Как называется нижняя палата парламента великобритании
Как называется нижняя палата парламента Великобритании?
В Веикобритании парламент, как и во многих других странах, состоит из нескольких Палат. Если говорить о нижней, то она носит название ПАЛАТы ОБЩИН.
Поэтому выбираем ВТОРОЙ ответ из предложенного списка.
Вообще парламент Соединенного королевства является высшим законодательным органом страны. Он состоит из двух частей, то есть парламент бикамеральный. Это палаты лордов и общин. Так, нижняя палата парламента носит название ПАЛАТА ОБЩИН.
Нижняя палата парламента Великобритании называется палата общин.
Этот вопрос встретился в сегодняшней игре «Кто хочет стать миллионером?». Игроки после некоторого размышления смогли дать верный ответ на вопрос.
Такой ответ мы видим на второй строчке.
Из всех четырех приведенных ответов мы выбираем «ПАЛАТА ОБЩИН». Даже не бывая в чопорной Англии, мы не раз смотрели фильмы, читали книги, да и телевидение с прессой постоянной нам напоминают о жизни островитян. Поэтому в качестве бонуса вторую строчку.
Чтобы верно ответить на вопрос об внутреннем устройстве парламента Великобритании, нужно обязательно поинтересоваться этим вопросом в энциклопедиях или справочниках. Тут своим жизненным опытом никак не обойдешься. Где мы и где парламент Великобритании?!
Если ты не участвуешь в викторине, а можешь спокойно подумать и сделать выбор, то скорей всего многие ответят правильно, так как наверняка часто слышали название нижней палаты. Но и участники викторины долго не размышляли на эту тему, ответ выбран верно- Палата общин.
Из перечисленных вариантов, мы выбираем второй ответ. Парламент Великобритании состоит из двух частей. Понятно, что лорды занимают верхнюю палату, а все общины идут в нижнюю.
к сожалению, в России практически нет оппозиции. Потому что эта горстка *обиженных* людей, что выдает себя за оппозицию, не может ничего вообще. Кроме лозунгов *Долой Путина* они не могут стране предложить ничего.
Парламент Венгрии эвакуировали из-за советской бомбы, которая осталась со времен Второй мировой войны. В ходе земляных работ, которые проводились рядом с парламентом, была обнаружена неразорвавшаяся авиабомба весом около 100 кг.
Федеральное Собрание состоит из двух законодательных органов: Совета Федерации и Законодательной Думы (верхняя и нижняя палата).
Значение для общества таково:
Общество, а именно избиратели выбирают депутатов в Государственную Думу, а те, в свою очередь, издают и принимают законы для улучшения жизни общества. Воля надо выявляется в действиях депутатов и каждый избиратель видит свою сопричастность с парламентом.
Из всех существующих государственных институтов, единственным органом общенародного представительства выступает парламент.
Английский парламент впервые был созван в 1265 году.
В 1707 году был образован единый парламент Англии и Шотландии. В 1800 году был образован единый парламент Англии, Шотландии и Ирландии.
Таким образом, английский парламент существует уже почти 749 лет.
Единый британский парламент (Англии, Шотландии и Ирландии) существует уже 214 лет.
Внутренняя организация и полномочия парламента Великобритании
Парламент Великобритании по праву считается старейшим во всем мире. Он был создан еще в тринадцатом столетии, когда восставшие феодалы потребовали от короля Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей в далеком 1215 году. Данная хартия возложила на короля обязанность создания для установления конкретных налогов Общего совета королевства. Именно из-за этого парламент в Великобритании получил название «отец всех парламентов». Термин «парламент» в Великобритании в качестве собственного наименования стал использоваться для обозначения общенационального представительного учреждения.
В тринадцатом веке парламент Англии завоевал значение государственного форума, превратившись в традиционный пример представительного органа. Позже, в шестнадцатом-семнадцатом столетиях, он стал выступать сословно-представительным органом при короле. Но только после буржуазной революции семнадцатого столетия парламент получил истинное и многоплановое значение.
Стоит сказать, что система парламентаризма в западной части мира появилась как некое отрицание абсолютизма государственной власти в лице короля, всевластного первого лица в государстве.
Особенность парламента Британии состоит в сохранности различных архаических черт, которые находят собственное отражение в различных сторонах его деятельности, а также организации. Когда ведется речь о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеются в виду не только две палаты парламента, но также и королева, которая является неотъемлемой институцией (то есть частью) парламента.
Анализируя место парламента в системе британской власти, стоит брать в расчет то, что в ее базу были положены такие фундаментальные принципы, как парламентское верховенство, а также парламентское (то есть ответственное) правление.
Парламент Британии является очевидным примером бикамерального представительного органа, он состоит из палаты общин, а также палаты лордов. В то же время, неотъемлемой частью парламента выступает и британский монарх.
Для того чтобы билль (то есть закон) прошел и был принят, в обязательном порядке требуется согласие как парламентских палат, так и монарха.
Еще одна значимая особенность данного парламента состоит в том, что палата лордов формируется по наследству, то есть на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, который дает право выступать ее членом. Очень долгий срок именно она считалась самой большой вер[ней палатой среди всех стран Европы. Членами палаты лордов в конце девяностых годов прошлого века были более тысячи двухсот пэров парламента, титулованная знать, имена которой вошли в «золотую книгу» английского дворянства.
Конституционная реформа, старт которой пришелся на 1999 год, и инициированная правительством лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование британского парламента, и, в первую очередь, порядок формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 году лейбористы дали обещание вывести из состава палаты наследственных участников, а после прихода к власти начали реализацию собственных предвыборных инициатив, которые направлены на демократизацию статуса палаты.
На начальном (первом) этапе конституционной реформы, которая должна продолжаться на протяжении десяти лет, на основании статьи 1 Акта о палате лордов 1999 года был ликвидирован статус наследственных пэров, и практически в два раза (до 720 человек) сократился численный состав палаты: свои места смогли сохранить лишь 92 наследственных пэра (то есть десять процентов от всего числа) и около пятисот семидесяти трех пожизненных пэров, в том числе епископов. При этом наследственное право заседать, а также голосовать в процессе переходного периода реформы девяносто два наследственных пэра получили во время секретного голосования своих коллег по палате, а десять наследственных пэров согласились на правительственный ультиматум: изменить звание наследственного пэра на пожизненного. Право участвовать в деятельности палаты было оставлено за лордами, титул которым был дарован монархом в качестве признания их личных заслуг и по предложению правительства. Прочие лорды обладают правом баллотироваться на выборах, в том числе и в нижнюю палату – то есть палату общин.
Из-за возникших разногласий в политическом классе реформирование данной палаты на сегодняшний день отложено.
Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не прекращаются и по сей день, в начале двадцать первого века. Большая часть английских экспертов и значительное число политиков склоняются к тому, что в обозримом будущем стоит ограничиться введением умеренного элемента выборности в верхней палате.
Виды членства в палате лордов
На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:
Духовные лорды не причисляются к пэрам.
Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.
По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.
Компетенция палаты лордов
Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:
В общем же полномочия и статус палаты лордов не меняются, несмотря на проведение конституционных преобразований. Она обязана сохранить собственное «подчиненное» положение, но при этом стать еще более легитимной. Эффективность деятельности верхней палаты, и особенно в сфере экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, обязана значительно возрасти.
Нижняя палата или палата общин
Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.
Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.
Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.
Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).
Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.
Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.
На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.
К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.
В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.
В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.
Парламент Великобритании: структура, порядок формирования
Три ветви власти в Великобритании
Соединенное Королевство возглавляет королева, это известно практически каждому современному человеку. Формально она же руководит тремя основными системами государства: законодательной, исполнительной и судебной. На деле эти ветви власти представлены отдельными органами и фактически не подчиняются монарху, деятельность которого сводится к участию в церемониальных мероприятиях.
Подобная структура власти существует во многих современных государствах, но в Великобритании есть одна особенность. Де-юре монарх может отказаться подписывать закон, принятый Парламентом, или вовсе распустить его, отправить в отставку или назначить премьер-министра, вмешаться в дела судебной системы. Де-факто этого не происходит. На практике политическим лидером страны является премьер-министр, а остальные ветви власти действуют независимо от него.
История Парламента
За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.
К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал «Билля о правах», закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.
Структура
Как уже было упомянуто, Парламент Великобритании состоит из двух частей или палат. По-другому его можно назвать бикамеральным. По этому же подобию работают законодательные органы во многих странах мира, в том числе США, России, Германии и т. д.
В верхней палате в роли руководителя выступает лорд-спикер. Эта должность была введена около 10 лет назад, когда были проведены реформы. В их результате лорд-канцлер передал часть своих обязанностей спикеру, а сам стал одновременно со своей должностью совмещать полномочия министра юстиции.
Что очень интересно, Парламент Великобритании много значения придает различным процедурам, сопутствующим его работе. При этом они нигде письменно не закреплены, более того, они незначительно меняются в зависимости от созыва и сессии. В общем и целом работа органа регулируется лишь неписаными правилами и вековыми обычаями.
Нижняя палата
Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.
Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.
Верхняя палата
Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.
Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.
Взаимосвязь ветвей власти
Однако законодательная и исполнительная власть все-таки связаны. По традиции, премьер-министра, а потом и его Кабинет собирают именно из представителей нижней палаты Парламента. Впрочем, это совершенно не обязательное условие, которое тем не менее соблюдается очень давно.
В общем и целом ветви власти в Великобритании скорее разделены, чем взаимосвязаны, чего и требует современное международное законодательство. Возможно, именно в этом и состоит немалая доля стабильности и устойчивости Соединенного Королевства как государства.
Законотворческая функция
Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?
Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.
Судебные полномочия
Порядок формирования
Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.
Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.
Местонахождение
Внутрь Вестминстерского дворца в качестве туриста попасть довольно сложно. Во время работы Парламента количество посетителей строго ограничено, даже не все граждане могут прийти без предварительного согласования. Исключение составляет период летних каникул, когда можно попасть во дворец с организованной группой.
Традиции
Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.
Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.
Парламент Великобритании
Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland ) является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских заморских территориях. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви), лордов светских (пэры) и лорды по апелляциям (англ. List of Lords of Appeal ). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.
Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the Crown in Parliament » — дословно — «Корона в Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это довольно спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.
Британский Парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу.
Содержание
История
В средние века на Британских островах существовало три королевства: Англия, Шотландия и Ирландия, каждое со своим собственным парламентом. Согласно Акту об Унии 1707 года, Англия и Шотландия были объединены под управлением Парламента Великобритании, а Акт об Унии 1800 года [Прим. 1] включил представителей Ирландии в парламент Соединённого Королевства.
Парламент Англии
Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. В 1066 году Вильгельм Норманнский принес в Англию феодализм. При нём существовал совет крупных землевладельцев и иерархов церкви. В 1215 году крупные землевладельцы добились от Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов (кроме некоторых старых феодальных налогов) без согласия королевского совета (англ. royal court ), который постепенно эволюционировал в парламент. В 1265 году Симон де Монфор, 6-й граф Лестерский, собрал первый выборный Парламент. Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком приносившим ежегодную ренту в 40 шиллингов. В городах имущественный ценз различался, разные города имели разные правила. Это подготовило место для так называемого «Модельного парламента» 1295 года принятого Эдуардом I. К правлению Эдуарда III Парламент был разделен на две палаты: одну, где заседала высшая аристократия и высшее духовенство, и другую, где заседали рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и суверена.
Когда Елизавете I в 1603 году наследовал король Шотландии Яков VI, который также стал Яковом I Английским, обе страны находились под его личным управлением, но каждая сохранила свой Парламент. У наследника Якова I, Карла I возник конфликт с Парламентом, который после Войны трех Королевств перерос в Английскую гражданскую войну. Карл был казнен в 1649 году, и при правлении Оливера Кромвеля Палата Лордов была отменена, а Палата Общин подчинена Кромвелю. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия и Палата Лордов.
В 1688 году во время Славной революции был свергнут король Яков II, и установлено совместное правление Марии II и Вильгельма III. Их согласие с английским Биллем о правах означало создание элементов конституционной монархии.
Парламент Шотландии
Со времён Кеннета I в Шотландии все должности заполнялись согласно системе танства, которая сочетала элементы наследования и выборности. После того как в 1057 году Макбет I был свергнут Малькольмом III в Шотландии под влиянием норманнского завоевания была введена феодальная система первородства.
В Средние века Королевский Совет епископов и графов постепенно эволюционировал в парламент, сначала став «коллоквиумом» 1235 года, который уже имел политическое и юридическое значение. С 1326 года однопалатное собрание трех сословий, в котором заседали священники, землевладельцы и представители городов, обладало властью в сфере налогообложения и серьёзным влиянием на законодательство, судебную систему, внешнюю политику и военные дела. Три сословия избирали Комитет статей, разрабатывающий законы, которые затем представлялись палате на утверждение.
После Реформации в 1567 году католическое духовенство было исключено из парламента под давлением церкви Шотландии, а после упразднения в 1638 году епископата парламент стал полностью светским собранием. Во время правления Якова VI и Карла I парламент попал под сильное влияние Короны, его созывы стали эпизодическими, королевская власть, манипулируя системой выборов и порядком заседаний, пыталась превратить палату в послушный инструмент абсолютистской политики короля. Но восстание в Шотландии в 1637 году и победа шотландцев над королевскими войсками в Епископских войнах 1639—1640 годов. позволили парламенту сконцентрировать в своих руках всю полноту власти в Шотландии. После того как в страну вторглись войска Оливера Кромвеля, его республиканское правительство в 1657 году установило непродолжительную англо-шотландскую парламентскую унию.
Шотландский парламент был восстановлен после возвращения Карла II на трон в 1660 году. Славная революция 1688 года ликвидировала систему королевского патронажа над парламентом и обеспечила свободу выборов и обсуждения законопроектов. В 1707 году парламенты Шотландии и Англии приняли Акт об унии, в соответствии с которым оба британских государства объединялись в королевство Великобританию и создавался единый парламент. Таким образом парламент Шотландии был упразднен.
В 1998 году в рамках децентрализации системы управления страной лейбористским правительством Тони Блэра парламент Шотландии был восстановлен. Ему были делегированы определенные полномочия в сфере местного самоуправления, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и транспорта.
Парламент Уэльса
Ассамблея Уэльса насчитывает 60 членов, избираемых путем прямого голосования каждые четыре года. Она выполняет функции, ранее исполнявшиеся Министерство по делам Уэльса, и имеет право вносить поправки в законопроекты, принятые британским Парламентом, которые непосредственно касаются этого региона. [1]
Парламент Ирландии
Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в 1264 году. Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина, известной как Черта.
В 1541 году Генрих VIII объявил о создании Королевства Ирландии и высадился в Ирландии с армией. Гэльским ирландским вождям было дано право заседать в ирландском парламенте наравне с людьми английского происхождения. Введение протестантизма в качестве государственной религии (в то время как большинство населения оставалось католическим) вызвало споры, и в 1613—1615 годах состав избирателей был закреплен так, что большинство в ирландском Парламенте принадлежало протестантским поселенцам. После ирландского восстания 1641 года, ирландские католики были лишены избирательных прав по кромвелевскому Акту о поселении 1652.
При правлении Якова II католики восстановили часть своих позиций, и во время войны якобитов в Ирландии он согласился с требованиями ирландского парламента об автономии и возвращении земель, но после победы Вильгельма III Оранского эти приобретения были снова отняты согласно карательным законам. Закон Пойнинга подчинил ирландское законодательство Парламенту Великобритании, но Акт о конституции 1782 снял эти ограничения, и через десять лет после этого католики снова могли избирать, хотя у них по прежнему не было права быть избранными в парламент.
Парламент Великобритании
После договора об объединении 1707 года, парламентами Англии и Шотландии были приняты одинаковые Акты об объединении, которые создали новое Королевство Великобритании. Согласно этим актам оба парламента были распущены и был создан Парламент Королевства Великобритании, помещенный на прежнем месте английского парламента. Хотя в Шотландии оставались свои законы, с ними теперь работал новый парламент.
После того как на престол в 1714 году взошёл Георг I из Ганноверской династии, власть стала постепенно переходить от монарха к парламенту, и к окончанию его правления утвердилось положение министров, которые в свою очередь опирались на поддержку Парламента. К концу XVIII века монарх по-прежнему имел значительное влияние на парламент, в котором преобладала английская аристократия. На Выборах право голоса имело только земельное дворянство, с таким распределением избирательных участков, что во многих гнилых местечках можно было купить место в парламенте, в то время как крупные города не имели своих представителей. Реформаторы и радикалы стремились к парламентской реформе, но с началом Наполеоновских войн правительство стало более репрессивным, и продвижение к реформе было остановлено.
Парламент Соединённого Королевства
Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в XIX веке. Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Гаттоне семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (англ.), который полностью ушёл под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как «карманные местечки» и «гнилые местечки», и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в 1832 году), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.
Современная эпоха
Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века. В 1909 году, палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии, отклонила этот бюджет. Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия. Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в 1949 году), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.
Ирландское Свободное государство обрело независимость в 1922 году, и в 1927 году Соединённое Королевство было переименовано в Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии.
В XX веке были проведены дальнейшие реформы: в 1958 году акт о пожизненных пэрах разрешил периодическое создание пожизненных пэров. В 1960-е, создание наследуемых пэров было прекращено, и с тех пор почти все новые пэры были только пожизненными. Акт о палате лордов 1999 года отменил автоматическое право наследственных пэров на место в высшей палате, за исключением 92 пэров.
Парламент Шотландии был создан как однопалатный законодательный орган Шотландии согласно Акту о Шотландии, и первое заседание состоялось 12 мая 1999 году.
Организация деятельности
Состав
Термин «парламент» обычно используется для обозначения обеих палат, но иногда под парламентом подразумевают его основную часть — Палату общин. Так, только члены Палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед Палатой общин, и эта ответственность называется «парламентской». Именно Палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем».
Палата общин
Палата лордов
Общая парламентская процедура
Созыв и роспуск парламента
Созыв Парламента является прерогативой монарха, реализуемой по предложению премьер-министра в течение 40 дней после окончания парламентских выборов посредством издания королевской прокламации (англ. Royal Proclamation ). Парламентские сессии созываются ежегодно, обычно в конце ноября — начале декабря, и продолжаются большую часть года с перерывами на каникулы. Каждая сессия начинается тронной речью монарха (англ. Speech from the Throne ), которая по обычаю составляется премьер-министром и содержит программу деятельности правительства на предстоящий год. Во время произнесения тронной речи парламент заседает в полном составе.
После завершения работы парламента проводятся очередные выборы, на которых избираются новые члены Палаты общин. Состав Палаты лордов с роспуском парламента не изменяется. Каждый парламент, собирающийся после новых выборов, имеет свой порядковый номер, при этом отсчёт ведётся с момента объединения Великобритании и Северной Ирландии в Соединённое королевство, то есть с 1801 года. Действующий парламент является уже пятьдесят пятым по счёту.
Церемониал
Парламентские заседания
Порядок проведения парламентских заседаний строго регламентирован. Начинаются они с так называемого «часа вопросов» (англ. Question Time ) премьер-министру и членам правительства. Далее парламентарии переходят к рассмотрению наиболее срочных дел, а также правительственных и частных заявлений, и затем — к основной повестке дня, то есть законотворчеству, которое включает дебаты и голосование.
Правительственное заявление (англ. ministerial statement ) — устное заявление члена кабинета министров по вопросам внутренней и внешней политики правительства — как текущей (устное заявление), так и планируемой (письменное заявление). По окончании выступления парламентарии могут ответить на заявление или добавить к нему свои комментарии, а также задать министру соответствующие вопросы.
Частное заявление (англ. personal statement ) — заявление члена палаты по частному делу, то есть в связи с каким-либо событием или для пояснения своей позиции по какому-либо вопросу, который обсуждался ранее.
Законотворчество представляет собой строго последовательный процесс рассмотрения законопроектов — биллей, сначала в нижней, а затем в верхней палате. Обсуждение законопроекта — парламентские прения, или дебаты, происходят путем внесения предложений. Предложения (англ. motions ) — проекты резолюций, в которых формулируется позиция палаты по определенному вопросу. Таким образом, посредством предложений парламентарии ставят на обсуждение какой-либо вопрос, предлагая вынести по нему решение. Правом на внесение предложений наиболее активно пользуется оппозиция, поскольку это дает возможность широкого обсуждения политики правительства. Предложения от оппозиции вносятся её представителем, от правящей партии — членом правительства. Депутаты могут вносить поправки в предложение: если предложение внесено оппозицией, поправки предлагает правительство, и наоборот. По вопросам, инициированным правительством, сначала выступает министр, затем соответствующий член «теневого правительства». Потом слово предоставляется рядовым депутатам фракции большинства и меньшинства. По предложениям оппозиции, наоборот, первым выступает её представитель, потом член правительства, далее слово получают другие депутаты. Чтобы получить слово депутат Палаты общин должен «перехватить взгляд спикера» (англ. catch the speaker’s eye ), то есть привлечь его внимание — встать или приподняться со своего места. Депутаты выступают в прениях только один раз, однако они вправе комментировать выступления других членов палаты — при этом они всегда обращаются к спикеру. Продолжительность выступлений не регламентирована, однако спикер может её ограничить. Члены Палаты лордов независимо от фракционной принадлежности имеют право выступить в любое время, причем не один раз, при этом они обращаются не к лорду-спикеру, а к другим членам палаты. Правила сворачивания дебатов в верхней палате не используются.
После окончания дебатов происходит голосование. Следует отметить, что его процедура весьма специфична. Во-первых, голосование — открытое и устное, а во-вторых, своеобразны его способы. Сначала спикер предлагает высказаться тем, кто «за», затем — тем, кто «против». При этом парламентарии выкрикивают, соответственно, «Да» (англ. «Aye» ) или «Нет» (англ. «Nay» ) — в Палате общин, а в Палате лордов — «Согласен» (англ. «Content» ) или «Не согласен» (англ. «Not-Content» ). Спикер принимает решение в зависимости от распределения голосов. Если голоса разделились примерно поровну или у спикера возникли сомнения, то проводится повторное голосование, во время которого депутаты, в зависимости от занимаемой ими позиции по рассматриваемому вопросу, собираются по правую и левую руку от спикера. Кворум для принятия решений в палате лордов составляет 30, а в палате общин — 40 парламентариев.
Заседания палат в большинстве случаев проходят открыто, но спикер вправе распорядиться и о проведении заседания при закрытых дверях. Для проведения заседания Палате лордов необходимо соблюсти кворум в 3 человека, в то время как в Палате общин он формально отсутствует.
Заседания парламентских комитетов проводятся при кворуме от 5 до 15 членов в зависимости от их численности. По окончании работы над каким-либо вопросом комитет составляет отчет, который представляется соответствующей палате.
Срок полномочий
Изначально не существовало ограничений на продолжительность работы Парламента, но Трёхгодичный акт 1694 года (англ. Triennial Acts ) установил максимальный срок его полномочий в три года. Семигодичный акт 1716 года (англ. Septennial Act 1715 ) продлил этот срок до семи лет, однако Парламентский акт 1911 года (англ. Parliament Act 1911 ) [3] сократил его до пяти лет. Во время Второй мировой войны продолжительность работы парламента была временно увеличена до десяти лет, а после её окончания в 1945 году снова определена равной пяти годам.
Привилегии
Каждая палата Парламента сохраняет свои древние привилегии. Палата Лордов полагается на наследованные права. В случае с Палатой Общин, спикер в начале работы каждого Парламента отправляется в Палату лордов и просит представителей суверена подтвердить «несомненные» привилегии и права нижней палаты. Эта церемония восходит ко временам Генриха VIII. Каждая палата охраняет свои привилегии и может наказать их нарушителей. Содержание парламентских привилегий определяется законом и обычаем. Эти привилегии не могут определяться никем, кроме самих палат парламента.
Самая главная привилегия обеих палат — это свобода слова в спорах: ничто из сказанного в Парламенте не может быть причиной расследования или судебного дела в любой организации, кроме самого Парламента. Другая привилегия — защита от ареста, кроме случаев государственной измены, тяжких уголовных преступлений или нарушения порядка («breach of the peace»). Она имеет силу во время сессии Парламента, а также на протяжении сорока дней до и после неё. Члены Парламента также имеют привилегию не исполнять обязанности присяжных в суде.
Обе палаты могут наказывать за нарушения своих привилегий. Неуважение к Парламенту, например, неподчинение вызову в качестве свидетеля, выпущенному парламентским комитетом, также может быть наказано. Палата Лордов может заключить человека в тюрьму на любой конечный срок, Палата Общин также может заключить человека в тюрьму, но только до окончания сессии парламента. Наказание, наложенное любой из палат, не может быть оспорено в каком-либо суде.
Полномочия
Законодательный процесс
Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон (англ. Scots law )), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999 года) законами, принятыми Парламентом Шотландии.
Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем» («Government Bill»), а внесённый обычным членом палаты — «Биллем частного члена палаты» («Private Member’s Bill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («Public Bills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями» («Private Bills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем» («Hybrid Bill»).
Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.
Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или абортов были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».
Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.
После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.
После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass». После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.
Парламентский акт 1911 года ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. Ограничения были усилены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение суверену, несмотря на отказ Палаты лордов принять его. В каждом случае законопроект должен быть принят Палатой общин по крайней мере за месяц до окончания сессии. Это постановление не имеет силы по отношению к законопроектам, предложенным Палатой лордов, законопроектам, предназначенным чтобы продлить срок работы парламента, и к частным биллям. Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «денежными биллями» (Money Bills). Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение суверену.
Даже до принятия Парламентских актов, Палата общин обладала большей властью в финансовых вопросах. По древнему обычаю Палата лордов не может вносить законопроекты, относящиеся к налогообложению или бюджету, или вносить поправки, касающиеся налогообложения или бюджета. Палата общин может временно предоставить Палате лордов привилегию рассмотрения финансовых вопросов для того, чтобы позволить Палате Лордов принять поправки, касающиеся финансовых вопросов. Палата Лордов может отказаться принять законопроекты касающиеся бюджета и налогообложения, хотя этот отказ может быть легко обойдён в случае «денежных биллей».
Последний этап принятия законопроекта — это получение Королевского согласия (англ. Royal Assent ). Теоретически суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708 года, когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».
Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин. Все парламентские акты начинаются со слов «BE IT ENACTED by the Queen’s [King’s] most Excellent Majesty, by and with the advice and consent of the Lords Spiritual and Temporal, and Commons, in this present Parliament assembled, and by the authority of the same, as follows».
Судебные функции
Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции.
Королева-в-Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд Тайного Совета (например, апелляции от церковных судов). Судебные полномочия Парламента происходят от древнего обычая подавать в палату прошения о исправлении несправедливости и отправлении правосудия. Палата Общин прекратила рассмотрения прошений об отмене судебных решений в 1399 году, по сути превращая Палату Лордов в высший судебный орган страны. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано сувереном пожизненное пэрство согласно Акту об апелляциях 1876 года (так называемые Lords of Appeal in Ordinary) и другими пэрами, имеющими судебный опыт (Lords of Appeal). Эти лорды, называемые также лордами-законниками (Law Lords), являются лордами Парламента, но обычно не голосуют и не высказываются по политическим вопросам.
В конце XIX века было разрешено назначение Scottish Lords of Appeal in Ordinary, что прекратило подачу апелляций по уголовным делам, касающимся Шотландии, в Палату Лордов, так что Верховный уголовный суд Шотландии стал высшим уголовным судом в Шотландии. Сейчас юридический комитет Палаты Лордов включает в себя по крайней мере двух шотландских судей, чтобы обеспечить опыт в Шотландском законе, необходимый для рассмотрения апелляций из Высшего гражданского суда Шотландии.
Исторически Палатой Лордов выполняются и некоторые другие судебные функции. До 1948 года это был суд, рассматривавший дела пэров, обвиняемых в государственной измене. Сейчас пэры подсудны обычным судам присяжных. Кроме того, когда Палата Общин приступает к процедуре импичмента, суд ведётся Палатой Лордов. Импичмент, однако, сейчас происходит очень редко; последний был в 1806 году. Некоторые члены Парламента пытаются возобновить эту традицию и подписали ходатайство об импичменте Премьер-министра, но вряд ли им сопутствует успех.
Отношения с правительством
Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты (которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин), сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов стал в 1963 году Алекс Дуглас-Хьюм. Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хьюм отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.
Используя своё изначальное большинство в Палате общин, правительство обычно доминирует в законодательной работе парламента, и иногда использует свою патронскую власть чтобы назначить поддерживающих их пэров в Палату лордов. На практике правительство может добиться принятия любого законодательства, какого захочет, кроме случаев большого раскола в правящей партии. Но даже в такой ситуации маловероятно, что предлагаемый правительством законопроект не будет принят, хотя несогласные члены парламента могут добиться уступок от правительства. В 1976 году лорд Хэлшем придумал широко используемое сейчас название для такой системы, назвав её в научной статье «выборная диктатура».
Парламент контролирует исполнительную власть, принимая или отклоняя её законопроекты и заставляя министров короны отчитываться за свои действия либо во время «Времени вопросов», либо во время заседаний парламентских комитетов. И в том и в другом случае министрам задают вопросы члены обеих палат, и они обязаны отвечать.
Хотя Палата лордов может изучать действия исполнительной власти через «время вопросов» и работу своих комитетов, она не может положить конец работе правительства. Однако правительство всегда должно сохранять поддержку Палаты общин. Нижняя палата может высказать своё недоверие правительству, либо отклонив Постановление о доверии, либо приняв Постановление о недоверии. Постановления о доверии обычно вносятся на голосование правительством, чтобы получить поддержку от палаты, в то время как постановление о недоверии вносятся оппозицией. Постановления обычно выражаются словами «That this House has [no] confidence in Her Majesty’s Government», но могут использоваться и другие выражения, особенно указывающие на какую-то конкретную политику, поддерживаемую или не поддерживаемую Парламентом. Например, постановление о доверии правительству 1992 года использовало выражение «That this House expresses the support for the economic policy of Her Majesty’s Government». Такое постановление теоретически может быть принято и Палатой лордов, но так как правительство не нуждается в поддержке этой палаты, оно не имеет таких же последствий. Единственный современный случай произошёл в 1993 году, когда постановление о недоверии правительству было внесено в Палату лордов и затем отклонено.
Многие голосования считаются голосованием о доверии, хотя формально таковыми не являются. Важные законопроекты, которые составляют часть правительственной повестки дня в области законодательства, показывают уровень доверия правительству. Кроме того, то же самое происходит, если Палата Общин отказывается утвердить бюджет.
Если правительство потеряло доверие Палаты общин, премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Если Премьер-министр просит роспуска парламента, суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство, хотя последнее происходит очень редко.
На практике Палата общин очень слабо контролирует правительство. Так как используется мажоритарная система выборов, правящая партия обычно обладает значительным большинством в Палате общин и не нуждается в компромиссе с другими партиями. Современные политические партии Британии жёстко организованы, так что остаётся мало свободы для действий их членов. Нередко членов парламента исключают из их партий за голосование, не соответствующее указаниям их партийных лидеров. В течение двадцатого века Палата общин только два раза выражала недоверие правительству — дважды в 1924 году и один раз в 1979 году.