Как называется абсолютизм в россии
Абсолютизм в России: от Ивана Грозного до Николая II
Развитие абсолютизма – важный этап в истории России. Государственное устройство, при котором монарх имел неограниченную власть, было широко распространено в Европе. Правитель опирался на мощный аппарат чиновников и сильную регулярную армию. Духовенство также было подчинено главе государства. В отличие от прочих европейских держав, абсолютизм просуществовал в России вплоть до XX века и стал историей лишь с приходом к власти большевиков.
Основные характеристики абсолютизма
Ключевым отличием государственного строя при абсолютизме является централизация власти. Помимо этого для такого типа правления характерны:
Абсолютизм в Европе
Возникновение абсолютизма относят к периоду разложения феодальных отношений и зарождению капиталистических. Через данную форму правления в свое время прошли все европейские государства, но в каждом были свои нюансы.
Зарождение абсолютизма в Европе относят к XV столетию, когда получили развитие капиталистические отношения. Но наиболее ярко он проявился в XVII веке во Франции. В Англии абсолютная монархия расцвела в «золотой век» — период правления Елизаветы I. Британский вариант абсолютизма отличался от классической формы. Власть в стране королева делила с парламентом. Еще одним существенным отличием было отсутствие регулярной армии.
В Германии на тот момент существовала территориальная раздробленность, поэтому абсолютизм там формировался на уровне отдельных княжеств, а не страны в целом.
Пик абсолютизма в Западной Европе пришелся на XVII-XVIII века. В эпоху Просвещения его идеи подхватили многие философы, писатели и ученые мужи. После революции во Франции абсолютная монархия в Европе постепенно начала вытесняться демократическими веяниями. В России же абсолютная власть императора сохранялась до начала XX столетия, то есть до отречения от престола Николая II.
Формирование абсолютной монархии в России
Первыми предпосылками формирования абсолютизма в Российском государстве можно считать изменения формы государственной власти при Иване Грозном. Однако быстрый рост в этом направлении стал заметен в XVII веке, в начале которого к власти пришел молодой царь Михаил Федорович Романов.
После восшествия на престол он стал опираться на Земские соборы, которые в начале его правления проводились ежегодно. Со временем власть царя становилась все крепче, а соборы созывались все реже и реже. В боярской думе стало больше родственников Михаила Федоровича и приближенных к нему лиц. Также росло число думных дьяков.
Преобразование политического строя в абсолютную монархию стало очевидно при его сыне, Алексее Михайловиче. Ключевым этапом формирования нового государственного строя стало издание Соборного уложения – свода законов Русского царства, по которым оно будет жить следующие 200 лет. Соборное уложение определяло статус правящего монарха, преступления против которого карались смертной казнью.
В 25 главах уложения были зафиксированы изменения в судебном и уголовном законодательстве, регламентировано устройство и порядок государевой и военной службы, регулировались важнейшие отрасли управления государством, такие как прикрепление крестьян к земле, порядок пересечения государственной границы, установление статуса поместий и вотчин.
С принятием Соборного уложения авторитет самодержавного и наследного правителя значительно возрос.
Церковные реформы, проводимые патриархом Никоном при изначальной поддержке Алексея Михайловича, спровоцировали раскол среди верующих. Стремясь сделать Россию всемирным центром Православия, Никон проповедовал идею, суть которой сводилась к лозунгу «Священство выше царства». Такой поворот был неприемлем для царя, поэтому созванный им Церковный собор отстранил патриарха-новатора от дел, но нововведения его утвердил. Таким образом, церковь еще больше подчинилась государству и, в частности, самодержцу.
Новый виток развития абсолютной монархии пришелся на годы правления Петра Великого. Именно при нем эта форма правления официально обрела законодательную базу. По указанию царя Феофан Прокопович подготовил устав, легший в основу деятельности Священного Правительствующего Синода – высшего органа церковно-государственного управления. Духовная коллегия была утверждена Петром в 1721 году, а позже его признал и Вселенский патриарх Иеремия III.
Главной целью создания Синода было окончательное подчинение духовенства монарху и государству. Членов коллегии назначал непосредственно государь, что еще более усилило его власть и статус.
Заключительным этапом становления абсолютизма в России можно назвать принятие Петром I титула императора. С тех пор абсолютная монархия лишь крепла. Так, период правления Екатерины Великой был назван историками «просвещенным абсолютизмом». Императрица считала абсолютную монархию единственно приемлемой формой правления в такой огромной стране, как Российская империя. Разработанный ей «Наказ» стал для абсолютизма надежным документальным фундаментом.
В XIX столетии государственный строй в России претерпел некоторую трансформацию. Особенно сильно на него повлияла частая смена курса внешней политики и кардинальные реформы, реализованные в 60-х годах.
Абсолютизм в форме самодержавия продержался в России до самого свержения династии Романовых. Его главной отличительной чертой на последнем этапе можно считать слабость русской буржуазии.
Историческое значение
В XVII-XVIII столетиях абсолютизм выступал в роли своеобразного катализатора развития государства. Он был направлен на борьбу с феодализмом, ликвидацию раздробленности и объединение страны. Духовенство было подчинено светской власти. Был заметен прогресс в экономическом развитии. Централизация власти и сильная армия на регулярной основе позволяли успешно купировать народные восстания и проводить военную экспансию государств-соседей.
В то же время формировалась новая прослойка населения – дворяне, служившие монарху поддержкой и опорой. Нередко правители России делали послабления и вводили улучшения в положение дворянства, что вело к еще большему социальному расслоению и недовольству простого народа. Нередко это недовольство перетекало в бунты, достаточно вспомнить историю восстания Емельяна Пугачева.
Абсолютизм в России
Всего получено оценок: 154.
Всего получено оценок: 154.
Абсолютизм – разновидность государственного строя, который сформировался в Европе в Новое время. Его появление совпало с религиозными войнами между католиками и протестантами, с развитием городов, мануфактур и философской мысли. В зависимости от государства, эпоха абсолютизма завершилась в период с конца XVII до начала XX века. Раньше всего в Англии (“Славная революция” 1688 года), а в числе последних – в России.
Формирование абсолютизма
Во Франции становление абсолютизма начинается в период правления короля Франциска I (1515-1547 годы), а апогея эта форма правления достигла при короле Людовике XIV, который царствовал с 1643 до 1715 год. Именно ему принадлежит фраза “Государство – это я”. Конец эпохе абсолютизма положила Великая французская революция 1789 года. Однако, переход к республике затянулся на 80 лет.
Опорой монарха при абсолютизме были следующие структуры общества: бюрократия, армия, суды. Могущество монарха и государства подчеркивали пышные церемонии и дворцовые ансамбли, например, Версаль около Парижа, а также деятельность писателей и художников. Одной из особенностей экономической политики абсолютизма стало введение высоких таможенных тарифов с целью защиты от конкуренции со стороны иностранцев.
В соседней Англии абсолютизм отличался от французского. В силу островного положения у страны была меньше по численности армия, да и бюрократический аппарат оказался не столько многочисленным. В Англии продолжал созываться парламент. В короткий период упразднения монархии Стюартов, с 1649 по 1660 год, Англия была республикой.
Особенности абсолютизма в России
Абсолютизм в России сформировался на рубеже 17-18 веков, то есть в правление Петра I, который стал первым императором. К основным признакам становления абсолютизма следует отнести: прекращение созыва Земских Соборов, упразднение патриаршества и создание Синода, отмена местничества, создание Приказа Тайных дел, усиление влияния царских фаворитов на государственные дела.
Следует отметить некоторые отличия абсолютизма в России от европейского. В Европе социальной опорой монаха стала не только аристократия, но и зарождающая буржуазия, а в России – только дворянство. Следовательно, европейская монархия учитывала сословные интересы, как дворян, так и купцов и промышленников, а в России – в основном дворян. В Европе появление абсолютизма совпало с развитием денежных отношений, там раньше появился парламент. В России эта форма правления также получила название “самодержавие”.
Период абсолютизма в России продолжался до 1905 года. Таким образом, последним абсолютным монархом стал Николай II, который издал в 1905 году манифест о Государственной Думе. После этого монархия стала дуалистической до 1917 года.
Что мы узнали?
Кратко о чертах российского абсолютизма необходимо знать, чтобы понимать процессы XVIII-XIX веков в Российской империи и Европе. В России абсолютизм просуществовал дольше, в том числе и по причине социально-экономической отсталости страны.
Период абсолютизма в России
Абсолютизм как форма феодального государства, его черты и история появления в России. Истоки российского самодержавия, предпосылки его проявлений во времена Ивана Грозного. Значение Петра I в развитии абсолютизма. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
В данной работе мы рассмотрим абсолютизм в России.
1. Истоки самодержавия
Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение в годы правления новой династии. В середине XVII в. царь Алексей Михайлович Романов предпринял дальнейшие шаги по ограничению сословно-представительных органов: всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при государе; появился в середине XVI в.), угасала роль Боярской думы (аристократического совета при государе). В Соборном Уложении (своде законов) 1б49 г. её функции определялись так: «Сидети в палате и по государеву указу всякие дела делати». Влияние Боярской думы на большую политику было гораздо значительнее в XV-XVI вв.
Глубоко религиозный, Алексей Михайлович тем не менее не считал грехом вмешательство во внутренние дела Православной церкви. Один из его современников свидетельствовал: «У нас государь царь благочестивый. Ереси никоторые не любит. И во всей его государьской земле ереси нет. У печати сидят книги правят избранные люди и безпрестанно над тем делом следят. А над теми людьми надзирают по государеву указу кому государь укажет».
При Тишайшем, как называли самодержца, произошло окончательное закрепощение крестьян.
«Вполне самодержавный властелин», по определению выдающегося русского историка В.О. Ключевского (1841-1911), Алексей Михайлович имел «беспредельную власть… над народом», его преобразования в области внутренней и внешней политики сформировали основы российского абсолютизма. Его старшие дети продолжили отцовские реформы. Фёдор Алексеевич (1676-1682 гг.) уничтожил местничество (древнюю наследственную служебную лестницу дворянства); пытался создать государственную систему социального призрения и благотворительности; опираясь на опыт «еуропских стран», готовил реформы в области финансов, а также науки и образования.
2. Начало императорского времени
Пётр Великий много внимания уделял общественному мнению. По высочайшему указанию издавались переводы иностранных книг и составлялись произведения отечественных мыслителей о целесообразности и закономерности неограниченной монархии, укрепления империи, борьбы с несогласными. Трактат «Правда воли монаршей», написанный Феофаном Прокоповичем, напечатали в десятках тысяч экземпляров и распространили среди грамотного населения. В «Правде» доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована императору свыше для блага подданных и отечества, а все его деяния оправданы, кроме «вредных».
Стремясь ввести Россию в семью европейских государств, Пётр и его сподвижники укрепляли её могущество, расширяли территорию, добивались выхода к Балтийскому и южным морям. Для успеха в военных баталиях нужны были новая, хорошо вооружённая регулярная (постоянная) армия и сильный флот. Для их строительства и содержания требовались огромные средства, которые выкачивали из населения с помощью государственной системы налогов. Абсолютизм оказался весьма «дорогим» государственным строем.
В.О. Ключевский писал о Петре I: «Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с её исторического русла и вогнать в новые берега»,
Известные дикие нравы Петровской эпохи и самого императора во многом были следствием его убеждения, будто людей можно образумить только «жесточью». Пётр говаривал: «Правды в людях мало, а коварства много». Не удивляет создание разветвленной системы полицейских органов, в том числе для специального расследования политических преступлений. По словам Ключевского, «страшные казни грозили всякому, кто хоть тайно, хоть наедине или во хмелю задумался бы: к добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли все эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет? Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности, было воспрещено».
Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без промышленного прогресса, строительства мануфактур, развития горнозаводского дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот. По заданию императора учёные и сановники занимались картографией, поисками и описанием месторождений полезных ископаемых, изучали водные богатства империи.
Власть была инициатором открытия учебных заведений, Академии наук, музеев и библиотек. Появились новые для России учреждения социальной помощи: инвалидные дома, госпитали для «зазорных младенцев» (незаконнорождённых и подкидышей), военные госпитали, приюты для русских солдат, вернувшихся из плена, и для «немцев» (как тогда называли помимо самих немцев ещё и шведов, голландцев и некоторых других европейцев).
Пётр Великий, который «уздой железной Россию поднял на дыбы», как писал А.С. Пушкин, сумел с помощью соратников всемерно укрепить своё «абсолютство» во внутренней и внешней политике, превзойдя на этом пути всех своих предшественников. Недаром революционер Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести».
3. Просвещённый абсолютизм
Новые для России веяния принесла политика императрицы Екатерины II, которая осуществляла государственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолютизма». В торжественном манифесте от 6 июля 1762 г. объявлялось: «Самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственно бывает причиною». Умная и образованная, Екатерина умела представить себя просвещённым, даже обаятельным монархом, но правила твёрдой рукой, немилосердно карая врагов. Обещая подданным «матернее увещевание и попечение», новая императрица не помышляла об ограничении власти и не терпела критики в свой адрес, ревниво относясь к успехам в общественном мнении даже преданных ей людей. Она единолично возглавила центральный правительственный аппарат и лишь изредка созывала совет из выбранных ею крупных сановников.
Внешняя политика Екатерины в то время была ориентирована в основном на завоевание выхода к Черному морю. Утверждение на Черноморском побережье предоставило бы наконец стране возможность активно включиться в торговлю со странами Востока. Однако устремления России не устраивали Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление России в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум продолжительным кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг., 1787-1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей.
В этих войнах российская армия одержала решительные и блестящие победы, и Екатерина стала мечтать о завоевании всех турецких владений на Балканах. На их месте была бы восстановлена Византийская империя под главенством русского монарха. Эта мечта, «в действе несбытошная, а в теории ласкательная», долго занимала ум Екатерины. Она пожелала назвать своего второго внука Константином, одним из любимых имён византийских императоров.
Периоды абсолютизма пережили многие европейские страны в XVI-XVII вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона. В России синонимами слова «абсолютизм» служили понятия «самодержавие», «самодержавство», «самодержавная монархия». Выдающийся теоретик русского монархизма Иван Солоневич писал: «Монархия есть единоличная власть, подчинённая традициям страны, её вере и её интересам, иначе говоря, власть одного лица». Более трёх веков складывались основные черты российского абсолютизма: самим самодержцем, от его имени или по его поручению издавались законы, творился суд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В стране устанавливалась единая налоговая система. Монарх опирался на обширный административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников; подобный аппарат появился в России в середине XVI в. Другими чертами самодержавия стали подчинение Церкви государству; полное закабаление крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; регламентация (установление обязательных для выполнения правил) всей жизни общества и государства.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Компьютерный диск, 2002
Подобные документы
Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма. Век Екатерины II. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России. Генезис и особенности русского самодержавия как национального, самобытного явления.
реферат [32,8 K], добавлен 28.04.2010
Предпосылки и особенности развития абсолютизма в России. Реформы Петра I в развитии абсолютизма в России. Социально-экономическое развитие России со второй четверти XVIII века. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. «Уложенная комиссия» 1767 года.
дипломная работа [113,2 K], добавлен 26.02.2008
Формирование идеологии «просвещенного абсолютизма» в России. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: проекты реформ и их реализации. Влияние крепостного права на умственную и нравственную жизнь русского общества. Итоги «просвещенного века» Екатерины II.
контрольная работа [45,0 K], добавлен 09.05.2016
Изучение реформ середины XVI века, этапов формирования сословно-представительной монархии. Особенности внешней политики Ивана Грозного. Характеристика военной, церковной, судебной реформы Петра I. Анализ политики просвещённого абсолютизма Екатерины II.
контрольная работа [70,4 K], добавлен 28.03.2010
Политика Екатерины ІІ, получившая название «просвещенный абсолютизм». «Наказ» Екатерины II – обоснование политических принципов абсолютистского государства. Цель создания, состав Уложенной комиссии. Социально-правовая программа просвещенного абсолютизма.
контрольная работа [70,9 K], добавлен 27.01.2010
История становления абсолютизма в России. Усиление самодержавия в период правления Петра I. Особенности внешней и внутренней политики Екатерины II. Главные реформы российских императоров. Сохранение абсолютной монархии в стране вплоть до Революции 1917 г.
реферат [27,2 K], добавлен 21.10.2013
Сущность абсолютизма и особенности его складывания в России. Утверждение и развитие самодержавия в XVIII-ХIХ веках. Главные особенности послепетровского периода в развитии абсолютизма. Падение монархии в России и судьба Николая II и членов его семьи.
курсовая работа [59,5 K], добавлен 17.11.2013
Характеристика екатерининского правления. Потребность абсолютистского государства в светской культуре. Состояние России в начале царствования Екатерины II. Место XVIII века в истории русской культуры. Проявление просвещенного абсолютизма императрицы.
курсовая работа [36,9 K], добавлен 26.06.2013
Общая характеристика эпохи «просвещенного абсолютизма». Детство и юность Екатерины, восшествие на престол и начало царствования. Брак с Петром III, забота о благе страны и народа. Просвещенный абсолютизм Екатерины II, законодательная деятельность.
реферат [35,2 K], добавлен 06.04.2011
Основные предпосылки, причины и условия становления абсолютной монархии в России. Общественные отношения, складывающиеся в этот период. Особенности и признаки феномена российского абсолютизма. Развитие абсолютизма в России первой четверти XVIII века.
курсовая работа [72,9 K], добавлен 12.04.2014
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Особенности абсолютизма в России
«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.
А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».
Абсолютизм как общее явление для стран Европы
Символы абсолютной монархии
При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.
В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.
После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.
При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.
Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.
Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.
Абсолютизм в России
В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: Абсолютизм Петра I. И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение — в 1917 г.
П. Деларош «Портрет Петра I»
Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия — возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.
Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.
Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»
Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.
Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:
В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.
Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века
Но почему существовало такое сопротивление? Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698—1715 гг.)
Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.
К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное — Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.
После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.
После Петра I
Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764—1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.
Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия»
Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти». Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.
Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.
Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием — такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.
Наказ Екатерины II
Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.
Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.
В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.
Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.
Кстати…
В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.
Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.