Как называется машина для мусора
Мусоровозы: особенности конструкций и классификация
В зависимости от назначения и типа перевозимых отходов различаются и конструкции мусоровозов.
Мусоровозы отличаются грузоподъемностью, объемом кузова, типом механизма загрузки (боковой, задний, фронтальный), наличием механизма уплотнения отходов, способом загрузки (ручной, механизированный) и типом кузова (кузовной, рамный бункеровоз, с движущимся полом, с крюковым захватом).
Требования к кузовным собирающим и транспортным мусоровозам с механизированной загрузкой и разгрузкой установлены в ГОСТ 27415-87 «Мусоровозы. Общие технические требования». Требования ГОСТа довольно скудные. Например, требуется обеспечит возможность управления манипулятором из кабины водителя.
Классификация мусоровозов
По типу кузова мусоровозы классифицируются на:
По назначению мусоровозы классифицируются на:
Транспортные мусоровозы предназначены для перевозки большого количества отходов на значительные расстояния. Например, транспортные мусоровозы применяются для транспортировки отходов от мусороперегрузочной станции на полигон.
Кроме этого мусоровозы могут быть с уплотнением мусора и без уплотнения (контейнерные и бункеровозы). Контейнерные мусоровозы (типа М-30) сейчас вытеснены, т.к. сбор мусора таким мусоровозами слишком затратный, погрузка медленная, а объем перевозимого мусора ограничен объемом перевозимых контейнеров.
По типу загрузки мусоровозы классифицируются на мусоровозы:
Конечно, существуют и другие типы мусоровозов, предназначенные для более «узкой специализации». Например, есть мусоровозы с гидроманипулятором и грейферным захватом для сбора веток. Есть мусоровозы, также оснащенные гидроманипулятом, для сбора мусора из заглубленных контейнеров. Есть мусоровозы, специализирующиеся на раздельном сборе отходов (с несколькими емкостями).
Мусоровозы с задней загрузкой
Такие мусоровозы могут быть оснащены кантователем (подъемно-опрокидывающее устройство), а могут иметь просто бункер для ручной загрузки мусора в мешках или из небольших баков.
Недостатком таких мусоровозов является то, что приходится использовать ручной труд для перемещения контейнеров от площадки к загрузочному бункеру мусоровоза.
Мусоровозы с боковой загрузкой
Погрузочное устройство подобных мусоровозов позволяет полностью исключить ручной труд при сборе мусора. Это сокращает время.
Мусоровозы с боковой загрузкой предназначены для механизированной загрузки контейнеров. Гидравлический манипулятор такого мусоровоза может опорожнить по очереди три контейнера, стоящие рядом, без использования ручного труда. К сожалению, квалификация водителей мусоровозов не всегда позволяет «ловко» управляться с манипулятором и контейнеры всё равно приходится подтаскивать.
Зарубежные модели мусоровозов с боковой загрузкой позволяют производить полностью механизированную загрузку и водителю не надо даже выходить из кабины, т.к. кабина с низкой посадкой имеет два водительских места (слева и справа), а двери кабины полностью остеклены для полного обзора.
Мусоровозы с фронтальной загрузкой
Мусоровозы с фронтальной (передней) загрузкой предназначены для сбора отходов из накопительных бункеров объемом до 8 куб. м. Опорожнение бункеров полностью механизировано, водитель управляет манипулятором не выходя из кабины. Разгрузка мусоровоза производится толкающей плитой или самосвальным способом.
Наибольшую популярность мусоровозы с фронтальной загрузкой приобрели в США. Для подобной схемы погрузки мусора требуется опредленное пространство, т.к. мусоровозы с фронтальной погрузкой сравнительно большие и массивные..
Бункеровозы (системы Roll-Off)
Мусоровозы-бункеровозы также принадлежат к массовой коммунальной технике. Они отличаются как объемом перевозимых бункеров, так и способом их погрузки.
По способу погрузки они различаются на:
Бункеровозы с крюковым захватом (Hook-Lift)
На автомобильном шасси устанавливается специальный гидравлический манипулятор. Обычно это консоль, изогнутая под прямым углом и снабженная на конце крюком. Такой механизм называется крюковым захватом.
Автомобили с крюковым захватом «мультилифт» приобрели большую популярность в виду своей универсальности. Они могут перевозить бункеры различной вместимости и конструкции (например, бункеры-накопители от пресс-компакторов), а кроме этого перевозить различное оборудование, предназначено для таких грузовиков (пакетировочные прессы, мобильные шредеры и т.д.). Крюковой захват позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Кроме этого, дополнительная опорная точка, создаваемая крюком, более жестко фиксирует бункер.
Бункеровозы с тросовым механизмом (On-Trux Roll-Off)
На автомобильное шасси устанавливается наклоняемая платформа, которая поднимается гидравлическим цилиндром. Кроме этого есть специальная лебедка с тросом, которая поднимает контейнеры на раму. Для того, чтобы погрузить контейнер необходимо наклонить платформу и зацепить контейнер крюком или петлей на конце троса лебедки. Затем лебедка подтягивает контейнер и поднимает на раму, одновременно платформа опускается. Для уменьшения трения под заднюю часть контейнера установлены ролики. Ролики есть также на платформе.
Разгрузка бункера производиться самосвальным способом путем наклона платформы. Бункер при этом остается закрепленным специальными фиксаторами или висит на тросе лебедки.
Автомобили с тросовым механизмом по сравнению с крюковым захватом проще и дешевле, но тросы могут оборваться в самый неподходящий момент, да и скорость работы их немного меньше, кроме этого требуется ручное крепление тросов. Тем не менее, благодаря тому, что рама позволяет поднять при разгрузке бункер на некоторую высоту, такие бункеровозы широко применяются на мусороперегрузочных станциях.
Рамные (портальные) бункеровозы
Первый советский бункеровоз подобного типа был разработан в 1964 году конструкторами-общественниками и назывался ЗИЛ-164AK. Кузов снимается или грузится при помощи качающихся рычагов с гидравлическим приводом. Бункер подвешивается к раме на цепях. Разгрузка может производиться самосвальным способом.
Рамные (портальные) бункеровозы предназначены для транспортировки бункеров до 8 куб.м. Это самые популярные мусоровозы, занятые вывозом крупногабаритного бытового мусора.
Еще одна особенность бункеровозов в том, что они могут составлять автопоезда. Второй бункер грузиться на прицеп.
Малогабаритные мусоровозы
Там, где обычные мусоровозы с трудом маневрируют или нужны небольшие транспортные средства, применяются малогабаритные мусоровозы. Как правило, малогабаритные мусоровозы используются при двухстадийной системе сбора и вывоза отходоа, т.е. с использованием мусоропергрузочных станций.
Они имеют самосвальный кузов и могут оснащаться опрокидывателем-кантователем для механизированной загрузки мусора из контейнеров. Малогабаритные мусоровозы также могут оснащаться прессующим механизмом.
Выпускаются также малогабаритные автомобили с крюковым захватом.
Малогабаритные мусоровозы бывают и с боковой загрузкой. Например, как этот «Мультикар».
Наибольшее распространение малогабаритные мусоровозы получили в Италии и Японии. В Токио работа малогабаритных мусоровозов оправдана тем, что им не приходиться везти мусор далеко, т.к. в многоэтажном Токио работает 21 мусоросжигательный завод, а также центры вторичной переработки.
Спецтехника для вывоза мусора — «Мусоровоз» описание
Вывоз мусора – это процесс, который проходит с привлечением специального автомобильного транспорта. Такие машины отличаются по объему кузова, способу загрузки контейнеров, габаритам, техническим особенностям, другим факторам.
Что такое мусоровоз?
Такая техника представляет собой грузовой автомобиль, предназначенный для сбора, первичной переработки, перевозки, сброса бытового, химического и другого мусора. Транспорт оснащается вместительным кузовом, загрузка в него происходит вручную или с помощью навесного оборудования с электрическим либо гидравлическим приводом. Техника для перевозки мусора используется для вывоза на свалки, предприятия по переработке отходов, полигоны ТБО.
Многих интересует, как правильно называется мусоровоз и к какому типу транспорта он относится. В официальных документах его называют мусорной машиной или автомобилем для вывоза мусора. Поскольку для шасси используются грузовики и длинномерные авто, а базовой задачей является перевозка габаритных контейнеров, такой транспорт относится к грузовой категории.
Как устроен мусоровоз?
Большинство таких машин имеют базу от грузовых и длинномерных автомобилей – Камаз, КРАЗ, Scania, Renault, других марок. Кузов имеет емкость от 1 до 50 кубометров, в зависимости от ходовой и размера контейнера определяют грузоподъемность конкретной модели. Автомобили небольшой кубатуры могут быть с ручной загрузкой, более вместительный транспорт комплектуется мультилифтом – приспособление с гидроприводом и крюковым захватом для подъема контейнеров и последующей выгрузки.
Современные виды мусоровозов действуют следующим образом:
Если конструкция мусоровоза включает мультилифт, выгрузка может осуществляться с использованием привода. Модели с ручной разгрузкой уже почти не применяются, основная сфера этих устройств – уборка малого объема отходов, обслуживание небольших точек.
Какие бывают мусоровозы: разновидности техники
Классификация этой техники возможна по способу загрузки, виду, классу перевозимых отходов, грузоподъемности. Первый способ является наиболее популярным. Выделяют следующие типы мусоровозов:
Кроме способа загрузки, такой транспорт отличается видом шасси. Так, наиболее компактные автомобили имеют тип колесной базы ГАЗ, средние часто устанавливаются на основе ЗИЛ, а крупногабаритные машины для перевозки тяжелого мусора – на базе МАЗ, Урал, а также иномарок-длинномеров (SCANIA, Skoda, Renault, Ford и пр.).
Технические характеристики зависят от параметров двигателя, грузоподъемности базы, типа коробки передач, иных моментов. Большинство современных автопарков по уборке мусора комплектуется техникой на базе отечественных машин, поскольку она стоит дешевле. Однако предприятия, владельцы которых заботятся о функциональности и надежности транспорта, закупают модели иностранного производства.
Сколько кубов/тонн мусора в мусоровозе Камаз и других моделях?
Емкость бункера под отходы в зависимости от модели может быть следующей:
Длина мусоровозов отечественных марок составляет 6,5 метров, ширина – до 2,55 метров, а высота – до 3300 мм. Модели на базе зарубежных грузовиков имеют другие параметры: так, машины на основе ходовой Scania достигают 8,1 метра в длину, их ширина обычно такая же, а высота мусоровоза с контейнером составляет 3,8-4 метра в зависимости от модификации. Коэффициент уплотнения составляет 2,5-6 единиц для отечественных транспортных средств, до 7-8 – для иномарок.
На каких машинах вывозят мусор? Обзор марок
В зависимости от выбора владельца предприятия автопарк может комплектоваться российскими или зарубежными моделями. Наиболее популярные машины-мусоровозы марок отечественного производства:
Большая часть автомобилей имеет боковую конструкцию погрузки, машины на базе SCANIA и других иномарок оснащены механизмом задней подачи мусора. Сегодня в автопарках предприятий по переработке мусора представлены машины Faun, Hyundai, Zoeller, Коммаш и других производителей. Стоимость моделей российского производства на порядок ниже, однако они чаще требуют ремонта. Цена запчастей и расходных материалов для такого транспорта также снижена по сравнению с зарубежной техникой.
Как работает автопарк по уборке мусора?
Предприятия, использующие такую технику для сбора и вывоза отходов, имеют соответствующую лицензию, они заключают договора с муниципальными организациями и частными фирмами, нуждающимися в регулярном удалении мусора. Процесс непосредственного устранения включает следующие этапы:
Периодически транспорт проходит профилактику и плановый ремонт, в случае серьезных повреждений автомобиль отправляют на диагностику и починку. Чаще в ходе эксплуатации страдает ходовая часть и механизм подъемника, поскольку эти узлы сталкиваются с повышенными механическими нагрузками. Обслуживание проводится в гараже предприятия-владельца автопарка либо в сторонней мастерской, которая сосредоточена на ремонте грузовых и длинномерных машин.
Как устроены мусоровозы и какие машины наиболее практичны: виды и назначение
Что такое мусоровоз?
Такая техника представляет собой грузовой автомобиль, предназначенный для сбора, первичной переработки, перевозки, сброса бытового, химического и другого мусора. Транспорт оснащается вместительным кузовом, загрузка в него происходит вручную или с помощью навесного оборудования с электрическим либо гидравлическим приводом. Техника для перевозки мусора используется для вывоза на свалки, предприятия по переработке отходов, полигоны ТБО.
Многих интересует, как правильно называется мусоровоз и к какому типу транспорта он относится. В официальных документах его называют мусорной машиной или автомобилем для вывоза мусора. Поскольку для шасси используются грузовики и длинномерные авто, а базовой задачей является перевозка габаритных контейнеров, такой транспорт относится к грузовой категории.
Как устроен мусоровоз?
Большинство таких машин имеют базу от грузовых и длинномерных автомобилей – Камаз, КРАЗ, Scania, Renault, других марок. Кузов имеет емкость от 1 до 50 кубометров, в зависимости от ходовой и размера контейнера определяют грузоподъемность конкретной модели. Автомобили небольшой кубатуры могут быть с ручной загрузкой, более вместительный транспорт комплектуется мультилифтом – приспособление с гидроприводом и крюковым захватом для подъема контейнеров и последующей выгрузки.
Современные виды мусоровозов действуют следующим образом:
Если конструкция мусоровоза включает мультилифт, выгрузка может осуществляться с использованием привода. Модели с ручной разгрузкой уже почти не применяются, основная сфера этих устройств – уборка малого объема отходов, обслуживание небольших точек.
Какие бывают мусоровозы: разновидности техники
Классификация этой техники возможна по способу загрузки, виду, классу перевозимых отходов, грузоподъемности. Первый способ является наиболее популярным. Выделяют следующие типы мусоровозов:
Кроме способа загрузки, такой транспорт отличается видом шасси. Так, наиболее компактные автомобили имеют тип колесной базы ГАЗ, средние часто устанавливаются на основе ЗИЛ, а крупногабаритные машины для перевозки тяжелого мусора – на базе МАЗ, Урал, а также иномарок-длинномеров (SCANIA, Skoda, Renault, Ford и пр.).
Технические характеристики зависят от параметров двигателя, грузоподъемности базы, типа коробки передач, иных моментов. Большинство современных автопарков по уборке мусора комплектуется техникой на базе отечественных машин, поскольку она стоит дешевле. Однако предприятия, владельцы которых заботятся о функциональности и надежности транспорта, закупают модели иностранного производства.
Сколько кубов/тонн мусора в мусоровозе Камаз и других моделях?
Емкость бункера под отходы в зависимости от модели может быть следующей:
Длина мусоровозов отечественных марок составляет 6,5 метров, ширина – до 2,55 метров, а высота – до 3300 мм. Модели на базе зарубежных грузовиков имеют другие параметры: так, машины на основе ходовой Scania достигают 8,1 метра в длину, их ширина обычно такая же, а высота мусоровоза с контейнером составляет 3,8-4 метра в зависимости от модификации. Коэффициент уплотнения составляет 2,5-6 единиц для отечественных транспортных средств, до 7-8 – для иномарок.
Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine
Мусороуборочная техника (мусоровозы) предназначена для загрузки, уплотнения, транспортировки и выгрузки в месте утилизации бытового и строительного мусора. На сегодняшний день в этом сегменте рынка представлен большой ассортимент коммунальной техники отечественного и импортного производства.
Модели отличаются по базовому шасси, способу загрузки и выгрузки мусора, массе перевозимого мусора и коэффициенту его уплотнения в кузове. Основными видами мусоровозной техники являются: кузовные машины с боковой загрузкой, с задней загрузкой, самосвальные машиныбункеровозы, контейнерные и портальные мусороуборочные машины. Мусоровозы с боковой загрузкой предназначаются для загрузки ТБО и другого мусора, для его последующего уплотнения и механизированной выгрузки в местах утилизации либо на свалках.
В состав спецоборудования входят: надрамник, кузов, толкающая плита, гидроманипулятор, гидравлическая и электрическая системы. Отходы в кузов машины загружаются из контейнера боковым манипулятором, после чего они уплотняются толкающей плитой. Выгружается мусор также с помощью толкающей плиты при поднятом кузове.
Мусоровозы с боковой загрузкой классифицируют по типу базового шасси — на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Малотоннажные мусоровозы чаще всего устанавливают на шасси ГАЗ-3307
или
ГАЗ-3309
. Эти малогабаритные мобильные машины предназначены для вывоза твердого бытового мусора из небольших жилых кварталов. Кроме того, компактные размеры таких мусоровозов позволяют подъезжать к труднодоступным местам загрузки отходов в городских районах с плотной жилой застройкой и узкими дорогами. Средняя вместимость кузова такой машины составляет 5—8 м3, масса перевозимого мусора — 2000— 3300 кг.
Среднетоннажные мусоровозы устанавливают на более «весомые» шасси — ЗИЛ-433362, ЗИЛ-432932, ЗИЛ-494560, «Амур-53131», КАМАЗ-4308, МАЗ-4370, МАЗ-4380 и др. Они используются для вывоза как бытового, так и крупногабаритного мусора (в том числе строительного). Кузов этих машин вместителен — от 8 до 11 м3, в нем можно перевозить от 4150 до 5500 кг мусора. Хорошую маневренность «среднетоннажнику» обеспечивает двухосное шасси, позволяя работать в стесненных условиях — в районах плотной застройки, зонах массового отдыха, парках, выставочных комплексах и т. п.
Крупнотоннажные мусоровозы устанавливают на шасси МАЗ, КАМАЗ, «Урал» и др. Эта техника предназначена для вывоза большого количества мусора. В зависимости от модели шасси и грузоподъемности, машины могут вывозить от 5700 до 12500 кг отходов объемом от 16 до 24 м3.
На российском рынке зарубежные мусоровозы с боковой загрузкой представлены меньше, чем отечественные. Машины подобного рода выпускает немецкая фирма FAUN Kirchoff Gruppe
(модели Sidepress и Twinpress) и др. «Иностранцев» чаще всего можно увидеть в автопарках коммунальных служб больших городов. В отличие от импортных, у отечественных мусоровозов люк приемного бункера расположен сбоку, а не сверху, кроме того, захват гидроманипулятора позволяет грузить контейнеры объемом до 1,2 м3.
Как и их «собратья» с боковым видом загрузки, мусороуборочные машины с задней загрузкой предназначены для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов и иного мусора. Они разделяются на два класса. К первому классу относятся мусоровозы с ручной погрузкой мусора в ковш с последующей механизированной загрузкой в кузов. Ко второму классу, в основном, принадлежат большегрузные мусоровозы, которые с помощью гидравлических кантователей загружают отходы из специальных контейнеров и бункеров. Задний борт таких машин состоит из приемного бункера и механизма для прессования. Механическим путем отходы загружаются через насыпной край в приемный бункер, после чего уплотняются и проталкиваются в кузов механизмом для прессования. Выгружается мусор после открытия заднего борта машины с помощью выталкивающей плиты.
Отдельный вид мусоровозов составляют самосвальные машины-бункеровозы, используемые для транспортировки стандартных бункеров (БН-3У и др.) с твердыми бытовыми или промышленными отходами, для перевозки и самосвальной выгрузки крупногабаритных и сыпучих грузов. Такие мусоровозы оборудуются рамой, бункером-контейнером, порталом, аутригерами, гидравлической, электрической и пневматической системами. С помощью портала водитель-оператор снимает с рамы бункер-контейнер и устанавливает его на ровную поверхность в месте сбора отходов. Загружают контейнер вручную или погрузчиком, после чего с помощью портала устанавливают на раму автомобиля. Выгружают мусор самосвальным способом.
Еще один вид мусоровозов — контейнерные и портальные. В них можно механически загружать контейнеры с ТБО и с промышленным мусором, находящимся в жилых районах или на мусороперегрузочных станциях. Универсальность данной машины заключается в том, что она может одновременно перевозить до трех контейнеров.
Основная особенность мусоровозов, независимо от вида,— это их способность к подъему бака (контейнера). Мусор выгружается буквально за минуту, и затем уже пустой бак ставится на место. Объем кузова машины составляет от 6 до 20 м3, грузоподъемность — от 2 до 10 т. Важный показатель эффективности мусоровозной техники — коэффициент уплотнения. Он рассчитывается для машин с функцией прессования мусора и составляет от 2,5 до 6 единиц. Отметим, что наибольший коэффициент уплотнения характерен для мусоровозов на большегрузных шасси.
В качестве шасси для мусороуборочной техники в России чаще всего используются: отечественные — КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ; зарубежные — Scania, Mercedes Benz, Renault, Volvo, Ford, MAN, Iveco и др. Наиболее востребованы двух- и трехосные шасси. Среди компаний, занимающихся выпуском машин для вывоза мусора, — «Спецтранс» (Санкт-Петербург), БМЗ (Балахна), «Коммаш» (Мценск), «Экомтех/ РАРЗ» (Ряжск), «Пламя» (Пермь), «Коммаш» (Арзамас), ООО «Берц» (Рязань). Монтаж и продажу мусоросборочной техники ведущих мировых производителей (JOAB, NORBA, NTM, CosEco) осуществляет (Санкт-Петербург): машины с задней, боковой или фронтальной загрузкой, многокамерные, с гидроманипуляторами.
— Традиционно сложившаяся в России технология сбора, транспортировки и утилизации ТБО вот уже много лет остается без коренных изменений: это стандартные металлические контейнеры 0,75 м3, размещенные на контейнерных площадках или в подъездных мусоропроводах многоэтажных жилых районов, которые возможно освободить только боковыми манипуляторами мусоровозов,— рассказывает Татьяна Комиссарова, ООО ТК «Коммаш» (г. Арзамас Нижегородской области).— С появлением пластиковых и оцинкованных евроконтейнеров на колесах с крышками во многих крупных промышленных городах получила развитие система сбора мусора с помощью задней механизированной загрузки. Это привлекло на российский рынок многих зарубежных производителей из Германии (Faun, Zoeller), Финляндии (NTM), Швеции (Norba), Италии (Farid, Mazzocchia), Японии, США (Heil, McNeilus) и других стран, которые давно производят мусоровозы с задней механизированной загрузкой для контейнеров объемом от 0,12 до 1,1 м³.
В России распространено несколько способов сбора бытовых отходов. Наиболее перспективным считается использование евроконтейнеров. На данную технологию, заимствованную нами из Европы, почти полностью перешли жилищно-коммунальные службы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Тюмени и ряда других крупных городов. Отметим, что евроконтейнеры достаточно вместительны — их объем по EN 840-3 нормирован на 660, 770, 1000, 1100 л.
Для обслуживания евроконтейнеров используются мусоровозы с задней загрузкой — как на отечественном (МАЗ, КАМАЗ и др.), так и на иностранном шасси (Iveco, Volvo, Scania и др.). Другой способ сбора бытовых отходов — в стандартные металлические контейнеры объемом 0,75 м3. Эта технология, использовавшаяся еще в советские времена, до сих пор является наиболее распространенной. Например, на улицах и во дворах Екатеринбурга установлено почти 9000 стандартных контейнеров (0,75 м3) и около 400 евроконтейнеров (число последних с каждым годом растет!). Для сбора отходов из стандартных контейнеров используются мусоровозы с боковой загрузкой, чаще всего — на отечественном шасси.
Еще один способ сбора бытовых отходов — применение съемных бункеров больших объемов (от 7 м3 и более). В этом случае мусор вывозят машины- бункеровозы, в основном российского производства. По мнению ряда специалистов, эта технология малоэффективна. Ее применение целесообразно лишь в том случае, когда нет возможности установить достаточное количество обычных контейнеров и вывозить их регулярно. Следует сказать, что не всегда себя оправдывает и контейнеризация ТБО. Например, при низкой плотности застройки (коттеджи) допускается выносить мусор, упакованный в пакеты, на обочину дороги — оставляя его прямо в пакетах или в индивидуальных баках (малогабаритных контейнерах, в Европе — нормированных по DIN 30740 на емкость 80, 120, 140 л). Такие пакеты затем загружаются вручную в приемник мусоровоза с задней загрузкой. Могут возникнуть проблемы при вывозе бытовых отходов с труднодоступных площадок (плотная застройка), к которым территориально ограничен подъезд. Для этих работ рекомендуется использовать мусоровозные машины с определенным типом загрузки.
— Так, автомобилю с боковой загрузкой требуется немало свободного пространства, чтобы высыпать содержимое контейнера в кузов, в то время как автомобилю с задней загрузкой этого пространства требуется намного меньше,— рассказывает Евгений Устьянцев, директор ЕМУП «Спецавтобаза» (г. Екатеринбург).— Более того, все виды евроконтейнеров снабжены колесами. Если подъезд к площадке перегорожен — грузчик может легко докатить контейнер до мусоровоза и обратно. От типа загрузки зависит и коэффициент прессовки мусора в кузове. Следовательно, от этого же зависит количество отходов, которые мусоровоз может вывезти за один рейс. В съемном контейнере мусор не прессуется вообще. Получается, что машина везет не столько мусор, сколько сам тяжелый металлический контейнер и «пустое место» в нем. Коэффициент прессовки у машины с боковой загрузкой — от 2 до 2,5. Коэффициент прессовки у машины с задней загрузкой — более 5. Кроме того, машина с боковой загрузкой и бункеровоз могут работать лишь с одним типом контейнеров. Машина с задней загрузкой забирает евроконтейнеры любого типа.
Тем не менее, до сих пор самым распространенным видом мусоровозов в России остаются машины с боковой загрузкой. По наблюдениям специалистов, внутри этого сегмента распределение долей между малотоннажной, среднетоннажной и крупнотоннажной техникой примерно одинаковое, с небольшим преимуществом в сторону последней. Остается актуальной тенденция увеличения продаж крупнотоннажных мусоровозов на шасси КамАЗ.
Несмотря на активное проникновение в последние годы на наш рынок иностранной техники, основу российского коммунального автопарка по-прежнему составляют машины отечественного производства. Их основное конкурентное преимущество — это доступная цена. Если новый отечественный мусоровоз можно купить за 1—1,5 млн руб., то импортный стоит в два, а то и в три раза дороже. Кроме того, следует учитывать, что мусоровозы на отечественных шасси — это, как правило, серийные модели, которые всегда есть в наличии, в то время как импортная техника нередко идет под заказ. Немаловажно и то, насколько развита сеть сервисных станций. Иностранную технику не починишь в гараже автотранспортного предприятия — как из-за отсутствия нужных запчастей, так и необходимой специальной квалификации механика.
Важное конкурентное преимущество иностранных мусоровозов заключается в их качестве, надежности и экономичности: основные узлы оборудования сделаны из высококачественной стали, используются электронные системы управления рабочими органами, предусмотрены датчики слежения за работой мусоровоза, созданы комфортные условия для водителя и оператора. Немаловажно, что в ходе эксплуатации импортных мусоровозов экономятся время и средства: больший размер контейнера, отсутствие грузчика, водитель может собирать контейнеры не выходя из кабины.
— Импортный мусоровоз при объеме кузова 12 кубометров вывозит за рейс около 70 кубометров отходов,— поясняет Сергей Антонов, директор ООО «Экосистема» (г. Екатеринбург).— Российская машина с кузовом аналогичного объема вывозит не больше 30 кубометров. Стремясь сделать стоимость зарубежных мусоровозов более доступной, российские производители самостоятельно производят крупноузловую сборку импортного оборудования и его установку на шасси. По их утверждению, цена машины при этом становится в 1,5—2 раза дешевле при сохранении эксплуатационных и качественных характеристик. Помимо этого, в стремлении сэкономить коммунальщики нередко предпочитают не покупать новую технику, а частично заменять систему и оборудование для сбора мусора. Самая универсальная, устанавливаемая на мусоровозы,— это система мультилифт, имеющая довольно простую конструкцию. Мультилифт — это не что иное, как погрузочно-разгрузочный механизм, который приводится в действие с помощью гидравлического привода. Необходимые функции он выполняет тросовым крюковым захватом. На мусоровозы эту систему монтируют, как правило, на усиленный подрамник. Все чаще современные мусоровозы оборудуют системами лифтдампер и фронтлоудер, которые также призваны упростить разгрузочно-погрузочные работы.
Своевременный вывоз мусора — проблема, с которой сталкивается население большинства городов как за рубежом, так и в нашей стране. Среди основных тенденций развития рынка мусоровозной техники в плане разработки новых моделей и модернизации оборудования стоит отметить евроконтейнеры и машины с задней загрузкой, переход на шасси стандарта ЕВРО-5, внедрение гибридных технологий, широкий спектр размеров спецтехники (от «газели» до большого грузовика), надежное гидравлическое оборудование, способное поднимать любые виды контейнеров.
Новое направление в системе сбора и утилизации отходов, пришедшее к нам из Финляндии,— использование заглубленных подземных контейнеров. Они загружаются в мусоровозную машину при помощи краноманипуляторной установки, находящейся за кабиной водителя. Первые мусоровозы с КМУ, которые стали использоваться в России, сделаны за рубежом. Обратим внимание на машины с фронтальной загрузкой, в которые ТБО загружают с помощью кантователя, опускающегося перед кабиной водителя. Идея их создания возникла при попытке объединить преимущества транспортного мусоровоза и погрузчика. Эта техника с конца 1980-х годов широко применяется в странах Европы и Америки. А вот отечественным коммунальным службам она пока мало знакома (за исключением Москвы). Одна из причин этого заключается в размерах стационарных контейнеров (5 м3), которые используются в работе с машинами с фронтальной загрузкой. Немаловажно, что подобным большегрузным мусоровозам (вместимостью 26—30 м3) необходимы специальные площадки с удобным для фронтальной загрузки подъездом.
Аналогичная ситуация сложилась с машинами для раздельного сбора мусора, широко распространенными в странах Европы. В России к их массовому внедрению коммунальные службы пока не готовы. Так или иначе, отечественные и зарубежные производители коммунальной техники на сегодняшний день предлагают мусоровозы разных моделей. Выбор нужной модификации машины зависит от нескольких факторов — это количество и объем отходов, вид мусора (бытовой или строительный), а также от территориальных особенностей местности, на которой технике предстоит работать. Сегодня коммунальные службы делают ставку на современные, хорошо оснащенные мусоровозы, комплектация которых позволяет не только максимально ускорить разгрузочно-погрузочные работы, но и использовать разные типы контейнеров, снизить затраты на топливо (сократив количество рейсов), обеспечить полный сбор мусора и чистоту площадки.
Автор: ТЕХНОmagazine
Поделиться
На каких машинах вывозят мусор? Обзор марок
В зависимости от выбора владельца предприятия автопарк может комплектоваться российскими или зарубежными моделями. Наиболее популярные машины-мусоровозы марок отечественного производства:
Большая часть автомобилей имеет боковую конструкцию погрузки, машины на базе SCANIA и других иномарок оснащены механизмом задней подачи мусора. Сегодня в автопарках предприятий по переработке мусора представлены машины Faun, Hyundai, Zoeller, Коммаш и других производителей. Стоимость моделей российского производства на порядок ниже, однако они чаще требуют ремонта. Цена запчастей и расходных материалов для такого транспорта также снижена по сравнению с зарубежной техникой.
Как работает автопарк по уборке мусора?
Предприятия, использующие такую технику для сбора и вывоза отходов, имеют соответствующую лицензию, они заключают договора с муниципальными организациями и частными фирмами, нуждающимися в регулярном удалении мусора. Процесс непосредственного устранения включает следующие этапы:
Периодически транспорт проходит профилактику и плановый ремонт, в случае серьезных повреждений автомобиль отправляют на диагностику и починку. Чаще в ходе эксплуатации страдает ходовая часть и механизм подъемника, поскольку эти узлы сталкиваются с повышенными механическими нагрузками. Обслуживание проводится в гараже предприятия-владельца автопарка либо в сторонней мастерской, которая сосредоточена на ремонте грузовых и длинномерных машин.