Как называется фургон с едой
Готовый бизнес-план фургончика с едой
1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года
Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.
Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.
В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.
1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой
Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.
Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.
Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:
Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.
Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:
С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.
На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.
Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.
Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.
Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.
Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.
С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:
Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.
Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.
В среднем генератор стоит 60 000 рублей.
Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.
Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.
Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.
Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.
Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».
Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.
Фудтраки: как они устроены и кто их выпускает в России
Еда «на колесах» — это всегда ощущение праздника, свободы и ожидание новых гастрономических впечатлений. О том, как работают футраки в России и кто занимается развитием мобильной торговли, рассказала автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова на вебинаре, который прошел на площадке образовательного проекта GAZ Campus.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это фургон с оборудованной кухней, из которого может осуществляться торговля. Выглядит фудтрак как обычный фургон, транспортное средство, которое должно соблюдать правила дорожного движения, — так его и воспринимают сотрудники ГИБДД. Но для представителей Роспотребнадзора, Налоговой и других контролирующих органов фудтрак – объект нестационарной торговли. Закона, который регулировал бы работу кафе на колесах в России, пока нет.
Закон о мобильной торговле в России рассматривают уже два года: его внесло Министерство промышленности РФ, затем одобрило правительство и два комитета Госдумы, а Совет Федерации представил доводы о доработке, которые были учтены. Сейчас закон вновь на рассмотрении в Совете Федерации и, возможно, в ближайшее время он будет принят на государственном уровне.
Екатерина Шаповалова
Что такое фестивали фудтраков?
В 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу, «еде на колесах» дали ход — для проведения мобильных фестивалей региональных кухонь в рамках Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» были построены специальные фудтраки ГАЗель NEXT. Их было 11 — по количеству городов-участников Чемпионата мира, по которым путешествовали фудтраки и знакомили туристов с кухнями и блюдами различных регионов нашей страны, — от Сочи до Калининграда.
Начался гастро-пробег в 2018 году с Нижнего Новгорода — города, который является родиной автомобиля ГАЗ. Тогда впервые за историю было выдано разрешение на работу фудтраков в Нижегородской области — с 2014 года властями города рассматривалась инициатива предпринимателей об необходимости легализации фудтраков, но безрезультатно.
После, в рамках проекта «Гастрономическая карта России», мобильные фестивали с фудтраками стали проводиться регулярно. Было проведено 8 фестивалей. Многие собственники и шеф-повара вдохновились такой инициативой и продолжают развивать мобильную торговлю в своих городах и сегодня. Но чаще всего предприниматели хотят менять локации в течение сезона, т.к. постоянная точка, привязка к одному месту, разрешенному для торговли, не рентабельна. Сейчас в некоторых регионах обсуждается разрешение на торговлю в нескольких точках, минимум — трех.
11 фудтраков ГАЗель NEXT
На вебинаре в рамках образовательного проекта GAZ Campus Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России», рассказала про участников фестиваля. Большинство из них – владельцы или шеф-повара действующих ресторанов. Они специально для работы фудтрака преобразовали свои ресторанные блюда в формат one-hand-food (помещающиеся в одну руку). Каждый фудтрак таким образом представлял национальные блюда своего региона.
«Наших шеф-поваров, которые никогда не готовили в фудтраке и в принципе никогда не готовили на улице, мы «вытаскивали» из их кухонь для того, чтобы с их региональной кухней, познакомилось как можно больше людей. Очень важна поддержка регионов. Потому что один из важных аспектов на наших фестивалях – это массовые дегустации», — рассказала Екатерина.Участники фестиваля «Гастрономическая карта России»
Отличия фудтрака от стационарного кафе
Кафе на колесах – отличная возможность для рестораторов быть мобильными и всегда оказываться в местах скопления людей. На городских праздниках, фестивалях, ярмарках, летних вечеринках на свежем воздухе.
Визуализация. В это понятие входит и внешний вид автомобиля, и сам процесс приготовления еды, скрытый от глаз гостей.
Еще одно отличие – прямой контакт с поваром. Так или иначе повару приходится или выходить из автомобиля, чтобы привлечь народ, или принять заказ у клиента, а затем еще и красиво приготовить блюдо.
Ежемесячные траты. Фудтрак не требует аренды, чего нельзя сказать о стационарном кафе или ресторане. Однако главный минус фудтрака – отсутствие коммуникаций – воды, света и газа. Об этом нужно позаботиться заранее.
Сезон. Фудтрак может работать и зимой, но вот спрос на него куда меньше, чем летом. Ведь многим хочется посидеть в теплом помещении, когда на улице холода. Поэтому основной сезон работы фудтрака – лето, а вот у стационарного кафе, ресторана – круглый год.
Посмотреть полную запись вебинара можно на сайте GAZ Campus.
GAZ Campus — это уникальный образовательный хаб, принадлежащий эксклюзивному дистрибьютору бренда ГАЗ Группе компаний Современные транспортные технологии.
Проектом предполагается не только регулярное проведение бесплатных обучающих вебинаров с привлечением экспертов различных направлений бизнеса, но и публикации в печатных и электронных СМИ экспертных статей и мнений, создание собственной интернет-платформы, и формирование профессионального сообщества.
В основе его лежат две фундаментальные составляющие:
• Обучение. Привлечение экспертов, ведущих спикеров для обмена лучшими практиками, кейсами, прогрессивным опытом и работающими аспектами бизнеса.
• Бизнес-решения. Разработка готовых бизнес-решений, которые включают пошаговую инструкцию по созданию собственного дела.
Участники проекта получат не только доступ к эксклюзивной информации о текущей ситуации на рынке, но и постоянную поддержку специалистов в области права, экономики и финансов.
Бизнес на колесах: что нужно учесть, если хотите открыть мобильный стритфуд в России
Руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито»
Стритфуд на колесах — фудтраки и кофетраки — часто можно увидеть на форумах, музыкальных фестивалях, в городских парках и торговых центрах. Отсутствие законодательной базы пока не позволяет ресторанам на колесах перемещаться по улицам, но в крупных городах все равно появляется все больше мобильных точек общепита.
Сергей Никольский, руководитель категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в «Авито», рассказывает, как развивается направление мобильного стритфуда в России и что нужно знать желающим зайти в эту нишу.
Не самый мобильный бизнес
Сейчас в России нет законодательной базы, которая позволяла бы владельцам фудтраков вести действительно мобильную торговлю, перемещаясь вслед за потоком покупателей. С 2018 года на рассмотрении Госдумы находится законопроект, принятие которого позволит стритфудам на колесах переезжать с места на место, но пока его принятие откладывается.
В некоторых городах России при этом действуют локальные акты, позволяющие фудтракам перемещаться по городу. Например, такая практика с 2018 года применяется в Нижнем Новгороде. А в июле этого года фудтраки легализовали в Санкт-Петербурге.
В большинстве городов России для работы необходимо арендовать место под фудтрак. Заключить договор аренды предприниматель может с общественным пространством — например, городским парком или частным арендодателем. Во втором случае получится разместиться, например, на территории парковки торгового центра или бизнес-холдинга. Но владелец фудтрака все равно остается привязан к конкретной точке в городе.
Основатель сети мобильных кофеен «Кофельяно» Алексей Федосов
Надеяться на внесение изменений в законодательство на федеральном уровне в ближайшее время не стоит. Но ситуация такова, что у региональных властей сейчас достаточно полномочий для легализации фудтраков. Опыт Нижнего Новгорода, Костромы, Татарстана — наглядный пример. При этом в Москве и Санкт-Петербурге направление стритфуда на колесах все равно более развито, чем в остальных городах страны.
Основатель нижегородской сети гриль-баров на колесах «Горячо» Игорь Ладыгин
В Москве кофетраки и фудтраки по большей части размещаются в парках или на территории торговых центров на окраинах города. Из-за этого сложно понять, где таких точек все-таки больше — в Москве или Санкт-Петербурге. Петербург сам по себе более компактный, мобильные кофейни там больше сконцентрированы в центре. Из-за этого возникает впечатление, что там их очень много.
Сколько стоит запуск бизнеса на колесах
Как отмечает вице-президент ассоциации «Гастроном» Илья Завельский, в среднем первоначальные инвестиции для открытия стритфуда на колесах колеблются от 2 до 2,5 млн рублей с учетом не только затрат на сам фудтрак, но и других расходов — например, на проработку меню и оформление документов, необходимых для старта бизнеса (потребуется оформить статус ИП, медицинские книжки для сотрудников и получить разрешение от Роспотребнадзора).
Стоимость открытия будет зависеть от того, с каким меню вы планируете работать.
Для того чтобы готовить в фудтраке блюда на гриле, потребуется и сама печь, и улучшенная система вентиляции. А вот затраты на запуск кофе-точки на колесах будут значительно ниже. Например, купить передвижную кофейню в Москве можно за 500 тысяч рублей.
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Стоимость аренды места под стоянку зависит от региона и от арендодателя. По данным компании «Клен», которая оказывает услуги по открытию точек общепита, в среднем аренда в Москве места площадью 7 кв. м (столько потребуется для полноценного большого фудбаса, другие форматы потребуют меньше) будет стоить порядка 350 тыс. рублей в год, если речь идет о территории на границе Третьего транспортного кольца. Аренда в центре обойдется дороже, за год сумма составляет в среднем в 700 тыс. рублей.
Если вы планируете работать на фудтраке на крупных мероприятиях, за аренду снова придется платить. По данным сервиса Quick Resto, стоимость размещения мобильной точки на площадке фестиваля или форума стоит в среднем от 3 до 30 тыс. рублей в зависимости от масштаба мероприятия.
Как выбрать фудтрак
Почему это выгодно, если перемещаться нельзя
Основатель одной из первых в России компаний-производителей фудтраков EdaNaKolesah Рафаэль Хабиров
Запуск мобильной точки, несмотря на все ограничения, обходится дешевле, чем открытие собственного ресторана, так как расходы на аренду и ремонт ниже. Для рестораторов, у которых уже есть бизнес в традиционном формате, точка на колесах становится дополнением к основной деятельности, а новичкам в общепите позволяет протестировать гипотезы с минимальными затратами.
Ниша еды на колесах позволяет запустить бизнес намного быстрее, но самое главное — дает право на ошибку. Если не получилось на одном месте — можно с легкостью сменить локацию, а еще полностью сменить концепцию и брендинг, и все это будет намного быстрее и безопаснее, нежели работа со стационарным рестораном, ведь владелец прогоревшего ресторана теряет все вложенные деньги.
Свой первый фудтрак Рафаэль продал несколько лет назад, а теперь его проект — резидент «Сколково» — вырос в современный промышленный комплекс в Подмосковье, площадью более 4 тыс. кв. м по производству трейлеров премиум-класса. Компания развивает по такому же пути направления домов, бань, магазинов и офисов на колесах.
Игорь Ладыгин
От мобильного ресторана, если он окажется успешен, проще прийти к полноценной стационарной точке, чем с нуля. Мы начинали со смокера — гриля — на колесах, который собрали сами, потому что нам было любопытно попробовать это направление. В итоге наши смокеры и продукция из смокеров заинтересовали очень многих. Так от их производства «для себя» мы перешли к производству для всех.
В итоге развиваем два направления бизнеса. Мы научились собирать уникальные, качественные смокеры на колесах и продаем их под заказ. Параллельно мы расширяли собственную торговлю и в итоге открыли стационарный ресторан. Это оказалось проще, чем если бы мы начинали с нуля, ведь у нас уже было отработанное меню и понимание того, что понравится клиентам.
Алексей Федосов
Ниша бизнеса на колесах очень актуальна для самозанятых. Я знаю ребят, у которых есть кофетраки и которые путешествуют на них по России. Сейчас они поехали в Крым: покупаться, позагорать и поработать.
Еще один выгодный формат, в котором мы работаем, — выездные кофе-брейки под заказ. Допустим, компания организует для сотрудников корпоратив на природе — мы можем приехать и обеспечить участников напитками и снеками. Количество таких мероприятий, правда, невелико — пока 1-2 в месяц. Так что для нас это лишь дополнительное направление.
Как достичь максимума
Что нужно учесть, задумавшись об открытии бизнеса на колесах:
Фотографии в тексте предоставлены автором
Бизнес-план фудтрака: открываем передвижную закусочную за 8 шагов и 1,5 млн ₽
Сколько стоит всё необходимое для кафе на колёсах, какие документы понадобятся и что нужно продумать заранее, чтобы запустить свою первую точку? Разбираем по пунктам с руководителем торговой точки «Стардогс» в Москве Инной Якушиной.
Шаг первый:
определиться с концепцией и местом
Выбор точки зависит от идеи бизнеса, говорит Инна. Вы можете либо развивать собственную идею, либо работать по франшизе.
Если выберете франшизу, думать о концепции и деталях не придётся: идея уже готова, отработана и показала доходность — а запуститься можно в максимально сжатые сроки. За это придётся заплатить, зато можно избежать ошибок. «Они тебе говорят: вложишь столько — заработаешь столько. Твоё дело — найти место. А иногда и его предлагают», — рассказывает Якушина.
Реализовать индивидуальный проект сложнее и дольше: его нужно разработать с нуля, продумать всё до мелочей, понять, как выделиться среди конкурентов и потратить время на обкатку. Кроме того, идею нужно адаптировать к работе в пандемию.
Фудтраки — симбиоз автофургона и мобильной кухни. Появились в США, а в России стали популярны в последние годы. Если в Штатах фудтраки ездят с места на место и могут торговать почти везде, то в России у этого бизнеса такой свободы нет. Ограничения превращают фудтраки в мобильную альтернативу киоску: как правило, они работают на одном месте, изредка выезжая на фуд-фестивали или другие специально организованные мероприятия.
Процесс установки фудтрака такой же, как стационарной точки общепита: нужно арендовать землю или фургон вместе с ней. Универсальных рецептов для выбора места нет, говорит Инна: ошибиться можно, даже имея большой опыт. Чаще всего точки открывают на оживлённых улицах, перекрёстках и в транспортных узлах и зонах отдыха.
Часть заработка приносит доставка. С ней обычно заказывают пиццу, суши, реже — супы и вторые блюда. Если такая еда будет в вашем меню, постарайтесь организовать доставку хотя бы в соседний офис. И конечно, предусмотрите удобную упаковку для клиентов, которые теперь не едят в общественных местах, а несут блюда домой, в машину или на работу.
Шаг второй :
найти фудтрак
Если арендовать фургон и частично взять на прокат оборудование, можно уложиться в 1–1,5 млн рублей на запуск, подсчитала Якушина. Поскольку в фудтраке оборудование спрятано от клиентов, дорогие красивые грили не нужны. Собственный фургон обойдётся дороже. Разброс цен на подержанные прицепы и автомобили с фургоном на Авито — от 800 тысяч до 5 млн рублей.
Смысла покупать собственный фудтрак Инна не видит — хороший обойдётся в 3 млн рублей, в то время как аренда фургона вместе с местом в Москве стоит 200–300 тысяч в месяц в зависимости от расположения. Но потратить придётся сразу около миллиона: за первый и последний месяц плюс гарантированный платёж за третий месяц. Впрочем, его требуют не всегда.
1–1,5 млн ₽
минимальная сумма инвестиций в фудтрак при условии аренды фургона и части оборудования
800 тысяч ₽ — 5 млн ₽
200–300 тысяч ₽
аренда места с фургоном
1–1,5 млн ₽
минимальная сумма инвестиций в фудтрак при условии аренды фургона и части оборудования
800 тысяч ₽ — 5 млн ₽
200–300 тысяч ₽
аренда места с фургоном
Шаг третий :
купить и арендовать оборудование
Для фудтрака подойдёт элементарное недорогое оборудование: простые грили, жарочные поверхности для хот-догов, тостер, чайник. На всё понадобится не больше 500 000 рублей, говорит Якушина. А кофемашину можно арендовать — это сократит затраты на старте.
«Жарочные поверхности недорогие: я покупала бургерную за 130 000 рублей, но у меня большая проходимость и нужен был гриль, который выдаёт котлету каждые 2 минуты, как в крупных сетях фастфуда. Гриль проще и стоит дешевле — его выгоднее купить, чем брать в аренду», — рассказывает Инна.
Чтобы выбрать подходящий гриль, протестируйте их перед покупкой. Крупные производители приглашают предпринимателей к себе кухню — можно даже приехать со своими котлетами. «Они всё жарят на своём оборудовании, а ты определяешься, какой гриль нужен», — советует Якушина.
Шаг четвёртый :
изучить требования и оформить документы
Для оформления документов и открытия точки питания нужно зарегистрировать юридическое лицо или получить статус ИП — это можно сделать в Сбере. Расчётный счёт с доступом в СберБизнес откроется дистанционно сразу после регистрации в налоговой.
Затем новую точку общепита нужно зарегистрировать в Роспотребнадзоре, а для этого — заказать меню у технолога. Он же сделает калькуляционные и технологические карты. Калькуляционная карта поможет при расчёте цен: документ показывает, какие нужны ингредиенты, сколько и по какой стоимости для изготовления каждого блюда. Технологические карты составляют на каждое блюдо — это рецептура со способом приготовления, дожарки, упаковки. Их используют повара и проверяют чиновники.
Составьте программу производственного контроля качества. Она описывает, как обеспечивается пищевая безопасность на кухне, требования к обработке сырья и производству продукции — там отображён весь процесс приготовления: от получения ингредиентов до выдачи готового блюда клиенту. Карта необходима на случай проверок Роспотребнадзора, а ещё помогает поварам работать быстро и соблюдать стандарты качества.
Документы для открытия фудтрака
а
а
Разрешение от Роспотребнадзора на установку торговой точки в выбранном вами месте.
10 самых крутых фуд-траков в США.
Фуд-трак – очень традиционное явление в США. Это ресторанчик на колесах, который продает еду на вынос. Вроде наших «Хутка-Смачна», только с приличным по объему меню и не разогревом готовой пищи, а с настоящим её приготовлением. Обычно такие фуд-траки принадлежат не каким-то большим сетям, а конкретным гражданам, которые сами же в них и работают. И, конечно, стараются сделать свои грузовички неповторимыми. Топ-10 таких ресторанов на колесах в нашей подборке!
Работает в Далласе, выполнен в стилистике бомбардировщиков Второй Мировой. Подают закуски вроде картофельного пюре с мясом и различные пироги. К счастью, гораздо вкуснее военных пайков авиаторов.
Работает в резервациях и продает индейцам в районе Сиэттла традиционные индейские блюда вроде тако.
Из Файеттвилля готовит странные закуски вроде Чубакки ( сыр, бекон, индейка, огурчики и чеснок в разрезанной булке ). Фанаты Star Trek обходят его стороной.
Подача горячих буррито прямо на склоны горнолыжного курорта. У лыжников есть отличный шанс спускаться с горы уплетая обед. А еще он может использоваться как грузовой перевозчик в горных условиях.
Танцующие скелеты пугают людей на улицах Оранж Каунти. А в меню мешанина из блюд мексиканской и азиатской кухонь.
Еще одни фуд-трак из Далласа. Обшитый деревом, подает блюда из рыбы и морепродуктов.
Город Остин, вкуснейшие блюда азиатской кухни. Фургон разрисован художником Peelander-Z.
Jalopy Rotisserie and Press
Сиэттл. Сэндвичи с беконом и куриным мясом. Выглядит жутковато, это робот-хрюша. Но внимание на себя обращает!
Который поднимает качество готовящихся в фуд-траке блюд на совершенно новый уровень. Необычность его в том, что в кузове установлена настоящая кирпичная печь на дровах для приготовления пиццы. Хозяева даже установили специальные толстые стекла во всю стену, чтобы за процессом приготовления можно было смотреть снаружи. Сам кузов сделан из морского контейнера. Ездит это чудо по улицам Сан Франциско.
P.S. Текст и фото не мои, но если Вам будет интересно почитать на данную тему, сделаю подборку траков у нас в стране и расскажу как это делается.
Маструбация на людях.
А у нас тоже такие есть?? Делай!))
О, у нас ездит один в Поляне. Говорят неплохие гамбургеры и хотдожки.
так то даоеко не самые интересные фудтраки. однотипные, просто поразному раскрашенные. есть и полюбопытней что за бугром, что у нас
а причем здесь фанаты стар трека и grillenium falcon?
картинка/текст или текст/картинка но уж точно не стенатекста/стенакартинок!
Первые Nikola Tre прибыли в порт Лос-Анджелеса и штраф в 125 млн евро
Компания Nikola поставила свои первые аккумуляторные электрогрузовики Nikola Tre американскому заказчику. Транспортные средства получила логистическая компания Total Transportation Services (TSSI), обслуживающая морские порты в Лос-Анджелесе и Лонг-Бич.
Как сообщалось ранее, в мае этого года TSSI подписала меморандум с Nikola о поставке двух батарейных (BEV) и двух водородных (FCEV) тягачей с электроприводом. В течение 2022 года автотранспортная компания собирается тестировать эти электромобили. И если они будут соответствовать требованиям TSSI, то портовые логисты за государственное финансирование закажут на 2023-й год поставку 30 грузовиков BEV и 70 FCEV.
В настоящее время производство Nikola, по сути, сосредоточено в Европе. Его партнер Iveco, как сообщалось, успешно наладил производство электрогрузовика BEV в Ульме, Германия. Американский стартап поставляет сюда электропривод, а Iveco добавляет свой S-Way. Таким образом, электрические тягачи Nikola Tre, которые сейчас тестируются в Калифорнии, были ввезены в США из Европы.
Тем не менее, у Nikola есть огромный рыночный потенциал. По данным TTSI, от 13 000 до 14 000 грузовиков заезжают в порты Лос-Анджелес/Лонг-Бич в течение месяца, выделяя примерно 2600 тонн оксидов азота в год.
Второй новостью от Nikola стало достижение мирового соглашения с правительством США по делу о мошенничестве, которое велось с прошлого года. Компания заплатит штраф в 125 миллионов евро, чтобы избавиться от дальнейших уголовных преследований. Кроме этого, Nikola собирается предпринять меры по возмещению репутационных убытков и упущенной выгоды с основателя, и бывшего генерального директора Тревора Милтона. Также против Милтона власти продолжают вести несколько расследований.
Основателя Nikola обвиняют в распространении ложной информации об уровне развития электротранспортных средств. Скандал произошел после выхода рекламного ролика, в котором электрогрузовик Nikola, не оборудованный электродвигателем, самостоятельно ехал по шоссе. В реальности тягач с полуприцепом просто скатились со склона горы, но этот факт был скрыт от зрителей и, в результате, электромобиль производил впечатление движущегося от собственного привода. И поскольку, акции компании уже начали торговаться на биржевых площадках, то это могло вводить в заблуждение инвесторов. И вот сейчас это дело завершено, правда за непродуманную рекламу придется хорошенько тряхнуть кошельком.
Не урыла, а закопала
Неожиданный финал одного из сюжетов интерактивного тира, который применяется для подготовки американских военных.
Сотрудников правильно нанимать по расовым признакам, а не по компетенциям
Одна из крупнейших инвестиционных компаний мира State Street Global Advisors, управляющая несколькими триллионами долларов, объявила о планах утроить число BAME сотрудников (Black, Asian and Minority Ethnic) на руководящих должностях и сократить найм белых мужчин в рамках новой кампании по обеспечению многообразия. Невыполнение целевого показателя к 2023 году приведёт к снижению премий руководителей. Нанимать лучших — это расизм и дискриминация, а по цвету кожи или половым признакам — равенство и инклюзивность. Не перепутайте.
Транспортное средство американского фермера
В движение его приводит беговой козел, движущийся в колесе, козел «запаска» сверху.
Мясо кита в Японии
Китовое мясо едят как в сыром виде: сасими, так и в виде бекона, жарят в кляре и прочее. В Токио можно найти рестораны, специализирующееся на еде из китового мяса, при чем ценник в них довольно таки доступный…
«Продал машину, а теперь новый владелец грозит мне судом». Как защититься?
Рано или поздно автовладельцы меняют машины, отдавая верно служивших «железных коней» в другие руки. Только руки эти могут преподнести «сюрпризы».
Андрей (автовладелец): «На своем автомобиле я проездил более 10 лет, в связи с чем настала пора пересесть на что-то более «свежее», благо удалось немного накопить. Подал объявление в интернете, буквально на следующий день мне позвонил потенциальный покупатель, с которым договорились о встрече. Автомобиль покупателя устроил, и мы сразу же поехали в ГАИ, где оформили договор и подали необходимые документы на регистрацию. Покупатель со мной полностью рассчитался и уехал домой. Я уже купил новую машину и наслаждался приобретением, как мне «прилетело» от старой, о которой я уже начал забывать. На почту пришла претензия о досудебном урегулировании спора: мол, машина, которую я продал, через месяц после продажи сломалась. По мнению покупателя, я его обманул, залив в двигатель специальную присадку, которая на какое-то время стабилизировала его работу, но действие присадки закончилось, двигатель сломался, и теперь покупатель предлагает мне оплатить ремонт уже его машины, а там сумма 4150 рублей. Но я порядочный человек и автовладелец, никаких присадок в двигатель, чтобы обмануть покупателя, не заливал. Проданный мной автомобиль был полностью исправен, кроме того, я регулярно проходил ежегодный техосмотр. Акт техосмотра я передал вместе с автомашиной покупателю. Интересная история получается: я продал исправный автомобиль новому владельцу, а теперь он мне грозит судом. Но ведь чтобы угробить двигатель, много времени не нужно. Почему новый собственник хочет обязать меня оплатить ремонт и как мне от этого защититься?»
Согласимся с Андреем в том, что угробить двигатель можно быстро и без особых пробегов, большого ума тут не нужно. Но вся беда в том, что в сознании некоторых автовладельцев, приобретающих «бэушку», укоренилось мнение, что такой автомобиль ломаться не должен, а если такое произошло, то в этом вина предыдущего владельца, который скрыл имевшиеся в автомобиле дефекты. Здесь именно такой случай. Новый собственник машины составил претензию и прислал ее собственнику предыдущему, рассчитывая на компенсацию стоимости ремонта.
Из претензии (выдержки):
«После заключения с вами договора купли-продажи в процессе эксплуатации автомобиля и его пробега 1000 км была выявлена неисправность двигателя. После выхода из строя двигателя и его разборки было установлено, что в масло двигателя была залита специальная присадка для усиления вязкости. Данная присадка позволяла сохранить давление масла в двигателе и обеспечивала его работоспособность. Однако при замене масла (ТО) двигатель проработал только 25 км, после чего вышел из строя. Стоимость ремонта составила 4000 рублей. Согласно заключенному между нами договору обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с законодательством. Как следует из ст.439 ГК Республики Беларусь, при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых он предназначен. В нарушение правовых норм вы скрыли недостатки автомобиля, делающие невозможной его дальнейшую эксплуатацию, с помощью присадки, что нарушает мое право на приобретение товара надлежащего качества и годного для эксплуатации. В связи с этим мне были причинены убытки в виде расходов на проведение ремонта в сумме 4150 рублей. Использование присадки указывает на наличие умысла в сокрытии реального (фактического) качества товара. Предлагаю вам возместить причиненный мне ущерб, в противном случае буду обращаться в суд с иском о возмещении вреда».
Платить или не платить?
Как следует из претензии, новый собственник автомобиля после покупки проводил его техническое обслуживание и заменил масло в двигателе. После этого при пробеге 25 км после замены масла (и 1000 км с момента заключения договора) двигатель сломался, был разобран – выявлено наличие присадки. Это первая странность, мягко говоря.
Наличие присадки было установлено после разборки двигателя, но еще до разборки масло в двигателе менял новый владелец. Тогда если присадка и была, то кто ее в двигатель залил, если масло новое? Если предположить, что при замене масла о наличии признаков присадки в старом масле сообщил представитель сервиса, то где это старое масло, чтобы доказать наличие присадки?
Мы вот к чему ведем. Согласно ст.19 Гражданского-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) гражданский процесс в суде основан на состязательности и равенстве сторон. Это говорит о том, что даже если новый собственник автомобиля обратится в суд с иском о возмещении ущерба, то, несмотря на все обстоятельства, в глазах суда все стороны равны, эти стороны должны состязаться. То есть они (стороны) должны доказывать факты, на которые ссылаются, и при этом предъявлять свои доказательства.
Статья 178 ГПК. Доказательства и средства доказывания
Доказательствами являются любые сведения о фактах, входящих в предмет доказывания, полученные в результате использования в установленном настоящим Кодексом и иными законами порядке средств доказывания.
К средствам доказывания относятся объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, в том числе полученные путем использования систем видеоконференцсвязи, письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, а также другие носители информации, если с их помощью можно получить сведения о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
А где доказательства, собственно говоря? Если старое масло не слито в специальную канистру, не опечатано с подписями специалистов автосервиса на ярлыке, нет акта о выявлении неисправности и ее причинах (в претензии отсылок к документам нет), то с чем в суд идти? Зачем истец после обнаружения «неисправности» продолжил эксплуатацию автомобиля? Вопросов хоть отбавляй, и более-менее знающий в этой области адвокат со стороны ответчика такие вопросы задаст. Ну предъявит истец канистру с маслом, а ответчик (адвокат) скажет: «Извините, это масло я не заливал. Докажите, что это я, раз вы в суд это масло притащили».
Как мы понимаем из содержания претензии, никакой экспертизы масла не проводилось, наличие в нем присадки обнаружено либо визуально, либо на ощупь. Но позвольте, на ощупь – это не экспертиза, а лишь субъективное мнение человека, не подкрепленное ничем, кроме слов. Причем мнение человека, который может не обладать специальными познаниями в данной области, а руководствуется только опытом. Суд, конечно, как свидетеля такое лицо может опросить, но опыт опытом, а суду нужны еще и факты.
Так вот, согласно ст.179 ГПК Республики Беларусь каждая сторона доказывает факты, на которые она опирается как на основание своих требований. И если новый владелец (истец) опирается на наличие в замененном масле присадки, то он обязан это доказать. Да, суд может согласиться на назначение экспертизы, но опять-таки при наличии имеющихся в нашем случае обстоятельств (отсутствие канистры с биркой и подписями специалистов автосервиса и документов) доказать, что данное масло с присадкой залил в двигатель именно ответчик, будет крайне сложно, если вообще возможно.
Поэтому резюмируем: не платить. Если Андрей, который получил претензию о досудебном урегулировании спора, никаких манипуляций с целью обмана покупателя относительно технического состояния проданного им автомобиля не совершал, то платить означает поддаться на необоснованный шантаж.
И да: новому владельцу автомобиля следует знать, что если суд не установит вины ответчика, то истец должен будет оплатить ответчику его расходы, в том числе и на адвокатов. А услуги адвокатов могут стоить очень дорого.
Статья 135. Распределение судебных расходов между сторонами
Стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то указанные в настоящей статье суммы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику – пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правила, изложенные в настоящей статье, относятся также к государственной пошлине, внесенной сторонами при подаче апелляционных и надзорных жалоб.
Это касается не только сторон конфликта применительно к данной истории, но и всех тех, кто посчитал свои права нарушенными и собирается обращаться в суд. Прийти в судебное заседание и рассчитывать, что удастся отсидеться, а суд все сделает сам, не стоит.