гадание на рунах или рунический оракул ральфа блума слушать
Гадание на рунах или рунический оракул ральфа блума слушать
Оракул не дает инструкций, что делать, и не предсказывает будущего. Оракул направляет внимание на те скрытые силы и мотивы, которые формируют будущее своим неощутимым присутствием внутри каждого момента настоящего.
Мартин Райнер, профессор
Эмбрион человека, развиваясь, повторяет все ступени эволюции и в каждом человеке в неявной форме заключена история жизни на Земле. Точно так же в элементах языков заключены идеи и представления, о которых мы часто не имеем понятия. «Языки сегодня, писал американский японовед Эрнест Феноллоза,— тощи и стерильны, потому что мы все меньше вдумываемся в них. Мы вынуждены, ради быстроты и точности, приписывать каждому слову как можно более узкий смысл Только ученые и поэты мучительно нащупывают нити наших этимологии и, насколько в их силах, воссоздают нашу речь из забытых фрагментов».
Футарк рунический алфавит из двадцати четырех знаков сейчас мало кому известен. Когда-то он использовался для ритуальных целей, поэзии и гадания. По преданию, раненный собственным лезвием Один девять дней висел на Мировом дереве (Yggdrasil), перенося жажду и голод, пока не заметил Руны». Перед тем, как упасть, он подхватил их.
Отданные людям, Руны стали оракулом. Каждый из двадцати четырех элементов Футарка (двадцать пятая руна чистая) имеет свое название, значение и является знаком определенного процесса или ситуации. Алфавит выступает не в своем привычном качестве, а как набор магических символов.
Роль, которую играет в нашей жизни язык, настолько велика, что это даже не замечается. Но когда-то возможность отображения окружающего мира в комбинациях символов иероглифов, букв, пиктограмм производила на людей такое впечатление, что даже несхожие между собой цивилизации выработали типичные подходы к тому, что лежит в основе любой культуры, языку и его алфавиту. Например, Каббала основа всего западного оккультизма, опираясь на Библию, учила, что слово есть основа всего сотворенного, а раз слова состоят из букв, то и каждая буква может рассматриваться как обладающая реальным могуществом активная сила, соответствующая особому проявлению Божества. Считалось, что, комбинируя буквы и соответствующие им числа, можно не только узнать будущее, но и повлиять на него.
Магический алфавит существовал даже в безалфавитной китайской культуре его роль играли восемь триграмм (или даже всего две линии прерывистая и непрерывная), образующие шестьдесят четыре гексаграммы «И Цзин», которые, как считается, описывают шестьдесят четыре абстрактных процесса, отражающих все, что может происходить во Вселенной. Интересно, что если Руны являются даром Одина, то триграммы «И Цзин» были посланы Небом императору Фу Си, очевидно, небесное происхождение языка общий для разных культур архетип.
До того, как Ральф Блум начал работать с Рунами, он никогда не видел рунического текста. Первый набор Рун попал к нему совершенно случайно, в Англии, и состоял из двадцати четырех рун Футарка, к которым была добавлена чистая Руна. Кроме того, прилагались два листка бумаги с короткими интерпретациями значения каждого знака. Никакой инструкции по пользованию ими не было, и довольно скоро Руны очутились на шкафу. Через несколько лет уже в Америке он случайно наткнулся на мешочек с Рунами. И тут ему пришла в голову мысль спросить у самих Рун, как ими следует пользоваться. С этой минуты и началась его работа над «Книгой Рун». Ральф Блум изучил всю доступную литературу, касающуюся истории Рун, их происхождения и использования. Когда относительно значения какого-нибудь знака возникали сомнения, он обращался за помощью к «И Цзин », совершенно справедливо считая, что в работе с оракулом ничто не бывает так полезно, как помощь другого оракула. Конечным результатом его усилий явилась «Книга Рун»1, содержащая описание различных методик гадания по Рунам и объяснение значения каждого символа. Интерпретации Рун, которые предлагает Ральф Блум, сами по себе являются чрезвычайно интересным текстом, в «неявном» виде содержащим целую эзотерическую систему.
«Девизом Рун, пишет он, могли бы стать те же слова, которые были вырезаны над воротами оракула в Дельфах: познай себя. Руны это учитель. Но для кого-то может оказаться более удобным приблизиться к ним в ходе игры. Оракулы это инструменты для серьезной и возвышенной игры, а ценность игр в том, что они освобождают нас от усилия при учебе, давая возможность учиться, как учатся дети».
Каждая книга определенным образом взаимодействует, «резонирует» с уже существующими идеями и литературой. В этом смысле «Книгу Рун» можно поместить где-то между «И Цзин» она способна выполнять ту же функцию и «Иллюзиями» Ричарда Баха2 она заключает в себе похожее настроение и так же покоряет своим естественным и ясным оптимизмом, вытекающим из совершенно нового угла зрения на происходящее с человеком в жизни. Это чувство новизны возникает не из-за присутствия необычных объяснений происходящего или секретных рецептов правильного поведения, а из-за того, что неожиданно узнаешь в напечатанном на книжной странице то, что уже давно знаешь где-то в глубине души сам, по-новому видишь прежде всего собственный внутренний мир. Действительно, «познай себя»
«Я готовил «Книгу Рун», пишет Ральф Блум во введении, с мыслью о Воине Духа. Свободный от беспокойства, полностью одинокий и не привязанный к результатам. Воин Духа культивирует абсолютную веру в борьбу за знание и постоянно помнит, что то, что идет в счет это иметь настоящее настоящее Я надеюсь, что Руны в своем современном использовании, помогут Воину Духа тому, кто занят битвой со своим «я» и чья цель трансформация этого «я». (В «Книге Рун» термин «я» используется для обозначения малого «я» или эго-я, а «Я» для обозначения Высшего Я, всезнающего Я или Я-свидетеля, внутреннего наблюдателя)».
Именно этот высокий уровень духовной энергии и выделяет «Книгу Рун» из потока издаваемой на Западе мантической литературы. Добавим, что за четыре года она выдержала пять переизданий.
1 The Book of Runes, Ralph Blum. London, 1984.
2 Бах Ричард. Иллюзии. См.: Наука и религия. 1989. No 1, 2, 3.
Приведем две из описываемых Ральфом Блумом гадательных техник.
РУНА ОДИНА. Это наиболее практичное и простое использование оракула. Для общей интерпретации положения вытаскивается одна руна. Фабрично изготовленные Руны представляют собой похожие на гальку керамические плитки приблизительно прямоугольной формы, размером примерно 2х3х0,5 см с вырезанным на одной из плоскостей знаком, они хранятся в небольшом мешочке, откуда и вытаскиваются при гадании. Они могут быть сделаны и из дерева.
Этот способ ближе всего по духу к древним дельфийским пророчествам. При гадании «прочитывается» суть ситуации. (Как формулирует это сам автор: «Ага! Так вот в чем тут дело.») Эта же техника позволяет узнать, что происходит с кем-то, находящимся далеко: надо на секунду сосредоточиться на этом человеке, а затем вытянуть руну.
ТРИ РУНЫ. Этот способ, который, согласно Тациту, использовался еще 2000 лет назад, вполне подходит для большинства случаев. Ясно формулируется тема гадания, а затем по отдельности вытягиваются три руны и выкладываются справа налево. (Лучше чистыми сторонами вверх.) Первая руна (правая) описывает сложившуюся ситуацию, вторая (центральная) требуемое направление действий, третья (левая) ситуацию, которая последует. То, как будут повернуты руны, скажется на результате гадания (знаки в нормальном и перевернутом положении интерпретируются по-разному) но это тоже часть мантического процесса. Другой способ интерпретации знаков при гадании по трем рунам: первая вы сейчас, вторая вызов, третья лучшее возможное разрешение ситуации. В «Книге Рун» приводится пример использования этой техники.
«Друг, который пришел ко мне погадать на Рунах после того, как его покинула жена, испытывал сильную боль, понимая, как много для него значили эти отношения и страдая от своей потери. Вопрос был таким:
«Чему меня должен научить этот разрыв?».
Вот какие руны он вытянул:
Мы проинтерпретировали их следующим образом: первая руна, Algiz, перевернутая Руна Защищенности, относилась к его чувству полной беззащитности, уязвимости. Она содержала совет помнить о том, что только правильные действия и верное поведение обеспечивают защищенность в такое время: защитой является знание. То, что произошло, должно послужить его росту и развитию. Вторая руна, Kano, Руна Раскрытия. Доверяйте происходящему, говорит эта руна. Он может теперь видеть вещи в их действительном свете, видеть, что из его прошлой жизни должно уйти. Третьим знаком был Nauthiz, Руна Ограничения и Боли. Рост будет сопровождаться страданием. Уход его жены позволит ему начать серьезную работу над собой. Следует помнить, что прогрессу должно предшествовать очищение.
Итог. Руны говорили, что, несмотря на то, что он чувствует уязвимость и раскрытость, с болью приходит необходимая для самоизменения ясность, и, развиваясь, ему следует использовать трудности и несчастья. Несмотря на перевернутую руну и сопутствующую этой ситуации боль, я чувствовал так же, как и он, что гадание было удачным и обнадеживающим».
Мантические формулы «Книги Рун» напоминают «И Цзин» не только функционально, а и тем, что их текст тоже имеет разные «слои». Но здесь присутствует не хронологическое, а смысловое расслоение: в интерпретации каждого знака есть как чисто «мантический» уровень, описывающий ситуацию и содержащий практические рекомендации, так и концептуальный: на этом уровне одинаковые формулировки могут повторяться в объяснениях разных символов, а в целом все двадцать пять фрагментов складываются в подобие эзотерической системы, привлекательность которой усиливается «неявностью» ее представления. У нас нет возможности привести интерпретации рун полностью, поэтому мы ограничимся отрывками: результат этой операции не заменит «Книги Рун», но, во всяком случае, создаст о ней некоторое представление. Итак:
1. «Я» (MANNAZ). Начальная точка это «я». Только ясность, желание измениться будут эффективны. Следует оставаться скромным это совет оракула. Независимо от того, каковы ваши заслуги, будьте уступчивым, сосредоточенным и умеренным. Старайтесь вести обычную жизнь необычным способом. Будьте удовлетворены, делая свое дело ради него самого. Никаких излишеств.
РУНА ПЕРЕВЕРНУТА. Если вы чувствуете преграду, эта руна советует вам быть честным с самим собой. Не думайте об окружающих, а спокойно загляните внутрь себя в поисках врагов своего развития. Вы увидите, что внешний «враг» не более чем отражение того, что вы до этого момента не могли или не хотели осознать как идущее изнутри. Вызов здесь сломать инерцию прошлых привычек.
2. ПАРТНЕРСТВО. ДАР (GEBO). Появление этого знака показывает, что единство, объединение или участие в какой-либо форме совсем рядом. Но действительное партнерство может существовать только между отделенными друг от друга и целостными личностями, которые не теряют своей обособленности даже в единстве и единении. Пусть между вами пляшет небесный ветер. У этого знака нет перевернутой позиции, потому что он обозначает дар свободы, от которого проистекают все остальные дары.
3. ЗНАКИ. РУНА ПОСЛАННИКА (ANSUZ). Ключевая нота здесь получение: посланий, знаков, подарков. Даже своевременное предупреждение можно рассматривать как дар. Старайтесь быть очень внимательны и чутки во время встреч, визитов, случайных столкновений, особенно с теми, кто обладает большей мудростью, чем вы. Знаку соответствует новое чувство семейного единства.
РУНА ПЕРЕВЕРНУТА. Вы можете быть озабочены тем, что кажется прерванной связью, недостатком ясности или понимания либо в вашем прошлом, либо в нынешней ситуации. Вы можете чувствовать, как что-то мешает принять предлагаемое. Чувство тщетности, зря потраченного усилия, бесплодного путешествия может вызвать в вас уныние. Но то, что происходит, своевременно в вашей ситуации. Если колодец засорен, время очистить его.
Гадание на рунах или рунический оракул ральфа блума слушать
Гадание на рунах или рунический оракул Ральфа Блума
Оракул не дает инструкций, что делать, и не предсказывает будущего. Оракул направляет внимание на те скрытые силы и мотивы, которые формируют будущее своим неощутимым присутствием внутри каждого момента настоящего.
Эмбрион человека, развиваясь, повторяет все ступени эволюции – и в каждом человеке в неявной форме заключена история жизни на Земле. Точно так же в элементах языков заключены идеи и представления, о которых мы часто не имеем понятия. «Языки сегодня, – писал американский японовед Эрнест Феноллоза, – тощи и стерильны, потому что мы все меньше вдумываемся в них. Мы вынуждены, ради быстроты и точности, приписывать каждому слову как можно более узкий смысл… Только ученые и поэты мучительно нащупывают нити наших этимологии и, насколько в их силах, воссоздают нашу речь из забытых фрагментов».
Футарк – рунический алфавит из двадцати четырех знаков – сейчас мало кому известен. Когда-то он использовался для ритуальных целей, поэзии и гадания. По преданию, раненный собственным лезвием Один девять дней висел на Мировом дереве (Yggdrasil), перенося жажду и голод, пока не заметил Руны. Перед тем, как упасть, он подхватил их.
Отданные людям, Руны стали оракулом. Каждый из двадцати четырех элементов Футарка (двадцать пятая руна – чистая) имеет свое название, значение и является знаком определенного процесса или ситуации. Алфавит выступает не в своем привычном качестве, а как набор магических символов.
Роль, которую играет в нашей жизни язык, настолько велика, что это даже не замечается. Но когда-то возможность отображения окружающего мира в комбинациях символов – иероглифов, букв, пиктограмм – производила на людей такое впечатление, что даже несхожие между собой цивилизации выработали типичные подходы к тому, что лежит в основе любой культуры, – языку и его алфавиту. Например, Каббала – основа всего западного оккультизма, опираясь на Библию, учила, что слово есть основа всего сотворенного, а раз слова состоят из букв, то и каждая буква может рассматриваться как обладающая реальным могуществом активная сила, соответствующая особому проявлению Божества. Считалось, что, комбинируя буквы и соответствующие им числа, можно не только узнать будущее, но и повлиять на него.
Магический алфавит существовал даже в безалфавитной китайской культуре – его роль играли восемь триграмм (или даже всего две линии – прерывистая и непрерывная), образующие шестьдесят четыре гексаграммы «И Цзин», которые, как считается, описывают шестьдесят четыре абстрактных процесса, отражающих все, что может происходить во Вселенной. Интересно, что если Руны являются даром Одина, то триграммы «И Цзин» были посланы Небом императору Фу Си, очевидно, небесное происхождение языка – общий для разных культур архетип.
Связанные с еврейским алфавитом Арканы Таро, а также «И Цзин» используются для гадания до сих пор, но судьба рунического оракула сложилась иначе. Последние рунические мастера жили в Исландии семнадцатого века, их знания передавались через инициацию, и прямая традиция искусства метания Рун – Рунемал – до нас не дошла. Знания о Рунах оказались «растворенными» в древних сагах, в неразгаданных надписях на каменных плитах, которые можно встретить от Гренландии до Югославии, и, конечно, в самих этих знаках.
До того, как Ральф Блум начал работать с Рунами, он никогда не видел рунического текста. Первый набор Рун попал к нему совершенно случайно, в Англии, и состоял из двадцати четырех рун Футарка, к которым была добавлена чистая Руна. Кроме того, прилагались два листка бумаги с короткими интерпретациями значения каждого знака. Никакой инструкции по пользованию ими не было, и довольно скоро Руны очутились на шкафу. Через несколько лет – уже в Америке – он случайно наткнулся на мешочек с Рунами. И тут ему пришла в голову мысль спросить у самих Рун, как ими следует пользоваться. С этой минуты и началась его работа над «Книгой Рун». Ральф Блум изучил всю доступную литературу, касающуюся истории Рун, их происхождения и использования. Когда относительно значения какого-нибудь знака возникали сомнения, он обращался за помощью к «И Цзин», совершенно справедливо считая, что в работе с оракулом ничто не бывает так полезно, как помощь другого оракула. Конечным результатом его усилий явилась «Книга Рун»[1], содержащая описание различных методик гадания по Рунам и объяснение значения каждого символа. Интерпретации Рун, которые предлагает Ральф Блум, сами по себе являются чрезвычайно интересным текстом, в «неявном» виде содержащим целую эзотерическую систему.
Гадание на рунах или рунический оракул ральфа блума слушать
18. ПОТОК. ВОДА. ТО, ЧТО ВЕДЕТ (LAGUZ). Эта руна соответствует нашей потребности без понимания и оценок погрузиться в жизнь. Она отвечает нашему стремлению к комфорту и удовлетворению эмоциональных потребностей. Успех достижим через контакт с тем, что вы знаете интуитивно, через «настройку» по своим собственным ритмам. Руна «я», находящегося в верном отношении к «Я», Laguz, обозначает то, что алхимики назвали «conjunctio», священный брак.
РУНА ПЕРЕВЕРНУТА. Предупреждение об опасности перенапряжения, чрезмерного усилия, предостережение против попыток превысить свои возможности или выйти за границы имеющих у вас сил.
19. РАЗРУШАЮЩИЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ. ЭНЕРГИЯ СТИХИЙ. ГРАД (HAGALAZ). Изменение, новшество, свобода и освобождение качества этого знака. Его появление указывает на настоятельную внутреннюю необходимость освободиться от ограничивающего отождествления с материальной реальностью и ощутить мир проторазума. Это руна стихийного разрушения, событии полностью вне вашего контроля. Ожидайте разрушения ваших планов, потому что это могущественная пробуждающая сила, хоть формы ее действия могут быть различными. Лучше всего действие этого знака описывают слова «полный разрыв».
20. СВЯЗЬ. ОБЪЕДИНЕНИЕ. ВОССОЕДИНЕНИЕ.ПУТЕШЕСТВИЕ (RAIDO). Это руна связи, гармонизации чего-то, имеющего две стороны, два элемента, руна окончательного воссоединения, которое достигается в конце путешествия, когда верхнее и нижнее становятся одним. Когда вы чисты, вы можете нейтрализовать собственное нежелание позволить верному действию пройти сквозь вас. Как всегда, путешествие направлено к самоисцелению, самоизменению и союзу. Доверяйте вашему собственному процессу вот сущность этого знака.
РУНА ПЕРЕВЕРНУТА. Перевернутый, этот знак советует вам быть особенно внимательным к личным отношениям. В это время разрывы более вероятны, чем примирения. С вашей стороны потребуется усилие. Сохраняйте юмор что бы ни случилось, вам самому решать, как ответить.
21. ВОРОТА, МЕСТО НЕДЕЯНИЯ (THURISAZ). Это руна недеяния. Поэтому нельзя приближаться к воротам и проходить сквозь них без размышления. Представьте себе, что вы стоите перед воротами на вершине горы. Вся ваша жизнь осталась сзади и внизу. Перед тем как идти вперед, остановитесь И вспомните прошлое: обучение и радости, победы и печали все, что привело вас сюда. Окиньте все это взглядом, благословите все это и отпустите. Освобождаясь от прошлого, вы восстанавливаете свою энергию. Теперь шагните за ворота.
РУНА ПЕРЕВЕРНУТА. Этот знак требует от вас размышления. Поспешные решения в это время могут вызвать сожаление, потому что вы, скорей всего, будете действовать по слабости, обманывая себя относительно своих мотивов и создавая новые проблемы, гораздо неприятнее тех, что вы пытаетесь решить.
23. ЗАСТОЙ. ТО, ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ. ЛЕД (ISA). В вашей духовной жизни зима. Вы можете обнаружить, что запутались в ситуации, смысла которой даже не в состоянии увидеть. Вы можете оказаться бессильны сделать что-нибудь, кроме как подчиниться, отступить, даже пожертвовать каким-нибудь долго вынашиваемым желанием. Будьте терпеливы, потому что это период скрытого развития, предшествующий возрождению. Достижения и успехи сейчас маловероятны. В это время не надейтесь и не полагайтесь на помощь или дружескую поддержку. В своей изоляции сохраняйте осторожность и не пытайтесь упрямо проявлять свою волю.
24. ЦЕЛОСТНОСТЬ. ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ. ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА (SOWELU). Этот знак символизирует требуемую нашей природой целостность. Он воплощает стремление к самореализации и указывает путь, которого вам следует держаться, не по каким-то скрытым причинам, а потому, что этого требует стержень вашей личности. Поиск целостности это задача Воина Духа. Но вы, в силу своей природы, уже являетесь тем, чем стараетесь стать. Вы должны осознать свою сущность свой персональный миф и придать ему форму, творчески выразить его. Обладая большим могуществом, этот знак делает жизненную силу доступной для вас и обозначает время перезарядки и восстановления вплоть до клеточного уровня. Но вы можете отступить, оказавшись перед лицом давящей ситуации, особенно если события или люди требуют, чтобы вы «потратили» свою энергию. Своевременное отступление одно из искусств Воина Духа. В то же самое время для некоторых эта руна содержит совет раскрыться, пропустить свет в ту область жизни, которая была тайной, отгороженной.
25. НЕПОЗНАВАЕМОЕ. БОГ ОДИН (Чистая Руна). Пустота это конец, пустота это начало. Здесь Непознаваемое сообщает вам, что оно пришло в движение в вашей жизни. В этой незаполненности содержится мощный потенциал. Пустая и одновременно полная содержания, она охватывает полноту бытия, все, что должно осуществиться. Благоприятствование происходящему и готовность к нему требования этой Руны. Ведь как можно установить контроль над тем, что еще не оформилось? Эта Руна часто требует акта мужества, подобного прыжку в пустоту с пустыми руками. Ее появление прямое испытание вашей веры. С одной стороны. Чистая Руна представляет кармические силы полную сумму того, что вами совершено, и границы того, чем вы являетесь и станете. С другой стороны, эта Руна учит, что даже долги старой кармы смещаются и изменяются одновременно с тем, как изменяетесь и развиваетесь вы. Ничто не предопределено: нет ничего такого, чего нельзя было бы избежать.
«Когда я был маленьким, то умел сочинять стихи, но искусством каллиграфии не владел, а мой двоюродный брат Тань-цзюй хорошо писал, но не умел сочинять стихов. И вот, когда я гадал, кисть писала удачные стихи, но почерк был небрежный, когда же гадал Тань-цзюй, иероглифы получались аккуратные, красивые, зато стихи были поверхностные и претенциозные То есть можно сказать, что сами духи не одухотворены, их одухотворяют люди. Тысячелистник, щит черепахи, сухая трава, кости хотя по ним и можно узнать, что тебе предопределено, беда или счастье, чудотворными они становятся лишь с помощью человека».
Эти слова Цзи Юня, китайского ученого XVIII века, на редкость точно передают суть научного взгляда на мантику. Практически та же мысль, только выраженная в более современной манере, изложена в предисловии к составленной Ральфом Блумом «Книге Рун». Автор предисловия, профессор Мартин Райнер, пишет: «Каким образом случайный выбор меченных камней может сказать нам что-то насчет нас самих? Может быть, относящиеся к рунам интерпретации настолько захватывающи, что каждая из них содержит хоть что-то, что можно соотнести хотя бы с чем-то из происходящего в рамках осознанного каждый день, в любое время, с кем угодно. Это простейшая возможность, которую можно принять со строго научной точки зрения».
Кто же говорит с нами, когда мы пользуемся оракулом? Кто является этим учителем, способным с такой легкостью и точностью объяснить нам наши проблемы? И как объяснить ту удивительную простоту, с которой сознание находит применение даже самой туманной из гадательных формул? Вот эпиграф к одной из главок «Книги Рун» (он взят из книги, называющейся «Курс Чудес»).
«Все мы являемся учителями, и то, чему мы учим, это то, чему нам надо научиться, поэтому мы учим этому снова и снова, пока не научимся сами»,
Или, как пишет в другом курсе чудес Ричард Бах:
«Когда ты учишься ты лишь открываешь для себя то, что ты давно уже знаешь »