Траблхакинг что это такое
Траблхакинг что это такое
Траблхакинг ― это методология совершенствования систем; набор методов и средств, направленных на изобретение нестандартных путей решения задач, и применение их на практике.
Траблхакер ― это совершенствователь систем; изобретатель нестандартных способов решения задач.
Алгоритм исследования систем (АИС) ― это метод траблхакинга, целью которого является изобретение новых идей в различных сферах бизнеса. Метод основан на запуске ассоциативного мышления через анализ Реестра изобретательских систем траблхакинга (РИСТ) и работе с эмоциональным интеллектом.
-> Подробнее
Алгоритм «Вектор» ― это метод траблхакинга, целями которого является изобретение эффективных способов решения широкого круга задач и применение их на практике. Метод основан на запуске ассоциативного мышления через анализ Реестра изобретательских идей траблхакинга.
-> Подробнее
Алгоритм эффективного решения проблем (АЭРП) ― это научно-исследовательский метод траблхакинга, позволяющий путем глубокого анализа нетехнических систем изобрести нестандартные способы решения задач. Алгоритм основан на системном анализе, теории рисков и инструментах Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
-> Подробнее
Системный гедонизм (кайф-менеджмент) ― это философское этическое учение, целью которого является повышение продуктивности жизни через систематизацию удовольствий.
-> Подробнее
Когнитивно-телесная психотерапия (КТП) ― это система комплексной коррекции психики путем воздействия на оперативную память, внутреннюю речь и телесные спазмы.
-> Подробнее
Реестр изобретательских идей траблхакинга (РИИТ) ― это программный комплекс, содержащий в себе структурированный набор «полуфабрикатов» идей. РИИТ используется в алгоритме «Вектор».
-> Подробнее
Ядро цели ― метод уточнения итогового результата. Ядро цели отвечает на вопрос, что должно делаться системами в момент полного достижения цели.
Ядро помехи ― максимально конкретизированное свойство системы, которое необходимо устранить или модифицировать для реализации ядра подцели.
Траблхакинг что это такое
ТРАБЛХАКИНГ ЗАРЕГИСТРИРОВАН КАК ИЗОБРЕТЕНИЕ:
СПОСОБ И АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Аннотация. Изобретение относится к способу и системе решения задач. Техническим результатом является обеспечение эффективного автоматизирования решения задачи за счет комплексного анализа состояний объектов на каждом моделируемом этапе решения задачи при поиске путей ее решения, а также отбор вариантов решения задачи с наименьшими затратами ресурсов. Технический результат заявляемого технического решения достигается тем, что получают данные, содержащие параметры, характеризующие решаемую задачу; моделируют состояние объектов решаемой задачи в момент получения итогового результата; создают список последовательных этапов действий для достижения положительного итогового результата решения задачи; формируют подцели, которые содержат действия и/или свойства объектов этапа, которые необходимы для решения задачи данного этапа; выявляют действующие системы, необходимые для реализации итогового результата; моделируют свойства действующих систем, при которых подцели реализуются с наименьшими затратами ресурсов; выявляют помехи, оказывающие воздействие на реализацию подцелей и влекущие затраты ресурсов; выявляют причины помех; осуществляют подбор вариантов, фильтрацию и сортировку подобранных вариантов; генерируют цепочку действий для решения.
Автор:
Волочков Илья Владимирович;
AuthorID: 1045459,
SPIN: 1602-2469,
ORCID: 0000-0002-0271-2525,
ResearcherID: AAD-9429-2019.
Дата публикации:
март 2021 года
ТРАБЛХАКИНГ КАК ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО
Аннотация. В статье анализируются перспективы современной российской разработки «Траблхакинг» как профессии будущего. В основе тралхакинга как методологии совершенствования систем лежат два пошаговых алгоритма действий: базовый «Алгоритм эффективного решения проблем» (АЭРП) и упрощенный «Вектор». АЭРП основывается на системном анализе, теории рисков и инструментах ТРИЗ; «Вектор» «основан на запуске ассоциативного мышления через анализ Реестра изобретательских идей траблхакинга» (РИИТ). «Траблхакинг» является инновационной методологией, направленной на конструктивное совершенствование социальных систем сразу на нескольких уровнях: от организации (фирмы) до личной жизни. В контексте школьной педагогики траблхакинг находится в логике компетентностного подхода. Авторы доказывают, что «траблхакинг» как профессия будущего имеет огромные перспективы, поскольку, будучи применим как в инженерно-технической, так и социально-гуманитарной сферах, он основывается на тех компетенциях, которые лежат в основе реестра наиболее перспективных профессий, признанных таковыми на международном уровне. В то время как классическое понятие профессии размывается и трансформируется, «траблхакинг» открыт постоянно изменяющемуся социальному разнообразию; взятый в данном качестве он едва ли исчезнет подобно другим профессиям; по крайней мере, до тех пор, пока будет востребован требуемый для его практики набор компетенций, который в силу своей универсальности продержится еще очень долго.
Авторы:
Волочков И.В. (независимый исследователь);
Василенко Ю.В. (Phd, НИУ «Высшая школа экономики»).
Дата публикации:
январь 2021 года
THE HUMAN NEEDS OF SMART NATIONS IN THE ERA OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE
Abstract. Understanding how the mechanisms of intellectual development work allows us today to see trends in the impact of digital information and communication tools on cognitive abilities. Digital technologies not only change our lifestyle and give us new ways to communicate, but also redesign the mechanism of our brain, our cognitive abilities. Technologies are improving exponentially, and the Internet is rapidly transforming the intellectual abilities of the average person. Artificial intelligence is capable of surpassing man in many fields of activity already in the XXI century. For many people modern benefits of a civilization turned out to be factors not of development, but degradation. At the same time, due to the spread of the Internet and the general improvement in the comfort of life, there are increasing differences in the levels of development of individuals. New ways of effective thinking for preservation of human brain advantages in its already started competition with artificial intelligence appear as mankind reaction to the current situation. One of such methods is called troublehacking: with its help it is possible to search for the best way to solve a wide range of tasks algorithmically. Troublehacker is a perfectionist of systems; the inventor of non-standard ways of the solutions of problems, applying them in practice; a prototype of the person of the future who will have an indisputable superiority over artificial intelligence.
Authors:
Ilia V. Volochkov
Independent researcher, President
International Academy of Troublehacking (IAT);
Irina E. Sokolovskaia
doctor of psychological sciences, Professor of the Department
of social, General and clinical psychology faculty of psychology
Russian State Social University
Date of publication:
October 2020
ТРАБЛХАКИНГ КАК АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ: ИДЕИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В ПОНЯТИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. В статье представлен концепт траблхакинга как алгоритма мышления и практической деятельности, необходимого современному человеку для достижения результатов в хаосе общественной жизни. Формулируя траблхакинг как методологию совершенствования систем, авторы раскладывают ее на ряд взаимосвязанных понятий. Проанализировав ряд наиболее значимых и популярных в современном мире учений о жизни (С. Р. Кови, М. Крогерус и Р. Чеппелер, Д. Медоуз, У. Паундстоун), авторы доказывают, что идея и методы траблхакинга соответствуют мировому тренду. Проанализировав федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для младшей, основной и средней школы, авторы утверждают, что траблхакинг может быть использован в современной российской системе образования в качестве одного из инструментов реализации компетентностного подхода.
Авторы:
Волочков И.В. (независимый исследователь);
Василенко Ю.В. (Phd, НИУ «Высшая школа экономики»).
Дата публикации:
сентябрь 2020 года
POSSIBILITIES AND PROSPECTS OF TROUBLEHACKING WHEN SOLVING GLOBAL PROBLEMS
Abstract. The article is dedicated to studying the possibilities and prospects of troublehacking when solving global problems through the example of the COVID-19 coronavirus infection pandemic in 2020. During the study, various methods and their effectiveness have been compared to select the best solution for these global problems. Besides, the scheme for preventing, stopping, and minimizing the spread of infections by using troublehacking has been formalized. Based on the example of a fragment of work with the effective problem-solving algorithm (EPSA), practical aspects of troublehacking to counteract the pandemic have been considered. According to the authors, a similar algorithm can by analogy be used to solve other global problems.
Author:
Ilya V. Volochkov
Independent researcher, President
International Academy of Troublehacking (IAT);
AuthorID: 1045459,
SPIN: 1602-2469,
ORCID: 0000-0002-0271-2525,
ResearcherID: AAD-9429-2019.
Date of publication:
August 2020
ЭВОЛЮЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей использования эволюционного моделирования в процессе принятия решений. Более детальное внимание уделено траблхакингу как прогрессивной методологии решения проблем в различных сферах общественной жизни. Отдельный акцент сделан на формулировке аргументов, систематизации фактов, которые позволяют обосновать значимость траблхакинга для моделирования и эволюции нетехнических систем.
Автор:
Волочков И.В. (независимый исследователь);
AuthorID: 1045459,
SPIN: 1602-2469,
ORCID: 0000-0002-0271-2525,
ResearcherID: AAD-9429-2019.
Дата публикации:
май 2020 года
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАБЛХАКИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и проявления творческого мышления учащихся. Проблема заключается в том, что в современной педагогической науке нет четких критериев этого феномена, что вызывает значительные сложности, связанные с разработкой методов исследования и возможностей педагогической науки в формировании этого крайне важного качества личности. С одной стороны, это связано с отсутствием в психологии единой парадигмы изучения сознания. С другой, введение в образование тестов для проверки знаний снижает возможности творческого подхода при подготовке к экзаменам. Авторы предлагают оригинальный подход к формированию творческого мышления учащихся на основе новой методологии, разработанной в Международной академии траблхакинга (IAT). Траблхакинг представляет собой набор методов и средств, направленных на изобретение нестандартных путей решения задач и применение их на практике. В другой формулировке траблхакинг – это методология совершенствования систем. На примере решения математических задач по тригонометрии рассматриваются частные возможности методов траблхакинга в формировании умений решать оригинальные задачи. Важными инструментами данного умения являются: разложение на подзадачи любой сложной проблемы и выделение знаний, необходимых для решения отдельных подзадач. Другими словами, мы стремимся усовершенствовать систему, глубинно анализируя свойства и функции ее элементов. Путем применения методов траблхакинга мы строим «механизм» системы, пробуем его упростить и избавить от проблемных элементов, таким образом получая новые оригинальные идеи. Использование методов траблхакинга позволяет превратить творчество из спонтанного процесса в алгоритмизированную последовательность, доступную каждому учащемуся, в том числе тому, кто не наделен творческими способностями от природы. Приведенные примеры могут использоваться учащимися средней школы при подготовке к экзаменам и олимпиадам по математике, а умение выделить знания, необходимые для решения отдельных подзадач, будут весьма актуальны при изучении дисциплины «Методика преподавания математики» в педагогических университетах и институтах.
Авторы:
Пеньков В.Е. (доктор философских наук, доцент),
Волочков И.В. (независимый исследователь).
Дата публикации:
май 2020 года
ТРАБЛХАКИНГ В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
Пеньков В.Е. (доктор философских наук, доцент),
Траблхакинг что это такое
Траблхакинг ― это методология совершенствования систем; набор методов и средств, направленных на изобретение нестандартных путей решения задач, и применение их на практике.
-> Подробнее
Траблхакер ― это совершенствователь систем; изобретатель нестандартных способов решения задач, применяющий их на практике.
Алгоритм исследования систем (АИС) ― это метод траблхакинга, целью которого является изобретение новых идей в различных сферах бизнеса. Метод основан на запуске ассоциативного мышления через анализ Реестра изобретательских систем траблхакинга (РИСТ) и работе с эмоциональным интеллектом.
-> Подробнее
Алгоритм «Вектор» ― это метод траблхакинга, целями которого являются изобретение эффективных способов решения широкого круга задач и применение их на практике. Метод основан на запуске ассоциативного мышления через анализ Реестра изобретательских идей траблхакинга.
-> Подробнее
Алгоритм эффективного решения проблем (АЭРП) ― это научно-исследовательский метод траблхакинга, позволяющий путем глубокого анализа нетехнических систем изобрести нестандартные способы решения задач. Алгоритм основан на системном анализе, теории рисков и инструментах Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
-> Подробнее
Системный гедонизм (кайф-менеджмент) ― это философское этическое учение, целью которого является повышение продуктивности жизни через систематизацию удовольствий.
-> Подробнее
Когнитивно-телесная психотерапия (КТП) ― это метод самостоятельной коррекции психики путем воздействия на оперативную память, внутреннюю речь и телесные спазмы.
-> Подробнее
Реестр изобретательских идей траблхакинга (РИИТ) ― это программный комплекс, содержащий в себе структурированный набор «полуфабрикатов» идей. РИИТ используется в алгоритме «Вектор».
-> Подробнее
Ядро цели ― метод уточнения итогового результата. Ядро цели отвечает на вопрос, что должно делаться системами в момент полного достижения цели.
Ядро помехи ― максимально конкретизированное свойство системы, которое необходимо устранить или модифицировать для реализации ядра подцели.
Траблхакинг как профессия будущего
Василенко Юрий Владимирович |
кандидат философских наук
доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Национально-исследовательский университет Высшая школа экономики-Пермь
614107, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Добролюбова, 1, кв. 114
Vasilenko Yurii Vladimirovich
Docent, the department of Humanities, National Research University Higher School of Economics
614107, Russia, Permskii krai, g. Perm’, ul. Dobrolyubova, 1, kv. 114
Независимый исследователь, Международная академия Траблхакинга (IAT)
614000, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Желябова, 13
Volochkov Ilya Vladimirovich
Independent researcher, President of International Academy of Troublehacking (IAT)
614000, Russia, Permskii krai, g. Perm’, ul. Zhelyabova, 13
Просмотров статьи: 4171 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: В статье анализируются перспективы современной российской разработки «Траблхакинг» как профессии будущего. В основе «тралхакинга» как методологии совершенствования систем лежат два пошаговых алгоритма действий: базовый «Алгоритм эффективного решения проблем» (АЭРП) и упрощенный «Вектор». АЭРП основывается на системном анализе, теории рисков и инструментах ТРИЗ; «Вектор» «основан на запуске ассоциативного мышления через анализ Реестра изобретательских идей траблхакинга» (РИИТ). «Траблхакинг» является инновационной методологией, направленной на конструктивное совершенствование социальных систем сразу на нескольких уровнях: от организации (фирмы) до личной жизни. В контексте школьной педагогики траблхакинг находится в логике компетентностного подхода. Авторы доказывают, что «траблхакинг» как профессия будущего имеет огромные перспективы, поскольку, будучи применим как в инженерно-технической, так и социально-гуманитарной сферах, он основывается на тех компетенциях, которые лежат в основе реестра наиболее перспективных профессий, признанных таковыми на международном уровне. В то время как классическое понятие профессии размывается и трансформируется, «траблхакинг» открыт постоянно изменяющемуся социальному разнообразию; взятый в данном качестве он едва ли исчезнет подобно другим профессиям; по крайней мере, до тех пор, пока будет востребован требуемый для его практики набор компетенций, который в силу своей универсальности продержится еще очень долго.
Ключевые слова: траблхакинг, компетентностный подход, профессия будущего, рейтинг профессий, Всемирный экономический форум, способности, базовые компетенции, кросс-функциональные компетенции, ТРИЗ, совершенствование систем
Abstract: This article analyzes the prospects of modern Russian development of “troublehacking” as a profession of the future. Troublehacking, as the methodology for system improvement, is founded on the two step-by-step algorithms of actions: basic algorithm for effective solution of the problems, and a simplified vector. The first one is based on the systemic analysis, risk theory, and instruments of the theory of the resolution of invention-related tasks. The second one is based on the launch of associative thinking through the analysis of register of inventive ideas of troublehacking. Troublehacking is the innovative methodology aimed at functional improvement of social systems on several levels simultaneously: from corporate to private life. In the context of school pedagogy, troublehacking is within the logic of competence approach. The authors prove that troublehacking, as a profession of the future, has great potential, as it can be implemented in both, engineering-technical and social-humanistic spheres, and is based on the competences that underlie the register of most promising professions that are recognizes as such on the international level. While the classical concept of profession is being transformed and diluted, troublehacking is open to the constantly changings social diversity. Therefore, unlike other professions, it would continue to be in high demand due to the featured universal set of competences.
cross-functional competencies, basic competencies, skills, World economic forum, rating of professions, profession of the future, competence approach, troublehacking, TRIZ, system improvement
В течение последних почти трехсот лет передовая часть человеческого сообщества сознательно устремлена в будущее, от которого справедливо ожидают прогресса в большинстве направлений человеческой жизнедеятельности и немного наивно – наступления всеобщего счастья. Уже во второй половине XVIII века, когда довольно смутное понятие прогресса перекочевывает из утопических концепций Т. Мора и Т. Кампанеллы в сугубо социально-политические концепции французских просветителей типа А. Р. Ж. Тюрго и М. Ж. А. Н. Кондорсе, человечество проходит кровавую инициацию в виде Великой французской революции, превратившей прогресс фактически в новую религию. В дальнейшем понятие прогресса лишь расширялось: в середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс заговорили о развитии производительных сил и производственных отношений, прогресс которых должен был привести к прогрессу в общественных отношениях, а последние – к появлению нового типа человека, человека коммунистической формации, который способен будет жить по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Уже сами по себе усилия, затраченные человечеством на реализацию этой идеи, говорят о том, что коммунистическое будущее никогда не воспринималось как некая сказка. Это была научно обоснованная теория, опирающаяся на законы общественного развития. Другое дело, что появление человека коммунистической формации – всего лишь один из вариантов более широкого процесса, который со временем получает название антропологической революции; и явные неудачи на одном направлении совсем не остановили попытки создания человека нового типа на других направлениях. При этом материальный прогресс, основополагающий для марксизма, закономерно должен был дополняться духовным и интеллектуальным. ХХ век порождает еще одно фундаментальное понятие – «научно-техническая революция», которая, благодаря своим масштабам и всеохватности, уже во второй половине столетия начинает восприниматься не как рывок или серия рывков в развитии науки и техники, а как обыденная реальность; постиндустриальное общество, задуманное Д. Беллом как «грядущее», довольно быстро обернулось «Шоком будущего» А. Тоффлера. Будущее пришло неожиданно быстро.
В современном мире прогресс имеет множество измерений: индекс демократии, индекс качества жизни, индекс человеческого развития, индекс толерантности, индекс экономической свободы и т. д. Человек XXI века мечтает о будущем совсем иначе, нежели это делали его деды и прадеды, относительно легко жертвовавшие собой «во имя светлого будущего», поскольку хорошо понимали, что они-то уж точно не доживут. Человек XXI века готовится жить в будущем уже сегодня, поскольку наступление будущего больше не откладывается на далекую историческую перспективу. Даже коммунизм в своих вульгарных пропагандистских трактовках во времена всеобщего разочарования «в идее» должен был наступить уже через 20 лет; современное же будущее наступит через несколько лет, и в этом никто не сомневается.
В этом контексте в наиболее сложной ситуации оказывается то поколение, которое только вступает в жизнь, поскольку уже на школьной скамье оно сталкивается с одним из фундаментальнейших противоречий современной системы образования, о какой бы стране мы ни говорили: люди прошлого пытаются научить свою молодежь жить в будущем, притом что зачастую проигрывают им по ряду компетенций уже сейчас. Как таковая данная ситуация совершенно уникальна. Человечество впервые столкнулось с тем, что не просто некий выдающийся ученик более компетентен, чем рядовой учитель, но и совершенно рядовой ученик может быть более компетентным, чем его очень даже опытный учитель, причем речь не всегда идет о владении компьютерной техникой. Имея доступ к информационным потокам, используя возможности современных коммуникаций и извлекая выгоду из так называемых виртуальных команд, современный ученик легко может обогнать учителя «на повороте», если поставит перед собой такую цель. А амбициозный ученик ее обязательно поставит. Однако этот же амбициозный ученик, преодолев учителя как этап в собственном развитии, столь же неизбежно упрется лбом в другую проблему: какую профессию выбрать, чтобы не прогадать? Этот вопрос тем более сложен, что даже хороший учитель ему уже мало чем поможет. Старый добрый рецепт В. Маяковского «все работы хороши, выбирай на вкус» больше не работает, поскольку «работы» не только «хороши» в очень различной степени, но и некоторые из них могут исчезнуть в самом ближайшем будущем.
Подходя к решению этой проблемы, можно допустить следующую оговорку: выбор профессии вообще не должен осуществляться на школьной скамье; более того, выбор вуза на уровне бакалавриата вполне может определяться не конкретной профориентацией, а самым что ни на есть общим романтическим интересом. Собственно профессия – это выбор, который делается после 21 года, то есть примерно ко времени окончания бакалавриата, и закрепляется более-менее при выборе магистратуры. И даже в этом случае возможны значительные «повороты судьбы», связанные с изменениями в направлении обучения (при этом мы выносим за скобки тот факт, что человек в течение своей жизни в принципе осваивает несколько профессий, если это не что-то очень традиционное). Проблема лишь в том, что данный подход не может быть универсальным; он абсолютно неприемлем для очень многих профессий, целенаправленное овладение которыми требует значительных временных и материальных затрат. В итоге складывается такое впечатление, что панацеи от этой «болезни» просто не существует, что бы там ни говорил уважаемый всеми Асклепий, бог медицины в древнегреческой мифологии, однако «полечить» ее все-таки можно.
Первый шаг в решении этой проблемы, что в целом лежит на поверхности, – посмотреть рейтинги профессий будущего и, куда более важный момент, необходимые для овладения ими компетенции, поскольку с конкретными профессиями в прогнозах на будущее можно легко ошибиться, а компетенции как их фундамент – момент довольно определенный. При этом мы понимаем, что развитие компетенций подвержено тем же факторам, и оно также не стоит на месте, но другого способа пока не придумали.
Отсюда вопрос: чем должен руководствоваться молодой человек, выбирая профессию? А еще точнее: какие компетенции он должен нарабатывать в первую очередь, чтобы остаться в будущем на плаву?
Авторы доклада выделяют 35 ключевых компетенций, вертикально разделенных на три группы [1, p. 21] :
Способности
Базовые компетенции
Кросс-функциональные
компетенции
Чуткость к проблеме
Работа с контентом:
Координация с другими
Обучение и обучение других
Ловкость и точность рук
Мониторинг себя и других
Суждение и принятие решения
Решение сложных проблем
Управление финансовыми ресурсами
Управление материальными ресурсами
Тех. обслуживание и ремонт оборудования
Эксплуатация и управление оборудованием
Технологии и дизайн пользовательского опыта
Главный вывод, который напрашивается после знакомства с представленным списком компетенций, заключается в том, что сам по себе он является абсолютно классическим на протяжении последних трехсот лет, когда идея прогресса и приближающегося грядущего овладевала умами человечества. Отсюда не удивительно, что многие учителя, впервые познакомившиеся в начале 2000-х годов с формулировками компетентностного подхода, совершенно искренне недоумевали, а чего здесь, собственно говоря, нового, поскольку всю свою профессиональную жизнь они именно этим и занимались. Однако в те времена проблема заключалась не в том, чтобы увериться в собственной адекватности запросам времени, а в том, чтобы перевести школу на рельсы компетентностного подхода в институциональном смысле; на этом направлении и возникло больше всего проблем, поскольку очень быстро выяснилось, что в действительности отечественная школа работает в классическом дидактическом ключе, нацеленном на запоминание материала, а не на последующую работу с ним. Более того, попытки заменить традиционную дидактику на инновационный компетентностный подход начали проваливаться еще и потому, что, как показала практика, изначально нужно было не заменять второе на первое, а надстраивать второе над первым; то есть компетентностный подход оказался сложнее дидактики на порядок, отсюда и неуемное желание почти повсеместного отказа от него как чего-то искусственного при формальной смене бюрократического языка. В итоге мы по-прежнему имеем классический дидактический подход, в рамках которого как бы формируем некие компетенции; бюрократия одержала победу над реальным делом.
На сегодняшний день в России разработки в направлении компетентностного подхода ведутся довольно активно. При этом мы видим, как классическое понятие профессии размывается и трансформируется буквально на глазах, поскольку сегодня профессией может стать и просто обладание вышеуказанными компетенциями без конкретного приложения к какому-либо виду деятельности, осуществляемому людьми на рабочем месте. Траблхакинг (ТХ), о котором мы будем говорить далее именно как о такой «профессии будущего», – один из возможных вариантов: профессия без профессии; профессия, открытая постоянно изменяющемуся социальному разнообразию. Взятый в данном качестве ТХ едва ли исчезнет подобно другим профессиям; по крайней мере, он не исчезнет до тех пор, пока будет востребован требуемый для его практики набор компетенций, который, судя по всему, в силу своей универсальности продержится еще очень долго, если вообще не вечен. При этом отдельный вопрос – ТХ в прошлом, его социальная и педагогическая генеалогия, что довольно сильно интригует, но пока является для нас исследовательским излишеством.
Тем самым мы можем заключить, что разработки траблхакинга находятся в мировом тренде, отвечают на самые насущные вызовы современности и имеют широкие футурологические потенциалы. Поскольку мир движется не только к специализации профессий, но одновременно к их универсализации, ТХ становится решением многих проблем, связанных с профориентацией, причем не только для школьников, но и для вполне взрослых людей, оказавшихся подобно герою «Божественной комедии» Данте «в сумрачном лесу», «земную жизнь пройдя до половины».