Как называется нижний звук интервала
Интервалы в музыке: все основные виды
Интервалы в музыке представляют собой сочетание двух звуков, которые сыграны (взяты) последовательно или одновременно.
Если Вы когда-нибудь нажимали две клавиши на клавиатуре фортепиано последовательно или одновременно, то можете считать, что имели дело с музыкальным интервалом.
Музыкальный интервал – это расстояние между двумя звуками. При этом, нижний звук интервала называется его основанием, а верхний звук – вершиной.
Интервалы в музыке являются основой для построения аккордов.
Мелодические и гармонические интервалы
Мелодическим называется интервал, звуки которого взяты последовательно.
Такой интервал может быть двух видов: восходящий и низходящий.
Низходящий интервал читаеться с обязательным указанием направления (ре – ля вниз), а восходящий интервал с необязательным указанием такового (ре – ля вверх или просто ре – ля).
Гармоническим называется интервал, звуки которого взяты одновременно.
При таком взятии образуется созвучие.
Гармонические интервал не имеет направления и читается, обычно, от основания к вершине (ре – ля).
Величина интервалов
Величина интервала – это расстояние между его основанием и вершиной.
Интервалы в музыке измеряются двумя величинами: ступеневой и тоновой.
Ступеневая величина интервалов
Ступеневая величина интервала проявляется в количестве ступеней умещаемых между основанием и вершиной.
Всего существует восемь основных ступеней (в рамках одной октавы). Поэтому существует и восемь названий интервалов в зависимости от ступеневой величины (смотрите таблицу 1).
Таблица 1. Ступеневая величина интервалов от ноты До
Ступеневая величина | Номер ступени | Название интервала |
До — До | 1 | Прима |
До — Ре | 2 | Секунда |
До — Ми | 3 | Терция |
До — Фа | 4 | Кварта |
До — Соль | 5 | Квинта |
До — Ля | 6 | Секста |
До — Си | 7 | Септима |
До — До | 8 | Октава |
Для названия интервалов используются латинские слова (прима, секунда, терция и т.д.), а для обозначения проще использовать цифры (терция – 3, кварта – 4).
Ступеневую величину также называют количественной.
Тоновая величина интервалов
Тоновая величина интервала представляет собой количесто тонов или полутонов, заключённых между звуками интервала. Тоновая величина используется для более точного определения интервала.
Для определения тоновой величины интервала необходимо посчитать количество полутонов, которые умещаются между основанием и вершиной.
От тоновой величины зависит качество интервала, которое определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная и уменьшенная. Такие прилагательные употребляются перед ступеневой величиной интервала (чистая кварта, большая терция, малая септима и т.д.).
Чистый – интервал, качество которого относится к примам, квартам, квинтам и октавам.
Малый – интервал на полтона меньше большого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).
Большой – интервал на полтона больше малого (качество, которое относится к секундам, терциям, секстам и септимам).
Уменьшенный – интервал на полтона меньше малого.
Увеличенный – интервал на полтона больше большого.
Зависимость между качествами интервалов представлена на схеме.
Полное название интервала говорит о его количественном и качественном содержании.
Таблица 2. Тоновая величина интервалов от ноты До
Количество полутонов между основанием и вершиной | Название интервала |
0 | Чистая прима (уменьшенная секунда) |
1 | Малая секунда (увеличенная прима) |
2 | Большая секунда (уменьшенная терция) |
3 | Малая терция (увеличенная секунда) |
4 | Большая терция (увеличенная секунда) |
5 | Чистая кварта (увеличенная терция) |
6 | Увеличенная кварта (уменьшенная квинта) |
7 | Чистая квинта (уменьшенная секста) |
8 | Малая секста (увеличенная квинта) |
9 | Большая секста (уменьшенная септима) |
10 | Малая септима (увеличенная секста) |
11 | Большая септима (уменьшенная октава) |
12 | Чистая октава(увеличенная септима) |
Простые интервалы
Интервалы, которые находятся в пределах одной октавы называются простыми.
Исключением является только тритон. Его часто называют «особым» интервалом. Мы рассмотрим его отдельно.
Рассмотрим все простые интервалы.
Прима
Прима или унисон (чистая прима) – это интервал, состоящий из одной ступени.
Чистая прима состоит из ноты (например, До) и точно такой же её копии (ноты До). Взять данный интервал можно только в мелодическом виде – последовательно. В гармоническом виде чистая прима может быть сыграна только на двух разных инструментах.
На изображении представлена чистая прима.
Если увеличить чистую приму на полтона, то получится увеличенная прима.
Секунда
Секунда – это интервал, состоящий из двух ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная секунды. Основные – это малая и большая.
Малая секунда – это интервал в полтона (например, между До и Реb).
Большая секунда – это интервал в 1 тон (например, между До и Ре).
Уменьшенная секунда на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Терция
Терция – это интервал, состоящий из трёх ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терции. Основные – это малая и большая.
Малая терция – это интервал в 1,5 тона (например, между До и Миb).
Большая терция – это интервал в 2 тона (например, между До и Ми).
Уменьшенная терция на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Кварта
Кварта – это интервал, состоящий из четырёх ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная кварта. Основная – это чистая.
Чистая кварта – это интервал в 2,5 тона (например, между До и Фа).
Уменьшенная кварта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Квинта
Квинта – это интервал, состоящий из пяти ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинта. Основная – это чистая.
Чистая квинта – это интервал в 3,5 тона (например, между До и Соль).
Уменьшенная квинта на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Секста
Секста – это интервал, состоящий из шести ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная сексты. Основные – это малая и большая.
Малая секста – это интервал в 4 тона (например, между До и Ляb).
Большая секста – это интервал в 4,5 тона (например, между До и Ля).
Уменьшенная секста на полтона менше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Септима
Септима – это интервал, состоящий из семи ступеней.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная септимы. Основные – это малая и большая.
Малая септима – это интервал в 5 тонов (например, между До и Сиb).
Большая септима – это интервал в 5,5 тонов (например, между До и Си).
Уменьшенная септима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Октава
Октава – это интервал, состоящий из восьми ступеней.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная октава. Основная – это чистая.
Чистая октава – это интервал в 6 тонов (например, между До и До следующей октавы).
Уменьшенная октава на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Тритон
Тритон – это особый вид интервала.
Другие названия тритона – увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Тритон называется так потому, что имеет расстояние между двумя нотами равное трём тонам (например, между До и Фа#).
Составные интервалы
Составные интервалы представляют собой простые интервалы построенные через одну, две, три и более октав.
Проще говоря, интервалы, которые превышают октаву называются составными.
Интервалы, которые не превышают две октавы имеют собственные названия.
Нона – это секунда через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная ноны. Основные – это малая и большая.
Малая нона – это интервал в 6,5 тонов (например, между До и Реb через октаву).
Большая нона – это интервал в 7 тонов (например, между До и Ре через октаву).
Уменьшенная нона на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Децима
Децима – это терция через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная децимы. Основные – это малая и большая.
Малая децима – это интервал в 7,5 тонов (например, между До и Миb через октаву).
Большая децима – это интервал в 8 тонов (например, между До и Ми через октаву).
Уменьшенная децима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Ундецима
Ундецима – это кварта через октаву.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная ундецима. Основная – это чистая.
Чистая ундецима – это интервал в 8,5 тона (например, между До и Фа через октаву).
Уменьшенная ундецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это тритон через октаву.
Увеличенная ундецима / уменьшенная дуодецима – это интервал в 9 тонов (например, между До и Фа# через октаву).
Этот интервал не имеет собственного названия.
Дуодецима
Дуодецима – это квинта через октаву.
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная дуодецима. Основная – это чистая.
Чистая дуодецима – это интервал в 9,5 тонов (например, между До и Соль через октаву).
Уменьшенная дуодецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Терцдецима
Терцдецима – это секста через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная терцдецимы. Основные – это малая и большая.
Малая терцдецима – это интервал в 10 тонов (например, между До и Ляb через октаву).
Большая терцдецима – это интервал в 10,5 тонов (например, между До и Ля через октаву).
Уменьшенная терцдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Квартдецима
Квартдецима – это септима через октаву.
Есть уменьшенная, малая, большая и увеличенная квартдецимы. Основные – это малая и большая.
Малая квартдецима – это интервал в 11 тонов (например, между До и Сиb через октаву).
Большая квартдецима – это интервал в 11,5 тонов (например, между До и Си через октаву).
Уменьшенная квартдецима на полтона меньше малой, а увеличенная – на полтона больше большой.
Квинтдецима
Квинтдецима – это октава через октаву (интервал в две октавы).
Есть уменьшенная, чистая и увеличенная квинтдецимы. Основная – это чистая.
Чистая квинтдецима – это интервал в 12 тонов (например, между До и До через две октавы).
Уменьшенная квинтдецима на полтона меньше чистой, а увеличенная – на полтона больше чистой.
Таблица интервалов
Название интервала | Номер ступени | Количество полутонов |
Чистая прима | 1 | 0 |
Малая секунда | 2 | 1 |
Большая секунда | 2 | 2 |
Малая терция | 3 | 3 |
Большая терция | 3 | 4 |
Чистая кварта | 4 | 5 |
Тритон | 4 / 5 | 6 |
Чистая квинта | 5 | 7 |
Малая секста | 6 | 8 |
Большая секста | 6 | 9 |
Малая септима | 7 | 10 |
Большая септима | 7 | 11 |
Чистая октава | 8 | 12 |
Малая нона | 9 | 13 |
Большая нона | 9 | 14 |
Малая децима | 10 | 15 |
Большая децима | 10 | 16 |
Чистая ундецима | 11 | 17 |
Ув. ундецима / ум. дуодецима | 11 / 12 | 18 |
Чистая дуодецима | 12 | 19 |
Малая терцдецима | 13 | 20 |
Большая терцдецима | 13 | 21 |
Малая квартдецима | 14 | 22 |
Большая квартдецима | 14 | 23 |
Чистая квинтдецима | 15 | 24 |
Обращение интервалов
Если вершину простого интервала опустить на октаву или основание поднять на октаву, то получиться обращение интервала.
Для того чтобы узнать какой интервал получится в результате обращения нужно из 9 вычесть числовое обозначение интервала (номер ступени).
Обращением терции (3) будет (9 – 3) – секста (6).
Для того чтобы узнать качество обращённого интервала необходимо придерживаться следующих закономерностей:
— чистые интервалы обращаются в чистые;
— большие интервалы – в малые;
— увеличенные – в уменьшенные;
— уменьшенные – в увеличенные.
Исходя из вышеописанных закономерностей следует, что обращением чистой кварты будет чистая квинта, а обращением малой секунды – большая септима.
Энгармонизм интервалов
Энгармонизм интервалов проявляется в энгармонизме отдельных звуков, входящих в интервал.
Энгармонически равными будут интервалы, взятые изолировано, но звучащие одинаково.
При этом такие интервалы имеют разное написание.
Например, интервал Си – Ми будет энгармонически равным интервалу Доb – Ми. Хотя сам интервал не изменится и звучать будет одинаково. Но написание его, при этом, – разное.
Энгармонизм может быть двух видов:
Интервалы
Например:
В мелодическом движении интервалы образуются восходящие и нисходящие. Все гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические интервалы читаются вниз, при этом упоминается также направление движения.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛОВ.
ПРОСТЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Выше мы говорили, что расстояние между соседними ступенями может быть равно полутону или целому тону. Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона или целого тона.
Например, секунда ми-фа=1/2 тона; секунда фа-соль=1 тону.
Другие однородные интервалы также не одинаковы по количеству тонов. Например, терция до-ми=2 тонам; терция ре-фа=1 1/2 тонам.
Из сказанного следует, что качественная сторона названий отражает величину интервала лишь приблизительно. Количественная же величина интервала уточняется словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Между основными ступенями звукоряда (в пределах октавы) образуются следующие интервалы:
1. Чистые примы = 0 т.
2. Малые секунды = 1/2 т.
3. Большие секунды = 1 т.
4. Малые терции = 1,1/2 т.
5. Большие терции = 2 т.
6. Чистые кварты = 2,1/2 т.
7. Увеличенная кварта = 3 т.
8. Уменьшенная квинта = 3 т.
9. Чистые квинты = 3,1/2 т.
10. Малые сексты = 4 т.
11. Большие сексты = 4,1/2 т
12. Малые септимы = 5 т.
13. Большие септимы = 5,1/2 т.
14. Чистые октавы = 6 т.
Все перечисленные выше интервалы называются основными. Эти интервалы принято называть также диатоническими интервалами благодаря тому, что они образуются между ступенями и натурального мажора, и натурального минора.
Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх или вниз.
Диатонические интервалы являются основой мелодии. От их сочетания в различной последовательности мелодическое движение приобретает многообразную выразительность.
Не будем перегружать Вас лишними примерами. Просто на практических занятиях на музыкальном инструменте постарайтесь проанализировать на простых примерах, из каких интервалов построена та или иная мелодия. Так Вы сможете применять теоретические знания на практике.
УВЕЛИЧЕННЫЕ И УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ (ХРОМАТИЧЕСКИЕ). ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО ИНТЕРВАЛОВ
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Возможны два способа перемещения звуков, а именно:
1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх.
2. Перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз.В результате обращения данного интервала получается новый интервал.
Чтобы облегчить построение больших и неудобных интервалов вверх и вниз от данного звука, очень удобно пользоваться обращением интервалов. Для построения заданного интервала вверх берется октава от исходного звука вверх и из нее вычитается обращение заданного интервала сверху вниз. Например, малая секста от звука фа вверх: от ноты фа строим вверх чистую октаву, от верхней ноты вниз строим большую терцию.
Для построения заданного интервала вниз берется в том же направлении октава от исходного звука от исходного звука и из нее вычитается обращение заданного интервала снизу вверх. Например, большая септима от звука до-диез вниз. На основе вышеуказанного примера строим вниз чистую октаву, от нижней ноты строим вверх малую секунду.
Ну, а теперь сама тема:
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же интервалы, но уже через октаву. Понятно, я надеюсь? Сначала давайте познакомимся с названиями таких интервалов, а потом разберем один-два практически.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие.
Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание (созвучание). Рекомендую прочесть и послушать две лекции, подготовленные Д.Низяевым о понятии консонанс.
Слово диссонанс означает разнозвучание, резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: «не звучит», или «неприятно звучит».
К консонирующим интервалам относятся:
а) чистая прима чистая октава | весьма совершенный консонанс; |
б) чистая кварта чистая квинта | совершенный консонанс; |
в) малая терция большая терция малая секста большая секста | несовершенный консонанс. |
К диссонирующим интервалам относятся:
малая секунда, большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая септима, большая септима.
Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие интервалы обращаются в диссонирующие.
Нотные примеры разбирать не будем, попробуйте сами сыграть (или набрать на компьютере), а я вот что хочу сказать. Диссонирующие интервалы весьма помогают в обогащении гармонического спектра аккорда.