Как называется когда одноклассники гнобят
Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя
Травля – большая проблема в современных школах. Недавно мы провели исследование и выяснили, что в среднем на каждый класс приходится по 2-3 ребёнка, против которых ополчается часть или весь коллектив. Только задумайтесь о масштабах!
Если вы, как и многие другие семьи, столкнулись с буллингом, а разговоры с родителями агрессора и учителями не помогают – пора переходить к более активным действиям.
Сегодня вместе с приглашённым экспертом портала «Где мои дети», кандидатом юридических наук и доцентом Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Васильевой Оксаной Николаевной разберём правовой аспект этой проблемы и узнаем, как действовать и куда обращаться, когда мирные методы не помогают.
Содержание:
Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка
Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.
Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.
Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.
Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Шаг 1. Собираем документы и доказательства
Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:
Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.
Узнайте, обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, или соберите необходимые доказательства! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Шаг 2. Привлекаем школу
Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.
К сожалению, очень часто педагогический и административный состав не видит никакой проблемы в таких ситуациях и не собирается вмешиваться, оправдываясь словами «дети сами должны разобраться», так как любое разбирательство будет чревато возможными проверками «свыше».
Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.
Для начала нужно направить на имя директора школы официальное письмо с описью вложения и уведомлением о доставке. В письме необходимо описать сложившийся конфликт, перечислить все доказательства буллинга и потребовать вмешаться в ситуацию.
Если директор не предпримет никаких действий, направленных на урегулирование конфликта или вовсе игнорирует письмо, его действия можно рассматривать как повод для обращения в прокуратуру с сообщением о бездействии должностного лица.
Кроме прокуратуры, обратиться следует:
Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы
В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.
В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.
Шаг 4. Готовимся к суду
Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.
В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.
Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.
Судебная практика благосклонна к «жертвам» буллинга — при сборе достаточного количества доказательств, суд принимает решение в пользу пострадавшего лица.
Скажем ТРАВЛЕ «НЕТ» вместе! Ещё больше материалов на тему буллинга:
Моего ребенка травят в школе. Что делать? Пошаговая инструкция для родителей
Буллинг — это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективом. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, который может отразиться на их здоровье. В рамках антибуллинговой кампании Травли.Net в благотворительной организации «Журавлик» сделали памятку, как действовать родителям, чьи дети стали жертвами травли в коллективе. «Литтлван» рекомендует всем папам и мамам прочесть ее и поделиться ссылкой с другими родителями.
Поговорите с педагогами и психологами
Главное не допустить, чтобы все стало хуже. Каждый участник должен осознать, насколько травматична ситуация, какую роль он в ней играет, что можно было сделать, чтобы до травли не дошло.
Если разговоры не работают
Если травля — психологическая или физическая — продолжается, пора переходить к юридическим методам.
Имейте в виду: Если школа не защищает ребенка, на учителей или администрацию по решению суда могут наложить денежный штраф. Обратиться в суд с административным иском могут сами родители или прокурор (от их имени).
Цитата из Кодекса об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 5.57). Используйте при обращении в органы образования или прокуратуру.
«Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей в образовательном учреждении (в том числе права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья) либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на соответствующих должностных лиц и на само учреждение».
Что делать, если травля не связана с физическим насилием
Ребенка постоянно обижают и оскорбляют, ему объявляют бойкот, высмеивают на уроках, подкидывают оскорбительные записки, портят или прячут вещи.
1. Обратитесь к администрации школы.
К классному руководителю, школьному психологу, директору.
Напишите заявление: стоит указать все факты, которые свидетельствуют о травле, описать, к чему это все привело. Письменное обращение — свидетельство того, что проблема есть и вы о ней говорили. По закону администрация обязана отреагировать на обращение в течение 30 дней.
Почитайте, что написано про такие ситуации в Уставе школы.
2. Предложите, как остановить травлю.
Если вы хотите остаться в этой школе, предложите создать согласительную комиссию. При этом важно, чтобы вы сами были готовы активно участвовать в ее работе. В комиссию могут войти представители школы, родители, сами ученики: они принимают решения и резолюции, которые становятся обязательными.
Обратиться в объединение учащихся (если оно есть в школе) или предложить его создать.
Предложить привлечь к урегулированию конфликта старших школьников.
Привлечь медиатора, хорошо бы сразу с конкретной кандидатурой (можно указывать сразу в первом заявлении в школу).
3. Если школа не реагирует, обратитесь к чиновникам.
Куда можно написать заявление:
Чиновники обязаны реагировать на обращения граждан и отвечать на такие обращения в течение 30 дней (с момента получения). По результатам обращений могут быть проведены проверки. Иногда после проверок возбуждаются дела о применении мер административной ответственности, если в ходе проверок выясняется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании, не способствовали урегулированию конфликта, сами принимали в нем участие.
4. Привлеките внимание общественности.
Напишите посты в соцсетях, попросите расшарить информацию всех, кто вас читает.
Попробуйте привлечь журналистов: позвонить в редакцию газеты или на телеканал.
Кроме того, можно обратиться в некоммерческие организации: во многих регионах РФ уже есть НКО, которые занимаются вопросами травли.
Что дальше
Если ситуация не меняется, стоит подумать о смене школы.
Можно обратиться к адвокату и подать иск в суд с требованием о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда. Ответчиком по иску будут родители тех, кто начал (и продолжил) травлю.
Сходите с ребенком к психологу: нужно зафиксировать его состояние (подавленность, депрессия), это поможет при определении размера компенсации за причинение морального вреда.
Физический вред. Как только случится что-то серьезнее небольшого синяка.
Если ребенок приходит домой с порезами или ожогами, если синяки и ссадины появляются постоянно, если ему что-то сломали — все неюридические способы разрешения ситуации прекращаются. Пора приступить к правовой защите.
1. Перестаньте водить ребёнка в школу.
Как минимум — на время, пока ситуация не решится. Как максимум — подумайте о переходе в другую школу.
2. Соберите доказательства.
3. Напишите заявление в прокуратуру и полицию.
Будет здорово, если для начала вы проконсультируетесь у адвоката или у специалистов НКО: они подскажут, на какие нормативные акты ссылаться в заявлении.
Прокуратура следит за соблюдением закона, а закон гарантирует ребенку право на безопасную среду во время обучения. Поэтому прокуратура обязана расследовать, как школьная администрация соблюдает эти требования.
В полицию идти обязательно, если причинен вред здоровью средней тяжести и выше. Полиция обязана провести расследование и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
Оба заявления можно написать в свободной форме: просто опишите, что именно случилось. Главное, чтобы вы указали факты и приложили все доказательства, которые удалось собрать.
4. Обратитесь к чиновникам.
Куда можно написать заявление:
5. Привлеките внимание общественности.
Напишите посты в соцсетях, попросите расшарить информацию всех, кто вас читает.
Попробуйте привлечь журналистов: позвонить в редакцию газеты или на телеканал.
Ещё можно обратиться к муниципальным депутатам и в некоммерческие организации: во многих регионах есть НКО, которые занимаются вопросами травли.
Что дальше
Памятка в формате иллюстрации — на сайте проекта.
Как избавиться от травли в школе
Травля в школе — явление страшное и, к сожалению, встречающееся достаточно часто. Она способна сломать как жертву буллинга, так и его зачинщиков, поэтому с ней необходимо решительно бороться.
Что такое школьная травля?
Буллинг или травля в школе — это один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном (намешки, угрозы, оскорбления), так и на физическом (избиения, тычки) уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Провоцировать их может как группа учеников, так и один агрессор при поддержке группы.
Причины возникновения травли в школе
Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.
Кто участвует в школьном буллинге?
В любом буллинге участвует три субъекта: жертва, агрессор и группа поддержки. При этом, в роли агрессора может выступать как отдельный человек, так и группа людей.
Жертвой может стать любой: выделенный учителем с негативной или позитивной стороны человек, одиночка, непопулярный ребенок и пр. Травля в школе — целиком и полностью проблема агрессора, то есть ребенка или группы детей с агрессивным поведением, вызванным разными причинами.
Как распознать буллинг и к чему он может привести?
Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:
Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.
Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.
При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще. Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности.
Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.
В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.
Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.
В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.
Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.
Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.
Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.
Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.
Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.
Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).
Как бороться с буллингом?
Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.
Что делать родителям?
Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.
Что делать учителю?
Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:
Что делать ребенку?
Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.
Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.
Что делать, если травят вашего ребенка?
В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.
Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.
Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.
Ребенка обижают в школе — что делать и как помочь?
Автор: Мария Кравчук
Каждый четвертый школьник подвергается буллингу — физическому или психическому насилию со стороны сверстников, а иногда и учителей. Чем чревата для ребенка школьная травля? Как понять, что сын или дочь стали жертвой буллинга? Что делать, если ребенка обижают в школе? Все ответы в этой статье.
В 14 лет моя жизнь превратилась в кошмар. Я никогда не была популярной в классе — обычная тихоня-хорошистка, увлекающаяся оригами. Друзей почти не было, одноклассники могли перекинуться со мной парой слов на контрольной, а в остальное время просто не замечали. И меня, в принципе, все устраивало. Но в 8 классе к нам пришла новенькая — Марина.
Она была дочкой какого-то начальника в районном управлении милиции. Всегда одета с иголочки, с приличной суммой карманных и гонором, как у принцессы Монако. С первого дня она показала, что будет лидером, и почему-то невзлюбила меня. К концу второй учебной недели я с «легкой руки» Марины «обросла» десятком обидных прозвищ — кощеевна, фурункул, зубила… Она не упускала ни одной возможности унизить, оскорбить меня, а одноклассники с радостью подхватывали её идеи и соревновались, кто придумает подкол посмешнее.
Из хорошистки я скатилась в троечницы, искала любой повод не идти в школу. Иногда специально резала руку или падала с велосипеда, чтобы мама разрешила остаться дома. И это не считая придуманных болезней. Кое-как я доучилась до окончания 9 класса. О том, чтобы идти в 10-11, и речи не шло. Я даже не пошла на выпускной. Хотя мама купила мне платье и сдала деньги на банкет. Накануне я специально заморозила воду и целый день сосала ледяные кубики, чтобы обострился тонзиллит и у меня был официальный повод не идти на выпускной.
Только спустя лет 10 я рассказала обо всём этом маме. Она долго плакала и все время спрашивала — «Почему ты ничего мне рассказывала?». А я отвечала: «Ты всё равно не смогла бы мне ничем помочь».
Сейчас моя старшая дочь в 6 классе и я очень боюсь, чтобы с ней не произошла такая же трагедия. Часто задаю себе вопрос: если однажды она придет и скажет, что её обижают в школе, смогу ли ей помочь? Какие у меня, как у родителя, есть возможности защитить своего ребенка от травли в школе?».
Это история Светланы, одной из участниц моей терапевтической программы «Твоя качественная жизнь». Причины большинства проблем, которые мы с ней прорабатывали на консультациях, скрывались как раз в событиях последних двух лет учебы в школе. Но в этой статье я хочу поговорить о том, что беспокоит Светлану большего всего — как защитить от буллинга своего ребенка. Уверена, что её страхи и волнения разделяют миллионы родителей, поэтому постараюсь дать максимум полезной информации.
Что такое буллинг
Каждый четвертый ребенок подвергается травле со стороны сверстников. Буллингом сейчас называют едва ли не все конфликтные ситуации, но это неправильная трактовка. Сора и даже драка между двумя сверстниками — это не травля. Реальный буллинг — это давление группы на одного. Давление может быть психологическим — ребенка морально унижают, оскорбляют, запугивают; или физическим — когда имеет место рукоприкладство, порча его вещей. Любая форма травли отражается на психическом состоянии жертвы и зачастую отражается на всей последующей жизни.
Буллинг — явление не новое, но рассматривать его как проблему общество начало лишь несколько десятков лет назад. В начале 20 века группа психологов занялась изучением травли и её последствий. Результаты ужаснули даже ученых. Буллинг в детских сообществах калечил больше жизней, чем война и стихийные бедствия.
В наши дни масштабы и последствия травли более страшны и опасны. Теперь издевательства над жертвой не прекращаются даже после того, как она покидает стены школы. Агрессоры преследуют её в социальных сетях и мессенджерах: публикуют унизительные фото с изображением ребенка, оставляют непристойные комментарии о нем, отправляют сообщения с угрозами. У этой формы травли есть собственное название — кибербуллинг.
Последствия школьного буллинга
Издевательства сверстников психологически травмируют ребенка сильнее, чем потеря близких родственников
По официальной статистике фонда ЮНИСЕФ травле со стороны сверстников подвергается 24% школьников. Как отразится буллинг на жизни ребенка, зависит от его реакции, устойчивости психики, от действий родителей и других сопричастных взрослых — педагогов, психологов. Печально, но не многим жертвам травли удается избежать психологической травмы, которая оставляет след на всю жизнь. Последствия издевательств могут быть самыми разными:
Слышу ваши вопросы — «Неужели все так мрачно?», «А как же истории известных людей, которым нападки сверстников помогли закалить характер, стать сильнее, добиться успеха?». Действительно, в Сети гуляют десятки таких историй. Да, некоторым жертвам буллинга удается стать внешне успешными людьми. Подчеркиваю — ВНЕШНЕ. Ведь за видимым окружающим лоском обязательно скрывается глубокая душевная травма.
Возможно, многие известные спортсмены, актеры, изобретатели, бизнесмены, политики и не добились бы мировой славы, успехов в карьере, если бы агрессия окружающих не заставила их стать сильными, научиться рассчитывать только на себя. Но все эти достижения несоразмерны с тем, что они потеряли — счастливое детство, трогательные переживания юности, доверие к миру.
И главное — обратить жестокость сверстников в стимул для саморазвития и достижения успеха способен лишь один ребенок из тысячи жертв травли. Остальные 999 страдают и ломаются.
Какие дети чаще всего подвергаются нападкам
Чаще других жертвами издевательств и унижений становятся дети с низкой самооценкой
Ни один ребенок не застрахован от буллинга. Ничто не дает 100% иммунитета от возможных нападок. Благополучное материальное положение семьи, отличная успеваемость, приятная внешность, дружелюбие — все эти факторы не могут гарантировать, что ваш сын или дочь не подвергнутся нападкам других детей.
За последние 30 лет проведены десятки психологических исследований, в которых специалисты искали общие черты у подвергшихся буллингу подростков. К сожалению, до сих пор ученые не могут четко сказать, что ребенок с определенными психологическими, социальными или физическими характеристиками точно не станет жертвой травли. Нередки случаи, когда в немилость сверстников попадают благополучные во всех аспектах дети.
Но в большинстве случаев от нападок страдают те, кто чем-то отличается от остальных, выделяется на фоне общей массы:
Признаки того, что ребенка обижают в школе
40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками
Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке.
Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:
Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».
Почему моего ребенка обижают в школе
Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке
Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.
Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит.
Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.
Как вести себя, если ребенка обижают
Сразу отметайте идею «Все уладится само собой». Не уладится
Будьте готовы, что сын или дочь станут всячески сопротивляться вашему вмешательству в ситуацию. Подберите правильные аргументы, объясните, что без взрослых такие проблемы решить невозможно. Приведите примеры (в Сети их предостаточно) трагических финалов подобных ситуаций. И, самое главное, убедите ребенка, что его вины в происходящем нет.
Ответственность за буллинг
Проблема школьного буллинга стара, как и сама система образования. И хотя в последние 50 лет о ней говорят много и громко, реальных инструментов противодействия травле в среде подростков очень мало. Законом предусмотрены штрафы, которые платят родители агрессоров, если факт буллинга будет доказан. Но суммы этих штрафов несопоставимо малы по отношению к психологическому ущербу, который наносится жертве.
Однако, это не значит, что бороться за ребенка не стоит. Обратиться в полицию, если другие способы не дали результата, необходимо. Это действие окажет сильное моральное воздействие на агрессора и на жертву. Для первого это будет стресс: вызов в райотдел, разбирательства — для подростка все это сложно и страшно. Плюс это лишние хлопоты для родителей задиры, и они наверняка постараются «убедить» его не выкидывать таких фокусов в будущем. Для ребенка, подвергшегося травле, обращение в полицию станет знаком того, что на взрослых можно рассчитывать.
Советы родителям: что делать, если ребёнка обижают в школе
Первая мысль, которая приходит в голову родителям, когда они узнают, что их ребенка обижают в школе сверстники, — пойти и наказать обидчиков. Но делать этого не стоит. Сначала разберитесь в ситуации: поговорите с классным руководителем, с другими учителями, со школьным психологом. Узнайте у ребенка, как именно выражается травля: его унижают психологически, оскорбляют, обзывают, бьют, не принимают в коллектив.
Выясните, как реагируют на эту ситуацию учителя. Нередко педагоги осознанно или неосознанно сами становятся инициаторами травли учеников. Из-за личной неприязни к ребёнку, его родителям они настраивают против «неугодного» класс, делают его изгоем.
Собрав полную картину происходящего, вы сможете составить план действий: подключить учителей, детей, родителей, администрацию школы, при необходимости полицию, и совместными усилиями решать проблему. По большому счету других вариантов нет. Разрешит конфликт в одиночку вы не сможете, но точно усугубите ситуацию.
Многие родители предпочитают не решать проблему, а уходить от неё. Они просто переводят ребенка в другую школу, надеясь, что в ней у сына или дочки все сложится отлично. К сожалению, в большинстве случаев это не работает. В новой школе все повторяется, потому что психологически ребенок остается жертвой.
Если вы решили перевести сына/дочь в другую школу, сначала помогите ему восстановить психику, избавиться от разрушающих установок и поверить в себя. Найдите опытного психолога, который уже работал с детьми жертвами школьного буллинга. Запишите ребенка на спортивную секцию. Это поможет ему стать увереннее в себе и физически сильнее.
Если ребенка обижают в школе — советы психолога
Проблему проще предотвратить, чем решить, когда она уже имеет место:
Если ребенок стал жертвой буллинга, покажите ему, что он не один. Не дайте поверить, что он плохой и поэтому его обижают. Посмотрите вместе фильмы, посвященные школьной травле. Например, «Чучело», «Кэрри», «13 причин почему», «Или ты, или тебя», «Клуб «Завтрак»». В них ребенок сможет со стороны увидеть ситуацию, похожую на ту, в которой он оказался, и понять, что проблема не в нем, а в тех, кто инициирует издевательства.
Привлеките психолога. Психологическая работа с проблемой поможет ребенку разобраться в происходящем, найти сильные стороны своего характера, восстановить психическое равновесие, а, возможно, и наладить отношения с одноклассниками.
Издевательства со стороны одноклассников имеют катастрофические последствия для жертв школьного буллинга, но есть еще более разрушительная для детской психика ситуация — травля со стороны учителя. Особенно в начальных классах, где у педагога абсолютная власть над детьми, причем детьми с только формирующейся психикой.
«Сын очень хотел пойти в школу. Готовился, старательно учил буквы и цифры. Бабушка (моя мама) даже шантажировала его этим рвением — «Будешь плохо есть — не возьмут в школу. Не научишься шнурки завязывать — не возьмут в школу». Для Дёмы это было самым страшным наказанием, он готов был на всё, только бы его приняли в школу.
Невозможно описать, как он волновался 1 сентября. Для сына это был «День Х». С каким трепетом и блеском в глазах он заходил в свой первый класс… Сбывалась его мечта — он становился школьником. Мы с мамой даже всплакнули, провожая его взглядом за двери классной комнаты.
С таким же энтузиазмом он пошел в школу на второй день, и на третий. А на четвертый, неохотно надевая брюки, спросил — «Мам, а можно я останусь дома?». Я не поверила своим ушам. Начала осторожно расспрашивать, что случилось, почему сын не хочет идти в школу. Он отмалчивался, отводил взгляд, только сказал, что в школе совсем на так, как он представлял.
Вечером я снова аккуратно затронула эту тему, попросила рассказать, как прошел день. Сын явно не хотел говорить об этом. Но мне всё-таки удалось его разговорить. Оказалось, что учительница заставила его целый урок стоять в углу за то, что он хотел отвечать на все вопросы и постоянно тянул руку. Периодически не сдерживался и выкрикивал ответы с места.
На следующий день в самом начале урока учительница подняла его и спросила: «Тебя сразу в угол ставить или сможешь сидеть тихо и не быть выскочкой?». Все дети засмеялись, а на переменах дразнили его выскочкой.
На следующий день я пошла в школу вместе с сыном, чтобы поговорить с классным руководителем. Она не отрицала, что ситуация имела место и ничего сверхъестественного в этом не видела. Мало того, она обвинила меня, что ребенок плохо воспитан, несдержан, что родители не подготовили его к школе, не научили вести себя правильно.
Я поняла, что решить проблему с учителем не получится, и пошла к директору. Она меня выслушала, потом сказала, что наш преподаватель лучший в школе. Что родители мечтают, чтобы их дети попали именно к ней, и нам очень повезло, что сына учит этот педагог. Порекомендовала поговорить с ребенком о его поведении, а ещё лучше, обратиться с ним к психологу.
Меня накрыло таким гневом, что я готова была разобрать эту чертову школу на кирпичи и забросать ими учителя вместе с директором. Домой шла с настроем обратиться в прокуратуру. Вечером мы обсудили ситуацию с мужем. Он был категорически против «разборок». Сказал, что если учительница уже невзлюбила нашего сына, ни прокуратура, ни Гаагский суд не заставят её изменить своё отношения к нему. На следующий день мы забрали документы и перевели Дёму в другую школу. Сейчас сын в 4 классе, и за всё время учитель ни разу не пожаловался, что он ведет себя неправильно
Светлана».
Если в начальной школе учитель унижает ребёнка при классе, открыто его недолюбливает, перевод в другую школу может стать лучшим решением. Даже если родители добьются, чтобы учителя как-то наказали, заставили извиниться, вряд ли это повлияет на его отношение к ребёнку. Он может перестать открыто выражать свою неприязнь, но в его власти настроить против неугодного ученика других детей.
Если учитель невзлюбил ребенка-старшеклассника, нужно попытаться разобраться с ситуацией. Перевод в другую школу это уже крайняя мера. Подросткам психологически сложно адаптироваться в новом коллективе и нет гарантии, что в другой школе все учителя будут лояльными. Но, конечно же, каждая ситуация индивидуальна.
Что делать, если учитель придирается к ученику
«Когда дочь училась в 7 классе, в школу пришел новый учитель физкультуры. Дочка не понравилась ему сразу, потому что была полной. На первом же уроке он дал ей прозвище — «бодипозитив», и потом обращался к ней только так. Заставлял сидеть на скамейке, когда весь класс играл в волейбол или футбол. Говорил, что она ползала занимает и другим негде развернуться. Подшучивал над ней, а иногда даже открыто оскорблял.
Об этой ситуации я узнала от мамы дочкиной одноклассницы. Сама же дочка не хотела обсуждать эту тему, боялась, что я пойду в школу разбираться и физрук станет издеваться над ней еще сильнее. Когда я сказала, что хочу поговорить с учителем, она расплакалась и просила «не позорить её». Сказала, что если я это сделаю, она вообще больше не пойдет в школу, потому что её засмеют одноклассники.
Почти две недели я пыталась объяснить дочке, почему нельзя оставлять всё как есть. Но никакие доводы не помогали, на все мои слова она отвечала — «Будет только хуже». Тогда я предложила перевести её в другую школу, но она наотрез отказалась.
На следующий день на работе случайно зашел разговор об учителях и я рассказала о нашей ситуации. Коллега посоветовала мне детского психолога. Сказала что у неё с сыном была похожая история, и после разговора с психологом он согласился, чтобы родители приняли меры.
Дочка была не против консультации и уже через пару дней мы были на приеме. И это сработало. На следующий день мы с мужем вдвоем пошли в школу. Пошли сразу к директору. Объяснили ситуацию и она, на наше удивление, полностью нас поддержала. Вызвала физрука, попросила объясниться, но он так толком ничего и не сказал. Директриса пообещала уладить ситуацию.
Вечером дочка рассказала, что физрук при всём классе извинился перед ней. И, что самое важное, большинство одноклассников поддержали её».
Подростки не хотят, чтобы родители вмешивались в их школьные дела, потому что боятся осуждения сверстников и психологического давления со стороны преподавателей. Но, несмотря на это, они нуждаются в помощи, поскольку не способны самостоятельно решить проблему. Если бы могли, уже решили бы.
Что делать в такой ситуации:
Есть ли гарантия, что выполнив все эти шаги вы добьетесь своей цели? Нет. Но выиграете в любом случае. Потому что покажите своему ребёнку, что готовы бороться за него до последнего.