Трансферный гид это что
Петрозаводчанин, работавший гидом в Турции, рассказал всю правду о туристах, процентах с продаж и скандальных русских
А вы знали, что при покупке сувениров, золота, меха за границей ваш гид получает процент? Именно поэтому, прежде чем отвезти вас на экскурсию или просто в отель, туристический автобус катает бедных путешественников по модным показам кожи и меха, текстильным магазинам, возит на дегустацию вина и сладостей. Петрозаводчанин, который целый сезон проработал в Турции гидом, анонимно рассказал нам о всех хитростях работы, о чаевых, стрессовых ситуациях, условиях работы и знаниях из Интернета.
Работать гидом в Турцию я поехал, будучи студентом факультета туризма ПетрГУ в 2012 году. С моими тремя одногруппниками мы досрочно сдали экзамены и в мае поехали на стажировку. Пробыть нам в Турции нужно было весь сезон — до октября. Практику организовывал филиал РМАТ. О нашей работе нам мало что рассказывали, но мы сами имели представление, чем будем заниматься.
Студентам предоставляется возможность попробовать себя в качестве трансферного гида. Но под понятием «трансферный гид» подразумевается не только сопровождение гостей от аэропорта до отеля, но и сопровождение туристов на экскурсии и в магазины и помощь отельному гиду.
Каждый туроператор на целый сезон заключает с каким-то отелем договор для аренды на все лето, и этот отель считается базовым. Здесь проходят обучение, лекции, семинары. За 3 дня нам рассказали о Турции, особенностях турецкой культуры. Честно признаюсь, приходилось самому узнавать различные факты о Турции и пользоваться Интернетом, чтобы потом подробно и интересно рассказать обо всем туристам.
Нам платили зарплату. В месяц мы получали по 430 долларов. Кроме этого, гиды имеют прямую заинтересованность в шоп-турах и покупках туристами сувениров на экскурсиях. Туроператор заключает договор с магазинами. С каждой проданной вещи гид получает 1 процент, туроператор — 20. Кроме этого, мы могли бесплатно питаться в отелях. Другое дело, мы редко успевали попасть на завтраки, обеды и ужины и приходилось покупать все самим. Оттого я, наверное, и похудел за эту поездку на 5 килограммов.
Помню, мой первый шопинг был с семьей из Чечни. Жены там накупили золота, мехов на 24 тысячи евро. В другой раз на индивидуальную экскурсию я сопровождал владельца сайта Tophotels с семьей. Его жена после экскурсии скромно протянула мне 5 тысяч рублей чаевых, и еще извинилась, что дает деньги рублями.
Что касается торговых центров. Гиды возят только в те, которые сотрудничают с туроператором. У них вся продукция сертифицирована, как правило, есть гарантия на изделие. У уличных продавцов можно с 50-процентной вероятностью купить контрафакт, и понятно, что качественная куртка и золото даже у них будут стоить дорого. Основная уловка магазинов, с которыми работают гиды, — это доставка, то есть возможность оплатить на месте 20 процентов от покупки, а остальную сумму выплачивать в России как кредит. В таком случае покупка будет доставлена курьером домой покупателю в Россию.
Для того, чтобы стать гидом, нужно обязательно иметь образование или учиться с сфере туризма и иметь начальный уровень знания английского языка. Честно признаюсь, английский в общении с турками мне не пригодился. Но чтобы пообщаться с водителями и работниками ресепшена, пришлось выучить турецкий. Все началось с изучения отдельных слов. К концу сезона я мог спокойно объясняться с турками на их родном языке. Дело в том, что всю жизнь я учил финский. По морфологии он очень схож с турецким — это агглютативный язык. Поэтому выучить его было не так уж и сложно.
То, что поголовно все русские туристы ведут себя в Турции непристойно и слишком много пьют, — миф. Гораздо хуже обстоит дело с немцами. Вот кто по-настоящему на отдыхе «отрывается». Единственный случай на моей памяти, связанный с русскими туристами, — это когда мужчина напился, вечером плюхнулся в бассейн и повредил себе голову. Тогда он настаивал, чтобы страховая компания ему оплатила все траты на медицинские услуги. Но так как он сам был виноват и находился в момент падения в нетрезвом состоянии, никто ничего выплачивать ему не стал.
Однажды я сопровождал экскурсию на 5-палубной яхте. Когда мы направлялись обратно, в 200 метрах от берега яхта сломалась. Что-то случилось с рулевым двигателем. Началась страшная паника. На моих глазах избили капитана, некоторые гиды спрятались, испугавшись произошедшего. Мы с моим напарником ходили по яхте и пытались всех успокоить. Все закончилось хорошо: на подмогу подплыли лодки и всех туристов доставили до отелей.
Водители автобусов, на которых возят в Турции туристов, перед каждой поездкой проходят медицинские осмотры. Автобусы там в отличном состоянии. Бывало, правда, что раза 3 мы с водителем блуждали, пока ехали на экскурсию — сбивались с пути. Но потом благополучно находили нужную дорогу и добирались до места.
Бытует мнение, что экскурсия на рафтинг в Турции опасная. На самом деле, опасно там в мае-июне, когда уровень воды в горных реках крайне высокий. На этой экскурсии мне приходилось садиться в байдарки с туристами и быть для них штурманом. Некоторые другие экскурсии предполагали только сопровождение людей до места назначения и обратно.
У нас была своя форма одежды, которая не очень-то соответствовала погодным условиям. В рабочее время нужно было носить брюки, кожаные ботинки и рубашку с коротким рукавом. Помню, в июле на солнце была температура 52 градуса. Представьте себе: 52 градуса жары и кожаные ботинки.
У нас должен был быть 1 выходной в неделю. Но за весь сезон я отдохнул лишь 4 дня. Туристов много, экскурсий много. Не получалось скорректировать расписание так, чтобы в неделю был свободный день.
Есть гиды, которые ездят в Турцию по многу лет. Кого-то привлекают работа в теплой стране и море, кто-то нашел здесь свою любовь. Цели у всех разные. Но я вряд ли поехал бы работать гидом еще раз. Поездка была, конечно, полезной. Там я понял, что сфера туризма мне близка, да и к концу сезона уже не страшно было вообще ничего. Стрессовых ситуаций было много, но со временем я научился их преодолевать.
Путь из отеля в аэропорт длиною в жизнь. Исповедь трансферного гида в Турции
Коллаж © L!FE Кадр из фильма “Мое большое греческое лето”/kinopoisk.ru © flickr.com/Chris Parfitt
Действие первое. Пора просыпаться…
Фото: © flickr.com/Leah Tautkute
Ночь. 02:20. Зазвенел рабочий «самсунг».
— Ты проснулся? — уныло прозвучал вопрос.
— 413-й автобус, — пробурчал сонным голосом оперейшен (человек, ответственный за корректную работу гидов).
Гид подошёл к белому «мерседесу» на 45 человек. «Ну, хоть что-то светлое», — проскользнула мысль. Свет в автобусе не горел. «Спит, сволочь», — пробурчал гид и принялся стучать по автобусу.
Попытки разбудить водителя предпринимались в течение 10 минут, и наконец из багажного отделения донёсся родной турецкий мат. Водитель появился эффектно, натягивая майку и оценивая гида, с которым ему предстояла программа.
По традиции скурили по сигарете.
Действие второе. Депарчер с 413-м
Фото: © flickr.com/Caribb
Пш-ш-ш… Пш-ш-ш… Автобус остановился у последнего отеля в Бельдиби. Водитель ласково материл Бельдиби, начиная с «Гранд ринга» и заканчивая «Акация-отелем». В начале сезона гид думал, что выучит турецкий, но благодаря каптанам (водитель туристического автобуса),он выучил только все матерные слова на турецком.
Гид пошёл на ресепшен. Войдя в отель, он огласил направление: «Ростов-аэропорт». Стоял запах перегара, впрочем, как обычно. Тут на него обратила внимание компания молодых людей, которая выпивала, сидя на диванах. «Жди, мы не допили», — выдал один из гостей, накатывая ракы (турецкая водка) из пластикового стаканчика.
Тут уже сработал характер. Гид был не из тех, кто позволял себе грубить. Наш парень знал, как поставить на место такой контингент.
— Подходим и отмечаемся у меня. Проверяем паспорта и личные вещи. Сдаём ключи от номеров, берём багаж и проходим в автобус. Я заполню форму и поеду без вас в противном случае, — строго выдал гид.
— Попробуй уехать. У нас всё оплачено, — ухмыльнулись туристы. Гид достал ручку с формуляром для заполнения. Гости напряглись. Видок гида говорил сам за себя: ни любви, ни тоски, ни жалости. Они поняли, что это не та милая 18-летняя девушка, которую они довели до слёз своими пьяными выходками на эррайвеле (сопровождение гостей из аэропорта в отели). Через две минуты все сидели в автобусе.
Гид взял в руки микрофон. Постучал по нему и начал свою речь, которую, наверное, перед лицом смерти бы не забыл. «Здравствуйте! Меня зовут… Также хочу представить вам нашего водителя Мемета. Давайте поприветствуем его. Сейчас мы покидаем наш живописный регион Кемер и направляемся в аэропорт».
Действие третье. Ах, этот «Сорбет»
Фото: © flickr.com/Moyan Brenn
Гид мирно спал. Каптан «ласковыми» хлопками по колену разбудил паренька. Он уже чуял деньги.
— «Сорбет» (магазин сувениров и турецких сладостей), — с широкой улыбкой на лице прошептал каптан.
Автобус остановился на парковке. Сейчас просто необходимо втюрить якобы скидочные карточки в этот дорогущий магазин. «Надо хоть заработать и купить нормальные сигареты», — подумал гид. Речь, которая всегда шла на ура и обещала громадные скидки в оптовой точке продаж лукума и сувениров, была сказана. Гости отправились за покупками.
В закусочной сидел парень из «Корала», суетились и смеялись «пегасовцы». Ещё была симпатичная девушка из «Теза». Гид поспешил взять дань с «Сорбета» за привезённых туристов и присоединился к ним.
Действие четвёртое. Терминал 2
Фото: © flickr.com/Moyan Brenn
«Я вам желаю приятного полёта и мягкой посадки». Автобус припарковался у второго терминала. Наш гид умел выбивать неплохие чаевые. Тип-бокс (корзинка для чаевых в автобусах) ломился от долларов, рублей, сигарет, шоколадок «Алёнка» и прочих благодарностей. Началась делёжка бакшиша (в переводе с турецкого «чаевые») с каптаном — всё пополам.
Положив в карман 8 долларов, 150 рублей, половину «Алёнки» и половину пачки серого «Винстона», гид вышел из автобуса с чувством, что жизнь-то налаживается. Он поскакал в «Бургер кинг». Это место скорее не точка быстрого питания, а «лежбище» гидов из разных компаний. Все ждали нового эррайвела. И у этой атмосферы ожидания были свои особенности. В аэропорту сидели сутками. Питались печеньем за 75 курушей и запивали всё это дело водой из «Сорбета». Ходили бесконечно к инфо-табло и матерились, увидев задержку рейса. Скуривали пачками сигареты. Играли в мафию. Ну и просто спали. А проснувшись с красными глазами и помятыми лицами, пытались понять, что происходит. Но самый лучший момент наступал, когда вновь прибывшие туристы садились в автобус и начинался путь в ложман.
Действие пятое. Ложман
Фото: © flickr.com/Caribb
Белый «мерседес» летел в родной ложман после тяжёлого дня. Гид молча курил. Водитель в этот момент рассказывал, как девушка на предыдущей программе получила всего доллар со всего автобуса, как круто работать с немцами, ибо на чай они оставляют много. И вообще, его всё достало и он хочет уехать в родной Трабзон. Темы разговоров были у всех водителей одинаковые. Иной раз складывалось ощущение, что по ночам в подвале кто-то пишет «памятку для разговора с рехберами (в переводе с турецкого «гид»)«. И каждый водитель знает её наизусть. А за разговор на другую тему следует наказание.
Незаметно за разговорами автобус причалил к ложману. Опять началась делёжка бакшиша. Наш гид всегда отдавал водителям на 1—2 доллара больше, чем положенные законом «фифти-фифти». Благодаря этому с водителями проблем не было вообще.
Гид пошёл в ложман. На часах было 23:05, и он знал, что спать ему максимум пару часов. В расписании на новый день номер нашего гида висел в самом начале, а время выезда было 00:45. Восемь отелей, биг бас, всё начиналось там же — в Текирова.
Действие шестое. Люди ложмана
Кадр из фильма “Мое большое греческое лето”/kinopoisk.ru
Действие заключительное. От автора
Фото: © flickr.com/Caribb
К чему это я. Мы — работники туристской индустрии — теряем многое. Возможно, кто-то из нас стал бы политиком, учёным, военным, стилистом, педагогом, врачом. Но мы проводим туры и трансферы, предоставляем информацию гостям, ездим на шопинг-туры. Нет, быть гидом совсем не так плохо, как покажется со стороны. Но есть одна отрицательная сторона. В туризме нет слова «время». День за днём. Месяц за месяцем. Сезон за сезоном. Так и летит наша жизнь. И самое страшное — привыкаешь так, что ничего менять уже не хочется. Утром кофе в ложмане, по пути на работу разговоры, вечером форму в стирку, и наутро всё заново. А в долгожданный выходной просто выспаться бы нормально. Это не крик души. Это жизнь гида. Однообразна просто до сумасшествия и тем временем такая родная. Наверное, мы все просто безумцы.
Как поработал в Турции трансферменом при «помощи» НовГУ
Недавно увидел текст про мой Институт Нов ГУ. Что ж, я публикую свой пост немного о другом. О том, как меня отправили «на работу» в Турцию.
Началось всё в Институте. Там нам показали красивую презентацию и товарищ один показал нам, что вообще это не работа, а сказка. И зп хорошая, море, солнце и песок. С Институтом (Боровиков ох как тому парню из компании руку жал) договорились, что тем, кто туда поедет, будет зачтена практика. Персонально мне этот человек из компании обещал практику английского и немецкого. Сами знаете, что общение с носителем языка(или хотя бы тем, кто пользует его очень часто) это намного лучше, если только слушать. У меня с немецким беда есть, мало опыта. Мне пообещали Запад (Бодрум, я так понимаю), мол, там иностранных туристов много и мы тип расширяемся и прочая, а ты переводчик, практика будет. Ну, я и решился.
Всё это удовольствие стоило 15К рублей плюс виза. Тысяч 20 выходило. Было посильно родителям. До этого я ездил в другие страны, но точно не в Турцию.
В один день мы организованной группой в сопровождении гаранта от Института отправились из города Н в Москву, в Шереметьево. Ехали 8 или 9 часов, 4 из которых мы толкались по Москве.
Мы собрались в аэропорте, там нам выдали заграны и мы ждали самолета. Вечер уже был. Летели Ямалом.
Приземлились в Анталии (что уже нифига не Запад, а Восток). Там нас рассадили по автобусам компанийным и отправили в «учебку». По пути один товарищ (наш будущий супервайзер) спросил нас, кто сколько раз писал «мантру». Я думаю, вы уже знаете, что это текст трансфера. Его надо было написать 30 раз. Я мальца схитрил, попросил товарищей тоже мне написать(принималась только бумага, так что я позвал парочку литературных негров). В итоге вышло 9 раз+я ещё писал в самолете и в автобусе.
Привезли нас в Сиде, в отель пятерку, что принадлежала группе Kilit. Они принимающая сторона туроператоров Biblio Globus (Пока ныне покойный Томас Кук не скупил их) и Tez Tour. Меня определили в Аланию, что ещё дальше от Сиде(примерно в часе езды).
Отель, где мы тренировались 10 дней, был шикарен. Но с ограничениями для нас, конечно же. Купаться нельзя, без формы нельзя, пить алкоголь нельзя.
Тренинги были местами скучноваты. Нам там рассказывали, из чего состоит компания, на которую мы работаем, отделы и прочее. Много было про ведение трансфера, обязанности и психологические моменты. Один раз показали наискучнейший фильм, на котором почти все уснули.
Потом тест, мы все прошли(не пройти его мог только круглый идиот) и нас повезли в общежития. В этот момент я потерял фирменную кофту. Наши вещи были в автобусе, мы пошли есть. Как вдруг автобус вызвали на срочную работу. Вещи наши вышвырнули, так что к приходу на место мы не обнаружили своих вещей. Кофту я потом нашел, но не мою. Кто-то в этот момент уже потерял телефон(ибо он улетел куда-то), а кто деньги(у кого-то в номере украли ещё до этого, но это ничего необычного).
Привезли в общагу. Что же, словом «гадюшик» это не описать. Не, само помещение было хорошим, все приборы работали, но запах. Будто бы там кто-то умер, матрасы все в желтых пятнах(уж я даже не знаю, от чего. Будем считать и надеяться, что от чая)
осваивались в регионе дня три. Наш начальник (на сленге «региональный») не нашел ничего лучше, кроме как выбросить нас сначала в центре, а потом на окраинах города Алания (который, в свою очередь, состоит из пригородов, самый дальний из них в 20 км от города) для. составления карт. Я понимаю, что он служил в турецкой армии и он знает, как это делается. Не думайте, что я профан какой-то в этой области, я с картами работал много, в играх типа ArmA 2 и 3, но составлять карты я не умею. Ориентиры легко запоминаются, только если это не минареты (они хоть и самые высокие строения в округе, но их таких много) Написал отели, как попало. А в такую жару (было +35) очень трудно думать и ходить. Ещё форма мокнет.
Ну, со скрипом, начали работать. В работе я выделю несколько аспектов.
Нам сказали, что это не нужно. Хрена с два! По английски тут разговаривают три калеки, на арабском гораздо больше. На курдском ещё. Кто знает турецкий (или азербайджанский или иной тюркский язык) — тому лучше. Но скажу сразу — якут или монгол тука поймет вряд ли. Даже турки-месхетинцы местных не понимали полностью.
Сам город очень небольшой. С севера он зажат горами, а к югу море. В итоге, он вытянут по побережью. Сам город и виды красивые, там много интересных мест (пляж Клеопатры, которая там никогда не была. Это подарок Марка Антония, если гиды правы. Крепость, небольшой музейчик Аттатюрка и некоторые другие места), но вот с точки зрения трафика и движения. эх. Улицы очень маленькие, узкие, а автобус большой(как итог — не до всех отелей в центре города добраться, если автобус большой по типу ПАЗика или совсем огромный на 45 мест.) Некоторые улицы только с односторонним движением. А до тех отелей, что в центре и до которых ты добрался, нету нормального подъезда. В итоге встаешь прямо на проезжей части и с гостями шуруешь в отель под аккомпанемент гудков машин.
Те отели, что за центром или перед ним, обладают хорошими проездами и специальными дорогами к ним.
Но сам город ещё надо запомнить, окрестности, подъезды, выезды. и сколько там отелей с названием «Kleopatra’. (лишь пара из них это достойные четверки, остальные это три и ниже плинтуса)
Режим работы
Тут все просто — его нет. Самолеты летают круглосуточно, туры каждый день. Выходной я должен умолять. 120 км (примерно столько до аэро Анталии) туда и обратно два раза — это нормально. Туры чуть полегче. Совсем просто возить местный аэропорт, он всего в 35 км от Алании. Но редко возил.
Забудьте про трехразовое питание. Его тут нет. Мы, аланийские, были единственные, кому давали поесть, ибо мы останавливались и на arrival, и на departure. Остальные останавливаются только на депаре, за исключением Белека и Анталии. Белек и Анталия не останавливаются вовсе. На турах тоже есть можно, если там кормят.
В отелях могут послать на три веселые. И при посещении отеля ты обязан просить гида. Если не разрешит — ты тоже отправляешься на три веселые.
А вот и серьёзное подъехало. Самое то, за что работу ненавидишь. Это водители.
Итак, всё у нас просто. За час до выезда отмечаешься в программе. Из общаги выходишь, ищешь машину(если в аэро, то ищи на парковке). Тебе дают номер и иди ищи. Если не нашел, то найти-то помогут, но на это уходит время.
Я его ещё должен разбудить(если это ночь), должен ему программу показать, отели ему на бумажке написать. И быть его штурманом. Да. Я должен быть его штурманом, мать его за ногу. Я должен знать все отели в регионе. А это регион Алания-2 (то есть, вообще вся Алания и её окрестности, наш регион ответственности — всё, что от Окурчалара до Utopia World. Хороший отель, отличный. Но далеко ехать), а он в праве их не знать. С одной стороны, я их понимаю, ибо они ездят вообще все регионы, но с другой — я тут вообще в первый раз и это ваше Сиде я не знаю (напишу чуть позже). Также я должен следить за ним, его скоростным режимом, кондиционером в машине и смотреть, не спит ли он. (Да-да, водила может уснуть. И если уснет гид, то. вы поняли.)
А вот тут самая важная тема. Как не уехать из страны вперед ногами, будучи покрытым деревом со всех сторон в форме
Это самое ужасное, что может быть. Страшный сон любого трансфермена — вступить в конфликт с водителем. Если он выкинет вас где-то в Алании по завершении программы(то есть, вы отвезли гостей во все отели) вместо поездки в общагу, то это нормально днем (добирайся сам или умоляй супервайзера подвезти). Вечером (после 20:00 и до 08:00) они обязаны тебя подвезти до общаги. Ненормально, если начнется скандал, когда уже свидетелей нет. Начинается всё из-за денег, конечно же. Мне всё равно, кто сколько оставит бакшиш(чаевые, то есть), а ему нет. Самое плохое — быть обвиненным в воровстве. У меня был такой момент, когда я увозил двоих гостей и сразу после того, как они вышли, проверил салон.(Очень часто оставляют вещи, телефоны свои, документы). Ему показалось, что я украл деньги из корзины (самое абсурдное то, что гости даже их не оставляли там). С гостями попрощался, отъехали, и тут началось. Он стал обвинять меня в краже денег. Я вел себя спокойно, пояснил, как мог, что ничего не брал, но всё без толку. Даже звонил супервайзеру, но это не успокоило его.
Это был второй инцидент. Первый был из-за того, что водитель опоздал на час на встречу (он вышел к автобусу во время сбора первого отеля). Я тогда спросил его, где он ходил, за что тот меня схватил за шею. Я бы тоже мог дать сдачи, но я в чужой стране. Если не посадят, так он своих дружков позовет и я точно живым не уйду. Турки дерутся знатно. Один раз я тут был опосредованно причастен) вез в отель, который был на вершине холма. Мы стали забираться, а на вершине тоже наша тачка была с дальним светом. Водилу ослепило и потом они сцапались с тем, кто там уже стоял на холме. Я тех гостей быстро спровадил и мы свалили. А потом они уже без меня встретились. До больницы.
У девочек тоже были проблемы, до них домогались после развоза всех гостей. Пару водителей даже уволили за это. А после моих отчетов — нет. Я понимаю, что изнасилование (или даже его намеки) даже и рядом не стояли с рукоприкладством по уровню тяжести содеянного, но тот факт, что после таких действий водитель не был уволен, печалит. А вот стоит мне кому-нибудь водителю съездить по физиономии или чего такое, так буду уволен сразу ( с одной большой поправкой- если об этом кто-то узнает. Камеры в машинах установлены на лобовом стекле и по ним палят салон. Ну типа палят, как вы уже поняли, ничего они не палят, а просто нас пугают этим.) Билет в таком случае берешь на свои.
Странные организационные моменты
Тут уже всё проще — это бизнес, детка. Зачем отправлять двоих трансферменов, если можно отправить одного?
В итоге, если на рейсе мало наших гостей и все они едут примерно в одну сторону, то мне сажают и Белек, и Сиде. Ведь правда, в одну сторону едем! Только вот до Белека минут 20, до сиде час, а до Алании все два. И это только «чистой» езды. То есть от того момента, когда мы тронулись(все в сборе и мне дали добро на выезд) и до того момента, когда мы физически въехали в регион. С отелями уходит часа три(это только Алания).
Это отдельная история. Самая ужасная группа отелей в городе. В ней есть один отель три звезды, один четыре и три пятерки (если мне не изменяет память. А изменяет она мне редко). У них постоянно овербукинг или ещё чего. Причем, на ресепшене, пока я стою, всё хорошо, а стоит мне уйти( я прямо ресепшионистов в лицо спрашиваю «Всё хорошо?» раз двадцать, пока меня не заверят), как моих гостей переселяют в другой отель. Я не знал об этом, пока на моих глазах двое не сбежали из Klas More Beach в First Klas. Причем, в последний я завозил их, никаких проблем не было.
Пара слов о таком событии, как овербукинг. Обычно, если об этом известно, то у нас в программе ставят, что таким-то переселение. Сколько вы ни ругались с трансферменом, выход у вас один — это ехать именно в тот отель, куда вас переселяют. Причин на то может быть масса. Самая часта из них — задержка рейсов. Людей не могут выкинуть на улицу, если вдруг их рейс задержался. Особенно ночной.
Возвращаюсь к теме. Мало того, что сами отели ужасны, так ещё вот эти темные дела за нашими спинами с гостями нас всех коллективно выбесили. Три дня подряд из Klas Dom переселяли в Klas More прямо на респшене. Благо, что отель немного лишь впереди по прямой(примерно в километре).В Klas Dom было даже так, что моих гостей не было в системе. В час ночи. Не спрашивайте, какими правдами и неправдами я их переселил в другое место.
Тут описывать нечего, в основном. Гости они есть гости. Разные. Работа такая с людьми взаимодействовать. Нравится мне это или нет. За всё время работы я никого не оскорбил, в мою сторону летели всякие слова. Особенно от той бабки, что не успела на ужин. Это Алания, увы. Я не виноват, что отправились из аэро мы в половину восьмого, а приехали на место только в 10. Её отель на ужи не успел.
Точнее, про её отсутствие. Возим мы многих. От Балкан до Китая. Китай возили только двое со знанием китайского. С балтийцами, в основном, по русски. С балканцами.
Итак, чуть тоже расскажу. Сербов с косоварами не возят вместе, даже если один рейс. Хотя гиды у нас ( разные национальности. Не только русскоязычные у нас есть. Есть сербы, македонец один был, из Балтии девушки и неоторые другие) весьма терпимы. Пару раз, конечно, кто-то из анталийских сцепился с нашим одним, но то по пьяни. Все трое улетели домой на следующий день.
Немецкая практика была два раза. Один раз с чисто немцами. От то была история. Я вез тогда Минск. И мне приписали троих немок и ребенка. Так та девонька умудрилась попытаться проглотить крышку от бутылки!(турецкие крышки куда шире, будто от канистры, её и взрослому-то трудно проглотить) куда смотрела мама — я не знаю. Благо, она сама выплюнула. А если нет? Я вам не медик.
Да и честно скажу, с ними было как-то никак. Не слушали они меня.
А вот второй раз был хорош. Была пара эмигрантов и носителей языка. Ехали на лошадках кататься. Тут и поговорили хорошо. С небольшой помощью эмигрантов, конечно.
Так что 99,9% времени я возил русскозяычных. Никакой практики.
Какие-то мелкие недочеты описывать не буду, ибо это Турция. Другая страна, другая культура, кухня тоже. На День Независимости или День Демократии, или когда их любимая футбольная команда победила — люди шумят, ложками там стучат, да. Но тут так принято.
Я вернулся домой со ста тысячами в кармане. Ну, относительно. Институту рассказал, что да как. Мой ректор был шоке. Я пошел дальше. Подал в полицию на компанию. Меня послушали, всё записали и.
Тут я узнал, что они снова в городе, будут в универе (главное здание, которому подчиняется Институт). Бросил всё и поехал с ними говорить. Они встретились со «второгодками»(я был в их числе) перед презентацией. Я записал это на видео, могу даже сюда его запостить, если хотите.
В итоге: Н-И-Ч-Е-Г-О. Местным журналистам рассказал, они взяли интервью, оно у них где-то на полке теперь лежит. Его даже не публиковали, Карл!
Из полиции ответили ничем. Ровно ничем. Ответ пришел, мол, по сроку давности истекло. За отведенное время они не спрашивали ни Институт, ни компанию. И всё, значит, в проверке отказать. И да, отчеты мои по каждому рейсу никто не читал. Я более, чем уверен в этом.
Институт всё об этом прекрасно знал, ибо до этого ещё писала «Радио Свобода». После поездки в Универ от наших ребят пришло письмо, было заседание по этому вопросу и. ничего. Резолюцией можно было подтереться, что и сделали представители компании. Ибо ничего им не сделали, договор Универа не расторгнут, хотя все знают, что с нами там было. Гарант от Института был с нами всего первые 10 дней. Он был в «учебке» и свалил сразу же, как мы её закончил.
Я опасаюсь за наших студентов, которые на это согласились.