где в библии написано что нельзя выходить замуж за неверующего
Почему запрещены браки с неправославными (согласно канонам)
Надо сказать, что против смешанных браков строго высказывались и многие древние святые, в частности, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский. Но я не буду приводить цитаты из них, поскольку, на мой взгляд, вполне можно ограничиться текстом канонов.
В прошлых видео я говорил о примерах канонических нарушений со стороны священнослужителей, но вот те каноны, которые я озвучил, их, по понятным причинам, нарушают именно миряне, поскольку лица в духовном сане уже не могут вступать в брак. Справедливости ради отмечу, что в значительном большинстве случаев миряне не знают об этих правилах Церкви, и получается нарушают их по неведению. Но мне уже за мою жизнь довелось наблюдать немало примеров, когда миряне, но прежде всего мирянки, до заключения такого брака, обратившись к священнику, слышали от него, что каноны Святой Церкви не дозволяет выходить замуж за неправославного. Я думаю, что вы не удивитесь, узнав, что в большинстве случаев реакция тех, кто спрашивал была такая: ну, всё равно поженимся. И поступали, в общем, как хотели. Я допускаю, что и в комментариях к этому моему видео тоже могут звучать какие-нибудь высказывания в духе того, что: а вот люди любят друг друга, что вы вообще вмешивайтесь, люди должны быть свободными, вот за кого хотят, за того пусть и выходят замуж, а вы тут со своими какими-то устарелыми, древними правилами ещё, просто людям людям жизнь усложняйте, ‒ ну, и так далее, и тому подобное. Я прекрасно понимаю, что немногие готовы слушать и прислушиваться, ну, вот, собственно, для этих немногих я и записываю данное видео. Здесь я хотел бы сказать, что, в целом, такое отношение к канонам, знаете, как будто вот там Церковь, или конкретно святые отцы, которые принимали эти каноны, ‒ они просто, вот, сидели и специально придумывали как бы нам усложнить жизнь ‒ жизнь людей, какие бы нам такие правила придумать, чтобы им сложнее жить стало. Вот такое отношение к канонам доводится встречать со стороны тех людей, которым следовать канону не хочется. Вот, мол, какие-то там древние епископы просто не любили людей, поэтому они и придумали все эти каноны. Ну, на самом деле, всё как раз-таки с точностью до наоборот обстоит, потому что посредством канонов святые отцы указывали вещи, которые не угодны Богу, и, соответственно, человек, который совершает вот эти вещи, неугодные Богу, ‒ он вступает на путь, который приводит его к страданиям и к мучениям ещё в этой жизни. Святые отцы прописали эти каноны как раз-таки из-за того, что они любили людей и хотели предостеречь людей, как своих современников, так и потомков, нас, от всего того, что делает жизнь человека несчастной и направляет её совсем не туда, куда стремится христианин. А то, что вот эти межрелигиозные (и так далее) браки ‒ они очень часто приводят к несчастью, я видел очень много раз. Но мои личные наблюдения в данном случае, конечно, не могут претендовать на что-то всеобъемлющее, однако же я читал и в социологических исследованиях, что межрелигиозные браки наименее прочны по сравнению с остальными браками: по сравнению с браками людей одного мировоззрения, одной веры. У нас и так, конечно, сейчас браки очень непрочны, но даже по сравнению с этим межрелигиозные браки еще более хрупкие, и это неудивительно, потому что вера составляет самое главное ‒ сердцевину жизни человека. Если муж и жена в этом самом главном не едины, то это лишь вопрос времени, когда для них вот это внутреннее неединство станет очевидно и будет проявлять себя в разных и разных неприятных обстоятельствах.
И вот это видео меня, собственно говоря, тоже побудило записать очередное письмо, которое я получил от женщины, которая вышла замуж за иноверца, и это очень быстро привело к каким-то, вообще, ужасным, кошмарным вещам. И она мне написала, что в то время, когда она решалась на этот шаг, она посмотрела видео какого-то священника в интернете, который говорил, что: да, это можно, всё в порядке. И я понял, что всё-таки необходимо сказать, что: нет, не всё в порядке, нет, на самом деле согласно канонам Церкви ‒ нельзя. Эти каноны Церковь как любящая мать приняла для того, чтобы уберечь вас от беды. Мне, конечно, могут сказать, и наверняка напишет кто-то в комментариях: а вот есть примеры хорошие таких вот браков с еретиком, или браков с иноверцем, или браков с неверующим; что вот, бывает же, что люди, вступая в такие браки, хорошо потом живут. Да, действительно, бывают, но это либо те случаи, когда верующая православная страна перестала быть по факту верующий православной; либо в тех в тех случаях, когда неверующая сторона искренне приняла православие, ну или уже на пути к принятию крещения, фактически, готовится в статусе оглашенного. Но, а у тех, которые, вот, и не так, и не так, а в чистом виде там православный воцерковленный один, а другая сторона неправославная, и при этом они жили бы довольно долго душа в душу, ‒ таких мне известно, ну, просто, исключительно малое количество, настолько малое, что можно назвать это исключениями, которые подтверждают правила.
Но и в этих исключениях, опять же, я знаю о том, что православная сторона всё равно имеет скорбь о том, что супруг или супруга еще неверующая, не разделяет веру христианскую. Да и то, даже в этих исключительных случаях, которые мне известны, православная сторона всё-таки, вступая в такой брак, не знала, что она нарушает канон, а иногда и была в заблуждении со стороны священника, который благословлял такой брак. А вот чтобы кто-то сознательно вступил в такой брак, зная, что он попирает церковные каноны, делает неугодное Богу, и после этого жил долго и счастливо, ‒ таких примеров мне неизвестно. Некоторые, возможно, скажут, как нередко в таких случаях говорят: ты просто не любишь людей, тебе вот не жалко, а человек влюбился, почувствовал, у него такие чувства, люди жить друг без друга не могут, ну, вот, как взять и сказать им, что ‒ нет, нельзя им быть вместе. На самом деле жалко мне людей, конечно жалко. Как я уже сказал, такие вот истории наблюдал лично: как можно не пожалеть людей, которых ты лично наблюдаешь? Даже по глупости было у меня так: давно, когда я как-то пытался сохранить людей, находящихся в таком браке, потому что мне было жалко их, ну и там была надежда на то, что неправославная сторона примет православие, были какие-то подвижки к этому, но, в итоге, всё закончилась просто кошмарно. И сейчас я могу сказать, что именно потому что мне жалко людей, я и говорю о том, что необходимо следовать вот тем канонам, которые я привел ранее. И отцы собора эти каноны принимали именно потому, что им было жалко людей, и они хотели уберечь их. Сколько я знаю историй, которые начинались с того что, вот, воспринималось самими участниками как просто великая любовь. И вот они в этой своей великой любви вступали в брак и заканчивалось это таким кошмаром, что вы даже представить себе не можете. Мне могут сказать: у вас, там, тоже православные разводятся, тоже, бывает, плохо заканчиваются ‒ да, да, бывает. Но по моим наблюдениям всё-таки вот в этих разных межрелигиозных браках такого бывает гораздо больше.
И, кстати говоря, в тех случаях, когда я наоборот, указывая на каноны Церкви помогал некоторым принять решение о прекращении такого неугодного Богу брака, делала людей счастливыми, причём всех супругов. Помню, мне писала одна молодая женщина, которая вышла замуж за язычника. И вот они не так много прожили друг с другом, и уже у них возникли трения именно на почве религиозной, но она спрашивал моего совета, намереваясь всё-таки как-то сохранить этот брак, но я ей показал вот эти каноны Церкви. Как священник я не могу предписывать людям, что им там делать: женись или разводись, ‒ решение принимает сам человек. Но я объяснил ей, что Церковью такие браки не благословлены. И она развелась со своим мужем язычником, а уже через год она нашла себе хорошего православного мужа и написала мне, что ждет ребенка, и её бывший муж язычник нашел себе жену язычницу и тоже счастлив в браке, и никто из них друг на друга не обижен, все довольны тем, как все обернулось. Ну, конечно, я понимаю, что всё, что я сейчас сказал, что я сейчас привел ‒ это многих желающих поступать по своей воле нисколько сколько не убедит, и они будут спорить, не соглашаться, приводить какие-нибудь примеры своих знакомых, или, там, случаи из истории. Ну, что я могу сказать этим людям: воля ваша, моё дело было лишь засвидетельствовать о церковных канонах и постараться объяснить, почему они именно таковы. А кто хочет пренебречь этим свидетельством, пренебречь этими канонами, разумеется, я никак на это повлиять не смогу, но я знаю, что все-таки есть люди, которые могут прислушаться, и вот для них я это всё записал, чтобы уберечь их от беды, и если вот уже практически человек спрашивает: а если вот чувства есть к человеку неправославному, там, другой веры, неверующему, и если этот человек готов изучать веру православную и искренне принять её до того, как вы заключите брак, то вот это ‒ единственная возможность благословенного Богом союза с этим человеком. Если же этот человек не хочет принимать православие и это его вполне однозначная позиция, тогда нужно молиться о том, чтобы Господь избавил от чувства к этому человеку, прекращать общение, и Господь со временем поможет избавиться от этой привязанности. Также я знаю, что у некоторых православных женщин есть такая установка, что надо обязательно выйти замуж любой ценой хоть за кого ‒ и именно такая установка толкает некоторых, я это знаю точно, на замужество с неправославным, ну и ни к чему хорошему это не приводит, очень многие в таких браках теряют веру, становятся отступниками / отступницами, ну, а если даже не теряют веру, живут и мучаются очень многие. Ну, я считаю, что, в принципе, такая установка ‒ «выйти обязательно замуж любой ценой» ‒ унижает христианку, и у искренне верующей христианки такой установки быть не должно. Надо искать не того, что я хочу, а того, что Господь даст, что Господу угодно.
Ну, вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать по данной теме. Благодарю за внимание, и Храни вас Господь.
Можно ли вступать в брак с неверующим?
Многие молодые и не очень молодые христиане сами себе задают такой вопрос: могу ли я выйти замуж за неверующего? И кто бы вам что не посоветовал по данному вопросу, вы должны понимать один момент: это будет ваш выбор и полную ответственность за решение несете только вы, и во всех добрых и худых плодах вашего выбора вам кроме себя винить будет некого.
В этой статье я не собираюсь принять за вас решение. Но я расскажу точку зрения Бога, которую он изложил в Библии.
14. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (Второе послание к Коринфянам 6:14)
Т.е. жениться или выходить замуж христианин может «только в Господе» (Первое послание к Коринфянам 7:39).
Почему это важно? Многие неверующие живут счастливо, а в семьях христиан бывают конфликты и разлады. Является ли такой довод оправданием для того, чтобы выбрать спутником жизни пусть и неверующего, но того кто действительно тебя любит? Нет. Потому что вопрос не в том, будешь ли ты счастлив или счастлива в личной жизни. Вопрос в том, как этот брак повлияет на твои отношения с Богом.
Например, Бог запрещал израильтянам вступать в брак с окружающеми народами. Почему? Мы знаем, что Бог нелециприятен и дело было не в том, что один народ хуже другого. Вот как этот запрет объяснил сам Бог:
3. и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; 4. ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. (Книга Второзаконие 7:3,4)
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Мудрый Бог лучше всех знает, как влияет на нас наше общение, и что неверующий супруг обязательно повлияет на наши взгляды и на наше поведение.
Пример Соломона, отпавшего от Бога из-за неверующих жен
О царе Соломоне говорится, что мудростью, богатством и славой он превосходил всех остальных людей (3Цар 4:31; 2Пар 1:12). Однако что случилось, когда он начал жениться на язычницах?
1. И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 2. из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 4. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. 7. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 8. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. (Третья книга Царств 11:1-8)
Как мы видим, Соломону пришлось мириться и уважать языческие обычаи своих жен. А со временем он и сам впал в идолопоклонство и даже построил идольское капище. Все, лишь бы угодить женам.
26. Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. 27. И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен? (Неемия 13:26,27)
Не у каждого получится найти достойного спутника жизни среди верующих. И жизнь в безбрачии для многих кажется страданием. Тем не менее, лучше пострадать сейчас, а зачем оказаться достойным войти в Царство Небесное, чем поддаться соблазну и впасть грех, лишив себя той славы, которую Бог приготовил для своих избранных.
Брак верующего с неверующим и спасение: Библия о семье
Меня интересует брак верующего человека с неверующим. Учит ли Библия, что неверующий супруг может быть спасен, только будучи в браке с верующим? Или это не так?
Что же касается остального, то я скажу (и это говорю я, а не Господь): если у кого-то из братьев жена — неверующая, и она согласна жить с ним, то он не должен разводиться с ней. И если у женщины муж — неверующий, и он согласен жить с ней, то она не должна разводиться с ним, ибо неверующий муж освящён через верующую жену, а неверующая жена освящена через верующего мужа. Иначе ваши дети были бы нечистыми, сейчас же они святы. Однако, если неверующий хочет развода, то пусть так и сделает. В таких случаях брат или сестра свободны. Бог призвал нас жить в мире. (1-е Коринфянам 7:12-15)
Брак с неверующим супругом и спасение человека
Хорошее правило толкования Библии заключается в том, что мы начинаем разбирать сложные отрывки на основе простых и более понятных, на основе устоявшихся доктрин. Пример этого принципа находится в 1 послании Коринфянам 15:29, в котором мы можем убедиться, что умершие люди не будут спасены из-за того, что кто-то из живых примет за них крещение.
Теперь про брак верующего с неверующим человеком. В случае с 1 Коринфянам 7:12-15 это правило тоже будет полезно. Если бы это было единственное место о спасении человека, то мы могли бы предположить, что этот отрывок учит о том, что неверующий супруг в буквальном смысле спасается через брак с верующим. Однако это толкование исключает покаяние и крещение из библейского учения, чтобы быть спасенным кровью Иисуса Христа. Мы должны использовать понятные места, например такие, как Деяния 2:38, чтобы объяснить 1 Коринфянам 7:12-15. Мы спасены по благодати, через веру в Иисуса Христа, а не из-за брака с верующим супругом — христианином.
Итак, если этот отрывок в Библии не означает спасение неверующего супруга через брак с христианином, тогда что? Я считаю, что Павел говорит о том, что могло бы случиться, если неверующий супруг остался бы с христианином в браке. Павел пытается сказать следующее: «Кто знает, быть может, если вы останетесь в браке с неверующим, Бог сможет использовать вашу любовь к своему супругу, чтобы привести его к вере в Иисуса Христа. Вы не знаете, что Бог может сделать через вас. Ваше влияние может «освятить» вашего супруга. Я не считаю, что брак с христианином спасет неверующего. В 7:14, похоже, говорится, что Бог может помочь спасти детей в такой ситуации. 1 Коринфянам 7:16 поддерживает это. Здесь Павел спрашивает: «Ибо откуда ты знаешь, жена, спасёшь ли мужа своего? И откуда знаешь ты, муж, спасёшь ли жену свою?»
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Можно ли выходить замуж за неверующего?
Книга Е. Богущевой «Уж замуж…» вышла в издательстве «Благо» в 2002 году, но до сих пор вокруг этого издания не утихают споры. Причина в том, что проблема – вступать или не вступать в брак с неверующим – является очень острой и актуальной для многих наших православных современников. Существует ли однозначное мнение Церкви, святых отцов относительно таких браков? Своими размышлениями по поводу брошюры «Уж замуж…» делится в этой статье священник Даниил Сысоев, кандидат богословия.
Итак, сюжет данной работы заключается в том, что некая барышня полюбила неверующего (который снабжен всеми мыслимыми достоинствами) и очень хочет за него замуж, мотивируя это тем, что с самого детства все девочки стремятся к тому, чтобы стать женой и матерью. Терзаемая сомнениями, и не зная, как поступить, она обращается к своему духовнику с вопросом: «Можно ли выйти за своего возлюбленного замуж, и не будет ли это блудом?» Вся книжка состоит из пространного ответа духовника, из которого становится ясным, что никаким грехом и, тем более, блудом этот союз не будет, ибо, во-первых, апостол Павел разрешил христианам вступать в брак с неверующим, а во-вторых, если этот союз будет основан на целомудренной любви, он является благодатным и даже образом союза Христа и Церкви. Долго духовник рассказывает о том, что такое любовь, по которой он подразумевает некое чувство, эмоцию, и утверждает, что она вполне возможна и в таком своеобразном «браке». Он подчеркивает, что само по себе Венчание не является гарантией крепости семьи (тем более, что сейчас часто преобладает оккультное отношение к этому Таинству), и говорит, что даже богохульство супруга не должно приводить к разводу, а лишь к проявлению терпения у верующего. Выслушав батюшку, барышня, окрыленная, приходит домой, вступает в «брак» с безбожником, убежденная, будто ее поступок вполне хорош, и лишь после росписи она сообщает о своей вере огорошенному супругу. У них практически идеальная семья, но наученная своим духовником молодая супруга только молится об обращении своего «мужа», ибо говорить на эту тему ему неинтересно.
Вот такой прекрасный образец для подражания предлагают нам издатели этой брошюры! Но, к сожалению, реальность, с которой приходится сталкиваться священнику, резко отличается от описанной идиллии. Чаще всего жены и мужья, вступившие в такое сожительство, очень быстро обмирщаются, ревность к спасению заменяется приспособленчеством, а часто наступает и прямое отступничество. Сколько уже девушек приняли ислам, выйдя замуж за мусульманина, а вот обратных примеров нам практически не известно! Вместо воскресных служб такие супруги начинают ходить в театры и на модные «тусовки», лишь бы угодить своей «половине». Дети у таких родителей растут циниками, которые не верят ни во что. Что, впрочем, и понятно, ведь живой пример лицемерия у них перед глазами! Не надо думать, что это результат только нынешнего развратного времени. То же самое было и с русскими дворянами, отдававшими своих детей за знатных еретиков, в результате чего выросло поколение базаровых. То же было и в странах ислама, где насильно взятые в гарем девушки рожали янычар, убивавших своих соплеменников. То же еще в III веке заметил еще свмч. Киприан Карфагенский, когда в своей книге «О павших» писал, что причиной большого количества отступников было то, что «заключают супружеские союзу с неверными; члены Христовы предлагают язычникам».
Так почему же такое происходит? Неужели православная вера более слаба, чем неверие или какая-либо лжерелигия, если брак заключенный с неверным приводит к столь плачевным результатам? Ответом является то, что Бог не помогает тем, кто прямо нарушает Его волю.
Когда наступил Новый Завет, и закон Моисея был превзойден благодатью Евангелия, тем не менее это повеление Господа осталось в силе. Апостольский Собор в Иерусалиме заповедал обращенным из язычников воздерживаться от блуда (Деян. 15, 29), под чем толкователи подразумевают действенность всех брачных запретов Ветхого Завета и для христиан. Далее апостол Павел, разрешая жене выходить второй раз замуж, добавляет «только в Господе» (1 Кор. 7, 39). Для христиан всегда была очевидной невозможность вступать в брак с неверными, и это исполнялось неукоснительно, несмотря на то, что общины христиан были очень малы. Так свмч. Игнатий Богоносец пишет: «Скажите моим сестрам, чтобы они любили Господа и были довольны своими мужьями по плоти и по духу. Так же предпишите и моим братьям во имя Иисуса Христа «любить своих жен как Господь Иисус Христос любит Церковь». Хорошо мужчинам и женщинам, вступающим в брак, делать это с благословения епископа, так чтобы брак был по Господу, а не по похоти». Также думали и прочие святые отцы. Например, свят. Амвросий Медиоланский говорит: «если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то как может быть брак там, где нет согласия веры». Данное учение прямо высказано Православной Церковью устами Вселенских Соборов. 14 правило IV Вселенского Собора накладывают епитимью на тех чтецов и певцов, которые вступают в брак с иноверными или отдают своих детей в такой брак. В согласии с толкованием еп. Никодима (Милаша) наказание это – низложение. Еще более ярко и без возможности каких-либо перетолкований изложено отношение Церкви к данному вопросу в 72 правиле VI Вселенского Собора. Оно гласит: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцой волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззрети на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже верне (1 Кор. 7, 14)». После столь очевидного выражения откровенного учения Церкви (а кроме этого по данному поводу так же гласят следующие каноны: Карф. 21 (30); Лаод. 10, 31), позиция автора разбираемой книжки просто возмущает. Если правдой является то, что таких взглядов придерживается ее духовник, то, в согласии с 1 правилом VII Вселенского Собора, он должен быть лишен сана.
Но теперь время перейти к анализу аргументов, выдвигаемых в защиту возможности этого беззаконного сожития. Итак, на вопрос своей духовной дочери, не будет ли ее брак блудом, духовник отвечает: «Нет, нисколько. Церковь с уважением относится к такому браку, в котором лишь один из супругов принадлежит к православной вере, ибо сказал св. ап. Павел: «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14), и далее: «Ибо почему ты знаешь жена. Не спасешь ли ты мужа, или почему ты знаешь муж, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16). Ведь ты помнишь, что Господом сказано: муж и жена – это одна плоть. Так было исстари, так есть и теперь – брак между верующим и неверующим супругами не считается Церковью блудным сожительством» (с. 9-10). Аргумент этот является наиболее распространенным из выдвигаемых в защиту брака с неверными. Более того, он не нов. Его еще во II веке выдвигали те, кто пытался отказаться от исполнения слов Господа. Вот как отвечает на него Тертуллиан: «Совершенно ведь ясно, что этот текст имеет в виду тех христиан, которые уверовали, уже состоя в браке, что доказывают слова: «если какой брат женат на неверующей». Он не говорит: «взял в жены неверующую». Он хочет сказать, что женатый на неверующей и только что сам обращенный, должен оставаться с женой; иными словами, новообращенные не должны думать, что обязаны расстаться с женами, которые сделались для них чуждыми в вере. Он даже прибавляет обоснование, говоря, что «в мире призвал нас Господь», и что «верующий может спасти через брак неверующего» (1 Кор. 7, 15-16). Наконец, это толкование подтверждает концовка: «кого как призвал Господь, тот пусть так и остается (1 Кор. 7, 17). А призывают, я полагаю, язычников, а не христиан. Если бы он говорил о тех, кто сделался христианином до женитьбы, то разрешил бы последним вступать в брак с кем угодно, но этому противоречили бы следующие его слова: «жена после смерти мужа свободна, и может выйти за кого хочет, но только за христианина (1 Кор. 7, 39). Смысл этих слов не оставляет сомнений: чтобы мы не злоупотребили словами «пусть выходит за кого хочет», он прибавляет: «только за христианина»… Это единственное условие, которое он выдвигает. «Только за христианина», – говорит он, и слово «только» придает великую силу закона, делая его совершенно обязательным. Слово это повелевает и убеждает, приказывает и увещевает, обязывает и угрожает. Мнение апостола столь же ясно, сколь и красноречиво в своей краткости, как и всякое Божественное слово, требующее повиновения». Таким образом, анализ этого священного текста, столь блистательно проведенный знаменитым апологетом, показывает всю надуманность данного аргумента.
Если же мы обратимся к толкованию отцов (а 19-е правило VI Вселенского Собора запрещает понимать Писание вопреки святым), то увидим, что их согласное мнение подтверждает понимание этого священного текста, как относящегося только к тем супружеским парам, где кто-то один из супругов обратился ко Христу после брака. Приведу только одно толкование святого отца, чтобы не быть голословным. Блаж. Феофилакт Болгарский пишет в толковании на данное место: «Рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда оба еще находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверным, или только одна жена; то верной половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверною: это видно из слов апостола; ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверную, но «аще кто имать». Опять не просто предписывает жить верной половине с неверной, но только если последня пожелает того; ибо это значит «благоволит», т. е. если пожелает». Подобную мысль высказывает и блаж. Феодорит Киррский, говорящий: «выходи за верного, благочестивого, целомудренно, законно». И как уже мы видели выше, именно такое толкование высказала сама Церковь устами 72 правила VI Вселенского Собора. И кто после этого посмеет опровергать учение, высказанное столь великим авторитетом?
Но автор данной книжки не останавливается и после такой подтасовки. Герой этой брошюрки утверждает, что «в соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая супругов, состоящих в таком браке, пребывающими в блудном сожительстве» (с. 11). Что на самом деле говорят древние каноны, мы уже видели выше, а здесь стоит привести и те правила, которые действовали в Русской Церкви до революции. Вопреки мнению автора «русским подданным православного исповедания брак с нехристианами вовсе запрещается», а такое брачное сопряжение не признавалось «законным и действительным». Следовательно, дети признавались незаконнорожденными, не имели прав на наследство и титул, а сама связь признавалась прелюбодейной, и потому христианину, в нее вступившему, даже в то время полагалось 4 года отлучения от Причастия. В том же случае, когда один из иноверных супругов обращался в христианство, с того, кто остался вне Церкви, тотчас бралась подписка в том, что дети, которые родятся у них после этого, будут крещены в Православной Церкви, и иноверный не будет никаким образом приводить их к своей вере, а с его верная половина не будет лишаться единобрачного сожительства во все время ее жизни и не будет принуждать ее к возврату в прежнее заблуждение. Если неверный супруг давал такую подписку и следовал ей, то брак признавался законным, если же следовал отказ или нарушение этих обязательств, тогда брак тотчас расторгался, и новообращенный имел право на новый брак с православным. Великие догматисты XIX века, такие как митр. Макарий (Булгаков) также считали невозможным брак верного с иноверцем. Таким образом, автор данной работы является настоящим модернистом и обновленцем, отвергающим и каноны, и Писание, и отцов, и традицию нашей Церкви.
Но давайте рассмотрим и другие несуразности, приводимые в данном сочинении. Делаем мы это не только из-за большого по нашим временам тиража (15000) данного опуса, но и потому, что в сознании многих существуют подобные же искажения в понимании Священного Предания, о сути которых мы поговорим в конце нашей работы.
«Духовник» утверждает, что сложности могут быть и в браке с еретиком, но это вполне приемлемо, т.к. именно так часто было в истории. Действительно, так бывало, но каноны (Карф. 21 (30); Лаод. 10, 31) считают это недопустимым. И всегда такая практика считалась проявлением (чаще всего неоправданной) икономии. Но самым диким является мнение автора, будто брак с представителем иной религии (ислама, индуизма, буддизма) допустим, хотя и это гораздо сложнее, чем с еретиками. «Хорошо, если не встанет вопроса об отречении от Христа, – говорит «пастырь», – и супруги окажутся достаточно мудрыми для того, чтобы с уважением относится к религиозным воззрениям друг друга. Не секрет, что предмет веры зачастую становится поводом для насмешек, конфликтов и агрессии со стороны мужа или жены, исповедующих разные религии, становится причиной многих споров на тему, кто «правильнее» верит и чья вера спасительней» (с. 12). Здесь, что ни слово – то восхитительный перл отступничества! Что это получается, жена, читающая в Псалтири (Пс. 95): «вси бози язык бесове суть», начнет с уважением относится к вере своего, с позволения сказать, «мужа», кланяющегося этим самым демонам? Та, кто прославляет мучеников в храме, дома будет одобрять то, против чего мученики боролись? С «мудрым уважением» будет относится к джихаду, или поклонению деревянным и каменным идолам? Данный «батюшка», наверное, сурово осудит за «нетерпимость» и библейских пророков, и святых апостолов, и святителей, и мучеников, сжигавших капища и осуждавших мерзость поклонения лжебогам! Потрясает то, что автор закавычивает выражение «правильнее» и считает бессмысленными споры на тему, какая религия спасительнее. Получается, что для данного горе-пастыря, как и для многих наших современников, «для спасения души все святые хороши!» Никто и никогда не спасется без Христа и Его Церкви, и потому, если жена любит своего мужа (в том, конечно, случае, если брак состоялся до ее обращения), то она должна заботится о том, чтобы тот убедился в этой важнейшей истине. Конечно, из этого не следует, что дом у новообращенной (или новообращенного) должен напоминать филиал Думы и наполнятся постоянными спорами, но, с другой стороны, неверующий супруг должен знать то, что его вера вовсе не одобряется православным, а, напротив, считается заблуждением и лишь терпится «сжав зубы». Если же речь заходит о выборе между Богом и мужем, вопреки мнению «духовника», не может быть и речи о терпении (да и слова апостола (Рим. 14, 1; Рим. 15, 1) вовсе не относятся к иноверцам), а необходим развод. Как пишет свят. Феофан Затворник: «Если неверный муж не хочет жить с женою верною, а предлагает ей или возвратиться к прежнему нечестию, или оставить его, то очевидно, что должно оставить такого мужа; ибо о том, чтобы изменить вере и думать не следует, а оставаться с мужем при вере, наперекор ему, значило бы вводить намерено разлад и ссоры в семью. Итак, говорит: мира ради оставляйте таковых мужей и жен; в таком случае вы свободны от ига брачного, не подработны ему». Также говорит и Златоуст: «если неверный повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или же оставить его, то лучше оставить брак, нежели благочестие. Если неверный ежедневно оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться». И снова этот «священник» учит вопреки Отцам!
Еще более умилительной является попытка обосновать «благодатность» данного сожития. «Пастырь» говорит своей несчастной «овечке»: «Если ты решишь соединить свою судьбу с неверующим человеком, то через тебя, по твоим молитвам, богоугодным делам и добродетельными поступками сумеешь, я надеюсь, стяжать благодать на вашу семью» (с.16). Таким образом, нам предлагается принять чисто пелагианскую доктрину о том, что благодать достигается собственными усилиями человека. Но, как говорят каноны Карфагенского Собора, без помощи благодати совершенно нельзя исполнить никакие заповеди (127 пр.), и она дает нам и силу, и любовь к исполнению заповедей (126 пр.), а тот, кто отвергает это – предается анафеме. Потому все попытки заработать благодать своими силами – бессмысленны, и кто надеется на это – еретик. Бог не только Сам очищает нас от греха и показывает красоту добродетели, но и Сам Собственной силой творит вместе с нами добро. Все же попытки «заработать» благодать – это возвращение к закону и отказ от Христа (Еф. 2, 8-10; Гал.2, 21). Богом даны нам источники благодати – это святые Таинства, одно из которых – Венчание, но автор понимает, что в ее случае это невозможно, и потому ее «духовник» вынужден прибегать к самодельным источникам, о которых ничего не говорит Откровение. И исполнилось над ними слова пророка: «два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2, 13). Первый из них мы уже рассмотрели – это попытка заменить Таинство Божие человеческими делами. Тут мы немного отвлечемся в сторону, и заметим странную тенденцию автора всеми возможными способами преуменьшить значение Таинства Брака. Это и указание на то, что недопустим оккультный подход к таинству (с. 13-14), что при священнодействии недопустимо лукавство при ответе на вопрос: «любишь ли его (ее)»? (с. 16). К слову сказать, такого вопроса чинопоследование Венчания не содержит, и в этом есть глубокая причина, о которой мы скажем чуть позже. При этом священник ни словом не обмолвился о том, что в Венчании дается «благодать чистого единодушия, благословенного рождения и христианского воспитания детей» (Катехизис свят. Филарета Московского). Для него единственное, что отличает венчанный Брак от невенчанного – это лишь факт того, что Христос является его свидетелем (с. 15). О благодатных силах, даваемых в этом священнодействии упоминается только бегло в самом конце (с. 52). И это не удивительно, ибо тогда рухнула бы вся пелагианская картина замены благодати собственными усилиями, излагаемая в этом сочинении. Налицо вполне еретическая тенденция отвержение сакраментального характера этого Таинства, сближающего автора с римо-католиками, так же считающими, что совершителями Брака являются сами супруги, а иерей – лишь свидетель его каноничности.
Но, понимая, что такой подход оставлет его подопечную в состоянии неуверенности в благодатности ее союза, «духовник» выдумывает второй признак наличия благодати (или способа ее получения): «И притом, если ваш союз будет основан на целомудренной любви – то как можно говорить, что он внеблагодатен? Ибо что такое любовь, как не благословение Божие, посылаемое мужчине и женщине?» (с. 16). Итак, критерием благодатности является наличие целомудренной любви. Да, действительно свят. Иоанн Златоуст пишет: «Сам Бог сеет любовь в мужей и жен”. Но как Он это делает, и что это такое «Любовь», в этом взгляды Церкви и автора расходятся. Первая считает вместе со Златоустом, что в таинстве «умножится любовь жениха и сохранится целомудрие невесты, в дом войдут добродетели и изгнаны будут коварства дьявола, чтобы супруги соединяемые благодатью Божиею, провождали жизнь приятную», а вторая полагает, что сама по себе «целомудренная любовь» является гарантией наличия благодати. Но уже в «Православном исповедании» сказано, что взаимного «согласия недостаточно будет для вступления в истинный брак, если они сами не засвидетельствуют пред священником взаимного своего обещания». И именно потому, что в Венчании дается истинная любовь, о ней и не спрашивают перед Таинством, иначе получилось бы, что все те, кто вступил в Брак за послушание своим родителям, на самом деле были лишены возможности строить христианскую семью.
И поэтому для нас является диким утверждение, будто «апостол настаивал на том, что брачный союз (даже наполовину нехристианский), союз мужа и жены, – символ союза Христа и Церкви» (с. 18). Слова послания к Ефесянам (5, 22-32), на которые ссылается автор, очевидным образом обращены к христианам (ведь 32 стих прямо называет этот союз таинством, да и само содержание, обращенное одинаково к мужам и женам, показывает, что речь идет только о христианских семьях). Удивляет, как нехристь может любить свою жену «как Христос возлюбил Церковь? (Еф. 5, 25)» Все эти высказывания возможны лишь при неверном понимании самого понятия «любовь». Уже не приходится говорить, что тут опять отвергается уникальность таинства Венчания, в котором «благословляется супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью».
Но что же такое «целомудренная любовь», которая, по мнению автора, может заменить собою благодать Венчания? И здесь мы подходим к самой важной ошибке, свойственной как Е. Богушевой, так и очень многим православным. С ее точки зрения, любовь – это особое чувство (с. 33). Здесь мы видим влияние любовных романов и, вообще, классической литературы на наше сознание. Для Библии же и для святых отцов – это состояние воли, и потому она может быть заповедью. Так «Православное исповедание» говорит, что «любовь вмещает в себе Божественное Десятисловие», а Катехизис утверждает, что «истинная любовь естественно проявляет себя через добрые дела». Преп. Иоанн Лествичник говорит, что «любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Любовь, собственно, есть отложение всякого противного помышления, ибо любы не мыслит зла. Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями». Таким образом, для христиан очевидным является то, что истинная любовь невозможна без православной веры. Ибо, как пишет тот же преподобный, «по моему разумению, вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость». Таким образом, для нас абсурдной является мысль, будто «целомудренная любовь» может дать благодать заведомо запрещенному союзу, ибо таковой просто не будет между «супругами». Для нас представляется совершенно немыслимой сама возможность бесстрастной любви там, где любящий не верит в Бога. Все эти чувства, именуемые любовью, являются, согласно Лествичнику, т.н. «естественной любовью», свойственной, в том числе, и животным. Это состояние не является благодатным, и потому «блуд примешивается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей». На этом чувстве нельзя построить христианской семьи, и оно не приводит человека к святости.
Таким образом, рассмотрев книжку «Уж замуж», мы видим, что главная ее мысль – возможность христианину вступать в брак с неверующим, прямо противоречит учению Церкви, основанному на Божественном Откровении. Те, кто послушают автора этого сочинения и нарушат повеление Господа, совершат тяжелый грех, рискуют отпасть от Церкви. Их союз не будет законным браком, а прелюбодеянием. В данной работе мы видим также радикальную ревизию православной нравственности, скрывающуюся под красивыми словами о любви.
Но возникает вопрос: «в чем же причина такого страшного искажения веры, свойственного, как уже говорилось выше, не только данной книжке, но и сознанию многих православных?» Ответом будет слово: «миролюбие». Современные люди, даже приходя в Церковь, не желают по настоящему менять своего сознания. Они не желают по настоящему покаяться («ибо «покаяние» в библейском смысле – это перемена мыслей). Им надо одновременно быть и православными, и своими для мира сего. Очень не хочется людям совершать этот выбор, и возникает желание «освятить все». Так возникают и новые добродетели, неведомые св. отцам (такие как «терпимость к заблуждению»). И старые термины приобретают совершенно новый смысл (напр. любовь, брак). И появляются представления о том, что и нецерковные люди могут быть «хорошими, добрыми», и, потому, в общем-то и христианство им не особенно нужно. Это нечто желательное, но необязательное. Тем более, что жизненные цели тех и других бывают часто идентичны – это и поиски комфорта любой ценой, и обожествление культуры. И даже такое же отношение к деторождению. Разве не известно, что для очень многих мнимых «христианок» известие о беременности воспринимается чуть ли ни как онкологический диагноз. И это притом, что они ходят в храм и на каждой службе слышат поминовение «богоотец Иоакима и Анны», реально их главным богом будет комфорт и деньги. Так что так ли удивительно при таком сходстве мировоззрений желание стать окончательно своим для безбожников? Как часто люди говорят: «ну, нельзя же в наше время быть таким фанатиком?! (Как будто время что-то значит в жизни того, кто служит вечному Господу?) Нельзя быть «белой вороной». Это не смиренно, не по-христиански. Нельзя осуждать поступки других людей. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, и ни в чем не показывать своего превосходства. (Для этого придуман даже специальный термин «триумфализм»). Надо быть терпимее. Да и вам самим надо стараться не обижать своим поведением. Надо стараться быть как все, иначе мы оттолкнем людей от Церкви (правда, тогда непонятно, зачем вообще в Нее кого-то звать, если Она полностью должна солидаризироваться с цивилизацией?)». Тут стоит нарушить все правила политкорректности и процитировать слова ап. Иакова: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром, есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» (Иак. 4, 4–5)
А скрывается за этим отсутствие сознания своего падения и чудовищной бездны зла, захватившего мир сей. Потому и не видят такие люди нужды в спасении, совершить которое может только Создатель. Лишь тогда, когда человек почувствует на себе сильную руку Бога, он понимает, какая пропасть отделает членов Церкви от самых лучших иноверцев и безбожников. Ведь, по справедливому слову Златоуста, неверный «чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, но одного и того же отца, ни того же, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них раздельно. У одного все на земле, у другого – на небесах. У этого царь Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля. А если у нас нет с неверными ничего общего, то скажи мне, в чем же нам иметь общение с ними? Произошли и мы через те же муки рождения и произошли из одного чрева? Но и этого недостаточно для ближайшего родства. Итак, постараемся сделаться гражданами горнего града». И видит он, что истинная любовь никогда не только позволит отдать члены тела Христова на поругание неверному, но и никогда не смирится с тем, что люди живут вдали от Создателя. Никогда человек, попробовавший ее живительных струй, не успокоится, видя, что тот с кем он живет, вражует против Бога нашего. Лишь тот, кто призван Той Любовью, что движет солнце и светила, может победить окаменение чужого сердца, но первым условием этого является исполнение повеления: «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6, 17). Те, кто призван брачным, выйди от языческого жития, оставаясь в телесном союзе, если неверный не хулит веру; призван ли ты безбрачным – или будь девственником, или вступи в брак с православным христианином; упал ли ты в блудодеяние, встань, отвергни беззаконное сожитие или сделай его, через обоюдное Покаяние и Венчание, законным. И тогда сможешь стать причастным той Любви, которая ведет к Себе, и Сам милостивый Творец научит тебя и даст тебе и вечное спасение, и на Земле семью христианскую и все потребное для жизни и благочестия.