восьмиосных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для прочих вагонов и цистерн — род перевозимого груза, для рефрижераторных вагонов и ледников — особенности конструкции.
Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона характеристики не содержат.
Цифра 9 в седьмом знаке номера является признаком наличия у вагона сквозной переходной площадки.
Восьмая цифра в инвентарном номере вагона является контрольной. Она позволяет определить правильность написания его в перевозочных документах и правильность считывания.
Другие знаки и надписи на подвижном составе и специальном подвижном составе наносятся в порядке, установленном ОАО «РЖД» (бывшем МПС России). Пример размещения знаков и надписей на грузовом вагоне приведен на рис. 3.3.