Как называется кровопускание в исламе
Кровопускание (хиджама)
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Целительная сила [находится] в трех [1] вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе пиявки (кровопускании) [2] и прижигании. Но я запрещаю [3] своим последователям использовать прижигание» [4].
Многие целители и ученые прошлого говорили, что кровопускание наиболее полезно для людей с высоким давлением, в состоянии жара и при повышенной температуре и особенно — для сангвиников [5].
То, что кровопускание полезно для человеческого организма, бесспорно и не подвергается сомнениям. Это Божественная информация, переданная через посланника Божьего на благо людям. По всем строгим критериям хадисоведения данная информация достоверна.
Вопрос о том, какова польза данной медицинской процедуры, обсуждали медики и ученые, и они будут еще дискутировать по нему. Кто-то из них был или будет менее правым, кто-то — более. Но факт остается фактом — кровопускание целительно и полезно для человека.
Опыт прошлых веков постепенно раскрывал грани практического применения этой процедуры: при каких заболеваниях и в каких именно местах делать надрезы, в какое время и как часто.
Осмелюсь взять на себя миссию краткого изложения той достоверной информации из пророческого наследия, которая бережно хранится учеными-богословами, а также привести некоторые комментарии и пояснения. Оценку практических аспектов и подробностей оставим грамотным и опытным медикам и специалистам.
О пользе кровопускания
«Воистину, наилучшим лекарством для вас является кровопускание и морской аль-куст…», — подчеркивал Пророк [6].
«Если и есть польза от ваших лекарств, то в первую очередь в глотке меда, надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но мне не нравится последний способ (прижигание)» [7].
Время, наиболее предпочтительное для хиджамы
Ученые говорили, что это действие может совершаться в любое время, когда есть необходимость в оздоровлении. В нескольких хадисах имеется упоминание семнадцатого, девятнадцатого и двадцать первого чисел лунного календаря [8]. Также не совсем желательно делать это по вторникам [9].
Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца. Днем — во втором или третьем часу. Не после бани или каких-либо нагрузок. Не на полный и не на голодный желудок [10].
Где именно делались надрезы, и в каких случаях
«Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее» [11];
В своде хадисов аль-Бухари говорится, что «Пророк делал кровопускание на голове [12]» [13]. В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли [14].
Думаю, здесь будут полезны слова Ибн Кайима аль-Джавзия: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) делал кровопускание в разных частях тела. Все зависело от обстоятельств, от необходимости и потребности» [15].
Ответы на вопросы о медицине пророка Мухаммада
Пророк Мухаммад делал себе кровопускание самостоятельно или приглашал врача?
Приглашал врача, как для себя, так и для других [16]. Кровопускание — очень непростая процедура. Самостоятельное проведение ее не только нежелательно, но и опасно. А в Священном Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками в опасность!» (см. Св. Коран, 2:195).
Можно ли делать кровопускание во время поста?
Достоверно известно, что пророк Мухаммад делал кровопускание во время поста. В своде хадисов имама аль-Бухари приведен следующий хадис от Ибн ‘Аббаса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время соблюдения поста» [17].
Кровопускание делать можно, а пост не нарушается?
По мнению подавляющего большинства исламских богословов — нет, не нарушается [18].
Нужно ли мыться после кровопускания?
Нет. Только некоторые ученые оговаривали желательность совершения полного омовения после кровопускания [19].
Можно ли каким-то образом отблагодарить сделавшего кровопускание?
Можно. Пророк Мухаммад всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание [20]. Например, когда Абу Тайба сделал кровопускание Пророку, тот отблагодарил его съестным весом примерно в семь [21] килограммов [22]. Безусловно, форма благодарности никак и ничем не ограничена [23].
В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.
Есть ли какие-то рекомендации относительно возраста человека, которому делают кровопускание?
Чем старше человек, тем реже должна проводиться данная медицинская процедура. Например, имам ат-Табари [24] передал следующие слова Ибн Сирина [25]: «После сорока лет человеку не нужно делать кровопускание». Ат-Табари пояснил: «После сорока лет человеческий организм начинает слабеть. Поэтому выполнение данной процедуры становится возможным только при весомых обстоятельствах и с учетом того, сколь привычно кровопускание для данного человека». Также ученые рекомендовали к восьмидесяти годам полностью отказаться от этой процедуры [26].
Есть ли различия между сдачей крови, распространенной сегодня, и кровопусканием?
Разница есть. Хотя бы в том, что кровопускание делается при определенных заболеваниях и недугах, в определенных частях тела и желательно в определенные дни.
2 факта о хиджаме
Факт № 1 [27]
Кровопускание уникально и гениально в своей простоте. Мы отбираем у организма часть того, что очень ценно для него, кровь, которая:
— транспортирует кислород, питательные вещества, гормоны, углекислый газ, продукты обмена;
— участвует в терморегуляции;
— регулирует водно-солевой баланс, а также незаменима и во многом другом.
Искусственное удаление некоторого количества крови вынуждает организм срочно компенсировать потери. При этом стимулируется работа органов кроветворения. Оперативно начинают пробуждаться резервы многих систем человеческого организма, а следовательно, активизируются и механизмы восстановления резервов. Таким образом, кровопускание это почти идеальное средство резерв-тренинга.
Ранее этот метод врачевания применялся очень широко, история его применения уходит вглубь веков. Сегодня же, к сожалению, кровопускание почти забыто и используется очень ограниченно.
Кровопускание можно сделать с помощью обычной инъекционной иглы, специальных баночек или воспользоваться услугами таких отличных специалистов по кровопусканию, как медицинские пиявки. Мало того что они это делают практически безболезненно, но при этом еще и выделяют полезные биологически активные вещества, попадающие в кровяное русло. Естественным образом регулярная потеря части крови происходит у женщин в виде менструаций. Надо ли удивляться тому, что они живут дольше, чем мужчины?! Систематическое донорство также неплохой метод кровопускания. Согласно эритроцитарной теории старения Д. И. Финько из общего объема крови (5–5,5 л) работает меньше половины. Остальная часть находится в кровяных депо — специальных сосудах и капиллярах селезенки, печени, легких, кожи. Это — резервный запас на случай кровотечения, интенсивной работы, гипоксии и др. По мнению автора теории, эта кровь постепенно теряет свои качества, «закисает» [28]. Вот вам еще один аргумент в пользу кровопускания, ведь при нем кровь выходит из кровяных депо, компенсируя потери. Кстати, 1 л крови находится в депо кожи. Этим обусловлен омолаживающий эффект интенсивного глубокого массажа.
Факт № 2 [29]
Кровопускание — один из наиболее популярных в прошлом методов лечения целого ряда заболеваний (различные виды лихорадки, опухоли и отеки, опоясывающий лишай, болезни сосудов, проказа, болезни печени, почек, селезенки, полости рта, глаз, головы, воспаление мозга, туберкулез, эпилепсия, истерия, гонорея и ряд других). Есть свидетельства, указывающие на то, что данный метод применялся еще до нашей эры (Египет, Месопотамия). Особенно популярным кровопускание стало в Средние века, являясь одним из наиболее часто используемых методов при всех заболеваниях. Кровопускание проводили в различных вариантах, основные из них — вскрытие вены острым предметом или пункция [30], после чего проводилось извлечение крови из кровеносного русла человека. Другой способ кровопускания, менее кровавый, заключался в использовании пиявок. Нельзя сказать точно, когда человек узнал о существовании пиявки. Первые свидетельства об использовании пиявок мы находим в Древнем Египте. Они представлены настенными росписями, обнаруженными в гробнице фараонов XVIII династии (1567–1308 гг. до н. э.). Письменное упоминание о пиявке и кровопускании встречается в Притчах Соломоновых. Подобные сведения можно найти у Плиния (I в. н. э.), Галена (131–200 гг. по григор.), Аэция (390–454 гг.). Известный мусульманский врач Ибн Сина (980–1037 гг.) в своем «Каноне» уделил достаточное внимание применению пиявок и кровопусканию. Следует констатировать, что столь широкое применение кровопускания, особенно при его обильности, нередко давало отрицательные результаты. Это резко изменило отношение к методу кровопускания и медицинским пиявкам. Чрезмерное увлечение сменилось недоверием, что явилось одной из причин ограничения применения данного метода во второй половине XIX в. Его стали считать старым, изжившим себя методом. Вместе с тем отдельные врачи продолжали его практиковать.
Положительный эффект кровопускания при столь разнообразных заболеваниях объяснялся изъятием определенного количества крови с токсинами, иммунными комплексами и другими не способствующими здоровью продуктами, образующимися в крови человека при болезнях, с одной стороны, и вызыванием своего рода биологического стресса, способствующего активизации обновления организма, с другой стороны. Замечено, что такой стресс у многих повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует регрессу некоторых патологических процессов. Однако не приводит к полному излечению заболевания.
Разумеется, метод кровопускания был весьма прогрессивным и при разумном применении весьма полезным, особенно при гипертонических состояниях, предотвращая развитие инсультов и других проявлений гипертонических кризов. Кроме всего прочего, процедура кровопускания давала эффект седации (успокоения, или снотворный эффект, что играло немаловажную роль в ликвидации как острого, так и хронического стресса).
Таким образом, кровопускание являлось одним из наиболее эффективных методов снятия стресса. Кроме того, при изъятии из кровяного русла определенного количества крови происходила своеобразная тренировка органов кроветворения, перед которыми вставала задача восполнить утраченные форменные элементы крови. Можно предположить, что организм людей, подвергавшихся неоднократной процедуре кровопускания, становился более резистентным к острой кровопотере. Следует заметить, что все в мире имеет свое развитие, и метод кровопускания не является исключением. При всех положительных сторонах у данного метода существуют и определенные противопоказания.
У метода кровопускания и сегодня есть большое количество сторонников, как среди пациентов, так и среди занимающихся лечением. К альтернативным кровопусканию методам в настоящее время можно отнести плазмаферез и донорство. В медицине произошел быстрый прогресс в разработке способов лечения различных заболеваний, интоксикации, гнойно-септических процессов. Стали применять такие методы терапии, как гемо- и плазмосорбция (очищение крови и плазмы), лимфосорбция (очищение лимфы), плазмаферез.
Все перечисленные методы способствуют удалению из организма патологических иммунных комплексов, токсических продуктов распада белка, микробов и их токсинов. Они также играют действенную роль в нормализации морфологического и биохимического состава крови. Однако проявляется это по-разному. Из всех перечисленных методов наиболее простым является плазмаферез. Плазмаферез начинался с так называемого донорского плазмафереза. Он проводился на станциях переливания крови с целью заготовки плазмы. У здоровых доноров брали 400–500 мл крови, центрифугировали, плазму отделяли, а форменные элементы крови возвращали обратно. Затем стали внедрять обменный плазмаферез, который отличается тем, что удаляют несколько литров плазмы, а взамен в том же количестве вводят донорскую плазму. Такая процедура выполняется в условиях стационара и проводится в основном при различных интоксикациях и отравлениях.
Таким образом, плазмаферез является весьма эффективной альтернативой при всех заболеваниях, при которых в прошлом применялось кровопускание. Если говорить о донорстве, то эта альтернатива кровопусканию не только полезна для здоровья, но и позволяет сохранить жизнь и здоровье многим больным людям.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Три метода врачевания, упомянутые в данном хадисе, входят в число основных, но ими, безусловно, методы врачевания не исчерпываются. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 282.
[2] В тексте хадиса употреблено слово «михджам».
Михджам (араб.) — это то, посредством чего делают кровопускание. Например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления. См.: Аль-Фейруз’абадий М. (умер в 817 по хиджре). Аль-камус аль-мухит [Толковый словарь арабского языка]. Бейрут: ар-Рисаля, 1987. С. 1410.
[3] С учетом других достоверных хадисов правильнее будет перевести как «не рекомендую». Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36.
[4] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 280, хадисы № 5680, 5681.
[5] См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 36, 37.
[6] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696.
[7] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5702; Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 4. С. 7, хадис № 3857.
[8] В св. х. имама ат-Тирмизи есть два хадиса, где упомянуты эти числа:
– «Пророк Мухаммад делал кровопускание в верхней части спины меж лопаток и на шее. Происходило это в семнадцатый, девятнадцатый или двадцать первый день [лунного календаря]»;
– «Лучше всего вам делать кровопускание семнадцатого, девятнадцатого или двадцать первого» — советовал Пророк. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052, 2054.
Необходимо отметить, что богословы-мухаддисы практически в один голос заявляли о несоответствии всех хадисов, где упоминаются временные ограничения по кровопусканию, условиям достоверности. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 178, 179.
Имам аш-Шавкяни дал по этому поводу важное богословское пояснение: «Хадисы, упоминающие временные ограничения по кровопусканию, не соответствуют условиям достоверности. Однако с точки зрения практического применения они полезны и применимы, так как их несколько, и они не касаются основ вероубеждения либо религиозной практики, не устанавливают и не отменяют религиозные каноны». См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 181, 182.
[9] В св. х. имама Абу Дауда упоминается о нежелательности кровопускания по вторникам. См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 8, хадис № 3862. Пояснение к хадису идентично пояснению, приведенному в предыдущей сноске.
[10] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 296, 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 180.
[11] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадисы № 2052.
[12] Медики говорили, что делать кровопускание посередине головы (на затылке), как это делал Пророк, очень полезно. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 300.
[13] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 299, хадисы № 5698, 5699.
[14] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 301, хадис № 5701.
В св. х. Абу Дауда приводится хадис, в котором сказано: «Когда кто-то жаловался Пророку на головные боли, он советовал сделать кровопускание». См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 7, хадис № 3858. Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 163, глава № 49, хадис № 74.
[15] Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 40.
[16] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696; Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 8, 9, хадис № 3864; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 282, хадис № 2054 и др.
[17] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 296, хадис № 5694.
[18] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1690–1692, 1724. Также см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.
[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 545.
[20] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1988. Т. 4. С. 536, 537, хадисы № 2278–2281; а также хадис № 5691.
[21] В другом риваяте упоминается «один са‘ фиников», то есть более трех килограммов фиников.
[22] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297, хадис № 5696.
[23] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 43.
[24] Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ибн Рустам ибн Джарир ат-Табари (226–310 гг. по хиджре; 841–923 гг. по григор.). См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 3. С. 190, № 12592.
[25] Мухаммад ибн Сирин аль-Басри аль-Ансари (33–110 гг. по хиджре; 653–729 гг. по григор.) — известный богослов-факых, мухаддис, муфассир, толкователь снов. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Учился у Анаса ибн Малика и других сподвижников. Был известен умением толковать сны. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 3. С. 338, № 13577.
[26] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 297; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 10. С. 181.
[27] Данное пояснение темы взято с http://zywi200let.sitecity.ru. Приводится с некоторыми поправками.
[28] Полностью согласен: что не движется, то стареет.
[29] Второе пояснение предоставлено хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники С.-Х. М. Батаевым.
[30] Пункция — здесь: прокол кровеносного сосуда с лечебной или диагностической целью.
Кровопускание (хиджама)
Внимание! Перед применением описываемых на сайте Islam.Global медицинских процедур обязательно проконсультируйтесь с сертифицированным врачом-специалистом!
Одним из наиболее популярных среди мусульман способов лечения некоторых заболеваний издавна считается кровопускание (хиджама) – медицинская процедура, совершаемая с целью обновления крови. Популярность хиджамы среди мусульман обусловлена не только её эффективностью, но и тем, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) советовал и сам лично регулярно прибегал к кровопусканию.
В ходе процедуры хиджамы на теле человека делают небольшие надрезы с целью вызвать капиллярное кровотечение. Затем на эти участки тела ставятся вакуумные банки, усиливающие кровоток. Процесс останавливают в тот момент, когда на месте надреза начинает выделяться специальная жидкость – лимфа.
Хиджама стимулирует процесс обновления крови человека, способствует удалению различных вредоносных микроорганизмов, а также продуктов жизнедеятельности тканей и внутренних органов. Благодаря этому улучшается состояние человека, и больной или плохо чувствующий себя человек идёт на поправку.
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Исцеление приносят три вещи: глоток мёда, кровопускание и прижигание, но я запрещаю своей умме делать последнее» (аль-Бухари и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Лучшим средством лечения является хиджама» (приводят аль-Бухари и Муслим).
При этом, как следует из слов заключительного Божьего Посланника (с.г.в.), хиджаму следует делать на голодный желудок, так как Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Кровопускание натощак – лучше!» (Ибн Маджа).
В какие дни лучше делать кровопускание?
Согласно Шариату, кровопускание дозволено делать в любое время дня и ночи, однако в Пречистой сунне содержится рекомендация относительно того, в какие дни делать это желательно:
Кровопускание и пост (ураза)
В дни соблюдения поста кровопускание является разрешённым, ибо, исходя из хадиса, известно, что Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) «совершил кровопускание, когда постился» (упоминается в сборниках аль-Бухари, Тирмизи и Абу Дауда). Однако следует отметить, что хиджама не рекомендуется в том случае, если она способна ослабить человека – а это вполне возможно во время уразы. В хадисе, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, говорится: «Мы оставляли кровопускание во время поста, когда не желали изнурять себя» (аль-Бухари и Абу Дауд).
На каких частях тела делал хиджаму Пророк (с.г.в.)?
1) Шея и верх спины. Один из хадисов гласит, как Божий Посланник (с.г.в.) однажды «совершил кровопускание в трёх местах: по обеим сторонам шеи и в верхней части спины между лопатками» (Тирмизи, Абу Дауд).
2) Голова. В одном из хадисов повествуется, что Милость миров (с.г.в.) «совершил кровопускание на голове по причине боли» (аль-Бухари, Муслим).
3) Ноги. Известно, что Мухаммад (с.г.в.) однажды «сделал хиджаму на верхней части стопы по причине наличия боли в ней» (хадис от Абу Дауда, Насаи и Ахмада).
Польза от кровопускания
1. Удаление «старой» крови
Основным преимуществом данной процедуры является удаление «старой крови», а вместе с ней и различных бактерий и иных вредных для организма веществ.
2. Выполнение сунны Пророка (с.г.в.)
Исходя из вышеупомянутых хадисов, можно сделать вывод, что Посланник Творца (с.г.в.) неоднократно прибегал к хиджаме, в связи с чем кровопускание является сунной, а значит, за её совершение полагается награда.
3. Улучшение состояния здоровья
Кровопускание способствует улучшению внутреннего состояния человека, которому становится легче, и боль постепенно уходит.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Хиджама: зачем мусульмане льют свою кровь
В России льётся кровь правоверных, и все очень довольны, потому что это хиджама — традиционное исламское кровопускание, которым лечат всё: от панических атак до артрита, часто в полной антисанитарии и нередко без медицинского образования. Клиники хиджамы есть на всём Северном Кавказе, в Москве, в Казани и везде, где живёт достаточное количество мусульман, практикующих традиционную медицину. По просьбе самиздата Патимат Амирбекова отправилась в эпицентр распространения новой моды и понаблюдала за работой одного из центров хиджамы в Махачкале, поговорила с экспертами в области исламской медицины и рассказывает, почему древняя арабская методика кровопускания переживает ренессанс в России.
На стенах заведения объявление: «Надевайте бахилы». Мужчина в тюбетейке передаёт бахилы своей жене, потом мне, затем надевает сам. Они идут по коридору и расходятся у процедурных кабинетов — женского и мужского. Меня впускают в женский.
— Ас-саляму алейкум, — здоровается клиентка.
— Ваалейкум ассалам. Что беспокоит?
— Бронхи, хондроз, отёки на ногах.
— Есть сахарный диабет, грипп, общие заболевания?
— Нет.
— От сглаза и порчи поставим? — предлагает медсестра.
— Кто может сделать порчу? Кому я нужна? — негодует женщина.
— Все так говорят, но это есть: кто-то завидует вашей жизни, например.
— Я поняла бы, если б выставляла это в соцсетях. Но нет же.
— Вот именно, когда этого боишься, так и бывает, честно сказать. Головные боли есть?
— Есть.
— «Намерение» будем делать?
— Иншаалла.
— Пусть вместе с этой грязной кровью все болезни выйдут — шайтанские, людские, аминь, — медсестра читает «намерение» — молитву, которая обычно произносится перед началом намаза, и одновременно устанавливает банки на спину пациентки. Банка по форме напоминает колокол, верхняя часть которого соединена шлангом с насосом. Он выкачивает из банок воздух, и кожа под ними слегка вспухает тёмными кругами. Медсестра снимает банки, наносит лезвием на образовавшиеся бугорки надрезы — и снова ставит банки для сбора капиллярной крови. Банки наполняются быстрее, чем я успеваю это осознать.
— В последний раз когда делали?
— Два месяца назад.
— Надо улучшить кровообращение: из-за плохого кровообращения проблемы везде. Сейчас будем ставить сухие вокруг влажных. Делали раньше?
— Да, — отвечает женщина.
— Нормально переносите?
— Да.
Через десять минут доктор снимает банки и выливает содержимое в ведро под кушеткой. Ватой собирает образовавшийся сгусток крови на теле и обрабатывает перекисью. Лезвие от бритвенного станка, которым делались надрезы, после процедуры ломает на две части, использованную выбрасывает, а нетронутую оставляет для следующего пациента.
— А это не опасно — одним и тем же лезвием? — спрашиваю я.
— Оно же чистое.
— А спиртом не нужно обрабатывать?
— Нет. Можно, если тронула рукой.
Вижу, что на теле пациентки и после обработки остаётся кровь.
— Бывает, что выходит кровь после процедуры там, где застойные места. Мы обычно клеим ватный диск.
— Как клеите?
— Изолентой. У некоторых аллергия на лейкопластырь. Мы же не знаем, у кого из пациентов аллергия.
Банки пациенты приносят сами; если у них нет банок, то сотрудники центра им их выдают. По словам медсестёр, обрабатывать их необязательно — достаточно сполоснуть в холодной воде. Если банки стеклянные, то в холодной и горячей. «Можно потом обработать спиртом».
Женщине снова ставят семь банок на спину, одну — на загривок.
— В этой точке, говорят, самая грязная кровь собирается, — объясняет мне медсестра. — Мы делаем повторные процедуры, если кровь плохо выходит, и ставим дополнительно сухие баночки, чтобы кровоток улучшился.
— Сколько стоит процедура? — спрашивает пациентка.
— Шестьсот. Баночки возьмите с собой, хорошо?
— А можно я их выкину? Мне сейчас на собрание нужно, в школу.
— Они же лёгкие, не шумят, не стеклянные.
— Я в пакет положила — шумят.
Сотрудник центра мне потом объясняет, почему желательно не выбрасывать «свои» банки: «Чем выбрасывать, приносить с собой лучше, потому что наша грязная кровь в мусорном ведре, а там шайтаны, и все болезни у нас не выходят».
— Этому методу лечения много тысяч лет. Ещё Древняя Греция, Египет и Китай использовали хиджаму, — рассказывает специалист по исламской медицине Ханафи Абдуразаков из Буйнакска.
— В Европу она перекочевала в XVII–XVIII веках, когда европейские страны колонизировали арабские. Один из французских авторов пишет, что хиджаму в Европе начали делать все кому не лень, например слуга — хозяину, ребёнок — отцу. Была полная антисанитария, из-за чего начались какие-то осложнения — и люди потеряли к ней интерес, — комментирует он.
К моменту возрождения хиджамы в XXI веке в методах её проведения практически ничего не изменилось. Многие делают хиджаму в домашних условиях, не соблюдая стерильность и не имея никакого медицинского образования.
— Большинство специалистов по кровопусканию обучают любого желающего, — объясняет Абдуразаков. — За десять дней рассказывают о физиологии крови, анатомии человека, ста пятидесяти болезнях. Как можно разобрать за 10 учебных дней 150 болезней?!
В связи с тем, что хиджама по сути является народной медициной, единого стандарта проведения процедуры не существует, но есть общий принцип, по которому банки расставляют по телу: каждая точка кровопускания условно соответствует какому-то органу или болезни, как в китайской акупунктуре. Часть из них упомянуты в Коране — по Сунне, таких точек шесть, и хаджамами (хаджам — человек, осуществляющий процедуру) они трактуются как основные. Но есть и современный атлас, который специалисты по исламской медицине составили, ссылаясь на разные источники. За основу взята современная медицина: анатомия человека, физиология крови, топография органов — и щепотка китайской медицины.
— Кто-то говорит, надо две-три банки ставить на тело и оставлять не больше минуты, повторяя процедуру еженедельно. Другие специалисты считают, что, наоборот, если у человека проблемы с сердцем, надо 10–12 банок ставить, от души выпускать кровь, а процедуру проводить реже. Кто здесь прав, кто не прав — мы не знаем, — объясняет Абдуразаков.
В коридоре Центра исламской медицины висит плакат, на котором рассказано о разных болезнях и о том, как их можно вылечить при помощи кровопускания. Все болезни пронумерованы.
— Боль в сердце — 19-я точка. Печень — 6-я. В зависимости от заболевания мы ставим на определённые участки тела банки. Есть и зубная боль, но с нею к нам, конечно, не обращаются: чаще всего приходят с головной, с суставными болями. Нервные точки тоже есть — чаще всего помогает, довольны клиенты, у кого неврологические и головные боли, — объясняет сотрудница центра.
Натыкаюсь в списке на пункт «Слабоумие» и спрашиваю у сотрудницы:
— Хиджама от слабоумия помогает?
— Может, у меня тоже слабоумие? — внезапно со смехом откликается из палаты пациентка.
— Для памяти помогает, — отвечает медсестра. — Это точки на голове.
К нам присоединяется врач центра Абдурахман Мухаммад-Хаджи:
— До сих пор здесь, что ли? Понравилось? Сразу надо было хиджаму делать.
И объясняет, как хиджама лечит от всех недугов на свете:
— Лекарства есть для улучшения памяти, их основное действие какое? Основное действие — улучшение мозгового кровообращения. Хиджама улучшает. В основном, от кровообращения зависит. Наследственные тоже бывают, конечно. Феноменальной памяти не будет. Ещё для улучшения памяти по утрам нужно кушать изюм, сладкий мёд, часто читать маленькие суры или маленькие стихи [из Корана] — это мы тоже рекомендуем в комплексе. Чтобы много не кушали солёного, кислого.
— От курения как — хиджама помогает?
— Есть точки курения на голове и шее. Отвращение появляется у человека.
Абдурахман убеждён, что хиджама лечит как от телесных, так и от душевных болезней:
— Хиджама стимулирует иммунитет; к нам приходили от бесплодия лечиться — очень много случаев, когда беременели. И даже после одной такой процедуры. Или молодели, пропадал климакс. Хиджама регулирует гормональный фон. Перед процедурой пациенты читают молитву — мы просим Всевышнего об исцелении. Хиджама очищает от сглаза, порчи, колдовства. Душевные болезни человека — страх, сомнение, скептицизм, похоть, обольщение, панические атаки — можно вывести с помощью хиджамы.
Одновременно Абдурахман признаёт, что процедура не всегда эффективна: «Бывает — помогает, бывает — не помогает. У каждого же индивидуальный организм. Если всем будем помогать, все перейдут на хиджаму».
В Махачкале, по его предположению, не меньше пятисот мест, где делают эту процедуру, но не все соблюдают стерильность и не все умеют оказывать первую медицинскую помощь:
— Некоторые много банок ставят — пятнадцать, двадцать одновременно, — рассказывает он. — И у человека падает давление, приходится откачивать. Делали даже тем, у кого синдром диабетической стопы, — их еле-еле спасли. Я слышал и про летальный исход. Женщине беременной в Кизилюрте сделали насечки глубокие и ещё поставили много банок. У неё давление упало — и она умерла.
Вопреки распространённому заблуждению, хиджама не сводится к кровопусканию. Различают три её основных вида: «сухая», «мокрая», или «влажная», и «скользящая», и надрезы на коже предполагает только мокрая. При сухой пациенту просто ставят банки, как когда-то делали при простуде, если не было горчичников, а скользящая подразумевает, что хаджам перемещает банки с включённым насосом по телу пациента.
— Сухая хиджама нужна, когда кровь плохо выходит, и делают её часто вместе с влажной, — объясняет Абдурахман Мухаммад-Хаджи. — При сухой хиджаме улучшается капиллярное русло. По сути это вакуумный массаж. Мы ставим банки и проводим ими по телу. Это можно и детям, и взрослым делать, и противопоказания там другие. Даже тем, у кого болезни крови, анемия, можно делать. Мы же кровь не забираем — мы улучшаем капиллярное русло, лимфоток.
— А делаете совместно влажную и сухую?
— Да, делаем. Бывает, у людей, которым мы ставим банки, кровь не идёт. Нам приходится делать баночный массаж. Хорошенько растираем оливковым маслом, круговыми движениями — тогда уже кожа станет красная, гиперемия происходит. То есть кровь поступает туда под воздействием банки.
Влажная хиджама не такая страшная, как о ней многие думают, пытаются меня успокоить сотрудники центра. Человека сразу не режут. Сначала банки, с помощью которых создается вакуум, потом надрезы.
— Кровь выпускают в небольшом количестве: 300–350 миллилитров. Надрезы должны быть мелкими, точечными. И банок — не больше семи. Но бывают исключения, — говорит Абдурахман. — Зависит от давления, от состояния человека. У нас был пациент, 15 банок ему ставили и где-то 700 миллиграмм крови выпускали. Мы говорим — столько нельзя. А он ответил, что ему помогает. Он крупный такой. У него было семь грыж — с обеих сторон позвоночника ставили. И крови тоже удивительно много выходило.
— А вы требуете медицинскую справку у человека, которому делаете хиджаму?
— Мы спрашиваем, если какое-то сомнение есть у нас, что беспокоит, какие жалобы? Говорим: сдай анализы. Он говорит: у меня грыжа, давление. А бывает, люди не знают, что у них есть, свёртываемость какая. Мы говорим: тогда принесите нам справку. Так часто бывает. Даже чуть бледные такие попадаются, и мы говорим: «Общий анализ проходи».
— А какие противопоказания есть?
— Повышенный сахар, острая печёночная недостаточность, гемофилия. Нельзя делать,в первые три месяца беременности или если есть искусственный орган. При имплантации, например, хиджама может вызвать отторжение. Эти люди должны ждать минимум полгода, только после этого мы делаем.
После хиджамы происходит разжижение крови, объясняет он. Организм пытается компенсировать утерянные 300 миллилитров крови. 300 миллилитров межтканевой жидкости поступает в сосуды — и происходит разжижение. То же самое происходит с краской, если добавить растворитель.
Ханафи Абдуразаков из Буйнакска — тоже практикующий хаджам, но подход к кровопусканию у него свой. Несмотря на явную родственность базовых принципов, эффект от хиджамы и китайского иглоукалывания, по его словам, разный. Например при работе с воспалением седалищного нерва Абдуразаков использует иголки. А при остеохондрозе эффективней, по его наблюдениям, делать хиджаму. При хронических воспалениях, гайморите, к примеру, целесообразней, по словам эксперта, делать гирудотерапию.
— С пиявками у нас всё очень плохо. То есть с теми, кто делает гирудотерапию. Ставят по 10, 15 пиявок на тело — и через день проводят процедуру, а это большая потеря крови. Просто в Дагестане привыкли сабур делать (проявлять терпение). Родственник, знакомый сделал — вот они и терпят, — поясняет Ханафи.
В Москве такого нет, продолжает он. Если ты не вылечил пациента или если у него ухудшение наступит, он будет жаловаться в соответствующие инстанции.
К нему поступали жалобы и после хиджамы: «пережали» банку, из-за чего образовался синяк на неделю, или сделали глубокие насечки, после чего человек боится делать хиджаму повторно.
— Не успеваю сделать насечки, — продолжает Ханафи, — он уже вздрагивает. Я по спине вижу, что его хорошенько порезали. Либо много банок ставят, крови много выпускают: у него падают гемоглобин, давление — и он чувствует слабость. А этого невозможно избежать. Я думаю, 90 % хаджамов в Дагестане — без медицинского образования.
И больше всего пугает эксперта то, что немедики обучают немедиков процедуре кровопускания и за очень короткое время. А в священный месяц Рамадан предлагают пройти курс с большими скидками. Разбирают 150 болезней за три дня.
Хиджама, поясняет он, не лечит от 50, 60 или 70 болезней — это сказки, которые распространяются в пабликах неграмотными хаджамами. Хиджама эффективна и помогает вылечить определённые болезни, и чаще всего лечение проводится комплексно:
— Когда с помощью банок раздражается какой-то участок кожи, обеспечивает связь с центральной нервной системой. Поэтому и существует атлас точек для постановки банки. Плюс ещё вместе с кровью в банку выходит и межклеточная жидкость.
Самый распространённый миф про хиджаму — выход «грязной крови» во время процедуры. Грязной крови не существует. Если бы она существовала, негодует специалист по исламской медицине, то текла бы такая кровь по всему телу. Не может быть у человека, например, в голове — грязная кровь, а в грудном отделе или печени — чистая.
А вот от бесплодия она помогает, но опять-таки в комплексе, поясняет Абдуразаков. — Если у человека проблемы с малым тазом, ногами, слабое кровообращение, есть смысл делать хиджаму. При хронической инфекции половой системы хиджама будет в комплексе работать. Основное лечение — медикаментозное.
Ренессанс хиджамы в Дагестане, по словам Абдурахмана Мухаммад-Хаджи, связан с тем, что дагестанцы начали ездить в хадж. Сам хаджам научился процедуре в Саудовской Аравии.
В дореволюционные годы, по его словам, делали кровопускание с помощью рогов крупных рогатых животных. Раны обрабатывали горячей золой. «И после обрезания сыпали золу от чистого дерева. Там никакой инфекции не должно быть, это пепел».
«Сейчас много хаджамов, в каждой семье — хаджам». Сотрудники республиканской клинической больницы практикуют хиджаму и гирудотерапию. Однако процедуры эти сегодня очень популярны и в смежных областях.
Косметолог одного из салонов красоты в Махачкале, Саният, делает косметическую хиджаму. Занимается она капилляротерапией три года. За это время, по её словам, жалоб от клиентов не поступало.