Как можно проверить экономические теории
Как проверить экономическую теорию?
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Проверки на честность, воссоздание рынка в отдельно взятой комнате и другие способы проверить смелые идеи в экономике
Фото: Hulton-Deutsch Collection / Corbis / Getty Images
Экономика – это наука именно в том смысле, что в ней возможно изучение данных, построение теорий, тестирование гипотез и поиск причинно-следственных связей через численные методы (вплоть до больших данных). Но провести экономический эксперимент значительно труднее, чем в физике, биологии или медицине. Если ученому хочется понять, как реагирует мировая экономика на глобальный финансовый кризис или как изменится ВВП Китая при повышении налогов, у него нет инструментов заставить мир погрузиться в рецессию или обязать Коммунистическую партию Китая изменить налоговые ставки. Как в таком случае поступают экономисты? На этот вопрос отвечают доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Ксения Паниди и профессор финансов РЭШ Олег Шибанов (Republic тем временем проводит свой экономический эксперимент, который позволит подписчикам существенно сэкономить).
Сферический рынок в вакууме: лабораторные эксперименты
Начало экспериментам в экономике в 1940-х годах положил ученый Эдвард Чемберлин, который одним из первых стал проводить лабораторные эксперименты, чтобы проверить связь между спросом и предложением. Одним из основных предсказаний экономической теории было утверждение, что цена на рынке в условиях совершенной конкуренции фирм уравнивает спрос на товар и его предложение. Если цена слишком высока, то придут новые фирмы, готовые продавать товар дешевле, в результате чего их конкуренты также будут вынуждены снизить цену. Если же цена изначально была слишком низкой, то фирмы, которые не могут себе позволить продавать товар дешево, покинут рынок, а оставшиеся повысят цену. В результате с течением времени большинство фирм установят на рынке одну и ту же цену, которая и будет «правильной». В реальности проверить это теоретическое знание крайне сложно – мы не знаем в точности, кто готов покупать товар и в каком количестве или какие издержки производства имеет каждая из фирм. Кроме того, на потребителей и фирмы действует большое число невидимых внешних факторов – у потребителей может по объективным причинам не быть всей информации о товаре, а фирмы могут договориться между собой и намеренно держать цену завышенной.
Как можно проверить экономические теории
Это перечисление затрагивает множество мер, которые можно предпринимать при проверке теории. Как показано на рис. 5.1, конкретная мера, к которой необходимо прибегнуть, зависит от видов суждений, использованных при построении теории. Например, теории аналитических наук, таких, как математика, могут быть проверены путем оценки их логической непротиворечивости, в то время как теории эмпирических наук нуждаются как в логической, так и в эмпирической проверке, поскольку обычно содержат и аналитические и эмпирические суждения. В эмпирических науках эмпирическое содержание может быть природным (как в физике), или иметь отношение к человеку (как в психологии), или касаться как природы, так и человека (как в бухгалтерском учете). Поэтому при проверке теории бухгалтерского учета следует в дополнение к аналитической и физической оценкам обращать внимание на поведенческие аспекты теории. [c.107]
Обсудив различные аспекты построения и проверки теории бухгалтерского учета, мы можем выделить ключевые моменты. Они собраны воедино в табл. 5.1 (см. также [32, с.26]). [c.112]
Для проверки теории или концепции в экспериментальных ла- [c.99]
Модификации теорий международной торговли сопровождались постепенным отходом от абстрактных моделей, ограничивавших анализ двумя странами, двумя товарами и двумя факторами производства. Это было вызвано настоятельной необходимостью научного объяснения реалий окружающего мира. Отсюда вполне закономерен поворот от условных примеров к реальным. Это относится и к проверке теории Хекшера — Олина, предполагавшей сопоставление относительной обеспеченности факторами производства и структуры внешней торговли отдельных стран за [c.186]
Стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности. Цель практической деятельности — обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов в неконтролируемой среде. Ибо стратегия позволяет организации осознанно искать и использовать себе во благо любые благоприятные стечения обстоятельств. Кроме того, стратегия — это лучший способ проверки теории бизнеса [c.496]
Теория получает признание в качестве истинной или хотя бы правдоподобной, если есть подтверждающие её факты и нет опровергающих. Однако проверка теории фактами, как правило, не может быть окончательной. Предпосылки теории могут не совпадать с обстоятельствами появления фактов, а отнесение факта к существенным для теории или, напротив, к сопутствующим и случайным — не всегда очевидно. Кроме того, чтобы установить любой факт, внимание наблюдателя должно быть определённым образом сфокусировано. Теория — не что иное, как способ такой фокусировки, поэтому факты, как правило, нельзя считать независимыми от теории. [c.309]
По мнению Нобелевского комитета, его основные достижения состоят в фундаментальных исследованиях в области экономической теории, а его главным вкладом являются строгие математические формулировки рыночного равновесия и эффективности рынков. Упоминались также его работы по монетарному макро-динамическому анализу и теории риска. Действительно, наибольшую известность принес Алле результат проведенного им эксперимента по практической проверке теории ожидаемой полезности фон Ней- [c.22]
Сама по себе теория есть нечто детализированное, но именно исследование этих деталей посредством написания программ и экспериментирования с ними придает теории ясное содержание. Многократные улучшения и проверки теории, воплощенной в виде программы, представляют важную часть методологии искусственного интеллекта. [c.73]
II. Эмпирическая проверка теории [c.414]
Однако я осмеливаюсь заявить следующее хотя мы пока совершенно не преуспели в создании удовлетворительной универсальной теории агрегированного распределения — и существует большая вероятность того, что нам это никогда не удастся, — попытка сделать это, вероятно, раскрыла множество взаимоотношений между различными агрегатами причем доказано, что часть этих взаимоотношений содействует формулировке и проверке теорий, объясняющих поведение других аспектов экономики. Иными словами, любая теория о хозяйстве в целом будет содержать выводы, касающиеся распределения дохода. Двумя иллюстрациями данного утверждения являются теории Калдора и предельной производительности. Выведение и проверка таких выводов не могут не улучшить наше понимание функционирования экономики. [c.156]
Все еще утверждается, что теория прибыли на основе неопределенности не может быть проверена эмпирически.28 Такая проверка теории неопределенности — это огромная задача, но суть процесса можно обрисовать кратко. На основании изложенного выше мы выяснили, что оплата производственных услуг всех видов содержит в себе элементы прибыли. Следовательно, данные о заработной плате, ренте и доходах в виде процентов были бы уместны. В качестве иллюстрации можно использовать исследования данных о чистом доходе бизнеса, произведенные в целях проверки теории.27 [c.463]
Другой метод эмпирической проверки теории неопределенности использует для этой цели внутренние бухгалтерские отчеты фирм. Бюджеты или формальные отчеты выражают планы фирм в зависимости от того, насколько они используются в действительности.30 Гибкие бюджеты выражают эти планы не как эквиваленты однозначной определенности, а как ожидаемые диапазоны переменных величин. Теория неопределенности предсказывает, что, хотя бюджеты могут служить приблизительным руководством к действию, запланированные суммы обычно не реализуются. Разности между планами, выраженными в бюджетах, и тем, что получается на деле, создают базу для определения понятия прибыли. [c.464]
В основном в экономических науках опытная проверка теорий и моделей осуществляется на основе их сопоставления с данными учета. Активное экспериментирование, т. е. активное вмешательство в ход экономического процесса с целью получения информации, является скорее исключением из правила, чем правилом. Существует мнение, что активные эксперименты в экономической науке вообще невозможны. [c.6]
Кроме того, сумма экономической (или деловой в целом) и социальной эффективности — Ээ (или Дэ) + Сэ — не является механической суммой, ибо эти показатели часто плохо совместимы, а нередко прямо противоречат друг другу. Вот почему в реальных управленческих ситуациях при верификации, т.е. практической проверке теорий и рекомендаций управления персоналом, возможны существенные расхождения между отраженным в формуле идеальным вариантом и конкретной трактовкой правой части формулы — суммы экономической (деловой) и социальной эффективности. [c.52]
Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они-то в значительной мере и поставили под сомнение эту концепцию, так как при детальном анализе оказалось, что индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, весьма высокие интеллектуальные и моральные качества являются [c.76]
Для проверки теории Адамса использовались многочисленные эмпирические исследования, большинство из которых подтвердили ее главные выводы. Одна из практических рекомендаций для менеджеров, вытекающая из этой теории и осуществленных на ее основе эмпирических исследований, касается влияния на мотивацию недоплаты и переплаты при сдельной и повременной формах оплаты труда. Это влияние можно представить в виде таблицы (см. табл.6)142. [c.201]
Блоки ценных бумаг стали проверкой теории ММ на практике. Если бы акционеры поспешили обменять свои акции на блоки, то вы получили бы контраргумент Правилу I MM. Pfizer могла бы увеличить свою общую рыночную стоимость, выпустив пакет облигаций, привилегированных акций и опционов вместо привычных обыкновенных акций. [c.446]
Формирование первого направления (связанного с логическим позитивизмом) началось с дискуссии между Т. Хатчисоном и Л. Роб-бинсом. В знаменитом эссе Роббинс заявил, что предметом экономической науки является поведение человека, определяющего соотношение целей и ограниченных средства, которые могут иметь различное употребление. Роббинс, а вслед за ним Л. Мизес15, следуя в русле австрийской традиции, выступил как последовательный сторонник принципа априоризма и провозгласил, что теория должна быть построена на основе базисных аксиом, полученных на основе интроспективного анализа и не нуждающихся в эмпирической проверке. Он отклонял идею непосредственной эмпирической проверки теории, хотя не исключал ее косвенную проверку, причем как единого целого в зависимости оттого, насколько удовлетворительно она описывает общие тенденции изменения рассматриваемых явлений. [c.749]
Напротив, идея эмпирической проверки теории на всех ее этапах (в соответствии с критерием фальсифицируемости) была стержневой для Хатчисона. Он считал, что чистая теория — лишь язык, с помощью которого может быть сформулирована как правильная — базирующаяся на эмпирически достоверных положениях, так и неправильная с этой точки зрения теория. Содержательное значение языку анализа придает эмпирическое содержание. Эта позиция получила впоследствии название крайнего эмпиризма. Наличие проблем, связанных с использованием принципа фальсификации в экономической науке, привело к тому, что не только последователи Поппера, но и он сам в конечном счете отступали от строгого следования принципу фальсификации. Так, было признано, что требование фальсифицируемости не должно распространяться на гипотезу о рациональностиtfl. [c.749]
В 50-е годы Ф. Махлуп и М. Фридмен пошли дальше в пересмотре требований к.эмпирической проверке и высказались в пользу непрямой проверки теории. Махлуп связывал непрямую проверку с оценкой выводов теории, а также так называемых гипотез низшего уровня, которые в отличие от гипотез высшего уровня, или называемых фундаментальных предпосылок (например, гипотезы о макси- [c.749]
В современной научной методологии требования проверяемости утверждений, вероятностные оценки гипотез, обязательность опытной проверки теорий, моделей являются общепризнанными. Следует ли освободить экономические науки от выполнения этих требований В литературе по методологии экономической науки можно встретить заявления, что проверяемость, фальсифицируемость, верифицируемость и т. п. — это эмпиризм, позитивизм, субъективный идеализм и чуть ли не солипсизм. Эти заявления подкрепляются ссылками на философские позиции К. Пирсона, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа, К. Поппера, М. Шлика и других специалистов по логике и методологии науки, разрабатывающих эти вопросы с 20-х годов нашего века. По этой [c.11]
Ясно, что такая агрессивно-оборонительная установка — если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов, — способна уберечь от опровержения любую догму, но начисто лишае г экономическую науку ее практической функции. Однако время настоятельно требовало другой методо-иогии логический позитивизм с его непременным требованием эмпирической проверки теорий стал явно доминировать в западной философии [c.325]
С начала XX в. в учебных курсах микроэкономического анализа изме] лось и понимание метода экономической теории. Менялись и взгляды методику ее преподавания. В 40—50-е гг. главной задачей преподавания с ло внедрение методов математического анализа. Об этом свидетельствует ник Гарвардского университета, написанный Дж. Хендерсоном и Р Кн н том в 1958 г. Он был высоко оценен такими выдающимися исследователя как Э. Хансен, У. Баумоль, Э. Чемберлин. Вучебнике излагается куре мик экономического анализа для неэкономических специальностей, полност переложенный на язык математики. Повсеместное внедрение математик ких методов как в научные исследования, так и в изложение учебного мл» риала, позволило более строго и стройно изложить основные теоретическ положения, проверить теоретические системы навнутреннююлогику, обл чило проверку теорий с помощью статистических данных. [c.362]
Аукцион (au tion) — стандартизированная (формальная) рыночная торговля, в ходе которой потенциальные покупатели выставляют заявки на покупку актива. Наиболее известными типами аукционов являются английский и голландский аукционы, а также аукцион закрытого предложения. Теория аукционов появилась на пересечении микроэкономики и теории игр в начале 1960-х гг. Теория аукционов была создана Уильямом Викри, нобелевским лауреатом по экономике 1996 г., однако его работа лежала исключительно в теоретической области. Реально никто не знал, какие результаты дают те или иные типы аукционов. Между тем механизмы аукционов играют ключевую роль на рынках сырьевых ресурсов и финансовых инструментов, где специфика торговых систем напрямую влияет на результаты торгов. В 1990-х гг. проблема адекватности аукционов вышла на передний план — в развивающихся странах в связи с передачей госсобственности в частные руки, а в развитых странах в связи с дерегулированием и приватизацией телерадиокомпаний. Экспериментальной проверкой теории аукционов занимался Верной Смит из Уни- [c.19]
Научная деятельность Тинбергена включала в себя три периода. С конца 1920-х гг. до начала Второй мировой войны он вместе с Р. Фришем и И. Фишером принял участие в создании новой экономической дисциплины — эконометрики. Кроме организационной деятельности по созданию Эконометрическо-го общества, Тинберген сделал огромный вклад в раннюю эконометрику, открыв так называемую паутинообразную теорему ( obweb theorem), а также разработав проблему теории динамики и методики статистической проверки теорий экономического цикла. [c.670]
Экономическая теория: конспект лекций
Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Лекции содержат все вопросы, раскрывающие сущность экономической теории, сконцентрировано внимание на основных понятиях и определениях. Структура издания позволяет студентам систематизировать и конкретизировать свои знания и использовать данное пособие при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория». Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений обучающимся по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика управления на предприятии», «Финансы и кредит».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 1. Общие понятия экономической теории
1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории
Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика — это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.
Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Общество — это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.
Современная экономика состоит из двух сфер:
1) сфера материального производства (какие-либо товары);
2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).
Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).
Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).
На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука — наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.
Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:
1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;
2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;
3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.
В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:
1) микроэкономика — часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;
2) макроэкономика — часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;
3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.
Существует несколько функций экономической теории:
1) эмпирическая функция — суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;
2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;
3) методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук;
4) практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования;
5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов;
6) прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития.
Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономическая теория использует ряд следующих методов:
1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);
2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);
3) метод анализа и синтеза:
а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;
б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;
4) метод индукции и дедукции:
а) индукция — это движение от частных фактов к общему выводу;
б) дедукция — это движение мысли от общего к частному;
5) системный комплексный подход — вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;
6) метод единства исторического и логического подхода — экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;
7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;
8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель — это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;
9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);
11) статистические и др.
2. Производство и экономика
Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) — это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и средства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства — материальный фактор.
Рабочая сила — это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам производства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» отождествляются. Труд — это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:
1) количеством продукции в единицу времени;
2) количеством времени на единицу продукции.
Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.
Существуют факторы, которые влияют на уровень производительности труда:
1) уровень квалификации, образованности, профессионализма работников, занятых на производстве;
2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;
3) уровень развития науки и техники и их применение в производстве;
4) степень эффективности использования ресурсов производства;
5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;
6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд — непосредственный труд людей, занятых на производстве, вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.
В новых условиях роль работника в производстве принципиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становится главным звеном в технологическом процессе. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.
Основные пути формирования работника нового типа:
1) разносторонняя образовательная и профессиональная кадровая подготовка — ведется на основе непрерывного широкопрофильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприятиях;
2) интеллектуализация труда — проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий характер; человек больше работает головой, а не руками;
3) гуманизация труда — это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что предполагает выполнение научных рекомендаций эргономики, направленных на облегчение, оздоровление и повышение комфорта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека;
4) демократизация производства — осуществляется через участие работников в акционерном капитале предприятия, в управлении им, распределении полученных доходов.
Свою способность к труду человек может использовать по двум основным направлениям: либо как предприниматель, организовавший свой бизнес, либо как наемный работник у предпринимателя. Особым человеческим ресурсом в производстве являются предпринимательские способности. Они заключаются в умении и готовности человека организовать бизнес или новое дело, принимая на себя все связанные с ним затраты и риски. Подлинного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, деловая хватка, умение общаться с людьми, убеждать и воздействовать на них. Предприниматель — это организатор и движущая сила производства.
Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда — это предметы, с помощью которых человек создает необходимые блага (например, машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспорт). Предметы труда — это предметы, на которые человек воздействует в процессе производства и которые составляют материальную основу будущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие материалы).
По происхождению средства производства делятся на два вида:
1) природные ресурсы — те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы);
2) произведенные ресурсы — предметы, созданные или обработанные человеком и предназначенные для дальнейшего использования их в производстве (инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, сырье и т. д.).
Необходимо выделять три уровня производства:
1) труд индивидуального работника;
2) производство на микроуровне (фирме, предприятии);
3) производство на макроуровне (в рамках общества).
Для того чтобы произведенный товар нашел своего покупателя, производителям необходимо его доставлять — например, в магазины, оптовые базы, склады и т. д. — т. е. производитель товара и его покупатели разъединены в пространстве и во времени. Можно сделать вывод, что, помимо производства и потребления, существуют и другие фазы: распределение результатов производства и обмен ими. Производство, объединяющее в себе все остальные фазы, называется воспроизводством.
Производство — это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль.
Распределение — это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распределяются необходимые ресурсы для возобновления производства.
Обмен — это этап, на котором происходит обмен деятельностью между людьми и обмен продуктами труда.
Потребление — это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это заключительная фаза воспроизводства.
Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать отдельно, они тесно связаны между собой.
Воспроизводство бывает двух видов:
1) экстенсивное — в производство вовлекаются дополнительные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая основа производства остается без изменения (изменение количества, а не качества);
2) интенсивное — предполагает совершенствование технологий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количества).
Для эффективного развития экономике страны необходимо перейти на интенсивный тип воспроизводства.
Различают две формы воспроизводства:
1) индивидуальное воспроизводство — в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства;
2) общественное воспроизводство — в масштабах страны, национальной экономики в целом, что предполагает образование фондов:
а) фонд возмещения — обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (заработная плата работников, средства на покупку сырья, обновление технологического оборудования и т. п.);
б) фонд накопления — обеспечивает организацию процесса воспроизводства, образование страховых запасов и резервов страны;
в) фонд потребления — обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов общества.
Следует различать 2 типа воспроизводства:
1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизводства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление;
2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроизводства состоит в том, что в течение отчетного периода произведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и качество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распадается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов).
Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (сырье, материалы, оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства. Так обеспечивается накопление капитала, т. е. укрупнение за счет добавочных капиталовложений в производство. В процессе воспроизводства капитал находится в постоянном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства — процесс производства — реализация произведенных товаров. Такие кругообороты повторяются, образуя оборот капитала. При этом различают части производственного капитала (на стадии производства), который оборачивается и переводит свою стоимость на новый продукт по-разному, в зависимости от чего производственный капитал делится на основной и оборотный.
Основной капитал (основные фонды) — это средства труда, которые участвуют в процессе производства, при этом постепенно физически и морально изнашиваются и постепенно переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимость готового продукта постепенно. После реализации товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в виде амортизационных отчислений, которые используются на ремонт и модернизацию средств труда. Основные фонды в денежной форме называются основными средствами.
Основные фонды бывают активные и пассивные. Активные основные фонды — это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, станки, оборудование). Пассивные основные фонды — это фонды, которые создают необходимые условия для производства (здания, сооружения). Три главных показателя эффективности использования основных фондов:
1) фондоотдача — показатель, отражающий степень продуктивности фондов; определяется стоимостью продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов;
2) фондоемкость — показатель, обратный фондоотдаче, он характеризует затраты основных фондов на выпуск единицы продукции;
3) коэффициент сменности работы оборудования — показатель, который показывает, сколько смен в сутки работала каждая единица оборудования на предприятии в течение определенного периода.
Оборотный капитал (оборотные фонды) — это предметы труда, участвующие в производстве однократно. Они полностью потребляются и сразу переносят всю свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость оборотных фондов возмещает стоимость готового продукта полностью. В каждом кругообороте после реализации товара предпринимателю полностью возвращается в денежной форме стоимость оборотных фондов.
Наряду с основными и оборотными фондами, обслуживающими процесс производства, существуют фонды обращения, которые обслуживают процесс обращения (заготовка предметов труда и сбыт готовой продукции).
Фонды обращения и оборотные фонды оборачиваются одинаково и используются за один кругооборот, поэтому их объединяют и в денежном выражении называют оборотными средствами.
3. Ресурсы и факторы производства
В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.
Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.
Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:
1) недолговременные — это блага однократные в употреблении (пища);
2) долговременные — это блага, используемые человеком многократно (одежда);
3) настоящие блага — это те блага, которые имеются на данный момент;
4) будущие — это блага, ожидаемые в дальнейшем;
5) прямые — это блага, направленные только на потребление;
6) косвенные — это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;
7) взаимозаменяемые — это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);
8) взаимодополняемые — это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.
Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы — это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.
Существует несколько разновидностей ресурсов:
1) природные ресурсы — это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
2) человеческие ресурсы — это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
3) капитальные ресурсы — это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;
4) предпринимательские ресурсы — управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно — числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.
В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.
Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.
Рассмотрим их основные виды:
1) земля — это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля — ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;
2) труд — это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;
3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;
4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).
Наиболее наглядно виды ресурсов можно представить в виде рисунка.
Рис. 1. Основные виды ресурсов производства и доходов от их использования
Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.
Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос — вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности — это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.
4. Экономические системы, их основные типы
Система — это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:
1) взаимодействие факторов производства;
2) единство фаз воспроизводства — потребления, обмена, распределения и производства;
3) ведущее место собственности.
Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:
1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;
2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;
3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;
4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).
Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:
1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами — специализация);
2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);
3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);
4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);
5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).
Социально-экономические отношения — это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.
Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.
1. Традиционная экономическая система — это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.
2. Командная или административно-плановая экономика — это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:
1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;
3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
3. Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы — возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.
4. Смешанная экономика — экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:
1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);
2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;
3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:
а) создание устойчивой денежной системы;
б) обеспечение полной занятости;
в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;
г) регулирование платежного баланса;
д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.
Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.
5. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики
Во всех без исключения случаях противоречие «потребности — ресурсы» ставит перед обществом 3 фундаментальных вопроса:
3) для кого производить?
Что производить? — т. е. выпуску какого товара или услуги отдать предпочтение и в каком количестве его требуется производить? Это практически вопрос об ассортименте товара, и, решая его, производитель вновь сталкивается с проблемой ограниченности.
Данный выбор делают все: и мелкий предприниматель, и любая крупная организация.
Как производить? — т. е. какую выбрать технологию для производства данного товара или услуги? Их существует несколько видов:
1) технология ручная — технология, в которой используется большое количество неквалифицированного труда;
2) автоматизированная технология — это технология, в которой эффективно совмещается труд человека и различных механизмов;
3) автоматическая технология — это технология, при которой человеческий труд вообще не используется.
Самым эффективным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Но это потребует больших финансовых затрат, и не каждый производитель может позволить себе такие технологии.
Для кого производить? — т. е. кто сможет потребить произведенные товары или услуги? Рыночная экономика отвечает на этот вопрос следующим образом: наибольший уровень потребления будет обеспечивать себе человек, имеющий максимальный доход от принадлежащих ему факторов производства.
Выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Альтернативная стоимость может иметь как денежное, так и товарное выражение.
Принцип альтернативной стоимости может быть распространен и на экономику в целом. Итак, альтернативной стоимостью товара или услуги называется стоимость того товара или услуги, от которого пришлось отказаться в пользу предпочтенных товаров. Но определяется альтернативная стоимость наилучшим из отвергнутых вариантов.
Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики.
Предположим, что объем производственных ресурсов страны (рис. 2) позволяет производить либо 20 тракторов, либо 20 автомобилей, либо любую комбинацию этих двух товаров, расположенную на линии АД. Например, производственные возможности в точке В позволяют производить одновременно 16 тракторов и 4 автомобиля. Невозможно произвести одновременно из-за необеспеченности ресурсами по 20 штук и тракторов, и автомобилей.
Если производство находится в точке G, то это означает, что имеющиеся ресурсы используются неэффективно, например не все работники имеют работу, простаивает производственное оборудование и т. д.
Линия АД показывает максимум — предел производственных возможностей в данный момент, ориентир потенциальной эффективности. Однако в реальной жизни линия АД не бывает прямой (рис. 2). Линия будет выглядеть как прямая, если любая единица ресурсов одинаково пригодна для производства обоих альтернативных товаров. Такого в реальной жизни не встречается практически никогда, а кривая производственных возможностей имеет вид, представленный на рисунке 3. Таким образом, кривая производственных возможностей показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов.
Рис. 2. Кривая производственных возможностей
Рис. 3. Реальная кривая производственных возможностей
Если проследить альтернативную стоимость увеличения производства тракторов, то мы увидим, что она увеличивается. Главная причина — неполная взаимозаменяемость ресурсов. Рабочие, занятые на сборке тракторов, не будут с той же эффективностью строить ракеты, а оборудование для выпуска автомобилей едва ли может быть применено для консервирования овощей. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым.