Как называется изображение рельефа донателло
Донателло
Литература: М. Я. Либман, Донателло, М., 1962; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963; Hartt Fr., Donatello, prophet of modern vision, L., 1974.
(donatello) (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386 или 1387, Флоренция – 1466, там же), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье богатого ремесленника. В 1403—07 гг. обучался в мастерской Л. Гиберти. Работал в основном во Флоренции, а также в Сиене, Риме, Падуе. В 1410-х гг. участвовал в украшении флорентийских общественных зданий. В 1416 г. создал для собора Орсанмикеле мраморную статую св. Георгия, в которой воплотился ренессансный героический идеал воина-защитника. В отличие от бесплотных, словно лишённых костяка готических скульптур, изгибающихся, подобно стеблям растений, энергичная фигура святого, созданная Донателло, твёрдо и незыблемо стоит на широко расставленных ногах, опираясь на большой щит. Спокойные, плавные линии, крупный, полновесный объём придают статуе строгость и величие. В 1415 г. Донателло выполнил статуи пророков для украшения кампанилы Флорентийского собора (1416—35). Облик пророка Аввакума отличается острой характерностью; современники прозвали его Цукконе (тыква) из-за вытянутой формы лысой головы.
Донателло. «Давид». Бронза. 1430-е гг. Национальный музей Барджелло. Флоренция
В 1431 г. Донателло посетил Рим, где изучал наследие античности. Под впечатлением от античного искусства были созданы трибуна для певчих во Флорентийском соборе, украшенная рельефом с упоённо пляшущими крылатыми младенцами-путти (1433—39), и рельеф «Благовещение» в церкви Санта-Кроче во Флоренции (т. н. алтарь Кавальканти, 1428—33). В трактовку сюжета из Священного Писания скульптор внёс пленительную жизненную непосредственность. Ангел опустился на колено перед Марией, как юный рыцарь перед прекрасной дамой. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, благоговейно внимает его словам. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника с позолотой в виде высокого, почти в полный объём, рельефа.
Донателло. «Памятник кондотьеру Гаттамелате». Бронза, мрамор, известняк. 1447—53 гг. Падуя
В бронзовой статуе «Давид» (1430-е гг.) Донателло впервые в ренессансной скульптуре обратился к изображению обнажённого тела. Работая в Падуе, мастер создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конную статую венецианского кондотьера (наёмного военачальника) Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата («Чёрная кошка»; отлита в 1447 г., установлена в 1453 г.). Образцом для Донателло послужил древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Кондотьер изображён в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. В ясности и лаконичности форм, чёткости энергичного силуэта, спокойной посадке всадника и сдержанной силе поступи коня выражены волевая собранность, героическая готовность к бою. В поздних работах Донателло (алтарь св. Антония Падуанского, 1450, и четыре рельефа со сценами из жизни святого, 1446—48; деревянная статуя Марии Магдалины, 1450-е гг.; бронзовая скульптурная группа «Юдифь и Олоферн», ок. 1456—57 г.; статуя Иоанна Крестителя, 1451; рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо во Флоренции на темы Страстей и Воскресения Христа, 1460-е гг.) усиливается драматизм, ощущается духовный надлом, суровая отрешённость.
В творчестве Донателло воплотился ренессансный образ человека, гармонически соразмерного окружающему миру, наделённого характерностью облика и жизненной активностью, естественностью и простотой. Наследие мастера оказало значительное влияние на дальнейшее развитие итальянской скульптуры.
Донателло: скульптуры, статуи, биография художника
Автор:
Павел Ин
Донателло (1386-1466)
Донателло — его полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди — величайший скульптор первой половины XV века. Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создания нового стиля раннего Возрождения. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума — вот характерные черты этой эпохи. Роль пластического искусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкому зрителю.
Три великих мастера находятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Томазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и скульптор Донателло.
Его первые работы относятся к 1408 году. Статуя Давида еще сохраняет готический изгиб фигуры, придающий ей некоторую неустойчивость, но почти исчезла «бестелесность»» средневековой пластики. И хотя хрупкость пропорций еще сохраняется, но одежда точно следует за реальным очертанием св. Иоанна и св. Марка (Микеланджело скажет, что у св. Марка лицо порядочного человека и, если он был таким, можно поверить и его писаниям).
По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «Св. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Донателло создает образ молодого воина — он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа. Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным и воинственным взглядом. Св. Георгий — бесстрашный герой, юношески порывистый, мужественный защитник своего народа. Он лучший из лучших, но он и один из тех, кто самоотверженно сражался за свободу своего города. На долгие годы св. Георгий стал романтическим символом Флоренции. Вазари пишет о нем: «. и, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение Донато».
В 1432 году Донателло и Брунеллески отправились в Рим. Целые дни проводят они на Форуме, древней части Вечного города. Не зная усталости, они измеряют античные памятники, мечтают найти новые. Римляне были уверены, что флорентийцы ищут в развалинах клад и с интересом за ними наблюдали.
После возвращения из Рима самой значительной работой Донателло стал бронзовый Давид. Неизвестно, для кого статуя была выполнена, но в 1469 году она украшала внутренний дворик палаццо Медичи во Флоренции.
В 1443—1450 годах Донателло живет в Падуе, где работает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио. В XVII веке алтарь был разобран, и попытки реконструировать его не увенчались успехом. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Постамент алтаря украшали четыре рельефа со сценами чудес, совершенных св. Антонием. «Исцеление гневного сына» — история о мальчике, который, рассердившись, ударил мать ногой и, чтобы искупить свою вину, решил себя наказать. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. На первом плане, в центре, мальчик, лежащий на земле, его фигура полна бурного отчаяния. Над ним, успокаивая его, склонился св. Антоний. Вокруг них собралась толпа, привлеченная криками: медленно идет, поглаживая живот после сытного обеда, богатый бюргер, спешит ремесленник и среди них, но не связанные с ними эмоционально, расположились античные боги. От первого плана уходят в глубину городские постройки, заканчивающиеся холмами, деревьями, освещенными солнцем. Небо покрыто легкими облаками. Донателло использует в этом произведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу; живописные тени перебегают в разных частях композиции.
В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелата (пятнистая кошка). Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелата не потерпел ни одного поражения. Задача автора — прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Гаттамелата после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорит о привычке к победам и торжествам. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
Вернувшись во Флоренцию, Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практически единолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не стало друзей художника: умерли Брунеллески и Кастаньо, затворником живет Учелло. Теперь произведения Донателло далеки от его прежних жизнеутверждающих образов.
Мария Магдалина — изможденная постами и молитвами старуха, в страшных лохмотьях, безобразные морщины избороздили лицо, не сохранившее следов былой красоты. Ее покорная поза — символ внутренней сломленности. Статуя вырезана из дерева, мастер отполировывает обнаженные плечи и руки, оставляет шероховатыми одежду и спутанные волосы. Этот контраст придает образу еще более трагическое звучание.
Последние годы жизни Донателло был беден и одинок, почти забыт согражданами. Когда-то у него было много денег, которыми он рад был поделиться. В его мастерской была корзиночка, в которой он держал деньги, каждый мог брать сколько надо и не возвращать.
Но в 1495 году Медичи были изгнаны из Флоренции, и тогда вспомнили великого скульптора. Его «Юдифь» из дворца Медичи перенесли на площадь и поставили перед палаццо Веккио, где была городская ратуша.
Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не выразил демократические идеалы своего времени, как Донателло.
Рельеф в творчестве Донателло.
Донателло является родоначальником чисто ренессансной линии развития. С 1420г он начинает разрабатывать проблему перспективного построения и многопланового рельефа. Он часто использует (или изобретает) технику сплющенного рельефа, в котором впечатление глубины достигается через градацию объемов. Используются принципы прямой перспективы, персонажи пластичные, объемные на 1м плане, графичные на 2м. Велика роль линии, контуры фигур не отрываются от фона, а мягко сливаются с ним, существуют не изолированно от плоскости, а в 1 пространстве.
Мадонна Пацци, 1425-1427г. Сплющенный рельеф, часто здесь вспоминают проторенессанс и Пизано. Мария и младенец срастаются, составляют единое целое. У самой рамы есть перспектива, но она плохо скоординированна (3 точки схода линий). То есть на этом этапе Донателло еще не знал геометрии и основных перспективных правил Брунеллески (потом он съездить в Рим, там с ним познакомится и будет все правильнее). Хотя рельеф не высокий, но многоплановость. То же самое в Мадонне в облаках, у лестницы, Успении – появляется больше фигур, много планов, но рельеф плоский.
Мадонна с младенцем из Санта Кроче, 1430г. Готический рисунок, высокий рельеф, есть использование цвета (позолота), но при этом есть и перспективные сокращения в фигурной группе. Она на троне, что то вроде овала, фронтальная, по раме ангелы.
Сиенский баптистерий, Пир Ирода, ок1425г, бронза. Перспектива уже имеет единую точку схода (воздействие Брунеллески), многоплановые аркады (архитектурные кулисы алянтика), рельеф не очень выпуклый, но и не плоский. Действие развивается в глубину, работают реальные объемы. И в самих фигурах градация объемов (не без Гиберти). На 1 плане драматическое напряжение. Рама перерезает фигуры и архитектуру – кадрирование, может быть продолжение (влево, вправо, а не только вглубь).
Алтарь Кавальканти, ок1437г, Санта Кроче. Разные материалы – раскрашенный камень и позолота, не похож на готические табернакли. Античная ниша с фронтоном, пилястры по сторонам, полочка опирается на консоли. Фигуры, почти круглые, на фоне стены (позолоченные антикизирующие мотивы).
Кантория флорентийского собора, 1433-1439г. Это певческая кафедра. Мраморная балюстрада, на ней на фоне блестящей мозаики, за колонками изображается хоровод танцующих путти (такой же на наружной кафедре в Прато). Над входами в С и Ю сакристии. Богатое декоративное обрамление, свобода выполнения, динамика, орнаменты (там золотая паста – мерцание).
Кафедры Сан Лоренцо во Флоренции, 1460е. 2 бронзовые кафедры. Особый мир переживаний старого художника. Историю Христа он соотносит со своей. Увеличивается качество живописности. Северная кафедра – страсти и Воскресение (распятие, снятие, гроб, воскресение, Мария у гроба); южная – мистическое преображение Христа. Его Моление о чаще (ступенчатая композиция горы), некоторые рельефы не его. Особенно выразительны рельефы южной кафедры, там большие драматические рельефы (Сошествие во Ад, Воскрешение), иногда фигуры просто вываливаются. Обычно Христос воскресает в облике Бога, а здесь Донателло показывает изможденного старика, который с трудом преодолевает тлен смерти. Положение во Гроб – очень экстатическая, нервная по графике линия, ломаное тело Христа. Снятие с Креста – диагональная лестница, ее ритм задает общее развитие композиции. То есть у Донателло появляется нервическая эмоциональная нота. По существу, в его творчестве есть анти классические интонации. Часты асимметричные архитектурные кулисы, порывистые движения. Закончена она его помощниками ок1470х, всего 11 рельефов.
Он первый систематически начал изучать механизм движений человека. Первый: дал изображение сложного массового действа, одежда в связи с телом, поставил задачу в скульптуре выразить индивидуализированный портрет, внимание на психологию, живописные эффекты из камня, 3х плановый рельеф на основе перспективы.
Гиберти.
Лоренцо Гиберти, 1378-1455г, старше Донателло, именно в его искусстве видят переход от готики к Возрождению. Начинал как ювелир, учился у отчима, который золотых дел мастер (не совсем монументалист, работал не с камнем, а с бронзой). Практически не покидал Флоренцию (хотя вроде работа еще в Венеции, Риме и Сиене), собирал античную скульптуру. В начале 15в он выиграл конкурс на создание вторых или северных дверей Флорентинского баптистерия, позже он делает третьи двери (Карьеру скульптора начал только в 1401г). В последние годы жизни Гиберти посвящает себя «комментариям». Они состояли из трех частей – первая – попытка сделать первую историю итальянского искусства (составляет биографии местных флорентинских мастеров, доходит до Лоренцетти, практически до своих современников). Вторая часть – попытка написать автобиографию. Третья часть – компиляция, он говорит о мастерстве скульптора, об основных нужных скульптору навыках, он ее не закончил. Характерно: компромисс между готикой и новациями. Также делал картоны для витражей дель Фьоре (тут тяготение к поздней готике).
Жертвоприношение Авраама – два конкурсных рельефа-финалиста Брунеллески и Гиберти, 1401-1402г, музей Борджелло. У Брунеллески все достаточно очевидно и жизненно, он идет по пути создания драматической ситуации; внизу слуги, выше алтарь; поза Исаака резкая, вывернутая, фигуры трактованы очень экспрессивно. У Гиберти – высочайшее качество рельефа. Он идет по пути гармонизации, классических мотивов у него даже больше чем у Брунеллески. Есть интерес к античной пластике. Выбрали Гиберти в том числе и за то, что он предлагал новый метод, более экономичный в использовании бронзы, да и более лиричный.
Двери Флорентинского баптистерия, северные, 1403-1424г. Уже стояли двери Андреа Пизано, Гиберти решает свои также: 28 клейм (20 – христологический цикл, 8 – евангелисты и пророки), на каждом двери по две сцены по горизонтали. Договор был заключен с отчимом, тк Лоренцо еще слишком молод. Все рельефы заключены в сложные готические квадрифолии – характерно для готической миниатюры. В фонах используется архитектура или лещатки – это для увеличения пространства изображения; иногда еще вводится полочка на консолях. Также используется градация низкого и высокого рельефа и почти круглой скульптуры. Позолота также давала впечатление света. Форма квадрифолия сложна, нужно было вписывать фигуры. По мере выполнения рельефов (они делаются сверху вниз), у Гиберти появляется все больше мастерства (детали, позы и жесты). 2 нижних регистра: евангелисты и отцы церкви, дальше история Христа. Ему помогали Донателло, Микелоццо, Учелло. Это повествование, все тщательно, гармонично, но есть и масштаб. Есть архитектурные кулисы (передают глубину), фигуры стоят, есть античные детали (в Благовещение в квадрифолий вставляется портик, внутри которого Мария, есть порыв, динамика, но это очень легко и изящно). Есть свободные сцены, а есть набитые персонажами (Вход в Иерусалим – все др на др; Вечеря – тоже много, но все сидят за столом, головы на 1 уровне). Очень много античных архитектурных фонов.
Иоанн Креститель, 1412-1416г, Матфей,1419-1422г, Стефан, 1425-1429г Гиберти для Ор Сан Микеле. В Иоанне больше готических элементов – в трактовке складок, в отделке бронзы. Вообще он более вытянутый и резкий, готическое завершение ниши, но колонны довольно классичны. Матфей уже ренессансный, сложное, но мягкое движение, как будто шаг и поворот. Складки мягче, стрельчатая готическая арка, но оформляется она классически (коринфские пилястры (по сторонам и 2 внутри) и раковина, тоже стрельчатая). Стефан – наиболее удачная скульптура, связана с возросшим интересом Гиберти к античности. Тоже готическое оформление сверху, но внутри оно обыгрывается (чем то внутри напоминает инкрустационный стиль). Рука приподнята, полушаг, полу разворот, мягкие одежды, вдохновенный вид.
Купель сиенского баптистерия. Гиберти в составе других мастеров. Флорентинские мастера делали нижние рельефы для балюстрады.
Восточные двери баптистерия (райские), 1425-1452г. Гиберти как мастер уже вырос, в 1424г был в Венеции, плюс, он под влиянием Донателло (в Сиене) в плане перспективы и техники гладкого рельефа. Считается что автор программы – Бруни, секретарь Флорентийской республики. Помогали Донателло, Учелло, Гоццоли, А. Поллайоло, Лука дела Робибиа. 10 рельефов, 37 сюжетов, большие композиции. Библейская история от Сотворения мира до царицы Савской, в нишах по карнизам пророки и сивиллы. По сторонам уж цветочная гирлянда – подражание античности возрастает. Есть рельефы с архитектурным и с пейзажным фонами – два типа (но все сложнее и по фонам, и по композиции). Выбирает квадратную форму (больше всего можно поместить). Почти круглый рельеф впереди и сплющенный сзади. Среди головок по сторонам портрет его и сына. Копия этих ворот в Казанском в Спб, сейчас все клейма – качественные копии. Давид и Голиаф – Соломон и Савская; Моисей со скрижалями – падение Иерихона; Иаков и Исав – Иосиф Египетский (архитектура, правильная, пропорции, перспектива, пластическая аркада, уменьшающаяся вглубину); Ной – Авраам (природа); Адам и Ева – Киан и Авель (природа, от круглой скульптуры до плоского рельефа).
Якопо делла Кверча.
Якопо делла Кверча, 1371 (Кверча Гросса) – 1438г (Сиена). Работал в разных городах, учился от отца – резчика по дереву. Испытал сильное влияние от Ди Камбио и Пизано. Он принадлежит к переходной эпохе от средневековья к возрождению. Первая работа выполнена в 19л: Сиена воюет с Флоренцией, умирает сиенский военачальник, ему пышные проводы – перед гробом должны нести его конную статую (больше реальной величины). Якопо сделал деревянный каркас, обмотал его сеном, глиной и еще много чем, потом покрасил – и легко, и будто мрамор. Потом ему поручили мраморные статуи пророков и деревянные барельефы с их лицами – не закончил, чума – бежал в Лукку. В целом, в Сиене был экономический упадок, культурная отсталость, активные связи и севером и Францией, засилие тречентистских традиций. Характерны неправильные пропорции, сухость форм (может из-за того, что учился у резчика), но величественность и глубина чувств. Среди современников у него не было последователей, зато его открыл для себя Микеланджело.
Надгробие Иларии дель Карретто, жены правителя Лукки, Сан Мартино,1406г. Это свободно стоящий мраморный саркофаг, не итальянский тип (в Италии пристенные, влияние французской готики). Много античности – на стенках гирлянды и танцующие путти, только сильно увеличены в размере. Она лежит сверху на подушках, спит. Молодое лицо обрамляет ворот, складки платься нежно подхватываются под грудью (по-моему, тут учитывается, что фигуры лежит, по складкам), у ног выглядывает собачка. Жители Лукки не любили сеньора, вскоре устроили восстание, разгромили все, но надгробие не тронули.
После этого вернулся во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на двери Сан Джованни, всем понравилось, но там были маститые мастер – Донателло и Брунелески. Якопо очень их уважал, уехал в Болонью, где 12л работал над мраморын порталом Сан Петронио.
Мадонна с младенцем, 1406г, Ферррара. С одной стороны, тяготение к монументальности образа, с другой стороны – есть определенные моменты готики. Фигура не свободная, несколько закостенелая. Нет зрачков, волосы по готически орнаментальны, а фигура хоть и небольшая, но по античному монументальная.
Благовещение, 1421-1426г. Две разнесенные деревянные скульптуры, покрашенные. Здесь просто поздняя готика. Нет эмоций, хотя есть закостенелость, все таки интересные позы и достаточно свободные складки.
Купель Сиенского собора. Мощные формы архитектуры, рельеф «Захария в храме». Над рельефами много кто трудился. Здесь есть уже попытка передать перспективу (хотя она непосредственно его не интересует, только фигуры переднего плана), но пока она небольшая, а люди не соотносятся с пространством.
Алтарь Трента, 1416-1422г, Лукка, Сан-Фердиано. Абсолютно готическое обрамление, мраморный полиптих. В фигурах тоже много от готики – вытянутые, изгибы, вписываются в свое обрамление.
Сан Петронио в Болонье, портал, 1425-1438г. Сама церковь готическая, по сторонам портала в ряд по пять рельефов на ВЗ (по сторонам и на верху (НЗ с Рождества), всего 15), от Сотворения человека до потопа. Это поздний период творчества, здесь несколько суровые и героические рельефы, истрийский камень (темный, как металл). Арка над порталом – мраморные Мадонна с младенцем, Петроний и Амвросий. Фигуры занимаются практически все пространство квадрата рельефа, уже правильная анатомия (где то есть ошибки, но незначительные). Например, есть пророк, так он почти не помещается в рельеф, сложный поворот, задумчивый взгляд, свиток развивается и обвивает его, рукав даже свешивается за раму. Но не закончен (по сторонам люнета должны были быть Петр и Павел, а портик увенчиваться рельефом Вознесения. Адам – непокорный, идеал волевого человека.
За свои заслуги перед Сиеной возведен в 1435г в рыцарское достоинство, также назначен попечителем собора. Вазари: у Якопо счастливая судьба, тк нашел признание на родине, а такое бывает редко.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
Имя итальянского скульптора Донателло (Donatello) неразрывно связано с эпохой раннего Возрождения. Его творчество оказало существенное влияние на культурное наследие всего мира. Работы мастера, такие непохожие друг на друга, отличаются глубинным смыслом, энергией и совершенством форм, они восхищают, завораживают, и остаются на протяжении долгих веков эталоном высокого искусства.
Биография
Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) – так звучит полное имя великого художника, родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.
С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства.
Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью. Именно золотых дел мастера трудились над декорированием флорентийского кафедрального собора. Примечательно, что обучение в мастерской оплачивалось банкиром, меценатом и покровителем юного дарования Мартелли (Martelli).
Свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, отправившись в старинный город примерно в 1404-1407 годах, вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Там его учителем был выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti).
Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.
Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.
О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор.
Скульптура
Взгляд Донателло на скульптуру оказался по-настоящему новаторским. По свидетельству современников, в работе над статуями и рельефами мастер первоначально использовал рисунок, который потом трансформировался в небольшой макет из глины или воска. Так создавалась композиция будущего произведения.
Все свои работы он выполнял собственноручно, привлекая помощников и учеников лишь для завершения незначительных деталей. Отделка поверхности осуществлялась без особой тщательности, что создавало эффект некоторой незаконченности (non-finito). Большое внимание уделялось тончайшей игре света, теней и бликов. Обязательно учитывалась дистанция, с которого должно было рассматриваться произведение. Работы мастера наполнены реалистичностью, свободой и большой смелостью. Основными новаторскими приемами в скульптурных творениях Донателло считаются:
Такой революционный для ренессансных художников подход заимствовался позже многими учениками Донателло и скульпторами последующих эпох. В разные периоды своего творчества мастер придерживался как классического, так и реалистического стиля.
Бюсты
Благодаря увлеченности Донателло индивидуальными скульптурными портретами в эпоху Ренессанса возродилась мода на бюсты. Эта разновидность пластики, забытая в свое время, но чрезвычайно популярная у древнегреческих и римских творцов, была вновь воскрешена. Искусствоведы особо отмечают живость, эмоциональность, реалистичность и наполненность бюстов детей, выполненных Донателло – его работы во многом определили вектор развития портретных изображений в скульптуре.
Одним из первых произведений художника в этом жанре пластики считается бюст Никколо да Уццано (Niccolo da Uzzano), влиятельного флорентийского банкира, общественного и политического деятеля, созданный примерно в 30-х годах XV столетия. Хотя, некоторые эксперты ставят под сомнение авторство работы.
В бюсте явственно прослеживаются классические традиции античной портретной скульптуры. Работа выполнена из цветной глины с пористой структурой. С необыкновенным умением мастеру удалось передать энергичный и решительный характер государственного мужа: резкий поворот головы, внимательный взгляд, волевой подбородок, сильные плечи, скрытые под драпировкой античного одеяния, – каждая деталь убедительно раскрывает личность героя. Бюст был отреставрирован в 1985 году, и сегодня входит в художественную коллекцию Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello) во Флоренции.
Гробница Иоанна XXIII
Гробница папы Иоанна XXIII (Giovanni XXIII) – уникальная работа, выполненная в соавторстве с Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), ставшая началом долгого и плодотворного сотрудничества двух гениальных скульпторов. Произведение создавалось примерно в 1425-1427 годах. Величественное оформление усыпальницы было признано образцовым для надгробных памятников, которые устанавливались в храмах Италии в XV-XVI века.
Четырехметровое мраморное сооружение делится визуально на три части, средняя (с саркофагом и бронзовой фигурой Иоанна XXIII) была выполнена Донателло. Скульптурный портрет Бальтазара Косса (Baldassarre Cossa), – так звучит мирское имя понтифика (католическая церковь, кстати, считала его антипапой), наполнен реалистичностью, ведь он был создан не на основе посмертной маски, а по личным воспоминаниям мастера. Умиротворенная фигура лежащего первосвященника выглядит заснувшей и абсолютно живой. Увидеть надгробный памятник можно в баптистерии Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) собора Дуомо во Флоренции (Duomo di Firenze).
Статуя Давида из мрамора
Создание мраморной статуи царя Давида относится к 1408-1409 годам. Образ библейского властителя часто транслировался художниками в виде умудренного жизнью старца, держащего в руках свод законов. Трактовка Донателло отличалась от традиционного видения: он изобразил Давида юным воином-победителем, поразившем страшного Голиафа, что в некоторой степени олицетворяло освобождение Флоренции от давления Милана и Неаполя.
В этой работе соединены элементы классики и готического стиля. Молодой царь, полный энергии, упорства и изящества, представлен в естественной позе, рука упирается в бок, придерживая одеяния, голова украшена амарантовым венком, служивший символом отваги и храбрости во времена античности. Важный момент: драпировка ниспадающего плаща не скрывает фигуру юного героя, а отчётливо обрисовывает ее рельеф.
С конца XIX века статуя стала частью сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello), во Флоренции.
Статуя Давида из бронзы
Бронзовая статуя Давида, работа над которой осуществлялась в 30-е или 40-е годы XV столетия, занимает особое, очень значимое место в творчестве Донателло.
Создание скульптурного изображения обнаженной фигуры (так характерное для произведений античности) было в высшей степени новаторским и революционным шагом для эпохи Возрождения, на который не осмеливался ранее ни один мастер. В художественном замысле произведения Донателло отчетливо прослеживаются классические традиции античных времен. Примечательно, что и техника исполнения работы (литье по выплавляемой модели) была заимствована у римских и древнегреческих мастеров.
В 1495 году, после смены политической власти, почти полутораметровая статуя была вынесена из сада Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – резиденции могущественного клана, и установлена на мраморной колонне во дворе городской администрации – Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где ее могли созерцать все желающие. В 1777 году произведение Донателло вошло в художественную коллекцию Галереи Уффици (Galleria degli Uffizi), сегодня оно занимает особое место среди экспонатов Национального музея Барджелло.
В наши дни великолепная работа мастера тесно связана и с современным искусством. В 1956 году итальянская Академия кинематографии (Accademia del Cinema Italiano) учредила особую ежегодную национальную премию (наподобие американского «Оскара») – «Давид ди Донателло» (David di Donatello), вручаемую в разных категориях лучшим отечественным и зарубежным фильмам. Почетная награда представляет собой уменьшенную в несколько раз точную копию легендарной скульптуры. Позолоченная фигура Давида стоит на квадратной малахитовой подставке, и красноречиво свидетельствует о любви и уважении итальянцев к своей культуре и истории.
Статуя Евангелиста Марка
Скульптурное изображение Святого Марка было выполнено Донателло приблизительно в 1411-1412 годах, по заказу одного из ремесленных цехов Флоренции. Статуя предназначалась для украшения ниши в южной части здания церкви Орсанмикеле (Orsanmichele), служившего одновременно зернохранилищем и храмом. Примечательно, что на протяжении шести веков великолепная работа Донателло не покидала того самого места, где она была первоначально установлена.
Фигура Евангелиста Марка отличается спокойствием и определенным достоинством. Ее характерными особенностями, по мнению многих искусствоведов, считаются устойчивость, монументальность и пропорциональность форм. С невероятным мастерством передана пластичность очертаний одежды. Взгляд Святого Марка наполнен глубокой задумчивостью, что придает его образу значимость и величие.
Статуя Евангелиста Иоанна
Статуя Евангелиста Иоанна Богослова относится к раннему периоду творчества Донателло, она была создана приблизительно в 1408-1415 годы, и должна была служить украшением собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции. По мнению искусствоведов, в этом изваянии молодого мастера сосредоточено новое, гуманистическое видение человеческой природы, ставшее лейтмотивом эпохи Возрождения.
Монументальная фигура восседающего Иоанна Богослова источает спокойствие и сдержанное достоинство. В мужественном образе Святого чувствуется твердость и сила характера. С особой тщательностью оформлена каждая деталь скульптуры: драпировка одежды, мощные руки, одухотворенное лицо, обрамленное густыми волосами и бородой.
Сегодня это замечательное произведение Донателло можно увидеть в музее Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo).
Конная статуя Гаттамелата
Трехметровая конная статуя итальянского кондотьера, главнокомандующего войск Венецианской республики, Эразмо да Нарни (Erasmo da Narni), носившего прозвище Гаттамелата (Gattamelata), была создана в 30-40-х годах XV века, в период, когда великий скульптор жил и творил в Падуе (Padova).
Работа над искусным памятником осуществлялась по заказу вдовы и сына военачальника. В 1453 году бронзовая статуя на 8-метровом постаменте была установлена по решению Сената на одной из главных площадей города, напротив базилики Святого Антония (Basilica Pontificia di Sant’Antonio), где покоилось тело Эразмо да Нарни.
По мнению экспертов, прообразом монумента стал конный памятник императору Марку Аврелию (II в. н.э.) в Риме, который юный Донателло видел в годы своего обучения. Сейчас оригинал скульптуры можно увидеть в Капитолийском музее, а копия установлена на площади.
Гаттамелата изображен отважным всадником, триумфатором, уверенно сидящим в седле. Герой облачен в римские доспехи, и в то же время наделен яркими индивидуальными чертами, говорящими о таланте Донателло в искусстве портретной скульптуры. Восхищает целостность композиционного решения, гармония вертикальных и горизонтальных линий, тщательность проработки каждой детали. Эта монументальная работа признана одним из самых значимых шедевров в творчестве гениального Донателло.
Бронзовый танцующий Атис (Амур)
Метровая бронзовая статуя Амура (104 см) обаятельного, смеющегося мальчика, озорника с вздернутыми вверх руками, стоит особняком в творческом наследии Донателло: как никакая другая работа мастера она тематически полностью посвящена сюжету, заимствованному из античной мифологии.
Историки считают датой создания произведения период не позднее 40-х годов XV столетия. В искусствоведческих кругах скульптура носит условное название «танцующий Атис (или Амур)», хотя до сих пор доподлинно неизвестно кто в действительности изображен мастером. Удивляет наличие противоречивых деталей, соединенных в едином образе: крылья за спиной и на ногах, хвостик сатира, полуспущенные штаны, цветок в волосах, причудливый пояс, змеи, обвивающие нижнюю часть фигуры. Все эти элементы говорят о разных мифологических героях античности, поэтому прообразом статуи мог быть Меркурий, Персей, Купидон, Сатир, Пан, юный Геркулес или Атис.
Загадочное произведение Донателло, наполненное детской энергией, весельем и динамизмом входит в число экспонатов Национального музея Барджелло.
Бронзовая скульптура Мадонны с Младенцем
Знаменитая бронзовая статуя Мадонны с Младенцем была создана в так называемый падуанский период творчества Донателло, приблизительно в 1447-1450 годах. В полутораметровой скульптуре отчетливо прослеживаются мотивы византийской иконы.
Фигура Богородицы занимает центральное место в алтаре базилики Святого Антонио в Падуе (Basilica Pontificia di Sant’Antonio di Padova), она расположена между святыми Франциском и Антонием (статуи также выполнены Донателло), хотя согласно первоначальному замыслу художника композиционное решение должно было быть несколько иным.
Святая Мария изображена хрупкой, утонченной девой, восседающей неподвижно на троне, украшенном головами сфинксов. Она держит в руках Спасителя, и кажется даже поникшей от тяжести массивной короны. Юная Мадонна Донателло источает спокойствие и одухотворенность, вместе с тем складки небрежно откинутого плаща, херувимы, украшающие одеяние, наделяют скульптуру величием и торжественностью.
Деревянная статуя Марии Магдалины
«Впечатляющая», – такой точный эпитет применил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), итальянский мастер, литератор и историк, описывая скульптуру Марии Магдалины, высеченную Донателло из дерева примерно в 1454-1457 годах. Работа относится к позднему периоду творчества художника, и пропитана глубочайшим драматизмом, выходящим за пределы принятых для искусства того времени норм.
Последовательницу Иисуса Христа традиционно изображали цветущей, пышущей здоровьем красавицей с роскошными, густыми волосами. Донателло представил ее в образе высохшей старухи, отшельницы, изможденной строгими постами, добровольными лишениями и непрестанным покаянием. Скульптура пропитана темой страданий, отчетливо слышны мрачные и тревожные ноты. Произведение было создано для украшения баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, а сейчас оно входит в художественную коллекцию музея Опера-дель-Дуомо.
Статуя пророка Аввакума
Мраморная скульптура пророка Аввакума была выполнена Донателло в то время, когда мастер жил и творил во Флоренции. Неизвестно, когда именно осуществлялась работа над произведением, ориентировочным периодом считается 1427-1435 годы.
Великолепное изваяние (как и аналогичная статуя пророка Иеремия) было создано художником для украшения колокольни Джотто (Campanile di Giotto), входящей в архитектурный ансамбль кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и представляет собой (по свидетельству современников) точный и чрезвычайно правдоподобный скульптурный портрет одного из жителей Флоренции. В настоящее время работа входит в число бесценных экспонатов музея Опера-дель-Дуомо.
В образе пророка Аввакума сосредоточены мотивы классической античной пластики. Каждая деталь скульптуры подчеркивает волевой характер героя, рождая мощную экспрессию и выразительность. Массивная, лысая голова, крупные черты морщинистого лица, глубоко посаженные глаза, сильные руки, тяжелые складки римской туники, – все это выточено с необыкновенным мастерством, и создает ощущение, будто в каменную статую вдохнули жизнь.
Скульптура Святого Георгия
Двухметровая бронзовая статуя Святого Георгия входит в список самых узнаваемых работ мастера. Дата ее создания – примерно 1415-1416 годы, период, когда Донателло был еще совсем молодым скульптором, едва достигшим 30-летнего возраста. Произведение создавалось по заказу цеха оружейников во Флоренции, и должно было служить украшением церкви Орсанмикеле, позже было перенесено в Национальный музей Барджелло, где хранится и в наши дни.
Святой Георгий изображен художником прекрасным, доблестным воином, героическим юношей, источающим молодость, мужественность и отвагу. Он являет собой идеал гуманистической эпохи, в котором объединены внешняя красота и сила духа. Несмотря на строгость фронтальной позы, фигура покровителя воинов не кажется застывшей в статике: легкий поворот головы, плеча, расстановка ног, небрежные складки плаща, – все это рождает ощущение реальности и живости.
Реликварий Святого Россоре
Бронзовый реликваторий Святого Россоре или Луксория (Lussorio, Rossore) – очень интересная работа художника, выполненная в 1425-1427 годах, по заказу монахов ордера гумилиатов.
Специальное хранилище для мощей раннехристианского мученика было оформлено в виде бюста. Скульптурное изображение отличается максимальной реалистичностью, появляется ощущение, будто образ создавался с натуры. Многие искусствоведы склонны видеть в этом произведении автопортрет самого Донателло.
Черепашки Ниндзя – современная массовая культура
Донателло навеки вошел в мировую историю, его удивительные произведения хорошо известны как узким специалистам в области искусств, так и широкому кругу ценителей красоты.
Имя гениального скульптора получило совершенно новую интерпретацию и в современной массовой культуре. Так, в частности, в легендарном американском комиксе, мультсериале, компьютерных играх и последующих популярных проектах о Черепашках-ниндзя один из главных персонажей назван Донателло, в честь великого итальянского скульптора.
Выдуманный герой не увлекается пластикой и созданием произведений искусств, он обладает острым умом, и скорее близок к науке и технике. Тем не менее его громкое имя заставило не одно поколение детей и подростков задаться вопросом о том, кем же был этот Донателло и чем он так знаменит, что, возможно, пробудило интерес, а потом и любовь к великой эпохе Возрождения.