Как называется музыка на фортепиано
Как звучит пианино в разных стилях музыки?
Пианино – это замечательный музыкальный инструмент с длинной и увлекательной историей, которая насчитывает более трех столетий. Оно не только завоевало любовь музыкантов благодаря красивому и гармоничному звучанию, но и внесло определенный вклад в развитие всего музыкального искусства. Несмотря на то, что классические акустические модели остаются для многих музыкантов в приоритете, цифровые пианино не отстают и все больше набирают популярность.
Вдохновленные этим инструментом, мы решили посвятить статью его многогранному звучанию!
Использование пианино в блюзовых произведениях
Особенность звучания пианино в блюзовых произведениях заключается, прежде всего, в характерной линии баса, исполняемой левой рукой, сильной и ритмичной, которая сочетается с не менее яркой партией правой руки. Вместе они создают иллюзию «сворачивания», когда басовые ноты, острые и четкие, звучат до нот импровизационной мелодии. Такая техника хорошо вписывается в формат соло выступлений, а также в составе ансамбля. Из пианино также получается идеальный аккомпаниатор блюзовых песен.
Пианино и джаз
Для этого музыкального стиля пианино может быть, как самостоятельным музыкальным инструментом, так и использоваться в составе джаз-бэнда. Разнообразие джазовых вариаций на пианино поражает и тем самым, возвышает его среди других акустических инструментов. Ведь его диапазон превышает 7 октав, а играть можно до 10 нот одновременно, именно поэтому на нем можно исполнять, как басовые, так и соло партии. Конечно, все зависит от мастерства исполнителя.
В том случае, если пианино выступает в качестве аккомпаниатора, важно понимать, что пианист, прежде всего, сосредотачивается на обрамлении соло другого инструмента, будь то, к примеру, саксофон или труба. Мелодия дополняется сложными аккордами и короткими мелодичными связующими пассажами, которые не перегружают основную тему.
Так как джазовая музыка построена на импровизациях, характерным для этого стиля фортепианным звучанием является сочетание мелодии в правой руке и аккордов в левой или наоборот.
Пианино в классической музыке
В этом музыкальном направлении с пианино очень трудно соперничать, так как именно оно чаще всего выступает замечательным аккомпаниатором для других музыкальных инструментов, а благодаря широкому диапазону звучания достаточно часто используется в качестве самостоятельного исполнителя. Именно для пианино написано большое количество классических произведений, а сам инструмент является номером один для композиторов и музыкантов. Пианино способно играть звуки, с одинаковой легкостью извлекая тончайшие выражения музыкальной идеи, согласованно, или, напротив, контрастируя с остальными инструментами в составе.
В классической музыке сложно выделить наиболее характерное звучание для пианино, а сами по себе классические жанры обладают совершенно разным темпераментом и настроением. Единственное, что точно можно сказать: у произведений есть мелодия и развитие, а вместе звучание инструментов представляют собой единый гармоничный организм, который пробуждает в нас лучшие чувства.
Пианино в популярной музыке
В популярных музыкальных жанрах чаще всего используются цифровые модели пианино, так как они наиболее удачно вписываются в электронное звучание большинства современных музыкальных направлений, будь то рок, поп, танцевальная музыка и многие другие стили. Сложно сказать, какое звучание пианино является наиболее характерным для каждого из них, но широкие возможности цифровых моделей позволяют воспроизводить на них полноценные композиции с использованием дополнительных звуков, тембров и аккомпанимента. Именно поэтому купить пианино в Минске, а именно их цифровые модели, для многих музыкантов и родителей, отдющих детей в музыкальную школы, намного выгоднее.
Пианино в популярной музыке также является идеальным аккомпаниатором и при умелой аранжировке композиций получает совершенно иную окраску звучания.
Музыкальные стили в игре на фортепиано
Всю дополнительную информацию о музыкальных стилях мы собрали для вашего удобства на этой странице. Если вы планируете взять уроки музыки или уроки игры на фортепиано, то вам будет интересно, в каких стилях вы сможете исполнять музыкальные произведения.
Различные музыкальные стили на уроке фортепиано
Обучение музыке включает в себя изучение (чтение с листа, анализ и разучивание) произведений различных музыкальных стилей и эпох. Хороший музыкант умеет исполнять музыку разных направлений. А любитель музыки хочет играть ту музыку, которая ему нравится.
Поэтому на наших уроках по фортепиано и дети, и взрослые играют и классику, и эстраду, и джаз, и т.д. Наши педагоги по фортепиано обязательно учитывают ваши пожелания при выборе репертуара, который вы будете изучать на уроках музыки.
Основополагающие принципы музыкального развития и в классической музыке, и в джазовой, и в эстрадной музыке — одни и те же. Поэтому на уроках фортепиано мы большое внимание уделяем анализу музыкальных произведений, изучению основ гармонии, и как результату всего этого – подбору музыки по слуху, импровизации.
Урок по фортепиано может быть узкоспециализированным по музыкальным стилям изучаемых произведений. Вы можете получать уроки академического фортепиано (уроки классического фортепиано), уроки эстрадного фортепиано, уроки джазового фортепиано.
Также вы можете заниматься фортепиано по комплексному методу обучения игре на фортепиано. В этом случае вы будете играть и классику, и эстраду, и джаз.
Классическая музыка
Классическая музыка включает в себя всю академическую музыку от Баха до Шнитке, Губайдулиной и др. современных нам композиторов. Музыку, написанную композиторами добаховской эпохи, мы называем старинной музыкой, но тоже можем ее отнести к классической музыке в широком смысле этого слова. Ведь классической мы можем назвать всю музыку прошлого, выдержавшую испытание временем и имеющую аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т.п.
Эстрадная музыка
Эстрадная музыка – термин, применяемый для обозначения разнообразных форм и жанров преим. развлекательной («легкой») музыки 19-20 вв. В эту категорию мы относим музыку, написанную к кинофильмам, мультфильмам, музыкальным спектаклям, песни поп-, рок-, и других направлений. Эстрадная музыка включает в себя элементы классической музыки и традиционной джазовой музыки.
Склад эстрадной музыки – гомофонно-гармонический, то есть присутствует ярко выраженная легко запоминающаяся мелодия (обычно в партии правой руки) и аккомпанемент, поддерживающий гармониями (в различном фактурном изложении) эту мелодию. Это от классики. А черты джазовой музыки – в гармоническом языке (большое количество септаккордов) и ритмическом (когда за основу берется один из джазовых стилей: босанова и др.). Эстрадную музыку можно достаточно легко подобрать по слуху, особенно если вы прошли курс сольфеджио и основ гармонии. Вы можете углубленно изучать эти дисциплины на отдельных специальных уроках либо пройти основы сольфеджио и гармонии внутри урока фортепиано.
Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Джазовую музыку мы можем отнести к эстрадной музыке.
Существует много различных направлений внутри джазовой музыки: свинг, бибоп, кул, прогрессив-джаз, хард-боп, модальный джаз, соул-джаз, фри-джаз, мейнстрим, фьюжн, постбибоп, латино-американский джаз и т.д.
Чувство ритма необходимо любому человеку, занимающемуся музыкой. Метро-ритм организует время внутри музыкального произведения. Без точного ритма и хорошего ощущения музыкального метра у исполнителя распадается музыкальная ткань на составные части, не складывается сюжет, образ, надлежащее впечатление от услышанного. Но особенно острым ощущение ритма должно быть у джазмена. Ведь синкопа – основа джазового языка, его яркая отличительная особенность – без точного повторения сильной доли такта полностью теряет свою силу, просто исчезает в пучине звуков и ритмов. А это не так уж и просто – играть остросинкопированный ритм, особенно учитывая то, что каждая рука играет свою ритмическую формулу, где акцентированные доли и цезуры не совпадают. Но все поддается тренировке. Существуют специальные ритмические упражнения, которые помогают освоить полиритмию, синкопы, свинг. На уроках джазового фортепиано вы освоите эти упражнения, после которых для вас не составит особого труда исполнение джазовых композиций.
Владение основами импровизации необходимо вам, чтобы получать настоящее удовольствие от исполнения джазовой музыки. Без импровизации – нет настоящего живого джаза. На уроках игры на фортепиано по комплексному методу обучения музыке и на уроках сочинения музыки мы научим вас основам импровизации.
Другие музыкальные стили
АЛЬТЕРНАТИВА (альтернативная музыка), термин, употребляемый для обозначения конгломерата различных стилей, появившихся во второй половины 1980-х гг. и включающих в себя, в частности, гранж, индастриэл, брит-поп, сайкобилли, а также различного рода стилевые синтезы — в т. ч. рэп- и фанк-метал, ска-панк, джангл-поп и др. До успеха NIRVANA большинство т. н. альтернативной музыки издавалось на независимых фирмах грамзаписи, однако в 1990-е гг. значительная часть этой музыки влилась в рок-мэйнстрим — полностью или частично.
ЭТНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (этника, этно) — ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира и классическая музыка неевропейских традиций, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из народной музыки и классической музыки Востока мотивов, звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п.
АВАНГАРДИЗМ (франц. avantgarde — передовой отряд) — условное наименование различных художественных течений в искусстве, прочно утвердившихся в 20-х гг. XX в. и стремившихся к его обновлению как по форме, так и по содержанию. В музыке А. наиболее ярко себя проявил в сфере так называемой конкретной музыки, основанной на свободном использовании тоновых созвучий, а не гармонического ряда: алеаторика, соноризм, электронная музыка. Наиболее известные композиторы-авангардисты — К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, П. Булез, Л. Ноно, Д. Кейдж, Д. Лигети, Х. В. Хен, Л. Берио, К. Пендерецкий и др. Существует также авангардный джаз: фри-джаз, электронный джаз, «третье течение» и др.
Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения
Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.
С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.
Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.
Ноты
В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Что означает музыкальный размер и что такое такт
Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.
Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.
Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.
Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.
Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.
Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:
Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.
Нижнее число обозначает длительность каждой доли.
Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).
Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).
Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.
Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.
Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:
Диез –повышает звучание ноты на полтона.
Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.
Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.
На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.
Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.
А на этой картинке указано расположение бемолей:
Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.
Как правильно писать диезы и бемоли
Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:
Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.
Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:
Также существует дубль-диез :
Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.
Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».
Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.
Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.
Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.
Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.
Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.
Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:
Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».
Совсем запутался 97
Паузы в музыке
Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.
Нотный стан — что на нем располагается
Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?
Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.
Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.
Звукоряд Октава Диапазон
Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.
Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).
И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.
Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.
Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.
Динамика
Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.
Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Дополнительные музыкальные знаки
В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:
Заключение
Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.
Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!