чем полезна ритмика для детей
Лекция для воспитателей «Ритмика для детей — польза и правила проведения»
Галина Бакшеева
Лекция для воспитателей «Ритмика для детей — польза и правила проведения»
Научиться ловить ритм, естественно двигаться и развить чувство темпа помогут занятия ритмикой. А еще такие уроки подарят малышу любовь к музыке
В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного и раннего школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп, благодаря такому уроку шумные детки становятся спокойнее, а тихони и скромники постепенно открываются миру.
Что такое ритмика
Если рассматривать ритмику с научной точки зрения, то можно сказать, что это раздел теоретического учения в музыке, отвечающее за ритм, его понимание, восприятие, реагирование. Однако с точки зрения детского развития, ритмика – это практические занятия, которые очень напоминают уроки танцев, но при этом в течение урока акцент ставится на восприятии ритма.
Во многих детских образовательных учреждениях ритмика преподается как самостоятельный предмет или как составляющая таких занятий как пластика, хореография. Однако следует отметить, что занятия ритмикой не подразумевают заучивания определенных танцевальных связок или движений. Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.
Для занятий ритмикой очень важным, если не первостепенным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.
Также следует отметить, что музыка, используемая для занятий ритмикой, должна быть разнообразной с точки зрения исполнения. Очень хорошо, если на разных занятиях будут проигрываться как фонограммные записи, так и мелодии живого аккомпаниатора. Ведь это также позволит ребенку понимать, что музыка бывает разной. Кроме того, выполнение заданий по аккомпанемент может менять уровень сложности прямо по ходу занятия, в зависимости от того, как играет музыкант.
Важным в занятиях детской ритмикой является элемент игры. Ведь само по себе обучение вряд ли привлечет малышей. Превратив урок в игру, взрослые получат большую отдачу. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сказки про лес и деревья, времена года, жизнь зверей. Или же используются специальные фонограммы, разработанные специалистами, где под музыку сразу произносятся интересные задания для малышей.
Занятия ритмикой можно проводить и в домашних условиях. Для этого необходимо приобрести музыкальные записи и уделять уроку несколько часов в неделю. Однако, если ребенок не имеет предписаний по каким-то причинам быть изолированным от детского общества, старайтесь все же приводить его заниматься в группу. Ведь коллективные занятия пройдут не только веселее и интереснее для малыша, но также помогут ему раскрепоститься, найти новых друзей, получать первый опыт общения в социуме.
Польза от занятий ритмикой
Кроме того, что занятия ритмикой забавляют ребенка и приносят ему радость, существует множество факторов, почему данные уроки обязательно следует включить в образовательную систему ребенка.К основным из них можно отнести:
Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
Благодаря занятиям развивается творческая активность.
Ребенок учится выражать свои эмоции, контролировать душевное состояние, адекватно реагировать на ситуацию.
Занятия ритмикой являются хорошей физической и эмоциональной разрядкой для активных деток.
Занятия ритмикой помогают раскрепоститься застенчивым деткам
Консультация для воспитателей «Правила составления квестов для детей» КВЕСТЫ в России развивались с 2013 года. Но первые игры, созданные специально для детей, начали появляться в нашей стране только в 2015.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком» Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются.
Консультация для родителей «О правила проведения утренней гимнастики» О пользе зарядки знают все от мала до велика, но лишь немногие выполняют ее регулярно. И совершенно напрасно, ведь утренняя зарядка заряжает.
Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики» Памятка для воспитателя Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики Все упражнения выполняются под счет,.
Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения занятий по формированию речевого дыхания» Правила организации и проведения занятий по формированию речевого дыхания Дыхательные игры и упражнения и речевой материал.
Консультация для воспитателей «Польза утренней гимнастики» Утро в «Теремке» начинается с зарядки! Ежедневно в нашем саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после разнообразной.
Консультация «Правила для воспитателей» ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример. • Создайте в душе идеал, высокую мечту и.
Правила поведения на остановках для воспитателей для буклета 8 (83533) 2-12-10 – Директор 8 (83533) 2-29-25 – Учебный отдел 8 (83533) 2-06-83 – Бухгалтерия Схема проезда: Государственное автономное.
Правила проведения на воде в летний период для детей 5–6 лет Правила безопасного поведения на водоеме в летний период С наступлением жаркой погоды и сезона летних отпусков каждый горожанин стремится.
Ритмика для детей дошкольного возраста в чем ее польза
эля хайбрахманова
Ритмика для детей дошкольного возраста в чем ее польза
Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмическиедвижения следующих видов:
Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее);
Упражнения (бег, ходьба, прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения с предметами и многое другое);
Игры (сюжетные и несюжетные);
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
Развитие творческих способностей и артистизма;
Снятие эмоционального напряжения;
Развитие коммуникативных способностей;
Развитие навыков самоконтроля;
Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
Улучшение координации движений;
Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений,которые можно выполнять с ребенком дома:
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Беседа с детьми старшего возраста «Польза ракушек» Беседа на тему: «Польза ракушек» Задача: рассказать детям о пользе, которую приносят ракушки природе и человеку 1 слайд. Польза ракушек.
Нужна ли ритмика ребенку?
Халатное отношение к ритмике аукается мне всю жизнь – ни слуха, ни ритма, ни танцев…
Ритмика была очень популярна в Советском союзе, а вообще появилась в начале XX века! В нашей школе ее вела бабушка с боевым раскрасом и буйным танцевальным прошлым. Поэтому она со всей страстью пыталась нас, первоклашек в чешках, научить слушать музыку и даже двигать бедрами. А мы весь урок смеялись и нехотя повторяли за ней движения.
Халатное отношение к ритмике аукается мне всю жизнь – ни слуха, ни ритма, ни танцев… А может, просто начинать надо было раньше, еще до школы?
Кто занимается ритмикой
Захожу в зал и вижу совсем крохотных детей. Самой младшей девочке 2,5 года, старшей — 5 лет (но есть группы и до 10 лет). На нашей тренировке есть даже мальчик (они в дефиците на танцах с детства). И зря некоторые родители поддаются стереотипному «танцы не для мальчика»! Например, наш герой Коля успешно занимается и карате, и ритмикой, тем более, что от нее столько пользы.
Чем полезна ритмика?
Занятия ритмикой развивают у детей координацию, умение держать баланс, зрительную и мышечную память, музыкальный слух. Выпрямляется осанка, появляется грация, развивается пластика, растяжка.
Как проходит занятие
Сначала без музыки под счет тренера отрабатывается какое-то простое движение, например, «носок-пяточка». Ставим ножку на носок, потом на пятку. Затем включается музыка и под счет это движение слегка усложняется — добавляется «пружинка». В конце занятия делается небольшая композиция под музыку.
Дмитрий (тренер) очень хорошо, образно все объясняет деткам: «носочек к полу тянем острый, как иголочка», «ручкой тянемся в сторону, за чем тянемся?». И тут дети себя выдают: «за арбузиком», «за пончиком», за тортиком».
Самая активная девочка Милана все время пытается привлечь к себе внимание – все делают движение правильно, она по-другому, потому что в «садике так». А ее самым протестным заявлением было: «А я хочу попой вертеть». Но Дмитрий детские капризы умеет обходить на позитиве.
Мое самое главное удивление – такие малютки, а ведь все повторяют за тренером. Конечно, они не догадываются, как им повезло – занятие ведет мастер спорта по спортивным танцам.
Перед финальной композицией дети на ковриках делают упражнения на растяжку и даже, при поддержке тренера, пытаются сесть на шпагат. Оказалось, что их любимое упражнение на коврике — «бабочка», когда руками обхватывают стопы сложенные друг к другу и, как бабочки крыльями, машут коленками.
Заканчивается занятие даже более ответственно, чем у взрослых. Дмитрий собирает детей в кружок и дает задание — повторять дома перед зеркалом то, что понравилось из урока и показывать родителям, бабушкам и всем родственникам.
Это интересно:
Ритмика подходит и пригодится и тем детям, кто хочет в дальнейшем заниматься танцами – латиной, хип-хопом и другими стилями, и тем, кто просто хочет научиться двигаться под музыку.
Самый ранний возраст для девочек, с которого можно начать заниматься – 2½ года, для мальчиков – 3-3½ года.
Очень важна растяжка, на шпагат дети садятся после месяца тренировок, но нужно посещать з анятия 2 раза в неделю, иначе не будет эффекта – важно и движения повторять, и растяжку совершенствовать.
В 80-е годы в Советском союзе на телевидении программа «Ритмическая гимнастика» была невероятно популярна. Но до этого долгое время программа была запрещена к показу Государственным комитетом телевидения и радиовещания как аморальная!
Из истории ритмики: Систему музыкально-ритмического воспитания (метод развития чувства ритма) создал швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз в 1900 году. К этой идее его привели наблюдения за учениками на сольфеджио: даже те, кто был не способен запомнить и воспроизвести музыкальную фразу, сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России одним из главных последователей ритмической гимнастики был князь С.Волконский.
Что такое ритмика и в чем ее польза для развития детей?
ЧТО ТАКОЕ РИТМИКА И В ЧЕМ ЕЕ ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ?
Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений
Просмотр содержимого документа
«Что такое ритмика и в чем ее польза для развития детей?»
ЧТО ТАКОЕ РИТМИКА И В ЧЕМ ЕЕ ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ?
Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РИТМИКА?
Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз. Какую же пользу несет ритмика детям?
— Развивает музыкальные способности.
— Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
— Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
— Способствует развитию творческого воображения.
— Формирует навык самовыражения с помощью движений.
— Развивает эстетические чувства, вкус.
— Повышает познавательную активность ребенка.
— Помогает дать выход отрицательной энергии.
— Снимает излишнее нервное напряжение.
— Способствует развитию инициативы.
— Улучшает координацию движений.
— Помогает дошкольнику развиваться физически.
— Формирует уверенность в себе.
Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление. Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.
При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.
С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ЗАНИМАТЬСЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ?
Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д. Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу. На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.
ОСОБЕННОСТИ ТАНЦА В РИТМИКЕ
Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости. Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений. Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца. Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании. Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств. Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.
ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ
Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике. Кроме того, такие программы решают и другие задачи: прививают детям основы музыкальной культуры; помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память; учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы. На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать: основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш); основные виды ритмики (игра, упражнение, танец); простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков). Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.
К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.
Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку. Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.
ТАНЦЫ (ПЛЯСКИ, ХОРОВОДЫ)
Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок: с фиксированными движениями; комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений; свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску; плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений; характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы); бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).
Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.