чем покрыты фарфоровые изделия
Изготовление фарфора
Производство фарфора – это тонкое искусство, химия, магия, не зря материал называют «белым золотом». Были времена, когда столовые сервизы из него ценились дороже драгоценных металлов, считались привилегией венценосных особ.
История появления
Секрет производства фарфоровой массы долгое время был тайной. Родиной материала считается Китай, где он появился в 620 году. Почти тысячу лет китайские мастера оставались монополистами, тщательно оберегали рецепт и секрет изготовления каолиновых изделий.
Тем временем европейские мастера экспериментировали, чтобы получить оптимальную формулу. В итоге в 1708 году это удалось двум немецким ученым – Беттгеру и Чирнгаузу. Им удалось получить качественное сырье для фарфора. Так началась его эра в Европе.
В том же 1708 году в Дрездене открылась первая мануфактура, занимавшаяся выпуском неглазурованных столовых приборов. Через два года мастера презентовали изделия немецкому королю – он их одобрил. А вскоре немецкие сервизы покорили другие страны.
Подробное описание сырья и технологии появилось позднее, через 20 лет. Постепенно производство освоили во Франции, Англии, России.
Описание
В классическом варианте это полупрозрачный материал, тонкая остекленная керамика. Его характерные признаки:
Состав и подготовка сырья
Для изготовления фарфора используется масса, в составе которой:
При таких пропорциях смесь получается белой, с необходимой степенью прозрачности, пластичной. Не каждая глина подходит – только определенные сорта.
Подготовка сырья необходима, чтобы разрушить природные твердые материалы до состояния мельчайших гранул и получить однородную массу. Для получения равномерного состава пластичный каолин распускают в воде, используя мешалки с лопастями.
Полевой шпат и кварц очищают от посторонних примесей, после чего обжигают в специальных печах. Температура обжига – 900-1000 градусов. В процессе термической обработки кварц растрескивается, его проще перемолоть и очистить от железных соединений.
Очистка от железа – обязательный этап, потому что если этого не сделать у готовых изделий будет грязный коричневый оттенок.
Для максимально тонкого помола в промышленные мельницы добавляют специальные добавки. Они поверхностные, на качество фарфоровых изделий не влияют.
Когда однородная масса получена, ее еще раз просеивают, затем обезвоживают в фильтр-прессах и отправляют на вылеживание. Вылеживается сырьевая масса во влажных помещениях в течение двух недель. За это время она разрыхляется, повышаются ее пластические свойства. Затем из сырья удаляют воздух в вакуумных прессах и отправляют для формирования заготовок.
Формование
Технология производства фарфора – сложный многоступенчатый процесс. Этим во многом объясняется высокая стоимость изделий. Для формования заготовок используются формы из гипса или ПВХ.
Формование проводится полуавтоматическим или автоматическим способом. Для раскатывания пласта одинаковой толщины используется специальный ролик и вращающаяся форма.
Вещи сложной формы, имеющие декоративно-художественную ценность и сложную конфигурацию, изготавливаются методом литья. Для заготовок используются гипсовые или разъемные формы.
Сушка
Когда будущая чашка, ваза, чайник, тарелка сформованы, их нужно высушить. Исходная влажность сырьевой массы – 22-24%, а после сушки показатель сокращается до 2-4%. Это необходимо для получения прочной продукции, без внутренних трещин и деформации.
Сушка состоит из двух этапов:
Обработка проводится в специальных сушилках, что значительно ускоряет процесс. Высушенные каолиновые изделия зачищают от швов, удаляют загрязнения, пыль и отправляют на обжиг.
Обжиг
Первый обжиг проводится при температуре 900 градусов и занимает около 12 часов. Затем изделие покрывают глазурью и снова обжигают.
Температура повторного обжига выше, стартует от 1000 градусов – точный показатель зависит от типа фарфора, техники его изготовления.
Типы фарфора
Материал классифицируется по технике изготовления как:
Твердый
В его составе от 47 до 66% каолина. Обжиг проходит при температуре 1400-1600 градусов. Изначально в таком сырье меньше влажности – заготовки практически не деформируются.
Костяной
Этот вид считается самым прочным, при этом ценится за тонкие, просвечивающиеся стенки. При кажущейся внешней хрупкости разбить его сложнее, чем классический.
Половину состава костяного фарфора занимает костяная мука – отсюда и название.
Бисквитный
У бисквитного фарфора пористая шероховатая структура, внешне похожая на мрамор. Эта особенность объясняется тем, что заготовки проходят только первичный обжиг при температуре от 800 до 1000 градусов.
Матовая фактура настолько эффектно смотрится, что ее обычно не покрывают глазурью. Эта техника используется для изготовления ваз, статуэток, других предметов интерьера. Посуду из бисквитного фарфора не делают.
Мягкий
В состав мягкого сырья входит меньше каолина – 25-40%. При этом количество полевого шпата и кварца увеличено – 45 и 30% соответственно. Каолиновая масса получается не такой прочной, зато очень пластичной.
Есть несколько разновидностей мягкого фарфора:
Мягкую каолиновую массу предпочитали мастера Древнего Китая, а твердую – европейские умельцы.
Роспись
Есть два вида росписи: подглазурная и надглазурная.
При подглазурной росписи сначала на изделие наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают глазурью. Глазурь прозрачная, придает элегантный блеск изделиям, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. Такую посуду можно мыть много раз без ущерба качеству.
Надглазурная техника выполняется в обратной последовательности: сначала изделие покрывают глазурью, а на нее уже наносят краску. Цвета получаются яркие, насыщенные, но со временем блекнут, тускнеют.
Для сервизов и аксессуаров массового производства рисунки наносят по технике деколи. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге, затем – наклеивают его на чашку, супницу, тарелку и обжигают. Бумага сгорает, а краски впечатываются в поверхность посуды.
Фарфоровые изделия премиум-класса – штучный товар, мастера расписывают его вручную, декорируют золотом и серебром. Стоимость работы высокая, зато получаются настоящие произведения искусства.
Что такое фарфор
Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.
Разновидности фарфора
Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.
ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.
МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.
Бисквит
Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.
Два вида росписи фарфора
ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.
НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.
История происхождения фарфора
Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.
Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.
Европа
Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.
В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.
Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.
В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.
Россия
Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.
Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.
Применение фарфора
Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.
Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:
Фарфор как объект коллекционирования
Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.
Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.
Какие способы покрытия фарфоровых изделий существуют
Каждый попадающий в руки коллекционера ценный предмет волнует своим очарованием. Красота этих предметов зовет нас к знаниям. Тайны былых времен возрождаются, захватывая наши мысли и чувства.
Сегодня, открыв книгу «Фарфор и фаянс частных заводов России» Ирины Красильниковой, нашла краткое описание способов покрытия изделий, которое хочу расширить своими дополнениями и комментариями по фарфоровым фабрикам.
Итак. Виды изделий и способы их покрытия можно разделить:
Майолика – названный в честь острова Майорка, вид крупнопористых керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытой глазурью. При низкой температуре обжига обладает и низкой прочностью. По форме изделия массивны и скорее предназначены для использования в декоре. Майолика привлекательна мягкими, округлыми формами и яркой разноцветной росписью. Впервые на российском рынке такую посуду начал выпускать завод Гребенщикова. Если заглянуть в каталоги, можно найти много интересных примеров майолики известных заводов, таких как завод Масленникова и заводы М.С. Кузнецова. Такие изделия высоко ценятся на рынке антиквариата и цена их высока. Так, например, ваза Масленникова может стоить в районе 5 000 долларов.
Фаянс – мелкозернистый однородный материал белого цвета. Поскольку он пористый, то в неглазурованном виде пропускает воду и газы. Из фаянса делают посуду, статуэтки, облицовочные плитки и многое другое. Изделия из фаянса легки и экономичны в производстве. Стоимость фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых. Многие наверно замечали, как фаянсовая посуда со временем покрывается кракелюром и точками, в которые попадает грязь. Кто-то любит фаянс за его теплоту, кто-то наоборот не берет в свою коллекцию из-за низкой прочности. Сейчас на рынке антиквариата можно встретить много кузнецовской фаянсовой посуды различной степени сохранности. Цена на фаянсовую тарелку М.С. Кузнецова начинается от 300 рублей, на особо красочные и хорошо сохранившиеся экземпляры, цены бывают и по 5000 рублей за штуку, на более редкие коллекционные экземпляры из фаянса цена определяется частным образом. Например, даже простенькую фаянсовую тарелку завода Иконникова в хорошем состоянии очень тяжело встретить на рынке, поэтому цена на нее может начинаться от 5000 тысяч и быть выше. Влияет, конечно, на цену и то, готов ли продавец ждать ценителя, или ему нужно быстро продать.
Опак – это фаянс высокого сорта, близкий к фарфору, но все же не фарфор. Сейчас в магазинах антиквариата можно встретить много изделий фабрики Гарднера с маркировкой опакъ. Они достаточно хорошо сохранились и имеют интересный разнообразный декор. Цены у фаянса и у опака почти одинаковые.
Фарфор – считается самым благородным видом керамики. Белый, тонкий и прозрачный фарфор любим за свои свойства и качества. Фарфор в отличие от фаянса пропускает свет, он более мелодичный и плотный. Фарфор так же хорош тем, что не пропускает воду и газы, а значит, в него не попадает грязь. Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Непокрытый фарфор называют бисквитом. Даже сейчас высококачественный фарфор ассоциируются с роскошью. А предметы антикварного русского фарфора в хорошем состоянии тяжелее встретить на рынке антиквариата чем их европейские аналоги, следовательно, цены на них в разы выше.
Глазурь – стекловидное защитное покрытие на керамике. Закрепляется обжигом. Глазури бывают цветные, кристаллические, с металлическим отблеском, восстановительного огня, самосветящиеся, потечные, кракле, эмаль. Делятся так же на прозрачнее и непрозрачные, легкоплавкие и тугоплавкие.
Полива — является синонимом глазури, обозначая всякое стекловидное покрытие.
Эмаль – тонкий, более или менее легкоплавкий и прозрачный слой стеклянного сплава. Наносится на поверхность изделия в порошковом виде.
Люстры – покрытие поверхности изделия тонким прозрачным слоем, который дает металлический отблеск. Смотрится красиво и напоминает перламутровые переливы. Иногда можно встретить кузнецовскую посуду с люстром. Ее не так много в общей массе кузнецовских изделий. Но она хорошо выделяется среди других предметов за счет своего перламутрового блеска.
Как отмечено выше, изделия выпускались разные, чтобы удовлетворить все вкусы и пожелания. Это и позволят нам современным коллекционерам выбирать среди всего разнообразия то, что нам ближе к сердцу и кошельку.
А еще, чтобы не пропустить новые заметки из серии #моифарфоровыеистории можно подписаться на нас в facebook или на сайте
Что такое фарфор
Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.
О материале
Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.
Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:
В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.
Этапы производства
Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.
Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.
Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.
Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.
Глазурование и роспись
«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.
Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.
Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.
По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.
Виды материала
После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).
Твёрдый фарфор
Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.
Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.
Мягкий фарфор
Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.
Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».
Костяной фарфор
В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.
До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.
«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.
Лучшие производители сегодня
Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.
Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.
Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.
Советы по выбору
Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.
Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам: