что нельзя делать если читаешь намаз
Нежелательные действия при совершении намаза
При совершении намаза порицается (караха):
1. стоять, опираясь на одну ногу, или ставить одну ногу впереди другой;
2. для мужчин – в положении «стоя» ставить ноги вместе и держать руки прижатыми к телу, а для женщин – наоборот. Также нежелательно расставлять ноги слишком широко;
3. в положении «стоя» складывать руки на животе ниже пупка или слишком высоко на груди;
4. без необходимости закрывать рот рукой (при зевоте можно);
5. при поясном поклоне сильно склонять голову;
6. вытирать со лба пыль или убирать камешки на месте земного поклона;
7. смотреть по сторонам или на небо;
8. ощупывать что-либо пальцами, например, одежду, убирать или поправлять волосы рукой;
9. совершать намаз при наличии желания сходить в туалет или выпустить газы;
10. совершать намаз (если не опаздываете) сильно голодным при наличии пищи;
11. оставление чтения суры после «Аль-Фатихи», а также первого «Ташаhhуда», молитвы «Кунут» и славословий (тасбих) в поясном и земном поклонах;
12. читать громко молитвы, читаемые про себя, и наоборот;
13. совершать намаз в бане, на базаре, на кладбище, в месте, где существует опасность обвала, в церкви, в местах сбора скотины, там, где ходят люди (на дороге), а также находясь в состоянии дремоты;
14. совершать намаз, взирая на вещи, нарушающие внутреннее сосредоточение, например, на рисунки, узоры;
15. закрывать глаза без необходимости (это допускается, если, например, помогает сосредоточиться или защитить глаза от пыли);
16. засучивать рукава при совершении намаза;
17. вне мечети – плевать вперед или в правую сторону, а внутри мечети вообще запрещено плевать. При необходимости можно плюнуть в носовой платок или в край своей одежды (обычно на внутреннюю сторону одежды);
18. нежелательно читать суры в третьем и четвертом ракаатах после «Аль-Фатихи» (кроме тех, кто совершает намаз, следуя за имамом);
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что нельзя делать если читаешь намаз
(Источник фото: google.com)
Совершение предписанной молитвы является обязанностью каждого совершеннолетнего и разумного человека. У молитвы, будь то предписанной или желательной, есть свои условия (шарт) и столпы (рукн). Условия должны быть выполнены до начала молитвы, а столпы – это обязательные действия во время молитвы.
Есть определенные поступки, касающиеся этих условий и столпов, которые делают молитву недействительной. Подробно о каждом из них мы поговорим ниже.
1. Разговор во время намаза.
К этому относятся слова, произнесенные преднамеренно или непреднамеренно, по забывчивости или вследствие испуга.
Зейд ибн Аркам (р.а.) сказал: «Раньше мы разговаривали друг с другом во время намаза. Когда же был ниспослан аят:
«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакара, 238),
нам было велено молчать во время молитвы» (аль-Бухари).
Другой сподвижник Джабир ибн Абдуллах (р.а.), рассказал: «Однажды пророк (с.а.с.) отправил меня с одним поручением. Когда я пришел к нему, выполнив его просьбу, то обнаружил его верхом на лошади, совершающим молитву. Я поздоровался с ним, но он не ответил мне. Закончив намаз, он сказал: «Ответить на твое приветствие мне помешала лишь молитва».
2. Еда и питье.
Употребление еды или воды даже в малом количестве портит молитву. Однако проглатывание незначительного количества пищи, что застряло в зубах, не делает молитву недействительной. Если же этой пищи достаточно, чтобы ее жевать, то намаз испортится.
3. Многочисленные движения.
Как определить, многочисленны движения или нет? Есть мнение в ханафитском мазхабе, согласно которому многочисленными движениями (аль-амаль аль-касир) считаются три действия, не имеющих отношения к молитве. Однако согласно самому сильному мнению в мазхабе, намаз портится в том случае, если человеку, который смотрит на молящегося со стороны, кажется, что тот не молится. Если же он не может точно сказать, молится тот или нет, то намаз не портится.
К примеру, к многочисленным действиям, делающим недействительной молитву, можно отнести следующие поступки.
• Если молящийся поднимет с земли камень и бросит его в какое-нибудь животное.
• Если он совершит подряд три шага.
• Если он пожмет кому-нибудь руку в знак приветствия.
4. Отклонение от киблы.
Обращение во время намаза к кибле является обязательным условием, нарушение которого портит молитву. Если человек без уважительной причины отклонится грудью от направления киблы, то его молитва становится недействительной. Однако при острой необходимости человеку дозволено отклониться от киблы в другую сторону. К этому также можно отнести тот случай, когда человека толкнули, и он вследствие этого отвернулся от киблы.
5. Раскрытие аурата.
Если у человека непреднамеренно обнажается четверть той части тела, которую он должен закрывать, и остается обнаженной в течение определенного времени (ряд имамов считали, что в течение одного ракаата), то намаз становится недействительным. У мужчин ауратом считается область тела от пупка до колен включительно. У женщин все тело, кроме лица, кистей рук и стоп. И вот, если у женщины, допустим, ветром сорвет платок, в результате чего полностью обнажится ее голова, то ей надо будет сразу же закрыть голову, и намаз не испортится. Если же она простоит так с открытой головой в течение определенно времени, то намаз испортится.
В том случае, когда человек обнажает аурат преднамеренно, его молитва сразу становится недействительной.
6. Нарушение малого омовения.
К этому относится все, что портит омовение. К примеру, если человека стошнило или у него пошла кровь носом, то омовение его портится, как и молитва. В таком случае ему следует взять омовение и продолжить молитву оттуда, где он ее прервал. Однако лучше, чтобы он начал совершение молитвы с самого начала.
7. Громкий смех.
Абу Муса аль-Аш’ари (р.а.) рассказал: «Однажды пророк (мир ему) вместе со своими сподвижниками совершал намаз. В это время в мечеть вошел слепой человек и случайно упал в яму, что была в мечети. Многие засмеялись, а пророк, закончив молитву, сказал: «Те из вас, кто засмеялся, пусть совершат омовение и перечитают намаз».
Опираясь на этот и другие подобные риваяты, ученые ханафитского мазхаба заключили, что смех во время молитвы делает омовение и молитву недействительными. Причем в остальных трех мазхабах смех нарушает лишь молитву, но не омовение. Смех нарушает молитву, если молящийся слышит его. Если же он просто улыбается, то молитва из-за этого не портится.
8. Потеря сознания или рассудка.
9. Изменение намерения во время молитвы.
Если человек во время намаза сделает намерение на совершение другой молитвы и произнесет такбир для этого, то прежняя его молитва будет недействительной. Допустим, человек совершает обеденную молитву. После первого ракаата он решает совершить другую молитву, например, желательную, после чего поднимает руки для такбира-ихрама и начинает совершать новую молитву. Обеденный намаз его считается недействительным.
10. Оставление одного из столпов намаза.
У намаза существуют фарз действия (столпы) и ваджиб действия. Если человек пропустит один из ваджибов, то ему в конце молитвы следует совершить искупительные два земных поклона (саджда ас-сахв), и молитва его будет считаться действительной.
В том случае, если человек пропустит один из фарзов, например, не совершит поясной поклон или ничего не прочтет из Корана во время стояния (киям), то совершение искупительных земных поклонов положение уже не спасет. Ему нужно будет совершить намаз с самого начала.
11. Совершение одного из столпов раньше имама.
Когда мусульмане совершают коллективные молитвы за имамом, им следует повторять все, что делает имам, и не делать ничего раньше него. Если человек преднамеренно или непреднамеренно совершит один из фарзов раньше имама, то его молитва становится недействительной.
12. Совершение намаза в одном ряду с женщинами.
Согласно ученым исламского права, мужчины совершают молитву в плотных рядах за имамом. Если совершающих намаз двое, то один из них становится имамом, а другой становится справа от него. Если же их больше двух, то они становятся в один ряд позади него.
Когда коллективную молитву совершают женщины и дети, детей нужно ставить в ряд позади мужчин, а женщины становятся за детьми. Если же мужчины совершают молитву в одном ряду без какого-либо препятствия (занавески, стены) с женщинами, то молитва мужчин недействительна.
13. Обнаружение воды.
Человек, который не может найти воду для совершения омовения, делает таяммум (ритуальное очищение землей). Если человек, совершающий молитву с таяммумом, увидит перед собой воду или вспомнит о том, что у него, например, в сумке была бутылка воды, то его таяммум и намаз становятся недействительными.
14. Преднамеренный выход посредством приветствия (саляма).
Если человек по забывчивости даст салям после первого ташаххуда, ошибочно посчитав, что совершил четыре или три ракаата, а затем осознает свою ошибку, то ему следует завершить молитву и совершить два земных поклона «ас-сахв».
Если же человек произнесет слова приветствия намеренно, то его молитва становится недействительной.
15. Факторы, независящие от человека.
К этому можно отнести выход времени молитвы. Если взойдет солнце, когда человек совершает утреннюю молитву, его молитва становится недействительной. То же самое и в закатной молитве. Исключением является обеденный намаз (зухр). Если наступит время аср намаза, а человек в это время совершает обеденный намаз, то его молитва не будет считаться недействительной.
К подобным факторам также можно отнести окончание времени масха (протирания) кожаных носков. Допустим, человек совершает молитву, и во время нее он вспоминает, что время действия масха для кожаных носков завершилось. В данном случае его молитва нарушается.
Действия, нарушающие молитву
Совершение намаза – одна из важнейших обязанностей мусульман. За его выполнение человеку полагается большая награда, а за оставление без уважительной причины записывается тяжкий грех.
Поэтому верующие должны стремиться совершать молитву наилучшим образом, избегая действий, которые могут её нарушить.
1. Испорченное омовение. Одним из необходимых условий намаза является наличие малого омовения (вуду, тахарат). Соответственно, его нарушение во время молитвы автоматически делает акт поклонения недействительным. Поэтому если портится тахарат, верующему необходимо обновить вуду и заново перечитать намаз. Если же человек по состоянию здоровья не может себя сдерживать, и у него регулярно происходят выделения, портящие омовение, то в таком случае его намаз не нарушается.
2. Открытие аурата. В случае, когда у молящегося во время намаза оголяется какая-либо из частей тела, хотя бы на одну четвёртую часть, которая относится к аурату, то желательно прикрыть обнажённое место и совершить намаз заново.
3. Невыполнение какого-либо из движений, относящихся к категории обязательных (фард). К таковым относятся: такбир в начале намаза, стояние, т.е. киям (если человек не в состоянии стоять, то вместо стояния – сидение), чтение Священного Корана во время стояния, поясной поклон, два земных поклона, сидение в заключительном ракаате.
4. Попадание нечистот (наджаса) на тело, одежду или место совершения молитвы (например, на намазлык).
5. Посторонняя речь (хотя бы слово или слог, которые несут в себе некий смысл). Во время коллективного намаза мусульманину дозволено поправить имама в случае совершения им ошибки или если тот остановился на середине суры по забывчивости. Если же верующий во время намаза издаёт посторонние звуки по причине болезни или мучительной боли, то его молитва не нарушается.
6. Ответ на приветствие. Если человек поприветствовал другого, который совершает молитву, и тот ему ответил, то молитва нарушается.
7. Слишком громкий плач из-за мирского. В случаях, когда мусульманин плачет из-за чтения сур Коран (в которых, например, может говориться о мучениях в Адском пламени или ещё о чём-либо, что вызывает слёзы), молитва остаётся действительной.
8. Слишком громкий смех.
9. Приём пищи. Если верующий что-то съел во время молитвы, то это нарушает намаз. При проглатывании чего-либо, застрявшего в зубах, намаз остаётся действительным, если размер этой пищи был с горошинку или больше. Молитву портит также питьё воды (если человек, к примеру, молится под дождём и глотает эти капли).
10. Намеренное искажение смысла аятов Корана.
11. Сон, потеря сознания, потеря рассудка по причине алкогольного опьянения или иным причинам.
12. Троекратное совершение какого-либо одного действия в течение конкретного движения в молитве (протирание лица, почёсывание, проделывание трёх шагов и т.д.).
13. Многократное совершение посторонних действий, которые могут вызвать сомнения у других людей относительно выполнения намаза.
14. Если человек брал омовение в кожаных носках и начал совершать в них намаз, но во время молитвы они слетели.
15. Если у человека есть сочащая рана на теле, которая была замотана бинтом, и эта повязка спала в процессе чтения намаза.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламу 1алайкум брат, нарушает ли намаз если дышать и делать вдох и выдох, иногда такое у меня бывает при чтении аятов делаю вдох и выдох и там звуки получаются дыхания-это нарушает намаз? Я шафиит.
Что нарушает намаз?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Намаз – один из столпов религии, требующий от нас трепетного отношения к соблюдению всех его предписаний: условия; обязательные составляющие; желательные и нежелательные действия; факторы, нарушающие намаз. На последнем из них хотелось бы заострить внимание в этой статье, а именно на факторах, нарушающих намаз. Мы детально разберём каждый из них, взяв за основу книгу Абу Бакра ад-Димьяти «Ианату т-Талибин» и книгу «Хашият ат-Тармаси» Мухаммада Махфуз ат-Тармаси (да смилуется над ними Аллах). К таким факторам относятся следующие:
1. намерение нарушить намаз;
Если человек вознамерился нарушить свой намаз либо немедленно, либо по прошествии временного промежутка, либо в связи с происшествием какого-либо события, даже обычно невозможного, то намаз нарушается в тот же миг, в противоположность случаю связывания нарушения своего намаза происшествием чего-либо, невозможного в принципе, согласно разуму, например, при объединении двух несовместимых действий или факторов – намаз в таком случае не нарушается. Однако, если человек вознамерился лишь совершить действие, нарушающее намаз, не имея намерения именно нарушить его, то намерение само по себе не нарушает намаз, если действие не было совершено. Также намаз нарушается, если человек колеблется, нарушить свой намаз или нет. Примеры:
– человек совершает намаз и решает выйти из него в этот же миг – намаз нарушается, даже если он не совершил каких-либо действий;
– человек совершает намаз и решает прервать его после совершения земного поклона (суджуд) – намаз нарушается, даже если он всё ещё читает суру Аль-Фатиха;
– человек совершает намаз и решает прервать его, если кто-то зайдёт в помещение – намаз нарушается, даже если никто в помещение не зашёл;
– человек совершает намаз и решает нарушить его, если некий человек взлетит – намаз нарушается, так как подобное согласно разуму возможно, даже если обычно не происходит в жизни;
– человек совершает намаз и решает нарушить его, если нечто окрасится одновременно и в чёрный, и в белый цвет – намаз не нарушается, так как, согласно разуму, подобное невозможно;
– человек совершает намаз и решает совершить два поясных поклона (руку’) вместо одного – в этом случае намаз не нарушается, пока он не совершит лишний поясной поклон;
– человек совершает намаз и начинает колебаться: нарушить ему свой намаз или нет – в этом случае намаз нарушается. Исключением являются колебания, вызванные васвасом, из-за которых намаз не нарушается.
2. совершение лишних действий;
– намеренным совершением одного или более физического рукна в неположенное для него месте;
– намеренным совершением одного (или более) чрезмерно размашистого лишнего действия, например, прыжка;
– совершение трёх и более значительных лишних движений подряд, пусть и по забывчивости.
К значительным движениям относятся движения крупными частями тела – руками или ногами. К таким движениям относятся шаги, поворот головы, движения кистью, руками и т. д.
В общем, нарушение намаза совершением большого количества лишних значительных действий происходит при соблюдении шести следующих условиях одновременно:
1. действий много (три или более);
2. человек убежден в совершении этих действий;
3. эти действия не имеют отношения к намазу;
4. человек знает о запрете совершения лишних движений в намазе. Если совершающий действия – из числа тех, кто не знает о запрете по уважительной причине, например, он проживает вдали от учёных или недавно принял Ислам, то это условие не засчитывается;
5. действия совершены подряд;
6. данный намаз не был намазом, совершаемым при повышенной опасности, по причине которой человек вынужден совершать лишние действия, или желательным намазом, совершаемым путником, при совершении которого определённые лишние действия не нарушают намаз.
Выражение «значительные действия» исключает незначительные действия, совершённые маленькими частями тела, к ним относится: шевеление пальцами, при котором кисть остаётся неподвижной; шевеление губами; моргание; шевеление языком во рту и т. д., то есть действия частями тела, при которых их основания остаются неподвижными. Все эти действия не нарушают намаз, даже при совершении их подряд в большом количестве, однако лучше не совершать их.
Если относительно действия есть сомнения, значительное оно или незначительное, то, согласно правилу «основа в намазе – его действительность», считается, что действие незначительное и намаз не нарушается троекратным совершением этого действия.
Вынужденное совершение лишних действий не нарушает намаз, например, при лишних движениях из-за нестерпимой чесотки или болезни, от которой трясутся конечности, при условии, что невозможно поймать промежуток времени, когда можно было бы совершить намаз, избежав этих действий. Если, к примеру, приступ чесотки обычно заканчивается и после него остаётся достаточно времени для совершения намаза, то необходимо дождаться окончания приступа и совершить намаз после него.
Под выражением «лишние движения подряд» подразумевается тот промежуток между действиями, при котором, согласно общепринятым нормам, эти действия считают совершёнными подряд, то есть нет какого-то конкретного установленного промежутка времени. Мнение о том, что слово «подряд» подразумевает промежуток длительностью в один ракаат, считается слабым мнением.
– человек после чтения суры Аль-Фатиха намеренно совершил земной поклон – намаз нарушается;
– человек после чтения суры Аль-Фатиха случайно совершил земной поклон – намаз не нарушается, при условии, что он сразу вернулся в стоячее положение и продолжил намаз как положено, однако в таком случае перед саламом желательно совершить два земных поклона из-за забывчивости (суджуд сахви);
– человек, совершая намаз в джамаате, увидел в переднем ряду свободное место и занял его: совершил один шаг, поставив ногу в ряд, а за ней – второй, поставив вторую ногу рядом с первой – намаз не нарушается;
– у человека во время совершения намаза зачесалось бедро, и он почесал его, совершив при этом три или более движений кистью – намаз нарушается, если же он протянет руку к бедру, зафиксирует её, почешет бедро пальцами, не шевеля кистью, затем вернет кисть на место, то намаз не нарушается, так как было совершено всего два значительных движения;
– человек совершил движение рукой и вслед за этим сделал шаг, а по прошествии длительного промежутка времени повернул голову – намаз не нарушается, так как все три действия не были совершены подряд.
3. произнесение лишних букв;
Намаз нарушается при умышленном произнесении двух букв, не относящихся к Корану, поминанию Аллаха или мольбам (дуа), подряд, даже под принуждением, независимо от того имеют они какой-то смысл или нет. Также намаз нарушается при произнесении одной буквы, имеющей смысл. Намаз нарушается, даже если буквы были произнесены ради правильного совершения намаза имамом, например, во время совершения коллективного намаза имам сел там, где не предписано сидеть, и маъмум (следующий за имамом) говорит ему: «Встань!» – намаз нарушается.
Если две буквы были произнесены при откашливании, смехе, плаче, стоне, кашле или чихании, то намаз также нарушается. Однако, если во время совершения намаза человека подавил приступ кашля или чихания, остановить которые он не в силах, то намаз не нарушается, если в процессе будут произнесены лишние буквы.
Если во время совершения намаза не получается без откашливания прочесть обязательные его элементы – суру Аль-Фатиха, ташаххуд (ат-тахият) и т. д. – то произнесение букв из-за такого откашливания прощается. Что касается чтения желательных элементов намаза либо громкого чтения суры Аль-Фатиха имамом, то произнесение лишних букв из-за откашливания для этого не прощается.
4. произнесение лишних слов;
Намаз нарушается при произнесении семи и более слов, не относящихся к поминанию Аллаха, чтению Корана, мольбе и т. д., даже если произнести их случайно. Что касается поминания Аллаха, чтения Корана, мольбы и т. д. в неположенном для них месте, то намаз от этого не нарушается. Если имам во время намаза ошибся в аятах или в действиях, и маъмум произнёс поминание Аллаха с намерением лишь сделать напоминание имаму, то намаз маъмума нарушается, а если он имел намерение и помянуть Аллаха, и сделать напоминание имаму, то намаз не нарушается.
– человек услышал, как некто стучится в дверь, и непроизвольно сказал: «Входите, дверь открыта!» – намаз не нарушается, так как слова были произнесены по забывчивости;
– человек в аналогичной ситуации, совершая намаз, произнёс более шести слов – намаз нарушается, даже если они были сказаны неумышленно;
– маъмум заметил, что имам встаёт на пятый ракаат или ошибся в аятах Корана, и произнёс «субханаЛлах!» или громко прочёл аяты с намерением и произнести поминание Аллаха, и сделать напоминание имаму – намаз не нарушается;
– маъмум в аналогичной ситуации произнёс эти слова с намерением лишь сделать напоминание имаму – намаз нарушается.
5. совершение того, что нарушает пост.
Намаз нарушается из-за всего того, из-за чего нарушается пост, с одним уточнением: случайное проглатывание чего-либо в большом количестве нарушает намаз, несмотря на то, что пост от этого не нарушается, по причине того, что в намазе такое может произойти крайне редко, в отличие от поста. Если намеренно проглотить даже нечто малое по общепринятым нормам, то намаз нарушается.
Если проглотить мокроту, достигшую ротовой полости выше середины гортани (место образования звука ح), имея возможность её сплюнуть, то намаз нарушается. Если мокрота не достигла этого места и была проглочена, то намаз не нарушается. Если мокрота попала в ротовую полость и человек, будучи не в силах её выплюнуть, проглотит её, то намаз не нарушается – так же, как в случае с едой, застрявшей между зубами.
Просим Аллаха дать нам силы и возможность соблюдать Его предписания должным образом!
Чистота тела, одежды и места совершения намаза
Для совершения намаза тело, одежда и место совершения намаза должны быть чистыми. Не должно быть грязи, нечистот, зловония ни на теле, ни на одежде, ни на месте совершения намаза. Перед каждым намазом необходимо удостовериться, что указанные места чисты от наджаса, ибо наличие нечистот (наджасы) делает намаз недействительным.
Одним из благ, дарованных Аллахом Своим рабам, является одежда, которой они укрывают своё тело. К одежде относятся все вещи, которые надел на себя человек и укрыл своё тело. Перед совершением намаза, а также, перед тем как зайти в мечеть, необходимо закрывать тело одеждой, и желательно, чтоб это была лучшая одежда. Во время намаза вся одежда должна быть чистой, без наджаса. Нельзя, например, молиться, если в кармане, даже в закупоренных бутылочках, коробочках и т.д., содержится наджаса (в виде крови, мочи, алкоголь или запачканного наджасой платка и т.п.).
Что касается места совершения намаза, то важно, чтобы тот участок, с чем соприкасается молящийся (семь точек: куда прикладывается в молитве лоб, руки, колени, ноги), было чистым. Не будет нарушенной молитва и тогда, когда мусульманин исполняет молитву с ребёнком или каким-либо чистым домашним животным (напр. на руках, на спине или плечах). Но только в том случае, если ребёнок или животное не испачкался мочой или экскрементами. Если даже рядом будет наджаса, намаз не портится.
На месте совершения намаза желательно использовать благовония и убрать те вещи, которые отвлекают и мешают сосредоточиться человеку во время намаза. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Ангелы благословляют и молятся за человека, пока тот находится на месте совершения молитвы, и говорят: «О Аллах! Благослови его! О Аллах! Смилуйся над ним! О Аллах! Прости его!» – до тех пор, пока у него не испортится омовение или пока он не покинет это место».
‘Ата аль-Хурасани сказал: «Любое место, на котором раб совершает земной поклон перед Аллахом, будет в день Воскрешения свидетельствовать за него, и будет оплакивать его, когда он умрёт».
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если на каком-то месте поминают Всевышнего Аллаха, молясь или совершая зикр, то это место начинает гордиться этим перед другими местами, и все земли радуются поминанию Аллаха, Всемогущий Он и Великий. И земля приукрашивается для раба, который становится на неё для молитвы».
«Любой клочок земли, где останавливаются люди, после этого начинает либо благословлять их, либо проклинать».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.