циолковский земля колыбель человечества но нельзя вечно жить в колыбели

Правила жизни Константина Циолковского

Мать взяла двух моих старших братьев шести и пяти лет и пошла с ними прогуляться. Когда вернулась, начались родовые боли, и на следующий день появился новый гражданин Вселенной Константин Циолковский.

Однажды стащил медную монету со стола. Оставили без чаю. Долго рыдал и приходил в отчаяние.

Любил мечтать и даже платил младшему брату, чтобы он слушал мои бредни.

Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее.

Какой-то инстинкт отталкивал меня от женщин, хотя я был очень слаб к ним. Может быть, это было результатом крайне страстного увлечения идеями, которое пересиливало животные стремления.

В день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекла для электрических машин. Все же про свадьбу пронюхали как-то музыканты. Насилу их выпроводили.

До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены.

Я любил пошутить. У меня был большой воздушный насос, который отлично воспроизводил неприличные звуки.

Основанием моей естественной философии было полное отречение от рутины и познание Вселенной, какое дает современная наука.

Я чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи. В физике, химии, биологии я вижу одну механику. Весь космос — только бесконечный и сложный механизм.

Спиритуализм, помимо своей научной необоснованности, обещает что-то смутное, неопределенное, возмездие за ошибки. Я же ясен как день.

Наши интересы и интересы правнуков сливаются. Если правнукам будет плохо, то космос будет несовершенен. А если он будет таков, то и нам будет несладко. Стараясь о внуках, мы заботимся о самих себе…

Если разумность на земле еще слабо проявляется, то это объясняется младенческим возрастом человечества. Ведь и человек-гений, пока не вырос, глуп, как низшее животное.

Для человечества нужны люди с волей, как нужны здоровые, а не больные. Фаталист есть больной. Он должен вылечиться или остановиться в размножении, чтобы не дать безвольное потомство.

Несчастья возвышают человека (если, конечно, они в меру, по силе избранного), а счастье, успех, удовлетворение страстей — развращают, обезличивают и расслабляют.

Нравственность земли такая же, как и небес: устранение всяких страданий. Эту цель указывает разум. Не будет кругом меня страданий — и я тогда не подвергнусь им в этой или бесконечной будущей жизни.

Многочисленное население Земли будет усиленно размножаться, но право производить детей будут иметь только лучшие особи. Исчезнут из характера низшие животные инстинкты.

Все прошедшие и будущие смерти суть иллюзии, смертей нет, а есть только рождения. Уничтожения нет, а есть только преобразование. Тяжелая и дурная земная жизнь есть случайность, очень редкая во Вселенной.

Лучше медленный прогресс с возможным ограничением страданий и насилия, чем бешеный, но с большими муками. Все бывает и даже иногда необходимо, но возможное ослабление насилия — надежнее.

Люди будущего окружат Солнце искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет и их спутников. Это даст возможность существовать населению, в два миллиарда раз более многочисленному, чем население Земли.

Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.

Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.

Слабость людская более склонна почитать и возвышать умерших. Полезнее поддерживать живых гениев. ≠

Источник

Константин Эдуардович Циолковский

ТочностьВыборочно проверено

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя — 19 сентября 1935, Калуга, СССР) — русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.

Цитаты [ править ]

— из статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1911—1912
— фрагмент выступления Циолковского из Калуги по Всесоюзному радио 1 мая 1935 года для участников первомайской демонстрации в Москве [3]

На гробнице Ламарка его дочь сделала надпись: «Ты будешь отомщён». Как много говорят эти слова.
Профессора знаменитого Ньютона заставили сбежать в чиновники. То же случилось и с нашим Менделеевым: он ушёл из университета ещё в силах. Кювье преследовал Ламарка и провозгласил его со своими собратьями-академиками идиотом. Великая рукопись Ньютона валялась без внимания и была напечатана много лет спустя после её написания. Эдисон долго скитался в бедности, не находя приложения скрытым в нём силам. То же было и со знаменитым Бербанком.
Всё это продолжает совершаться и теперь, в особенности в таких некультурных странах, как старая Россия.
Великие дела творили не присяжные учёные, а люди, в общепринятом смысле, маленькие. Таковы, например, артиллерист Энгельгардт и великий Либих, не кончивший среднюю школу и попавший в профессора только благодаря протекции и связям Гумбольдта.

…Это даст возможность даже громадные оранжереи делать со стенками очень тонкими. Может быть, даже и растения переработаются так, что будут жить без внешней газовой среды, перерабатывая всё внутри себя, как зоофиты (кактусы). Если мы мечтаем о таком преобразовании для животных, то тем более можем научно думать о том же для более простых существ, каковы растения.

Источник

«Человечество не останется вечно на земле»(Циолковский)

КО Д Н Ю К О С М О Н А В Т И К И

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ОСТАНЕТСЯ ВЕЧНО НА ЗЕМЛЕ» (ЦИОЛКОВСКИЙ)

«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

«Смело же идите вперед, великие и малые труженики земного рода, и знайте, что ни одна черта из ваших трудов не исчезнет бесследно, но принесет вам в бесконечности великий плод»

К.Э. Ц И О Л К О В С К И Й.

«Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждёт рождения в нём Бога. Бог ждёт рождения в нём человека».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «МОНОЛОГ ВАСЬКИ БУСЛАЕВА».

ПРАВОСЛАВИЕ И КОСМИЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ

. В советское время в педагогическо-просветительской теории, культурологическо-воспитательной практике широко и успешно практиковался жанр С Е М И Н А Р И Я. Методологи и методисты, профессионалы-специалисты, имевшие серьёзный опыт, разрабатывали, в частности, С Е М И Н А Р И И, посвященные великим деятелям культуры, государственности, духовности.

Думается, Минпросу и Минкульту не мешало бы озаботиться подготовкой СЕМИНАРИЯ по проблемам космической астрономии, гуманитарного космосознания, теоретической и практической космонавтики, космического человекознания.

Одна из важнейших проблем этики, эстетики, педагогики, психологии, народознания – проблема Ч Е Л О В Е К А, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Современник Циолковского ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ вочеловечил, опоэтизировал «вечный зов» цивилизационного развития в стихотворении «ХВАЛА ЧЕЛОВЕКУ»:

Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети. Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод, В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот, Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах, Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно, Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром, И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам, Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы, Множишь тысячи коварств,-

Но, отважный, со стихией После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь Бег в пространстве, меж светил,-

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!

«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ»

«Сгиб эпох» Х1Х – ХХ столетий характеризовался «могучим клублением сил». Формирование личности, биографии, научно-технического потенциала, творчества Константина Эдуардовича Циолковского… В научном студенческом кружке, школьно-научном кружке отроки и отроковицы могут изучать деятельность, искания и обретения сына земли Рязанской и Калужской в контексте истории Государства Российского…

Могут быть предложены темы реферативных сообщений:

Циолковский и Джордано Бруно

Циолковский и Фёдоров

Циолковский и Бердяев

Циолковский и Флоренский

Циолковский и Вл. Соловьёв

Циолковский и Булгаков

Циолковский и Вернадский

Циолковский и Чижевский

« ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН, КАК МНОГО ДУМ НАВОДИТ ОН…»

Мемуаристка вспоминает: «К Христу относился как к великому гуманисту и гениальной личности, провидевшей интуитивно истины, к которым впоследствии ученые подошли посредством науки. Таково, например, изречение Христа «в доме отца моего обителей много». Циолковский видел в этом изречении Христа мысль о многочисленных обитаемых мирах.
Недосягаемо высоко ставил Циолковский Христа в отношении этики. Его гибель за идею, его скорбь за человечество, его способность «все понять, все простить» приводили его в экстаз. Но с таким же восторгом он относился и к самоотверженным деятелям науки, спасавшим человечество от смертей, болезней, изобретателям, облегчавшим человеческий труд».

Православный Циолковский

В 1925 году Циолковский выпустил в Калуге брошюру «Причина космоса»;

В данной работе Константин Эдуардович обосновывает свое богопонимание.

Учитывая важность затрагиваемых здесь проблем, позволим себе процитировать

Циолковский и религия

Распространяя материалистический взгляд на Вселенную и ее эволюцию, Константин Эдуардович пытался выделить первопричину всего сущего, «смысла» космоса: «почему все проявляется в той, а не в другой форме, почему существуют те, а не другие законы природы? Ведь возможны и другие. На то должна быть какая-нибудь причина, как и причина всего мира. » Ответом было: «Бог есть причина всех явлений: причина вещества и всех его законов».

Разграничивая Бога и Вселенную и ставя последнюю в причинную зависимость от первого, Циолковский замечает: «Бог есть то, что распоряжается всеми нами, от чего зависит и судьба людей, жизнь и счастье всего существующего, судьба солнц и планет, судьба всего живого и мертвого. И такой Бог есть, потому что это Вселенная. » Это тот синтез материализма и религии, к которому и до Циолковского приходили философы-пантеисты, пытающиеся примирить противоположность духа и материи. Итак, делаем заключение : отождествляя Бога и Вселенную, Циолковский как бы провозглашает космический пантеизм.

БИБЛИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ.

Учеников, курсантов и студентов надлежит знакомить с первичными требованиями и навыками научной работы (реферирование, компилирование, аннотирование).

В качестве примера приведём публикацию тезисов сообщения В.Е.Ермолаевой (Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга. Секция «Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского».2006 год).

1. К. Э. Циолковский «увлекался евангелием» с юности. Видение на небе главного символа христианства – креста и человеческой фигуры, посетившее Циолковского в 28 лет, обнаружило громадную духовную работу в русле постижения ведущих идей европейской части человечества.

2. Учёный стремился понять и объяснить внутренне воспринятую им великую истину христианства и себе, и всем, кто не сумел увидеть её. Именно с этой целью он стремился «перевести» на язык современности Евангелия.

3. Архетип вселенского миропорядка (движитель сознания учёного) осмысливается им в образе Бога-отца, Создателя мира, Первопричины Вселенной. Идея согласия веры и знания становится ведущей для Циолковского до конца дней, хотя контуры веры с возрастом и в условиях агрессивно–атеистического государства (благосклонного к научным, но не мировоззренческим идеям учёного) приобретают всё более абстрактный характер: христианский рай преобразуется в картину вечного счастья совершенных обитателей космоса.

4. Бог Циолковского – Творец мира и его законов, Первопричина космоса и его верховный правитель. Но в то же время – это живой личный Бог, который может поддержать и спасти, идея любви, животворящей Истины, осуществлённая в совершенном Космосе и принесённая на Землю, открытая людям Великим Галилейским Учителем.

5. Циолковский принимает символ Божественной Троицы и пытается понять его: «Верно, что дух правды или истины от сына, т.е. от человека исходит, человек же или другое разумное существо от отца. Всё вместе – одно». Но при этом он не учитывает персоналистический смысл христианского символа, призыв к развитию личности христианина, сознательного свободного выбора пути истины и любви. Н. А. Бердяев писал: «Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждёт рождения в нём Бога. Бог ждёт рождения в нём человека».

6. Распыление данной личностной «композиции» в атомы, пусть и одушевлённые, с последующей сборкой в новые «композиции», противоречит христианской идее посмертной ответственности, и это учёный тоже чувствовал. Возможно, конечно, его, как и многих христианских мыслителей, смущала идея вечных мук грешников, он не верил в совмещение такой жестокости и безграничного милосердия божья. Но всё же избавление от неудачных композиций атомов, жертвуя и более удачными, трудно считать решением проблемы в христианском духе.

7. Возможно, дополнение христианства рассуждениями такого рода с позиций космической судьбы человечества заставила нашего, тоже отнюдь не ортодоксального христианина Бердяева резко выступать против «космического прельщения» и космоцентризма.

8. Непонимание персоналистического смысла Нового завета всё же не позволяет считать Циолковского не христианином, хотя и выводит за рамки ортодоксальных версий христианства. Выход за рамки любой догмы вызывает особенное сочувствие к несчастной посюсторонней земной реальности, которая нуждается в преображении в духе великих истин любви и сострадания всему чувствующему. Именно такое преображение имеют в виду космические и все остальные проекты учёного. Неверны попытки истолковать их в другом контексте.

9. Наш великий учёный – христианин, прежде всего, по его любви к человечеству, по стремлению облегчить ему путь к преображению, осуществлению христианских ценностей.

10. Он христианин по своей творческой мощи – ответу на сокрытое требование Бога (Бердяев). Царство Божье не только ожидается, но и творится.

11. Наконец, он христианин по нравственной высоте и благородству личной судьбы.

Нам Циолковский напророчил,
Что в космос выйдет человек.
В его мечтах поставил точку
Мятежный наш двадцатый век.
Прочь, страх, неверие, сомненья,
И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.
Всего один виток — начало
Неведомого нам пути…
А уж мечтатели сказали:-
На Марсе яблоням цвести!
Так будет ли? Пока не знаем —
И на Земле проблем не счесть…
Но «ближний космос» обитаем,
И в этом все же что-то есть!
Пусть не за тысячу парсеков,
>Немного ближе — на Луну
Нога ступила человека,
Преграду взяв еще одну.
И спутники к далеким звездам
Весть о землянах унесли —
Прими, великий космос, грозный,
Привет от маленькой Земли!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Константин Циолковский: мыслитель, опередивший время

циолковский земля колыбель человечества но нельзя вечно жить в колыбели. Смотреть фото циолковский земля колыбель человечества но нельзя вечно жить в колыбели. Смотреть картинку циолковский земля колыбель человечества но нельзя вечно жить в колыбели. Картинка про циолковский земля колыбель человечества но нельзя вечно жить в колыбели. Фото циолковский земля колыбель человечества но нельзя вечно жить в колыбели

Два дня назад мы дружно, в едином порыве отметили 55 лет со дня, когда Юрий Гагарин сказал: «Поехали!» – и унёсся на своей ракете в космическую чернь. Кто-то, как жители Пензы, выложил своими телами огромную свастику, напоминающую цифру «55», а кто-то, как сошедший с ума миллионер Стерлигов, говорит, что Гагарин никуда не летал, а космос – это: «Выдумки проклятых колдунов-учёных для дурачков». Странно, человек пользуется электричеством, активно делится своим психическим расстройством в Твиттере, но обзывает колдунами всех учёных, забывая, что технический прогресс позволяет ему вести свою сумасшедшую пропаганду.

Но не будем о странном и до слёз смешном, поговорим о великом, о людях, которые отдали свою жизнь, здоровье и душу покорению космоса. Нельзя не упомянуть гения Королева, Артемьева, Ефремова, Тихонравина. Ну а без товарищей-космонавтов не было бы первых космических побед.
Но даже несмотря на их высочайший неоценимый вклад, все они последователи великих идей одного из самых загадочных людей в истории. Наука так устроена, что для её толчка нужна теория. Каждому отважному практику нужен свой неординарный теоретик. Так вот, все вышеперечисленные – практики, последователи гениальных идей сумрачного гения с трагической судьбой. Более точного и краткого описания его личности найти трудно.

С самого начала

Напряжённая, наполненная непрестанными поисками, до предела насыщенная внутренним содержанием жизнь Циолковского небогата внешними событиями. Детство и вовсе было тихим и спокойным. Родился в семье лесничего, в селе Ижевское Рязанской губернии. Отец происходил из дворянского шляхетского рода, чья слава была недолгой. Довольно быстро Циолковские обеднели, и в период кризиса Речи Посполитой постоянно меняли ПМЖ, расставшись со всякими привилегиями. Предки матери были из татар, перешедших на службу Великой Московии. Мария Ивановна была гораздо образованнее своего ненаглядного мужа.

И всё было хорошо и беззаботно до того, как Косте не исполнилось 9 лет. Катаясь на санях, он простудился и заболел скарлатиной. Все было настолько серьёзно, что вызванные осложнения навсегда лишили парня слуха. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым тёмным временем его жизни». Остаться в 9 лет совершенно глухим – участь кошмарная, пока сверстники познают мир, играют, наслаждаются беззаботной жизнью. Но детям гораздо проще пережить подобные трагедии.

Примерно в то же время, одинокий инвалид (давай называть вещи своими именами), дабы хоть как-то занять себя, начал проявлять интерес к мастерству и заниматься тем, что можно назвать предтечей первых опытов.

Надо сказать, что семейству было очень далеко до зажиточности. Отец потерял работу, но родственники помогли ему устроиться на новом месте в Вятке. Там же он и поступил в мужской класс гимназии. Учёба стала для него адом. Строгие учителя не делали поблажек глухому парню. Контактировать со сверстниками ему было тяжело, а учиться со временем ещё сложнее. Страшно подумать, но будущего общепризнанного гения оставляли на второй год, а потом и вовсе выгнали. После этого он уже нигде не учился, получая знания исключительно из библиотеки отца.

По городу Костя передвигался исключительно пешком не потому, что презирал экипажи, а для того, чтобы на сэкономленные деньги приобрести книг. Каждый вечер он штудировал и штудировал новый материал, жадно поглощая любую информацию.

Ещё одним спасением была единственная бесплатная публичная библиотека Чертковская. Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические. Увлечённо читал Шекспира, Льва Толстого, Тургенева. Циолковский собственными силами изучил дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую, сферическую геометрию, астрономию, механику, химию (тогда как ты не смог освоить школьный курс физики).

Именно там произошло знакомство, которое во многом определило дальнейший научный путь Циолковского. Николай Фёдоров, основоположник русского космизма, тщательно взялся за способного парня и, по воспоминаниям самого учёного, снабжал его обилием запрещённых книг. Хотя надо сказать, что о космосе они так и не говорили. Но именно Фёдоров заменил ему всех профессоров.
Однако безработному студенту пришлось возвращаться на родину, ибо здоровье папеньки сильно пошатнулось, он собирался уходить на пенсию. Пришлось Константину браться за ремесло.

Досужие мыли учителя-гения

На родине снаряжённый огромным багажом знаний в 1879 году Константин Эдуардович сдал экстерном экзамен на звание учителя средней школы и начал преподавать математику в школе маленького подмосковного городка Боровска. Он мог бы и не работать, продолжая посвящать время научным исследованиям, тем более что семейство собиралось по моде того времени приобрести дом и жить на доходы от него. Но Костя сам, что называется, «профукал» своё счастье после ссоры с отцом.

Стоит отметить, что Циолковский сдал даже предметы, которыми никогда не интересовался, например богословие, буквально проштудировав их накануне. Это не талант и не предрасположенность, это упорство. Вскоре Константин стал первым парнем в училище, со временем расширяя свою преподавательскую деятельность и заменяя менее способных коллег. И это, несмотря на глухоту. Получалось же.

Это был, пожалуй, самый спокойный и благополучный период в жизни учёного. У него появились друзья, семья, стабильная работа. Что ещё для счастья надо? Кстати, связать свою судьбу с Циолковским не побоялась дочь священника-старообрядца. Это была долгая семейная жизнь, которую, увы, нельзя назвать счастливой.

После занятий в училище и по выходным Циолковский продолжал свои исследования дома: работал над рукописями, делал чертежи, ставил эксперименты. В доме у него сверкали электрические молнии, гремели громы, звенели колокольчики, плясали бумажные куколки.

Условия для творческой деятельности были тяжёлыми: чиновники считали Циолковского учителем-самоучкой, вольнодумцем, работы которого не заслуживают внимания. Нужны были исключительные энергия и настойчивость, чтобы преодолевать косность и равнодушие, нужны были темперамент борца и романтика мечтателя, чтобы не потерять вкуса к новым научным исканиям, самоотверженно служить науке, горячо стремиться принести пользу народу.

Первые результаты были омрачены рядом неприятных фактов. У Циолковского не хватало знаний, и его статья о теории кинетических газов не открыла ничего нового. Всё и так было известно. А тот самый Менделеев, изучив его труд, обрадовал молодого ученого новостью о том, что теорию открыли 25 лет назад.
Второй труд – «Механика подобно изменяемого организма» также не вызвал особого восторга у ученой среды. Однако все отметили способности и талант Циолковского. Только вот знаний не хватало.

Но Циолковский не сдавался. Он продолжал излагать свои мысли, подтвержденные слабыми практическими доказательствами в мастерской. Но именно эти труды заложили фундамент и залили бетоном теоретическую космонавтику. Эти исследования так же важны, как фильмы братьев Люмьер для современного кинематографа.

В 1883 году Циолковский подготовил своё первое исследование «Свободное пространство». В этой работе он дал анализ физических явлений, которые мог бы наблюдать человек в межпланетном пространстве. Проще говоря, здесь он впервые донёс до широкой общественности мысль о том, что единственным возможным способом передвижения в свободном пространстве является реактивное и привел приблизительную схему подобного корабля.

Следующее большое исследование «Теория и опыт аэростата» посвящено обоснованию теории и созданной Циолковским конструкции управляемого аэростата с цельнометаллической оболочкой. Его ещё называют «Дирижаблем Циолковского». Это научный труд сильно взбаламутил спокойные воды научного сообщества. Такие деятели, как Е. Жуковский и А.Г. Столетов пригласили Циолковского в Москву для доклада на заседании физического отделения Московского общества любителей естествознания. Доклад был воспринят на «ура», и следующие годы Циолковский постоянно дорабатывал свою идею, пытаясь наскрести денег на публикацию книги. Помогали друзья, помогали очень медленно и ровным счетом для того, чтобы издать её не с первого раза. К сожалению, того ажиотажа, который чаяло увидеть научное сообщество, книга не вызвала.

В 1894 году Циолковский опубликовал в журнале «Наука и жизнь» работу «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина», где предложил такую форму и устройство самолёта, к которой человечество пришло только через треть века. Первый в мире аэроплан, обшитый железными листами, совершенно иной формы. Работу восприняли в штыки, но, видимо, между работой учёного и реализацией должно было произойти слишком много нюансов, чтобы люди поверили в то, что летательный аппарат может быть птицеподобным.

Продолжая свои исследования в области аэродинамики, Циолковский провёл в течение следующих трёх лет ряд предварительных опытов. Стремясь к их уточнению, он изобрёл у себя дома «воздуходувку». По сути, это была первая аэродинамическая труба открытого типа, которая позже пригодилась для разработки летательных аппаратов. Сейчас их используют даже в качестве развлечения, а тогда подобное открытие сильно взбаламутило научный мир. Надо же, ничего сложного на первый взгляд, но какая полезная штука!

Затем Циолковский приступил к подготовке для печати сочинения, которому суждено было положить начало новой отрасли науки – теории реактивных летательных аппаратов. В январе 1903 года он направил в журнал «Научное обозрение» большую статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Первая её часть появилась в пятом номере. Но вот неудача, в журнале сотрудничали такие личности, как В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и многие передовые учёные. Жандармское управление, обеспокоенное активизировавшимися революционно мыслящими гражданами, решило прикрыть лавочку. Только через восемь лет, в 1911 году, друзьям и последователям Циолковского удалось напечатать вторую часть этой выдающейся работы.
Данное сочинение всколыхнуло научную и техническую мысль в России. В этой работе была дана теория полёта ракеты и доказана возможность применения ракетных аппаратов для межпланетных сообщений. Циолковский предложил ракету для исследования высоких слоев атмосферы, для создания искусственного спутника Земли и межпланетных путешествий.

Недоброжелательное окружение

К сожалению, революционные открытия не приносили семье желанного дохода, жили Циолковские бедно, хотя и не голодали. Львиную долю денег учёный тратил на изготовление макетов и покупку книг. Оставшихся вполне хватало для того, чтобы прокормить семью из четырёх детей. Однако на излишества средств категорически не хватало. За годы проживания в Боровске семья несколько раз вынуждена была менять место жительства, в том числе и по милости матушки-природы, которая как будто не хотела, чтобы человек постиг тайны ее небесной составляющей. Сначала потоп уничтожил половину имущества и львиную долю трудов Константина Эдуардовича. Затем был испепеляющий пожар, из которого удалось спасти лишь швейную машинку. А большинство макетов вместе с мебелью пало жертвой языков пламени.
Ещё одним ударом стало самоубийство сына Игнатия, страдавшего от душевных болезней. Однако, несмотря на невзгоды, он находил в себе силы работать дальше.

В ставшем родным Боровске большинство народа считало его чудаком, потому как вел он себя не так, как остальные: никогда не брал «дань» с нерадивых учеников, не давал платных дополнительных уроков, по всем вопросам имел собственное мнение, не принимал участия в застольях и гулянках и сам никогда ничего не праздновал, держался обособленно, был малообщительным и нелюдимым. И прозвище у него было обидное – Желябка. Коллег бесил самобытный персонаж, потому они не нашли ничего лучше, чем постоянно доносить на него за нелестные высказывания о религии. После одного из таких доносов Циолковскому пришлось переехать в Калугу, где он и закончил свою жизнь.

Циолковский отличался от толпы и в быту. Его называли «сумасшедшим», «чудиком» и словами похуже. Пока большинство населения, по воспоминаниям дочери Константина Эдуардовича, устраивало пьянки, кулачные бои и религиозные споры (в городке было три молельни), Циолковский рассекал по замерзшей реке на прародителе современного бойера – санях с парусом. Рассекающий на «чуде-юде» Константин Эдуардович сильно пугал местных девок и скотину. Казалось, что вхожий во дворянское собрание человек, носящий звание титулярного советника, не может себе позволить подобные фривольности, а он мог. Его бы так и забили палками, если бы не местное дворянство, чьим детям репетиторствовал будущий учёный. Надо сказать, что педагогический талант этого глухого мечтателя превозносился над его талантом ученого.

Сытая жизнь и настоящее признание пришли только с приходом советской власти.

Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук, а 9 ноября 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Его очень уважал Сталин, а после смерти великого мыслителя в 1935 году была создана специальная комиссия по разработке трудов Циолковского. Главное наследие ученого, его труды, в конце концов, было упорядочено.

Он доказал, что рождённый ползать летать может. Несмотря на жизненные невзгоды, он продуктивно трудился во благо науки, не обращая внимание ни на что. Это редкий пример упорства, человек сумел доказать, что как бы жизнь тебя ни била, не сдавайся. Сочинения Циолковского соединяли трезвый научный расчёт с замечательным полётом фантазии. Нынче таких людей немного – их всегда было мало, но на кого надеяться человечеству, как не на них?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *