чем помешал юшка веселому прохожему

Урок-размышление по рассказу А.Платонова «Юшка» «Без доброты и сострадания нет человека…»

Разделы: Литература

Образовательные: восстановить и углубить сведения о биографии писателя;
вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;
продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.

Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книг-произведений Платонова, презентация.

Любовь одного человека может
вызвать к жизни талант в другом
человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…
А. Платонов

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа “Юшка”, который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те философские проблемы, которые ставит в своем произведении автор.

И начнем мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

– В каких строчках поэт выразил свое мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)

Вот так много лет назад родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) Его имя нам немного знакомо по рассказам “Никита”, “В прекрасном и яростном мире…”, “Корова”, “Цветок на земле”. Платоновым переработаны народные сказки, например “Волшебное кольцо”, “Финист – Ясный Сокол” и др.

Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом.

Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелегкой.

2. Сообщение ученика о Платонове.
Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный в 1920 году от имени отца. Настоящая же его фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малых лет знал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до десяти человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок в семье. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность, становится кормильцем, возложив на себя заботу о семье. “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона”, он любил еще “паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу”. Работал Платонов “во многих местах, у многих хозяев”. Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Эти “университеты” и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на фронте в качестве военного корреспондента. В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен в Москве.

Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. И только после смерти пришло признание. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: “Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.

Читать произведения Платонова непросто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

II. Работа с текстом.

– А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова “Юшка”, который вы прочитали дома.
Ребята, скажите, кто является главным героем рассказа? Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

Автор дает подробный литературный портрет Юшки.

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.

– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).

Выразит. чтение описания природы.

– Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?

(Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”.)

– А куда каждое лето уходит Юшка?

Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.

Принято считать, что такие люди, слабые, тихие, незаметные, кроткие, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.

– Почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?

Класс делится на группы; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определенном эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами. (Вопросы групповой работы см. в Презентации.)

1. Встреча Юшки с детьми (ученики приводят цитаты и комментарии).

– Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)

Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)

– Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

2. Встреча Юшки с взрослыми.
– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

(Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.

3. Юшка и девочка Даша.

– Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит?
– Как вы относитесь к словам Даши: “Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету”?
– Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое”. Как вы понимаете это выражение? (Мнения ребят.)

“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

– А как вы понимаете слово сострадание?

“Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека”

Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…

4. Юшка и веселый прохожий.

– Чем помешал Юшка веселому прохожему?

(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Почему именно осерчал? (Слово лучше соответствует его образу.)

– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.) Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…

– Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?

III. Работа с иллюстрацией.

Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. Какой эпизод изображен на ней?

Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. “Однако без Юшки жить стало хуже”. Почему?

– Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

– Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, – Ефим Дмитриевич.
Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? (Сообщение подготовленного ученика.)

Юшка это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.

– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям.)
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.
Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

(Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.)

Какие чувства вызывает у вас рассказ?

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Чему учит нас А. Платонов?

А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.

IV. Работа с высказываниями известных людей.

– Прочитайте предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме. Докажите.

Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький

“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия

Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие…

V. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на одну из тем:

Источник

Чем помешал юшка веселому прохожему

чем помешал юшка веселому прохожему. Смотреть фото чем помешал юшка веселому прохожему. Смотреть картинку чем помешал юшка веселому прохожему. Картинка про чем помешал юшка веселому прохожему. Фото чем помешал юшка веселому прохожему

Тема урока: «Внутренняя красота человека. Сострадание и уважение к человеку».

Задачи урока. Мы с вами сегодня ______________________________________________________________

Читая рассказ, вспоминаешь высказывание Ф.М.Достоевского «Человек есть тайна». За видимой «нагой простотой» главного героя Юшки, за такой его понятностью для всех, с кем он рядом живёт, скрывается настоящая его сущность, непохожесть на других, наделённых «слепым сердцем».

Вот мы и попытаемся выяснить, в чём же проявляется его «величие»?

1.Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живёт рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нём? Что думают?

(Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что о нём знают.)

2. Что не знают о нём люди? Каким никогда не видели?

(В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари». Приводятся цитаты из текста.

Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)

Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?

Задание 2. Работаем в группах:

1 группа. Встреча Юшки с детьми.

Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них? Подберите цитаты для подтверждения своих ответов.

2 группа. Встреча Юшки со взрослыми. Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? Подберите цитаты для подтверждения своих ответов.

3 группа. Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни? Подберите цитаты для подтверждения своих ответов.

(Кто в этой жизни «годный», а кто «негодный» на существование, не этому весёлому прохожему решать, который покушается на саму жизнь. Следует цитата из текста.).

Используя данную иллюстрацию, ответьте на следующие вопросы:

чем помешал юшка веселому прохожему. Смотреть фото чем помешал юшка веселому прохожему. Смотреть картинку чем помешал юшка веселому прохожему. Картинка про чем помешал юшка веселому прохожему. Фото чем помешал юшка веселому прохожему

Когда узнали имя Юшки (Ефим Дмитриевич)? Стало ли лучше жить людям без него?

Какие чувства вызывает у вас рассказ?

Выяснить сходство и различие в значениях.

Составить словарь с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека:

Как вы думаете, в чём смысл жизни Юшки?

Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком?

Источник

А. П. Платонов. «Юшка». Пересказ с цитатами из текста.

чем помешал юшка веселому прохожему. Смотреть фото чем помешал юшка веселому прохожему. Смотреть картинку чем помешал юшка веселому прохожему. Картинка про чем помешал юшка веселому прохожему. Фото чем помешал юшка веселому прохожему

А. П. Платонов.

«Юшка».

Рассказ начинается с описания героя – Юшки (так все звали Ефима, помощника кузнеца).

Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка выполнял тяжёлую работу на кузнице: «…носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу…»

Жил Юшка у хозяина кузницы, который за работу его кормил и давал немного денег. Но Юшка их не тратил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же без смены».

Когда Юшка шёл по улице, дети смеялись над ним и даже «поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали» в него». Но Юшка не обижался на них, а продолжал тихо идти. Даже дети удивлялись тому, что Юшка не ругал их, иногда подбегали к нему, трогали за рукав, проверяя, живой ли он. Потом снова продолжали кидать в Юшку камешки и даже останавливали его, не давая пройти.

Юшка спокойно говорил: «Вы, должно быть, любите меня. Отчего я вам всем нужен. Обождите, не надо меня трогать …» И говорил он спокойно, даже называл детей «миленькие».

Почему же Юiка не ругал мальчишек?

«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Взрослые тоже иногда обижали Юшку, особенно если он попадался на их пути в то время, когда «бывало злое горе или обида, или они были пьяными». Люди с яростью говорили ему: «Да что ты такой блажн о й, непохожий ходишь тут?» Юшка в ответ только молчал. Тогда во всех своих бедах люди начинали винить именно Юшку и избивали его. Иногда ему помогала встать хозяйская дочь, говоря: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?» Этот вопрос всегда удивлял героя, ведь он же родился, чтобы жить. Кроме того, он был уверен, что его любят: «Меня, Даша, народ любит!»

Каждое лето Юшка уходил на месяц в дальнюю деревню. Никто не знал, кто там у него живёт. Юшка любил это время, так как наслаждался природой, волей, свежим воздухом, уйдя из душного города. Да и болел он давно чахоткой.

«В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки».

На природе «Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.» На душе у него становилось легко.

Только сейчас читатели узнают о возрасте героя: «Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим».

Через месяц Юшка возвращался. Всё продолжалось по-прежнему.

Но болезнь сделала своё дело, и однажды Юшка уже не мог пойти в свою деревню. Прохожий, видя. Как Юшка еле идёт из кузницы домой, посмеялся над ним, сказав: «Хоть бы ты помер». Это оскорбила Юшку и впервые он ответил: «… я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты». Это разозлило прохожего: как смеет Юшка себя с ним равнять? И он толкнул больного, беззащитного Юшку. Тот упал и больше уже не смог подняться.

Проходящий мимо столяр увидел Юшку, понял, что тот помер, и попросил прощения за всех: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья. »

После смерти Юшки о нём быстро забыли. Но жить стало ещё хуже: не на ком было срывать злость. «…вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними». Ведь не было уже Юшки, «безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».

Однажды осенью в дом кузнеца пришла девушка, спросила Ефима Дмитриевича – так никогда никто Юшку не звал. Оказывается, это была сирота, которой помогал Юшка: устроил в одну семью в Москве, оплачивал её учёбу в пансионате, а затем в университете, который она закончила. Раз в год Юшка проведывал её, а в этом году не пришёл, девушка волновалась.

Кузнец привёл девушку на могилу Юшки, она горько плакала, ведь это был человек, «кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его».

Девушка «окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…».

Девушка осталась работать в городе, лечить тех, кто болел чахоткой. Она «ни с кого не брала платы за свой труд».

Прошло время, девушка уже состарилась. Но она продолжает лечить больных. «Ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Пересказала Мельникова Вера Александровна.

Источник

Урок-исследование по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Разделы: Литература

Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, презентации учащихся.

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и целей урока

– Давайте вспомним немного урок географии.
– Какой предмет обязательно присутствует на этом уроке? (Карта)
– Что на нее нанесено?
– А теперь представьте, что мы составляем литературную карту. Подумайте, что мы нанесем на литературную карту? (Имена писателей, поэтов). (Приложение 1. Слайд 1)
– Чьи имена мы нанесем на карту возле г. Воронежа? (А. Кольцова, И.С.Никитина, А. Платонова.)
– Итак, среди имен, которые вы назвали, есть имя А. Платонова.
– Цель нашего урока: исследовать, почему имя А. Платонова по праву занимает одно из видимых мест на литературной карте Воронежской, да и не только Воронежской области.

3. Актуализация знаний

– Прежде всего, вспомним, насколько хорошо вам известно творчество Андрея Платонова.
– Для этого проведем викторину по уже прочитанным произведениям.

Дети подготовили презентации по группам.

1-я группа представляет свою презентацию. (Приложение 1. Слайд 2)

1 тур. Откуда эти строки?

1) «Я ведь ей минут десять свистки давал, – говорил машинист отцу Васи. – Она глухая у тебя или дурная, что ль? Весь состав пришлось сажать на экстренное торможение, и то не успел». «Она не глухая, она шалая, – сказал отец, – задремала, наверное, по пути». (Рассказ «Корова»).

2) «А однажды упало из ветра одно семечко и прижилось оно в яме меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти». (Сказка-быль «Неизвестный цветок»)

3) – Дядя, купи у нас птицу. Нам на кино не хватает!
Скрипач остановился.
– Давай, – сказал он. – А где вы ее взяли?
– Она сама с неба на камни упала, – ответил мальчик и подал птицу музыканту в двух сложенных горстях. («Любовь к Родине, или Путешествие воробья» сказочное происшествие)

2 тур. Кто так говорил?

1) Я сказал ему: «Завтра в 10.30 я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину» (Костя Александру Васильевичу Мальцеву из рассказа «В прекрасном и яростном мире»)

2) «Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну». (Отец Никиты из рассказа «Никита»)

3) «Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду». (Вася из рассказа «Корова»)

3 тур. Кого или что так описывает автор?

1) «Днем …? сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умирать … Однако трудно…? было питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости». (Цветок. Сказка-быль «Неизвестный цветок»)

2) «Обыкновенно …? выходил играть под вечер, по первому сумраку… Звуки его скрипки раздавались в воздухе в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца…» (Старик-скрипач. «Любовь к Родине, или Путешествие воробья » сказочное происшествие)

3) «Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание… Глаза его глядели вперед отвлеченно, но он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу». (Машиниста Александра Васильевича Мальцева. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»)

– Я убедилась, что вы хорошо знаете прочитанные вами произведения.
– А теперь подумайте, что объединяет эти произведения? (Внимание к человеку, отзывчивость, доброта, проблемы добра и зла).
– А сегодня мы с вами откроем еще одну страничку творчества Андрея Платонова.
– Обратите внимание на портрет писателя.
– Платонов кажется нам простоватым, очень хрупким человеком, в нем нет важности. Обратите внимание на глубокий, вдумчивый, пронзительный взгляд писателя.
– А. Платонов познал в детстве много горя, которое не отпускало его всю жизнь. В малолетстве он нищенствовал и видел, как умирали от голода его братья и сестры. Участвовал в Гражданской войне, революции, Великой Отечественной войне, похоронил сына. Он обладал талантом слышать чужое горе, был неравнодушен к нужде страданиям людей.
– Писатель ушел, но оставил свои книги, полные добра и человечности. – С одним из таких произведений мы сегодня познакомимся.

4. Работа над рассказом «Юшка»

– В конце урока мы с вами решим, какие из выписанных здесь слов наиболее ярко соответствуют содержанию рассказа.
– Дома вы перечитали самостоятельно рассказ «Юшка». Прежде всего, давайте выясним, почему он так называется. (По имени главного героя).
– Обратимся к словарю Академии наук, и узнаем, что оно означает? Читаем. (Приложение 1. Слайд 6)

Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.

– Как звучит полное имя Юшки? Обратимся к словарю имен. Читаем.

Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.

– Случайно ли это имя взял А. Платонов? (Нет).
– Итак, главным героем рассказа является Ефим Дмитриевич или Юшка. Давайте подробнее узнаем, что это за человек.

Размышление над образом Юшки

– Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? (Нравственный человек – это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным очень трудно, потому что надо уметь понимать окружающих. Юшка – нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый).
– Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждать зло добром», – сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек.
– Достоевский утверждал: «Человек есть тайна».
– Каков же Юшка? Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.

Портрет Юшки

– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю неприметность.

Выборочное чтение:

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
– Слепец со зрячим сердцем. С другой стороны – зрячие со слепыми сердцами.
– Почему автор особо выделяет его глаза?
Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.

Выборочное чтение:

Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более, чем скромен: чаю не пил, сахару не получал.
Подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для посторонних глаз, хотя необходимую.

– Почему «в руках у него мало было силы»?

Он был тяжело болен туберкулезом.
Он первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег, так что старики и старухи по нему сверяют начало и конец дня.

– Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, поэтому-то именно его вспоминают они, браня детей; вероятность стать таким как Юшка, звучит в их словах как упрек, возмездие за шалости и прегрешение.
– Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что сказали бы о нем жители города.
– Чего не знает о нем никто?
– Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.

Выборочное чтение:

«В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».

– Каким вам видится Юшка в этом эпизоде?

Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.

– Сокровенное для Юшки неведомо жителям, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего лишь Юшка.
– Поэтому мы с горечью читаем, что всякий может упрекнуть его за «безответность», кинуть в него камень, жестоко ранить словом.

«Урод негодный, божье чучело, блажной, непохожий» – слышит он от тех, с кем живет на одной улице».

Проблемный вопрос:

– Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит!»
– Так ли это? Любит ли народ Юшку?
Выслушиваем мнение детей.
– Прислушаемся к голосу автора.
Чтение диалогов. Выбор реплик.

Встреча Юшки с детьми

– Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? (Он верит, что дети его любят)
– Хотели бы вы родиться Юшкой?
– Почему? Ведь он добрый, любит все живое? Что же не нравится вам? (Не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему. Мы ведь такие же люди.)

Встреча Юшки с взрослыми

– Почему и взрослые иногда обижают Юшку? (Потому что он не такой, как все.)
– Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? (Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.)
– Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? (Они омерзительные, очень жестокие люди.)

Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

Чтение диалога веселого прохожего и Юшки по ролям.

Юшка и веселый прохожий

– Чем помешал Юшка веселому прохожему?
– Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?
– Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать? (Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!)

«Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их».
– Откуда эти строки?
– Когда это произошло? (После смерти Юшки люди поняли ошибку, потому и столяр вздохнул и сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости».)
– Прощаться с Юшкой пришли все люди.
– Можем ли мы, сказать: «Прости нас, Юшка!?» (Обязательно должны. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и ближнему, да и любому человеку, которому мы сделали зло.)
– Почему без Юшки стало хуже?

Вывод. В жизни так часто бывает. Когда теряем человека, только тогда осознаем, как велика и тяжела утрата. И людям, которые жили рядом с Юшкой, было стыдно за себя и за свое отношение к Ефиму Дмитриевичу.

5. Итог урока

– Какие чувства вызывает у вас рассказ? ( Не только чувство жалости, но и возмущения той жестокой действительностью, людьми, которым недоступны чувства сострадания и доброты.)
– Чему учит нас А. Платонов? (А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.)
– Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.
– А умер ли его образ жизни? (Нет. Осталась девочка, которая так же как и он несет добро людям.)
– Обратимся к высказываниям. (Приложение 1. Слайд 7).
– Какие слова, по-вашему, наиболее ярко передают содержание рассказа?
– Так почему же имя А. Платонова мы можем с уверенностью нанести на литературную карту города Воронежа и нашего края?

Дети на интерактивной доске наносят имя Платонова на литературную карту.

– Я хочу, чтобы рассказ, который подарил вам Платонов не прошел бесследно для вашей души.

2. «Составить словарь с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека:
радость – …; обида – …; ярость – …; блаженный – …; слепое сердце…–; недуг – …; терзать – …; потешиться – …; глумление – …; утолять страдание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *