учитывая нематериальный характер произведения им нельзя распорядиться как вещью а именно

Особенности отчуждения исключительного права на произведение

При создании произведения у авторов возникает множество вопросов в отношении дальнейшей судьбы своего «детища». И первым вопросом, вызывающим озабоченность, при создании любого рода произведения является вопрос автора о защите своего авторства.

Необходимо отметить, что авторское право на произведение возникает в силу создания произведения. Т.е. в момент написания произведения авторские права возникают сами собой, и специальной дополнительной регистрации не требуется.

Тем не менее, зачастую авторы вне зависимости от вида созданного ими произведения: будь то песня, сценарий, графика или рассказ, стремятся зафиксировать свои права. Это может быть обусловлено разными причинами: от опасения недобросовестности издателей и продюсеров, до неоднозначности возникновения самого права, когда речь идет о соавторстве.

Также, если авторские права будут нарушены, например, кто-либо напишет книгу, являющуюся плагиатом другой книги или вовсе ложно объявит себя автором, то права нужно будет защищать в суде. Заявителю нужно будет доказать, что он — автор. И в данной ситуации, автору нужно документально зафиксировать тот факт, что он является таковым.

На практике часто применяется депонирование произведений. Момент регистрации произведения фиксируется депозитарием, и эта регистрация позволяет доказать, что на момент регистрации произведения оно уже существовало.

Депонирование можно осуществить в авторском обществе, с помощью нотариуса и т.д.

Также, необходимо понимать, что права на созданное произведение бывают 2-х видов:

— личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и другие);

— исключительные права (коммерческие). Они дают авторам и правообладателям возможность коммерчески распоряжаться произведением: продавать, заключать лицензионные договоры, продавать экземпляры произведения. Исключительное право даёт возможность распоряжаться своим произведением любым не запрещённым способом.

Личные неимущественные права передать невозможно. Право авторства, право автора на имя и другие права, относящиеся к личности автора, нельзя передать другому человеку: продать, подарить, передать по наследству. Гражданское законодательство это запрещает.

А вот с исключительными (коммерческими) правами всё обстоит иначе. Их можно продавать, т.е.заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Помимо прочего, аналогичное определение дается в ст. 1307 ГК РФ применительно к объектам смежных прав, где в качестве отчуждателя права выступает исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение или объект смежных прав означает переход имущественных прав в полном объеме, помимо иных прав, не входящих в состав исключительного права (право следования, право доступа).

Несмотря на договор об отчуждении исключительного права на произведение, за автором сохраняется право на отзыв произведения, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1269 ГК РФ (к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект).

Существенными условиями договора об отчуждении исключительного права на произведение (объекты смежных прав) являются:

Одним из существенных условий является условие о размере вознаграждения или порядок его определения. Пункт 3 ст. 424 ГК РФ не подлежит применению к возмездным договорам, не предусматривающим условие о размере вознаграждения. В том случае, если договор безвозмездный, на это должно быть прямо указано в договоре. Гражданский кодекс РФ запрещает безвозмездные договоры между коммерческими организациями. Тем не менее, неоднократно высказывались мнения о возможности применения п. 3 ст. 424 ГК РФ в тех случаях, когда отчуждение исключительного права производится не первоначальным, а производным правообладателем.

Когда объектом договора отчуждения является исключительное право на произведение или объект смежных прав не должно быть условий, ограничивающих право автора, исполнителя на создание аналогичных объектов, по такой же тематике, жанру.

Основными обязанностями по договору об отчуждении исключительного права на произведение (объект смежных прав) в отношении правообладателя являются обязанность по передаче права на определенном материальном носителе. Зачастую это сопровождается подписанием акта приема-передачи. Также, в некоторых случаях, при отчуждении например программы для ЭВМ, которая была до этого зарегистрирована, государственная регистрация отчуждения также предполагается.

По общему правилу, момент перехода права определяется моментом заключения договора или моментом государственной регистрации.

Одним из частых условий договора отчуждения объекта авторского права является условие о воздержание правообладателя от совершения действий, которые препятствуют осуществлению переданного исключительного права.

При этом основной обязанностью приобретателя исключительного права является выплата вознаграждения, последствия нарушения которой, предусмотрены в п. 5 ст. 1234 ГК РФ, но не исчерпывающим образом. Например, предъявляя требование о переводе права на себя, прежний правообладатель может, но не обязан одновременно предъявлять требование о расторжении договора, по которому он отчуждал право. Отсутствие требования со стороны истца расторгнуть договор, по которому он передавал исключительное право и который не был исполнен полностью ответчиком, не является основанием для отказа в иске о защите нарушенного права.

Таким образом, планируя передать и принять исключительное (имущественное) право на произведение, стороны должны позаботиться о том, чтобы в заключаемом договоре, характеристики произведения были четко определены, и была возможность однозначной детализации произведения, а также, соблюдены иные вышеизложенные условия, во избежание дальнейшей оспоримости подписанного документа.

Источник

Занятия 3-5. Правоотношения в сфере интеллектуальной собственности

Задача №2

Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет, и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение. Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности признания автором одного из родителей, но и Витя, по его мнению, не сможет самостоятельно осуществлять целый комплекс прав и обязанностей, связанных и созданием изобретения.

Какие лица могут быть субъектами интеллектуальных прав? Возможно ли признание малолетних граждан авторами объектов интеллектуальной собственности? Дайте юридическую оценку ситуации задачи.

Решение:

Субъектами права интеллектуальной собственности являются: творец (творцы) объекта права интеллектуальной собственности (автор, исполнитель, изобретатель) и другие лица, которым принадлежит по завещанию и по договору личные имущественные права интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст. 1347 ГК РФ автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что 13-летний Витя будет являться автором изобретения. И в качестве автора в заявке на патент должен быть указан именно Витя. Однако в силу того, что Витя является лицом, не достигшим возраста полной дееспособности (малолетним), то в соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки от его имени могут осуществлять его родители.

Но уже при достижении возраста 14 лет Витя в соответствии с ч. 2 ст. 26 ГК РФ может самостоятельно осуществлять все права автора изобретения..

Задача 3

Между двумя авторами и театром заключен договор,по которому один из авторов обязался к обусловленному сроку написать либретто,а другой-музыку. Театр принял на себя обязанность поставить спектакль в случае одобрения заказанного произведения. Среди студентов возник спор: что в данном правоотношении является его объектом?
Одни считают,что объектом правоотношения является поведение автора либретто и композитора,взявших на себя обязательство создать произведение. Другие говорят,что объектом надо считать и поведение театра,принявшего на себя обязательство исполнить произведение авторов. Третьи полагают,что отношение возникло по поводу такого блага,как произведение. Некоторые усомнились в том,что есть ли в данном правоотношении вообще объект.

Предмет договора во 1 это произведение, затем идут композиции, а в 3 только лишь обязательства театр

Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта

1. Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Задача 4

Писательница Григорьева-Кравцова обратилась к мировому судье с иском об истребовании из чужого незаконного владения своего имущества, удерживаемого ее знакомой, журналисткой Володарской: личной переписки писательницы, содержащей ее суждения о роли интеллигенции в русской истории, и гербария, который Григорьева-Кравцова изготовила, когда обучалась в начальной школе. Мировой судья отказал в приеме заявления, сославшись на то, что такое имущество не подлежит виндикации в силу отсутствия у него материальной ценности, а также обусловленной этим невозможности определить цену иска и исчислить размер государственной пошлины.

Дайте оценку решению судьи.

Результаты творческой деятельности в отличие от вещей представляют собой блага нематериальные. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Материальный носитель творческого результата выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.

Нематериальные блага неотделимы от личности, и, соответственно, они не могут отчуждаться от своих носителей. В соответствии со ст.2 ГК РФ, гражданское право обеспечивает их защиту.

Таким образом, решение судьи неправомерно, требования Григорьевой-Кравцовой должны быть рассмотрены и при наличии необходимых доказательств удовлетворены.

В соответствии с ч.3 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, составляет 200 рублей для физических лиц.

Задача №5

Занятия 3-5. Правоотношения в сфере интеллектуальной собственности

Задача №2

При продаже на Невском проспекте художниками своих картин один из покупателей выбрал картину с изображением моста через Неву. При упаковке картины художник предупредил покупателя, что он передает единственный экземпляр картины и что ему необходимо будет явиться на квартиру покупателя для воспроизведения картины. Покупатель усомнился в правомерности требований художника, так как он становится собственником картины, а художник утрачивает на нее все права.

Какое разъяснение должно быть дано продавцу и покупателю, если они обратятся в юридическую консультацию? В чем различие между материальными и нематериальными объектами гражданского права? Что представляют собой результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав?

Таким образом, покупатель приобрел право собственности на картину и может делать с ней, что хочет, даже уничтожить. При этом он не обязан предоставлять право доступа к картине художнику. В тоже время художник обладает исключительным правом использования изображения, присутствующего на конкретной картине. Он может повторить это изображение на других картинах и извлекать из этого материальную выгоду, без его согласия невозможно использование в коммерческих целях указанного изображения, в том числе и покупателем картины.

Статья 1292 ГК РФ 1. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Задача №3

Рощин с этим не согласился и, в свою очередь, выразил готовность оплатить Никитину стоимость красок и холста. Использование не принадлежащих ему холста и красок Рощин объяснил тем, что приехал в Дом творчества с пустыми руками. Увидев, однако, поразивший его зимний пейзаж, он испытал прилив творческих сил и не удержался от искушения написать картину. Поскольку Рощин и Никитин договориться между собой не смогли, спор был передан на решение согласительной комиссии Санкт-Петербургского отделения Союза художников.

Возможно ли решение спора между художниками?

В соответствии со ст.220 Гражданского кодекса РФ переработка – это изготовление новой движимой вещи из материалов, не принадлежащих изготовителю. Именно нелегитимность использования материалов отличает переработку от обычного порядка возникновения права на вновь создаваемое имущество.

Право собственности на эту вещь приобретает собственник материала, при этом он обязан возместить изготовителю стоимость переработки.

В порядке исключения изготовитель может стать собственником новой вещи при одновременном наличии 3 условий: стоимость переработки существенно превышает стоимость материала (стоимость определяется по соглашению сторон или судом), изготовитель добросовестен, изготовитель осуществил переработку для себя.

Таким образом, в указанном споре по общему правилу прав Никитин. Так как из условий задачи следует, что Рощин осознавал, что краски и холст ему не принадлежат, то в случае если даже стоимость переработки существенно превысит стоимость материала, условие добросовестности соблюдено не будет.

Задача №4

Художник Марков написал картину и выставил ее на продажу в одной из художественных галерей Москвы, где ее вскоре купил один из московских банков для украшения переговорной комнаты. Впоследствии некоторые фрагменты этой картины были воспроизведены в дизайне других помещений банка. Узнав об этом Марко предьявил к банку требование о расторжении договора купли-продажи и возврате ему картины. Банк отказался выполнить это требование, и тогда художник обратился в суд с иском об истребовании картины из владения банка на основании ст. 302 ГК. В обоснование исковых требований Марков сослался на то, что банк грубо нарушил его интеллектуальные права, установленные международными конвенциями по авторскому праву и ст.2 ГК РФ

Вправе ли автор картины защищать свои авторские права таким образом? Как соотносится право собственности и право интеллектуальной собственности? Может ли банк как собственник картины воспроизвести некоторые ее фрагменты в дизайне своего офиса без согласия автора?

Изменится ли решение, если художник продал банку проект поздравительного адреса со стихотворением в честь одного из известных политических деятелей, а потом потребовал передать ему копию этого адреса для перепечатки стихотворения, которое он забыл?

Правовые нормы в отношении объектов интеллектуальной собственности означают существование следующего принципа.

Этот простой принцип часто превратно понимается из-за дуализма интеллектуальной собственности, поскольку объект интеллектуальной собственности существует в виде нематериального объекта (изобретения, литературного произведения, произведения изобразительного искусства и т.д.) и материального объекта, в котором этот нематериальный объект воплощен (товар).

Принцип правовой охраны относится только к нематериальным объектам интеллектуальной собственности и не может относиться к материальному объекту, в котором воплощен объект интеллектуальной собственности. Например, покупатель книги имеет право использовать книгу, в которой воплощено литературное произведение, по ее основному предназначению, т.е. для чтения, изучения, цитирования, критики, полемики и т.д., но не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности (литературное произведение), воплощенный в книге. Владелец книги не имеет права воспроизводить произведение (копировать), переводить его, публично исполнять, размещать в Интернете и т.д. Аналогичное положение справедливо и для иных объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, принцип правовой охраны относится только к объектам интеллектуальной собственности, но не имеет отношения к товарам, в которых эти объекты воплощены. Следовательно, любые товары, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, могут свободно использоваться по их прямому предназначению, продаваться, обмениваться и т.д. Ради такого предназначения потребительские товары производятся и приобретаются.

Таким образом, банк имеет право отказать художнику в предоставлении его картины, но не имеет право использовать фрагменты картины в дизайне офиса без согласия автора. Суд откажет Романову в иске об истребовании картины на основании ст. 302 ГК РФ.

Во втором случае решение не изменится, собственник обладает правом владения, пользования, распоряжения вещью и поэтому не обязан передавать ее по требованию третьих лиц.

Задача №5

Предприятие заказало дизайнеру разработать оригинальный товарный знак для обозначения выпускаемой им продукции. Разработанный товарный знак администрации предприятия понравился, и она в установленном порядке получила на него охранное свидетельство. У разработчика товарного знака и администрации предприятия возникли сомнения относительно того, что является объектом договора, заключенного между дизайнером и предприятием, и объектом прав предприятия, которому на товарный знак выдано свидетельство. В чем различие между результатами интеллектуальной деятельности и исключительными правами на них как объектами гражданских прав? За разъяснением стороны обратились к юристу.

Что Вы можете сказать по этому поводу?

Нематериальные блага. Прежде всего, это результаты интеллектуальной деятельности человека. В результате интеллектуальной деятельности человека создается то, что ранее не было известно человечеству. Поэтому интеллектуальная деятельность регулируется особыми правилами. Результаты интеллектуальной деятельности не имеют материального воплощения. Скажем, произведения литературы, науки и искусства. Под произведением литературы, науки и искусства как результатом интеллектуальной деятельности понимается не книга, в которой находят выражение эти результаты, не материальный объект. Содержанием произведения как нематериального объекта является система образов, мыслей, идей, то, что пощупать нельзя. Другое дело, что система образов, мыслей и идей воплощается в книге. Нужно различать материальный объект, в котором воплощаются эти идеи, и сами эти идеи, систему художественных образов и т.д. Это не материальный объект, и здесь применяются различные права. Он становится автором произведения, а владелец книги приобретает право собственности на эту книгу. Здесь действуют различные нормы гражданского права. Или изобретение. Это не машина, в которой воплощено изобретение, а само техническое решение, благодаря которому была создана эта машина. Это результат интеллектуальной деятельности, это не материальный объект, но он становится объектом гражданских прав. Ваше изобретение запатентовали, у вас есть патент на это изобретение, и объектом его является не материальный объект, а само техническое решение.

В соответствии с ч.3, 4 ст. 1228 Гражданского кодекса РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Из ч.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ следует, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

Таким образом, результат интеллектуальной деятельности – это само изображение товарного знака, плод труда и творчества дизайнера, не материальный объект. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

А исключительное право на этот товарный знак – это право использовать товарный знак любым лицом (не автором), при соответствующем оформлении, предусмотренном законодательством РФ. Поэтому объектом договора между дизайнером и предприятием является товарный знак, но не как физическое изображение, а как совокупность идей дизайнера, как не материальный объект. Объектом прав предприятия, которому выдано охранное свидетельство, является возможность распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.

Источник

Театральная постановка: авторские и смежные права

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 5

Начнем несколько необычно, а именно обозначим конкретную ситуацию, к которой будем периодически обращаться для иллюстрации сказанного.

Авторские права

На все произведения науки, литературы и искусства, поименованные в п. 1 ст. 1259 ГК РФ и прямо не поименованные, но созданные творческим трудом автора, признаются авторские права, включающие (ст. ст. 1226, 1255 ГК РФ):

Группа личных неимущественных прав всегда остается за автором, отказ от этих прав ничтожен.

Для возникновения авторского права не имеет значения, обнародовано произведение или нет, но важно, чтобы оно было выражено в какой-либо объективной форме, в том числе письменной или устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), форме изображения, форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Возможные способы использования произведений науки, литературы и искусства приведены в п. 2 ст. 1270 ГК РФ (в частности, это распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров, прокат оригинала или экземпляра произведения, публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств). Собственно, перечень способов использования произведения открыт.

В связи с созданием театральной постановки в рассматриваемом примере возникают следующие объекты авторских прав:

А что же режиссер-постановщик? С ним немного сложнее. Попробуем разобраться, какие права и на что возникают у режиссера.

Возникает ли у режиссера-постановщика авторское право на постановку?

В современном театре режиссер-постановщик является творцом, художником, идеологом, организатором, педагогом, помогающим актеру в создании сценического образа, а также создателем, объединяющим творческой волей на содержательном и художественном уровне все компоненты сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение. В то же время в части четвертой ГК РФ не содержится упоминания об авторском праве режиссера-постановщика на его постановку. При этом законодатель относит режиссера-постановщика к исполнителям и признает за ним смежное право на постановку (пп. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1313 ГК РФ).

Внимание! Если для возникновения авторского право достаточно зафиксировать произведение на каком-либо носителе (в том числе на бумаге) либо просто выразить его устно, то смежное право на исполнение возникает только тогда, когда это исполнение (режиссерская постановка) выражено в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Тогда театру потребуется оговаривать передачу только смежных прав режиссера-постановщика и только в случае создания записи (аудио-, видео-) спектакля (см. пример).

По нашему мнению, творческим трудом режиссера-постановщика создается произведение, которое по сути является литературным произведением. Его можно назвать «режиссерский сценарий». Оно содержит краткие указания по актерской игре, установке декораций, использованию костюмов, а также замечания по освещению, шумовому оформлению, движениям, сценическому действию.

В примере театр и режиссер-постановщик могут заключить договор о передаче исключительного авторского права на произведение «режиссерский сценарий». С точки зрения защиты прав театра и создателя театральной постановки и режиссера этот вариант представляется нам наиболее логичным.

Служебное произведение

В ст. 1295 ГК РФ закреплена презумпция передачи исключительного права на служебное произведение работодателю.

Правовой статус театральной постановки Объект авторского права?

Сразу скажем: в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, где приведен перечень объектов авторского права, театральной постановки не найти. Вместе с тем этот перечень открыт, а значит, театральная постановка может быть отнесена к самостоятельным объектам авторского права, если является результатом творческого труда автора (соавторов) и выражена в объективной форме.

Сложный объект

В примере спектакль включает следующие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности:

С точки зрения ст. 1240 ГК РФ театр выступает лицом, организовавшим создание сложного объекта.

Примечание. В Постановлении N 5/29 (п. 19.1) разъяснено, кто подразумевается под организатором создания сложного объекта: это лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта. Например, это театральный продюсер. Добавим сюда также спонсора, заказавшего и оплатившего создание произведения.

В примере театру в договоре с композитором, на основании которого театр приобретает право использования музыкального произведения, специально созданного для спектакля, необязательно оговаривать переход исключительного права: в абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ установлена презумпция перехода такого права организатору. То же самое касается права на произведение режиссера-постановщика.

Авторы театральной постановки

Общественное достояние

Чтобы поставить спектакль, театр должен получить разрешение на использование литературной основы (например, пьесы). Исключением является тот случай, когда произведение перешло в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ). Общественным достоянием произведение (как обнародованное, так и необнародованное) становится по истечении срока действия исключительного права на него. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Охраняются при этом только авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Поскольку в примере автор романа «Обломов» И.А. Гончаров умер в 1891 г., срок действия исключительного права на его произведения истек, они находятся в общественном достоянии и театр вправе свободно использовать роман «Обломов» как литературную основу своего спектакля без разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Смежные права Права публикатора

В п. 1 ст. 1268 ГК РФ обнародование определяется как осуществление действия или дача согласия на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Изменим условия примера. Представим, что в качестве литературной основы спектакля выбрана необнародованная пьеса М.О. Зимина «Эхо», перешедшая в общественное достояние. Причем данная пьеса впервые публично показывалась уже после перехода в общественное достояния другим театром («Юность»). Пьеса была предоставлена театру «Юность» К.Л. Зиминой (родственницей автора произведения), и именно у нее возникли права публикатора произведения. Исключительное имущественное право публикатора театр «Юность» выкупил у К.Л. Зиминой.

Таким образом, АУ «Драмтеатру «Свет и тень» необходимо будет заключить с театром «Юность» лицензионный договор, дающий право на публичный показ пьесы «Эхо» и использование ее иными способами.

Фонограмма

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

В примере театр является изготовителем фонограммы (ст. 1322 ГК РФ), а значит, обладателем исключительного (смежного) права на нее (ст. 1324 ГК РФ).

Исполнение

Как известно, единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций (п. 5 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» ).

Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Для НКО экономическая выгода в данном случае состоит в использовании объекта в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *