Как мцыри оказался в монастыре

Монастырь, как символ неволи Мцыри

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

События поэмы «Мцыри», написанной Лермонтовым, относятся к концу XVIII века.

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

Эти строки напоминают о Георгиевском трактате «О переходе Грузии под протекторат России». Историю несостоявшегося монаха Лермонтову рассказал, старый монах, вероятно, доживавший свой век в этом монастыре. История чрезвычайно поразила поэта. Он увидел в этом мальчике родственную душу, понял его переживания, думы. Но не сразу он приступил к написанию поэмы. Историю он услышал в 1837 году, во время первой ссылки, а поэма была написана 2 года спустя.

О монастырской жизни

Прежде чем говорить о Мцыри, следует вспомнить немного историю христианства, историю возникновения монастырского быта. Первые монастыри объединяли добровольных последователей Христа, которые стремились защититься от недружелюбного мира язычников и идолопоклонников. Огражденные стенами, христианские монахи отказывались от светских удовольствий, жили по уставу, трудились, молились, защищались.

До некоторых пор монашество было добровольным, пока церковь не объединилась с государством. В средневековье было в порядке вещей ссылать в монастыри неугодных властям. В монастырь могли сослать мужья своих поднадоевших жен (как, например, Петр 1 сослал свою первую жену Екатерину Лопухину), неугодных политиков. В средние века на Руси имели место случаи замены казни монастырем. Хотя в основе монастырского устава считался добровольный постриг, этот пункт нередко нарушался. Мало кому удавалось доказать насильный постриг и покинуть монастырь. Может быть, именно тогда, в средние века монастыри стали символизировать собой неволю. Отсюда нельзя было уйти. Решение принималось окончательно и навсегда.

Мцыри в монастыре

Мцыри попал в монастырь пятилетним ребенком случайно. Его из семьи увез русский генерал. Увез, скорее всего, потому, что семья ребенка была убита в неравном бою. Мальчик стал свидетелем гибели родителей, и это произвело на нго такое сильное впечатление, что он заболел. Поэтому генерал принял решение оставить его в монастыре, в надежде, что монахи достойно похоронят умирающего ребенка. Но ребенок выжил. Может быть, помогли молитвы монахов, может быть, хороший уход. А скорее, и то, и другое. Малыш выжил, и монахи оставили сироту у себя. Они не особо задумывались о его мусульманской вере. Они окрестили ребенка, обучили своему языку и воспитывали как истинного христианина и будущего монаха. Никто не задумывался о том, а нужна ли монашеская жизнь подросшему юноше?

Мальчик рос, превращался в мужчину, у него были собственные мечты, идеалы, вера. Он никогда не капризничал, не бунтовал, делал все то, что должен был делать послушник в монастыре. Но юноша мечтал вернуться в родной аул. Он знал, что приняв постриг, он не сможет никогда покинуть это место. Мцыри смотрел на монастырь, как на символ неволи, и в один прекрасный вечер, когда бушевала гроза, и небо метало стрелы молний, он бежал.

Оказавшись заточенным в монастырских стенах, юноша не жил полноценной жизнью, не ощущал радость от жизни. Даже на смертном одре он мечтал о свободе и родном крае. Мцыри всю жизнь стремился преодолеть тюрьму духовную и физическую, каковым был для него монастырь, где ему приходилось говорить на чужом языке и видеть чужих людей.

Источник

Мцыри

История персонажа

Главный герой одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Молодой человек, с детства запертый в монастыре против собственной воли. Погибает вскоре после того, как ему удается сбежать.

История создания

Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями. Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе. Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году.

Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни. Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыреМцыри

Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб. Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму. Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.

В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом или тигром распространен в народной грузинской поэзии. Название поэмы первоначально звучало как «Бэри», что в переводе с грузинского означало «монах». Позже автор заменил название на «Мцыри» — слово, которое означало одновременно и «послушник», и «чужеземец», что точнее отражало суть происходящего в поэме. Редактируя поэму позже, Лермонтов выкинул часть текста, вероятно, опасаясь цензуры. В этих строках Мцыри жалуется, что вместо родины Бог дал ему тюрьму.

Поэма «Мцыри»

Герой сохранил качества, присущие горцам, — страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыреИсповедь Мцыри монаху

Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое — отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.

Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре. Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось. Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыреПобег из монастыря

Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными. Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.

Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин. На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, — саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей. Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.

До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал. В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь. Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.

Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.

Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыреИллюстрация к произведению Лермонтова «Мцыри»

Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна — Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.

Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы. Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь. Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.

Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым. Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы». Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыреМонах

Герой — свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания — снова увидеть родину и семью.

Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыреМцыри любуется красотой гор

Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы — воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.

Источник

Мцыри (герой)

Мцыри (в переводе с грузинского «послушник») – главный герой одноименной романтической поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова. В центре сюжета – судьба юноши, волею случая оказавшегося в старинном грузинском монастыре. Произведение, написанное в форме исповеди, дает яркое представление об образе Мцыри, о его воспоминаниях и сокровенных мечтах, главной из которых является мечта о свободе.

Описание героя

Предыстория Мцыри

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри

Шестилетний мальчик, живший в одном из горных селений, был взят в плен русским генералом. По дороге в Тифлис ребенок тяжело заболел, и генерал оставил его в одном из монастырей под присмотром местных монахов. Мальчик выздоровел и остался в обители, где провел годы детства и отрочества.

Юный пленник долго привыкал к жизни в монастыре. Сначала он настороженно присматривался к монахам, но видя их доброе отношение, перестал дичиться, начал понимать незнакомый язык, сердце его постепенно оттаяло. Он выполнял обязанности послушника и никогда не покидал стен обители. Вместе со всеми трудился на благо монастыря, был окрещен и исправно служил в церкви, вознося молитвы богу.

Духовные страдания Мцыри

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Иллюстрация Д. Константинова

Шли годы, Мцыри свыкся с окружающей обстановкой и людьми, но все время ощущал себя совершенно чужим и одиноким. Затворническая жизнь угнетала его, он чувствовал свое предназначение в чем-то другом и мучительно старался понять – кто же он? Романтик в душе, он не хотел мириться с тем положением, которое ему определила судьба. Его память хранила воспоминания об иной жизни, «где люди вольны, как орлы». Мцыри любил смотреть на восток, в такие минуты перед ним возникали смутные очертания селения, расположенного высоко в горах, образы сестер и отца. Трагизм его положения состоял в том, что он был «душой дитя», наполненное жаждой жизни, но «судьбой монах», то есть человек, вынужденный отречься от жизненных радостей. Неприятие реальной действительности и пронзительная тоска по родине соединялись в нем и порождали острую мечту о свободе. Внешнее смирение Мцыри в период жизни в монастыре не имело ничего общего с его страстной, свободолюбивой натурой. Поэтому единственный выход из этой ситуации юноша видел в побеге, к которому готовился уже давно. Его единственной мечтой было:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Побег на свободу

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Иллюстрация И. Глазунова

За стенами монастыря Мцыри ожидал огромный и прекрасный мир с неповторимой природой Кавказа. С детства лишенный возможности созерцать красоту родных мест, испытывать единение с грозой и бурными потоками, наслаждаться цветущими долинами и заснеженными вершинами, Мцыри впервые познал абсолютное счастье. Три дня свободы подарили юноше такие впечатления, о которых он даже не подозревал, находясь в мрачных застенках обители.

Одним из самых ярких моментов стала встреча с юной грузинкой. Девушка спускалась к берегу, чтобы набрать воды, и ее красота и волшебное звучание песни восхитили Мцыри. Нахлынувшее на него чувство не имело ничего общего с телесным волнением молодого мужчины. Оно было лишено того физического и приземленного, чем всегда сопровождается любовная страсть. То, что испытывал Мцыри, было возвышенным и прекрасным и относилось лишь к духовной сфере героя, способного непорочно воспринимать женскую красоту.

Скоро Мцыри убедился в том, что мир может быть не только прекрасным, но и полным опасных неожиданностей. Особенно это касается неподготовленных к испытаниям людей, к числу которых принадлежал герой. Всю жизнь Мцыри мечтал о свободе, но оказавшись на воле, он понял, что неприспособлен к такой жизни. Мучительный голод, неумение ориентироваться, страх перед темнотой – такими испытаниями обернулась для юноши вожделенная свобода. Она поставила его перед фактом

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Иллюстрация В. Полякова

осознания своего бессилия, но и в отчаянии Мцыри не хочет принимать помощь от людей, которые остаются для него чужими. Даже свирепый барс не вызывает в нем такого отчуждения, которое он испытывает к людям. В диком звере Мцыри видит противника, достойного уважения, с которым предстоит сражаться на равных. В этой битве автор показывает не покорного послушника, проводившего все время за молитвой, а жестокого и грозного бойца, одерживающего победу над хищным и сильным зверем.

Несколько дней непрерывных блужданий и раны на теле после схватки с барсом окончательно лишают героя последних сил. Его отчаяние усугубляется осознанием того, что он заблудился, когда снова вышел к стенам ненавистного монастыря. Душевная безысходность сказывается на физическом здоровье героя, и он теряет сознание. В таком состоянии его находят монахи и вновь возвращают в обитель.

Исповедь

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Иллюстрация Л. Пастернака

Исповедовавший Мцыри старец спросил у него, по какой причине он сбежал из монастыря? Монах помнил, как генерал передал ему в руки умирающего мальчика, сколько сил ему пришлось вложить, чтобы выходить ребенка и стать ему духовным наставником. Он не сомневался в том, что Мцыри дорожил таким участием и прекрасно чувствовал себя в стенах обители. Старик не догадывался, что во взрослеющем послушнике назревает протест против заточения в неволе, поднимается волна свободолюбия, желание жить полноценной жизнью независимого человека.

Юноша упрекает старца в том, что спасение обернулось для него неволей, а возвращение в монастырь страшнее, чем жестокая схватка с диким барсом. Несмотря на свою мечту, Мцыри так и не смог найти дорогу на родину. По его словам, «на нём печать свою тюрьма оставила». Он понимает, что его побег был обречен на неудачу и сравнивает себя с тепличным цветком, мечтающим оказаться в саду. Но когда на небе зажигается восход, нежный цветок сгорает под первыми лучами южного солнца.

Роль героя в произведении

Автор противопоставляет спокойную, но не лишенную пороков жизнь цивилизованного общества, в котором люди чувствуют себя рабами условностей, дикой и необузданной природе, дающей человеку духовное освобождение. М.Ю. Лермонтов воспевает стремление к свободе и любовь к отечеству, как важнейшие ценности человеческой жизни.

В образе главного героя заключена трагедия личности, насильно изолированной от окружающего мира со всеми его проявлениями: безграничными возможностями, красотой, рисками и опасностями. Внешне человек может свыкнуться с жизнью в неволе, но его душа не станет мириться с неполноценностью своего существования. К сожалению, те умения, которые были необходимы Мцыри для жизни в настоящем мире, так и остались в зачаточном состоянии из-за долгого пребывания в монастыре. Герой на самом деле был подобен цветку, никогда не видевшему солнца. Это же солнце, о котором так мечтал Мцыри, убило его своими жаркими лучами.

Развитие героя по мере сюжета

Подобно всем романтическим героям, образ Мцыри лишен ярко выраженной эволюции. Тем не менее, развитие героя на протяжении сюжета состоит в изменении его духовных переживаний. Сначала Мцыри питает надежды, что предстоящий побег откроет ему путь к долгожданной свободе. Оказавшись на воле, герой испытывает восторг и упоение, которые вскоре сменяются осознанием иллюзорности мечты вновь оказаться на родине. Невозможность отыскать дорогу домой лишает героя последних сил. Он падает и приходит в себя все в том же монастыре, куда его принесли сердобольные монахи. Герой понимает, что умирает, но причиной его смерти становится не физическое измождение, а нежелание провести остаток жизни в неволе.

Отношение автора к герою

М.Ю. Лермонтов с любовью относится к своему герою. Так, он дарит Мцыри три дня, во время которых юноша наслаждается не только свободой, но и первым, еще неизведанным чувством любви к молодой девушке. В борьбе со свирепым барсом Лермонтов показывает бесстрашие героя, его силу и отвагу. Мечта о свободе приводит Мцыри к смерти, но умирает он несломленным и счастливым от того, что хоть какое-то время смог побыть свободным. Он никого не винит, понимая, что сам стал заложником обстоятельств, лишь небольшая грусть навсегда остается в его сердце. Мцыри проигрывает в своей борьбе за свободу, но для поэта это не самое главное. Он ценит в своем герое силу воли, бесстрашие, любовь к своим корням.

Прототипы

Существует версия, что в основе сюжета поэмы лежит реальный эпизод из жизни М.Ю. Лермонтова. По дороге в свою первую ссылку на Кавказ поэт встретил одного монаха, который рассказал ему свою историю. Его, тогда еще маленького ребенка, взял в плен генерал Ермолов. В дороге мальчик заболел, и Ермолову пришлось оставить его в одном из монастырей. По словам монаха, он долго не мог привыкнуть к суровой обстановке, царившей в обители, и несколько раз пытался сбежать. Очередной побег едва не закончился его гибелью. После этого он оставил мечты о свободе и навсегда остался в монастыре.

Другим вероятным прототипом мог стать известный художник П.З. Захаров. В детстве его похитил и привез в Тифлис все тот же генерал Ермолов. Цель, которую преследовал этот человек, до сих пор остается неизвестной.

Ряд литературных критиков, лично знавших М.Ю. Лермонтова, находят поразительное сходство поэта с его героем. И тот, и другой отличались страстностью натуры и постоянным стремлением к свободе. Лермонтов, как и его герой, с детства был оторван от родных и после смерти матери воспитывался у бабушки. Если тюрьмой для Мцыри стал реальный монастырь, то для Лермонтова такой тюрьмой стала реакционная обстановка, царившая в то время в России. Ее силы подавляли малейшее проявление инакомыслия и свободолюбия. Для поэта и его героя Кавказ становится олицетворением свободы и вольности.

Экранизация героя

В 1977 году режиссером Заалом Какабадзе был поставлен телевизионный фильм-балет «Мцыри» по мотивам одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова. Музыку к фильму написал композитор Давид Торадзе, главную партию исполнил известный артист балета Михаил Лавровский.

Источник

История жизни мцыри в поэме “мцыри” лермонтова: судьба, биография в цитатах

Мцыри

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Главный герой одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Молодой человек, с детства запертый в монастыре против собственной воли. Погибает вскоре после того, как ему удается сбежать.

История создания

Писатель Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями.

Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе.

Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году.

Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни.

Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.

Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб.

Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму.

Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.

В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом или тигром распространен в народной грузинской поэзии. Название поэмы первоначально звучало как «Бэри», что в переводе с грузинского означало «монах».

Позже автор заменил название на «Мцыри» — слово, которое означало одновременно и «послушник», и «чужеземец», что точнее отражало суть происходящего в поэме. Редактируя поэму позже, Лермонтов выкинул часть текста, вероятно, опасаясь цензуры.

В этих строках Мцыри жалуется, что вместо родины Бог дал ему тюрьму.

Поэма «Мцыри»

Главный герой Мцыри в юные годы

Шестилетним мальчиком героя взял в плен некий русский генерал и увез из родных краев. В дороге ребенок заболел, и генералу пришлось оставить мальчика в монастыре.

Там ребенка удерживали насильно, и Мцыри против воли пришлось стать монахом.

Герой сохранил качества, присущие горцам, — страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.

Исповедь Мцыри монаху

Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое — отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.

Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре.

Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось.

Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.

Побег из монастыря

Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными.

Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.

Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин.

На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, — саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей.

Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.

До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал. В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь. Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.

Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.

Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.

Иллюстрация к произведению Лермонтова “Мцыри”

Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна — Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.

Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы.

Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь.

Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.

Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым.

Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы».

Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.

Герой — свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания — снова увидеть родину и семью.

Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.

Мцыри любуется красотой гор

Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы — воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.

Цитаты

«Старик! я слышал много раз,Что ты меня от смерти спас —Зачем. Угрюм и одинок,Грозой оторванный листок,Я вырос в сумрачных стенахДушой дитя, судьбой монах.Я никому не мог сказатьСвященных слов «отец» и «мать».«Я мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б мог»

История создания поэмы “Мцыри” Лермонтова :

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Лермонтов – знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, художник. Он с раннего детства отличался богатым воображением, которое еще в юном возрасте стало его спасением – будущий поэт страдал золотухой.

В собственных грезах он находил пристанище от физической боли, которая преследовала его. Со временем маленький Миша начал писать стихи.

И хотя по желанию бабушки Михаил Юрьевич строил карьеру военного, в душе он оставался романтичной, страстной натурой, настоящим поэтом.

Лермонтов в своем творчестве сочетал личные, гражданские и философские мотивы. Его поздние произведения отличает мудрость, которая приходит лишь с годами и опытом. Одну из его лучших поэм – “Мцыри”, написанную за несколько лет до смерти поэта, мы и рассмотрим.

О “мцыри”

Поэма была опубликована в 1840 году, в сборнике “Стихотворения М. Ю. Лермонтова”. А в 1842 Лермонтов был убит. Это одно из последних творений поэта, жемчужина его творчества. История создания поэмы “Мцыри” также очень интересна. Ее мы рассмотрим ниже.

Назвать поэму “Мцыри” Лермонтов решил не сразу. Изначально он планировал дать своему герою имя Бэри, что означает на грузинском “монах”, но позже изменил свое намерение. Он хотел наделить юношу жаждой жизни и любви, поэтому назвал его “послушником” – Мцыри. Однако это слово имеет и другое значение. Мцыри называют человека, оторванного от дома и выросшего в чужом краю.

Эпиграф к поэме изначально гласил On n’a qu’une seule patrie, что означает “Каждый имеет только одно отечество”. Однако позже Лермонтов изменил его на цитату из Ветхого Завета: “Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю”.

Лермонтов также из соображений цензуры убрал из поэмы отрывок, где Мцыри упрекает Бога за то, что дал ему вместо дома тюрьму.

Перед тем как рассмотреть краткую историю создания поэмы “Мцыри”, обсудим ее краткое содержание.

“Я мало жил – и жил в плену”

В месте слияния рек Арагвы и Куры издавна стоял монастырь. Молодой послушник монастыря Мцыри был захвачен в плен генералом Ермоловым после битвы с горцами. Ребенок заболел в пути, и генералу пришлось оставить его среди монахов.

Мальчик рос нелюдимым. Он тосковал по родине, мечтал увидеть близких. Даже отеческая любовь одного из монахов не приносит мальчику облегчения. Он сбегает незадолго до пострига, желая вернуться домой.

Через три дня юношу находят в бесчувственном состоянии в степи и приносят в монастырь. Он исповедуется старому монаху, который все детство опекал его. Мцыри говорит, и монолог его наполнен болью.

Нет, он не жалеет, что пытался отыскать родину. Он жалеет лишь о том, что вырос вдали от дома, в “монастырской тюрьме”. Эти три дня, которые он скитался по дикой местности, оказались самыми яркими и интересными в его жизни.

Он чувствовал, как внутри него кипит жизнь.

После горячей исповеди юноша умирает, хотя напрямую автор не пишет о его смерти. Но читатель без труда читает печальный конец между строк. Теперь юноша наконец освободился телесно и духовно.

А теперь перейдем к обсуждению краткой истории создания поэмы Лермонтова “Мцыри”.

Как создалась поэма “Мцыри”?

Лермонтов планировал написать поэму о монахе, погибающем в холодных стенах монастыря, еще в 17 лет. Однако в таком юном возрасте он бы не смог создать столь глубокое произведение – ему не хватало мудрости и жизненного опыта. В одной из своих заметок в 1831 году поэт написал: “Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…».

Самым сложным для Лермонтова было найти идеалы, ради которых юноша был готов погибнуть. И лишь по прошествии многих лет он нашел единственный идеал, ради которого стоило бороться и не жаль было погибнуть – свободу. Литераторы видят в характере героя тайные страсти самого поэта.

Долгий путь к шедевру

“Боярин Орша” – еще одно произведение, которое станет дополнением к “Мцыри”. Главный герой ее также является монастырским воспитанником.

Пока оба произведения остаются незаконченными – неудовлетворенный Лермонтов откладывает создание поэмы на неопределенный срок. История создания поэмы “Мцыри” Лермонтова продолжается.

Посещение Кавказа

Сам Лермонтов в 1837 году отправляется на Кавказ – его высылают прапорщиком в Нижегородский драгунский полк после стихотворения “Смерть поэта”, которое он посвятил Пушкину.

Лермонтов пробыл на Кавказе всего на несколько месяцев, но дикая красота его природы восхитила поэта.

Позже в “Мцыри” он ярко опишет эту необузданную красоту, неразрывно связав ее с душой молодого послушника, вырвавшегося на свободу.

Однако это не первое посещение Кавказа Михаилом. В детстве, чтобы поправить здоровье, он ездил туда с бабушкой.

Первым, самым ярким воспоминанием маленького поэта стала история из цикла кавказских преданий. Она повествовала о юноше, который сразился с тигром в смертельной схватке – и победил его.

Эта сцена войдет в поэму “Мцыри”, когда герой бросится на снежного барса и убьет его голыми руками.

В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, ознакомился с горским фольклором. Он лег в основу многих его произведений. Как пишет литературный историк Висковатов П. А., особенно на творчество Лермонтова повлияла старая военно-грузинская дорога, полная старинных легенд и преданий.

Последний штрих

Путешествуя по этой дороге, Лермонтов приезжает в город Мцхета, что стоит у слияния рек Арагви и Куры. Там он встречает старого монаха, жившего в монастыре поблизости города. Мужчина рассказывает ему историю, которая легла в основу поэмы.

Совсем маленьким, его привез в монастырь генерал Ермолов, так как мальчик был болен и не мог продолжить путь. Он рос, и росла его тоска по дому. Не раз юноша пытался сбежать. Однако после очередной неудачной попытки заболел, и эта болезнь едва не стоила ему жизни.

В результате юноша все же смирился с судьбой и остался в монастыре.

Но история создания поэмы “Мцыри”, тему и идею которой мы обсуждаем, более глубока, чем кажется на первый взгляд. Ведь чем-то Мцыри был схож с Лермонтовым – та же страстность, любовь к жизни, непонимание окружающих.

Почему трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри»

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

«Мцыри» — одна из лучших романтических поэм М. Ю. Лермонтова. Это плод деятельной и напряжен­ной работы. Главный герой, по определению В. Г. Белинского, является человеком у которого «огненная душа», «исполинская натура», «могучий дух».

Мцыри — обобщенный романтический образ. Его облик четко не прорисован, о его прошлом упоминает­ся лишь в общих чертах. Но автор и не стремится нам показать какого-то конкретного человека. Его цель — воспевание силы человеческого духа, неудержимого стремления к свободе.

Поэма рассказывает о юноше, страстно стремя­щемся попасть на родину.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Мцыри, воспитанный в монастыре, воспринимает его как тюрьму, душными и тесными кажутся ему ке­льи, монахи — трусливыми стражами, а он сам — ра­бом и заточенным узником. Он мечтает о своем доме и о воле:

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

О своей семье Мцыри помнит мало, отца он вспоми­нает как бесстрашного воина. И сам он мечтает сра­жаться за свободу родины.

Ему снятся сражения, в которых он одерживает победу, мысли увлекают его в «чудный мир тревог и битв».

Мцыри в душе чувствует себя воином, способным одержать верх над достой­ным соперником, теперь он убежден, «Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов».

Юноша отличался еще с детства суровой сдержан­ностью: «Ты помнишь, детские года: Слезы не знал я никогда…».

Одиночество в монастыре закалило его волю. Он живет в ожидании момента, когда можно будет вырваться на свободу, попробовать ее сладкий вкус, по-нять, наконец, смысл своего существования.

Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.

За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям.

Герой полной гру­дью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы».

Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покры­тые венцом дерев…».

Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одно­временно в противоборстве между собой. Пейзаж Кав­каза вводится М. Ю.

Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя.

Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:

…был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

М. Ю. Лермонтов наделяет героя способностью по­нимать, видеть, тонко чувствовать и любить приро­ду, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаж­дается живописным пейзажем, отдыхая от мрака мо­настыря.

В поэме нашел свое отражение и любовный мотив. Он воплотился в короткой встрече нашего героя с мо­лодой грузинкой у горного потока. Мцыри способен понять и оценить человеческую красоту. Он замечает, что девушка «стройна…

как тополь, царь ее полей…». Юноша хотел последовать за ней, но не смог, посколь­ку «цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе…».

Герой побеждает непроизвольное желание любви в своем молодом сердце, отказываясь от лично­го счастья во имя свободы.

Но мечте Мцыри не суждено было сбыться. Его ори­ентиром в дороге домой были горы, но вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал».

Наш герой в полном отчаянии. Прекрасный лес, красотой которого он наслаждался еще вчера, пением птиц которого подолгу заслушивался, становится вдруг «страшней и гуще каждый час». Гармония че­ловека и природы рушится: «…миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота…».

Мцыри оказывается теперь уже во власти враждеб­ной. И вот наступает кульминация поэмы — сцена смертельной схватки человека с барсом. Здесь с наи­высшей силой проявляются стойкость и мужество на­шего героя. Он сам «как барс пустынный, зол и дик». В момент опасности в нем просыпаются силы бойца.

Возврат к дикой природе закрыт для человека, испорченного цивилизацией, таково мнение М. Ю. Лермонтова.

Мцыри завершает свою жизнь, едва «блаженство вольности познав». Поединок с барсом стоил ему жиз­ни, раны оказались смертельными. Но герой нисколь­ко не жалеет о случившемся. Приближение смерти не ослабляет духа героя. Эти короткие три дня он жил настоящей, вольной жизнью.

Только это время он на­зывает блаженством, перед ним открылось величие природы, он познал радость победы и испытал вол­нующее действие женской красоты. Мцыри перед ли­цом смерти признается, что и теперь бы «рай и веч­ность променял» за несколько минут свободной жиз­ни среди близких и родных людей. Наш герой умирает.

Перед смертью он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет…

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему.

Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.

История создания поэмы Мцыри Лермонтова кратко

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

«Мцыри» – романтическая поэма в стихах, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Произведение увидело свет в 1840 году в сборнике под названием «Стихотворения М. Лермонтова».

Историю о том, как создавалась легендарная поэма «Мцыри», можно назвать готовым сюжетом для создания оригинального произведения. Авторская задумка на написание истории о молодом монахе возникла у Лермонтова еще в юности.

Уже тогда в голове поэта зародился сюжет, где рассказывается о 17-летнем служащем монастыря, который вырос среди монахов и с детства был окружен священными книгами. Но главной задачей автора было создание той идеи, ради которой будет страдать и за которую будет бороться главный герой.

На протяжении всего этого времени поэтом были созданы несколько промежуточных произведений, которые затем были переработаны им в одно из главных произведений Лермонтова «Мцыри».

Этими произведениями стали поэма «Исповедь», написанная в 1830 году, и созданная автором через несколько лет поэма «Боярин Орша». В первой из них рассказывается об одном герое-монахе, которого осудили на казнь за любовь.

Главный герой второй поэмы также является служащим монастыря.

Следующий важный момент в создании поэмы – это Кавказ с его величественной природой и народными сказаниями. Свидетелем всего этого Лермонтов становится еще в детстве, когда бабушка возила его на Кавказ, чтобы поправить хрупкое здоровье мальчика.

Здесь будущий поэт и получает свое первое яркое впечатление, которое через много лет вдохновит Лермонтова на создание «Мцыри». Именно здесь мальчик знакомится с кавказками преданиями, в том числе с легендой о мальчике, который сражался с тигром и победил его в жестокой схватке.

Похожая история вошла в сюжет «Мцыри» – юноша сражался с барсом и также смог его одолеть.

Повзрослев и снова посетив Кавказ, Лермонтов с еще большей силой подпадает под великое очарование этих прекрасных мест. Воспоминания из детства заполняют его сознание. Особенное впечатление на него производит старая Военно-грузинская дорога.

Увидев ее, Лермонтов вновь окунулся в свое детство, в те легенды, что когда-то слышал от местных жителей.

И в этот момент, наслаждаясь чудесными видами Кавказа, поэт еще не знает, что именно здесь его ожидает встреча с героем его будущего произведения.

История о юноше, который находился против своей воли в монастыре, имеет реальную подоплеку. Однажды путешествуя по Кавказу Лермонтов повстречался с одним пожилым монахом. Тот поведал ему свою историю. Его, еще совсем ребенком, оставил в монастыре русский генерал Ермолов.

Когда мальчик сильно заболел в пути, стало ясно, что ехать дальше не имеет смысла. Став постарше, монах не один раз пытался покинуть стены монастыря, мечтая вновь увидеть родной дом и близких людей. Один из побегов едва не закончился гибелью монастырского служки.

Проболев долгое время, монах все же принял свою судьбу и остался в монастыре.

Таким образом, услышав этот рассказ, Лермонтов окончательно определился с главной идеей произведения и, соединив историю пожилого монаха и свои прежние наброски, поэт создает «Мцыри». Однако в отличие от оригинального рассказа, герой произведения не может смириться со своим заточением и в конце все же умирает, достигнув тем самым свободы физической и духовной.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» рассказывает о том, какое это великое чувство и великий подвиг – любить свою Родину несмотря ни на что, преодолевая все трудности и преграды. Поэма воспевает такие качества как смелость и решительность, верность своим клятвам и стремление найти себя в этой жизни, найти свое место под солнцем рядом с родными и близкими людьми.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Романтический герой Мцыри Лермонтова

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

(По поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)

Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, “смотрел, вздыхая, на восток…”.

Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал “по стороне своей родной”. Однажды “во цвете лет” он исчез под покровом осенней ночи.

Его нашли через три дня в степи, “Он страшно бледен был и худ И слаб…” Собрав остатки сил, Мцыри начинает свою предсмертную исповедь:

“Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог”.

Всю жизнь он был томим тоской по свободе. Существование в монастырских “сумрачных стенах” стесняло грудь и в конце концов стало невыносимым. “Дитя неведомой страны” вырывается на свободу из тихой обители.

И открывшийся огромный мир обрушился на юношу всею мощью, природа захлестнула его, он “сам, как зверь, был чужд людей. И полз и прятался, как змей”. В окружающей природе он видит единение, гармонию, все, чего был лишен в человеческом обществе.

Страна отцов, красоты и изобилия роскошной природы влекут пылкую душу Мцыри дальше, в дорогу-

Пройти в родимую страну –

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков…

..Казалось, что слова людей

В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри. Он победил и нашел в себе силы продолжить путь.

Но
тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

Едва он “блаженство вольности познал”, судьба приводит его к “тюрьме”, спасшей когда-то ему жизнь. И все же Мцыри умер не только от ран, полученных в схватке с барсом, а еще от того, что:

Меня печалит лишь одно:

Мой труп холодный и немой

Не будет тлеть в земле родной…

Он остался непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями:

Но что мне в том? – пускай в раю,

В святом заоблачном краю

Мой дух найдет себе приют.

Характеристика Мцыри М.Ю. Лермонтова

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – русский поэт, драматург, художник. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.

Одним из последних классических образцов русской романтической поэзии считается романтическая поэма “Мцыри”, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1839 году.

Сюжет “Мцыри” тесно связан с образом главного героя, его сюдьбой. Кто же этот герой?

Главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова-Мцыри.

В произведении это человек, который видит перед собой только один путь-это путь на волю. Мцыри-это высокий и мятежный герой, жаждущий любви, счастья, свободы. Он сочетает в себе и пугливость, и слабость, и могущество.

Прошлая жизнь Мцыри, его детство наполнены тоской, печалью, грустью. Юный Мцыри жил вдали от Отечества. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос. И эта его жизнь была неразрывно связана с монастырем, в котором он чувствовал себя как в заточении.

И в один момент Мцыри решается на побег из монастыря. Он бежит неведомо куда. Но на свободе Мцыри был всего три дня, зато какие три дня.

На свободе Мцыри в столкновении с природой получает огромный прилив сил и энергии. Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Природа и напрягает его силы, и дает ему отдых, и утоляет жажду. Он ощутил на себе все стороны природы. Временами он чувствовал себя диким и вольным зверем, а временами слабым, утомленным монахом.

Но Мцыри не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Борьба с барсом раскрыла в нем крепкого, стойкого, мужественного юношу.

А встреча с грузинкой раскрыла в нем жажду любви, счастья, полноту его желаний.

Огненная страсть, жизненность, свободолюбие двигали его на большие поступки. Мцыри преодолел огромный путь, путь борьбы. Мцыри стремился к бурной жизни не в заточении, а на воле. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Михаил Юрьевич Лермонтов показал в Мцыри бойца, который борется за жизнь в прекрасном мире, за жизнь, наполненную и насыщенную эмоциями и чувствами. И видно, что Лермонтову этот романтический герой импонирует.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Поэма ” Мцыри “, написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым – благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. “Мцыри” написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя.

Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией.

Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет:

“Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух”. Мцыри “гоним неясною тоской”, нелюдим, и при это обладает сильным духом – это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому.

Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: ” Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!”.

Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится “кричать и плакать”, переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости.

Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Но вместе с тем образ героя Мцыри – это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. “Мцыри” по-грузински – не только “послушник”, но еще и “чужак”.
Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры.

Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз “хладно” прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу.

Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! – вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье.

Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри – “тюремный цветок”, для которого воздух свободы оказался губительным.

Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя.

Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом.

Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, “привольное житье” и свою любовь.

Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть.

Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что “Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…”.

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме “Мцыри”. Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому.

Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что “я засну, / И никого не прокляну!…”.

Раскрытие образа главного героя поэмы и история его судьбы, пригодятся ученикам 8 классов при написании сочинения на тему “Образ Мцыри в поэме Лермонтова”

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (история создания, сюжет, идея, герой)

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

В основу поэмы, согласно мнению многих литературоведов, свободолюбивый лирик положил историю, которая не являлась редкостью для тех времен.

Русский генерал везет с Кавказа плененного мальчика, который по пути заболевает, и генерал оставляет его в монастыре, где и проходит оставшаяся жизнь несчастного пленника. Этот сюжет был духовно близок поэту-романтику.

Да и замысел написать о семнадцатилетнем монахе, оторванном от родины, зрел у М. Ю. Лермонтова давно.

Поначалу поэт хотел назвать свое произведение “Бэри, что в переводе с грузинского означает “монах.

Однако Лермонтову было важно поставить в центр поэмы человека, не чуждого мирским радостям и жаждущего жизненных волнений, поэтому от первоначального названия он отказался и выбрал другое – “Мцыри, что означает “неслужащий монах.

Герой поэмы шестилетним мальчиком попадает на чужбину и остается в монастыре, где его из жалости приютил послушник. Поначалу он не идет на контакт с иноком и протестует, как умеет, против своего положения: отказывается от пищи, ведет себя гордо. Тем не менее со временем он привыкает ко всему и даже забывает родной язык.

Исчезновение Мцыри становится для обитателей монастыря настоящей загадкой. Чтобы объяснить поведение героя, автор предоставляет вниманию читателя его исповедь. В исповеди Мцыри говорит о тоске, которая, как червь, грызла его все эти годы.

Не зная слов “отеци “мать, герой стремился найти хоть кого-то из близких и прижаться к их груди. Он также мечтал о жизни, полной тревог и страстей. За одну такую жизнь он готов был отдать две жизни в монастыре и за такой жизнью отправился, совершив побег.

Дни побега стали истинной жизнью для Мцыри, истинным счастьем.

В поэме “Мцыриавтор воплощает патриотическую идею. Не случайно в первоначальном эпиграфе к произведению говорилось, что у человека только одно отечество. Названная идея сочетается в поэме с идеей свободы.

Обе идеи сливаются в одну, но “пламенную страстьгероя. Любовь к родине и жажда воли – причины побега Мцыри. Монастырь для него – тюрьма. Привычные кельи душны и отвратительны.

Мцыри руководит желание узнать, “для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы.

Герой готов сражаться за родину, и Лермонтов с симпатией воспевает воинственные мечты Мцыри. В снах являются Мцыри сражения, где он победитель. Мечты зовут его в “чудный мир тревог и битв. Тоскуя о родине, юноша говорит, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов.

У Мцыри есть основание так полагать. Ему свойственна сила духа и суровая сдержанность, он сильный человек. “Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда, – говорит он о себе.

Огромным эмоциональным потрясением становится для Мцыри встреча с красавицей-грузинкой. Образ темноокой смуглянки живо тронул его сердце, не знавшее еще любви. Однако юноша, побеждая нахлынувшие чувства, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы, к которой он стремится.

Героя, бежавшего из монастыря, поражают и чудесные пейзажи, великолепные просторы, которые открываются ему, истосковавшемуся по свободе. С упоением говорит он о пышных полях, о холмах, покрытых венцом, о деревьях, “разросшихся кругом, о грудах темных скал, о горных хребтах, о “седом незыблемом Кавказе.

Нарисованный Лермонтовым пейзаж служит прекрасным средством раскрытия образа героя. Бывший монастырский узник чувствует свою близость с природой.

Огромное разочарование настигает героя, когда, заблудившись, он вновь оказывается у стен монастыря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он не раскаивается в содеянном, и за несколько минут воли по-прежнему готов отдать “рай и вечность. Побежденный волей обстоятельств юноша духовно не сломлен. Он заставляет восхищаться своей мужественностью, цельностью характера.

“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри!- писал В. Г. Белинский. Белинский также считал, что Мцыри – любимый идеал поэта, “отражение в поэзии тени его собственной личности. Данные слова авторитетно

Поэма Лермонтова “Мцыри”: сюжет, образ главного героя, история создания

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

«Мцыри» – одна из лучших лирических поэм М. Ю. Лермонтова, в которой в одном человеке сплетена судьба многих людей.

История создания «Мцыри»

Как утверждают, сюжет поэмы взят Лермонтовым во время службы на Кавказе. Он ее услышал от одного горца, который был пленен российским генералом и пытался бежать. Не получилось, и он от отчаяния был на грани смерти.

Эта история вдохновила на написание Лермонтовым поэмы «Мцыри».

Сюжет «Мцыри»

В основе сюжета поэмы лежит история мальчика. Он был пленен русским генералом. По дороге он заболел и был оставлен в мужском монастыре. Однако его тяга к родине не покидала его.

Постепенно он обосновался у монахов и хотел принять постриг. Здесь он вырос. Но в семнадцатилетнем юноше возникает душевный порыв, Мцыри начинает скучать по своей семье и пытается сбежать.

После побега он истощен духовно и хочет умереть.

Перед смертью он рассказывает своему духовному наставник все его приключения на воле. У него была только одна страсть, которую он перенес в течение всей жизни – страсть к свободе. Свобода для него представлялась в виде Родины, родной речи, друзей. Он не хочет умирать одиноким и сиротой. Для него было важно увидеть свои родные просторы, горы, которые окружали всю его жизнь.

Образ главного героя поэмы «Мцыри»

Мцыри для нас это образ человека, для которого смысл жизни – это борьба. Он чеченец, он свободолюбив. Борьба за свою родину для него это героизм, который воплощается в его стремлении к воле, свободе.

Монастырь не стал преградой, наоборот, он разжег в нем силу сражаться. Он хочет преодолеть тюремные стены, чтобы узнать насколько другой мир лучше или хуже:

“Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог”.

На что же он мог променять монастырь? Родина, его семья не оставляли его в покое, он стремился их увидеть. Увидеть хотя бы один раз:

Пройти в родимую страну

Во время своего пути он заблудился. Заблудился в своем сердце, в своей израненной душе. Мцыри не знал как ему поступить в сложившейся ситуации. В этот момент ему встречается барс и разворачивается борьба между сильными детьми природы. Два свободолюбивых существа решают между собой, кто из них сильнее, кому властвовать в этом мире. Побеждает наш герой, но судьба играет с ним злую шутку:

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

Он оказывается после схватки в монастыре. Его судьба приводит к «тюрьме», которая спасла ему жизнь в глубоком детстве. Она делает это и сейчас. Но Мцыри больше не хочет сражаться. Его только волнует, он хочет умереть на своей родине Кавказе. Родине, которая дала ему жизнь:

Меня печалит лишь одно:

Мой труп холодный и немой

Не будет тлеть в земле родной…

Он не умирает сломленным человеком. Мцыри не вернулся в свой край, но он не оставил надежду снова оказаться там, возможно в ином мире после своей кончины. Он умирает с признательностью к Кавказу, который дал ему силы выполнить свои цели:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

История создания поэмы «Мцыри» Лермонтовым » Сочинение на EraInfo.ru

Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть фото Как мцыри оказался в монастыре. Смотреть картинку Как мцыри оказался в монастыре. Картинка про Как мцыри оказался в монастыре. Фото Как мцыри оказался в монастыре

Следующим этапом в истории создания «Мцыри» становятся впечатления Лермонтова от природы Кавказа. Говорят, что все мы родом из детства – и великий поэт не становится исключением. Еще ребенком бабушка привозит его на Кавказ лечиться. Здесь он знакомится с величественной природой, слушает горные легенды.

Одна из таких легенд, кавказские предания о юноше и тигре, позднее отобразится в «Мцыри» в сцене битвы с барсом.

Став взрослым, Лермонтов вновь возвращается на Кавказ, и воспоминания детства вспыхивают перед ним с новой силою. Особенно поражает его старая Военно-грузинская дорога.

«Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».

Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г.

, путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов.

Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.

Искренний рассказ не мог не произвести на Лермонтова впечатления. Соединив услышанное от монаха со своими более ранними набросками, поэт создает окончательный вариант поэмы. Интересно, что он практически не изменил рассказанного монахом, за исключением одной ключевой детали.

Герой «Мцыри» не может смириться с монастырем, это остается для поэта наиболее важным. Так рождается романтическое произведение «Мцыри».

У литературоведов существуют сомнения в точности поэтичной легенды о создании «Мцыри», изложенной все тем же Висковатовым. Одно, по крайней мере, точно не вызывает сомнений – такая история вполне могла произойти в то время.

Война России с Грузией послужила причиной для появления множества детей-пленных, отличающихся неугасимой любовью к своему краю. Известен и еще одни похожий случай, который также наверняка был знаком Лермонтову: печальная история художника П. З. Захарова.

Он, по рождению чеченец, также был захвачен в плен русскими. Все тот же генерал Ермолов привез его в Тифлис, где он и вырос.

Разумеется, какая бы из историй не лежала на самом деле в основании поэмы, потребовался огромный поэтический талант, чтобы превратить ее из простого рассказа о военных событиях в гениальную поэму. Создание «Мцыри» Лермонтова потребовало от него многих лет вдохновенного труда, а их результат восхищает читателей и поныне

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *