Как набирали текст в типографии
Линотип: каков он, дедушка компьютерного набора?
Не завидую я славе первопечатников Гуттенберга, Скорины и даже Ивана Федорова. Имена их, конечно, века и века будут помниться, но трудная работенка у них была. И сотни лет спустя печатание буквиц оставалось делом нелегким.
Откуда я это знаю? Когда-то хорошо знакома была с типографским процессом. Когда-то — это в шестидесятые годы аж прошлого века, когда еще газеты в провинции набирали отдельными буковками. В крупные типографии более совершенная техника раньше пришла.
На маленьких металлических брусочках начертания букв были отлиты вверх ногами да еще в зеркальном изображении. Нет, наборщики не разглядывали каждую буковку: на брусочках были выемки, по которым и определялась лицевая сторона — можно на ощупь. Брусочки располагались в ячейках кассы — так назывался деревянный или пластмассовый ящик с неглубокими отсеками. Размещались там буквы не по алфавиту, а так же, как на клавиатурах, — по частоте их употребления.
В зависимости от ширины колонки регулировалась верстатка — маленький прямоугольный лоточек, который наборщица держала в левой руке, а правой ставила в него буквы. Набиралось несколько строк или маленький абзац, и это хрупкое произведение следовало архиаккуратно перенести на гранку — на металлическую плиту в размер немного больше газетного листа. Все это могло легко разориться и на гранке, поэтому тяжелыми металлическими брусками — в типографии их называли бабашками — постоянно подпирали набранный текст. Пробелы между словами, строчками, колонками забивались длинными брусками или маленькими квадратами, толщина которых измерялась в пунктах.
Ох, и долгая же была процедура — сверстать газетную полосу! А ведь потом еще правка! Ошибки получались от невнимательности не только при наборе, но и при разборе. После того как газета была отпечатана, ее опять разбирали на составляющие, и наборщица могла по невнимательности забросить буковку не в ту ячейку. Тем более что надписи на клеточках видны не были: гранки при печати хорошо приправлялись краской. У наборщиков руки всегда были черными. Работники других цехов были белыми людьми.
По технике безопасности между наборным и печатным цехами тяжелые плиты следовало перевозить на специальной тележке. Но она была тоже тяжелой и неуклюжей. Работницы предпочитали таскать гранки на животе, хотя килограммов 30−40 по меньшей мере в них было. Помню, споткнулась наборщица, и… все по буковкам разлетелось в разные стороны. Всю ночь работали: одни снова набирали полосу, а другие разбирали рассыпанное по своим ячейкам в кассу. Домой плелись, когда народ на работу выходил, но тираж был сдан вовремя! Бывали случаи, печатник уже в машине забывал закрепить (на профессиональном языке — заключить) гранки, и при первом же движении станка все разрушалось.
«Разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…»
Но вот и в наше захолустье пришел технический прогресс: типография получила линотип — строкоотливную машину, которую еще в 1884 г. запатентовал немец-американец О. Мергенталер. И больше не опаздывала наша газета с новостями! О скорости набора на такой машине еще Маяковский сказал: «…разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип».
Ни в какую дверь эта махина не прошла бы, если даже открутить с нее все, что откручивается. Поэтому не только вынули раму огромного окна, а еще и дополнительно проем расширяли. Кран тяжело поставил линотип на заранее залитый фундамент. А когда подключили машину, мы всей редакцией отправились на экскурсию, благо типография этажом ниже была.
Да-а-а! «Это вроде как машина „Скорой помощи“ идет: сама режет, сама давит, сама помощь подает». Сразу и созидательный процесс происходит, и разрушительный. Матрицы движутся по кругу. После того, как строка застынет в металле, матрицы расходятся по своим квартиркам, чтобы тут же по мановению руки наборщицы выпасть в новое слово. Но первое впечатление (иногда в фильмах ужасов показывают что-то подобное): огромная машина, в которой все одновременно движется да плюс еще в котле при высокой температуре металл плавится.
Но в отличие от меня, вот как поэтично описал работу линотипа французский писатель Р. Гароди: «После каждой строчки линотип своей изящной рукой приподнимал щепотку пританцовывающих матриц…» Или: «От ласковых прикосновений его пальцев медные матрицы слегка вздрагивали, пробуждаясь, и с веселым перезвоном падали вниз, словно тренькающие капли дождя…» Очень точное описание!
Ни начала, ни конца у этой машины. Что в ней главное? Похоже, что — все! Конечно, все начинается с клавиатуры. Набирает линотипистка текст, сверху из магазинов подбираются нужные литеры и, проходя через жидкий сплав, отливаются сразу целой строкой. А размер строки — он исчислялся в квадратах — отливался по моему, ответственного секретаря редакции, желанию и был указан на макете газетной полосы. Горячие строки — это не только для красного словца. Когда время поджимало, их в самом деле приходилось переносить в рукавицах.
«Враг разбит петитом и корпусом на полях газетно-журнальных территорий…»
И в ручном наборе, и в линотипном было множество различных шрифтов. Их названия теперь больше по кроссвордам известны: цицеро, петит, корпус, нонпарель… В зависимости от кегля (размера) они обозначались еще и цифрами. Самый распространенный был — девятый, или просто газетный. Если что-то небольшое надо было выделить, набирали десятым (корпусом) или жирным шрифтом… Применялось в основном прямое начертание, хотя и курсив был про запас. А вот заголовки набирали по старинке, вручную — выбор шрифтов был больше.
Линотипистка имела возможность прочитывать набранную строку еще в матрицах, до того как запустить ее в оттиск. Грамотнейшая и внимательнейшая была у нас наборщица — иногда ни одной ошибки на полосе не делала. Кстати сказать, при ручном наборе надо было исправлять только единичные буквы, а теперь при обнаружении ошибки — отливать заново всю строку.
Бытовало выражение, что газета живет один день. Мы шутили: пока селедку в нее не завернут. В металле уж точно она один день жила, и сразу после выпуска тиража убирали пробелы, линейки, шпоны, а строчки — в плавку. Рядом с типографией плавильня стояла, где металл из твердого состояния переходил в жидкое и обратно: строчки расплавлялись и отливались в чушки — определенного размера серебристые бруски, которые запускались в котел линотипа.
Процесс повторялся до бесконечности. Работа с этим сплавом — его называли гарт — вредна для здоровья: в его составе олово, свинец, сурьма. Поэтому некоторым категориям полиграфистов на молоко доплачивали, и пенсионный возраст был ниже на пять лет.
Зарплаты небольшие, труд грязный и тяжелый, глаза всегда в напряжении — что же держало этих людей здесь, в друкарне, хотя уже и не первобытной, как у Ивана Федорова, но все же далеко не полностью механизированной? Прежде всего, наверное, гордость за то, что они не только делали газету, но и первыми ее читали — все остальные узнают новости только завтра!
Как набирали текст в типографии
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
И вот мне стало интересно, а смогу ли я самостоятельно набрать текст ручным способом? Цель – узнать о забытой профессии наборщика ручного текста и попробовать самой набрать текст.
Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:
1. найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книг,
2. познакомиться с историей возникновения книгопечатания,
3. узнать о способах размножения текста,
4. найти информацию о профессии наборщика ручного текста самостоятельно попробовать набрать текст ручным способом,
5. провести классный час в 7 Д классе с темой «Забытая профессия – наборщики ручного текста».
1.1 История появления книги
( Василий Васильевич Розанов)
Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили большую часть своей истории без них. Накопленные знания одно поколение передавало другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильём, одеждой. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы. Человеку понадобилось много времени, чтобы изготовить нечто напоминающее современную книгу.
Когда люди перестали жить большими группами, когда сложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно было изобрести письменность и размножать написанное. Так откуда пришла к нам книга?
Уже в Древнем мире появилась письменность. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, создали целую культуру письма. Писали в Древнем мире на разных материалах. Древние египтяне изготавливали что-то вроде грубой бумаги из тростника, который назывался папирусом. Плоские листы изготавливались вручную, после чего бледно-желтые листы склеивались в длинные полосы, которые затем наматывались на цилиндры из дерева или кости. При помощи чернил из водного раствора сажи египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. Поскольку на свитках писать было не слишком-то удобно, иногда записи делались на отдельных листах. Затем эти листы увязывались вместе, составляя что-то вроде книги. [1]
Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы изготавливали глиняные таблички. С помощью заостренных палочек они выдавливали на еще сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности обжигали в печах. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Такой набор табличек, или «страниц», и можно приблизительно считать книгой.
Книги в том виде, в каком мы их знаем, появились только в средние века. Четыре куска пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа. Затем их вкладывали один в другой: в сумме получалось 8 листов, или одна секция. Готовые секции отправляли писцу. Он писал текст. Писец разъединял листы и работал над каждой страницей отдельно. Пергамент был достаточно плотен, чтобы писать с двух сторон. Затем законченные секции отправлялись к переплетчику. Он сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки. Концы бечевок продевались через отверстия в дереве, чтобы скрепить секцию и обложку. Затем на деревянные обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались и бережно хранились. Большинство книг в средние века были написаны на латинском языке. [5]
1.2 Начало книгопечатания
Первые книги Гутенберга появились в Германии в 40-х гг. XV века. Почва для этого изобретения была подготовлена: к концу 1500 г. книги выпускали уже в 200-300 городах Европы, где действовало 1100-1700 типографий. В них было отпечатано 35-45 тыс. изданий, а общий тираж их мог доходить до 20 млн. За первые 50 лет книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого.
В XV веке книгопечатание распространилось по всей Европе. В начале 1560-х годов в Москве был организован Печатный двор. Место для постройки Печатного двора Иван Грозный выбрал в центре города на Никольской улице вблизи Заиконоспасского монастыря. Царь не жалел денег на строительство типографии и обзаведение всем необходимым.Главным ее деятелем стал Иван Федоров, человек, который посвятил всю свою жизнь книгопечатанию.Выбор пал на Ивана Федорова неслучайно. Он владел разными ремеслами (был переплетчиком, переписчиком, столяром, пушечным мастером, знал типографское дело). Это был очень образованный человек. Он имел университетское образование, знал греческий язык и латынь, был хорошо знаком с литературой. Иван Фёдоров придумал русский печатный шрифт, много времени пришлось потрудиться ему над отливкой литер-букв. Когда их оттискивали на бумаге, то они не отличались от рукописных букв. Много труда ушло и на изготовление разнообразнейших заставок, рисунков большого и малого размеров. Иван Фёдоров был первым наборщиком и первым корректором. Он сам рисовал и гравировал.
Главным помощником русского первопечатника стал Петр Мстиславец (Тимофеев), прозванный так потому, что был родом из белорусского города Мстиславля. [1]
Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета — Деяния Апостолов и их Послания). Она выглядела внушительно, красиво и напоминала рукописную книгу. Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 года (по старому стилю) или 14 марта 1564 года (по новому стилю). 1564 год считается началом всего русского книгопечатания.
Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Тираж издания составил 2000 экземпляров (сохранилось около 60). В книге 267 листов. Она напечатана на плотной голландской бумаге хорошегокачества.
Разнообразна и необычна иллюстративная часть книги. Перед текстом помещена гравюра с изображением апостола Луки. Его фигура вставлена в художественно оформленную рамку. Первопечатники стремились создать эталон книгопечатания.
Первая печатная книга, выпущенная Петром Мстиславцевым и Иваном Федоровым, на Руси, до сих пор является реликвией нашей Великой Державы.
Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года , называют инкунабулами . Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания. Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.[4]
В Иркутске первая публичная библиотека была открыта 3 декабря 1782 года. Прибывший в Иркутск в 1779 г. на должность губернатора генерал-майор Франц Николаевич Кличка перед выездом из Санкт-Петербурга имел аудиенцию у императрицы Екатерины II. Наряду с другими Ф.Н. Кличка поднял вопрос «об основании в здешнем отдалённом краю книгохранительницы». Екатерина II благосклонно отнеслась к этому и «повелела отпустить из казны в Императорскую Академию наук 3000 рублей с тем, чтобы из оной на сию сумму отправлены были в Иркутск, как на российском, так и на других языках книги».
Место под библиотеку было выбрано в центре города вблизи Тихвинской площади по улице Семинарской. Недалеко от библиотеки находились Богоявленский собор и паромная переправа через Ангару. Здание, предназначенное одновременно и для «музеума», и «книгохранительницы», представляло из себя трёхэтажную постройку, фасад которой в восемь окон выходил на площадь. Конструкция здания была необычна: два верхних каменных этажа возвышались над землёй за счёт нижнего этажа, наполовину заглублённого в землю.
На фронтоне здания имелась надпись: «Матерью Отечества дарованных книг хранилище, сооружённое попечением начальства и иждивением граждан». Это была вторая (после Тулы) провинциальная публичная библиотека в России.
В фонд библиотеки поступило много изданий от Российской Академии наук и от граждан города, а также немало книг было приобретено за наличные деньги. Среди книг имелись и очень ценные и редкие издания. Например, такие, как комплект знаменитой энциклопедии под названием «Словарь наук, искусств и ремёсел», составленной выдающимися французскими учёными и философами XVIII в. Имелись книги не только на русском, но и на французском, английском и немецком языках. Уже в начале 1783 г. в публичной библиотеке насчитывалось 1304 названия книг. Книгами мог пользоваться любой гражданин города.
Но в июне 1879 г. все книги библиотеки, кроме находящихся на руках, были уничтожены пожаром. Такова судьба первой в Иркутске публичной библиотеки.
На сегодня, в Иркутске, имеется более 40 библиотек.
1.3 Способы печати
Полиграфия – этотехника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного слоя с печатной формы на бумагу или другой материал. Процесс переноса изображения с печатной формы на бумагу называется печатанием. В полиграфии применяются три основных способа размножения текста и иллюстраций: высокая, глубокая и плоская печать.
Высокая печать – самый старый из них. Как на то указывает само название, при таком способе печатающими являются рельефные элементы печатной формы, возвышающиеся над пробельными элементами. Печатание осуществляется, когда печатающая поверхность, покрытая краской, прижимается к бумаге.
При глубокой печати печатающие элементы печатной формы, наоборот, заглублены. Краска наносится на всю поверхность формы, а затем стирается так, что остается только в углублениях, соответствующих изображению. [1]
Когда к форме глубокой печати прижимается бумага, краска переходит из углублений на бумагу подобно влаге, впитываемой полотенцем. Печатающие и пробельные элементы формы плоской печати расположены на одном уровне. Поверхность формы химически обрабатывается так, что печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные ее не принимают.
Производство всякой печатной продукции начинается с набора. Набор для высокой печати может выполняться ручным или машинным способом. [3]
Типографский шрифт изготовляют в виде отдельных литер разных размеров и гарнитур и поставляют в виде комплектов, содержащих все прописные и строчные буквы, цифры и знаки препинания одного размера и одной гарнитуры. Высота (кегль) шрифта измеряется в не метрических единицах – типографских пунктах. В России стандартный размер пункта равен 0,376 мм. При монотипном наборе в России пользуются англо-американским пунктом, равным 0,3528 мм (1/72 дюйма).[3]
Машинный набор. Машинный набор выполняется, конечно, быстрее ручного. Существуют три основных вида наборных машин для высокой печати: строкоотливные, буквоотливные и крупнокегельные строкоотливные. Все они на самом деле не производят набор типографского шрифта, а отливают шрифт из расплавленного металла.
Строкоотливные наборные машины (линотипы) набирают текст в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. Каждая такая машина состоит из клавиатуры, магазина и отливного и разборочного аппаратов. При нажатии клавиши с обозначением буквы из магазина выбирается металлическая матрица, которая служит литьевой формой соответствующей буквы. Из матриц составляются целые строки, которые затем механически переносятся в отливной аппарат. Здесь матрицы заливаются расплавленным металлом, и он быстро остужается. Отлитая строка выталкивается из машины, после чего разборочный механизм возвращает матрицы в магазин.
Буквоотливная наборная машина (монотип) состоит из клавиатурного и отливного аппаратов. При нажатии клавиши на бумажной ленте пробивается кодовая комбинация отверстий, соответствующая данной букве. В отливном аппарате, где имеются матрицы для всех букв, по бумажной ленте автоматически отливается набор.
В крупнокегельных строкоотливных машинах машинный набор сочетается с ручным. Собранные вручную строки из матриц вводятся в отливной аппарат, в котором отливается набор.
Быстрота выполнения – не единственное преимущество машинного набора перед ручным. Например, набор, осуществленный машинным способом, и разбирается механически, а не вручную. Кроме того, поскольку при машинном наборе шрифт каждый раз отливается заново, отпадают трудности, связанные с постепенным износом шрифта.[3]
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Набор текста ручным способом
Затем мне дали верстатку – это такой специальный металлический прибор, в который вкладываются литеры. Он очень тяжелый, его необходимо держать, чуть наклонив, иначе все буквы упадут. В левой руке я держала верстатку, а правой ставила в него буквы. Когда текст был набран, я перенесла его на верстальный стол, стянула шпагатом и закрепила в верстальной раме. После этого убрала шпагат и обложила (закрепила) тяжелыми металлическими брусками (в типографии их называют бабашками) [7] в печатной раме. Эту раму вставила в печатную машину, закрепила. В машине есть специальные валики, они покрыты типографской краской. Когда рама была вставлена в машину, я нажала на рычаг и валики стали прокатываться по раме, покрывая ее краской. Затем подается бумага и в итоге получается оттиск, то есть, тот текст, который я набирала, отпечатался на бумаге.
Когда весь процесс был закончен, результат был на «лицо». В руках я держала плоды своей работы – это несколько листков бумаги с напечатанным мною текстом. Чувство радости и гордости меня переполняло.
2.2 Анкетирование, результаты
Чтобы выяснить, знают ли ученики, какие способы набора текста существуют, мы провели опрос. В проведенном нами исследовании участвовало 18 человек. Вопросы предложенной анкеты см. в приложении 1.
Попали в переплёт: Как печатают книги
Сегодня мы расскажем, как появляются на свет книги.
Понятно, что рождается книга гораздо раньше, задолго до типографских работ. Сначала в голове автора, потом важные мысли оказываются в набросках, затем — в окончательном варианте. Книгу читают редакторы и корректоры, оформляют дизайнеры-верстальщики, много чего еще с ней происходит, прежде чем она отправляется в типографию — место, где Ее Величество Книга обретает телесную оболочку.
Печать книги — дело небыстрое, проходит в несколько этапов. Чтобы охватить их все за один визит, мы посмотрели работу типографии на примере не одной, а нескольких книг, которые в тот день печатались в типографии. Но все процессы покажем и обо всех расскажем.
Проект Myslo «Как всё устроено» напросился в гости в тульскую типографию «Борус».
Перед вами типографский цех.
Перед тем как попасть непосредственно в производство, заказ проходит допечатную подготовку. Нужно проверить, правильно ли все сверстано, и сделать спуск полос: расположить страницы будущей книги на большом листе, чтобы впоследствии листы книги были правильно расположены.
А дальше — собственно сам типографский процесс. О нем нам рассказала мастер производства типографии «Борус» Наталья Матросова.
– Время идет, совершенствуются машины, материалы, всё автоматизируется, но суть не меняется: изображение, то есть будущие страницы книги, располагается на алюминиевых листах (формах). Каждой краске соответствует своя форма. Основных цветов четыре: голубой, пурпурный, желтый и черный. На языке печатников они звучат как CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key color (контур). Смешивая эти цвета, можно получить любой другой цвет.
У каждой краски свой процент заливки. Задача печатников — смешать краски в нужной пропорции, чтобы воплотить задумку автора и художников.
Эта машина (эдакий своеобразный принтер) готовит алюминиевые формы со специальным фоточувствительным слоем для будущей печати. Вот как они выглядят:
Для каждой краски пластина своя, важно, чтобы они были правильно и четко совмещены. Весь процесс очень похож на то, как раньше печатали фотографии. После того как машина нанесла контуры будущего изображения, форма отправляется в проявочную машину.
На каждой форме есть специальные цветовые шкалы для печатников, по которым специальным прибором (денситометром) сверяют количество залитой краски. Эти же служебные метки запечатывают и на полях готовых листов книги.
Помимо цветных шкал на формах, а потом и на отпечатанном тираже, есть много всяких служебных меток: крестики, линеечки и пр. После печати их просто срежут.
Готовые формы отправляются в печатную машину.
Для каждого цвета в машине свой узел — печатная секция, валик, емкость с краской.
Помимо четырех основных цветов, о которых мы уже рассказали, в типографской машине есть и еще один узел – для «заказных» цветов, его называют пантон.
Пантон дает возможность получить такие цвета и оттенки, которые выходят за рамки цветового охвата CMYK-красок, или добавить «экзотические» цвета — люминесцентные, металлизированные.
Выбирающему краски заказчику показывают палитру — пантонный веер. Женщины поймут: как в маникюрном салоне!
Чтобы печатник не ошибся, он ориентируется на макет будущей книги:
Когда мы были в «Борусе», там как раз готовилась к выпуску книга заслуженного художника России, туляка Александра Майорова. Точнее, даже не книга, а альбом с его лучшими за 40 лет работами. Цветопередача очень важна, а художнику — особенно, поэтому Александр Ильич лично контролировал процесс.
Первые листы из печатной машины выходят пробные – печатники подстраиваются под макет, сравнивают цвета, налаживают машины. «Пробники» проверяют здесь:
Некоторые служебные метки можно разглядеть только под лупой.
Что-то пошло не так? Настроим!
Когда все налажено, печатная машина начинает «гнать тираж» — печатать основную массу страниц будущей книги. Здесь мы видим листовую печать (бывает еще рулонная). Мастер настраивает подачу листов в машину.
Листы закрепляются, после этого машина сама будет брать по одному листочку и отправлять в печать. С двух сторон кипа обдувается потоками воздуха, чтобы листы были легче и подавались в машину по одному. Воздух идет из этих трубок:
Бумага проходит через все валики, каждый из которых наносит на нее свою краску. Между ними — быстрая сушка, чтобы краска не пачкалась и не было оттисков на других листах.
Затем готовые листы в стопках идут на фальцовку: специальная машина сгибает их в нужных местах и складывает в тетрадки.
Далее тетрадки могут пойти на разные станки, в зависимости от того, каким будет переплет. Некоторые отправляются на сшивку к брошюровщицам ниткошвейной линии.
Тут все устроено почти как в обычной швейной машине: нитки, иголки, шпульки, катушки, только иглы не прокалывают стопку бумаги, а лишь сшивают ее. Дырочку машина пробивает крепким шилом.
Страницы книг и другой печатной продукции могут ламинировать специальной пленкой. Это тоже делает машина.
А пока тетрадки фальцуют, собирают и шьют, мы отправляемся делать обложку.
Обложка нашей книги будет жесткой, ее изготовление — отдельный процесс, где-то автоматизированный, где-то ручной.
Все начинается с заготовок из картона.
Детали будущей обложки (крышки) из плотного картона вырезают, сгибают, проклеивают.
Кстати, в типографии применяют специальный клей.
В холодном состоянии он гранулированный, машина растапливает его и уже горячим наносит на склеиваемые поверхности. Предварительно такой корешок обрабатывается фрезой.
С помощью горячего клея получается, например, самый простой переплет. Он не такой долговечный, но зато не затратный.
Но даже прошитые книги нуждаются в проклейке. Это также делает специальная машина.
Оставляем обложку в покое и отправляемся к содержимому книги. Его сейчас как раз ровняют, обрезая специальной машиной.
Бумажные отходы после обрезки отправляются в макулатуру.
На корешок блока нашей книжки теперь нужно приклеить каптал — это два кусочка ленты (сверху и снизу), которые еще крепче будут держать странички. При желании добавляется ляссе — тканевая закладка.
Наша книга почти готова! Перед тем как поместить ее в обложку, на первый и последний лист приклеиваются, соответственно, форзац и нахзац. Кому-то белые, кому-то цветные — по желанию заказчика. Это та самая плотная страничка, на которой потом появляется: «Дорогому Иван Иванычу с пожеланием не хворать, на долгую память».
Осталось совсем немного. Блок вклеивается в обложку. Затем специальный аппарат сдавливает корешок книги, чтобы придать ему привычную нам форму — с небольшим желобком вдоль корешка.
Книжки отправляют сохнуть под пресс, откуда они выходят ровными и красивыми…
…а потом — на упаковку.
. А теперь можно читать! Сейчас на чем только не читают тексты: на планшетах и компьютерах, электронных читалках и смартфонах. Настоящая книга – это другое. Мы не читаем «текст на книге», мы читаем саму Книгу. Бумажную, со множеством страниц, в переплете, с неповторимым ароматом свежей типографской краски или, наоборот, чуть пыльным запахом книжной мудрости и опыта. Увлечет ли нас сюжет в новой книжке или навеет воспоминания засохший цветочек между страницами старого любимого издания? И то и другое одинаково здорово!