Как можно повысить разряд электромонтера
Когда работодатель вправе присваивать разряды работникам?
racorn/ Depositphotos.com |
В начале лета этого года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устранившие противоречия между его нормами и профессиональными стандартами по вопросам присвоения разрядов, классов и категорий при профессиональном обучении. Минпросвещения России выпустило разъяснения по применению этого закона, в котором ответило на некоторые популярные вопросы. В частности, в министерстве пояснили, может ли указанные разряды, классы и категории присваивать сам работодатель. Чиновники призвали отличать друг от друга понятия «квалификационный разряд» и «тарифный разряд». Работодатель вправе присваивать тарифный разряд при осуществлении работником трудовой деятельности согласно законодательству в сфере труда, квалификационный же разряд (при наличии его в соответствующем перечне) присваивается по итогам квалификационного экзамена, предусмотренного основной программой профессионального обучения, реализация которой, в свою очередь, требует лицензии на осуществление образовательной деятельности (
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Иными словами, работодатель вправе вводить и присваивать работникам разряды, классы, категории для целей дифференциации оплаты труда, однако это не свидетельствует о наличии у работников соответствующей квалификации.
Присваиваем разряд рабочему
Наниматели вправе присваивать (повышать) рабочим квалификационные разряды, категории и классы (далее — разряды). Рассмотрим, как это сделать и какие основные документы при этом оформляют.
Создаем комиссию
Перечень ситуаций, в которых проводится присвоение (повышение) (далее — присвоение) разрядов, можно закрепить в локальном нормативном правовом акте (ЛНПА) организации. Например, в Положении о присвоении, повышении и восстановлении квалификационных разрядов, категорий, классов. В нем же можно предусмотреть и иные вопросы, касающиеся порядка присвоения разрядов.
В ЛНПА организации также целесообразно определить порядок работы квалификационной комиссии (далее — комиссия), утвердить формы документов, необходимых для присвоения разряда, и т.д.
ВАЖНО! Небольшие организации, у которых нет возможности создать комиссию, могут привлекать комиссии соответствующих учреждений профессионально-технического образования . |
Ходатайствуем о присвоении разряда
Вопрос о присвоении разряда может поднять как сам работник (написав заявление) (образец 2), так и его непосредственный руководитель (подготовив представление) (образец 3).
Касательно представления не определено, каким оно должно быть — устным или письменным. Следовательно, это целесообразно установить в соответствующем ЛНПА.
Комиссия выносит заключение
Получив заявление и (или) представление, комиссия проводит квалификационный экзамен. Он состоит из двух частей, таких как :
1) проверка теоретических знаний (работник должен знать организацию труда на рабочем месте, правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием и т.д. );
2) проверка практических знаний (работник выполняет пробную работу).
По результатам экзамена комиссия выносит заключение о том, соответствует работник требованиям заявленного разряда или нет. Такое заключение отражается в протоколе (образец 4).
ВАЖНО! Законодательством установлены рекомендуемые формы протокола . Можно воспользоваться ими или разработать свои |
Оформляем присвоение разряда
Сколько зарабатывает электромонтер
В Оренбургской области
Герой этого выпуска получил техническое образование в Санкт-Петербурге и пять лет работал в крупной компании, а потом был вынужден вернуться в Оренбургскую область, в родной Бузулук, и устроился в организацию, которая занимается ремонтом нефтяных скважин. Он рассказал, почему электромонтеру трудно найти работу в маленьком городе, а из нефтянки хочется как можно скорее уволиться.
Выбор профессии
По специальности я электромеханик. На выбор профессии повлиял мой отец, он 12 лет работал инженером в небольшой электромонтажной компании. По его словам, более востребованную специальность еще нужно поискать. Энергетики, электрики всегда и везде будут нужны. Практически на любом предприятии нужен как минимум один сотрудник, ответственный за электрохозяйство. А на крупных предприятиях существуют целые отделы главного энергетика, в которых трудятся специалисты, отвечающие за тепло- и электроснабжение. Такой «шкурный интерес» и был моей мотивацией для поступления в технический вуз на энергетическую специальность.
К экзаменам я готовился самостоятельно. Я не признаю репетиторов: считаю, что если не можешь сам поступить в институт, значит, это место должен занять более подготовленный и способный человек. По результатам ЕГЭ я набрал около 240 баллов по трем предметам, что повергло меня в уныние: я ожидал куда большего. Но баллов хватило для поступления.
При выборе университета я руководствовался принципом «чем дальше от дома и чем крупнее город, тем лучше». Направил копии документов в Казанский энергетический университет, в Московский энергетический, Санкт-Петербургский политехнический и Уральский политехнический институты. Примерно через месяц томительного ожидания узнал, что прошел во все вузы. После бессонной ночи выбрал Санкт-Петербург — город с богатой культурой, максимально далекий от моей провинции. Хотя, честно говоря, впоследствии я не особо много времени потратил на посещение музеев.
«Я буду впахивать за троих, ведь это мой шанс на лучшую жизнь и гарантия невозврата в родной ненавистный провинциальный город».
Я работал не по специальности, зарплата была намного выше, чем у одногруппников: 30 000 Р в месяц при неполной рабочей неделе.
Одногруппники в основном работали на полставки либо в больших энергомашиностроительных организациях вроде АО «Силовые машины» или «Электроаппарат», либо в небольших компаниях, занимающихся проектированием электрохозяйства строящихся объектов, — часть из них принадлежала преподавателям кафедры. Эта работа помимо опыта давала им материал для написания диплома. Мне же пришлось нелегко, и я много времени потратил, чтобы получить разрешение писать диплом по материалам, полученным от научного руководителя.
Хотя моя должность и включала слово «инженер», повседневные рабочие обязанности были никак не связаны с инженерной работой, они были ближе к работе менеджера или аналитика. Я проводил анализ работы оборудования, выявлял коренные причины поломок и предлагал идеи, как снизить их количество. Действовал строго по методикам, принятым в компании, — они разрабатывались в европейском головном офисе и распространялись по зарубежным филиалам. Так что практически не использовал знания, полученные в университете. С другой стороны, без диплома меня бы не стали повышать.
Следующим этапом моей карьеры, возможно, была бы небольшая руководящая роль, например начальник группы. Но по семейным причинам мне пришлось вернуться к родителям в родной город. Как оказалось, мои навыки и умения, а тем более образование никому там были не нужны. Везде все было занято и забронировано на долгие годы.
Первым местом, куда я пошел устраиваться, были городские электрические сети. Меня собеседовал начальник отдела РЗиА — релейной защиты и автоматики. Примерно через 20 минут нашей беседы он выразил желание принять меня на работу, но сразу добавил, что мест нет и, к сожалению, не предвидится. Объяснил это тем, что рабочие места, которые должны были освободиться, все еще заняты из-за повышения пенсионного возраста. Записал мой номер телефона и сказал, что при случае позвонит, но звонка пока так и не последовало. Как мне потом объяснили знакомые, сейчас из-за жесткой позиции трудовой инспекции отдел кадров никому не отказывает и даже зовет на беседу с руководителем, дает надежду — все ради того, чтобы человек не пожаловался.
Отчаявшись, я был готов начать с самого низа, с должности электромонтера, но и эти позиции везде были заняты.
Через пару недель тщетных поисков один знакомый посоветовал мне компанию, которая не публиковала вакансии в интернете. По его словам, им был нужен электромонтер. В провинции не пользуются популярностью сайты для поиска работы: работодателям вполне достаточно сарафанного радио и кандидатов, пришедших от центра занятости. Я пошел туда без предварительного звонка, на проходной сказал, что иду в отдел кадров. В отделе кадров меня перенаправили к начальнику отдела на собеседование. Задали несколько простейших вопросов из курса электроаппаратов, и я был принят.
Суть профессии
Уже больше года я работаю электромонтером в нефтесервисной организации, которая занимается капитальным ремонтом нефтяных скважин, сокращенно КРС. Со временем любая скважина начинает давать все меньше нефти. Наша задача — отремонтировать ее, чтобы повысить нефтеотдачу.
Наш заказчик — нефтедобывающая компания — ежегодно проводит тендер на выполнение работ по капитальному ремонту скважин на тех месторождениях, где это требуется. Тендер получает компания, которая предложит наименьшую цену и будет соответствовать условиям: свой автопарк, свои подъемные установки, наличие квалифицированного персонала.
Электромонтер отвечает за все электрооборудование в ремонтной бригаде — начиная с освещения и заканчивая электроникой, которая контролирует параметры при выполнении ремонта.
Типичные проблемы, которые я решаю: настройка и ревизия систем видеонаблюдения; ремонт, пайка и настройка аппаратуры по отслеживанию нагрузки на кран-балкe — это необходимо, чтобы остановить механизм при выявлении перегрузки, избежать обрыва тросов и поломки электродвигателей; замена освещения; ревизия и замена трансформаторов; ремонт и настройка пожарной сигнализации; ремонт и пайка питающих кабелей и тому подобное. Также в мои задачи входит поддержание работоспособности компьютеров и ноутбуков, которые там используются исключительно как печатные машинки. Личный ноутбук я с собой на вахту не беру — боюсь, что его украдут: многие наши работники раньше отбывали наказание в местах лишения свободы.
Мне, как человеку, проработавшему почти пять лет в офисе, здесь нравится то, что можно увидеть результаты своего труда немедленно.
Еще пару часов назад не было освещения или электроника сбоила, а тут пришел я — и все заработало.
Но зачастую приходится спаивать или перепаивать приборы, стоя по колено в грязи. В такие моменты я невольно восклицаю про себя: «Боже, когда я свернул не туда?!»
Много проблем доставляют верхолазные работы, особенно в плохую погоду. Подъемный агрегат представляет собой мачту, вертикально установленную на базе автомобиля Урал. На мачте есть освещение, позволяющее вести работу ночью. Из-за того, что компания закупает самые дешевые лампы, их нужно постоянно менять. Мачты залиты нефтью, а на некоторых нет лестниц. Приходится проявлять чудеса эквилибристики, чтобы добраться до перегоревшей лампы. Из страховки имеется привязь, без которой я никогда не поднимаюсь. Иногда хочется уволиться, чтобы не лезть на установку высотой около 20 метров в дождливый ветреный день. Я не боюсь высоты, но боюсь упасть, после того как однажды металлический прут, на который я наступил, просто согнулся в месте сварки.
Место работы
Моя компания работает в Оренбургской области, Татарстане и имеет несколько бригад на Крайнем Севере.
Хотя она и относится к так называемой нефтянке, уровень материально-технического обеспечения, зарплат и социальных благ находится на нуле. Возможно, это связано с тендерной системой: собственник нефтесервисного предприятия стремится получить энную сумму рублей, но приходится сильно опускаться в цене, чтобы выиграть тендер. В итоге дельта «стоимость работ минус прибыль собственника» ежегодно уменьшается. Это приводит к плачевной ситуации.
Плюс этой работы — только стабильно приходящая зарплата.
После работы в Санкт-Петербурге здесь меня до сих пор удивляет отсутствие ДМС и платная спецодежда: если увольняешься, проработав меньше какого-то срока, при расчете с тебя удерживают ее стоимость — насколько я знаю, около 30 тысяч рублей.
Для компании очень характерен подход «чем меньше на складе запчастей, тем меньше будет ломаться техника». Например, газоанализаторы были заказаны еще пару лет назад, но до сих пор так и не пришли. Так что если один из газоанализаторов на объекте выйдет из строя, то нам придется очень туго: это напрямую влияет на безопасность людей. Скорее всего, будем пытаться починить его собственными силами, лишь бы экранчик загорался.
Для себя я покупаю инструменты дороже, но в разумных пределах, конечно. Так как живу в небольшом городе и выбор в местных магазинах ограничен, я использую онлайн-магазины. Перед покупкой всегда сравниваю цены. Например, торцовочную пилу я купил в «Беру», потому что там она была дешевле, чем на других площадках, — примерно на 900 Р с учетом доставки. А лазерный уровень и шуруповерт взял на «Вайлдберриз». На «Озоне» купил перфоратор и в ближайшем будущем планирую взять циркулярную пилу. Честно говоря, совсем не понимаю тех, кто покупает инструменты офлайн, особенно в небольших магазинчиках.
Добираться до работы тоже приходится своим ходом. Я езжу на автобусе, дорога занимает порядка двух часов.
Каждая бригада размещается на том месторождении, где она производит ремонт оборудования. Как правило, работают в две смены, в каждой смене два помощника бурильщика и один бурильщик. Мастер и машинист подъемной установки работают без сменщиков.
Бригада живет в вагончиках. Обычно в одном вагончике размещена комната мастера, где он спит, ест, заполняет документацию. Там у него есть холодильник, также в этом вагончике есть сушилка для вещей с отдельным входом. Во втором вагончике живет весь остальной коллектив. В нем помимо кроватей есть душ, холодильник, электрическая плитка, на которой работники готовят.
Третий вагончик называется инструменталкой, там хранятся инструменты и приспособления, необходимые для работы. Туалет расположен в отдалении от вагончиков.
Работа в такой ремонтной бригаде явно подходит не каждому. Стесненность, отсутствие нормального душа, весной к этому добавляется жуткая грязь вокруг вагончика, а зимой — холод.
Рабочий день
Мой график работы — 15 дней вахты, 15 дней отдыха. Рабочего дня как такового у меня нет: по договору он стандартный — с 10:00 до 22:00, но, естественно, не соблюдается.
Мы работаем в режиме пожарных, то есть плановых работ нет — ремонт производится, только когда оборудование выходит из строя. Поэтому во время вахты могут в любую минуту вызвать на аварию — и приходится ехать, даже если ты только что вернулся с другого вызова. У нас почти 60 бригад и всего четыре электромонтера. Если что-то сломалось, отправляют того, кто свободен.
Бывает, что я работаю почти без перерыва по 20—25 часов.
Как правило, бригады находятся далеко друг от друга: дорога занимает 3—4 часа в одну сторону. У нашего подразделения есть своя машина — ГАЗ Егерь, но он работает 20% времени, все остальное время находится в ремонте. Поэтому мы ездим на месторождения на попутном транспорте компании: иногда это водовозки, иногда — груженые самосвалы.
Вызов приходит на сотовый телефон: практически на всех месторождениях хорошо ловит связь, а иногда даже и интернет. Представитель бригады звонит старшему электромонтеру, описывает проблему. Иногда с поломкой удается разобраться дистанционно, не выезжая на объект, но это только в том случае, если бригада заинтересована в скорейшем решении проблемы.
Хороший стимул для поддержания работоспособности — непрекращающиеся звонки руководства с вопросами: «Скоро уже? За 20 минут успеешь?» Такая спешка обусловлена тем, что из-за сломанного электрооборудования — видеокамеры, газоанализатора, пожарной сигнализации, освещения мачты — может остановиться вся работа. За любой простой более часа заказчик выставляет штрафные санкции моей организации, а та, в свою очередь, может лишить меня и без того небольшой премии.
Позиция заказчика вполне оправданна: ему безразлично, по какой причине произошел простой, ведь пока скважина ремонтируется, она не приносит денег. И чем дольше идет ремонт, тем больше убытки.
Уже после выставления заказчиком штрафа моя компания проводит разбирательство и находит виновных и причастных. Я еще ни разу не лишался премии, но это просто удачное стечение обстоятельств. Один из последних случаев лишения премии произошел с моим коллегой, который установил освещение в меру своих возможностей и как можно крепче — с помощью изоленты, естественно. Но уже вечером после его отъезда был сильный ветер, который оторвал несколько плафонов. Освещение стало очень тусклым и недостаточным для ведения работ. Представители заказчика заметили это и остановили работы — с последующим выставлением штрафа. На самом деле это правильно, ведь недостаточное освещение — это прямой риск для рабочих. Тогда простой был порядка семи часов, четыре из которых заняла дорога. Мой коллега был лишен 30% премии.
Мои знакомые, которым посчастливилось работать вахтовым методом в зарубежных компаниях, работают по графику 28/28 или 30/30. Внутри вахты график разный, но не более 12 часов в сутки: в крупных компаниях с этим строго и хватает персонала. При крайней необходимости переработки допускаются, но они и оплачиваются дополнительно. Это вполне комфортный график: можно запланировать крупные дела, такие как строительство или ремонт.
Случай
Был очень показательный случай с моим новым напарником. Парень сразу же после института устроился в мою организацию на аналогичную должность. Скорее всего, кадровики завлекли его разговорами о перспективах работы в нефтяной сфере. Это довольно распространенная практика: они надеются, что человек хотя бы пару лет проработает.
После инструктажей по технике безопасности ему выдали спецодежду и отправили ко мне. Примерно половина его энтузиазма пропала после того, как он увидел, в каких условиях предстоит жить 15 дней вахты: барак с рядами двухъярусных коек и одним работающим душем, небольшая кухонька с холодильником и микроволновкой.
После возвращения на базу мой напарник попрощался со мной и пошел увольняться.
Подработки
Изредка в период межвахтового отдыха я выполняю электромонтажные работы в квартирах, реже — в частных домах. Меняю проводку, устанавливаю электротехнические изделия. Заказчики приходят по сарафанному радио. Объявления в газетах дают слабый выхлоп: страницы с рекламой услуг там просто забиты объявлениями из серии «сделаю электрику дешево».
В маленьких городах все стараются делать работу по дому своими силами или привлекая родственников, то есть за еду. Изредка предлагают исправить что-то после других, но я за это не берусь. На мой взгляд, если заказчик уже настроен на дармовую работу, то в любом случае или заплатит меньше положенного, или не заплатит вовсе. Хотя это только мои предположения.
В крупных городах стоимость работ зависит от количества установленных электротехнических изделий, метража проложенного кабеля и штробы. Если я буду применять такой же подход в моем городе, я не получу ни одного заказа. Общепринятое мерило стоимости — трудодни. Один день работы стоит примерно тысячу рублей. Мало кого интересует, что ты делаешь работу быстро благодаря хорошим инструментам и опыту.
Всех волнует одно: как платить тебе не больше тысячи в день. И все расстраиваются, если выходит дороже.
Доходы и расходы
На основной работе я получаю порядка 28 тысяч рублей за 15 дней работы по 11 часов в день. Межвахтовый отдых не оплачивается.
Многие люди завидуют тем, кто работает по вахтовому графику, ведь у нас «полгода выходные». Но я ни разу не использовал межвахтовый период именно для отдыха. Усталость накапливается, поэтому первые несколько дней уходят на восстановление организма, но дальше я всегда стараюсь помочь родственникам, живущим в деревне, с прополкой огорода, ремонтом. А если появляется возможность заработать, то я работаю. Мое нынешнее финансовое состояние не дает мне со спокойной совестью лежать на диване.
Как только начинаю бездельничать, вспоминаю, что зарабатываю копейки и не заслужил право на отдых.
Подработки приносят в среднем порядка двух тысяч в месяц — они то есть, то их совсем нет. Как правило, за 15 дней межвахтового отдыха мне перепадает один заказ. Я мог бы сделать в разы больше, но на рынке электромонтажных услуг предложение существенно превышает спрос.
У меня сейчас ипотека на квартиру в Бузулуке, плачу по 10 тысяч в месяц, дата последнего платежа — 2032 год. Машины у меня нет, и покупать ее я не планирую, так как город небольшой.
Вообще, я стараюсь не покупать того, без чего могу обойтись.
По максимуму вкладываюсь в подушку безопасности — получается откладывать по 4 тысячи в месяц, держу на карте с процентами на остаток. Другие финансовые цели начну ставить только после смены рабочего места на более адекватное.
Будущее
К своему финансовому положению за два года я так и не привык. Сейчас активно мониторю сайты по поиску работы, планирую после завершения пандемии переехать в крупный город на ПМЖ. Хотелось бы устроиться на должность руководителя или администратора проекта в крупную компанию.
Работа и зарплата. Сколько зарабатывают и как строят карьеру люди разных профессий. Как поднять себе зарплату и где искать работу
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
О минимальном сроке присвоения работнику очередного разряда квалификации
Вопрос:
Через какое время после последнего присвоения разряда работнику можно присвоить следующий разряд?
Ответ юриста
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) рабочему рассматривается квалификационной комиссией, созданной приказом работодателя, на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения с учетом мнения коллектива производственной бригады.
Повышение рабочему квалификационного разряда производится с учетом сложности выполняемых им работ, имеющихся в цехе, на участке, в строительно-монтажной, ремонтно-строительной организации.
Процедура присвоения и повышения разряда (класса) рабочим и порядок оформления документов разрабатываются работодателем и закрепляются в соответствующих локальных нормативных актах.
По общему правилу повышение квалификационного разряда оформляется приказом работодателя. Присвоенный рабочему разряд и наименование профессии по основной работе заносятся в его трудовую и расчетную книжки.
Правила аттестации установлены в Постановлении Совета Министров СССР от 26.07.1973 N 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи», а также в Положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденном Постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267. Данные документы применяются в части, не противоречащей ТК РФ, и могут быть использованы в качестве основы для разработки локального нормативного акта о порядке проведения аттестации работников организации.
При этом необходимо учитывать, что ТК РФ не установлено ограничений по категориям работников, в отношении которых может проводиться аттестация, а также по периодичности и порядку ее проведения, за исключением требования об обязательном включении в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ).
Таким образом, какого-либо ограничения по времени (периодичности) присвоения разряда законодательство не содержит.
Подборка документов:
Вопрос: Как создается тарифно-квалификационная комиссия? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2018)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, октябрь 2018 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Данная консультация прошла контроль качества: