Как набрать детей на репетиторство
Профессия репетитор — как набрать учеников
Репетиторство – это не только продуктивное применение знаний, полученных в ходе обучения в ВУЗе, но и отличная возможность увеличить доход. Некоторые люди вовсе превращают это интересное занятие в основное средство существования.
Неудивительно, ведь стоимость 90 минут занятия с учеником в провинции редко бывает ниже 600 рублей, а для Санкт-Петербурга и Москвы эта цифра может быть выше в 3-4 раза.
Большая часть репетиторов имеют основную работу – они преподаватели в школах, ССУЗах или высших учебных заведениях. Для них найти ученика не проблема, часто ими становятся их собственные студенты.
Однако, если человек решил заняться репетиторством всерьез, хочет получать за это приличные деньги, полностью обеспечив свое существование, ему нужно очень ответственно подойти к вопросу поиска клиентов. Существует масса способов набора учеников, разница лишь в стоимости и скорости.
Печатные издания
Не самое рациональное решение, но может принести результат. Выбор репетитора – мероприятие ответственное, оно может повлиять на всю дальнейшую жизнь ученика.
Газеты, в свою очередь, не вызывают безоговорочного доверия у современных людей и часто ассоциируются с мошенничеством и ложной информацией. Ограниченность размера объявления не позволит репетитору донести до потенциального клиента всей необходимой информации о своих преимуществах и заслугах.
Объявление получается слишком сухим и сжатым, больше похожее на рекламу финансовой пирамиды или другого «лохотрона», чем на предложение услуг квалифицированного специалиста. Охват целевой аудитории также не на высоте, ведь потенциальные клиенты репетитора – люди среднего возраста с хорошими заработками и детьми-старшеклассниками.
Согласно статистическим данным, газеты, посвященные бесплатным объявлениям, чаще всего приобретается теми, кто интересуется недвижимостью или автомобилями. Да, они могут входить в целевую аудиторию репетитора, однако вряд ли станут просматривать страницы с подобными объявлениями.
Другой вариант – платная реклама в новостных СМИ. Это гарантированная трата денег, а результата, скорее всего, не будет. Дополнительным неприятным бонусом может оказаться реклама интимных услуг рядом с объявлением о предоставлении услуг грамотного и интеллигентного репетитора, очень уж они популярны в современных рекламных изданиях.
Расклейка печатных объявлений
Способ недорогой и относительно эффективный. Главное – знать где клеить. Подойдут окрестности школ, остановки общественного транспорта, подъезды в спальных районах и рекламные доски около крупных торговых центров.
Во всех этих местах постоянно появляется большое количество родителей потенциальных учеников. Кроме того, некоторые школяры необыкновенно ответственны и сами ищут репетитора, цепляясь за любую информацию о грамотном преподавателе. Однако, есть места которых стоит избегать.
Не окрестности, а сами школы. Странно, не правда ли? Ведь именно там сосредоточено гигантское количество учеников на любой вкус. Но в школах репетитора поджидают коварные конкуренты – местные учителя.
Не секрет, что подавляющее большинство школьных преподавателей занимается репетиторством в качестве подработки. Они будут очень недовольны тем, что кто-то пытается увести их кусок хлеба. В лучшем случае конкуренты просто сорвут объявления.
В других ситуациях они могут создать антирекламу, испортить репутацию и даже позвонить по указанному номеру с угрозами и оскорблениями. Стоит добавить, что некоторые школьные учителя – плохие специалисты, соответственно и качество их услуг оставляет желать лучшего. Их опасения вполне оправданы.
2. Элитные жилые районы.
Не тот контингент. У этих людей есть все, в том числе и первоклассные частные преподаватели, которые даже обезьяну научат сочинять стихи. Рядовой репетитор с посредственными показателями эффективности им ни к чему. Но не нужно путать просто дорогое жилье с престижнейшими пентхаусами и коттеджами.
3. Общественный транспорт.
Объявление увидит много людей, однако провисит оно там от силы 2-3 часа, после чего будет сорвано кондуктором. Эффективность практически нулевая, а ресурсы на размещение рекламы затрачены.
Реклама в интернете
Популярнейшее место для поиска учеников. Крупные рекламные сайты пестрят объявлениями о найме репетиторов по самым разным школьным предметам. Каждое объявление просматривается, как минимум, несколько десятков раз.
Бесплатность такой рекламы является еще одним преимуществом. Не стоит забывать и специализированные форумы, на которых можно аккуратно прорекламировать свои услуги. Социальные сети – кладезь учеников. Их преимущества и возможности нельзя не заметить:
Гигантская целевая аудитория
Большое количество специализированных групп позволяет репетитору доносить необходимую информацию напрямую потребителю
Возможность создать собственную группу позволяет максимально эффективно расписать все свои преимущества. Возможность применить в ней собственный фирменный дизайн вызовет дополнительное доверие к репетитору у потенциальных учеников.
Все это бесплатно
Отдельным вариантом можно выделить создание собственного сайта. Но это подойдет только репетиторам с именем – затраты времени и денег не всегда будут соответствовать полученному результату.
Интернет – почти идеален для поиска учеников. Недостаток в том, что возможные денежные затраты не всегда окупятся.
Репетиторские агентства
Идеальный вариант. База учеников огромна. Люди доверяют этим организациям. Самое главное преимущество — репетитор платит только за реальных учеников. Компания сама найдет подходящего ученика и предложит его преподавателю.
Оплата последует только после первого проведенного занятия и только при условии, что сотрудничество ученика и репетитора будет продолжаться длительное время. Каждый ученик обойдется репетитору примерно в 100-130% от стоимости одного занятия.
Кто не рискует, тот не зарабатывает
Не нужно бояться предлагать свои услуги потенциальным потребителям, нужно опасаться упустить свой шанс. Не важно, где репетитор размещает свою рекламу, результат будет в любом случае, вопрос только в сроках и количестве.
Проблема поиска учеников обычно встает перед начинающими репетиторами. Опытные преподаватели имеют хорошую репутацию и большая часть учеников приходит к ним по рекомендациям. Но для того, чтобы достичь такого результата, нужно очень много трудиться и совершенствовать свой преподавательский талант!
Каналы для поиска учеников онлайн
Каждый, кто занимается репетиторством онлайн, однажды задавался вопросом: где найти учеников? Даже если с сентября по май у вас расписан каждый час, то в период летних каникул возможно наступление «низкого сезона», а это не всегда может вписываться в ваши планы. Сегодня рассмотрим основные каналы для поиска учеников, которыми вы можете воспользоваться.
«Сарафанное радио»
Во-первых, убедитесь, что ваше окружение знает, что вы преподаватель. Не стоит недооценивать силу воронки «друзья моих друзей». Зачастую, первые ученики на удаленке появляются именно так: кто-то из родственников ваших друзей ищет репетитора английского, им передают ваши контакты. Они, довольные занятиями с вами, рекомендуют вас своим друзьям, а те своим друзьям.
Заручитесь поддержкой нынешних учеников и воспользуйтесь возможностями соцсетей! Запустите челлендж: пусть отрывок вашего с ними урока появится на их страничках — это поможет привлечь внимание.
Биржи репетиторов
Платформ, на которых люди ищут репетиторов, сейчас великое множество. Мы составили короткий список из тех, которые действительно работают:
Совет: досконально изучите условия платформы до начала работы с ней. Большинство бирж взимают процент со стоимости ваших уроков. Условия у всех различаются, поэтому наведите справки, почитайте отзывы и посмотрите обзоры на ютуб до того, как возьмете себе ученика.
Объявления
Действенный способ — разместить информацию о себе, своих услугах и ценах на сайтах с объявлениями, например, на Avito, Яндекс.Услугах, YouDo. Их преимущество в том, что можно и самим искать интересующие вас предложения и откликаться на них, предлагая условия сотрудничества.
Группы в социальных сетях
Во ВКонтакте, Телеграме и Facebook есть тематические группы, связанные с репетиторством английского — в них проще всего разместить объявление о своих услугах, однако из-за высокой конкуренции оно может не получить должного отклика. Попробуйте лучше разместить короткие посты о себе в группе своего города, университета, колледжа или школы. Некоторые группы могут попросить оплату за рекламный пост. В этом случае обратите внимание на ее охват и потенциальную эффективность: если аудитория достаточно велика и активно откликается на посты, то можно пробовать.
Личная страница или блогинг
Ресурсозатратный, но самый действенный способ не только привлечь учеников, но и зарекомендовать себя как эксперта. Учителя английского часто ведут собственные блоги, чаще других предметников. Посмотрите уже существующие примеры учительских блогов, например, Peshenglish, блог Татьяны Фанштейн или школу Артема Морозова. Подумайте, какой хотели бы видеть свою страницу? Какие услуги хотели бы предложить подписчикам — частные уроки, разговорные клубы, грамматический чат? Вариантов много!
Подробно о том, как создать свою страницу, мы писали в статье я о личном бренде преподавателя.
Совет: не стесняйтесь просить у своих учеников отзывы на ваши уроки! Это очень поможет вам при развитии собственной страницы в соцсетях.
Как репетитору находить учеников?
Каждый репетитор не раз сталкивался с вопросом «Где искать учеников?».
Кто-то уже давно работает в сфере образования и положительно себя зарекомендовал. Родители учеников сами выходят на такого педагога, обеспечивая учителю постоянную загрузку.
Многие педагоги часто прибегают к различным сервисам, чтобы заявить о себе и рассказать аудитории, чем могут быть полезны.
Рассмотрим основные способы привлечения учеников.
Агрегаторы и биржи репетиторов
Быстрый и простой способ, чтобы помочь учителю и ученику найти друг друга.
Крупнейшие агрегаторы по поиску специалистов. Предусмотрена оплата комиссии за сервис.Вежливые администраторы быстро реагируют и помогают в решении вопросов. Когда вы размещаете анкету на одном сайте, она дублируется на втором.
После регистрации на сайте необходимо выбрать заказ на сайте или в приложении. На profi.ru клиенты сами выбирают, кому поручить заказ.На решение может повлиять ваша анкета, предложение и стоимость занятия.
После того, как заказ взят в работу, необходимо оплатить комиссию после первого платного занятия.
Если вы провели 3-4 занятия с учеником и занятия отложились на неопределенный срок, то с учетом комиссии стоимость вашей работы стремится к нулю. Через личный кабинет можно вернуть часть денег, но если срок коррекции заказа вышел, то внести корректировки в размер комиссии не получится.
Популярный сервис с комиссией. Для начала работы репетитору необходимо заполнить анкету и пройти верификацию.Чтобы чаще получать учеников, необходимо улучшать анкету и работать с рейтингом. На рейтинг влияет быстрота реакции на заявку, скорость оплаты комиссии и положительные отзывы учеников.После регистрации вы получите доступ к «Учительской», то есть закрытому сообществу репетиторов сайта. Здесь вы можете общаться, читать полезные статьи коллег и размещать свои заметки.
На что необходимо обратить внимание:
— первое время не получится много зарабатывать и будет достаточно тяжело находить новых учеников;
— комиссия за заявку может доходить до стоимости 3-3,5 занятий и зависит от количества планируемых уроков в рамках договора с учеником;
— при работе с заявкой могут быть частые звонки менеджеров сайта;
У сайта большая база клиентов, есть мобильное приложение для удобства работы и оперативной связи.
На сайте можно составить неограниченное количество резюме по разным предметам. Общение с репетитором идет напрямую, а не через администраторов.
Есть техподдержка на сайте с формой обратной связи, консультанты отвечают в порядке очереди в рабочее время.
Достаточно невысокая стоимость услуг сайта по сравнению с другими платформами, но высокая комиссия за платежные системы от 5%.
Сайт не берет денежные средства от клиентов до проведения уроков. Комиссия составляет 30% от первых 4-х оплаченных занятий. В случае необходимости сайт идет на встречу преподавателям и переносит сроки оплаты. Комиссия за 5-е и последующие занятия не взимается.
Более 12 лет Виртуальная Академия помогает подобрать репетитора для занятий в Москве или для дистанционной работы. Сайт заявляет, что помог найти учителей для 119 000 клиентов, а для более чем 50 000 специалистов — учеников.
Для каждого репетитора создается персональная страница, где пользователи могут прочитать отзывы, увидеть количество подобранных учеников, а также рейтинг педагога.
При регистрации необходимо приложить документы об образовании.
В течение 2 дней с репетитором связывается сотрудник, который подтверждает регистрацию и уточняет пожелания относительно учеников.
Преподаватель платит за каждого подобранного клиента только один раз после старта занятий и получения первой оплаты в размере от 500 до 2000 р. (стоимость 1,5 занятий). В случае, если проводится лишь несколько занятий, педагогом оплачивается сумма, равная 30% от общей стоимости всех занятий.
На сайте вы можете разместить объявление бесплатно и в свободной форме.Нет никаких требований и необходимости подтверждения своих компетенций, но и нет специальных фильтров по параметрам преподавателя.
Благодаря отсутствию платы посредника, вы можете выставить комфортную плату для себя и потенциальных клиентов.
У сервиса есть удобный поиск объявлений по карте. Если вы проводите оффлайн-занятия, то ученикам вашего района будет легко вас найти.В тексте объявления можно рассказать о себе, как именно вы преподаете и какие проблемы с учебой помогаете решить.Вы можете загрузить до 10 фото, например, с отзывами учеников, сфотографировать рабочее место, дипломы и пр. Если есть желание увеличить нагрузку и привлечь большее количество учеников, можно использовать услуги продвижения площадки.На сайте можно найти очень подробную инструкцию, как выстроить стратегию продвижения объявления.
Разместить свое объявление и откликаться на задания можно бесплатно.
Для исполнителей заказов действует ограничение по количеству откликов в день (у всех разное, информация отображается в личном кабинете). Есть возможность оформить подписку и отправлять неограниченное количество откликов за 199 р./нед. В качестве бонуса сервис отображает такие отклики выше остальных.
О правилах, способе и сроках оплаты специалист договаривается с заказчиком самостоятельно. Клиент может воспользоваться «Безопасной сделкой». При такой услуге средства заказчика резервируются на его карте и переводятся исполнителю в случае выполнения заказа без претензий.
При стоимости услуги репетитора 1 000 р., исполнителю придется заплатить комиссию около 50 руб. В случае спорных моментов специалист Яндекса помогает разрешить ситуацию, связываясь со сторонами сделки.
В Яндекс.Услугах есть продвижения профиля, которое работает по принципу аукциона. Благодаря услуге ваша анкета может стать заметнее и привлечет больше потенциальных заказчиков. В результатах поиска вы будете отображаться одним из первых, а еще профиль получит специальную отметку приоритетного размещения. Для оплаты используется счет в Яндекс.Директе (при пополнении баланса из суммы вычитается НДС в размере 20%).
Есть возможность оставить отзыв, который после проверки модератором будет отображаться в вашем профиле. Отзывы смогут оставить только авторизованные пользователи сервиса.
С помощью бесплатной услуги подменного номера репетитор может защитить себя от нежелательных звонков и сообщений.В помощь пользователям на сайте есть служба поддержки, с которой можно связаться по форме обратной связи.
Биржи репетиторов в отличии от агрегаторов берут комиссию за свои услуги и тщательно отслеживают факт проведения занятий и оплаты. Если выясняется, что исполнитель не оплатил комиссию или нарушил другие правила сервиса, то анкета зачастую удаляется и сотрудничество прекращается.
Сарафанное радио, отзывы и соцсети
В сфере образования отлично работают рекомендации и «сарафанное радио».
Если вы начинающий репетитор или просто хотите увеличить нагрузку, смело просите друзей, коллег, родителей ваших учеников рекомендовать вас как хорошего репетитора. Бывает, что найдя отличного репетитора, клиенты не делятся этой информацией и продолжают посещать занятия, радуясь собственным результатам. Просите вас рекомендовать и о вас будут говорить!
Кроме того, вы можете обратиться к ученикам и родителям, чтобы они написали отзыв.Это может быть текст с благодарностью в WhatsApp или Telegram, который можно «заскринить» и использовать в работе.Отличный вариант — полноценный пост/сторис с ссылкой на ваш профиль. Вы сможете сделать репост такой записи и разместить на своей страничке.
Продвигая себя как профессионала в социальных сетях, вам не придется платить комиссию или следовать правилам площадки-агрегатора. Вы самостоятельно определяете близкую вам и вашей аудитории площадку, частоту взаимодействия и содержание контента.
Не забывайте спрашивать у клиентов, как вас нашли.Эта информация поможет понять, откуда к вам приходят ученики, какой канал продвижения работает наилучшим образом, а на что не стоит тратить драгоценное время и средства.
Способы продвижения и сервисы были собраны благодаря обратной связи сообщества учителей и репетиторов sBoard.online.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / best pixels
Где и как репетитору найти учеников
Юлия Вьялкова
Репетиторство позволяет преподавателям независимо работать на себя, более гибко распоряжаться своим временем и корректировать образовательную программу для учеников. Однако большинство задается распространенным вопросом — где и как репетитору найти учеников?
Где и как репетитору найти учеников?
Существует несколько эффективных способов привлечь потенциальных учеников.
Где репетитору найти учеников: офлайн-варианты
Сарафанное радио
На мой взгляд, это самый действенный и надежный способ по поиску учеников для репетитора. Вы оказываете услугу, и ваш учащийся делится с окружением вашим контактом и советует вас как компетентного специалиста. Таким образом вам удаётся накопить базу клиентов. Люди склонны доверять мнению своих друзей и знакомых, поэтому новоприбывшие студенты априори будут относиться к вам с доверием.
Распространение печатной рекламы
Старейший способ рассказать о себе и предложить себя в качестве учителя — это раскидать небольшие листовки по почтовым ящикам, расклеить их на досках объявлений (где легально). Возможно, есть вариант договориться со школами, чтобы ваше объявление висело на стенах учебного заведения. Так как школьники регулярно циркулируют вокруг стендов, вероятность, что ваше объявление заметят и обратятся к вам за услугой, возрастает.
Хотя предлагать услуги офлайн эффективно, это занимает много времени. Впридачу вы тратите деньги на печать листовок, а порой и на аренду мест для объявлений.
Где репетитору найти учеников: онлайн-варианты
Ведение личной страницы в социальных сетях
В XXI веке пиарить себя через соцсети — значит идти в ногу со временем. Чаще всего ученики для репетитора — школьники, а они-нонстоп мониторят Вконтакте, Facebook, Instagram, TikTok. Если регулярно создавать полезный контент и рекламировать услуги на своей страничке, то, при должной отдаче и качественных материалах, результат превзойдет ваши ожидания.
Спрос на ваши услуги может превысить предложение. Тогда вы будете вправе:
Не забывайте собирать отзывы об услугах! Позитивная обратная связь укрепляет ваш профессионализм.
Сервисы с анкетами преподавателей и заявками от учащихся
Есть несколько платных сервисов, где репетиторы могут найти учеников. Учителя заполняют анкету о своем образовании, опыте и предоставляемых услугах, а менеджер обеспечивает потоком клиентов. За отклик или проведенный урок взимается комиссия. Это хороший вариант, так как вам всегда гарантирована работа, даже в летнее время, когда спрос на услуги репетитора снижается. Тем не менее будьте готовы к финансовым издержкам.
Несколько вариантов таких сервисов:
Объявления в группах в социальных сетях
Если вести полезный блог в интернете вам не подходит, либо у вас нет на это времени и сил, можно использовать группы в соц. сетях как площадку для объявлений. Например, попробуйте разместить пост про то, какой дисциплине вы обучаете и чем вы можете быть полезны в группах репетиторов на основе вашего местоположения.
Отличная альтернатива — группа жилого комплекса, в котором вы живете. Часто там можно встретить отдельные обсуждения, где репетитору можно найти учеников.
На платной основе можно прорекламироваться практически в любой группе. Но важно, чтобы участник данного сообщества подходил под категорию вашего клиента.
Объявления на онлайн-досках
Довольно распространенный способ найти учеников для репетитора — использовать онлайн-доски с частными объявлениями от тех, кто предоставляет нужные услуги. В большинстве случаев это бесплатно, плюс общение с клиентом происходит без посредников и комиссий. Преподаватель может рассказать о:
Ученики сами свяжутся с вами напрямую, если захотят заниматься.
Самые популярные онлайн-доски:
Полноценные онлайн-платформы
Это куш для большинства репетиторов, которые еще не нашли постоянных учащихся. Можно официально трудоустроиться и работать онлайн на специализированных платформах с уже готовыми планами уроков и методическими рекомендациями. Подготовка к занятиям не займет много времени, так как всю необходимую информацию предоставляет платфома. Продуманная система как для педагога, так и для учащегося. Плюс, разумеется, вы всегда будете иметь учеников.
Топовые онлайн-платформы:
Их немало, и они, как правило, тематические:
Есть и платформы, на которых можно преподавать сразу по нескольким направлениям: например, MAXIMUM Education. Репетиторы, которые сюда устраиваются, могут:
— готовить школьников к ЕГЭ;
— повышать их знания по предметам;
— знакомить их с программированием;
— улучшать английский;
— работать с мотивацией и помогать найти профессию.
Иными словами, каждый может найти себе дело по вкусу: и предметник, и психолог.
У всех репетиторов есть доступ к удобной онлайн-платформе MAXIMUM Education, с помощью которой можно отслеживать успехи учеников и отправлять им домашние задания и проверочные работы. Материалы для занятий всегда актуальные и максимально полезные — их готовят аналитики Департамента исследований и разработок. Преподавать можно как онлайн, так и офлайн — все будет зависеть от вас.
Еще один приятный бонус — возможность карьерного роста. Если репетитору это нужно, можно попробовать себя в руководящей должности. Так, многие из преподавателей MAXIMUM Education управляют как одной командой учителей, так и несколькими по всей стране.
Как репетитору искать учеников
Зарекомендовать себя онлайн можно быстро. Вас наверняка заметит большое количество людей, что поспособствует потоку учеников. Однако в интернет-пространстве существует огромная конкуренция, поэтому для осуществления вашей цели продвигать себя нужно упорно, часто и много.
Если вы настроены решительно и готовы приложить усилия, то идеальный вариант — чередовать более консервативные способы поиска студентов с современными альтернативами. Спустя какое-то время вы поймете, какая техника подбора учеников подходит именно вам, и поиск не будет вызывать стресса.
Как я запустила групповые занятия по французскому языку без лишней административной суеты
Личный опыт читательницы Т—Ж
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Многие репетиторы сталкиваются с вопросом: как развиваться в профессии? Вот я работаю, у меня много учеников, все хорошо. А как зарабатывать больше и пробовать что-то новое?
Простой ответ вроде «Вам нужно открыть свои курсы или онлайн-школу» подходит далеко не всем. Многие преподаватели хотят просто делиться знаниями по своему любимому предмету и не уходить с головой в административную деятельность.
Это был и мой случай, поэтому однажды я решила попробовать что-то среднее — лайт-вариант для тех, кто категорически не хочет превращаться из преподавателя в администратора. Надеюсь, что мой опыт поможет тем, кто хочет работать на себя не только индивидуально, но и в группах и при этом не готов создавать сложную структуру курсов или школы, которая будет требовать огромного внимания.
С чего все начиналось
Я собрала группы желающих учить французский и занималась с ними очно в Москве в 2016—2018 годах. В тот момент я ушла из всех учебных заведений и работала только как частный репетитор. Причина: мне хотелось самой отвечать за своих учеников, их учебный план и прогресс, а также за свою нагрузку и финансы. В общем, не коллективный я человек.
У меня было до 20 учеников, причем самых разных — от второклассников, которым требовалась помощь по школе, до взрослых с высоким уровнем знания языка. Также я занималась подготовкой к экзаменам: ОГЭ, ЕГЭ, международным сертификатам по французскому — DELF, DALF. В среднем выходило 1—2 урока в неделю с одним учеником, в день получалось 4—5 занятий. Все уроки я проводила в Москве, онлайн-занятия я тогда не вела.
Это был период, когда я еще не определилась, в какую именно сферу хочу углубиться, оттого и получился такой разброс. На самом деле пытаться преподавать всем подряд — не лучшая стратегия. Надо делать выбор, ведь у каждой группы своя специфика. Сейчас я приняла решение сосредоточиться на серьезном изучении языка и подготовке к экзаменам, поэтому работаю намного меньше. Но тогда я была занята целыми днями без выходных. И при этом еще умудрялась чувствовать, что мне все-таки не хватает преподавания в группе.
Я знала, что представляет собой управление и что директор не просто сидит и подставляет руки, чтобы ловить деньги.
Например, во время работы преподавателем в университете я занималась организацией студенческого обмена и языковых стажировок во Францию. Это работа с большим количеством людей и довольно хлопотное дело. Сначала нужно было найти группу студентов, желающих участвовать в мероприятии, объяснить им правила, проследить, чтобы они собрали документы для визы. Потом надо было купить всем билеты, а для этого — собрать паспортные данные. И еще параллельно приходилось оформлять программу в университете, ведь студенты не могут просто так уехать и пропустить свои занятия. Так что я примерно представляла себе работу организатора.
Моя финансовая грамотность в то время была на нуле, я даже не знала, сколько зарабатываю. Мои уроки стоили 1000 Р для учеников, с которыми я занималась давно, и 1500 Р для тех, кто начал работать со мной совсем недавно. В целом я до сих пор так и живу — как можно дольше тяну с повышением цен для старых учеников. Считаю, что это справедливо.
Доход от частных занятий составлял около 100 000 Р в месяц. По моим ощущениям, я неплохо зарабатывала, но это давалось большим трудом: я работала с утра до вечера и без выходных, много времени тратила на подготовку.
Чего я хотела от групп?
Поиск аудитории для занятий
Я находила варианты небольших комнаток для занятий, но минимум за 20 000 Р в месяц. За свои аудитории на час я платила меньше 10 000 Р в месяц. Кроме того, я подозревала, что при аренде помещения на постоянной основе за ним надо следить: проводить уборку, отвечать за пожарную безопасность и прочее. В моем варианте я просто приходила, проводила уроки и уходила домой.
Я искала подходящие помещения в поисковике. В итоге выбрала две аудитории по следующим параметрам:
Мне удалось найти два помещения и договориться о почасовой аренде, для этого я просто написала сообщение арендодателям.
Первое помещение — две аудитории на «Белорусской», от метро всего минута. Здесь проходили курсы для бухгалтеров, и директор сдавал аудитории на время, пока у него самого нет занятий. Одна из них, большая и светлая, была рассчитана человек на 20 — это была самая удобная аудитория из всех, в которых я занималась. Тогда ее стоимость составляла 500 Р в час. Вторая аудитория — маленький «предбанник» без окон, но с хорошими столами, где могли удобно работать четыре ученика и преподаватель.
Второе помещение, которое я нашла, находилось в 8 минутах от станции «Сухаревская». Аудитории были намного проще: дешевый ремонт, полуподвальное помещение. Но все необходимое было: мебель, доска, электрический чайник. Я снимала эти аудитории в выходные, но иногда приезжала в будни вечером, если нужно было провести частное занятие, а подходящего места не было. Стоимость была такая — 200 Р за час в будни и 250 Р за час в выходной.
Я договорилась с арендодателями обоих помещений. Никаких бумаг мы не подписывали, все было только на словах. Я даже не видела их собственные документы, подтверждающие право на распоряжение этими помещениями. Но мне казалось, что я ничем не рискую: в крайнем случае потеряю часовую стоимость аренды, если, например, кто-то придет и выгонит нас с учениками. Хотя ничего подобного ни разу не случилось.
В итоге теперь у меня было помещение для занятий, причем я легко его нашла.
Поиск желающих заниматься и формирование группы
Рекламные объявления в социальных сетях. Чтобы найти желающих заниматься в моих группах, я использовала рекламу во «Вконтакте». В тот момент у меня было два сообщества, посвященных изучению французского языка и поездкам во Францию, которые я организовывала. Всего на обе группы было подписано 1400 человек. Я чувствовала воодушевление, поэтому у меня получилось написать очень искренний текст о себе и причинах, по которым я хочу заниматься с группой. Я разместила его в своих сообществах.
И на мое объявление многие откликнулись! Благодаря этому размещению ко мне на занятия записалось 10 человек. Вообще, мое первое объявление и эта реклама принесли мне основную часть учеников.
Затем я договорилась о рекламе в огромном паблике на тему домашнего уюта и готовки — такая страничка для женщин на 3 млн подписчиков. Мне казалось, что среди них найдутся желающие учить французский, к тому же я хотела, чтобы хотя бы с несколькими группами можно было заниматься в будни днем. Реклама стоила 3000 Р и ничего не принесла.
Только один человек написал мне по этому объявлению, но после моего ответа сразу пропал.
Я сделала следующие выводы:
Сарафанное радио. Еще я рассказала о группах всем своим ученикам, но никто не заинтересовался. Те, кто занимается индивидуально, вряд ли захотят переходить в группы, если их специально не уговаривать. Как я уже написала, это совершенно разные виды работы. Я никогда не давила на учеников, поэтому просто поставила их в известность.
Кроме того, летом 2016 года я проводила бесплатные и условно бесплатные уроки французского для всех желающих в антикафе. Некоторые ученики заинтересовались группами и действительно пришли заниматься. Но их было немного: этот канал привлечения принес мне двоих человек.
Платное тестирование и правила группы
Я сразу решила, что ничего бесплатного у меня больше не будет, даже за тестирование нужно будет отдать символическую сумму. Как раз перед тем, как начать работать с группой, я провела много бесплатных занятий, и теперь мне больше не хотелось предлагать ничего за так.
Когда я давала бесплатные уроки французского в антикафе, то писала объявление в своих группах во «Вконтакте» и приглашала людей, например, на занятие по разговорной речи. Для этих уроков я придумала несколько игр. Одна из них — поиск преступника: каждый ученик получал карточку со своим персонажем и его историей, а потом мы вытягивали карточки «на убийцу». В общем, в процессе занятия ученикам нужно было друг друга опрашивать: кто что делал, кто что видел. С точки зрения языка это отработка прошедшего времени.
Сначала эти уроки были бесплатными, но ученикам все равно нужно было оплачивать свое пребывание в антикафе. Затем я стала брать по 250 Р с человека за урок. Тогда и заметила, что многие не готовы платить за подобные мероприятия: количество участников сразу резко сократилось. Иногда даже приходил только один человек, но я все равно проводила занятие.
Впрочем, справедливости ради, я и сама такая: спокойно покупаю кофе, если вдруг захотелось, а вот когда хочется купить книгу, долго мнусь и думаю. Хотя, по идее, удовольствие от книги будет длиться намного дольше, чем от кофе.
Видимо, так уж мы устроены: на сиюминутные удовольствия тратим легче.
На мой взгляд, бесплатное привлекает людей, которым на самом деле предмет не слишком интересен. Они приходят на мероприятие просто потому, что за него не надо платить. Для больших учебных центров организация таких событий — хороший способ привлечь людей и заинтересовать их своими программами. Это как большое сито, где многие отсеиваются, но пара человек остается. Но я собиралась работать одна, и мне, напомню, не хотелось превращаться из преподавателя в администратора.
Для проведения тестирования я арендовала аудиторию за 500 Р в час. Пришло 10 человек. Я немного рассказала о себе, объяснила, какие правила будут действовать у меня в группах, и дала тест.
Правила группы
Мы занимаемся серьезно, никаких «выучи французский за 3 месяца». Учить язык — это работа, хоть и интересная. Домашнее задание объемное, и делать его обязательно.
Группа — это единый организм, и нельзя нарушать его целостность слишком часто. К действующей группе можно присоединиться только один раз, в начале каждого месяца будет обновление состава: кто-то уйдет, кто-то придет. Но не чаще, иначе группа потеряет свою целостность.
Я действительно не люблю вести уроки в группах, куда постоянно приходят новые люди: то на пробный урок, то вчера записались на занятия. На мой взгляд, это не только тормозит учебу, но и просто неуважительно по отношению к ученикам, которые были в группе изначально и хотят спокойно и стабильно работать по программе.
Ежемесячная оплата на месяц вперед, перерасчетов нет. Если ученик пропускает занятие, мне не легче от того, что он не пришел, а, наоборот, тяжелее. Мне нужно будет написать тому, кто пропустил занятие, домашнее задание, ответить на вопросы об изученном материале, а на следующем занятии — проследить за тем, чтобы этот ученик не отстал от группы. Поэтому я не возвращаю стоимость урока. Если человек не уверен, что сможет ходить, — не нужно записываться.
В основном ко мне пришли молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, впоследствии с нами были и несколько человек постарше. По тестированию явно вырисовывались три группы:
Не все, кто пришел на тестирование, начали заниматься: остались восемь человек. Зато в течение недели после теста записались еще несколько учеников. Я отправляла им тест по электронной почте.
Расписание и стоимость занятий
Мне удалось разделить учеников и по уровню, и по расписанию. С нулевиками я стала работать по понедельникам в большой аудитории на «Белорусской», с ложноначинающими — по воскресеньям на «Сухаревской».
А вот продвинутая группа из трех учеников не вписалась в мое расписание, и я предложила их моей коллеге. Ей понравились условия, которые я придумала, и маленькая аудитория по соседству со мной. Эту группу я больше не рассматриваю, потому что она уже не имела ко мне отношения: коллега сама занималась с учениками и решала вопрос с аудиторией. Насколько я знаю, она проработала со своей группой более трех лет, правда, состав у нее периодически обновлялся, но пара человек были с самого начала и до конца.
Стоимость уроков составляла:
Выходило по 3 часа каждую неделю, то есть ученик платил в месяц 3500 Р либо 4500 Р и получал 12 астрономических часов занятий. В то время это уже было очень дешево. Хотя тогда мне казалось, что только так и можно привлечь людей в группы — ценой.
Сколько я зарабатывала на группах
В итоге в каждой группе сложился костяк из трех человек, которые занимались практически с самого начала и до конца. Периодически к нам присоединялись новые люди, которые занимались несколько месяцев и уходили. В лучший месяц у меня было семь человек в группе в понедельник и шесть человек в воскресенье. В худший месяц — май — я работала с тремя учениками в каждой группе.
Я тогда была ИП на патенте и платила в год фиксированную сумму независимо от дохода. Поэтому считать сумму налога конкретно от этих групп, кажется, нет смысла, да это и невозможно.
Средний доход от занятий с группами из пяти человек — 31 000 Р
Нулевая группа | 17 500 Р |
Ложноначинающие | 22 500 Р |
Аренда аудиторий | 9000 |
Итоги
Мы работали в течение всего учебного года. После чего летом 2017 года я окончательно закрыла группу нулевиков, которые занимались по понедельникам. Часть учеников перешла в воскресную группу, потому что по уровню они практически сравнялись.
В сентябре того же года я открыла нулевую группу, с которой занималась по воскресеньям как раз перед уроком с бывшими ложноначинающими, которые уже значительно продвинулись. Аудитория на «Сухаревской» была дешевле, а стоимость в выходные я изначально поставила выше, и, конечно, так работать было намного выгоднее. В тот момент я зарабатывала «чистыми» уже около 36 000 Р ежемесячно, то есть за четыре дня работы в неделю — четыре воскресенья. Если в месяце выпадало пять воскресений, то мы просто устраивали выходной.
Кроме того, реклама в начале проекта принесла мне двух учениц, которые долго занимались со мной, но уже как с частным репетитором. В общем, я бы назвала свой проект выгодным. При этом никакой лишней возни с административной работой, никакого персонала, никаких новых юрлиц, никакой отчетности. Я просто приезжала в свои аудитории, проводила занятие и уезжала.
Я хочу сказать, что собрать группы не так уж и сложно. Если вам нравится работать с группами, но при этом вы хотите оставаться абсолютно автономным(ой) и вас не тянет ни преподавать на курсах, ни организовывать свои — это неплохой вариант. И от души желаю не повторить моих ошибок, о которых я расскажу ниже.
Почему я решила закрыть свои группы
В тот момент я наконец поняла, что больше не готова работать без нормального отдыха. В конце 2018 года я закрыла ипотеку и решила, что хочу стандартные выходные, чтобы можно было проводить время с семьей и друзьями. Вот, собственно, и все. Я заранее предупредила учеников, что летом мы заканчиваем работать. Можно было бы попытаться перекинуть группы на вечернее время в будни, но я все-таки немного разочаровалась в такой работе, и вот почему.
Административная работа все же есть. Хоть я и написала, что мне не приходилось заниматься административной работой, это не совсем так. Все-таки надо заказывать аудитории и периодически размещать объявления хотя бы в своих соцсетях. И хоть это и мелочи, но они отвлекали меня и тянули энергию.
Непонятно, как отменять занятие, если заболел преподаватель. Однажды я заболела и захотела отменить занятие, но при этом не понимала, что делать с оплатой. В следующем месяце взять меньше? Да и аудиторию я уже оплатила: нужно было либо смириться с потерей денег, пусть и небольших, либо ввязываться в спор с арендодателем насчет отмены аренды. Я отнюдь не гений переговоров, поэтому в тот раз приняла решение провести занятие, несмотря на болезнь. Тогда я поняла, что, когда работаешь одна, есть свои сложности, и их придется учитывать.
Количество учеников в группах не всегда стабильно. Мне не нравилась эта лотерея с количеством учеников. В какой-то месяц у меня было по шесть человек в группах, а в самые плохие месяцы — по три. И вот когда их три — это уже обидно, так как заработок слишком мал. Лучше уж давать частные уроки с их возможными отменами, ведь когда пропадает частное занятие, то я тоже не работаю. А в случае с группой приходится работать, но за меньшие деньги.
Стоимость занятий была слишком низкой. Я брала раза в два меньше, чем на хороших курсах, на которых до этого работала. А почему? Просто была не готова озвучить высокую цену. Сейчас я придерживаюсь такого мнения: если уж набирать группы, то цена занятий должна быть такой, чтобы выгодна была даже группа из двух человек. А иначе нет смысла заводиться с этим.
Конечно, все эти организационные вопросы можно было решить. Но я устала и не видела никакого решения. Поэтому просто попрощалась со своими учениками и пригласила их на частные уроки.
С тех пор у меня нет серьезного желания снова набрать группы, хотя иногда приходит мысль о том, чтобы тряхнуть стариной. Но после того как я два года поработала с собственными группами, я поняла, что в итоге мне все-таки больше по душе индивидуальное преподавание. Может быть, я просто стала старше, более спокойной и менее прикольной, мне больше нравится вдумчивая работа с одним учеником, чем энергетика и драйв в группе. Для каждого этапа в жизни — свое.
Тем не менее набрать группы и заниматься с ними не так уж тяжело. Мне кажется, в отличие от создания полноценного бизнеса — курсов или онлайн-школы, — это под силу каждому.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории