Как называется народ в румынии
Румыны — вечные борцы за собственное государство
Румыны — коренные жители Юго-Восточной Европы, где и располагается их государство, Румыния. Уклад их жизни и культурные особенности напоминают обычаи представителей других народностей романской группы. В процессе становления румын на них оказывали влияние соседние племена — болгары, украинцы, цыгане, сербы.
Сегодня во всём мире насчитывается около 24 миллионов румын, большинство которых проживает на своей исторической родине. Как нередко бывает с этносами, чьи земли расположены в близком соседстве с другими народностями, происхождение румын задаёт немало вопросов исследователям. Как же сформировался этот народ? Каким был исторический путь румын?
Основа румынского народа
Среди проблем румынской и мировой историографии стоит выделить один аспект, что и сегодня не перестаёт вызывать споры и порождать новые теории учёных. Это — происхождение румын.
Сложности создаёт совсем незначительное количество источников, что имеются у историков. Каких-либо сведений о ранней истории Румынии на территории этой страны почти нет, а потому приходится довольствоваться свидетельствами иностранцев, которые, как вы понимаете, могут быть противоречивыми или неточными.
Однако несмотря на наличие многих версий, все исследователи признают, что основу румынского народа составил некий балканский этнос, существовавший в древнейшие времена.
Румынский язык имеет родство с албанским, что также может указывать и на общих предков этих племён. Немалое влияние на культуру румын оказали римляне, а позднее — славяне, что ярко заметно в особенностях быта, укладе жизни, праздничных традициях.
Румыны из Буковины, старая открытка.
Теории происхождения
Но кого же из древних народов можно назвать предками румын? На этот вопрос нет однозначного ответа, но я хочу привести несколько известных теорий. Одна из самых популярных гипотез — автохтонная или дакийская. Согласно ей, румыны появились на основе племён дако-гетов, что в 106 году нашей эры подверглись романизации и перешли на латынь. Эта версия происхождения нашла поддержку у многих румынских историков, однако отвергается венграми и болгарами.
В прошлых веках интерес учёных вызвали работы австрийского историка Роберта Рёслера. В своих трудах он изложил новый взгляд на появление румынского народа. Если верить исследователю, в период романизации полностью уничтожается культура местных племён.
Часть предков румын ушла к южным долинам Дуная. Там и сформировался новый народ, который со временем вернулся в Трансильванию, где уже проживали венгры. Эта теория получила название миграционной, но, на мой взгляд, обусловлена она была не столько историческими данными, сколько политическим противостоянием, развернувшимся в то время за власть над Трансильванией.
Немалое влияние на формирование румын оказали и валахи, племена, что считаются общими предками восточно-романских народов. В работах чешского историка Йосефа Пича отмечается, что изначальные, романские особенности культуры, сохранились к XIII веку лишь в отдельных регионах Румынии, а после этого времени романизация уже сменила направление, выхода из Трансильвании и распространяясь на северные земли.
Становление государственности Румынии
В византийских источниках и русских летописях румыны появляются под названием “влахи”, “волохи” уже с середины X века. Но если в эту пору народ лишь начинал своё становление, то важным этапом для утверждения румын как отдельного этноса стало формирование на территории современной Румынии в XIV веке двух феодальных княжеств — Молдавии и Валахии.
Через два столетия они были завоёваны османами, однако это не помешало созданию Трансильванского княжества, правители которого признавали себя вассалами турецкого султана. От себя хочу заметить, что государства на землях Румынии по сути являлись автономиями в составе Османской империи, поскольку сохраняли за собой немало прав (в сравнении с другими покорёнными странами Европы).
В 1600 году князь Михай Храбрый объединяет Молдавию, Валахию и Трансильванию. Казалось бы, это стало первым шагом к созданию по-настоящему могущественного государства. Но через три месяца правления князя убивают, а земли переходят к австрийцам.
Относительно этого эпизода имеются противоречивые сведения румынских и молдавских историков. Как ни странно, но, к примеру, Мирон Костин, молдавский учёный XVII, считал, что австрийцы выступали освободителями, а Михай, напротив, был жестоким завоевателем.
Валахия на голландской карте 1602 года. На карте присутствует также название Romania, которым обозначена однако не Румыния, а Румелия (Фракия)
Объединённое государство румын
Национально-освободительная борьба, направленная на объединение трёх государств, разворачивается в XIX веке. Несмотря на подавление революционных настроений, румынам удалось доказать свои права. Князь Александру Ион Куза был избран сначала правителем Валахии, а затем и Молдавии, что стало началом процесса объединения. Валашское и Молдавское княжество стали одним государством, впоследствии названное Румынией.
Время правления Кузы считается периодом реформаторства и новых идей. Этому князю принадлежит инициатива отмены крепостного права. Увы, многие консерваторы были не в восторге от подобной политики, а потому Кузу свергли в 1866 году. Через полтора десятка лет Румыния уже считалась королевством во главе которого стоял король Кароль I.
Румынские крестьяне из окрестностей Лугоса
Прошлый век для румын стал непростым временем, полным потерь — как человеческих, так и территориальных. Две мировые войны нанесли урон землям Румынии. Гитлер отделил Трансильванию, которую передал Венгрии, а другие регионы — Болгарии. Маршал Ион Антонеску присоединился к немецко-фашистским идеям, присоединившись ко вторжению в Россию. В 1946 году он был застрелен как военный преступник.
Румыны — яркий народ, что не забывает свою историю. Сегодня они продолжают строить собственное государство, однако понимают, что основой всего стали заслуги предков. Одним из главных национальных героев является Децебал, что отчаянно боролся с римскими легионами императора Траяна. Румынские скульпторы воссоздали его портрет на скале, расположенной в юго-западных землях страны. Это — напоминание о славных делах, героях и истории, что должен помнить каждый румын.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Румыны и валахи (влахи). История названия народа.
Вместо вступления: румын и влах
Когда Portalostranah.ru опубликовал несколько месяцев назад материал «Происхождение румын», то мы отмечали что, самоназвание «румыны» происходит от латинского слова «римский», хотя в Средневековье в мире румын так никто не называл. Их называли валахами.
Позднее византийцы стали называть так народы и племена Балканского полуострова, занимающихся кочевым скотоводством. (по гречески – Βλάχος). В настоящее время в мире продолжают называть валахами небольшую балканскую народность, близкую к румынам, говорящую на старорумынском диалекте – арумынском.
На Балканах название «валах» всегда было экзонимом (иноназванием), данным румынскому этносу соседями (сами румыны его не использовали). И не очень почетным экзонимом. Но и название «румын», ввиду закрепощенности румынского народа, в средневековье также не было почетным у соседей. И теперь подробнее о названиях и самоназваниях румынского народа на протяжении истории в материале русского вещания «Интер – Радио Румыния»
О терминах «румын» и «валах», обозначающих одну и ту же демографическую и лингвистическую сущность беседовал с нами историк и филолог Вирджил Чокылтан, научный сотрудник бухарестского Института истории имени Николае Йорги:
Румын: от гордого имени наследника римлян к имени для крепостных и обратно
«В Средние века слово «румын» (rumân) означало «крепостной», так как этот первоначальный этноним, то есть название народа, получил социальный смысл. Нет никаких сомнений в том, что слово «румын» происходит от слова «Рома», то есть Рим, законы лингвистики это доказывают совершенно точно, так как в румынском языке латинский звук «о» переходит в «u» («у»). Но каким образом этноним превратился в социальный термин сказать трудно. Ясно другое: когда национальное сознание стало широким достоянием масс, особенно в 19 веке, его смысл опять изменился. Он стал этнонимом. В 19 веке с ним произошло изменение: из «румын» он превратился в «ромын» (român), именно для того, чтобы римское происхождение было очевидно. При этом следует подчеркнуть, что сами румыны использовало слово «румын» как самоназвание. Но когда крепостная зависимость стала всеобщей, это слово стало синонимом слова «крепостной».
Валах – имя для иностранца
История слова «валах» еще более интересна. Происходит оно от названия одного из галльских племён, живших в 1 веке до нашей эры, на территории сегодняшней Франции. Говорит Вирджил Чокылтан: «Предполагается, что «валах» происходит от название кельтского племени вольков, жившего на территории Галлии еще во времена Юлия Цезаря. После покорения его римлянами это племя, как и многие другие галльские племена, подверглось романизации. Со временем вольками стали называть все романизированные племена, независимо от того были ли они кельтами или гето-даками. В результате появились разные варианты этого названия, обозначавшие разные племена. Таковы были например валоны в Бельгии, валлийцы – бывшие романизированные кельты в Британии и другие. В польском языке wolos означает итальянец, а словами wolah, wlach – поляки называют нас, румын. В немецком языке есть глагол welschen «бормотать», «произносить чужие, бессмысленные слова», что в уничижительном смысле относилось к чужеземцам, не говорившим по-немецки. Кстати, славяне называют немцев «немцами», то есть «немыми», лишенными речи, используя отрицательную частицу «не».
Конкуренция за «римское» самоназвание
По мнению Вирджила Чокылтана желание разных народов чтобы их считали потомками римлян, происходит от того огромного влияния, которое Римская империя оказала на исторические судьбы Европы: «Судя по всему, у византийских греков возникли проблемы с румынами из-за использования этнонима «румын», так как византийцы сами считали себя потомками римлян и называли себя «ромеями». Между этими двумя названиями существовала настоящая конкуренция. Греки не могли допустить, что население, основным занятием которого было пастушество, имело такое же происхождение, составляя им конкуренцию.
Даже часть цыган называет себя «рома», потому что на своём пути при переселении в Центральную Европу и на север Дуная они жили некоторое время на территории Византийской империи и считались гражданами Византии, то есть Нового Рима. Иными словами, пути происхождения всех этих названий ведут в Рим, сколь бы запутанными бы эти пути ни были».
Азиатские народы, такие как половцы, венгры, татары или турки, соприкасавшиеся с румынами, использовали для их обозначения производные от слова «влах». Вирджил Чокылтан: «В церковнославянских, русских летописях нас называют «волохами». В Византии румын называли «влахами», то есть пастухами, причем слово это имело уничижительное значение. У византийцев его заимствовали турки, но так как они не могли произнести два согласных звука в начале слова, они добавили начальный гласный. Так «влах» превратилась у турок в «ыфлак» (îflak). В Средние века турки называли Валахию «Ыфлак» или «Эфлак». Венгры, также в уничижительном смысле, называли румын словом «олах» (olah), которое они заимствовали из одного из тюркских языков, половецкого или хазарского. Немецкие колонисты в Трансильвании, трансильванские саксы до сих пор используют не совсем обычное название blach, которое совпадает с тем, что использовалось в средневековых источниках на латинском языке. Трансильванские саксы используют также и вариант bloch».
Румыны
Румыны | ||||||||
Марта Бибеску • Константин Брынкуши • Дмитрий Кантемир • Анри Коанда • Михай Эминеску • Джордже Энеску • Аврам Янку • Николае Йорга • Михаил Когэлничану • Титу Майореску • Инокенциу Мику-Клейн • Надя Комэнеч • Влад III Цепеш • Замфир, Георге | ||||||||
Самоназвание |
---|
католицизм | 5,6% |
протестантизм | 6,5% |
ислам | 0,3% |
иудаизм | 0,03% |
В отличие от румын, у молдаван существует 2 православные юрисдикции (Бессарабская митрополия Румынской Церкви, которую исповедуют 11% населения страны, и Молдавско-Кишиневская митрополия Московского патриархата, объединяющая в своих рядах 86% православных верующих).
Богослужение Молдавско-Кишиневской митрополии проводится на церковно-славянском языке, а Румынской церкви – на старомолдавском. Кроме православных, в Молдавии есть католики и протестанты, адвентисты седьмого дня и баптисты. Но все они мирно сосуществуют.
Традиции и обычаи
Румыны – это цыгане – такой вывод можно сделать, если не знать с традиции этих народов. Их также часто отождествляют с молдаванами. Несмотря на то, что исторически молдаване и румыны связаны территориально и имеют много общего, каждый народ сохраняет свою идентичность. Цыгане, живущие в разных странах, имеют свои особенности, но в целом придерживаются исконно цыганских традиций.
Несмотря на то, что многие думают, что румыны и молдаване это цыгане, традиции у них совершенно разные
Глядя на человека, часто трудно определить его национальность. Особенно это заметно при оценке внешности румын, молдаван и цыган. Но есть в их культурах то, что является их визитной карточкой. Это касается кулинарных, праздничных традиций, а также особенностей национальных костюмов.
В питании
Молдаване любят готовить блюда с кукурузной мукой. Поэтому на их столе каждый день присутствует мамалыга как дополнение к традиционному хлебу. Кроме того, они любят овощи и готовят из них молдавский суп (чорбу), голубцы в виноградных листьях, фасоль с чесноком. Редкий праздник у молдаван обходится без слоеного пирога с брынзой (плацинды) или мясного супа (зама).
Большое значение для этого народа имеет культура питания. Во главе стола обычно сидит глава семьи. После его смерти это место занимает старший сын. Если его нет, то место остается пустым (женщины не имеют права его занимать).
Хозяйка обычно во время застолья большую часть времени стоит, потому что обслуживает всех членов семьи, подает на стол, следит за сменой блюд. Роль хозяина в подготовке трапезы – резать хлеб, месить мамалыгу и подавать напитки (вино).
Традиционные молдавские плацинды
Румынская кухня основана на традициях многих соседних стран. Как и в Молдавии, здесь любят мамалыгу (ее едят с брынзой) и другие блюда из кукурузной муки. Румыны часто пекут лепешки мэлай и любят готовить мясные блюда из свинины, телятины и птицы.
Выпечка всегда является визитной карточкой каждой страны. Румыны обладают огромным ассортиментом таких блюд. Это калачи, пирожки с различными начинками, творожники, блины и трансильванские галушки.
Румынская кухня
Цыгане отличаются более простой кухней. Это объясняется их кочевым образом жизни и отсутствием условий для приготовления изысканных блюд. Несмотря на это, цыганская кухня по своему разнообразию не уступает кухням других народов.
Цыгане любят мясо: баранину, курицу, говядину. В их рецептах удачно сочетаются элементы румынских, болгарских, украинских и русских блюд.
На их столах часто присутствуют супы:
Их объединяет с румынами и молдаванами любовь к кукурузной каше (хывиций).
Одно из любимых блюд цыган – жареное на сковороде, а затем тушеное с овощами и зеленью мясо. Не меньше других народов цыгане любят шашлык и специи. На гарнир к мясным блюдам они подают овощи, например, фаршированные перченой брынзой томаты. Среди алкогольных напитков цыгане предпочитают молдавское вино.
Праздники
Румыны и молдаване любят шумно отмечать государственные и религиозные праздники. В Румынии ежегодно проводятся тематические фестивали: осенью румыны организовывают соревнования по ловле карпа, что заканчивается большим застольем, зимой проводят зимний фестиваль с плясками и песнями, весной дружно провожают зиму на фестивале в Хотении.
Здесь традиционными стали кинофестивали (Сибиниумский и Трансильванский), музыкальный (Тулчинский), праздник искусств (Брашовский).
Не менее запоминающиеся праздники проводятся в Молдове. В молдавских селениях особенно почитают конкретного святого – покровителя селения. В этот день отмечают Храм: проводятся богослужения, люди делают уборку, накрывают столы, проводят национальные игры.
Осенью, в октябре, отмечают День вина, когда на центральной площади столицы все лучшие виноделы угощают своим вином всех желающих.
Как и румыны, молдаване любят отметить приход весны. Каждый год 1 марта они собираются на праздник Мэрцишора и дарят друг другу украшения, сделанные своими руками, которые носят на одежде в течение месяца. С румынами их роднит и то, что они отмечают религиозные праздники.
Румыны – это цыгане – так можно ошибочно предположить, основываясь на родстве этих народов в музыке. Цыгане – очень музыкальный народ. Все праздники они отмечают «шумною толпой». Как и румыны и молдаване, ни одно веселье у цыган не обходится без песен, танцев и застолья.
Но есть у этого народа и свои, особенные правила и традиции. Мужчины и женщины во время застолья сидят отдельно друг от друга. Для цыган, как и для других народов, характерно почитание церковных праздников, они отмечают Рождество, Пасху и Троицу, обязательно соблюдают перед ними посты.
Но есть у цыган и свои поводы для веселья. Так, каждый год 12 июля они отмечают День Святого Петра, у которого просят покровительства или благодарят за оказанную в несчастье помощь.
Все важные семейные события цыгане отмечают несколько дней. Это шумное и веселое действо с песнями и плясками. На первом Всемирном цыганском конгрессе был утвержден День цыган – праздник для представителей цыганской национальности, а также для всех почитателей их культуры.
Семейные
Создание семьи для людей всех национальностей – важный шаг. У румын браки заключаются ради рождения и воспитания детей, в этой стране нет разделения обязанностей по их воспитанию. Супруги имеют в семьях равные права. У румын есть традиция в летний период устраивать семейные барбекю.
Цыгане и молдаване, как и румыны, чтут семейные традиции. Все эти народы – хлебосольны, обязательно встретят гостя радушно, усадят на самое почетное место и угостят вкусными блюдами и вином. Многие семейные традиции у румын и молдаван не отличаются, чего нельзя сказать о цыганах. Этот народ имеет свой внутрисемейный кодекс правил, которые нельзя нарушать.
Для цыган важно, чтобы в семье был хотя бы один сын. Если рождаются только девочки, цыгане усыновляют мальчиков.
Цыгане не уделяют большого внимания образованию детей и водят детей в школу, чтобы они лишь научились элементарной грамоте. Поэтому ограничиваются обучением в младшей школе, затем дети помогают взрослым в их делах.
Цыганская женщина, в отличие от румынской или молдавской, не имеет равных прав. Она не может подниматься выше первого этажа в многоэтажном доме.
Свадебные
Молдаване и румыны предпочитают играть свадьбы в осенний период после сбора урожая. Молдаване назначают на свадьбу посаженных родителей, функция которых не ограничивается временем проведения свадьбы. Даже после нее молодожены могут обращаться к ним за помощью и советом, навещать и поздравлять с праздниками.
На молдавской свадьбе есть традиция пить из одного стакана. Каждый выпивший передавал стакан другому, и так продолжается, пока все гости не скажут тост и не выпьют за здоровье молодых. Организация свадьбы и других семейных обрядов в сельской местности не обходится без помощи всех жителей села.
У румын свадебная церемония начинается с первым днем недели – в понедельник. Перед этим лучший друг жениха трижды приходит в дом невесты и просит ее руки. Дважды он получает отказ, и лишь на третий раз он получает желаемое.
Веселье, как и у других народов, шумное, сопровождается смехом, песнями, танцами, конкурсами. После застолья посаженная мать стелет постель молодым и отводит их в спальню. После этого за свадебным столом звучат грустные песни.
У цыган принято рано (по меркам других народов) отдавать замуж дочерей. Обычно невестами становятся девочки в 14-летнем возрасте. Выкупают невесту с помощью большого количества золота и золотых изделий, измеряемого в банках или килограммах.
После первой брачной ночи гостям демонстрируют доказательство невинности невесты. В некоторых общинах девушку лишают невинности старшие цыганки без участия жениха.
Цыгане обычно выдают замуж девушку за парня из своей общины. Чужаков не приветствуют. На свадьбе обе стороны показывают свою состоятельность.
Музыкальные
Любовь к музыке, песням и танцам у румын, молдаван и цыган – общая черта. Ни один праздник у этих народов не обходится без большого количества людей, где все поют и пляшут. Музыку румын и молдаван объединяет богатство жанров и инструментария.
Румынская музыка, как и молдавская, объединила в себе традиции балканской культуры. В ней часто звучат скрипка и цимбалы, а также тарагот, бучум, кобза. Танцевальные жанры румын также многочисленны: сырба, брыу, хацегана, хора, ынвертита.
Румыны в своей музыке часто используют цыганские мотивы, поскольку в этой стране живет много цыган. Вероятно, это породило мысль о том, что они представляют собой тот же народ, что и цыгане.
Для современной молдавской музыки характерно использование народных инструментов: флуера, кобзы, чимпоя и бухая. Она складывалась под влиянием соседних культур, особенно румынской и венгерской.
Цыгане – удивительно музыкальный народ: музыка сопровождает их не только в праздники, но и в будние дни за обычной трапезой или какой-либо работой. Цыганская музыка в разных регионах Европы отличается, поэтому говорить о какой-то единой музыкальной системе нет смысла. Несмотря на это, многие мотивы у них перекликаются, и с первых нот любой ценитель музыкального творчества угадает цыганские напевы.
Во всех уголках мира известны «Цыганочка», «Ручеек», «Дану Данай» и другие. Среди музыкальных инструментов у цыган особенно ценится гитара, а дополнение ее скрипкой делает песни цыган особенно красивыми, запоминающимися и берущими за душу.
В одежде
Поскольку румыны и молдаване – близкородственные этносы, в их национальных костюмах прослеживаются схожие черты: наличие шапок (шляп), длинных безрукавок, меховых жилетов. Их костюмы сшиты из белой ткани с вышивкой.
Костюм цыгана нельзя спутать ни с каким другим. Женщины-цыганки носят по 2 юбки и фартук, блуза у них с широкими рукавами. У них обязательно закрыты ноги, но может быть глубокое декольте и очень много золотых украшений.
Мужской костюм цыган напоминает венгерский национальный наряд: свободная рубаха, расшитый жилет, шляпа, кожаный пояс, сапоги.
Яркие цвета в костюмах – слабость молдаван, румын, и цыган.
Характеристика быта
Поскольку румыны и молдаване – родственные и территориально близкие народы, быт их не имеет существенных различий. Они живут семьями, занимаются разными видами производства, поддерживают народные промыслы, музыкальны и общительны.
Цыгане, расселившись по разным уголкам земного шара, частично ассимилировали в своей культуре особенности быта тех народов, на чьей территории они проживают. Но вместе с тем, сохраняют и свои традиции. Например, цыгане разбирают конфликтные ситуации, собравшись большой семьей. Для провинившихся самым большим наказанием является изгнание из общины.
В целом все эти народы дружелюбны и гостеприимны. Для мирного сосуществования не важно, румын это, цыган или молдаванин. Культура каждого из них самобытна и интересна.
- Как оборудовать место для ночлега собаки своими руками: практическое руководство
- посадить пихту на участке примета