Как называется хвостик у восьмой длительности
Уроки игры на фортепиано. Длительности нот и пауз
Как обозначаются в нотной записи
Вы заметили, что ноты выглядят по-разному? Есть черные, белые, с хвостиками и без, некоторые объединены в пары. Это принятые обозначения длительности нот.
Ведь ноту можно нажать и отпустить, тогда звук получится совсем коротким, а можно нажать и держать, тогда он будет длиться дольше. Если в произведении не соблюдать длительности, то оно может стать вообще не узнаваемым. Так что с этим понятием ознакомиться необходимо. Это не сложно:).
Сядьте за инструмент, нажмите любую ноту и ровно досчитайте до четырех. (кто забыл, как считать – раз, два, три, четыре). Отпустите клавишу. Поздравляю! Вы только что сыграли целую ноту! Такая нота записывается вот так:
Продолжаем считать до четырех и попробуем сыграть половинную ноту. Четыре разделить пополам это будет два. Так что считаем до двух и отпускаем клавишу, снова нажимаем ее и досчитываем недостающие три-четыре. Вот как эта половинная нота будет выглядеть:
Вы заметили, в чем разница между обозначением целой и половинной ноты? Целая нота немного приплюснутая и без палочки.
Половинная нота чуточку другой формы и с палочкой. Посмотрите внимательно, чтобы запомнить и не путать их. Сравните целую и половинную паузы. Вы видите различие? Они похожи, но все-таки различить можно. Если приглядеться, то они обе похожи на шляпы с полями. Когда пауза длинная, можно успеть снять шляпу, как бы здороваясь. (видите, шляпа вниз головой, как бы в руке у здоровающегося человека). А когда пауза половинная, здороваться некогда, пусть лежит себе на голове.
Дальше у нас четвертная нота. На каждый счет нажимаем клавишу. Получается так:
Четвертная нота, в отличие от целой и половинной закрашена полностью.
Восьмая нота наполовину короче, чем четвертная. Это значит, что нужно играть по две ноты на один счет. Для удобства можно (и нужно) считать так:раз-и-два-и-три-и-четыре-и. Чтобы отличать эту ноту, ее рисуют с хвостиком:
На рисунке восьмая нота, восьмая пауза и две восьмых ноты, соединенные между собой (видите,они соединились хвостиками)
Есть еще шестнадцатые:
Их пока мы трогать не будем.
Теперь, когда мы узнали длительности нот и их расположение на нотном стане, мы можем играть простенькие мелодии. Например, чижик-пыжик из прошлого урока (ведь вы поняли, что это был Чижик-Пыжик?) выглядит так:
Длительности нот и пауз в музыке. Как считать длительность нот
Длительности нот. Общая информация
Современный исполнитель вполне может не уметь читать ноты с листа, однако он обязан знать, как обозначаются и считаются их длительности. На данный момент это единственный способ понять ритмический рисунок любого музыкального отрезка, а также его пульсацию и маленькие детали. В данной статье мы подробно расскажем о длительности нот – как они обозначаются и как их считать.
Все длительности нот и пауз
Вся музыка делится на такты. Это отдельные кусочки композиции, внутри которых содержится какое-то количество нот, а также обозначаются слабые и сильные доли. Длительность такта зависит от музыкального размера – обозначения, сколько нот должно находиться внутри него, и которое определяет количество сильных и слабых долей.
Ноты делятся на целые, половинные, четверти, восьмые, и так далее – разделять их надвое можно бесконечно много, важно только то, чтобы их разделение всегда было кратно двум. Чем меньше нота – тем меньше она звучит внутри одного такта. Размер обозначает, сколько нот одной или разных длительностей может быть внутри – так, например, в размере 4/4 может быть одна полная нота, две половинные, четыре четверти, восемь восьмых и так далее. При этом если размер простой, то есть, кратен двум, нота с одной и той же длительностью может по-разному заполнять такт. Например, полная нота может существовать в единственном экземпляре как в такте размером 4/4, так и в 8/8 – разница только в относительности скорости – во втором случае полная нота будет звучать как половинная относительно первого.
Паузы обозначаются точно так же – только в этом случае мы понимаем, сколько по времени инструмент звучать не должен.
Стоит отметить, что длительности нот не имеют ничего общего с реальной временной длительностью, и не конвертируются в секунды, минуты или миллисекунды.
Как считать длительность нот
Стандартная длина
В первую очередь, вам надо понять емкость такта – музыкальный размер. Это определит счет, количество сильных и слабых долей и счет. Найдите в композиции место, где партия получает какую-то сильную опору, например, барабанщик бьет в бочку и тарелку, а гитара возвращается в первый аккорд своей партии. Если композиция написана в простом размере – а скорее всего это так — то вы нашли сильную долю.
После этого начните отсчет – каждый раз, когда вы слышите сильную или слабую доли – они обычно обозначаются ударами бочки и малого барабана – считайте «Раз – два – три – четыре», либо «Раз – и – два – и – раз – и – два». На каждый «и» должен быть малый, а на каждый счет – бочка. Обратите внимание на движение композиции, и на то, где начинается и заканчивается партия, играющая основные аккорды текстуры, и продолжайте считать до тех пор, пока она не вернется в тонику – а после этого снова возвращайтесь в позицию «Раз». Таким образом, вы найдете размер композиции, и можете приступать к счету длительности нот.
После этого выделите ту партию, которую вы хотите снять, и послушайте, сколько нот содержится в отрезке между долями. Обычно барабанщик отсчитывает четверти – соответственно, если в ритме на гитаре, или любой другой партии между этими четвертями вмещается восемь нот, то значит все ноты восьмые. Зачастую длительности нот разнятся, тогда обратите внимание на их длительность относительно друг друга – затяжные ноты всегда больше быстрых.
Разумеется, начать тренироваться стоит с самых простых композиций – например, с песен группы AC/DC, в которых, как правило, барабанная партия довольно простая, с легко вычленяемыми долями и читаемыми тактами.
Ноты с точкой
Когда вы будете тренироваться считать обычные ноты, то наверняка заметите, что в некоторых композициях некоторые из них как бы выбиваются из общего метра. Если вы определили размер правильно, то в этом случае это почти наверняка нота с точкой.
Они очень часто пугают начинающих музыкантов, однако на самом деле нота с точкой обозначает увеличение на половину ее продолжительности. Точек может быть несколько, и в этом случае каждая увеличивает длительность на половину от предыдущей. Например:
— Половинная нота с точкой равна половинной плюс четверти.
— Половинная нота с двумя точками длится столько же, сколько половинная, четверть и восьмая.
— Половинная нота с тремя равна половинной, четверти, восьмой и шестнадцатой.
Эту длительность нот считать несколько сложнее, однако при должной практике, у вас получится отделять их от всех остальных рисунков.
Ноты с лигой
Если вы посмотрите на некоторые табулатуры, где кроме цифр есть показ нот на гитаре, то можете увидеть дугу под некоторыми нотами. Эта дуга называется лигой. В современной музыке это объединяющий символ, который используется в нескольких случаях:
1. Для обозначения непрерывного звука между двумя пограничными нотами тактов.
2. Для обозначения длины, которой не существует в обычном формате записи нот.
3. Когда ноты с точками искажают общую метрическую структуру.
4. Для обозначения приема легато, которым должны играться ноты разной высоты.
Чаще всего ноты с лигой считаются точно так же, как и обычные.
Обозначение длительности нот на письме
Полные ноты обозначаются на нотном стане кружочком, расположенном на строке, обозначающей соответствующий звук.
Половинная нота обозначается штилем – вертикальной палочкой, которая рисуется направленной вверх или вниз, в зависимости от высоты самого звука. У четвертных нот точно так же есть кружок и штиль, однако сам круг закрашен черным.
Все остальное деление определяется по количеству флагов на штиле. У восьмых нот он один, у шестнадцатых два, и так далее. Если две и более ноты с флажками расположены рядом и находятся внутри одной доли такта, они объединяются ребрами – линиями между ними. Количество ребер так же определяется длительностью нот.
Необычные длительности
Кроме этого, существуют особые обозначения длительности нот, которые, по сути, образуют полиритм. Самые распространенные – это дуоли и триоли. Дуоли очень часто обозначаются при помощи ноты с точкой. Все остальные нестандартные длительности горизонтальной квадратной скобкой над группой нот и цифрой.
Все особые длительности обозначают схожий прием – когда в длительность определенного числа нот нужно уместить их больше.
В целом, количество звуков может быть любым – все исходит из того, что нужно композитору.
Нотное письмо
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Названия длительности звуков и их обозначения нотами
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Ноты могут объединяться в группы
При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей и ребер, при котором окажутся «удовлетворены» большинство нот группы.
КЛЮЧИ
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных «точек отсчета» высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы «наматываться» на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:
В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
По «радиусу действия» знаки альтерации различаются на «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:
в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: «. а дальше я завтра сыграю». Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты «раскрытыми объятиями», то есть, может переворачиваться вверх ногами.
ПАУЗЫ
Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.
ЗАПИСЬ ДВУХГОЛОСИЯ. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО. АККОЛАДА. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ ДЛЯ
АНСАМБЛЕЙ И ХОРА.
Не пугайтесь такого большого заголовка. Так как эта тема довольно-таки специфична, я не буду останавливаться на ней подробно. Так, в общих чертах.
ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА
Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания большого количества добавочных линий, усложняющих чтение нот. Перенос на октаву вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.
При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кода означает заключение).
1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак:
2. При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей
3.Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:
При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.
Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн
Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.
Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.
В данном уроке мы более плотно подходим к такой большой, сложной и очень важной теме как ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ, РИТМ в музыке.
Этого вопроса мы уже слегка касались с Вами, когда рассматривали вопрос о нотной грамоте в Уроке 11.
Там мы с вами познакомились с делением нот и размером (метром) тактов.
Этого момента многие начинающие боятся очень сильно. Кажется что это очень трудная для понимания задача.
Итак, давайте попробуем остановиться на этом моменте поподробнее и постараемся рассмотреть его более простым и понятным языком.
Как Вы знаете вся музыка написана при помощи нот и звучать музыка может в совершенно разных ритмах и стилях: быстро, медленно.
А исполнение произведения несколькими музыкантами зачастую вызывает восхищение их слаженной и дружной игрой.
Как и почему это происходит?
Однако музыка может быть как быстрой, так и медленной, по этому и между долями может быть абсолютно разный отсчет.
Дело в том, что, как вы помните из урока 11, каждая нота имеет свою длительность звучания, т.е. время, на протяжении которого звучит нота, может быть абсолютно разным.
Рассмотрим это на примере разученной Вами в уроке 13 пьесе «Во саду ли, в огороде».
Это очень простая пьеса, на примере которой можно рассматривать самые разные вопросы игры.
Во саду ли, в огороде
Если Вы обратите внимание, то ноты четвертого и восьмого тактов звучат дольше, чем остальные.
Прохлопайте данную мелодию в ладоши или простучите носком ноги (как это делают все гитаристы) одновременно с пением.
Обязательно сделайте это!
Если Вы обратите внимание, то последние такты (4-й и 8-й) заставляют вас хлопать с большей паузой между хлопками чем остальные.
Каким же образом длина звучания обозначается в самих нотах?
Полагаю, что Вы уже сами знаете ответ на этот вопрос: то, как должна звучать нота обозначается внешним видом самой ноты.
Ранее уже приводилась таблица деления нот. в том же самом уроке 11.
Как Вы знаете, ноты имеют самый разный внешний вид.
Внешний вид нот:
Как же работать с длительностями?
Что они из себя представляют и что с ними делать?
Очень часто длительности объясняют на примере яблока.
А теперь самый интересный вопрос:
Сколько должна данная нота звучать?
Т.е. какова её длительность?
Что же является критерием измерения длительности и на что необходимо ориентироваться?
С целой нотой разобрались.
Если помнить о том, что ноты делятся пополам, то сложностей не возникнет.
Направление штиля вверх или вниз некоим образом не влияет на её длительность.
Разделив целую ноту и получив вместо неё ДВЕ ноты мы можем с уверенностью сказать, что эти ноты должны звучать в два раза быстрее, чем целая.
Половинная длительность короче целой длительности в два раза.
И если целая звучит 8 секунд, то половинка должна звучать 4 секунды.
Сыграйте половинки на любой открытой струне гитары ориентируясь на секундную стрелку часов и отсчитывая ритм: один, два, три, четыре.
Можно считать и так:
— раз и, два и, три и, четыре и
Четвертная нота короче половинки в два раза.
И, если наша половинка звучала четыре секунды, то четвертушка будет звучать всего две секунды.
Возьмите гитару и сыграйте четвертные ноты согласуя ритм с движением секундной стрелкой часов.
При этом отсчитывайте ритм: раз, два, раз, два, раз, два.
Также можно считать и так: раз и, два и, раз и, два и.
Раз наша четверть звучит в течении двух секунд, то восьмая (которая короче четвертной в два раза) должна звучать одну секунду.
Возьмите гитару и поиграйте восьмые на любой струне вместе со счетом: раз, раз, раз, раз.
Можно также посчитать и так: раз и, раз и, раз и, раз и.
Сколько же должна длиться нота шестнадцатой длительности?
Если восьмая длится у нас одну секунду, то шестнадцатая должна длиться пол секунды.
Каким же образом сыграть такую длительность?
Получается, что в одну секунду необходимо сыграть два раза. Т.е. если каждую секунду считать как: раз и, два и, раз и, два и, то шестнадцатая длительность должна играться на «раз» и на «и«.
Поделив шестнадцатую на две части, мы получаем уже тридцать вторую.
Она выглядит уже с тремя хвостиками на штиле. И если такие ноты сгруппировать в группы, то они будут соеденины между собой при помощи трёх перекладин.
Как же сыграть такую короткую длительность, которая короче шестнадцатой в два раза?
Это можно сделать только в том случае, если на счет: раз и, два и вы будете извлекать по три ноты.
Т.е. между «раз» и «и» должна звучать ещё одна нота:
Ноты шестьдесят четвертой длительности и выше
Ниже я предлагаю Вам ознакомиться с таблицей деления нот на длительности.
Думаю что Вы уже встречались с подобной таблицей в том или ином виде.
На нижеприведённом рисунке отображено соотношение пауз нотам соответствующей длительности, а также показано как ноты могут группироваться в группы из нескольких нот.
Не забывайте, что паузы тоже имеют длительности точно так же как и ноты.
И когда Вы встретите их в нотном тексте, то будете вполне готовы.
Нота с точкой
В том же уроке 11 мы упоминали так называемые ноты с точкой.
В данном уроке повторим основные моменты по их применению:
К такой ноте прибавляется половина её звучания:
В начале нашего урока, если помните, мы использовали длительность целой ноты равной 8 секундам.
Что получилось?
Получилось, что мы изменили ТЕМП исполнения произведения.
Должен также сообщить Вам, что ноты целой длительности используются не так часто.
Лига (Ligo — связываю; лат.) — изогнутая линия. Если лигой соединяются две или более ноты одной высоты — образуется один непрерывный звук, длительность которого равна сумме всех залигованных нот. Паузы лигами не соединяются.
В мелодии романса «Клен ты мой опавшмй» внутритактовые лиги соединяют половинную и восьмую ноты в одну общую длительность, соответствующую счёту раз-и-два-и-три.
В мелодии песни В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» лигами соединяются ноты соседних тактов. Здесь звук предыдущего такта продолжает звучать на сильной доле следующего такта, перенося акцент с сильной доли на слабую. Это называется синкопой (Synkope — пропуск чего-либо; греч.).
Длительность ноты может быть увеличена особым знаком — ферматой (см. последний такт).
Фермата примерно в полтора раза увеличивает продолжительность ноты или паузы.
Ноты с точкой можно заменить слигованными нотами:
А теперь послушайте и потренируйтесь в счете:
Чтобы нота не звучала в месте паузы, просто немного ослабьте прижим струны к ладу.
Давайте рассмотрим и сыграем несколько произведений:
При ключе стоит размер 2/4 (две четверти), как вы помните, верхняя цифра обозначает количество долей (ударов) в такте, а нижняя — длину каждой доли.
В данном случае у нас в такте две доли (верхняя цифра).
Нижняя цифра показывает, что каждая доля имеет длительность четверти.
Украинская народная песня
Веснянка
Украинская народная песня
Стало солнышко припекать, припекать
Землю стало золотомо заливать, заливать.
Ах, по морю
Русская народная песня
Во поле берёзка стояла
Русская народная песня
Задание:
Отработайте выше приведённые произведения со счетом.
Добейтесь ровной игры, без сбивов.
Как пример, посмотрите ещё раз как необходимо производить счет применительно к нотам разной длительности: