Как моно микрофон сделать стерео
Учимся делать из моно-звука стерео и
наоборот – превращаем стерео дорожки в одноканальные треки
Иногда при прослушивании стерео-записей, вытянутых из видео, а также аудиоподкастов, музыка звучит только с одного канала. Слушать такие записи в наушниках неудобно, поэтому их следует преобразовывать в звук моно. В этой статье мы покажем, как это сделать, а также расскажем, как из моно сделать стерео, чтобы получить объемный звук. Для этого будем использовать АудиоМАСТЕР – звуковой редактор на русском языке с большим набором инструментов и простым управлением.
Из моно – в стерео
При звукозаписи в монорежиме создается одна звуковая волна, и все инструменты «смешиваются» в итоговом звуке. При этом пропадает пространственное восприятие музыки и невозможно добиться объемного звучания. Чтобы создать эффект панорамы в динамиках или наушниках, потребуется перевести звук из моно в стерео.
Стоит учитывать, что при этом нельзя добиться оригинального стереозвука. Двухканальные дорожки записываются с использованием разных сигналов: в монорежиме для голоса исполнителя и отдельной дорожкой музыкального сопровождения. При преобразовании готовой песни такого эффекта добиться не получится, поэтому мы будем использовать эффект псевдостерео. Аудиоредактор самостоятельно распределяет оригинальный монозвук.
Для создания дорожки с двумя звуковыми волнами профессионалы используют специальный секвенсор, но новички могут обойтись простым приложением для обработки аудио. В инструкции ниже мы рассмотрим, как сделать стерео звук из моно в программе АудиоМАСТЕР.
Шаг 1. Установите софт и создайте проект
Скачайте бесплатный инсталлятор АудиоМАСТЕРА по кнопке ниже и установите на компьютер.
После этого запустите софт, выберите пункт «Открыть файл» и импортируйте монотрек. При этом можно загрузить с жесткого диска готовый файл, вытащить звуковую дорожку из видео и копировать треки с CD-дисков.
Откройте аудиодорожку подходящим способом
Шаг 2. Преобразуйте звук из моно в стерео
Как видите, у загруженного монотрека в редакторе отображается только одна волна. Для создания стереоэффекта нам нужно одноканальный звук сделать двухканальным. Делается это предельно просто: в главном меню редактора найдите пункт «Файл» и выберите подпункт «Сохранить как».
В настройках сохранения трека вы найдете все нужные опции
Укажите, в каком формате экспортировать аудиотрек: WAV, MP3, MP2, WMA, AAC, AC3, OGG, FLAC. При выборе любого варианта, кроме MP3, для создания стереофонического звука в пункте «Каналы» установите режим «Стерео». Примените изменения кнопкой «Сохранить».
Для каждого расширения есть свой набор дополнительных параметров экспорта
При переводе музыкального трека в аудиофайл мп3 раскройте меню «Стереорежим». Чтобы переделать аудиодорожку, выберите один из трех вариантов: Stereo, Join Stereo, Dual Channel.
При сохранении в MP3 вы можете применять разные способы переобразования в стерео
Шаг 3. Сохраните файл
Выберите оптимальный режим стерео и нажмите «Сохранить». Дождитесь, когда аудиоредактор обработает дорожку и сформирует новые графики. Запустите проигрывание в окне редактора и прослушайте результат. В нашем случае голос певца и музыкальный фон стали звучать более объемно и не «сливаются» друг с другом.
После обработки в редакторе будут отображаться уже два аудиоканала
Теперь можно дополнительно обработать песню: очистить аудио от шумов, наложить эффекты реверберации, применить эквалайзер, изменить тембр голоса и многое другое. В том числе вы можете провести обратную операцию и объединить стерео сигнал в моно.
Из стерео – в моно
Что делать, если нужно поменять двухканальную дорожку на один канал? Так бывает, если вы скачали с интернета аудиоподкаст или вытянули музыку из фильма. Такие дорожки часто бывают двухканальными, но по факту звук идет только с одной волны. При прослушивании в наушниках вы слышите звук только в одном ухе, проигрывание на динамиках также звучит некачественно.
В этом случае можно преобразовать стерео в моно, так как это не отразится на качестве звука. Монодорожки также удобны для создания рингтонов: весят они меньше и не займут память устройства, а для короткого звонка совсем не обязательно стереозвучание.
Чтобы соединить аудио каналы, потребуются практически те же шаги, что в предыдущей главе. Добавьте в программу аудиозапись, вытяните звуковой файл из видеоряда или скопируйте диск. Затем в верхней панели управления раскройте пункт меню «Файл» и кликните строчку «Сохранить как».
Этот простой трюк поможет сжать объем аудиозаписи без потерь в качестве
Чтобы стерео канал перевести в моно, в окне настроек сначала выберите аудиоформат. Найдите пункт «Стереорежим» при экспорте в mp3 или «Каналы» для других вариантов. Установите режим Mono и нажмите «Сохранить», чтобы запустить процесс преобразования трека.
Никаких сложных настроек, перевести стерео звук в моно можно в один клик
В итоге мы получили аудиотрек с одной волной. Если вы прослушаете звуковой файл, то заметите, что звучание изменилось: в монотреке обе дорожки звучат на одинаковом уровне, из-за чего становится сложнее уловить нюансы фоновой музыки. Именно поэтому mono больше подходит для записи ораторских выступлений и артистов стендапа, а не музыкальных композиций.
После обработки в программе будет отображаться только один канал аудио
Как видите, чтобы из стерео дорожки сделать моно в программе АудиоМАСТЕР, понадобится буквально несколько минут. С такой же легкостью вы можете проделать обратную операцию и превратить одноканальный звук в панорамный. И это далеко не все, что можно сделать в редакторе – в нем есть такие продвинутые инструменты, как частотная обработка аудиофайлов, уменьшение веса файла без потери качества и многое другое. Вы можете сами опробовать все функции, скачав с сайта инсталлятор. Ко всем инструментам в АудиоМАСТЕРЕ даются понятные объяснения, так что вы не запутаетесь в управлении, даже если никогда раньше не работали с подобным софтом.
Крабовые Ручки ♋ Almois Jobbing Official
Журнал о технических устройствах и технологиях. Ковыряние в бытовой технике, электронике: что внутри, как это работает, опыт эксплуатации. Выбор лучшего товара — отзывы, достоинства и недостатки. ПоДЕЛОчная: ремонт (техники, электроники) своими руками, сделай сам, самоделки. Полезные советы, лайфхаки.
Стереомикрофон 🎤🎤 из двух обычных [моно]
В интернет магазинах всяких… (подразумеваем Алиэкспресс, конечно же) часто можно встретить в продаже стереомикрофоны [лот на Али], иногда продаваемые с ложной заявой будто их можно вставить в гарнитуру смартфона [лот на Али]:
Фото 1. Стереомикрофон с нормальным 3-х контактным штекером и 4-х контактным в разъём для гарнитуры смартфона
Разумеется, внутри стоят два простых, плохих (максимально «китайских») электретных капсюля, так что сразу же приходит мысль сделать такой микрофон самому просто связав в пучок два хороших микрофона. Но вопрос в другом — куда их подключать? Разве микрофонные входы во всяческой технике двойные? Изучим этот вопрос…
Микрофонный стерео-вход
«Мало кто знает», но «по мнению экспертов» и «британские учёные доказали», что микрофонный вход в любой материнской плате или дискретной внутренней звуковой карте (по крайней мере, выпущенных с 2000-го) является стерео-входом, т. е. к нему можно/нужно подключать два электретных микрофона:
Схема 1. Два микрофона + 3-контактный разъём — стерео
Причём компьютерный микрофонный вход предназначен именно для электретных капсюльных микрофонов (внутри которых есть полевой N-JFET транзистор-усилитель), а звуковая карта подаёт на каждый из двух входов гнезда MIC IN напряжение в 1.7-2.7 вольта (для фантомного питания микрофона). При этом тот факт, что вход стерео явным образом не упоминается в мануалах материнок, отчего народ в интернете иногда недопонимает ситуации (и рисует схемы подключения микрофонов, в которых центральный-концевой контакт — чисто сигнальный, а на средний подаётся питание).
Фото 1. Часть мануала материнской платы про встроенное Audio
На Фото 1 кусок из мануала про звуковые входы-выходы звуковой карты AD1986A [даташит], встроенной в материнскую плату Asus M2NPV (2007-го года). Тут мы видим, что микрофонный вход может быть даже и выходом в режиме подключения 5.1 акустики. Ну, а то, что он на вход является стерео и имеет по 2.16 вольт (в отсутствие нагрузки) на каждом из двух контактов входа (3.5mm stereo jack) — это проверено реализацией стерео-микрофона по cхеме 1.
Переделка 3.5 мм сплиттера в стерео-сумматор
Фото 2. Преобразователь сигнала с двух микрофонов с 3-х контактными штекерами в стерео сигнал
Просто нужно наклеить каплю эпоксидного клея (Поксипола, например) с одной стороны на средний контакт, предварительно чуть расплющив его; аналогично с другой стороны, но клеем смазать центральный контакт. В результате с одного микрофона сигнал пойдёт только на концевой контакт, с другого — только на среднее кольцо. Итог — таки стереомикрофон.
Подключение стерео-микрофона к смартфону
Итак, подключить два микрофона (= стереомикрофон) к настольному/стационарному компьютеру или ноутбуку — не проблема, уж лет 30 как. Но как это сделать в случае смартфона или планшетного компьютера? Вот, например, схема и распиновка гарнитуры для смартфонов Самсунг:
Схема 2. Проводная гарнитура (наушники, микрофон, кнопки) для типичного смартфона Samsung
Видим, что микрофон можно подключить только один, моно, для второго микрофона просто нет контакта.
Внезапно… в голову приходит идея использовать внешнюю USB звуковую карту,
которую нужно воткнуть в microUSB порт смартфона через OTG USB адаптер. Подключение как к стационарному компу с Виндоус, так и к смартфону с Андроид прошло легко, мгновенно, успешно. Смартфон сразу переключился на неё как на гарнитуру (без каких либо вопросов или установок драйвера) и всё заработало, но… Этот шедевр китайского электронно-девайсного строения всё-таки оказался редкостным говном на палочке. 2020 год на дворе, а эта звуковая карта [на чипе CM108AH, даташит] имеет одноканальный (т. е. моно) микрофонный вход… не говоря уж о её 16 бит @ 44/48 кГц АЦП (а не 24 бит @ 96 кГц, как мечтается уже лет 20). Да ещё и запись оказалась вдвое тише и вдвое шумнее, чем с микрофона, вставленного напрямую в разъём гарнитуры.
Этот аудио адаптер был срочно приобретён и… оказался ещё хуже предыдущего. Тоже одноканлальный и такие же дискретизация и частота записи:
Итого, нужно искать подобную внешнюю звуковую карту на чипе SSS1629A5 [даташит], у которого таки двухканальный аудио вход — тогда только будет нам, грешным, вожделенный стерео микрофон, который можно будет прицепить к смартфону/планшету. Правда по потенциальному качеству АЦП этот чип тоже не очень: те же 16 бит @ 48 кГц и АЧХ на запись на низких частотах не радует [см. даташит стр. 28].
Комментарии (1):
Виолончель и контрабас звучат практически ненаправленно на всех звуках. Инструменты лучше располагать в заглушенном месте студии, так как они очень чувствительны к звукам рядом расположенных инструментов. Виолончель соло можно писать по системе AB (расстояние между микрофонами до 1,5 м от инструмента, напротив подставки или немного выше), двумя Neumann U87 либо AKG C 414, можно использовать и метод XY (двумя моно или одним стереомикрофоном).
Как из моно сделать стерео
В этой статье я расскажу о том, как из моно сделать стерео.
Сразу хочу предупредить. Адекватно сделать из полноценного моно трека (песни) стерео трек невозможно. Это чревато появлением различных фазовых искажений и нежелательных эффектов, особенно на низких частотах. Поэтому этот вопрос я рассматривать не буду.
Другое дело если какая-либо запись звучит, лишь в одном канале (правом или левом). Такие записи мне приходилось часто встречать на просторах интернета (аудоиподкасты, записи вэбинаров, интервью). Слушать их в наушниках, согласитесь, не очень комфортно (звук только в одном ухе). Или же если вы записываете вокал или игру на живых инструментах, то в этом случае есть смысл преобразовывать аудио дорожку из моно в стерео.
Как сделать из одноканальной записи двухканальную
Если Вы скачали какую-нибудь одноканальную аудио запись (подкаст, запись вэбинара, интервью) и хотите чтобы она звучала в двух каналах, то выполнив несколько несложных действий, Вы можете добиться нужного результата. Для этих целей прекрасно подойдёт любой аудио редактор, например, Audacity.
1. Запустите программу и откройте нужный файл Файл / Открыть (Ctrl+O)
Как видно из скриншота, аудио записано только в левый канал.
2. Разделим правый и левый каналы. Для этого зайдем в меню дорожки и выберем пункт Split stereo track
3. Скопируем аудио из левого канала в правый. Для этого выберем левый канал с помощью мышки и нажмём сочетание клавиш Ctrl+O. Далее выберем правый канал и вставим скопированное аудио Ctrl+V.
как из моно сделать стерео
4. Объединим две дорожки в двухканальную запись. Для этого в меню первого канала выберем пункт Make stereo track.
Вот что получилось.
Теперь мы видим что аудио присутствует и в левом и в правом канале.
5. Сохраним результат в формате MP3. Для этого выберем Файл / Экспортировать, укажем путь куда мы хотим сохранить файл и его формат.
Как из моно сделать стерео запись
Если Вы записали вокальную партию или партию какого-нибудь инструмента (гитара, саксофон и т.д.) в моно, но хотите сделать так, чтобы она звучала в стерео, то я рекомендую использовать эффект дабл трека. О том как сделать такой эффект читайте в статье «Дабл трек в электронной музыке» .
Однако это не единственный способ добиться стерео звучания. Похожего эффекта можно достичь, используя плагины основанные на задержке сигнала. Это хорус, дилэй и реверберация. Но помните, что применять их стоит в качестве Send обработки, подмешивая к основному сигналу.
Вот как я обработал вокал, используя все три эффекта в программе FL Studio.
Настроены плагины следующим образом.
На скриншоте показана схема маршрутизации сигнала.
Не забудьте оставить свой комментарий, а также поделиться своими идеями в вопросе преобразования моно в стерео.
Крабовые Ручки ♋ Almois Jobbing Official
Журнал о технических устройствах и технологиях. Ковыряние в бытовой технике, электронике: что внутри, как это работает, опыт эксплуатации. Выбор лучшего товара — отзывы, достоинства и недостатки. ПоДЕЛОчная: ремонт (техники, электроники) своими руками, сделай сам, самоделки. Полезные советы, лайфхаки.
Как подключить динамический микрофон к компьютеру
У многих, наверное, остались от старых караоке систем или даже от советских времён большие такие «ручные» микрофоны, в которых мембрана с катушкой нанизана на магнит (как динамик в наушниках, только наоборот). И вот ныне для записи голоса для своего расчудесного видеоблога на Ютубе вдруг может возникнуть желание подключить в микрофонное гнездо своего стационарного компьютера такой большой микрофон. Динамический микрофон кажется «качественным» представителем микрофонного мира (потому что большой на вид, солидный такой, блестящий; а ещё он действительно хорошо передаёт низкие частоты, т. е. мужской басистый голос).
Динамический микрофон
Теперь, разобравшись с параметрами входа, берём подопытного (микрофон Одеон из Ашана за 2 бакса):
Полная разборка этого микрофона на предмет изучения, что у него внутри, здесь: Дешёвый динамический микрофон — РАЗБОРКА ➕ Доработка: усилитель на 1 транзисторе. Мембрана («диафрагма») сверху у него выглядит так:
На Фото 5 — динамик наушника (который вставляется в ухо).
По причине того, что динамик наушника похож на микрофон, его также можно использовать в качестве микрофона, приткнув в микрофонный вход. Только магнит у него маленький и он будет чрезвычайно тихим (а если усилить уровнями в программах записи, то звук будет как из консервной банки). Так вот по громкости этот микрофон Одеон не далеко ушёл от наушника, ведь у него внутри нет усилителя… и чем же он, в таком случае, отличается от наушника?
Адаптер для штекераОГЛАВЛЕНИЕ
И тут мы видим проблему: на выходе штекер 1/4″ Mono Plug, а нам нужен 3.5mm Stereo Plug. Бежим покупать адаптер:
1/4″ Mono Female/Jack to 3.5mm Stereo Male/Plug. Втыкаем через этот переходник микрофон в компьютер и обнаруживаем, что звук с него очень тихий в сравнении с электретным микрофоном. Потому что просто катушка на магните, без усилителя — это очень тихо. Немного усилить сигнал можно самой звуковой картой, поставив галочку «усиление» в программных настройках звука и сдвинув ползунки уровней вправо на 100%. Но всё получается тише электретного и это не удобно: при смене микрофона на электретный снова нужно двигать уровни.
Самодельный усилитель-переходникОГЛАВЛЕНИЕ
Поэтому делаем усилитель, по схеме:
Усилитель выполнен в виде проходного адаптера: слева гнездо 3.5 мм, справа такой же штекер и они соединены припаянной к их земле-экранам толстой медной проволокой (на Фото 9, 10 она в синей изоляционной термоусадочной трубке), что даёт прочное «шасси», а далее уже навесным образом спаиваем 4 детальки. Правильно всё это делать внутри микрофона, под металлическим экранированием микрофона, но тут и в микрофоне экранирования всё равно нет [Разборка и переделка 2-х-баксового динамического микрофона], да и хотелось сделать универсальный усилитель-переходник для разных микрофонов.
Что, зачем в схеме усилителяОГЛАВЛЕНИЕ
Резистор R1 (на Схема 2) нужно подбирать так, чтобы напряжение на коллекторе транзистора, т. е. на сигнальном выходе (он же и питание со звуковой карты) «просело» с исходных 2.16 вольт в два раза. В данном случае при R1 = 220k получилось 1.15 вольт (при 470k — 1.26В, и это правильнее, если напряжение без микрофона 2.5 вольта, как в имеет место быть во всех смартфонах). «Просадка» получается потому, что внутри звуковой карты стоит токоограничивающий резистор на 220К (в данном случае; точнее 2 х 470k, с учётом стерео-входа). Вот между R1 и внутренним таким же резистором и образуется половинное напряжение. Это нужно, чтобы при работе микрофона была свобода колебаний вверх (до 2V) и вниз (до 0V) симметрично.
Конденсатор C1 на проход акустического сигнала надо бы ставить плёночный металлизированный, вот такой:
но, как видим, он очень большой даже при ёмкости 0.47 мкФ, а уж 10 мкФ — будет в 20 раз больше, в миниатюрный переходник не влезет. Поэтому электролитический, с плюсом направо.
В итоге всё OK. Теперь подключённый через этот усилитель динамический микрофон выдаёт звук чуть лучшего качества (по шумам) и ровно такой же громкости, как и электретный микрофон.
Самодельная подставка для микрофонаОГЛАВЛЕНИЕ
Но это ещё не всё, надо эту бандуру на что-то поставить, чтоб не держать в руках. Напрягаемся дальше:
Крепёж из ПВХ из Леруа Мерлена, для крепления труб 40 мм. В дырке (она уже была) нарезаем резьбу 1/4″ под винт фотоштатива (можно использовать сам этот винт, нагрев его). Чёрная прокладка — кусок коврика для комп.мыши (здесь это нужно для уменьшения внутреннего диаметра крепежа и для гашения вибрации). Ставим на штатив:
Фото 14. Готово!
Что можно купить на АлиэкспрессеОГЛАВЛЕНИЕ
Почему-то, такого усилителя с фантомным питанием от самого микрофонного входа (а не от USB порта) для динамического микрофона на Али почему-то нет. Да и нигде нет.
А что есть? Всяко-полезные около-микрофонные устройства:
Комментарии (18):
Я паять не умею. Все это для меня слишком сложно. Готова приобрести такую штуку, буду благодарна за помощь
Вот, есть что-то похожее на Алиэкспрессе:
K-mic km501 two channels microphone amplifier for dynamic microphone and condenser microphone 6.5+3.5 inpute
Но эта коробочка требует дополнительного питания, которое там берётся проводком с USB, т. е. подключить можно только компьютеру с USB.
В то время как усилитель «с фантомным питанием» питается от микрофонного входа и, в частности, его можно подключать к смартфону, в разъём гарнитуры (я это уже делал, там тоже есть питание 2.5 вольта).
Такого простого переходника-усилителя, как в рассказе выше, я в продаже не видел (и на Алиэкспрессе тоже), потому и сделал сам. А ведь это действительно простая и нужная штука… ценой в пару баксов, китайцы вконец обленились.
Еще нужен усилитель?
Подскажите если собрать точно такой же как у вас он будет работать на всех звуковых картах, или резисторы нужно подбирать исходя из индивидуальной особенности звуковой карты к которой будем подключаться.
Я этот микрофон через этот усилитель подключаю к смартфону Самсунг (в гнездо гарнитуры), на контакте микрофона там +2.5В, моно, и всё норм работает. Также ставил 100К и 470К тоже работает, даже и не понятно/заметно, какая разница.
Проще: УНЧ должен работать в режиме «А».
Кто паять не умеет — ТВ1506 (или ТВ-1512) вам в помощь + пластиковую коробочку. Даже резистор можно переменный поставить.
Ну, а то, что он на вход является стерео и имеет по 2.16 вольт (в отсутствие нагрузки) на каждом из двух контактов входа (3.5mm Stereo Jack) — это проверено реализацией стерео-микрофона по Схеме 1
Спецом воткнул во внешнюю звуковую плату в микрофонный вход разъём для микрофона (моно, два вывода) — мультиметр не показал никакого напряжения.
Видать такая специальная внешняя звуковая карта. Может она только аналого-цифровой преобразователь имеет, без усилителя, рассчитывая на то, что полный усилитель есть в микрофоне или наоборот, что микрофон динамический, а эта внешняя звуковая карта имеет свой усилитель до нужного ей уровня.
Я измерял напряжения во встроенных в материнки звуковых картах, в дискретных внутренних платах типа Sound Blaster, в гарнитурных входах мобильных телефонов и смартфонов, в видео- фото-камерах. Причём в видеокамерах напряжение на микрофон подаётся только во время записи. Везде 2.1-2.5 вольта… Электретный микрофон, который везде и всюду понатыкан, без этого напряжения работать не будет.
Доброго времени суток! У Вас указано, что можно взять K-mic km501 на Али, но данный товар распродан. На Али нашел аналог (Docooler A907). Только вот «выход» из него (который должен идти в звуковую карту) на 3-pin. Нужно ли брать дополнительно внешнюю звуковую карту или ноутбук сам должен распознать микрофон с предусилка? Т.к. мне повезло — разветвитель на микрофон и наушники не сработал, все так же видит микрофон как наушники (и это через дополнительный переходник 6.3mm на 3.5mm)
Дополнительный скриншот микрофона с переходником 6.3 на 3.5
А этот микрофон точно такой простой, как Одеон из Ашана, т. е. только с двумя контактами на выходе, напрямую подключёнными к динамическому картриджу? Может у него предусилитель есть внутри, тогда у него и третий контакт задействован, для питания.
Это динамический микрофон LG acc-m900k от домашнего кинотеатра, модель которого, я к сожалению, не вспомню, но и не думаю, что это необходимо. Через встроенную в компьютере звуковую карту микрофон определяется и работает отлично. Подключается, правда, через переходник с 6.3 мм на 3.5 мм. А вот ноутбук его через данный переходник (на последнем фото) не воспринимает. Точно так же, как и через разветвитель (на предпоследнем фото). В отчаянии, заказал с алиэкспресс внешнюю USB видеокарту. Просто чтобы посмотреть, заработает ли микрофон через USB. Хотя, чувствую, на качестве звука это здорово скажется. Вот вопрос только в том, заработает ли через такую карту или же все же еще переходники поискать? Или, быть может, какой-то предусилитель? Только я в них ничего не смыслю. Поэтому даже не знаю, что искать :\
Прошу прощения, имел в виду, что заказал внешнюю звуковую USB карту *
Получил USB звуковую карту. Карта работает (по крайней мере обнаруживается виндой и на ноуте, и на компе). Но микрофон нет — ни на компе, ни на ноуте. :\
Информирую. Приобрел динамический микрофон Behringer XM8500, предусилитель Behringer U-Phoria UMC22, XLR кабель — сочетается это все замечательно. Шумов нет. Велосипед изобретать больше не приходится