чего нельзя делать в субботу евреям
Чего нельзя делать в субботу евреям
Сразу скажу, что этот текст не обсуждался с равинами (а только с преподавателем Гиюра) и он не предназначен для ультраортодоксов. Мы его публикуем для расширения кругозора светских читателей, без сложных терминов и строгих рамок.
Итак, шабат является главным еврейским праздником, в Торе описывается 39 запрещенных работ в субботу. Эти заповеди были написаны около 3000 лет назад и до сих пор остались на том уровне. Но как говорят мудрецы, это только названия, а понимать их следует в соответствии с той эпохой в которую мы живем.
Как известно, суббота провозглашается Торой как день абсолютного покоя, день, в который еврею запрещено не только торговать и заниматься любыми будничными делами, но даже обсуждать их. Нельзя работать физически и заниматься творческой деятельностью. Нельзя ничего создавать и разрушать. Другими словами: нельзя менять мир.
Итак, что нельзя делать в шабат? Давайте по порядку и с пояснениями и без фанатизма.
Основные законы
8-11. Размалывать, просеивать, месить тесто, варить. Нельзя готовить пищу ни себе ни другим. Есть можно только то, что приготовлено заранее.
12-15. Стричь овец, отбеливать шерсть, чесать шерсть, окрашивать. Здесь, как и в пунктах 1-6 запрещается снимать урожай, создавать и подготавливать любые полуфабрикаты.
16-21. Прясть, делать две петли, расправлять нити, ткать, завязывать узлы, шить. Запрещается любая созидательная работа не только связанная с одеждой, а с любыми создаваемыми объектами.
22-24. Разъединять нити, развязывать узлы, рвать. Работа связанная с разрушением и с сохранением материалов тоже запрещена. Здесь стоит уточнить, что разрушение в чистом виде не запрещено, т.е. разрушение без материальной выгоды себе и другим, но если это не цель, а лишь следствие разрешенного действия. Например, гуляя, человек стаптывает каблуки.
25-29. Охотиться, убивать животное, сдирать шкуру, засаливать кожу, разглаживать кожу. Суда следует отнести любую добычу, ловля рыбы, установка ловушек и капканов или собирание ягод тоже запрещено.
30-33. Намечать линии, разрезать по размеру, писать, стирать написанное. Писать письма, делать заметки, рисовать, мастерить, чертить, а также готовиться к деловой неделе, читать деловые тексты и делать пометки и даже размышлять о бизнесе и учиться.
34-35. Строить, разрушать. Со строить все понятно, а с разрушать стоит пояснить, что здесь разрушение, как цель запрещена. См пункты 22-24.
36-37. Зажигать огонь, гасить огонь. С появлением электричества, еврейские мудрецы решили, что это тоже огонь, с тех пор замыкать и размыкать эклектическую цепь тоже нельзя. Любые электроприборы, включая мобильные телефоны в шабат запрещены. Но то что включено, зажжено до шабата, остается включенным, зажженным до самого выхода шабата. Например, можно включить плиту на 38 градусов и поставить на нее суп, который будет теплый на протяжении всей субботы. Или автоматический запуск робота-пылесоса по времени, но при этом нужно выйти из дома, чтобы избежать возможного взаимодействия с этим прибором.
39. Переносить вещи из одного владения в другое. Тут тоже стоит остановиться. Теоретически, даже удостоверение личности, ключи от дома женская сумочка и т.д. нельзя выносить из дома. Но мудрецы предложили поставить забор вокруг поселения и объявили это общим владением, тем самым получилось, что в пределах одного поселения вещи переносить можно. Возможно, так появились первые кибуцы.
Дополнительные законы
Кроме этих 39 вещей, написанных в Торе, есть еще десятки вещей по решению мудрецов. Разберем наиболее популярные общие принципы:
• Купля и продажа. Любая коммерческая деятельность, вплоть до запрета на касание к деньгам и даже думать о них и материальной выгоде нельзя.
• Езда на животных, плаванье на лодке. Езда на велосипеде, самокате и других средствах передвижения, даже если они не эклектические.
• Игра на музыкальных инструментах. Ну тут все понятно и нечего добавить.
• Свадебные церемонии, похороны. Они запрещены только потому что в этих церемониях придется нарушить несколько других заповедей субботы.
• Перемещение тяжестей. Если требуется перенести что-то тяжелое, подвинуть мебель, например, то придется ждать выхода шабата.
Еще, что стоит отметить, все эти принципы иногда понимаются разными общинами и даже равинами немного по-разному.
Когда можно нарушать законы субботы
Если есть угроза жизни или здоровью человека, то нужно сделать всё для его спасения. Шабат превращается в обычный день и для этого человека и для его спасателей. Как сказал один мудрец: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот».
Запреты Субботы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Запрещенные работы в Субботу [↑]
Виды запрещенной деятельности: основные («ав мелаха») и их производные («толада»).
1. Виды запрещенных работ [↑]
В письменной Торе нет точного определения запрещенной в Субботу работы — мелаха. Существуют всего несколько мелахот, которые прямым текстом упомянуты в Торе:
— вспахивание — хариша (Шмот 34:21);
— сбор урожая — кцира (там же);
— разжигание — мав-ир (Шмот 35:3);
— и перенос предметов из одного владения в другое — оцаа (Шмот 16:29).
Моше Рабейну получил от Вс-вышнего на горе Синай разъяснение, что именно является мелахой — работой, запрещенной в Субботу. Это одно из 39 действий, необходимых для возведения переносной Скинии (Мишкана) в пустыне.
Одна из запрещенных работ в Субботу — уборка урожая, включая вязание снопов и складывание их в скирды
«Намек» на это мудрецы находят в том, что заповедь соблюдать Шаббат идет в Торе сразу после повеления воздвигнуть Мишкан: «Смотри, я позвал именно Бецалеля… Все так, как Я повелел тебе, пусть сделают они. Однако Субботы мои соблюдайте…» (Шмот 31:1—17). Эти тридцать девять работ называются авот — основными работами.
Однако мудрецы сделали вывод, что запрещены не только 39 действий, необходимых для возведения Мишкана, но и любые подобные им действия — даже если их не совершали при возведении Мишкана. Работы, подобные авот, называются толадот — производные.
С точки зрения уровня запрета между авот и толадот различия не существует: и те, и другие запрещены Торой. И искупается нарушение этих запретов одинаково. Если человек нарушил эти запреты ненамеренно, то во времена Храма он должен был принести искупительную жертву — хатат.
Чтобы ответить на вопрос, относится ли то или иное действие к запрещенным работам, необходимо сначала определить точные критерии и сущность «основной» работы (ав млаха), а затем проверить, соответствует ли это действие данным критериям.
Приведем пример: одна из 39 работ — тойфер (шитье).
В чем заключается сущность данной работы? — Соединить два куска ткани в один. Следовательно, склеивать два куска бумаги будет также запрещено, ведь, в сущности, мы совершаем такое же действие — соединяем две части в одно целое. Но склеивание не будет «основной работой», а будет «производной» (толада), т.к. при возведении Мишкана не было такой работы — склеивание.
2. Искупительные жертвы за нарушение [↑]
Мишна (Шаббат 7:1) говорит, что даже если человек совершил множество запрещенных работ, но они похожи друг на друга, он должен принести только одну искупительную жертву хатат. Имеется в виду, что если человек совершает «основную» работу (ав мелаха), а также «производную от нее» (толада), или несколько работ (толада), «производных» от одной «основной работы» (ав мелаха), то он должен принести только одну искупительную жертву хатат.
Как известно, хатат приносится за действия, которые человек совершил ненамеренно (шогег), например, не знал либо забыл, что это действие запрещено. И если человек совершает несколько запрещенных действий подряд, он не обязан приносить несколько жертв хатат за то все время, когда не осознавал, что совершает запрещенное действие.
Поэтому, например, если человек забыл, что сегодня Шаббат, и совершает запрещенные действия, то за все действия, которые он совершил, пока не вспомнил, что сегодня Шаббат, он обязан принести только одну искупительную жертву хатат.
Точно так же, если человек забыл или не знал, что запрещено выполнять какую-либо ав мелаха, то даже если после этого он совершит толада или несколько толадот этой работы, это приравнивается к совершению одного действия.
Запрет Субботы — переносить с места на место на общественной территории, упомянут в Торе и первым был объявлен народу
Поскольку эти работы похожи между собой, т.е. имеют общую сущность, как было сказано выше, считается: у человека не было возможности осознать, что он совершает запрещенное действие, соответственно, он обязан принести только одну искупительную жертву хатат.
Однако если он по забывчивости или незнанию совершил несколько разных авот мелаха, или несколько толадот разных авот, то, поскольку они не похожи друг на друга, считается, что у него была возможность осознать, что он совершает запрещенное действие. Поэтому он должен принести несколько искупительных жертв хатат — в соответствии с количеством совершённых работ.
Общие принципы Субботних законов можно посмотреть на нашем сайте.
Шаббат — Еврейская Суббота
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Что запрещено делать в субботу?
Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).
Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.
В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.
Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).
По решению мудрецов
Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).
К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)
• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;
• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).
Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.
Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.
Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.
КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?
§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.
§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).
§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.
Шаббат твоим планам, турист!
Что можно и чего нельзя делать в субботнее утро в Израиле
Пятница в Израиле отличается от всех остальных пятниц в мире, потому что в этот день с заходом солнца неминуемо приходит Шаббат: на улицах становится тихо и пустынно до следующего захода солнца. По факту всё в Израиле вымирает с 15 часов пятницы и до 19 часов субботы. А субботнее утро – самое тихое время: нет людей и машин и кажется, что даже воздух замирает… Почему евреи так строго относятся к празднику, что даже для включения света в доме нанимают арабов? А главное – как это отражается на туристах? Специальный корреспондент HL проверила на себе.
Никакого творчества!
Шаббат – одна из 10 главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир шесть дней, а седьмой решил оставить для отдыха, и священная книга Тора предписывает воздержаться от работы. Что нельзя делать в Шаббат? Почему иудеям нельзя включить радио или написать письмо, зажечь свет или сесть в автомобиль, сорвать с дерева плод или сфотографировать товарища? Ведь эти действия не требуют никаких усилий и даже делают отдых более приятным. А в то же время разрешено до изнеможения гулять, двигать мебель и поднимать толстенные книги.
Оказывается,запрещены не усилия как таковые, а только творческий труд – создание новых предметов и изменение существующих: приготовление еды, включение телевизора, вызов лифта и т. д. А нетворческая деятельность, не меняющая окружающего мира, – изучение Торы или научных книг (результат от изучения, которых полезен и для субботы), прогулки пешком, пение без аккомпанемента и т. д. – в Шаббат разрешена.
Главное правило для туристов в Израиле: всегда помнить о Шаббате! А то Шаббат будет твоим планам. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала священной субботы.
1. Что нужно знать туристам о работе транспорта во время Шаббата
В Шаббат от слова «совсем» не работает общественный транспорт: поезда, автобусы, маршрутки. Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта вам придется добираться на такси, которое будет стоить на 30 % выше обычной стоимости.
Я решила встретить Пасху в Иерусалиме, и поскольку она попадала на пятницу, самым разумным было выезжать из Тель-Авива с утра – до прекращения движения транспорта. За неделю до поездки в графике движения поездов по маршруту Тель-Авив – Иерусалим было пять составов до наступления Шаббата. Накануне вечером – в четверг, уточняя время прибытия моего поезда, я покрылась холодным потом: поезда исчезли! Ни с утра, ни ночью их нет. Нет даже автобусов и вообще междугороднего сообщения. Шаббат пришелся на Пасху, и Израиль решил продлить отдых и не заморачиваться работой в пятницу до обеда, а отменил на весь день движение всего транспорта. Шаббат моим планам! И только таксисты за цену, как до Парижа и обратно, были готовы подбросить меня в соседний город. Но выход был найден! Я пришла на автовокзал в Тель-Авиве и нашла мусульманина – водителя маршрутки. И он, не морщась, довез меня по стандартной цене – 30 шекелей.
2. Что нужно знать туристам о работе отелей
В Шаббат религиозным евреям запрещено включать электричество – освещение, телевизор – и даже заводить автомобиль. Поэтому туристу в Израиле не приходится удивляться специальным лифтам в некоторых отелях, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом. Ими бессмысленно пытаться управлять вручную! Некоторые другие многоэтажные отели поступают еще проще – они в субботу выключают лифт совсем.
Был смешной случай: я подошла к кабинке, у которой уже собралось несколько человек. Мы долго стояли в ожидании. И вдруг я обратила внимание, что кнопка-то не нажата. Когда, недоумевая, почему эти люди просто стоят у невызванного лифта, я ее нажала, все они вздохнули с облегчением и заулыбались. Как выяснилось позже, верующим иудеям в субботу нельзя даже намекать постороннему, чтобы он сделал что-то запрещенное для них в Шаббат.
Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле. Бессмысленно просить верующего иудея включить свет или вообще какой-то электрический прибор, сделать чашечку кофе или сэндвич, выстирать или погладить одежду. Но не беспокойтесь! Во всех отелях Израиля есть специально обученные люди для работы в субботу, чтобы все сервисы для обычных туристов были доступны. Разве что придется пройтись пешком до своего этажа и немного попоститься, уткнувшись в закрытые двери ресторана отеля.
3. Как не умереть с голоду в Шаббат
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, даже подогревать ее. И чтобы насладиться хорошим, вкусным и главное – горячим обедом, еврею нужно приготовить его до наступления Шаббата и держать в горячем состоянии до обеда субботы. Впрочем, некоторые национальные блюда от долгого стояния в тепле становятся только вкуснее.
Из-за того что в Шаббат нельзя готовить, с вечера пятницы по вечер субботы подавляющее большинство кафе, ресторанов и закусочных в Израиле закрыто. Это правило действует строго для кошерных заведений. Если ресторан обещает кошерную еду в субботу – строго говоря, это не кошерный ресторан. На помощь туристам придут друзья-мусульмане, которые кормят всех семь дней в неделю. Таких заведений не так много в Израиле, но они не дадут вам лечь спать на голодный желудок.
4. Что еще недоступно туристам в Шаббат
Около 70 % магазинов закрываются в Шаббат. Если один день без шопинга можно пережить, то без еды это будет сделать некомфортно. Запаситесь на один день тем, что вас избавит от беготни по городу в поисках открытых торговых точек, – сэкономите массу времени. Мусульмане и другие национальности, не придерживающиеся субботы, с удовольствием продадут вам то, что нужно.
Многие достопримечательности тоже закрыты, но тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена.
Все экстренные службы: полиция, пожарная, скорая и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.
В целом турист в Шаббат может жить своей обычной жизнью, если ему это удастся: пляжи открыты, улицы пусты, небольшая часть сервисов и развлечений доступна. Евреи очень демократичны и понимают, что не соблюдающие субботу ничего им не должны, при условии, что вы проявите немного уважения.
От замечаний и косых взглядов в субботу вы сможете уберечься, если не будете:
● жарить шашлыки прямо на улице
● открыто распивать спиртные напитки
● заезжать на автомобиле в ортодоксальные районы (могут и камнями закидать)
● не пользоваться мобильными в святых местах. В храмах и у Стены Плача требуется соблюдение законов Торы и от туристов. Так, если вы захотите написать смс, стоя у Стены Плача, то тут же получите строгий выговор и даже можете быть выдворены
● играть во всеуслышание на музыкальных инструментах или в футбол
Ну, а если религиозный еврей и вызовет полицию на запах вашего шашлыка, то вы отделаетесь замечанием. Все нормы и законы поведения в Израиле ровно такие же, как и в любой другой цивилизованной стране. А если вы и нарушите по незнанию какое-то правило, то еврей вам вежливо объяснит, как сделать кошерно.
Как-то я купила гамбургер и решила съесть его в кофейне, заказав восхитительное капучино. Хозяин заведения лично подошел и объяснил, что готов сам перенести мою чашку куда угодно, лишь бы я не ела мясо с молоком в его заведении. И ему пришлось прогуляться.
Шаббат ушел, но он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев». Ну, а туристу как минимум нужно помнить о Шаббате, когда он планирует свою поездку в Израиль. Иначе путешествие может получиться очень неожиданным.