Трамвайное депо на нижней масловке что будет
Московские власти решили продать старейшее трамвайное депо
На продажу выставили старейшее трамвайное депо в Москве, сообщает городской департамент по конкурентной политике в своем пресс-релизе. Архитектурный ансамбль конца XIX — начала XX века расположен недалеко от Савеловского вокзала, на улице Нижняя Масловка в Беговом районе столицы. В рамках приватизации шести малоэтажных зданий депо городские власти рассчитывают заработать 97 млн руб. — такова начальная сумма лота, указанная в тендерной документации.
Суммарная площадь всех шести зданий Бутырского депо составляет 2,9 тыс. кв. м, износ построек варьируется от 32% до 51%, утверждает департамент по конкурентной политике. Обязательным условием приватизации станет восстановление и сохранение депо как объекта культурного наследия, сказано в пресс-релизе.
«На одном из зданий комплекса можно различить следы арок — напоминание о прежней функции этого места. Изначально депо называлось Бутырским парком конно-железных дорог Бельгийского общества. В 1898–1899 годах парк был реконструирован, работы велись в соответствии с проектом инженера Бари, который при проектировании остекленных покрытий ангаров использовал систему инженера Шухова. Помимо депо, в составе комплекса был выстроен жилой дом с квартирами для инженера и его помощников, а также казармы для вагоновожатых. Вагоны были сделаны в Гамбурге, а электрооборудование куплено у фирмы «Сименс и Гальске», — рассказал историк-архивист и обозреватель журнала «Историк» Никита Брусиловский.
Первый электрический трамвай в Москве выехал из Бутырского депо в конце XIX века, говорится в материалах департамента по конкурентной политике. Оформить заявку на участие в торгах можно до 26 октября 2016 года. Аукцион намечен на 2 ноября 2016 года.
В конце XIX века на Нижней Масловке построили первое в Москве трамвайное депо
В Москве по адресу: улица Нижняя Масловка, дом 15, строение 6 находится здание первого в столице трамвайного депо, построенного в конце XIX века. Оно знаменует собой начало истории московского трамвая.
С 1870-х годов в Москве развивается сеть городского общественного транспорта в виде конки. Одна часть конки находилась в собственности Первого Общества конно-железных дорог (1875), другая – в собственности Бельгийского общество конно-железных дорог (1885 г., обязывалось вносить в пользу города 5% с валового дохода). К концу века стала очевидной необходимость реформ в этой сфере. Ужасающее состояние путей и вагонов конки, конкуренция Бельгийского общества и положительный опыт запуска самодвижущихся вагонов трамвая в других городах (Киев, Нижний Новгород, Курск, Орел, Витебск) – все это побудило Первое Общество конно-железных дорог в Москве, обратиться в 1895 года в Городскую Управу с предложением о пуске электрического трамвая по какой-либо одной из линий конно-железных дорог. Требуемое разрешение было получено.
С июля того же года стали заменять рельсы и укладывать новые шпалы на Долгоруковской линии конно-железной дороги от Страстной площади по улице Малая Дмитровка и далее до Бутырской заставы, а также на загородных опытных линиях: Петровской (от Тверской заставы до Петровского дворца) и Бутырской (от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловкам до Петровского парка). В связи со строительством прекратилось движение коночных вагонов на этих участках сети.
В 1898 году построили 23 моторных электрических и один вагон со смешанной аккумуляторно-электрической тягой. Сами вагоны изготовили на заводе Фанкельрид в Гамбурге, а электрооборудование для них сделали на русских электротехнических заводах фирмы «Сименс и Гальске». Максимальная скорость вагона была 27 километров в час.
6 апреля в «Электрическом» парке состоялось торжественное открытие трамвайного движения. В 4 часа дня протоиерей П.В. Приклонский совершил молебен с водоосвящением в машинном здании. На торжестве присутствовали московский губернатор гофмейстер А.Г. Булыгин, московский почт-директор тайный советник К.Г. Радченко, московский городской голова князь В.М. Голицын, исполняющий должность московского обер-полицеймейстера полковник Д.Ф. Трепов, начальник почтово-телеграфного округа Ф.А.фон Пистолькерс, правительственный инспектор П.Д. Вонляровский и многие гласные Городской Думы. После молебна из депо вышел первый электрический трамвай, пассажирами которого были начальствующие и почетными лица. За этим вагоном с небольшими промежутками двинулись еще 4 вагона с прочими приглашенными гостями. Собственно вначале по линии ходило всего 5 вагонов, так как она считалась загородной.
В 1920-е годы в результате разрухи Гражданской войны городской транспорт приходит упадок, что особенно сказалось на трамвае. Видимо, уже с середины 1920-х годов трамвайное депо на Башиловке постепенно стало выполнять функции грузового парка.
Осенью 1931 года из 80 грузовых вагонов, приписанных к разным трамвайным паркам, сформировали 50 трамвайных грузовых поездов. В марте 1932 года на базе электрического парка на Башиловке создали Бутырское грузовое депо, куда передали большинство грузовых трамвайных поездов.
Реконструируемый Бутырский трамвайный парк — памятник архитектуры (Москва)
До сооружения комплекса зданий трамвайного депо земельный участок принадлежал жене статского советника Екатерине Ивановне Пановой, но территория владения оставалась не застроенной вплоть до конца XIX в.
В июне 1898 г. на Башиловке началось строительство «Электрического» трамвайного парка. Электрический парк сооружался по проекту инженера А.В. Бари. Строительные работы на первом участке от Петровского парка по Верхней и Нижней Масловкам до Бутырской заставы в «Электрическом» депо были завершены к концу января 1899 г., а уже в феврале началась пробная обкатка линии электрического трамвая и обучение эксплуатационного персонала.
Торжественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 г. в «Электрическом» парке.
В 1910–12 гг. наряду со строительством линий трамвая проводилась большая работа по строительству и реконструкции вагонных парков. Трамвайный парк на Нижней Масловке стал Дистанцией капитального ремонта пути.
В 1932 г. трамвайные парки в Москве, после очередного структурного преобразования стали называться трамвайными депо.
В 1931 г. на базе Бутырского трамвайного парка создаётся первый в Москве грузовой парк. Парк оснащается специальными грузовыми вагонами и платформами. Основной функцией парка становится перевозка грузов: дров, угля, керосина, продовольствия и почтовой корреспонденции. К концу 1931 г. в московском трамвае было 139 грузовых вагонов. В 1932 г. «Электрический» парк на Башиловке был преобразован в грузовой трамвайный парк.
1 июля 1960 г. Бутырское грузовое трамвайное депо было ликвидировано, а грузовые перевозки теперь производили грузовые троллейбусы. В 1966 г. Бутырское депо было отключено от линии, а в 1972 г. закончил свою историю и грузовой трамвай. Трамвайные пути, ведущие с Нижней Масловки в депо и на территории депо, были разобраны.
17 июня 1999 года в связи с началом строительства на ул. Нижняя Масловка Третьего Транспортного кольца была демонтирована трамвайная линия от Дмитровского проезда до конечной станции «Ул. 8 Марта», в связи с чем бывший трамвайный парк оказался полностью отрезанным от трамвайной сети.
В последние годы здания занимала служба пути (дистанция капитального ремонта), являющаяся филиалом Мосгортранса. 18 ноября 2016 г. комплекс зданий бывшей Дистанции капитального ремонта Службы пути был продан с аукциона и списан с баланса Мосгортранса.
«Город на память». 148. Нижняя Масловка и Верхняя Масловка
27 октября 2014 года
Фотопроект «Город на память». 148. Нижняя Масловка и Верхняя Масловка
Существуют как минимум две версии происхождения названия улицы Масловка, которая стала таковой в 1903 году. По одной, название связано с фамилией общественного деятеля XIX века С.Маслова — секретаря Московского общества сельского хозяйства, создателя опытного хозяйства на Бутырском хуторе. По другой версии, улица пролегала по территории бывшей пустоши Масловка. В 1918—1922 годах Верхняя и Нижняя Масловки были одной улицей под названием Коммунистическая.
Нижняя Масловка начинается от Савёловской эстакады и частично входит в Третье транспортное кольцо. Такой пустынной её уже редко когда увидишь. «Нижняя Масловка» — так будет называться и станция третьего пересадочного контура московского метро, её открытие намечено на 2015 год.
Смотрите старые фотографии: Нижняя Масловка. 1981 год: https://pastvu.com/p/28290
Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Прага». 1975 год: https://pastvu.com/p/50052
Вид на улицу Расковой
С Масловкой связаны имена известных людей России. Когда в 1899 году промышленник и меценат Савва Мамонтов потерпел финансовый крах, в его владении остались лишь небольшой гончарный завод и усадьба на Бутырках. Майолика завода «Абрамцево» (завод назван по подмосковной усадьбе Мамонтова) получила признание на Всемирной выставке в Париже, его керамические картины были использованы при оформлении Ярославского вокзала, гостиниц «Метрополь» и «Националь». Позднее на этом месте был построен завод «Знамя Революции».
Смотрите старые фотографии: Завод «Знамя Революции». Митинг во дворе завода. 1975 год: https://pastvu.com/p/81509
Смотрите старые фотографии: Празднично украшенный фасад завода. 1978-1979 гг.: https://pastvu.com/p/58000
Дом № 15
Нижняя Масловка примечательна тем, что ещё в 1886 году здесь проложили линию конки от Бутырской заставы до Петровского парка. Затем линия была переведена на паровую тягу, а 7 апреля 1899 года по этому маршруту проследовал первый московский трамвай. Трамвайное движение просуществовало здесь сто лет и было прекращено в 1999 году в связи со строительством Третьего транспортного кольца. На пересечении улиц Нижняя Масловка и Новая Башиловка до сих пор сохранилось здание первого трамвайного парка 1898-1899 годов постройки.
Бутырское трамвайное депо
Смотрите старые фотографии: Бутырское трамвайное депо. 1899 год: https://pastvu.com/p/30479
Школа № 209 (сейчас Центр образования № 1601) открылась 1 сентября 1956 года, примечательна тем, что в ней работал учителем музыки знаменитый советский композитор Дмитрий Кабалевский.
Брежневки на Нижней Масловке
Дом № 10 по Раздельной улице
Нижняя Масловка, дом № 19
Нижняя Масловка, дома № 11-13
Нижняя Масловка, дом № 18
Верхняя Масловка начинается с Городка художников — так назывался архитектурный комплекс для советской творческой интеллигенции, который был задуман в 1930-е годы и реализован лишь частично.
Смотрите старые фотографии: Пиво-воды. 1957-1958 гг.: https://pastvu.com/p/90527
По четной стороне в начале Верхней Масловки находилась популярная у местных жителей пивная. До превращения в питейное заведение в деревянном доме дореволюционной постройки располагалась столовая.
Цех № 2 старой ткацкой фабрики
Кустарное ткацкое производство возникло на Верхней Масловке в 1900 году, а после революции частная фабрика стала артелью «Художественная вышивка». Мастерицы работали на станках и вручную в стиле народных промыслов, изящная продукция артели пользовалась спросом не только в СССР, но и отправлялась на экспорт.
Смотрите старые фотографии: Деревянная Верхняя Масловка. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/24174
Смотрите старые фотографии: 1957-1958 гг.: https://pastvu.com/p/90528
В 1960-е годы деревянные дома и избы стали сносить под застройку района пятиэтажками.
Дома № 15 — корпуса бывшего военного городка Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Среди её выпускников — первый космонавт Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый человек, вышедший в открытый космос,- Алексей Леонов. С 2011 года академия дислоцируется в Воронеже, в июне 2013 года состоялся первый на новом месте выпуск молодых офицеров. Как будут использоваться опустевшие здания — неизвестно.
Параллельно Верхней Масловке проходит Петровско-Разумовская аллея. На ней расположен один из корпусов Городка художников и здания академии Жуковского. Во дворе института установлен памятник собаке Лайке, которая 3 ноября 1957 года была отправлена в космическое пространство и стала первым живым существом в космосе.
Чуть дальше ведомственные дома, жильцы которых имели самое непосредственное отношение к становлению советской авиации. Это здание (архитектор М.Дзисько), построенное для Министерства обороны, местные жители прозвали «Дом с шарами» или «Этажерки».
Современная архитектура представлена кирпичным жилым комплексом, стилизованным под средневековый замок
Из окон замка открывается прекрасная панорама на Петровский парк. В 1928 году к I Всесоюзной спартакиаде народов СССР в юго-восточной части парка возвели первую очередь стадиона «Динамо». Прототипом ему послужил античный стадион в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде. Вокруг главной арены со временем появились и другие спортивные сооружения, которые уже в нашем веке были снесены в процессе глобальной реконструкции территории. От футбольного стадиона остался лишь фрагмент стены. Предполагается, что новый стадион будет построен в ближайшие несколько лет и откроется 22 октября 2017 года — в день рождения легендарного советского футболиста-динамовца Льва Яшина.
Вернёмся на Масловку. Дом № 18 — деревянный особняк, который конезаводчик Малютин построил в 1906 году и вскоре подарил своей возлюбленной Анне Гильбих.
Смотрите старые фотографии: Масловка, 18. 1999 год: https://pastvu.com/p/33300
Большая терраса особняка утопала в зелени дикого винограда и хмеля, на званые вечера к хозяйке собиралась столичная богема, цыгане пели романсы, а во дворе на конюшне содержались лошади для роскошного выезда. Пришедшие к власти большевики всё это сибаритство пресекли и прописали новых жильцов. Со временем жилищные условия москвичей улучшались, дом расселили и в 1971 году передали администрации завода «Художественная гравюра», который находился в глубине двора и выпускал значки, сувениры, подносы, пудреницы. В настоящее время в деревянном доме располагается Центр ремёсел Северного административного округа Москвы. На первом этаже — кафе и художественный салон, на втором — мастерские художников.
А это въезд на бывший завод «Художественная гравюра»
Дом № 20 — институт Гипронииавиапром
Смотрите старые фотографии: Институт Гипронииавиапром. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/108600
Дом № 21 — семиэтажный жилой дом, построен в 1957 году
Дом № 23 выглядит сейчас довольно печально. Строился он как общежитие или коммуналка, на каждом этаже только две двери в квартиры.
Лифт в доме № 23
Смотрите старые фотографии: Верхняя Масловка, 28. 1999 год: https://pastvu.com/p/7869 Дом № 28 был построен в 1899 году (архитектор П.Ушаков) и до революции принадлежал братьям Жильцовым, владельцам кузнечных мастерских в окрестностях Петровского парка. Дом снесён в 2003 году в связи с ветхостью здания и современной застройкой Верхней Масловки.
Смотрите старые фотографии: Рождение трамвая. 1900 год: https://pastvu.com/p/50435
В самом конце нынешней Верхней Масловки когда-то находилась конечная станция первой линии электрического трамвая. Почти весь ХХ век по этой улице ходили трамваи (с перерывом в 1920-х годах), но они не пережили лужковскую кампанию по реорганизации транспортных потоков. Как и во многих других районах Москвы, борьба чиновников с трамваями завершилась демонтажом рельсов.
В следующем сюжете — плавательный бассейн в Лужниках…
Старейшее трамвайное депо Москвы на Нижней Масловке выставлено на торги
Трамвайное депо в районе Беговой на Нижней Масловке обретет нового хозяина: «исторический ансамбль» в САО уже выставлен на торги, сообщает информационный портал окружной газеты «Север столицы». Пресс-служба Департамента Москвы по конкурентной политике сообщает, что стоимость контракта по приватизации комплекса, состоящего из шести строений общей площадью порядка 2,9 тысячи квадратных метро, составляет 97 миллионов рублей.
Ансамбль «Трамвайное депо, начал XX века» – является одним из старейших в Москве. Именно отсюда (тогда в одном из его строений располагалось Бутырское депо) вышел на линию первый в городе электрический трамвай.
В настоящее время строения депо сильно обветшали. По оценкам экспертов, общий износ построек варьируется от 32 до 51 процента. Будущему собственнику предстоит восстановить и сохранить объект культурного наследия.
«На одном из зданий комплекса можно различить следы арок – напоминание о прежней функции этого места. Изначально депо называлось Бутырским парком конно-железных дорог Бельгийского общества. В 1898–1899 годах он был реконструирован, работы велись в соответствии с проектом инженера Александра Бари, который при проектировании остекленных покрытий ангаров использовал систему инженера Владимира Шухова. Помимо депо, в составе комплекса был выстроен жилой дом с квартирами для инженера и его помощников, а также казармы для вагоновожатых. Вагоны были сделаны в Гамбурге, а электрооборудование куплено у фирмы «Сименс и Гальске», – рассказывает историк-архивист, обозреватель журнала «Историк» Никита Брусиловский.
Заявочная компания продлится до 26 октября, победитель торгов станет известен по итогам аукциона, который планируется провести 2 ноября.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter