Тоже что и богословие
Значение слова «богословие»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.
БОГОСЛО’ВИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Учение о догматах какой-н. религии. 2. В старину — название старшего из трех двухгодичных классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие; истор.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
богосло́вие
1. религ. учение о Боге, систематическое изложение и истолкование принципов, догматов какой-либо религии
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наиграть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Богословие: что это такое?
Богословие: история
Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.
Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:
История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:
И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.
Богословие в наши дни
Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.
Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.
Основные учения в богословии
Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.
Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:
Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).
Что такое богословие? Видео
Тема I. Понятие «Богословие»
. подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины.
§1 Значение термина «богословие»
Сам термин богословие (θεολογία) употреблялся у древних греков, обозначавших им учение о языческих богах. В Древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения: о творении мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т.д., относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οἰκονομία (греч.) – искусство управления домом; οἴκος – дом, νόμος – закон), т.е. деятельности Бога в творении, промышлении и спасении мира. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II в. Афинагор Афинский. В Corpus Areopagiticum богословием называется Священное Писание, Климент Александрийский этим словом именует все истины христианства, свт. Григорий Богослов и ряд других отцов обозначали этим термином собственно учение о Святой Троице, у свт. Афанасия Александрийского в некоторых трудах богословием именуется учение о Воплощении. Однако, в конце концов, термин «богословие» стал употребляться для выражения всего христианского учения.
Таким образом, «богословие» осмысляется, с одной стороны, как слово Бога о Самом Себе (и в этом смысле термин практически тождественен понятию Божественного Откровения), и, с другой стороны, учение Церкви о Боге, то есть богословие, это осмысление Церковью данного ей Божественного Откровения.
Возникает закономерный вопрос: а как же быть с многочисленными «богословиями»: догматическим, нравственным, основным, сравнительным и так далее? По своей сути богословской наукой в полном смысле является именно догматическое богословие, так как изучает самое главное в нашей вере. Никакое другое богословие не имеет, во всяком случае в полном объеме, предметом своего изучения эти истины. Заметим, что разделения на многочисленные «богословия» возникли достаточно поздно, в учебных программах нового времени. До этого же даже то, что сейчас изучается в курсе основного или нравственного богословия, входило в общий курс богословия.
§2 Богословие как наука
Итак, согласно святому отцу, следует различать процесс познавания и процесс выражения познанного словами:
Есть то, что не познаётся, соответственно, его нельзя выразить словами.
Есть то, что познаётся, но не удобовыразимо словами.
Есть то, что познаётся и может быть выражено словами.
Исходя из этого, можно прийти к заключению, что богословие как наука может существовать, и предметом ее изучения является то, что познаваемо и выразимо словами и содержится в вероучительных текстах Церкви. В других же случаях, когда речь идет о познаваемом и неудобовыразимом или непознаваемом, богословская наука прямо указывает на это.
§3 Метод богословской науки
Метод богословской науки состоит в систематизации имеющегося материала, с приведением в каждом отдельном случае (теме) оснований из Священного Писания и святоотеческого наследия. Естественно, этот метод не следует рассматривать только как собирание некоего количества цитат к конкретному богословскому тезису.
Значительную роль в методе догматической науки занимает разъяснение (толкование) изучаемого материала, которое, в свою очередь, должно пониматься не как рационализация богословского знания, но как деятельность преображенного благодатным действием ума.
В качестве дополнительных методов в догматической науке могут быть использованы компаративный (сравнительный) метод, позволяющий в некоторых случаях провести сравнительный анализ догматического учения Православной Церкви и инославных конфессий, с целью более точного понимания вероучительных позиций Православия; а также исторический метод, с помощью которого можно проследить развитие догматической терминологии в исторической перспективе. Также могут быть использованы данные других наук: истории философии, церковной истории, библейских дисциплин, литургического богословия, канонического права, нравственного богословия.
§4 Цель богословия
Тот же автор говорит: «Приступай к изучению богословия так, как будто ты приступаешь к Евхаристии!» 8
Для святых отцов занятие богословием в общепринятом, узком понимании (как систематическое изложение христианского вероучения) есть лишь средство к более высокой цели – к богопознанию, к обожению. И это есть истинное богословие и истинная цель христианской жизни.
Богословие не может быть сведено к теоретическим рассуждениям, хотя и использует их. Конечная цель богословия – не просто приобретение некой суммы знаний о Боге, хотя, конечно, не надо делать вывод, что приобретение этих знаний вообще необязательно, а в том, чтобы привести человека к живому общению с Богом, к той полноте видения, где слова и вопрошания становятся излишними. Конечно, в процессе обучения будет возникать масса разного рода недоумений и вопросов на богословские темы. Естественно, на эти вопросы необходимо искать ответы. Однако нужно всегда иметь в виду, что на путях чисто логического, рационального знания богословские вопросы никогда не смогут быть разрешены, потому что человеческий ум устроен таким образом, что сколько бы ни отвечали на его вопрошание, он будет всё время ставить новые и новые вопросы, требуя всё большего и большего уточнения нашей веры, всё более точных формулировок для богооткровенной истины, таким образом превращая ее в чисто интеллектуальное упражнение. В конце концов, многие вопросы, знать ответы на которые нам кажется крайне необходимым, при реальной встрече с Богом теряют всю свою значимость, отходят на задний план. Тут уместно вспомнить слова Спасителя: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» ( Ин. 16:22–23 ).
1. Объясните, почему может существовать богословие.
2. В каком смысле богословие может быть названо наукой? В чём схожесть и несхожесть богословия с другими науками?
3. Что является источником богословия?
4. Кто впервые ввел в христианскую традицию термин «богословие»?
5. В каком смысле понимали термин «богословие» античные авторы?
6. Как понимали термин «богословие» христианские авторы в IV в.?
7. Каков метод богословской науки?
8. Как правильно соотносятся теоретические и практические аспекты богословия?
9. В каких смыслах можно понимать термин «богословие»?
10. В чём цель занятий богословием? Что говорит по этому поводу В. Н. Лосский?
11. Что такое антиномии и почему богословский язык вынужден ими пользоваться?
Обязательно к прочтению:
1. Антиномия // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 494–498.
2. Каллист (Уэр), en. Богословское образование в Писании и у свв. отцов // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс] / URL: http://www.krotov.info/history/20/krivova/warell.html
1.Аверинцев Сергей. Богословие в контексте культуры // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс] / URL:
2. Агафангел (Гагуа), игумен. О содружестве богословия и филологии // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL:
3. Агафангел (Гагуа), игумен. О языке православного богословия и богословии языка // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL:
4. Богословие // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 275–286.
5. Викторов П. Усвоение догматических истин человеческим сознанием // ЖМП. М., 1956. №6. С. 46–54.
6. Гаврюшин Н. К. Эгидий Римский о научном статусе богословия // Труды Минской духовной академии. Жировичи, 2005. №3. С. 50–58.
7. Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие? // Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html
8. Калаицидис Панделис. От «возвращения к отцам» к необходимости современного православного богословия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2586215.html
9. Каллист (Уэр), en. Богословское образование в Писании и у свв. отцов // Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс] / URL: http://www.krotov.info/history/20/krivova/warell.html
10. Каллист (Уэр), митр. Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/286120.html
11. Ларше Жан–Клод. Манифест богословия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2580843.html
12. Лосский В.Н. Введение. Богословие и мистика в предании Восточной Церкви // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 8–20.
13. Лосский В. Н. Вера и богословие // ВРЗЕПЭ. № 101/104. 1982. С. 101–112.
14. Мейендорф Иоанн, протопресв. Есть ли в Церкви внешний авторитет? // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL:
15. Флеров И., свящ. Об организации или системе богословских наук // Христианское чтение. 1868. №5. С. 673–701.
16. Флоровский Г., прот. Оправдание знания // Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб.,2005. С. 343–349.
17. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование // Догмат и история. М., 1998. С. 19–39.
18. Хомяков А. С. Вера и исследование // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/336
19. Хопко Фома, прот. Богословие и современное образование // Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет [Электронный ресурс] / URL: http://pstgu.ru/download/1235161362.17.pdf
См.: Наука // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 3. С. 23–28.
Следует сказать, что всё же у некоторых богословов встречаются выражения подобного рода. Например, у еп. Сильвестра (Малеванского): «Главный предмет нашей науки есть Бог» (Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного дог матического богословия. СПб., 2008. Т. 1. С. 178).
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 2 // Источник знания. СПб., 2006. С. 109.
Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Гносеомахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких–либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию» (Иоанн Дамаскин, прп. О ста ересях вкратце. Гл. 88 // Источник знания. СПб., 2006. С. 99).
Более подробно изложение мысли прп. Максима см.: Диодор (Ларионов), монах. Что такое богословие? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Элек тронный ресурс] / UKL: http://www.bogoslov.ru/text/2356123.html
Если вдуматься в эту аналогию, то можно задаться вопросом: как мы приступа ем к Чаше? Приступаем ли достойно? Апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор. 11:28 ). Мы все испытываем себя перед Евхаристией, но если каждый спросит себя: «Достоин ли я приступить к Чаше?» – ответ очевиден: «Нет». Но причащаемся ли мы? От вет – да! Так и с богословием: мы точно можем сказать, что не освобождены от суеты, страстей, пустомыслия и суемудрия, наш ум парит не вверху, а находится в низах, но, тем не менее, мы должны заниматься богословием. Собственно, это сравнение – предостережение, но предполагающее действие, а не отказ от него.
Лосский В.Н. Введение // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 10.
Максим Исповедник, прп. Мистагогия. Гл. V // Творения. М., 1994. Т. 1. С. 164.
Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Богословие
Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) —
1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека;
2) практика богообщения, духовная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла; о человеке как образе и подобии Божьем;
4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).
Учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый Завет – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании; иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице; иногда, еще теснее, в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в., под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании.
В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями.
Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в боголовских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.
Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин ( VII – VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.
В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.) вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.
В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:
К разделам фундаментального или систематического богословия относятся:
протодиакон Иоанн Шевцов:
Богословие это не математика, не физика, там нет строгих теорем, выводов, доказательств, и многие вещи понять и сразу невозможно, и до конца невозможно. Но как говорил св. Григорий Нисский «если я не могу выпить всю реку, это не означает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть ненасытными, стремиться выпить все более и более.
святитель Иларий Пиктавийский:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)
Почему только трех святых называют Богословами? И могу ли я тоже стать настоящим богословом?
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: почему только этих трех святых именуют Богословами?
А поконкретнее — что такого важного каждый из них сделал для вероучения?
Учение апостола Иоанна о Слове, ставшем плотью (Ин 1 :14), повлияло на исход споров о Богочеловеческой природе Господа Иисуса Христа. Оно стало одним из решающих свидетельств, на основании которых отцы III и IV Вселенских Соборов (состоялись в 431 и 451 гг. соответственно) стали утверждать, что Иисус Христос есть одновременно истинный Бог и истинный Человек, и что две эти природы — Божественная и человеческая — присутствуют в Нем одновременно: «неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно».
Григорий Богослов ведь тоже говорил что-то о Божественной природе?
А что сделал Симеон Новый Богослов? И почему он, собственно, Новый?
Биографы преподобного Симеона (949–1022) предполагают, что «новым богословом» его называли сперва с оттенком иронии и даже презрения: вот, мол, выискался еще один подражатель святителю Григорию. Но со временем это имя прижилось и утвердилось в истории Церкви. Преподобному Симеону христианское богословие обязано учением об обóжении, то есть соединении с Богом как цели человеческой жизни. В его сочинениях особенно ярко проявилась мысль о необходимости искреннего покаяния («второго Крещения») для человека, идущего к Богу.
Но в истории Церкви было множество святых, написавших важные богословские сочинения. Неужели среди них не нашлось больше никого, достойного имени богослова?
Людей, которые внесли серьезный вклад в богословие и потрудились над уточнением формулировок христианских догматов, действительно было немало. Мы можем вспомнить Иринея Лионского, Василия Великого, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Марка Эфесского, Григория Паламу, Николая Кавасилу и многих других святых, которых, не сомневаясь, называем богословами.
Да, церковная традиция закрепила слово «богослов» в именовании всего трех святых, но не в противовес другим, а чтобы подчеркнуть особый богословский талант этих святых и то, что этот талант в трех Богословах неразрывно соединялся с углубленностью и сосредоточенностью на молитве.
То есть важно, что они не только писали что-то, но одновременно много молились?
Да. Один из основателей монашества Евагрий Понтийский сказал: «Если ты молишься чисто, то ты богослов».
Наличие глубокого молитвенного опыта общения с Богом – вот еще одна характерная черта трех Богословов.
Для святителя Григория богословие — прежде всего проникновение в величайшую и непостижимую тайну Пресвятой Троицы, которую «изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно», требующую от приступающего к ней человека величайшей чистоты и святости. «Любомудрствовать о Боге можно не всякому — да! не всякому, — восклицал святитель. — Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле!» Способны к этому «люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере, очищают и душу, и тело». Таким был, по свидетельствам современников, и сам св. Григорий, больше всего любивший уединение и молитву. Даже в священники, а затем и в епископы его возвели против воли.
Похожие мысли развивал 600 лет спустя и преподобный Симеон Новый Богослов. Человеку, писал он, лицезреть Бога не дано: Бог «выше [всего] и превосходит постижение всякого ума, будучи ничем». Но Бог открывает Себя богослову — тому, кто очистил свое сердце покаянием и молитвой и исполнился Духа Святого. Просветившись Духом, человек соединяется с Богом, Которого преподобный Симеон уподоблял невидимому пламени свечи или солнечному лучу, и исполняется неизъяснимой радости. Сам святой проводил целые дни в молитве со слезами, которая помогала ему постоянно ощущать присутствие Божие, и настойчиво призывал к тому же других монахов обители святого мученика Маманта, игуменом которой он был.
Но ведь апостол Иоанн не оставил никаких догматических трудов? А его назвали Богословом…
Евангелие от Иоанна, хоть и не является богословским трактатом, однако наполнено глубоким богословским содержанием. Библеисты едины во мнении, что написано это Евангелие последним; целью его автора было восполнить пробелы в повествованиях других евангелистов, а главное — утвердить читателей в вере, что Иисус есть Христос, Сын Божий (Ин 20 :31). Все Евангелие от Иоанна ясно свидетельствует, что Иисус Христос — истинный Бог, во всем равный Отцу, и это свидетельство одно из главных в содержании книги.
Сегодня на богословов учат в институтах и академиях. Получил человек диплом – и он уже богослов?
Как уже было сказано, богословие — слово многозначное. Вот и в данном случае, говоря о богословии как учебной дисциплине, мы имеем в виду просто определенную область знания — знание о Боге и о Его действии в мире. Источник этого знания — Предание, которое хранится в Церкви, и прежде всего его центральная часть — Священное Писание, богооткровенные книги, написанные избранными Богом людьми по вдохновению Святого Духа. Все явления и события в мире богослов оценивает через призму истин, изложенных в этих книгах, и через опыт святых.
Таков богословский метод, которым владеет в том числе и выпускник богословского факультета (если, конечно, он хорошо учился).
Но это еще не значит, что он является богословом в том значении слова, о котором говорил Евагрий Понтийский.
Как мне могут пригодиться знания из области богословия сегодня, в повседневной жизни?
Каждый из нас сталкивается с самыми разными людьми и ситуациями, так или иначе реагирует на них, дает им оценки. Для православного христианина естественно пытаться увидеть, как в его жизни отражается Евангелие, и пытаться соотнести свое видение с опытом святых отцов, чье прочтение слова Божия мы считаем в каком-то смысле эталонным. Знание богословия как раз и дает нам возможность посмотреть таким взглядом — в том числе на повседневность.
Кроме того, богословие — это, образно говоря, «высокая культура ума»: читая творения отцов и учителей Церкви, мы знакомимся с лучшими образцами мысли той или иной эпохи — Античности, Средних веков, Нового времени и т. д.
Такое явление, как современная наука, вышло не откуда-нибудь, а из стен европейских богословских университетов.
Множество великих ученых — Галилео Галилей, Николай Коперник, Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц, Блез Паскаль, Рене Декарт, — изучая «книгу природы», параллельно усердно занимались богословием. Не зная богословия, невозможно ни понять, европейскую цивилизацию в целом, ни научиться ориентироваться в ней свободно, а не по стандартным клише.
Значит, богословие — это все-таки наука?
И наука, и определенный образ жизни, и даже искусство. Еще в дохристианские времена греки называли богословами, или «теологами» ( θεολόγος ), поэтов, толковавших о богах — их природе, происхождении, отношениях друг с другом и с людьми. (Поэтому, кстати, в христианской Церкви термин «богослов» долго не приживался: многие относились к нему настороженно, помня о его языческих корнях.)
Поэтами были и три христианских богослова.
Все Откровение апостола Иоанна, от первой строки до последней, полно возвышенными поэтическими образами. Множество стихов, воспевающих Бога, принадлежит святителю Григорию Богослову. У преподобного Симеона значительная часть наследия — это гимны, описывающие явления Бога и мистические озарения автора…
Все трое прекрасно осознавали, как трудно говорить о непостижимом Боге обычными словами, и предпочитали язык поэтических образов; старались «о таинственном говорить таинственно, и о святом — свято», как написал однажды святитель Григорий. Эти образы, высокие и таинственные, позволяют нам понять что-то очень важное и о христианстве, и о богословии, и о творчестве. Но говоря о непостижимом, они повлияли на нас и изменили мир гораздо значительнее, чем множество политиков и предпринимателей, обладавших властью и богатством, живших и живущих на самом острие современности своей эпохи.
Что из наследия трех богословов стоит прочесть, чтобы составить представление о них? И что почитать о них самих?
Все писания Иоанна Богослова: Евангелие, три соборных Послания и Откровение, — включены в канон Священного Писания, и время от времени их хорошо бы перечитывать всякому христианину (как и все прочие книги Нового Завета).
Подробный разбор богословских идей апостола можно найти, например, в доступных «Лекциях по Евангелию от Иоанна» протоиерея Александра Прокопчука; разъяснение таинственных и подчас пугающих образов книги Откровения — например, в «Толковании на Апокалипсис» св. Андрея Кесарийского.
В обширном наследии святителя Григория Богослова нельзя пройти мимо его пяти «Слов о богословии», каждое из которых строится вокруг одной ключевой темы. В первом «Слове» святитель рассуждает о самом богословии и богословах; во втором — о непостижимости Бога и признаках Его присутствия в мире; в третьем — о рождении Сына от Отца и о двух Его природах; в четвертом разбирает возражения против Божества Господа Иисуса и рассуждает об именах Божиих; в пятом говорит о Духе Святом и о Троице.
Познакомиться с жизнью и учением самого святителя Григория Богослова в общих чертах можно по книгам «Восточные отцы IV века» протоиерея Георгия Флоровского или «Лекции по патрологии» профессора Московской духовной академии К. Е. Скурата. Более подробно — по выдержавшей несколько переизданий книге «Жизнь и учение святителя Григория Богослова» митрополита Илариона (Алфеева).
Изучение творчества Симеона Нового Богослова будет неполным без знакомства хотя бы с несколькими его гимнами — очень характерными произведениями, написанными художественным и в высшей степени образным языком. Например, в Гимне 30 описывается соединение Бога с человеческой душой: подчеркивая, что происходит это необъяснимым образом, автор все же находит удачный образ — огонь, который возжигает светильник, напитанный елеем, и освещает все уголки темного дома. В Гимне 32 преподобный Симеон описывает свой опыт видения Бога как «света во свете» и вновь находит удивительные метафоры: «я, дабы не быть опаленным и сожженным… находился вдали от неприступного огня и стоял среди тьмы, окутанный ею; поэтому, выглядывая, как бы чрез малую скважину, я ощущал головокружение. Живя в этой (тьме)… я обрел Того самого, Кого видел вдали».
О жизни и творчестве преподобного Симеона можно прочесть небольшую статью Григория Беневича в «Антологии восточнохристианской богословской мысли» (том 2). Подробные книги о нем написали архиепископ Василий (Кривошеин) («Преподобный Симеон Новый Богослов») и митрополит Иларион (Алфеев) («Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание»).