Как мыть уши при омовении
Условия малого омовения
Условиями малого и полного омовений являются:
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.
2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.
3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.
4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.
5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.
6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).
7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.
8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.
Обязательные действия (арканы) омовения
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:
1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.
Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.
Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.
Желательные действия (сунны) омовения
Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.
С намерением выполнить сунны омовения желательно:
Нежелательные действия при совершении омовения
Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:
1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.
Когда желательно обновить омовение
Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.
Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения
В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.
Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение
Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Частичное омовение тела
Всевышний Аллах в священном Коране сказал:
يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين
Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно)».
Знайте, что частичное омовение тела (вузуъ) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий дается вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.
Условия частичного омовения
Условиями частичного омовения тела являются:
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.
2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.
3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.
4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.
5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.
6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).
Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы (Истихаза – кровотечение из матки женщины при болезни), совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:
1. Ждать наступления времени совершения намаза.
2. Подмываться.
3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо, обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.
4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.
5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.
Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.
Порядок совершения частичного омовения
1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.
2. Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.
3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузуъ) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).
При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду»
(«ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
«Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh».
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).
В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.
4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.
5. После этого обязательно один раз, но рекомендуется три раза помыть руки, включая локти. Сначала моем правую руку, а затем левую.
6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.
7. Рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны.
8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу. Рекомендуется же мыть их три раза, начиная с правой ноги.
На этом омовение завершается.
Обязательные действия частичного омовения
Из описанных выше действий частичного омовения тела, обязательными являются шесть:
1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.
2. Полное мытье лица, от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), ее достаточно помыть поверхностно.
3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно.
4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.
5. Мытье ног, включая щиколотки.
6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.
Обстоятельства, нарушающие частичное омовение
Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:
1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.
2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены или молочная сестра). Прикасаться преднамеренно к коже чужой женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести, семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).
3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.
4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».
Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.
Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».
Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.
Желательные действия частичного омовения
Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:
1. сидеть лицом к Каабе;
2. произнести: «Исти‘азу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения;
3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);
4. чистить зубы сиваком (веточки и корни дерева арак);
5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;
6. мыть лицо за его границами;
7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);
8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно.
9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;
10. протирать между пальцами рук и ног;
11. промывать густую бороду до корней волос;
12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);
13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;
14. мыть с протиранием;
15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;
16. не расходовать сверх меры воду;
17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;
18. после омовения побрызгать немного воды ниже пояса;
19. после совершения омовения рекомендуется произнести «Шахаду» и специальную мольбу.
Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершенные (во время между двумя намазами) малые грехи».
Нежелательные действия частичного омовения
Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:
1. омовение частей тела более или менее трех раз;
2. мытье в начале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);
3. встряхивание воды с частей тела;
4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;
5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;
6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);
7. ведение посторонних разговоров при омовении;
8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;
9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;
10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;
11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ритуальное омовение
Раздел шестой. Ритуальное омовение (вуду).
Омовение – это ритуальное очищение мусульманина, которое устраняет так называемое состояние хадас. Иными словами, омовение – это использование воды на определённых частях тела, начинающееся с намерения. Состояние человека без омовения называют хадасом. При совершении ритуального омовения (вуду) с человека снимаются все запреты, которые возлагались на него во время его отсутствия: разрешается совершать намаз, таваф, прикасаться к Корану и т. д. У омовения есть обязательные, желательные и нежелательные действия. Обязательные составляющие омовения делятся на две категории – обязанности, которых нужно соблюдать до омовения (шурут) и те, которые необходимо соблюдать после омовения.
Обязательные элементы омовения до вступления в него:
1. Наличие обычной воды (мау мутлак) (о пригодной для ритуального очищения воде читайте в первом разделе);
2. Протекание воды по органам, следовательно, не хватает простого прикосновения воды.
3. Отсутствие на теле всего, что может изменить свойства воды, из-за чего она становится непригодной для ритуального очищения. Например, наличие косметики, которая при смешении с водой меняет её вкус, цвет, или запах;
4. Чтобы органы омовения не были прикрыты чем-либо, что не пропускает воду до кожи. Например, слой какого-нибудь крема или лака, в частности, лак для ногтей. Это, в основном, касается макияжа. Пока макияж, изменяющий или не пропускающий воду не будет удалён, омовение не является действительным. Но если места омовения будут масляными из-за чистого и жидкого масла, то омовение считается. Тут стоит обратить внимание и на то, что омовение не принимается, если вода свободно не проникает под ногти человека из-за налипшей туда грязи, муки, мазута и т.п.
5. Для человека, который не в состоянии контролировать свои выделения, (например, страдающий недержанием мочи), условием омовения является наступление времени намаза. Следовательно, такой человек не может совершить омовение, скажем, для вечернего намаза, до наступления его времени (до захода солнца). Омовение такого типа людей имеет еще и другие отличия, о которых будет указано ниже.
Обязательные составляющие омовения:
Первое: намерение, связанное с мытьем лица, т.е. конец намерения должен быть увязан с началом мытья лица. Необходимо иметь одно из следующих намерений: «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения» или же «Я намереваюсь избавить себя от состояния хадаса». Последний вид намерения недопустим для человека, который не может контролировать свои естественные выделения. Он должен намереваться сделать дозволенным совершение намаза. Страдающие такими болезнями, как было сказано ранее, должны учесть и другие особенности;
— Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует использовать прокладки, не пропускающие выделения наружу.
— Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.
— Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.
— если он знает, что у него омовение сохранится в течение определённого времени (например, у него омовение не нарушается в течение получаса после двенадцати), то он обязан совершить намаз в это время, по мере возможности;
— совершив омовение, он обязан совершить намаз не откладывая, хотя ему и разрешается откладывание, связанное с намазом, например, для ожидания джамаата в мечети. Если же он отложит свой намаз по причинам, не имеющим отношение к намазу, то его омовение портится и для совершения намаза он обязан возобновить его;
— если он будет соблюдать вышеперечисленные условия и при совершении намаза у него нарушится омовение, то его намаз считается. Например, если страдающий недержанием мочи совершит омовение, придёт в мечеть, будет ждать джамаат, потом совершит намаз, то его намаз считается действительным, даже если в период ожидания джамаата или во время намаза у него выйдет моча.
Второе: омовение лица. Границами лица в омовении является: по вертикали – участок между обычным местом вырастания волос и там, где заканчивается подбородок (но не низ подбородка, его промывать желательно), а по горизонтали – участок между ушами. Следовательно, необходимо промывать волосы бровей, ресниц, усов, эспаньолку. Необходимо промывать как волосы, так и кожу под ними. Что касается бакенбард и бороды, то их нужно мыть и кожу под ними, если они не густые. Если же бакенбарды и борода густые, то необходимо помыть их сверху, а доводить воду до кожи под ними является сунной. Густыми считаются волосы, через которые не видна кожа.
Третье: омовение рук и локтей. Следует промывать кожу, волосы и ногти. Если часть руки отсутствует, то нужно промыть оставшуюся часть. Если рука отрезана по локоть, то необходимо омывать край оставшейся руки. Если же рука отрезана еще дальше, то нет необходимости промывать предплечье, но это является желательным.
Четвертое: протирание части головы – кожи или волос при условии, чтобы протираемые волосы были непосредственно на границе головы.
Пятое: мытье ног, включая щиколотки.
Шестое: выполнение этих обязательных пунктов омовения в строгой последовательности. Если помыть ноги до обтирания головы или обтереть голову до промывания рук, то такое омовение не считается.
Если человек без омовения окунётся в воду с намерением омовения, то у него омовение считается.
Если вместе с правильным намерением омовения иметь намерение освежиться или очиститься, то такое намерение тоже подходит для омовения.
Желательные действия омовения
— До омывания лица и до обязательного намерения, омовение желательно начать с мытья кистей рук, причем желательно знать, что их моют для ритуального очищения, а не просто так. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляхи мина щайтани рраджим» и «Бисмилляхи ррахмани ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза. Если вы забудете произнести «Бисмилях» в начале омовения, то желательно его произнести во время омовения.
Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.
Далее сердцем делается намерение для обязательного омовения, когда вода касается вашего лица: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вуду) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).
При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». «ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).
В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы, которые мы приведем ниже. Лицо желательно омыть больше положенного, включая обе стороны шеи, ибо передаётся, что все омытые части тела украсятся и будут сиять на том свете. Желательно разделять густую бороду. Для этого берут горсть воды и раздвинутыми пальцами из-под челюсти разделяют бороду. Промывая лицо, желательно прочитать следующее:
اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُهٌ وَ تَسْوَدُّ وُجُوهٌ
О Аллах! Освети моё лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица] Твоих любимцев[, и не очерняй мое лицо, ]когда очернятся лица Твоих врагов[.
Затем желательно мыть правую руку, разделяя пальцы, включая локти, до уровня плеча, три раза. Промывая правую руку, желательно прочитать следующую молитву:
اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
(О Аллах, вручи мне свитки моих земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчётом лёгким).
Затем также моют левую руку, читая следующую молитву:
اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
(О Аллах, не вручай мне свитки моих деяний слева и сзади.)
Затем смоченной в воде рукой желательно протереть три раза всю голову. Для этого желательно поставить большие пальцы на виски, а кончиками других пальцев обеих рук, соприкоснув друг с другом, обтереть голову, начиная от лба и до затылка, а после повернуть руки в обратную сторону. Если не получается протереть всю голову из-за головного убора, то желательно протереть голову, сколько получается, а далее провести рукой по головному убору. При этом желательно прочитать следующую молитву:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
«Аллахумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).
Затем рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны Для этого нужно снова увлажнить руки после обтирания головы.
اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ
(О Аллах, сделай меня из тех, кто прислушивается к сказанному и следует (придерживаются) за лучшим из услышанного).
Затем моют правую ногу, включая щиколотки, до колена, три раза. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. При мытье ног читают:
اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).
Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу.
Желательно промывать все органы подряд, не прерываясь на столько, чтобы при обычной температуре тела и климата один орган мог высохнуть до промывания следующего.
Не желательно без причины просить кого-то наливать воду для своего омовения, а просить, чтобы другой человек омыл твои органы тела ещё более нежелательно. Но если это делается по причине слабости или болезни, то в этом нет ничего нежелательного.
Не желательно без надобности вытираться после омовения, но в целях сохранения здоровья в холодное время года или же в целях сохранения чистоты в мечети разрешается пользоваться полотенцем.
После завершения омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُوَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْنيمِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَأَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِهوَسَلَّمْ
О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).
Ахмад Магомедов
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди