Как молиться за неверующего человека
Как молиться об инославных и иноверных?
В храме и дома
Мама — католичка, папа — протестант, а ты православный. А еще у тебя тетя буддистка. Так бывает, но помолиться хочется обо всех. Как это сделать, мы кратко излагаем в «Слайдах».
За всех ли людей можно молиться?
Вот что говорит об этом настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин: Молиться надо за любого человека, неважно, крещен он или не крещен в Православной Церкви. За каждого человека Господь пролил кровь свою, на каждого Он посылает свою благодать, каждому дарует солнце и дождик. Он сам так говорит в Евангелии (Мф 5:45).
Кто такие иноверцы? А инославные?
Иноверцы (от выражения «иная вера») — это люди других религий: буддисты, мусульмане, иудеи и другие. Инославные — это люди других христианских конфессий: католики, протестанты, англикане. Так их называют, потому что они в отличие от православных «иначе» славят Христа.
Можно подать записки в храме за иноверца или инославного для поминовения на литургии?
Нет и нет. Православная Церковь молится только о крещенных в ее лоне людях. Но дело не в том, что Церковь в принципе отвергает молитву за некрещеных, просто участвовать в таинствах (а тот, о ком священник возносит молитву за литургией, тоже участвует в таинстве Евхаристии) могут только члены Церкви Христовой, то есть крещеные верующие люди.
В храме вообще не молятся об инославных и иноверных?
Об инославных молятся — на молебне или панихиде. Эти службы не относятся к церковным таинствам, поэтому во время этих молитв можно подать записки с именами инославных (но лучше предупредить об этом священника). Об иноверцах молятся только в виде общих прошений за всех людей, которыми изобилует богослужения. Например, церковь молится о «мире всего мира».
А самому можно молиться?
Конечно — дома или в частной молитве в храме. Никто не может запретить помолиться перед иконой, попросив своими словами Бога, святых или Богородицу о человеке любой конфессии или вероисповедания. Если своими словами сложно, есть молитва преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
А что с отпеванием?
С недавнего времени в служебнике (книга для священников с текстами треб) есть «Чин погребения инославных». Но полноценным погребением это сложно назвать, скорее это молитва-утешение для верующих родственников, которые хоть что-то хотят сделать для близкого человека, провожая его в последний путь. Там даже ни разу не называется имя покойного, над которым читаются молитвы. А вот для иноверцев такого чина нет.
Молитвы — это хорошо, конечно. Но есть ли шанс у иноверных и инославных попасть в рай?
Что нужно для того, чтобы попасть в рай? Соблюдение заповедей, то есть Божественного закона. Вот что говорит об этом апостол Павел в Послании к Римлянам: …ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14–15). А это значит, что точного ответа на этот вопрос у нас нет, но надежда на милость Творца есть у всех.
Неверующие близкие
«Враги человеку домашние его»*. Эти слова Христа, зачастую превратно понятые, многие хоть раз в жизни готовы были применить к себе. Для некоторых людей, пришедших к вере, непонимание со стороны семьи становится настоящей бедой. Но разве всегда в конфликтах на почве веры виноваты «домашние»? Всегда ли правильно мы, христиане, себя ведем? Надо ли говорить о Боге в кругу своих нецерковных родственников? Как реагировать на их замечания и недовольство? Насколько верно желание непременно приобщить к церковной жизни тех, кто живет рядом с вами?
Об ошибках и тонкостях во взаимоотношениях верующих и неверующих близких говорим со старшим священником храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, клириком храма св. мц. Татианы при МГУ иереем Павлом Конотоповым.
«Спасись сам» или «не молчи»?
— Отец Павел, Вы из династии военных, не продолжив семейной традиции, стали священником. Как складывались Ваши взаимоотношения с неверующими близкими?
— На мой взгляд, совсем неверующих людей практически не бывает. У наших дедов какое-то понятие о Православии все же оставалось, несмотря на советскую атеистическую пропаганду. Мой дед, сибиряк, вспоминал, как в детстве его водили в церковь в Иркутске, как он там целовал крест, как причащался. Всю дальнейшую жизнь он посвятил служению Отечеству, дослужился до генеральского чина, мой отец — тоже военный, однако, в нашей семье никогда не утверждалось, что Бога нет. «Что-то есть», — так говорили.
А я углубился в изучение веры, стал ездить по монастырям, смотреть, узнавать, читать, потом крестился, начал ходить на службы.
Слава Богу, у нас в семье не было серьезных конфликтов на этой почве: иконы не выбрасывались в окно, молитвословы не сжигались. Мне, 15-летнему юноше, тогда была дана мировоззренческая свобода, хотя родители были недовольны всякими «крайностями», какими им казались, например, многодневные посты.
С моей же стороны не было проповеди в стиле «Покайтесь, грешники!». У нас сложилось негласное табу на вопрос отношений с Богом: мы с этим друг к другу не лезли, не переубеждали.
— Когда Вы стали священником, это вызвало какой-то протест родителей?
— Нет, они уважали мое решение, гордились мною как сыном. Они понимали, что я живу своей жизнью, и не препятствовали в том пути, который я избрал. Некий светский скепсис был, но папа с мамой соблюдали статус-кво.
Видимо, у родителей тогда зарождались свои, сокровенные отношения с Богом. А потом, через десятилетия, жизнь сама все расставила на свои места: мама еще в довольно молодом возрасте тяжело заболела. И перед смертью соборовалась, исповедовалась и причастилась. Можно сказать, она умирала у меня на руках. Я ее отпевал. Мне кажется, что встреча с Богом, таинственная, сокрытая от меня, у нее состоялась.
— В последние 20 лет зачастую дети приходят к вере раньше и быстрее, чем их родители. И создается ситуация, когда младшие начинают поучать старших…
— Я думаю, это большая ошибка. Они нас вырастили, всему научили, у них за плечами жизненный опыт гораздо больше нашего, а теперь мы становимся перед ними в позу учителя… Это неестественно и ни к чему хорошему обычно не приводит. Вы можете за своих родителей переживать, за них молиться, перед ними смиряться и тем самым приводить их к вере. Вспомните, что вы их союзники, вы им желаете самого лучшего, и не делайте из себя их противников, оппонентов.
— Как Вам кажется, естественное стремление рассказать близким о своей вере, переубедить их (конечно, из самых лучших побуждений!) — оно нормально или лучше этого избегать?
— Для начала надо понять, что если речь идет о твоих самых близких людях, то они тебе просто не поверят. Сам Христос в Евангелии не зря сказал: Нет пророка в своем отечестве. Он не мог чудеса совершать в местах, где родился и вырос, потому что люди сказали: «Разве это не сын плотника, которого мы все знаем? Какой же он Мессия!»
Был один профессор МГУ, довольно известный филолог-античник; его лекции были своего рода негласной проповедью христианства для студентов в советское время, он с юности верил в Бога. А его супруга была некрещеной! Понимаете, этот человек на проповедь христианства потратил всю сознательную жизнь, однако на свою жену в этом смысле никогда не давил. И только когда этот замечательный ученый перешел в вечность, она приняла решение о своем крещении. Может быть, только в его смерти и открылось ей что-то самое главное в нем, мимо чего она проходила всю жизнь.
— Но ведь бывают и обратные случаи: когда вслед за одним человеком в Церковь приходит вся его семья. Разве это невозможно?
— В жизни нет схем, у каждого своя история, свой путь. У нас на приходе есть потрясающий случай: женщина пришла к вере и вслед за ней — ее уже взрослые дети, внуки, — все! Кроме собственного мужа…
В первохристианские времена человек не мог быть рукоположен в пресвитеры до тех пор, пока вся его семья не приняла Христа: он должен был своей жизнью настолько ярко засвидетельствовать свою веру, чтоб вокруг него все преобразилось. Как говорил преподобный Серафим Саровский, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи!
Поэтому задача наша не в том, чтобы кого-то уговорить: ты можешь сколько угодно рассказывать о том, какая твоя вера замечательная. Но если твои слова расходятся с жизнью — а кто, как не родители, как не твой супруг или супруга, знают тебя лучше всех, в том числе твои не самые лучшие стороны! — то эти рассказы будут пустым звуком. Ты сначала сам себя куда-то приведи, сам изменись.
Есть такая неожиданная аналогия: перед полетом в самолете бортпроводники проводят инструктаж: «При разгерметизации салона из ящиков над сидениями автоматически выпадут кислородные маски. Если вы летите с ребенком, сначала наденьте маску на себя, а потом — на ребенка»… Так и здесь.
— Но для этого должно пройти какое-то достаточно большое время!
— Конечно, в том-то и дело! Совершенство обретается не враз — придется набраться терпения. Хоть и Григорий Палама где-то писал, что человек, если бы захотел, в один день мог бы прийти в меру совершенства, но у подавляющего большинства из нас такого фантастического желания даже не возникает.
Начинать надо с малого.
Если ты заявляешь, что ты христианин, то уже не можешь, скажем, маме отвечать: «Мам, отстань, я устал». Это становится невозможным. Если ты христианин, ты терпеливо маме расскажешь, как у тебя прошел день, с кем ты общался, какая девушка тобой интересуется — ей же ужасно интересно, чем живет ее сын!
Твоя жизнь, твои отношения с родными должны настолько поменяться в лучшую сторону, чтобы твои близкие задумались и сказали: «Да, действительно, для него христианство — не просто религиозно-философское учение, которое он вбил себе в голову. Это — суть и сердцевина его жизни!»
«Юбочки-платочки» или Христос?
— Упрек со стороны родителей в адрес верующих детей: «У тебя только один маршрут: дом-работа-церковь, узкий кругозор, одеваешься как старая бабка, все интересы — в церкви». Как на такие замечания реагировать?
— А вот тут родители совершенно правы. Что хорошего, если, став христианином, ты организовал вокруг себя такой удобный для проживания, замкнутый мирок, в котором — платочки-юбочки и все друзья сплошь только акафисты читают и о благочестии говорят? Христианство не в этом, это не закрытая субкультура!
Придя в Церковь, мы стремимся социализироваться: с увлечением начинаем жить правилами, обрядами, традициями, уставами. Все постятся — я пощусь, все поклоны кладут, и я тоже, все куда-то идут, и я иду. Иногда задумываешься: есть ли вообще в этих порывах Христос как объект твоего устремления?
Когда я оглядываюсь на свое юношеское вхождение в Церковь, то понимаю, что очень многое было обусловлено вовсе не тем, что я хотел встретить Бога, а желанием жить по правилам православного социума, в который я попал. Иногда до осознания того, что в Церкви ты ищешь не бесконечных постов, не дресс-кода или определенного строя жизни, а — встречи с Богом, должно пройти время.
— Некоторые духовники не советуют общаться с прежними друзьями по принципу: они тебя утянут обратно…
— Если у вас сложились какие-то теплые человеческие, дружеские взаимоотношения с людьми, зачем их разрывать? Кто знает, может, Господь и для них что-то сотворит через вашу веру. Я до сих пор с большим удовольствием общаюсь с ребятами, которые учились вместе со мной в Институте радиоэлектроники и автоматики, хотя они придерживаются совершенно разных взглядов на жизнь. Они знают, что я «поп», иногда подшучивают на эту тему. Но если у кого-то что-то серьезное случается в жизни, кому они позвонят.
Мы всё пытаемся свести к своему человеческому суждению, вывести мнение о человеке: «черное — белое», «верующий — неверующий», «воцерковленный — невоцерковленный». А, как сказал один известный журналист, между черным и белым есть еще много оттенков серого… Откуда знать, какие у человека отношения с Богом?
Мои родители, например, на Пасху приходили в храм на 15 минут — и это для меня было таким событием, таким счастьем! У Бога нет мелочей — он видит любой наш порыв. Для людей, выросших в советское время, на пропаганде безбожия, эти 15 минут, может быть, равны нашему 5-часовому стоянию на монастырском всенощном бдении! Нельзя всех мерить по себе. Например, я пришел в храм и буквально через полчаса из неверующего стал верующим, и это было не какое-то умозаключение, а сердечное убеждение. А кто-то, наоборот, очень долго размышляет перед тем как прийти к вере в бытие Божие. У каждого — свой опыт и своя мера.
Про попов на «мерседесах»
— К верующим друзьям и родным зачастую обращены все претензии в адрес Церкви: ты должен отвечать и за «попов на мерседесах», и за отсутствие в храмах скамеек, и за слишком длинные посты, и за отпевание крещеных бандитов вместо некрещеных порядочных людей и т. д. Как на это реагировать?
— Для начала надо постараться понять, откуда возникают такие претензии у твоих близких. На мой взгляд, чаще всего они носят скорее самооправдательный характер, чем характер нападения: человек свое собственное внутреннее состояние выражает через подобного рода конфликты. Скажем, не секрет, что если между мужем и женой плохие отношения, то это находит выражение в мелких бытовых придирках: не так чашку поставил, не туда тапки положил. А если копнуть поглубже, за этим — многолетняя неудовлетворенность супруги тем, что ее пришедший с работы муж не обращает на нее внимания.
Тут — то же самое. Человек никогда не ходил в церковь, и вдруг кто-то дорогой, значимый для него становится активным христианином. А он-то находится в совсем другом состоянии, может быть, ему подспудно хочется оправдаться за то, что он сам в храм не ходит, привлечь внимание близкого человека, интересы которого он перестал понимать и разделять. А как это сделать? Сказать: «У тебя там все попы — продажные», к примеру. Это бывает легко и даже приятно: «Мол, я-то сам — не такой!» А вот честно признать свою слабость: «Ты знаешь, у меня есть в душе такой порог, который я пока не могу преодолеть, не могу прийти в храм и не могу понять твоего стремления к нему» — человеку намного труднее. В этом ведь не каждый даже самому себе признается.
Поэтому отвечать на претензии, конечно же, нужно. Но так, чтобы человек по возможности задумался: «А в чем суть-то этой моей претензии? Что меня тревожит на самом деле. И что я хочу услышать в ответ?»
Поститься, молиться и…
— Пост часто становится камнем преткновения в отношениях с родными. Где искать компромисс?
— Повторю уже высказанную мысль: главное — не противопоставлять себя своим близким, не делаться их оппонентом. Противопоставить-то проще всего, только что ты получишь в результате? Конфликт, на который будешь своему духовнику жаловаться: «Вот, они такие-сякие»? Да ведь ты сам такой-сякой, потому что сказал им в ультимативной форме, что ты, мол, христианин и будешь жить по своим правилам! Но ты ж не мученик христианский, которого вывели на площадь и сказали: «Съешь котлету, иначе убьем». Тут совершенно другая ситуация, не надо делать из себя страдальца — исповедника веры.
Конечно, в какой-то момент придется сказать: «Мама, папа, я хожу в церковь, я христианин, я пощусь». Сначала это может вызвать неприятие. Когда я так сделал. не могу сказать, что это были самые приятные минуты в моей жизни: мама была человеком эмоциональным, так что обвинения в религиозном фанатизме не замедлили последовать. Но через некоторое время она все же смирилась: «Постишься — ну, твое дело».
Если ты хочешь поститься — позаботься об этом сам: сделай так, чтоб твой пост не был крестом для твоих родителей, для твоего супруга или супруги. Мама готовит котлеты в пятницу — спроси: «Чем тебе помочь? Давай я котлеты помогу приготовить. А можно, я заодно себе картошку пожарю?» Всё в твоих руках!
— А если речь о званом ужине, в гостях?
— Я думаю, что наше христианство не должно оказаться новогодним сюрпризом для окружающих. Постепенно нужно вводить в курс дела родных, близких друзей, по возможности, заранее их ставить в известность о наших постах. А не так, что ты пришел, сел за стол и словно из ушата всех обдал: «А я пощусь!»
— То же связано и с воздержанием в супружеской жизни?
— Это сложный вопрос. Размышляя на эту тему, я в свое время пришел к такому умозаключению: в правила личной жизни супругов не должен вмешиваться никто, кроме них самих. Господь сказал при сотворении первых людей, что двое будут едины, то есть существует интимная жизнь семьи, в которой два человека составляют единое целое, и «тайна сия велика». Поэтому в правилах Дионисия Александрийского сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, чтобы упражняться в молитве, и потом снова вместе быть». По моему личному мнению, в этой сфере каждая супружеская пара должна с большой осторожностью и оглядкой на церковные правила и традиции определить свою меру благочестия, во взаимной любви и согласии. Как говорит Христос в Евангелии: Тот, кто может вместить, да вместит.
— Как молиться в семье, особенно в маленькой квартире, где нет возможности закрыться надолго в своей комнате?
— Если в запертую дверь твоей комнаты постоянно будет настойчивый стук, да еще со вздохом, с раздражением, у тебя в таких условиях никакой молитвы не получится. Когда есть такие проблемы, надо искать выход: идешь с работы — зайди в церковь, почитай молитвенное правило (его не обязательно читать непосредственно перед сном). Помолись спокойно и иди дальше. А в автомобиле можно вообще пол-Псалтири прослушать или несколько глав Евангелия. Способов — им же несть числа! Насколько изобретателен лукавый, чтоб хоть одного человека в свои сети заманить, настолько же должен быть изобретателен и человек в способах своего спасения. Тут не надо бояться экспериментировать и советоваться с духовником.
— Что Вы думаете о молитве в метро?
— Лично у меня есть ощущение, что это неправильно. Современный человек выбирает для своей молитвы парадоксальное место: откроешь Евангелие, там написано, что Христос уходил в безлюдные места для молитвы, а мы для того, чтобы помолиться, спускаемся в то место, где плотность людского потока порой переходит все разумные пределы. Я думаю, что все-таки нужно стараться хотя бы десять Иисусовых молитв прочесть, но так, чтобы это было без свидетелей — кроме Бога.
Правила. Или их отсутствие
— Давайте подытожим. Какова основная ошибка в наших отношениях с неверующими близкими?
— Наверное, в нашем подспудном стремлении всех подогнать под одну планку, свести жизнь к некоему набору правил: «я пришел в храм, своей семье все расскажу-покажу, и они тоже уверуют». Но в жизни обязательно произойдет разрыв такого шаблона, что-то непременно выбьется из твоей правильной схемы.
— Каков главный принцип, как верующий человек должен себя поставить в нецерковном окружении?
— Если он действительно хочет своим христианством что-то доказать, тогда он должен быть христианином не декларативным, а деятельным.
Христианство — это когда ты искренне любишь своих близких, несмотря на неприятие ими твоей веры, уважаешь их: «Ты не принимаешь мою веру — это твой выбор, но все равно ты мне любимая мать, любимый отец». Родители у тебя одни, и других не будет. Недаром апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного
(1 Тим 5:8). Так что люби своих родных, работай над собой, помогай им, проявляй смирение, терпение, молись о них Богу, и все остальное сделает Он, хотя на это, возможно, потребуются годы.
— Спасешься ты и весь дом твой, как говорил апостол Павел?
— Да, и Закхею Христос сказал: Ныне пришло спасение дому сему. За решимость одного человека, который сказал, что всем, кого обидел, он воздаст вчетверо и половину своего имущества раздаст нищим, пришло спасение всей его семье. Для начальника налоговой полиции города Иерихона это был совершенно невероятный, очень сильный поступок! И такое его покаяние столь же сильно отразилось на нем самом и на его близких. Поэтому — дерзай, работай над собой. Но помни: ты можешь быть лишь катализатором обращения твоих родных и друзей к вере, но управлять процессом и направлять его — совсем не твое дело.
Молитвы миссионера, или как молиться за неправославных?
Содержание
От переводчика
«Твоя скорбь о неверии некоторых людей выдаёт твою любовь к Богу… молись за них. И станешь миссионером. Пусть твоим первым миссионерским правилом будет молитва за отпавших от веры» – так советовал святитель Николай (Велимирович) в одном из писем.
В 1930-е годы он издавал в своей епархии журнал «Мали миссионар», в котором опубликовал подготовленный им сборник особых молитв – о людях, потерявших веру, об атеистах, иудеях, мусульманах и многих других. В ваших руках – первое издание сборника на русском языке. Это сочинение хорошо показывает не только миссионерское мышление святого Николая, но и его взгляд на нехристианские мировоззрения, языческие народы, политику, воспитание детей, душевные болезни и даже на события российской истории XX века.
«Молитвы миссионера» написаны на современном сербском языке, без архаизмов, поэтому и переведены на русский язык, а не на церковнославянский.
Согласно утвердившейся церковной практике прошения о неправославных допустимы только в частных, келейных молитвах верующего.
Все молитвы свт. Николая посвящены обращению тех неправославных, кто ещё жив. О тех, кто умер вне Церкви, у него молитв нет, но святые допускали молиться о таких келейно с надеждой на облегчение их страданий, о чём свидетельствует житие прп. Макария Великого. Поскольку Бог определенно говорит, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ), и что «не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин. 5:12 ), то мнение о том, что и без сознательного единства с Православной Церковью и без искренней веры во Христа человек может достичь рая, противно истине. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) «признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства».
Приведем здесь слова прп. Иосифа Оптинского о молитве за неправославных:
«Православная наша Церковь дозволяет молиться… за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни… Молиться за неправославных христиан церковно-общественною молитвою, наравне с православными христианами, т.е. поминать имена их в храмах так же, как поминаются имена православных христиан, противно учению и постановлениям нашей Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Так мы говорим, так и поступаем. И это вовсе не по ненависти к неправоверующим христианам и не потому, что мы не желаем им добра, а потому, что самочинная или самовольная наша за них молитва и Богу будет неугодна и для душ их безполезна, а молящимся за них обратится в грех…
Православным христианам молиться за неправославных христиан – живых и умерших – можно частною домашнею молитвою; но не самочинно молиться – не так как нам вздумается, – (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовной людей…
Может он, например, молиться в таком смысле: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отшедшаго в жизнь вечную в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!»
Нам неизвестно, и никому не открыто, насколько может приносить пользы душе умершего неправоверного христианина подобная молитва. Но опытом дознано, что она умеряет жгучую сердечную скорбь молитвенника за душу близкого к нему человека, хотя и не в Православии скончавшегося».
Молитва о детях
Всещедрый Господи Иисусе Христе, Который и Сам был дитём и Который любит и благословляет детей, помилуй и спаси детей нашего времени – дабы некрещёные крестились, а крещёные утвердились в вере в Тебя, вечную Истину, и в любви к Тебе, Кто есть Любовь неизреченная.
Спаси, Господи, тех детей, которых неверующие родители отравляют безбожием и отвращают от Тебя, единственного Спасителя.
Спаси, Всеблагий, и тех детей, которых злые учителя, без Бога и души, отчуждают от Тебя, их Творца, и сродняют их со щенками.
Спаси, Господи, и тех детей, чьи чистые души загрязняет всякая безнравственность на улице и в театре, – спаси их от нечистоты улиц и зрелищ.
Спаси, Всемилостиве, и тех детей, которые, лишившись родителей, попали в руки суровых опекунов, или злых отчима либо мачехи, – спаси их от слышания хульных речей и от видения злых дел.
Спаси, Сыне Божий, сыновей сынов человечесих, которых таскают туда и сюда на разные телесные тренировки и занятия, но не дают главного занятия – [возрастание] в законе Твоём святом, в правильных мыслях, в милосердии и во всех делах добра и правды.
Дабы, по молитвам раба Твоего святого Стилиана, выросли дети века сего и созрели для сыновства Божия и небесного гражданства, на своё вечное спасение, и на Твою славу и благодарение. Аминь.
Молитва о правителях народов
Все народы суть Твои словесные стада, Слове Божий. Они – Твоя собственность, и один Ты лучше знаешь, как ими управлять.
Всякий лучше знает, как управлять своим имением, чем чужим. Правители народов земных управляют чужой собственностью, ибо управляют тем, что Твоё.
Вразуми, Господи, правителей народов земных, чтобы правили они по Твоей святой воле;
– чтобы вели народы путём, который Ты указал;
– чтобы отвращали их от того, что есть зло пред лицем Твоим;
– чтобы берегли их со страхом, осознавая как величайшее благо то, что Ты им это доверил. Власть – великое искушение, и мало тех, кто может выдержать его. Выдерживают лишь те, кто сознают, что являются рабами Твоими, [стоящими] в подножии ног Твоих.
Много людей, злоупотребляющих своей властью над природой. Немало и тех, которые злоупотребляют властью над равными себе.
Немощен всяк человек, Господи, и готов предаться самолюбию и гордыне. А гордыня погубила многих ангелов, не говоря уже о людях.
Ради любви Твоей и народам Твоим, Творче, исполни правителей народных страхом суда Твоего. И ради них и их спасения не прогневайся, Господи, но поддержи их Твоим Духом силы, мудрости и святости. Дабы спасли они свои души, помогая спасению народов Твоих, денно и нощно взирая на Тебя как на Правителя над правителями. По молитвам святого Александра Невского, святого Стефана Девонского и других праведных слуг Твоих, бывших у власти, смилуйся, всемилостивый, и услыши молитву нашу. Аминь.
Молитва о душевнобольных
Ум вечный и непостижимый, Который в ангелах и людях посеял семена от ума Своего, Который мыслью Своей охватывает весь сотворенный мир и благой мудростью промышляет о всякой твари, услышь молитву нашу о больных умом братьях наших.
Человек без ума не становится ли горстью праха, которую носит туда и сюда, без смысла и без цели, без различения доброго от злого и живого от мёртвого?
Праведен Ты, вышний Боже, и по правде попускаешь на людей муки за их нераскаянные грехи. Но по правде Ты будешь судить на Страшном Суде Своём, а сейчас смилуйся над теми, чьим умственным страданиям больше всего радуются сыны погибели, враждующие против Тебя и людей.
Поскольку каждой год увеличивается число людей, которые хвалятся своим разумом, покрывая Твоё имя презрением, то увеличивается и число тех, кто, лишившись разума, пополняют собой дома умалишённых.
Ты даёшь разум, чтобы люди знали, что разум – от Тебя. Ты забираешь разум, чтобы люди увидели, что разум – Твой. Великий Податель даров, яви милость Свою к обезумевшим, и ради страшной жертвы Сына Твоего на кресте за весь род человеческий верни ум безумным, и через это приведи к покаянию их самих и их родственников. Чтобы больше ценили и берегли предивный дар ума, которым Ты украсил людей и возвысил над всяким другим творением в мире.
По молитвам Пресвятой Богородицы, святого Нифонта и святого Наума, помилуй и спаси, Господи, больных умом братий наших, дабы и они Тя славили как триединый вечный свет, вместе со всяким умным творением на небе и на земле, во веки веков. Аминь.
Молитва о тех, кто не почитает святых 1
Молимся Тебе за тех соплеменников и спутников наших, которые отказываются почитать память святых Твоих и которые без страха перед Тобой и без стыда перед православными предками своими всему миру объявляют, что не чтят святых Твоих.
Разве не отвратит Царь лицо свое от того, кто отвращает лицо своё от детей царских? Неужели почтит Царь того, кто не чтит царских чад? Господи, отцы наши прославляли молитвами, милостынями и песнями тех сынов и дочерей Твоих из рода людского, которые совершенно исполнили волю Твою на земле, и которых Ты за это прославил на небе. И угодно Тебе было прославление от отцов наших, и потому святые Твои по Твоей власти и милости были защитниками и помощниками отцам нашим на протяжении веков. Но теперь видишь, Царь святых, как некоторые их потомки отвращаются от вековых защитников и помощников своих, и надеются только на своё ничтожество, подобно безбожным, надеющимся на немощных своих идолов. Отвращаясь от святых Твоих, они отвращаются и от Тебя, великий и страшный Боже, и всё это по своей гордости и глупому незнанию.
Ты рек, Христе, первым святым Своим: «принимающий вас Меня принимает» ( Мф. 10:40 ). А кто не принимает святых Божиих в свою душу и в свой дом, тот и Бога не принимает.
Но, по молитвам всех святых Твоих, Господи, осени Духом Твоим всех сих, отпавших от святости Твоей и увлечённых духом злобы на путь погибели.
И соделай, Всесильне, чтобы снова стали милы им святые Твои, как милы были в детстве. Соделай, чтобы в душах и домах их снова зазвучало славословие славным угодникам Твоим. Дабы всякое почитание святых было во славу Твою, вечный Боже, и на наше спасение во царствии Твоём небесном во веки веков. Аминь.
Молитва о безбожниках (атеистах)
Всякое бытие, Боже, свидетельствует о Твоём бытии яснее, чем часы о часовщике, и город о градостроителях, и песня о певце, и слово о языке и разуме. Ты яснее солнца, всесильный Господи Боже наш, однако безбожники не знают о Тебе; и ещё горше: в злобе сердца своего они и не хотят знать о Тебе. Зарыли головы свои в землю как страус в песок, и кричат: не видим Его, не знаем Его, нет Его! Я говорил им слова о Тебе, создателе слов и речи, а они смеялись. Я оказывал им милость во имя Твоё, а они сердились. Я напоминал им слова пророка: «вол знает владетеля своего» ( Ис. 1:3 ), как же вы, люди, не знаете Господа своего? – а они отвечали: нет Господа!
Река, отсечённая от источника, иссыхает. Иссохли сердца безбожников, иссох у них и разум, обезумели. Страх охватил меня, что соседи мои, живущие рядом со мною, потонут в аду.
О вечное Солнце правды и истины, как такой мрак может пасть на разум человеческий, что он не может распознать и понять начинающее и завершающее слово всех существ в мире? Не так ли, Господи, [произошло] это: грех за грехом как нить за нитью, пока не сшилась плотная завеса, которая сокрыла Тебя для них?
Но не допусти, Господи, чтобы царь тьмы полностью завладел созданиями Твоими, возгреми силою Своей и воссияй лучами Своими, чтобы пробудились заснувшие и опьянённые адом! Соделай то, что только Ты знаешь и можешь, чтобы покаялись соседи мои, несчастнейшие из всех творений Твоих.
Ибо прекрасны будут соседи мои, когда покаются и познают Тебя по молитвам слуги Твоего святого Моисея Мурина, когда, как блудные сыны, от общества свиней обратятся к обществу ангелов.
О, сколь звучна и стройна будет песнь славе Твоей, когда все покаявшиеся сыны Твои воспоют её вместе с верующими [на земле] и воинством ангелов на небе, которое день и ночь славит и величает Отца, Сына и Святого Духа, единого живого Бога. Аминь.
Молитва об иудеях
Боже, Ты осуществляешь всё, что в Себе помыслишь или изречёшь, Ты осуществил угрозу иудеем, и по слову Твоему оставил их дом пустым, а их [самих] рассеял по всем народам земным. Ибо отцы их, как злые виноградари, избили пророков Твоих, распяли на кресте Сына Твоего единородного, побивали камнями апостолов, и горькой смертью умертвили многих святых и праведных.
И доныне они, как сыны противления, ходят по свету, словно [движимые] хлыстом проклятия, противясь Евангелию Мессии и Спасителя мира, – всё, как предсказал о них Твой великий апостол Павел.
Своим противлением Истине они служат укреплению ревности у верных Твоих, Христе, что им [самим] еще не дано увидеть. Но, Господи, исполни ныне слово апостола Твоего, Который прорек, что в последние времена спадет пелена с глаз Израиля и ты отвратишь нечестие от Иакова (см.: Рим. 11:25 ).
Не пришло ли время, когда Ты скинешь покров с очей сынов Израилевых, и те прозрят и станут видеть как должно, и познают Тебя как Света светов и Судию праведного?
Воспомяни, Господи, праведность тех отцов их, которые были верны Тебе, провидя духом пришествие Твое и умирая с надеждой увидеть лик Твой!
По молитвам святых Твоих пророков и праведников ветхозаветных ускори, Господи, просвещение и обращение народа Иаковлева, дабы и сей народ, сдружившись с крещёными народами, прославил Тебя, единого истинного Мессию и Спасителя мира, воскресшего и воскресающего мёртвых, со Отцем и Духом Твоим Святым, во веки веков. Аминь.
Молитва о мусульманах
Един Ты еси Боже, и нет другого Бога, кроме Тебя. Так говорим мы, христиане, так говорят и мусульмане.
Но мусульмане дошли до полпути и закрыли врата перед собою. Закрыли врата перед святой истиной, что Ты, Боже, троичен в единстве Твоего духовного бытия. И закрыли врата перед свидетельством о Твоём посещении мира через воплощённую Премудрость Твою, как и перед свидетельством о любви Твоей к людям, показанной на кресте.
Насколько месяц высок над землёй, настолько ислам выше идолопоклонства. Но месяц не имеет света в себе, а светит отражённым светом солнца, так и ислам, в том, что имеет светлого [в себе], заимствовал от истины, явленной миру Сыном Твоим Иисусом Христом.
Ты хотел, Боже, по благости Своей, чтобы человек был не раб, а сын Тебе, и чтобы он как сын учился божественным тайнам, – бытия Твоего и любви Твоей. Исламский «пророк» превратил рабов каменных идолов в рабов единого Бога, а Сын Твой Иисус соделал рабов сынами Твоими.
Трисветлый Боже наш, смилуйся над всеми народами магометанскими, ибо и они верят в милость Твою. Довольно жили они как рабы перед Тобой, соделай ныне их сынами Твоими.
Подвигни их Духом Твоим Святым, да познают и узрят во Христе Спасителя своего. Отвори врата, закрытые на полпути, да увидят небо, отверстое Христом и на небе Отца своего небесного.
Дабы многие миллионы душ мусульманских со многими миллионами душ христианских соединились в мысли о Тебе, в любви к Тебе и в прославлении Тебя, единого живого Бога в троичном свете, по молитвам всех святых, которые [от древних времён и] доныне перешли из ислама в христианство, и которые Тебя сейчас славят на небесах в хоре Твоих ангелов и святых. Аминь.
Молитва о парсах (зороастрийцах)
Господи, Ты – Солнце правды, Ты – огонь поядающий, Ты – вечный умный свет и облачён во свет как в ризу. Ты – свет, который не опаляет и не гаснет, в котором нет изменения, и Ты – Отец верного истинного света.
Но, Господи Светодавче, потомки светоносного Адама пали во мрак и помрачились очами, так что не могут видеть дальше сотворённого солнца и природного огня. И, поскольку не узрели Тебя, Творца огня, начали называть тварный огонь своим богом.
Огонь в этом не виноват. Огонь и не знает, что некие люди его обожествляют. Огонь не видит своих поклонников, и не слышит их молитвы. Огонь не знает о том, что он тварен, и тем более о том, что он [будто бы] творец. Не знает ни когда его зажгут, ни когда его погасят. Он ничего не знает, не видит, не слышит, не ощущает, не мыслит. И, однако же, парсы поклоняются ему как богу; разумные люди считают огонь разумнее себя!
И Ты, Всевидящий и Долготерпеливый, видишь это на протяжении веков!
Положи конец такому унижению потомков Адамовых, братьев наших по Адаму. Ты, Христе, спасший Адама из ада, поспеши и спаси его потомков-огнепоклонников, пока не сошли они в ад. Дабы парсы познали Тебя Свет света, Свет разума, любви и жизни – по молитвам мученика Твоего свитого Иакова Персиянина. Дабы и они, войдя в семью христианских народов, славили и благодарили Тебя во веки веков. Аминь.
Молитва о русском народе 2
Всемудрый Боже, Чьи суды непостижимы и пути неисповедимы, милостиво вонми и услышь молитву нашу за Твой русский православный народ.
Тяжкие муки попустил ты на самого верного слугу Твоего, как были попущены муки на первых апостолов Твоих, на пророков и праведников. Весь обнаженый и израненный брошен слуга Твой на гноище, как некогда праведный Иов, чтобы сатана над ним смеялся, а соседи поносили. Тяжка сия мука, а человек слаб; ублажи Господи! Воздвигни слугу Твоего и исцели его раны.
Знаем, Господи Боже наш, что по Своему премудрому промыслу Ты попускаешь страдание на избранных Своих, чтобы они, как золото в огне, очистились огнём страдания от [всего] земного и ярко засияли. Но не допусти, Боже милости и любви, чтобы сатана долго смеялся, а лицемеры долго поносили Твой крестоносный народ русский.
Знаем, что попускаешь беды святейшим душам ради их большей славы, а грешным и подлым – на страх и трепет. Знаем, Христе, что и Твоё славное воскресение произошло после поругания, крестных мук и смерти. Посему мы в свете Твоего страдания смотрим на мрак русского страдания и ожидаем [увидеть] его воскресшую славу.
Как для расслабленного у Вифезды не было человека, который бы ему помог, пока не пришёл Ты, так ныне для великого русского народа во всём мире нет человека, который мог бы помочь ему без Тебя Боже наш и Спасителю наш.
Благой Господь, не откладывай помощь Твою, ибо Ты скор в помощи. Не отложи и не откажи, но подобно милостивому самарянину, повернись к народу русскому, который пострадал от разбойников и весь избит, простри к нему руку, залечи его раны, и верни ему здоровье, силу и славу. Дабы сей наивернейший слуга Твой в будущем еще больше прославил Тебя, чем славил в прошлом – Тебя, Спасителя своего со Отцем и Духом Святым во веки веков. Аминь.
Молитва о китайском народе
Всевидящий Боже, Солнце солнц, Который Своим взором обнимает всё сотворенное на небе и на земле, Ты один знаешь число воинства ангельского, как и число муравьев в песке, птиц в воздухе и рыб в воде – молим Тебя, излей Свою милость на китайский народ, самый многолюдный народ Твой на земле.
Господи, Ты дал народу китайскому великую жизненную мудрость, чтобы знали они, как возделывать землю, вести торговлю, покоряться властям, почитать родителей, заботиться о своём доме и любить во всём порядок.
Но эта мудрость ведёт человека только до гроба, который недалеко отстоит от всякого смертного.
Недостаёт народу китайскому той вечной Твоей Мудрости, Господи, которая воплотилась на земле в Твоём Единородном Сыне, которая ведёт душу за гробом и вводит её в Царствие Небесное.
Творче благий, Любовь беспредельная, разве может Твоя любовь иметь границу, не распространяясь на многие миллионы Твоего великого китайского народа? Нет, нисколько! Но Ты Своим чудесным промыслом определил время, в которое китайский народ придёт и поклонится кресту Христову и примет в себя пречистую кровь Христову и силу Духа Твоего Святого.
Ускори наступление этого времени, Многомилостиве. Помоги миссионерам креста и воскресения в земле китайской. Отвори врата благодати Твоей для Китая вопреки грехам нашим. Дабы и земля желтых людей зазвучала песнями и восклицаниями из бесчисленных уст: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Христос воскресе из мертвых»! Троица Пресвятая, соделай так по молитвам всех апостолов и евангелистов. Да будет так. Аминь.
Молитва о японском народе
Вечный Боже и Творче небесных и земных народов, иже всё животворишь Своею волею и всё обмнимаешь Своею милостью, отвори душу Твоего японского народа, дабы мог он принять Радостную Весть Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа.
Народ великий и могучий, народ сильной воли и готовый на жертву, как мало кто из других народов. Почему такой народ остаётся в неведении Истины и через девятнадцать столетий после того, как засияла звезда над Вифлеемом и зазвучала песнь ангельская над яслями Сына Твоего, Возвестителя и Воплотителя вечной и святой Истины?
Япония твоя, Господи, уже знает о существовании духовного мира; знает о духах своих предков; но не знает о Тебе, Который есть Боже духов и всякой плоти. Воздвигают храмы предкам своим, а Тебе, Творцу предков их, не воздвигают святилища. Приносят жертвы твари, а не приносят их Творцу.
Скорбит душа наша, о Христе, что такой народ еще не знает благовестие о Твоём посещении рода человеческого; не знает о жертве Твоей, о любви Твоей и о воскресении Твоём. В земле «восходящего Солнца» Солнце ещё не взошло. Ты, Кто Савла обратил в Павла одним явлением Твоим на пути в Дамаск, обрати землю «восходящего Солнца» в землю взошедшего Солнца чудесною силою Твоею, которая от вечности преизобильна.
Исповедаем и признаём, Господи, что земля Японская ещё не крещена из-за грехов наших. Великие грехи христиан затворяли и затворяют путь великому Твоему народу японскому в царство Твоего света и жизни.
Но по молитвам святых Кирилла и Мефодия поспеши, Христе, и спаси народ японский, для Которого Ты и доныне остаешься неизвестным Промыслителем и Дародателем. Да будет и в японской земле раздаваться всенародное славословие Богу единому, живому, всемогущему, троичному в единстве, во век века. Аминь.
Приложения
Молитва к Божьей Матери об обращении заблудшего св. Гавриила Новгородского 3
О, Всемилостивая Госпоже, Дево владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишённого милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!
Молитва прп. Серапиону Кожеозерскому об обращении неверующих близких
О предивне и преславне отче наш Серапионе! Зловерие родителево отринув, и любви Христовой поревновавше, подвиги покаяния, труда и воздержания подъял еси, того ради сосуд Божественныя благодати явился еси: Отцем прославлен, уневещен Христу, освящен Духом Святым; тем же и мы вопием ти: испроси нам от Господа исправление сердец наших, во еже научитися нам творити волю Бога всевышнего и Царствие Небесное возлюбити паче благ земных, ближния же и сродницы наша по плоти молитвенным твоим предстательством да изведет всемилостивый Господь из тьмы погибельнаго заблуждения, да просветит светом веры истинныя, да сопричтет святой Своей Церкви, да наставит на путь правды, Ему же подобает честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва свщмч. Андроника Никольского 4
Господи, размягчи сердца всех людей, наипаче же верующих и веровавших в Тебя; Сам просвети наши мысленные очи сердца, дай нам постигнуть силу Твою, сладость общения с Тобой и высоты молитвы к Тебе; пусть все искренно стараются придти в храм Твой на молитву к Тебе, а кому действительно недосуг, тот пусть хоть дома искренно пожалеет о том, что он не вместе с другими перед Тобою; и так искренно вздохнёт перед Тобой, прося Твоей благодати.
А тех, которые действием сатаны ослабли в вере или даже и отпали, Сам Твоими премудрыми для цели средствами направь их снова к Твоему стаду, вложи силою обстоятельств их жизни в сердце их искреннее раскаяние и дерзновенное, хотя и смиренное, моление пред Тобою с искренним желанием возвратиться к Тебе; Господи, ведь это Твое дело, а мы только слуги Твои, работники недостойные на ниве Твоей. Действуй же Сам через нас, как настоящий владыка сего дела, а нам дай Твою благодать, просвещающею, умудряющую, возбуждающую нас на дело Твоё; всякому нашему делу и слову даруй искренность прежде всего, а потом оплодотвори Твоею благодатью, да ясна будет всем и верным и неверным Твоя сила, да исповедуют искренно Твое святое имя.
Молитва о миссионерах прп. Макария (Глухарева) 5
Господи, дай рабам Твоим со всею смелостию говорить Слово Твоё; простирай руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес Именем Святого Сына Твоего Иисуса.
Иная молитва
Господи! Просвети заблудших (имена), обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Господи! Просвети заблудших (имена), обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Дословно: «о тех, кто отрицает крсну славу» – благочестивый сербский обычай семейных именин в день памяти святого-покровителя рода. Имеются в виду люди нецерковные или либерально настроенные, считающие церковные обычаи устаревшими.
Молитва была написана в 1930-е годы, когда в России правили коммунисты, гонители веры.
Эта и следующая за ней молитвы взяты из книги: священник Даниил Сысоев. Брак с мусульманином. М., 2007. Сс. 230–231.
Молитва взята из книги: Священномученик Андроник (Никольский). Год в Японии //Творения. кн. 1. Тверь, 2004. С. 313.
Взята из: Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в Российской державе. Архимандрита Макария Глухарева. СПб., 1894.
Источник: Молитвы миссионера или как молиться за неправославных? / Святитель Николай Сербский (пер. с серб. Максимов Ю.В.) – М.: Православное Миссионерское общество имени прп. Серапиона, 2011. – 34 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»