Как называется короткое сатирическое стихотворение
ЭпигрАмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии — надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:
«Евфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его».
Позже стали появляться эпиграммы на разные темы. Например, эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:
Авторы литературных эпиграмм сохраняли большинство ее традиционных черт, иногда они оставляли согражданам несколько строф по случаю окончания какого-либо жизненного этапа, например, Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:
«С белою кожею Дафнис, который на славной свирели
Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:
Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,
Шкуру оленью, суму, — яблоки в ней он носил».
А.С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, А.Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).
А.С. Пушкин На М.С. Воронцова:
«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А.С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова:
«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть»
К середине 19 века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, а сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, М.Л. Михайлов, Н.А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин), единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков).
В советской поэзии к эпиграмме обращались В.В. Маяковский, Демьян Бедный, А.Г. Архангельский, С.Я. Маршак и многие другие поэты.
«Змея ужалила Маркела.
— Он умер? – Нет,
змея, напротив, околела!».
Правило об остроумном заключении в эпиграмме (и не только в ней) было сформулировано немецким теоретиком литературы Мартином Опицем: «…остроумие… особенно проявляется в заключении, которое должно быть каждый раз иным, нежели мы ожидаем: в этом, прежде всего, и состоит остроумие».
В немецкой литературе под эпиграммой понималось краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения. Главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. С этим характером эпиграмма перешла и в русскую литературу.
Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.
За несколько шагов до водопада
Еще не знал катящийся поток,
С каких высот ему сорваться надо.
И ты готовься совершить прыжок.
Нужна ли рифма, например?
Ведь нет же рифмы у Гомера.
А для чего стихам размер?
Пожалуй, можно без размера.
Стихам не нужно запятых.
Им ни к чему тире и точки.
Не упразднить ли самый стих?
Но как считать мы будем строчки?
Человек ходил на четырех,
Но его понятливые внуки
Отказались от передних ног,
Постепенно превратив их в руки.
Ни один из нас бы не взлетел,
Покидая землю, в поднебесье,
Если б отказаться не хотел
От запасов лишних равновесья.
Власть безграничная природы
Нам потому не тяжела,
Что чувство видимой свободы
Она живущему дала.
Как вежлив ты в покое и в тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?
Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья.
«О чем твои стихи?» — Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то».
А теперь давайте разберемся с практическим и очень важным для нас вопросом: как написать эпиграмму самому и каким должно быть это маленькое стихотворение, чтобы его можно было бы назвать эпиграммой? Ответ на это дает А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»:
«Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится»
Написание эпиграмм является прекрасной тренировкой творческих способностей. В несколько рифмованных строк автор должен суметь уместить очень многое, ведь эта САТИРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА является ЗАКОНЧЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С ЗАВЯЗКОЙ, КУЛЬМИНАЦИЕЙ И ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ РАЗВЯЗКОЙ. Именно в этом жанре особенно важно придерживаться требования: главное не о ком, а как. Не случайно многие авторы считают эпиграмму квинтэссенцией поэзии.
По-настоящему талантливые эпиграммы объединяют в себе несколько характерных черт. Они:
— злободневны;
— обладают меткостью и законченностью суждения;
— предельно конкретны и не касаются так называемых «вечных» вопросов.
Начало эпиграммы должно быть просто и ясно, главная ее цель – возбудить любопытство читателя.
По форме хорошие эпиграммы максимально сжаты и отличаются внезапным поворотом сюжета. Структура их строится следующим образом: первые два стиха развивают тему в одном направлении, следующие – поворачивают сюжет в обратную сторону. Причем таких поворотов может быть сразу несколько. И, наконец, последняя строка раскрывает смысл эпиграммы.
Вершиной мастерства считается, когда истинный смысл открывается читателю не в строке, а в последнем слове (в сонетах этот прием называют «замком сонета»)
В качестве словесной отделки в эпиграммах применятся:
— перифраз (троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких, иносказательное выражение, напр. например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»);
— каламбур (литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов)
-сравнение (троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку),
— реминисценция (образы литературы в литературе, цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой);
При создании эпиграммы на известного человека стоит обращать внимание на следующие моменты:
1. Важно определить наиболее яркие особенности, качества и черты характера, свойственные человеку, на которого пишется эпиграмма. Эти особенности должны быть заметны не только вам, но и всем окружающим. Эпиграмма сродни рисованному шаржу – недостатки преувеличены, но объект при этом легко узнаваем.
2. Эпиграмма может быть написана не только на человека, но и на какое-то событие в его жизни, например, получение несоответствующей умениям должности или очередному провалу на экзаменах.
3. Три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.
4. Прежде, чем писать эпиграмму, полезно решить, какие художественные приемы вы будете использовать. Сатирический диапазон велик – от изящной шутки и меткой насмешки до гротескной сатиры.
Таким образом, эпиграммы бывают самыми разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего распространены два типа:
— или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п.,
— или первые строчки — это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть.
Эти короткие стихотворения всегда привлекали поэтов потому, что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато: прекрасная возможность продемонстрировать свое владение поэтической техникой.
В заключение, в качестве примера современных эпиграмм на известных людей нашего времени, приведу эпиграммы Валентина Гафта:
Ходит Саша гусаком
Из Ленкома да в Ленком,
Презирая все интриги.
Все, кто писал кипятком,
Нынче чешут языком,
А иные пишут книги.
Как обаятельно чудачество,
Когда таланта очень много.
На сцене верит в обстоятельства,
А в жизни верит только в Бога.
Нет, совсем не одинаково
Всё играет Ахеджакова,
Но доходит не до всякого
То, что всё неодинаково.
Вы в «Тегеране-43»
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! – хоть без короны
И без таланта, Натали.
Зачем ты, Миша, так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д’Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей.
От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.
Леониду Быкову (киноартисту и кинорежиссеру)
Он знал, что будет так
И до конца был крепок,
Спасая правду от липучей лжи,
Он стал снимать кино,
Снимая жизни слепок
Прикосновением души.
Ему бы в сборную по баскетболу,
Какой-то чёрт сидит в нём, бес,
Всего-то два вершка от полу,
А звёзды достаёт с небес.
_________________________________
Эпиграммы на известных людей Самуила Маршака:
Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,
Не сразу он из ряда вышел вон.
Века прошли, пока он целым миром
Был в звание Шекспира возведен.
Жил на свете Маршак Самуил.
Он курил, и курил, и курил.
Всё курил и курил он табак.
Так и умер писатель Маршак.
Вижу: Чуковского мне не догнать.
Пусть небеса нас рассудят!
Было Чуковскому семьдесят пять,
Скоро мне столько же будет.
Глядь, от меня ускакал он опять,
Снова готов к юбилею.
Если мне стукнет тысяча пять,
Тысяча десять — Корнею!
Об иронической, сатирической и шуточной поэзии
Практически со времён рождения поэзии, как самостоятельного вида искусства, появилась такая разновидность поэзии, которая включала в себя ироническую, сатирическую и шуточную поэзию. Известны сатиры древнегреческих и римских авторов. В России хорошо известны сатирические произведения Франсуа Вийона. Русскую поэзию невозможно представить без таких имён как баснописец Крылов, замечательная тройка поэтов, писавших под псевдонимом Козьма Прудков. В начале XX века блистал Саша Чёрный. Все знают басни Сергея Михалкова, пародии Александра Иванова, шуточные стихи Маршака, Светлова, Левитанского и многих других замечательных авторов. Бесспорным виртуозом иронической, сатирической и шуточной поэзии был Владимир Высоцкий. Его стихи и песни бесспорно сыграли большую роль в тех изменениях (к сожалению, далеко не во всём позитивных), произошедших в нашей стране. Впрочем, вряд ли его можно винить в том, что свобода, к которой призывали шестидесятники, обернётся тем, что мы сейчас имеем. Много интересных поэтов, работающих в жанре иронической, сатирической и шуточной поэзии, представлены на нашем сервере Стихи.ру. Мне лично импонирует творчество таких поэтов, как Маджента, Смехотрон (Ник.Туманов), Санитар леса, Александр Гаканов, Дочь Ньерда и Хейти и некоторых других авторов. Многие авторы Стихи.ру пишут пародии. Надо отметить, что далеко не все эти пародии удовлетворяют требованиям, которые следует предъявлять к этому виду творчества. Ясно, что в пародиях следует высмеивать низкое качество стихов или какие-то смешные моменты, имеющиеся в стихах, но никоим образом не затрагивать личность поэта и, тем более, не достойно оскорблять его. Много на Стихи.ру стихов, которые сатирически оценивают сложное положение России в современном мире, засилье чиновников, бессилие властей. Много юмора в стихах про поэтов, пишущих бесконечные слащавые однотипные стихи о любви.
Надо сказать, что юмористическая ветвь поэзии широко представлена в Литературной газете, где ещё с советских времён функционирует раздел «Кабачок 13 стульев». Хочется привести одно стихотворение Александра Скибы, напечатанное в Литературной газете. Этот поэт принадлежит к группе поэтов, называющих себя Куртуазными маньеристами, среди которых, вероятно, наиболее известен Вадим Степанцов. Все представители этой группы пишут отличные стихи в рассматриваемом мною жанре.
Быть женой поэта – тяжкий крест.
Он же, по подобью человека,
Так же и храпит, и водку ест,
Как любой физический калека!
И постельных он не чужд проказ,
Если бренный организм попросит –
В тот момент, когда с седла Пегас,
Фыркнув и взбрыкнув, на землю сбросит.
Сам поэт не может ни рожна,
Все поэты, в сущности, уроды,
А жена-то вкалывать должна
За коряво сложенные оды!
Перемыв за ним посуды тьму,
Чтобы вслед за тем, прогнувшись в стойке,
Так же на ночь рассказать ему
Сказочку о том, как крут он в койке,
Да ещё восторг изображать
От его рифмованного бреда.
В доме носорогов двух держать
Выгодней, чем одного поэта!
Ей суля полёты к небесам,
Он и впрямь летает на Пегасе,
Но один сугубо, то есть сам,
Без неё, оставленной на базе.
И не надо, женщина, ворчать,
Раз уж ты связалась с рифмоплётом,
Что удел твой – день и ночь торчать
В центре управления полётом!
Как называется короткое сатирическое стихотворение
По мотивам произведений Чехова, Пушкина, Достоевского, Тургенева, Некрасова и других великих русских писателей.
Есть женщины в русских селеньях!
Но лживой молве вопреки,
Поведать хочу без стесненья
Какие там есть мужики.
Топориком срубит избёнку,
И им же старушку пришьёт.
Утопит в пруду собачонку,
И гайки с путей унесёт.
Он рыбу взрывчаткою глушит.
Тоску свою глушит вином.
Крестясь, он и церковь разрушит,
Крестясь, восстановит потом.
… показать весь текст …
У таланта, милый, мало плюсов —
От него депрессии и хвори.
Злятся члены всяческих союзов —
Мы у этих членов не в фаворе!
Нас своей любовью не балуют
И услать куда-нибудь мечтают
Тётеньки, которых не целуют;
Дяденьки, которых не читают.
Вон из кожи лезут, критикуют…
Прыгнуть со скалы? Уйти в монахи,
Если завтра не опубликуют
Нас с тобою в платном альманахе?
… показать весь текст …
Я очень люблю путешествовать,
Но пока получается так себе.
Причина: проблема со средствами,
Вторая: проблема с финансами.
Порой ни та и ни эта,
А третья: проблема с бюджетом.
И, говоря между нами,
Четвёртая: туго с деньгами.
Конечно, они все решаемы,
Но кое-что всё же мешает мне
Решить их — причина пятая:
Проблема с хорошей зарплатою.
… показать весь текст …
Чтобы нравиться всем подряд,
Я напялю пушистую маску.
У меня есть на всё свой взгляд
И не нужны мне ничьи подсказки.
Мне не нужно в ЖеМке друзей,
Я без них обхожусь прекрасно.
Мне достаточно тех людей,
Кто доверчиво ставит мне «классы»
Напишу я для них стихи,
Чтоб запудрить сильней им мОзги,
Но в подписку к себе ни-ни.
это ж нужно читать их тоже…
… показать весь текст …
Плагиат, как символ вырожденья
на пошлый безнравственный плагиат в отношении поэзии И.Бродского в: http://stihi.ru/2020/07/12/528
Плагиат, как символ вырожденья
Скудность словотворческих процессов
Наглость воровская в упоеньи
самолюбования эксцессом
Тырить у великих — много ль надо
не ума — умишки (для нарциссов)
Бродскому смешно, на это глядя,
наблюдать из тени обелисков
Он давно в Венеции (навечно)
на Сан-Марко спит (иль сочиняет)
Но покой лишь снится фразам вечным,
что снобьё своим провозглашает.
… показать весь текст …
Выход
Брожу в потёмках интернета.
Свечной огарочек в руках.
Повсюду тысячи поэтов.
И можно утонуть в стихах.
Везде распахнуты оконца.
Но- тьма. С портала на портал
Ищу, где робкий пульс пробьётся,
Чтоб ожил мой потенциал.
Там — слишком шумно, слишком кучно.
Здесь — в тихой заводи вода.
А где-то откровенно скучно.
Куда податься мне, куда?
… показать весь текст …
Не служка народа
© Copyright: Людмила Воронова Супрун, 2019 Свидетельство о публикации №119091306579
Мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь
Мы все учились понемногу
На протяженье тысяч лет.
Но память генная, ей-богу,
Не лучший университет.
Ученье шло не по семестрам.
Из века в век, из года в год.
Не седовласые маэстро,
Жизнь принимала наш зачёт
Сменялись люди и эпохи.
То Дьявол побеждал, то Бог.
И если кто сдавал на «плохо»,
То пересдать уже не мог.
… показать весь текст …
Жду Идеального Мужа
Почему на свободной скамейке,
Сидит леди, макет или ужас?
Жизнь ушла? Сели все батарейки?
Дама ждет идеального мужа!
© Copyright: Ольга Чернявская 1, 2013 Свидетельство о публикации №113031211900
Сказка — ложь, но намёков в ней много —
Нужно только суметь их понять…
Если прялку сказали не трогать —
Значит ясно, что выйдет херня.
Если мудрая мама велела
Не трендеть с кем попало в лесу —
Нужно волку доходчиво-смело
Объяснить важной миссии суть.
Если к принцу любовь посетила,
И тревожат русалку мечты —
Значит ведьму просить надо было,
Чтобы принц стал хвостатым, как ты!
Ну, а в жизни сюжеты так спорны —
Даже хлеще, чем в сказках порой…
… показать весь текст …
БобрМудр.ru
Лучшая площадка для вопросов про отношения между близкими людьми, родственниками, друзьями, коллегами.
В пылу любовном штырит Васю
Восьмой уж месяц кряду как.
И он в пылу почти прекрасен,
А по уму — почти дурак.
Что в медицине, как известно,
Есть суть одна — виной любовь.
Ах, не встречал он столь чудесной
Девицы ране. Чувство в новь*.
А потому по стойке смирно
Он каждый вечер под окном
… показать весь текст …
Притча
Мне иногда неловко за других,
А за себя уж как, порой, неловко,
Вот видишь сыр, вот мышь, вот мышеловка,
И соответственно, себя же видишь в них…
Сегодня ты — роскошный спелый сыр,
В огромных дырах от любви и ласки,
Тебе поют, рассказывают сказки,
И вот уже залюблен ты до дыр!
А завтра ты же — серенькая мышь,
Ты путаешься где-то под ногами,
Вдруг утомив мышиными словами,
Шарахаешься, плачешь и пищишь…
Но вот ты мышеловкой станешь вдруг:
И сыр на месте, мышь елозит рядом…
… показать весь текст …
КАМАСУТРА
Кто-то умный зачем-то придумал
Камасутру — трактат о «любви».
Выдал людям без лишнего шума
Все фантазии, грёзы свои.
Там такие рисунки для взрослых…
Там такие сплетения тел…
Посмотрел я однажды и после
Повторить всё с женой захотел.
Мы все свободны в интернете
Когда успех нам шумный светит,
Пополнив пёстрые ряды,
Мы все свободны в интернете —
Успешны, молоды, горды…
Юнец худой и близорукий —
Галантный рыцарь без прикрас.
Хромой старик с десятком внуков —
Неисправимый ловелас.
Тут образ девушки-загадки
Примерит дурочка всерьёз.
А городская психопатка —
Царицы чьих-то тайных грёз.
… показать весь текст …
МОЕ ПОНЯТИЕ О РЕВОЛЮЦИИ 17-го
А зависть охватила
Ленивого врага,
На грех она решила
Безбожного послать.
Ленивый смог — уделал,
А что теперь потом?
Хозяйство все заделал —
Небось продаст потом.
… показать весь текст …
На реформу образования
© Copyright: Андрей Бертыш Карлсон, 2018 Свидетельство о публикации №118032904288
Спи спокойно страна.
«Спи спокойно страна,
Я у тебя одна.
Все остальные в тени.
Родина извини!»
Из репертуара А. Пугачёвой
Сколько есть у России Цветаевых,
Шостаковичей — целая рать.
Товстоноговых и Магомаевых.
А Плисецких и не сосчитать.
Ростропович и всякие прочие,
Ты, уж, Родина, их извини.
Если есть у тебя Алла с дочерью,
Остальным место только в тени.
… показать весь текст …
Закрыла кухню на замок.
Поеду скоро на моря
Под солнцем южным нежиться,
Костями стройными гремя
Счастливые три месяца.
ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЕ СТРАДАНИЯ
Пригодится в любой стране
Мне кураж щекочет нервы —
Чувство с грехом пополам.
День апреля самый первый
Посвященный дуракам!
Я надумал оторваться,
Благо есть немало тем.
Ведь у всех, если признаться,
Посмеяться есть над кем.
Взять, к примеру, депутатов.
Совесть всей страны и честь!
Есть у них умов палата,
У палаты номер есть…
Или тут же, для сравненья,
… показать весь текст …
Как масть попрёт!
У Солнышка печальный вид,
Народец обижается,
Из всех, к тому же, мерзких гнид
Covid жмёт и не кается!
Дороги стали — никуда:
То мокрые, то скользкие!
Лучам пробиться к нам — беда
Без навыков актёрских-то!