Как можно представить себе современного богатыря
Как ты представляешь себе современного богатыря. Составь рассказ и запиши
Ответ или решение 2
Все мы с детства знаем, кто такие богатыри. Мама каждый вечер перед сном читала нам об их захватывающих приключениях, об их храбрости и отваге, о путешествиях на край света, а мы с разинутым ртом слушали в то время, как в наших мыслях ярко разыгрывались великие баталии, победы и поражения, передряги, из которых богатырь всегда выбирался. А на месте этого богатыря, порой, представляли и себя.
Но, к большому нашему сожалению это все происходило давным-давно, еще в Древней Руси, и сегодня не то, что дракона, большую ящерицу не сразу отыщешь. Однако, открою вам секрет: богатыри все еще существуют в нашем мире. Может быть, их подвиги не такие заметные, как тогда, но ничуть не менее важные. Так какой же он, современный богатырь?
Чем богатырь отличается от обычных людей
Как вы видите, современному богатырю необходимы те же свойства, что и просто богатырю.
Как стать богатырем
Во-первых, вам нужно развивать в себе качества, которые есть в списке выше. А, во-вторых, богатырь должен совершать подвиги. А где, эти подвиги, взять? Ни Змея Горыныча, ни Василисы Прекрасной, ни Бабы Яги в округе ведь не виднеется. Не отчаивайтесь! Все настоящие герои кроются в малом, в небольших, бескорыстных поступках, приносящих добро людям. Вы можете:
Как написать рассказ по плану о современном богатыре для 4 класса?
Задание по литературе для 4 класса Как ты представляешь себе современного богатыря? Составь рассказ и запиши.
План рассказа о современном богатыре можно написать так:
Пример рассказа о современном богатыре:
В прошлом богатыри были закованы в латы, рубили врагов мечом или пронзали копьями. Сейчас богатыри могут носить костюм, а могут специальную форму. Ведь главное для современного богатыря не его внешний вид, а его дела.
Так же как в старину, современные богатыри служат Родине, берегут и защищают ее. Помогают людям. Это могут быть солдаты и матросы, пожарники и полицейские, врачи и учителя. Всех, кто честно выполняет свой долг, кто служит свой стране, мы можем назвать современными богатырями.
Составим план рассказа о современном богатыре.
Но разве перевелись на Руси богатыри? Разве нет богатырей в наше время?
Конечно есть, только они уже не скачут на лошадях с мечами и копьями в руках, не размахивают дубинкой и не вырывают вековые дубы.
Современный богатырь даже не обязательно воин.
Это человек, который честно и хорошо служит своей стране, своему народу. Который выполняет свой долг. Это человек, который как и в далеком прошлом, защищает страну от врагов. Это человек высоких моральных принципов и качеств.
Сначала составим план:
1) Кто такие богатыре.
2) Кто может быть современным богатырем.
3) Какие поступки у современного богатыря.
Мы все знаем, кто такие богатыри. Это сильные мужчины, которые защищают свою родину. Им характерны такие качества личности, как смелость, отвага, бесстрашие, честь.
Но не стоит думать, что богатырей в настоящее время не бывает. Это не так. И в современном мире могут быть богатыри. Современный богатырь моет быть человек, который рискуя своей жизнью спасает людей или защищает свою родину даже сейчас.
Современными богатырями могут быть люди таких профессий, как сотрудники МЧС, полиции, сотрудники ОМОН, да и простые люди.
Богатыри во все времена были и есть. Каждому периоду времени соответствует разное представление. Например, в двенадцатом веке были такие богатыри, как князь Игорь Святославич, сын великого князя, правителя Киева. Он шел защищать родину, честный и славный рыцарь своей земли, чтобы побить половцев и объединившись с братом Всеволодом. Оба богатыря честные, всей душой за свою родину. Но их губит гордость: желание славы, поэтому торопятся. Но это все равно славные герои, которые достойны защищать родину.
Из былин мы знаем о таких богатырях, как Илья Муромец, Микула Селянинович.
В пятнадцатом веке богатыри были такими, как Тарас Бульба, лихой казак: отважными, храбрыми, готовыми всегда защищать родину, глубоко преданными, патриотичными, для которых отчизна на первом месте.
Во время второй мировой войны каждый солдат был на страже своей земли, не было ничего более бесценного. Славный богатырь выглядел, как простой солдат, готовый на подвиги.
В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.
Прежде всего сказ Бажова «Серебряное копытце» рассказывает нам о необычайной красоте уральской природы, о том, что там на каждом шагу можно встретить чудо.
Вот и герои сказа, старик Кокованя и его Даренка ждали и верили в чудо, они мечтали увидеть сказочного козла, который мог ударом копыта наполнить землю сверкающими драгоценными камнями. Они увидели этого козла, он сам вышел к их балагану, но не стали от этого богачами. Кокованя набрал только одну шапку камней, а остальные камни оставил лежать на снегу. На утро они исчезли, но не пропали даром, их потом стали находит другие люди.В этом сказе Бажов учит нас не быть жадными, брать только то, что тебе необходимо, делится с другими нуждающимися.
В сказке Бажова «Серебряное копытце» рассказывается о легендарном козле, который мог стуча копытами выбрасывать драгоценные камни. Многие считали эти рассказами слухами и легендами, но Кокованя верил в существование козла и долго и постоянно искал его в лесу. Только ради этого козла он уходил на зиму жить в балаган и в этот раз взял с собой Даренку.
Кокованя хотел увидеть козла Серебряное копытце чтобы убедится в существовании этого чудного зверя, а также чтобы набрать камней, которые могли облегчить его жизнь.
Даренка не думала о камнях, она просто хотела увидеть красивое животное, она думала о нем как о чуде и поэтому козел вышел именно к ей и к ее кошке.
Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».
Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:
Только пустите меня туда!
Это также говорит об учтивости мальчика.
Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.
Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.
Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.
При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.
Как можно представить себе современного богатыря
С самого детства нам читают сказки, где главные герои – это богатыри, люди, которым всё под силу, они непобедимы, мудры и сильны, красивы. И в школе на уроках литературы мы читаем сказки, былины, где узнаем о богатырях и витязях с необыкновенной силой. А кто такие богатыри? Богатыри – это персонажи былин и сказаний, отличаются большой силой и совершающие невероятные подвиги разного характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, с которыми мы знакомимся в былинах, действительно имели место в истории. Богатыри стояли на страже Руси, своей родины, на заставе. И откуда они появились? Можно ли столкнуться в современном мире с богатырями?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я провел исследовательскую работу на тему «Богатыри и современные супермены».
Поэтому цель моего исследования – узнать, кто такие богатыри и кто такие современные супергерои, их отличие и сходство.
Объектом исследования являются русские богатыри и современные супергерои.
Гипотезы:
? Допустим, что богатыри – это защитники от врагов, воины, с великой силой.
? Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет.
? А если богатырь – это пример великого духа русского человека.
? А современные супергерои защищают или спасают людей.
Задачи:
– узнать, кто такие богатыри и провести опрос среди детей и взрослых;
– познакомиться с литературой и произведениями искусства о русских богатырях;
– познакомиться с современными супергероями нашего времени;
– сравнить качества былинных и современных героев; сделать выводы.
Методы исследования: чтение книг, опрос, анализ, сравнение. Обобщение.
В работе над исследованием мне помогали моя мама и моя учительница.
Теоретическая часть исследования
Откуда к нам пришло слово «богатырь»
Слово «богатырь» сейчас я могу услышать в речи людей, например: «богатырская сила», «богатырское здоровье», «богатырский сон». По словом «богатырь» я подразумеваю сильного и здорового человека, может быть спортсмена, человека, которому все по плечу. Но на самом деле «богатырь» связано с былинными заступниками русской земли.
Откуда же они появились? Учёные утверждают, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, в значении: батыр, батор, батур. Первоначальная форма слова была «багатырь», что значит «татарский воевода». А ученый Ф.И.Буслаев пишет, что слово «богатырь» выходит из слова «Бог» через «богатый». Фольклорист О.Ф. Миллер считает, что слово «богатырь» – русское и восходит к древнеславянской истории. Мне кажется, что слово «богатырь» исконно русское и связано с древнеславянской культурой. Об этом говорят и многие другие учёные.
Богатырей мы встречаем в древней культуре русского народа, читая былины,
Былина произошла от слова «быль», древнеславянского глагола – «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями – хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Богатыри земли русской
В моём исследовании мы попытались познакомиться с богатырями поближе. Предки были уверены в том, что Илья Муромец – реальная личность, воин, служивший Киевскому князю, но его имени нет в русских летописях. Но ведь есть исследованные мощи богатыря, икона и его имя в церковном календаре. Богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, и может быть, там и стал Илья по прозвищу «Муромец». В Киево-Печерской лавре сохраняются мощи Ильи Муромца, их возраст – около девяти веков. Илья Муромец пал в бою, как воин Божий. Его мы встречаем в былине «Илья Муромец и соловей разбойник»
Добрыня Никитич – еще один богатырь русского народного эпоса. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира. Добрыня Никитич умён и образован, ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. С детства любил Добрыня «на добром коне в поле поезживать, там малых змеенышей потаптывать». Основным врагом Добрыни считался многоголовый золотоордынский змей, олицетворение вражеского войска. Мы все знаем популярную сказку – былину о поединке доблестного витязя Добрыни Никитича с ужасным Змеем Горынычем. Былинный Добрыня – не только доблестный, но еще и безупречно благородный воин.
Князь Александр Невский это великий человек в истории нашего Отечества, он не просто оказал влияние на судьбы страны и народа, но и изменил их, предопределил ход русской истории на многие столетия вперед. Князь Невский был мудрым человеком, справедливым князем и полководцем. Защищал и охранял Русскую землю от врагов. Перед началом знаменитой битвы князь пришёл в храм и в словах молитвы обратился к Богу за помощью. А потом он сказал своим воинам, что они должны быть смелыми защитниками Родины, не бояться врагов, так как Бог всегда поддерживает справедливое дело защиты Отечества. И в тяжёлой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве. Так и стал Александр – Невским. И прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». О его походах я читал в «Слово об Александре Невском»
Все современные супергерои имеют определенные качества, наделены способностями. Мои одноклассники и друзья очень любят смотреть фантастические фильмы с современными супергероями, которым всё по силу. Супергерои спасают людей, делают добрые дела, совершают мужественные поступки. У них особая сила, либо способности паука, либо имеют крылья за спиной, либо необычный костюм трансформер. А у простых людей этого всего нет, и обычный человек не может совершать таких поступков, как супергерои, в обычной жизни. С современными супергероями я могу встретить в книгах, фантастических фильмах, к сожалению, мои одноклассники и друзья предпочитают смотреть фильмы о супергероях.
Питер Паркер, он же Человек-паук – обычный подросток, «ботаник», которого на выставке кусает радиоактивный паук. Благодаря этому он получает сверхспособности, суперсилу, он передвигается по стенам. С каким злом борется Питер? В основном это персонажи, которые так же получили свои способности в результате неудачных экспериментов с животными или использования технологий. Это враги-злодеи: Ящер, Хамелеон, Стервятник, Доктор Осьминог, Песочный человек, Зелёный гоблин, Скорпион, Принцесса Питон и другие. Все они олицетворяют преступный мир, совершают грабежи у них коварные планы. Человек-паук стремится помогать людям, защищать их, и делает добрые дела. Это выдуманный персонаж.
Физик Брюс Беннер превратился в Халка – неистового огромного зеленого монстра. Этот персонаж является одним из сильнейших персонажей Marvel, а также самым сильным существом на земле, превосходя в силе таких героев как Тор и Геркулес. У него есть суперсила, которая увеличивается пропорционально возрастанию гнева или ярости, которые не имеют предела. Чем сильнее бьют Халка, тем сильнее он становится. Он может перепрыгивать большие расстояния, включая целые континенты. В Брюсе живет другой человек Халк, характер которого всегда яростен, неуравновешен, а последствия его действий разрушительны. Это тоже выдуманный персонаж.
Энтони Старк – гениальный изобретатель и механик. В плену террористов он создал высокотехнологичный костюм-броню и сбежал. Броня Железного человека придаёт ему сверхчеловеческую силу, физическую защиту, а также ряд других способностей, например, телепатическую связь со всемирной паутиной, возможность доступа к любому компьютеру моментально. Враги Железного человека принимали различные формы, от завоевателей с претензиями на мировое господство и корпоративных конкурентов, до супер-преступников и иностранных агентов, стремившихся превзойти или украсть его технологии. Помимо борьбы с террористами и различными плохими ребятами комиксов, Старк боролся с собственным алкоголизмом и психическими расстройствами. По мере собственного взросления Старк основал множество благотворительных фондов и учреждений. Тоже выдуманный персонаж.
Практическая часть исследования
Анкетирование учащихся 1-9 классов и их родителей
Мы провели анкетирование среди учащихся 1-9 классов и их родителей. В этом опросе участвовали 40 человека (28 детей и 12 взрослых). Результаты опроса:
На вопрос 1. «Кто такие богатыри?» дети и взрослые ответили почти одинаково. Они считают, что богатыри – это могучие и сильные люди русской земли, храбрые, мужественные, добрые, защитники своей Родины и народа.
2. «Самые популярные богатыри?». Как среди детей, так и взрослых самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
К сожалению, многие дети начальных классов затруднялись в ответе на вопрос «Самые популярные богатыри?». Им было тяжело вспомнить, кто такие богатыри. Они долго думали и переспрашивали вопрос. Они перечисляли такие имена, как Человек-паук, Халк, Железный человек.
3. «Какие основные качества богатырей?» Здесь мнение детей и взрослых были разные. Взрослые считают, что физическая сила (65 %), а дети – физическая сила (100 %). Сила духа (75 %) – сила духа (10 %).
Взрослые считают, что основное качество – это сила духа, любовь к родине, храбрость, смелость, мужество, находчивость, сила воли, доброта, чувство справедливости и другие. А дети, основным качеством считают – смелость, физическая сила, бесстрашие.
Дети очень мало знают о богатырях, они думают, что это воины. Которые идут воевать за родину. Взрослые считают, что богатыри могучие и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила, доброта.
4. «Что привлекает в богатырях?» дети и взрослые ответили, что смелость, отвага, борьба за справедливость, любовь к родине.
5. «Впервые откуда узнали о богатырях?»
И дети, и взрослые ответили
– книги (былины, сказки)(30 %) – книги (былины, сказы) (75 %)
– кино и мультфильмы (45 %) – кино и мультфильмы (15 %)
– рассказы, экскурсии (2 %) – рассказы, экскурсии (24 %)
О богатырях дети и взрослые узнали в основном из книг, но дети чаще говорили, что с мультфильмов.
6. «А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?»
25 % детей и 60 % взрослых считают, что настоящих богатырей сейчас нет, потому время меняет людей, а богатыри остались героями из древности. Но 10 % детей и 50 % взрослых считают, что и сейчас есть богатыри – это спортсмены, солдаты, генералы.
На вопросы о современных супергероях мнения взрослых и детей очень разошлись. Так они очень близко знакомы детям 1-9 классов, а вот взрослым пришлось задуматься над ответами. Но легко дали ответы взрослые у кого есть маленькие дети и внуки.
2. «Самые популярные супергерои?». Как среди детей, так и взрослых самыми известными оказались Человек-паук, Халк, Супермен, Бэтмен, Железный человек.
3. «Какие основные качества супергероев?» Мнение детей и взрослых были разные. Взрослые считают, что физическая сила (70 %), а дети – физическая сила (100 %). Сила духа (67 %) – сила духа (60 %). Основными качествами супергерое остаются физическая сила, ловкость, непобедимость, выживаемость.
4. «Что привлекает в супергероях?» дети и взрослые ответили, что смелость, стойкость перед врагом, красота, сила.
5. «Впервые откуда узнали о супергероях?»
И дети, и взрослые ответили
– книги (10 %) – книги (25 %)
– кино и мультфильмы (78 %) – кино и мультфильмы (60 %)
– рассказы (30 %) – рассказы (60 %)
О супергероях дети и взрослые узнали в основном из кино и мультфильмов, но дети чаще говорили, что с кино.
6. «А есть ли сейчас супергерои? Кого можно назвать?»
Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и супергерои.
Нами было проведено анкетирование среди учащихся 1-9 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей и современных супергероях они знают, какими качествами должны обладать, откуда узнали и проанализировать результаты. Провели классный час с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнал, работая по данной теме. Таким образом, совокупность воинское доблести и доброты, честный нрав составляют главнейшие черты былинных богатырей, что одних физических доблестей недостаточно, надо ещё очень любить свою родину. Что современные герои непобедимы, как физически, так внешней красотой. Они имеют неимоверную физическую силу, отстаивают свою точку зрения и решительны в своих действиях. Они принимают решения здесь и сейчас и оказывают победу в любых ситуациях.
К сожалению, дети знают больше о современных супергероях, чем о богатырях. Современные супергерои становятся кумирами для детей, они им чаще подражают, копируют их. Мне кажется, что это очень плохо. По-моему мнению, современные супергерои учат детей агрессии, тревожности. В результате исследования выяснилось, что взрослые взрослые богатырей считают добрее, чем супергерои. Ведь богатыри боролись за родину. А супергерои хоть и борятся за жизнь на земле, то очень жестоко, льется много крови невинной, страдает окружающий мир. И это не считается нормой, это ненормально, когда ради мира, рушится сам мир в целом.
И я сделал вывод, что некоторые современные супергерои играют главную роль в жизни мною опрошенных школьников.
Заключение
Исходя из основной цели нашей работы – исследовать, кто такие богатыри и кто такие современные супергерои. Подобрали и изучили литературу по данной теме.
Узнали из дополнительной литературы, кто такие богатыри, изучили былины с былинными богатырями. Выяснили, кто такие богатыри и современные супергерои, какими качествами они обладали. Провели анкетирование среди учащихся 1-9 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей и современных супергероев они знают, какими качествами должны обладать богатыри и супергерои, и проанализировать результаты. Провели классный час в 6 классе на тему «Богатыри и современные супергерои» с целью поделиться с тем, что нового и интересного я узнал, работая по данной теме.
Супергерой – вымышленный персонаж, наделенный необычайной физической способности, которые он посылает на свершение подвигов во имя общего блага, его необычные возможности и способности супергероев, их навыки и использование супероружия, обладание сверхчеловеческой силой. Супергерои влияют на национальный характер.
Детьми богатыри сейчас воспринимаются сухо, наивно. Но для взрослых они остаются примером защитников родины.
Я давно хотел узнать о том, кто больше знает о богатырях дети или взрослые, что они значат, как современные супергерои заняли место богатырей для подрастающего поколения. Может быть, моя тема исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, подвиги народа. Богатыри для меня, всё таки являются примером отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух. Пусть современные супергерои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мирной жизни, пусть виртуальной, но всё же жизни.
Трансформация образа русского богатыря в современных медиатекстах (на примере мультипликационного сериала «Три богатыря» и фильма «Последний богатырь»)
Автор (ы): Грицай Л.А.
УДК: 79
ББК: 71.4
Аннотация: В статье анализируется образ русского богатыря в современных медиатекстах. Несмотря на глубокую изученность данного феномена в отечественном героическом эпосе, тема богатырства в медиатекстах начала XXI в. изучена мало, поэтому эта проблематика достаточно актуальна. Научная новизна исследования определяется необходимостью сопоставления между собой былинного прототипа богатыря и его современной интерпретации. На основе анализа делается вывод о значительной трансформации феномена богатырства в современных медиатекстах, что вступает в противоречие с национальной традицией.
Ключевые слова: образ богатыря, национальная культура, культурная ценность, медиатексты
Цитирование / Citation: Грицай, Л.А. Трансформация образа русского богатыря в современных медиатекстах (на примере мультипликационного сериала «Три богатыря» и фильма «Последний богатырь») / Л.А. Грицай // Медиа. Информация. Коммуникация [Электронный ресурс]. – 2020. – № 34. – Режим доступа: http://mic.org.ru/vyp/34-nomer-2020/gritsay-l-transformatsiya-obraza-russkogo-bogatyrya/ Gritsay L. Transformation of the image of the Russian hero in modern media texts (for example, the animated series «Three heroes» and the film “the Last hero”). Media. Information. Communication [Electronic resource], 2020, vol. 34. URL: http://mic.org.ru/vyp/34-nomer-2020/gritsay-l-transformatsiya-obraza-russkogo-bogatyrya/
Title: Transformation of the image of the Russian hero in modern media texts (for example, the animated series «Three heroes» and the film «the Last hero»)
Abstract: The article analyzes the image of the Russian hero in modern media texts. Despite the profound study of the phenomenon of the hero in the domestic heroic epic, the theme of heroism in the media texts of the early 21st century little has been studied, so this problem is quite urgent. The scientific novelty of the study is determined by the need to compare the traditional epic prototype of the hero with his modern interpretation. Based on the analysis, a conclusion is drawn on the significant transformation of the phenomenon of heroism in contemporary media texts, which is in conflict with the national tradition.
Keywords: hero image, national culture, cultural value, media texts, media culture
Дата поступления статьи: 08.10.2020
Рубрика: Рубрика: Социология культуры
Введение
Как известно, любой художественный мультфильм или фильм можно рассматривать как целостный медиатекст, отражающий определенную картину мира и мировоззренческие установки его авторов. При этом данное произведение вольно или невольно создается в рамках либо принятия определенной национальной традиции, либо отказа от нее через противопоставление сложившимся культурным ценностям.
Данное наблюдение находит свое подтверждение при изучении темы богатырства в современной медиакультуре. Как известно, образ богатыря является воплощением образа героя в национальной русской традиции. Поэтому сама по себе тема богатырства является одним из ключей к пониманию специфики национального мировидения, народных представлений о силе, мужественности и верности своей Родине и народу.
Проблема изучения русского героического эпоса в целом является достаточно разработанной в научной литературе в рамках филологических и культурологических дисциплин. К исследованиям по данной проблематике можно отнести работы В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, Т.А. Новичковой, В.Я. Проппа, Б.А. Рыбакова. Отчасти изучением этой темы занимались такие ученые, как Ю. М. Лотман, В.Н. Топоров. В. В. Иванов, В.В. Долгов, Г.В. Рыльский, Н.Г. Кульсарин и др. Вопрос о представлении образа русского богатыря в современной культуре обозначен работах Л. Прозорова, С. Адоньевой и Ф. Обзоркина, И.С. Кокарева, А.В. Бекишевой и др. Однако более тщательного изучения требует тема богатырства, представленная в современных медиатекстах.
Целью настоящего исследования явилась необходимость изучения трансформации образов русских богатырей в современной медиакультуре.
Задачи исследования предполагали, во-первых, тщательный анализ феномена русского богатырства и его связь с отечественным героическим эпосом; во-вторых, последовательное изучение трансформации образа русских богатырей в анимационном сериале «Три богатыря» и фильме «Последний богатырь».
Методами исследования стали: сравнительно-исторический метод, помогающий сравнить между собой традиционный былинный прототип богатыря и его современную интерпретацию; а также культурно-исторический метод, позволяющий предложить адекватные национальной культуре способы воплощения темы богатырства.
Святость образа
Как мы знаем, образы трех богатырей являются одним из символов русской жизни. Богатыри олицетворяют мужество, готовность защищать свою Родину и всепобеждающую силу добра. Сама тройственность богатырей может рассматриваться как источник их сакральной силы: в их союзе царит мир, сам этот союз – образ порядка и гармонии. Недаром именно трех богатырей – Илья Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича – прославляет на своей знаменитой картине, представленной публике в 1898 г., художник В. Васнецов.
Как справедливо отмечает Е. Лукин, «каждый из трех богатырей сосредотачивает в себе определенные черты русского характера: Илья Муромец олицетворяет житейскую мудрость, справедливость и силу. Добрыня Никитич славится подлинной добротой, надежностью и честью. Алеша Попович знаменит смелостью, находчивостью и весельем» [5]. Сам архетип богатырства позволяет И. С. Кокареву рассматривать это явление по аналогии с женственностью и соборностью как одно из прочтений русской национальной идеи [4, с. 5].
Укажем, что понятие «богатырства» вызывает споры среди ученых. Так, существует версия Ф. И. Буслаева, Д. М. Щепкина, согласно которой слово «богатырь» является изначально русским, оно восходит к таким словам, как «Бог» и «богатство», означая особый дар Божьей избранному человеку [3, с. 220]. Вторая версия предполагает, что это слово имеет иноязычное происхождение. Об этом, в частности, пишет В. И. Даль, указывая на заимствование этого слова из татарского языка. Отсюда версия, согласно которой данное слово заимствовано от древнетюркского «bagatur» («герой»), а оно, в свою очередь, восходит к индоарийскому «bhaga-tur» («полный сил, наделенный силой и богатством») [8].
Так или иначе, данное понятие свойственно именно русской культурной традиции, так как оно обозначает национального героя – воина и защитника своей земли, которому Бог дал особую силу: и физическую, и духовную.
Заметим также, что сам образ русского богатыря, созданный на этапе формирования русской государственности в устных произведениях фольклора и получивший дальнейшее распространение в отечественной национальной традиции, отличается от западноевропейского образа воина, который был воплощен в фигуре рыцаря. Так, западноевропейский рыцарь, как представитель особого «военного сословия», образец воинской доблести, мужественности и смелости служил в первую очередь своей чести и славе, своему сюзерену, прекрасной даме сердца. Ценностные ориентиры русского героя несколько иные: русский же богатырь в первую очередь предан своему народу и служит своей Родине.
Обобщим базовые черты богатырей в русской традиции.
Во-первых, богатыри предстают перед нами как люди, одаренные необыкновенной физической силой и эстетическим совершенством. Они обладают высоким ростом, могучим телосложением, твердой поступью и величием.
Во-вторых, богатыри кровно связаны со своими народом, они являются выразителями нужд и интересов простого народа, при этом их социальное положение может быть разным: Илья Муромец – сын крестьян, Добрыня Никитич – из знатного рода, Алеша Попович – из семьи священника.
В-третьих, сами богатыри стремятся не к стяжанию материальных богатств, а исполнению своего долга перед народом, они служат народу, защищая родную землю, сохраняя единство страны, уберегая ее от смут и раздоров. То есть дар силы, данный им от Бога, они отдают на служение родной земле, поэтому их воинский подвиг – это подвиг самопожертвования.
В-четвертых, для богатырей особенно важна идея их единства, духовного братства, которая становится залогом их побед.
В-пятых, отношения между богатырем и правителем страны могут складываться по-разному, богатырь как человек из народа может уйти в оппозицию правителю, потому что служит он не князю, а народу. Поэтому тот же Илья Муромец может ссориться с князем Владимиром, но всегда будет предан своей родной матери и своей родной земле.
Таким образом, богатырь как бы выражает защитно-патриотическую идею, совмещенную с религиозно-нравственным народным идеалом, являясь ее олицетворением.
Богатырь как архетип
Изначально сама идея богатырства является сакрализованной, она формируется под воздействием православного мировоззрения. Очень часто русский богатырь наделен образом святости (отсюда популярность святых-воинов, в том числе святых воинов-монахов, каким был легендарный Александр Пересвет, погибший во время Куликовской битвы). Это человек, обладающий духовной и физической силой как особым Божьим даром, поэтому он в первую очередь должен служить людям. Недаром самый известный русский богатырь Илья Муромец – это еще и прославленный в лике святых подвижник Илья Печерский, мощи которого покоятся в Киево-Печерской Лавре.
Таким образом, мы можем утверждать, что в образе русских богатырей заключен архетипический мифологический потенциал. Образы богатырей пронизывают всю русскую культуру, поэтому не могут не найти своего воплощения и в современных медиатекстах.
Одним из ярких воплощений темы русского богатырства является мультипликационный фильм (с 2004 г. по настоящее время) с общим названием «Три богатыря» и со множеством серий, в которых в доступной для детей форме рассказывается о подвигах этих воинов («Алёша Попович и Тугарин Змей», Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Три богатыря и Шамаханская царица»; «Три богатыря и Морской царь» «Три богатыря: на дальних берегах»; «Три богатыря: ход конём» и др.).
Сами мультфильмы, созданные студией «Мельница», представляют собой цикл анимационных произведений, в которых традиционная русская тема богатырства с характерным набором качеств настоящего русского витязя переплетается с современными тенденциями создания таких мультфильмов, явно заимствованными не только из отечественной мультипликации, но из мультфильмов У. Диснея. Отсюда отказ авторов мультфильма от эпической былинной традиции и введение художественную ткань произведения сюжетных линий, предполагающих появление комических героев-злодеев, комических положительных героев, героев, призванных создать определенный ассоциативный ряд с другими персонажами русской традиции и прочее. При этом данные мультфильмы пронизаны яркой визуализацией образов, специальными эффектами, интертекстуальностью, развлекательными элементами, что указывает на их связь с современной массовой культурой. Это позволяет создателям мультфильма добиться истинно комического результата, что делает сам цикл весьма популярным и поэтому прибыльным проектом.
Таким образом, мы можем заключить, что сам феномен богатырей в данном мультипликационном фильме значительно трансформируется. И суть этого процесса заключается в десакрализации образов главных героев: богатыри представлены как положительные персонажи, образцы для подражания, но их фигуры сознательно выписаны в бытовом плане: просто, буднично и иронично. То есть в первую очередь в данных медиатекстах происходит отказ от эпического понимания значения русского богатыря. Богатыри в мультфильме более близки популярным героям У. Диснея, например, каким-нибудь «спасателям, которые спешат на помощь», чем образам традиционных для национальной культуры святых воинов.
Отсюда духовно-нравственное призвание русского богатыря – защита своей Родины как бы отодвигается на второй план: на первый план в мультфильмах выходят банальные и забавные «приключения», любовные и бытовые диалоги героев, упрощение сюжета по запросам массовой аудитории и прочее.
Поэтому в целом данные анимационные фильмы после своего появления на экранах вызвали неоднозначное отношение у ученых-фольклористов, историков и культурологов, которые указывали на то, что создатели этих произведений, обращаясь к значимой для русской культуры теме богатырства, отказались от национальной былинной традиции изображения самих богатырей. Так, Г. Бородин – известный историк анимации указывает, что в мультфильмах «слишком заметна ориентация на вкусы и уровень тинейджерской аудитории. Отсюда навязчивый молодежный сленг, обязательная опора на гэг и суетливая оглядка на западные образцы» [7]. Фольклорист С.Б. Адоньева [1] отмечает явное несоответствие фильмов былинным сюжетам. А.В. Бекишева [2, с. 18] полагает, что образы богатырей студии «Мельница» по отношению к былинному прототипу претерпели значительные изменения, в том числе ценностную трансформацию, отсутствие эпичности, возвышенности, всеобщей значимости подвигов героев. Значительно трансформировались сюжеты былин, неизменными остались лишь имена главных и некоторых второстепенных героев, врагов, а также факт сражения с ними.
Однако укажем и на некоторое сохранение традиционности в изображении русских богатырей в рассматриваемых нами анимационных фильмах. В первую очередь, эффект иронии, который пронизывает сами мультфильмы, меньше всего затрагивает образы главных героев: комичен князь Киевский с его хитростью, жадностью и наивным высокомерием, комичен конь Юлий, азартный игрок, паникер и авантюрист, комична Баба Яга, устраивающая балы и мечтающая о «дачке под Киевом». При этом богатыри, в первую очередь, старшие – Илья Муромец и Добрыня Никитич – великодушны, честны и мудры, они не вызывают своими поступками смеха у зрителей. Образ Алеши Поповича несет в себе некоторый оттенок комического, но сам образ соотносится с традиционным образом для русской культуры – образом младшего сына, Иванушки-дурачка, который всегда вызывает не смех, а симпатию. Именно Алеша серди всех богатырей может попадать в «смешные» ситуации, из которых он выходит победителем.
Также в данных анимационных фильмах нет характерной современной постмодернисткой особенности, когда положительные герои «в новом прочтении сюжета» изображаются как отрицательные. Поэтому в мультфильме богатыри – не злодеи, они являют собой образец «правильного и достойного» поведения: их сила и мужество, их доброта и выносливость гиперболизированы, отношения между ними этикетно-сдержанные. Богатыри стремятся к защите своей земли и народа, помогают друг другу, уважают своих родителей и старших, проявляют милосердие к животным и растениям, не идут на поводу жадным и неправедным правителям, а наоборот стремятся создать такие условия жизни, которые были бы по отношению к каждому члену общества справедливы.
Новые богатыри: неоднозначность личности
Подводя итоги сравнительно-сопоставительному анализу данного произведения, мы можем выявить ряд особенностей, обеспечивающих трансформацию образа русского богатыря в изучаемых нами анимационных фильмах. Рассмотрим эти черты в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1. Особенности трансформации образа русского богатыря в мультипликационном сериале «Три богатыря»
Отказ от традиционного изображения образа русских богатырей
Сохранение национальной традиции в трактовке образа русских богатырей
Десакрализация образа богатырей, отказ от эпической былинной традиции рассказа о них
Сохранение положительных образов героев-богатырей
Забвение аксиологической основы русского богатырства: темы защиты родной земли и народа как главного духовно-нравственного подвига богатыря
Гиперболизация силы, мудрости, мужества и храбрости русских богатырей, готовых встать на защиту своей земли и народа
Активное использование развлекательно-комических сюжетных линий, ироничность и интертекстуальность произведения
Связь образов богатырей с русской фольклорной традицией (например, через обращение к сказочному образу Иванушки-дурачка)
Упрощение образа богатыря, стилизация образа под сюжет мультфильма для детей, отказ от дидактического начала
Сохранение символических для богатыря черт мужественности и воинственности, связь с архетипами русского сознания через идеалы защиты Родины, заступничества, борьбы со злом
Создание псевдоисторической реальности происходящих событий, в отличие от «былинной правды» русского богатырства, что обеспечивает информативную недостоверность образов богатырей
Создание эстетически совершенного внешнего образа русских богатырей, который сочетается с их внутренними достоинствами: добротой, душевностью, готовностью прийти на помощь ближним
Связь с западной традицией создания анимационных произведений о подвигах «супергероев», обращение к ценностям массовой культуры
Идея духовного братства богатырей, которые стремятся помогать друг другу
Таким образом, движущими силами трансформации образа русского богатыря в мультипликационном сериале «Три богатыря» является, с одной стороны, сознательный отказ от традиционного изображения богатырей, а с другой стороны, определенное следование национальной культурной традиции. Укажем, что, несмотря на явное модернистское начало своего произведения, основанного на образцах массовой культуры, в целом создатели мультфильма рассматривают сам образ богатырства как культурную ценность, поэтому в их произведении присутствует уважение к богатырям, которое и передается и их юным зрителям.
Гораздо более глубокий отказ от национальной традиции изображения богатырей мы встречаем в кинофильме «Последний богатырь» (2017 г.). Данный фильм является продуктом компании «Дисней» и российской киностудии «Yellow, Black and White», которая приобрела известность своими сериалами «Кухня», «Мамочки», «Отель Элеон» и другими.
В данном фильме, сюжет которого основывается на судьбе «последнего богатыря» Ивана, выросшего в современном нам мире, но попавшего в сказочное Белогорье и столкнувшегося с персонажами русского фольклора: Кощеем Бессмертным, Лешим, Бабой-Ягой, Василисой Премудрой, богатырями Добрыней, Алешей Поповичем и Ильей Муромцем, красавицей Варварой и др., предлагается альтернативное русской национальной традиции толкование привычных зрителям образов.
В данном фильме, который также рассматривает в качестве центральной тему русского богатырства, присутствует характерная десакрализация образа богатырей, отказ от эпической былинной традиции, забвение аксиологической основы богатырства: темы защиты родной земли и народа как главного духовно-нравственного подвига. Можно указать и на стилистическое упрощение как образа богатырей, так и образов других персонажей. Присутствует в фильме активное использование развлекательно-комических сюжетных линий, создание псевдоисторической реальности и т. д.
Однако самой яркой особенностью данного фильма является сознательная подмена местами традиционных положительных и традиционных отрицательных героев русской фольклорной традиции. То есть в данном произведении указывается, что в сказочном Белогорье, где «победило добро», персонажи вынуждены жить в страхе перед богатырем Добрыней и его возлюбленной красавицей Варварой. «Правда» же находится на стороне Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Лешего и последнего богатыря Ивана, который является тайным сыном Ильи Муромца.
Подобный отказ от традиционного прочтения персонажей русского фольклора приводит к тому, что герои оказываются передвинутыми по оси «добра и зла» на противоположную сторону. Данную особенность мы можем рассматривать как определенный посмодернистиченский прием. При этом образы русских богатырей в большей или меньшей степени оказываются дискредитированы. В особенно негативном свете в фильме предстает Добрыня, авторы фильма наделяют этого героя коварством, жадностью, хитростью, способностью к предательству и т. д.
Укажем также на толкование привычных для русской традиции сказочных персонажей в русле западноевропейского фольклора. Так, например, Баба Яга, выполнявшая в русских сказках роль «перевозчика» главного героя из мира живых в «тридесятое царство», превращена в фильме в колдунью, которая с помощью волшебного яблока из старухи превращается в красавицу и соблазняет представителей противоположного пола (в фильме чаще всего она соблазняет Водяного). Данный мотив превращения колдуньи в очаровательную девушку как раз характерен для западноевропейских сказок, но он чужд русскому прочтению образа Бабы Яги. Такой же злой колдуньей и настоящей амазонкой предстает в фильме Варвара-Краса Длинная Коса, что противоречит отечественной фольклорной традиции, потому что данная героиня в русских сказках – это прекрасная, добрая и мудрая дева. Также получил необычную трактовку образ Чудо-Юдо, который, как правило, являл собой злого чудовищного змея с несколькими головами, в фильме Чудо-Юдо представлено в образе тролля-великанши, который больше соотносится с персонажами западноевропейского фольклора.
В трактовке образов главных героев присутствуют черты философии трансгуманизма с присущей ей верой в возможность созданий «нового человека», однако таким сверхчеловеком становится не русский богатырь, а Кощей Бессмертный, который обладает стремлением к лидерству, властью над собственной смертью и может управлять своим телом даже в расчлененном виде. Если учесть тот факт, что сам образ царя Кощея, согласно В.Я. Проппу [6], восходит к образу злого повелителя царства мертвых, то данная героизация представляет собой достаточно опасное явление.
Укажем на неоднозначность личности и самого «последнего богатыря» Ивана, который не являет собой образец мужественности и честности, характерный для русского витязя. Напротив, отметим сомнительный моральный облик этого персонажа, который является одновременно «жертвой», мошенником и трусом, обладающим некоторой смекалкой и умеющим сочувствовать окружающим. Однако такой противоречивый и духовно слабый персонаж не может быть избранным Богом защитником своего народа. Тем не менее, он носит имя богатыря (причем «последнего» в своем роде).
Резюмируя сравнительно-сопоставительный анализ фильма «Последний богатырь», мы можем сделать вывод о том, что в данном медиатексте при внешнем декларативном обращении к теме русского богатырства наблюдается отказ от традиционного понимания образа богатыря. Речь идет не просто о трансформации данного образа в фильме, а о полном отрицании его. Рассмотрим данный процесс в виде таблицы (см. табл. 2).
Таблица 2. Особенности трактовки образа русского богатыря в фильме «Последний богатырь»
Отказ от традиционного изображения русских богатырей
Прямое отрицание национальной традиции в трактовке образов русских богатырей
Десакрализация образа богатырей, отказ от эпической былинной традиции рассказа о них
Сознательная подмена традиционных положительных и традиционных отрицательных героев русской фольклорной традиции, при которой богатыри становятся отрицательными героями
Забвение аксиологической основы русского богатырства: темы защиты родной земли и народа как главного духовно-нравственного подвига богатыря
Наделение персонажей, характерных для русской фольклорной традиции, несвойственными им чертами западноевропейских сказочных персонажей
Активное использование пародийных и развлекательно-комических сюжетных линий
Черты трансгуманизма в трактовке образов героев, при котором сверхчеловек может выбирать как путь добра, так и путь зла
Упрощение образа богатыря, стилизация образа под сюжет фильма для детей, отказ от дидактического начала
Создание псевдоисторической реальности происходящих событий, в отличие от «былинной правды» русского богатырства, что обеспечивает информативную недостоверность образов богатырей
Нарушение эстетического канона, когда отрицательные герои (богатыри, Варвара) внешне привлекательны, а положительные герои (Кощей, Баба Яга в образе старухи, Водяной) внешне внушают отвращение
Связь с западной традицией создания произведений о подвигах «супергероев», обращение к ценностям массовой культуры
Сознательный отказ от идеи духовного братства богатырей, которые враждуют друг с другом
Таким образом, в данном фильме мы наблюдаем стремление к разрушению традиционного мифологического образа русского богатыря как святого воина и защитника своей земли. Однако из-за отсутствующей связи с отечественной национальной культурной традицией (эта связь прослеживается только в использовании имен персонажей русских сказок и былин) данный медиатекст в целом воспринимается как идеологически чуждый для русского зрителя. Это симулякр, не имеющий соприкосновения с глубинными кодами отечественной культуры.
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию, мы можем заключить следующее:
1. Образ русского богатыря являет собой представление о герое в национальной традиции. Данные представления были сформированы на этапе создания древнерусской национальной общности и нашли свое отражение в разные эпохи развития нашей страны. Русский богатырь является сакральным мифологизированным символом русского национального мировидения, представляя собой культурную ценность, выражая защитно-патриотическую идею, совмещенную с религиозно-нравственным народным идеалом.
2. В течение столетий представления о герое в русской национальной культуре претерпевали некоторые изменения, облекаясь в новые художественные формы, однако суть идеи богатырства – самозабвенной защиты своей Родины и народа – оставалась неизменной.
3. В современной медиакультуре мы также наблюдаем трансформацию образа богатырей.
Эта трансформация может сочетать в себе как элементы традиционного прочтения феномена богатырства, так и элементы модернистической интерпретации образа русского витязя (как это наблюдается в анимационном сериале «Три богатыря»). Поэтому в целом данная трансформация в изучаемом анимационном сериале, несмотря на десакрализацию феномена богатырства, не приводит к разрушению мифологической структуры данного образа. Тем более, что изучаемому нами медиатексту, обращенному к детской аудитории, простителен некоторый примитивизм и упрощенная трактовка значимых для отечественной культуры образов.
В фильме «Последний богатырь» трансформация является настолько глубокой, что приводит к полному отрицанию национальной традиции в трактовке образов богатырей, опровергая культурную ценность данного образа, превращая сам феномен русского богатыря в симулякр.
4. Можно предположить, что интерес к теме богатырства в медиакультурном пространстве нашей страны будет усиливаться, так как героические сюжеты являются своеобразным индикатором состояния этноса, что подчеркивает особую значимость героических образов в становлении и развитии народа и его культуры. При этом обращение к таким сюжетам особо характерно в переломные моменты развития национальной истории. Как отмечал В.Я. Пропп [6], героические идеалы древности не столько обращены в прошлое, сколько завещаны будущим поколениям, поэтому переосмысление феномена русского богатырства является характерной чертой современного этапа развития отечественной медиакультуры. Исходя из данного наблюдения, предложенная нами тема нуждается в дальнейшем тщательном изучении.
Список литературы
[1] Адоньева, С. Богатыри не мы / С. Адоньева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seance.ru/blog/bogatyri/ (дата обращения: 15.06.2020).
[2] Бекишева, А.В. Закономерности представления образа богатыря в российской анимации начала XXI в. / А.В. Бекишева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 2 (28): в 2 ч. – Ч. I. – C. 16-20.
[3] Буслаев, Ф. И. Русский богатырский эпос / Ф.И. Буслаев // Русский Вестник. – 1862. – № 9. – С. 80.
[4] Кокарев, И.С. Идея богатырства в русской культуре: автореф. дис. … канд. Культурологии / И.С. Кокарев – Иваново, 2017. – 20 с.
[5] Лукин Е. Три богатыря − три брата, три врага. Опыт русского национального самосознания / Е. Лукин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbspeaks.ru/ 2017/09/09/евгений-лукин-три-богатыря-три-брат/ (дата обращения: 15.06.2020).
[6] Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп – М.: Гос. изд-во худ. лит., 1958.