Топографическая память что это

Bookitut.ru

Топографическая память

Одним легко удается запоминать места, улицы, расположение домов, тогда как другие люди с трудом ориентируются в своем городе. Они постоянно сбиваются с пути, тогда как первые практически никогда не плутают по закоулкам.

Как развить топографическую память? Научиться ориентироваться можно, но для этого нужна постоянная тренировка. Прежде всего надо выработать в себе интерес к другим направлениям. Подмечайте все самое интересное, наблюдайте, замечайте как можно больше разнообразных предметов. В городе следует тщательно изучать дома на перекрестках. Неумение ориентироваться – следствие ненаблюдательности. Попробуйте замечать то, мимо чего вы проходили раньше, несомненно, вас заинтересует такая «игра».

Если вам трудно ориентироваться на местности, приобретите карту города. Наметьте себе конечную цель пути и идите в нужном направлении, сверяясь по карте. Фиксируйте в памяти названия всех улиц, которые вы проходите, все опознавательные знаки. Достигнув цели пути, пройдите обратно той же дорогой, стараясь не заглядывать в карту. Потом пройдите к конечному пункту уже по другому пути. Вскоре вы сможете определять нужное направление и без карты, у вас выработается так называемое чувство местности.

Можно придумать себе путешествие по городу. Возьмите карту, поначалу продумайте по ней свой маршрут. Когда вы пойдете в нужном направлении, то будете замечать нужные улицы. Кроме того, такие путешествия очень интересны, особенно если вы увлекаетесь географией.

Карту полезно заучивать. Смотрите некоторое время на план города, потом закройте его и постарайтесь мысленно воспроизвести уведенное. Нарисуйте карту, отметьте все детали, которые запомнили. Рисовать карты очень полезно, так вы лучше запомните местоположение улиц. Некоторое время спустя вам достаточно будет бросить беглый взгляд на карту, план или схему, чтобы запомнить ее.

Такие тренировки помогут вам лучше чувствовать реальную действительность. Путешествуя по карте, вы лучше узнаете город, и впоследствии вам будет гораздо проще отыскать нужный пункт. Главным условием успешного изучения является интерес. Пробудив его, вы сможете добиться прекрасных результатов, конечно, при условии постоянной практики.

Источник

Сколько видов памяти Вы знаете?

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Давайте начнëм. Виды памяти:

Имплицитная, или «скрытая память»
Данный тип памяти неосознаваемый, он обеспечивает использование информации, полученной на основе прошлого и неосознаваемого опыта.

Процедурная память входит в «состав» имплицитной. Включает, в том числе, и память на движения, тоесть мышечную память.

Эксплоцитная память подразумевает под собой осознанное использование. Еë используют в течении дня, например, вспоминая событие из прошлого.
Еë структура состоит из 2 подсистем:

Эпизодическая.
События из жизни, которые происходили с человеком или вокруг него. Даëт возможность ментально путешествовать к событиям.

Семантическая
Касается общих мировых знаний (факты, идеи, смыслы, понятия), которые могут быть сформулированы.

Рабочая или оперативная память— это когнитивная система ограниченной емкости, обеспечивающая временное хранение информации, доступной для непосредственной обработки. Работа оперативной памяти необходима для проведения рассуждений, для текущей мыслительной деятельности, например, для решения логической задачи или осознания сложной информации, и руководства при принятии решений и поведении.

Иконической памяти. Так называется сенсорная память, в которую поступает и сохраняется стимульная визуальная информация, отфильтрованная и агрегированная зрительной системой. При этом зрительная система человека формирует и обрабатывает поток информации в 10 миллионов бит в секунду.

Эхоической памяти. Она сохраняет стимульную звуковую информацию, поступающую через слуховую сенсорную систему из органов слуха.

Тактильной памяти.
Тактильная память регистрирует стимульную информацию, поступающую через соматосенсорную систему.

Вкусовой сенсорной памяти.
Вкусовая сенсорная память регистрирует стимульную информацию вкусовых раздражителей, поступающую через вкусовую сенсорную систему.

Обонятельной сенсорной памяти.
Она регистрирует запаховую стимульную информацию, поступающую через обонятельную сенсорную систему.

Эйдетической памяти. Это долговременная память на сенсорную информацию.

Долговременная память
В отличии от сенсорной и кратковременной памяти, объекты долговременной памяти непосредственно не доступны сознанию, то есть эта память является частью подсознания. Сенсорная и кратковременная память имеют жестко ограниченную ёмкость и время хранения, информация в них остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить, за счет повторения, телефонный номер долгие годы.

И это ещë не всë.
Также выделяют :

Социальную память. Это память социальных связей: знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения.

Топографическая память.
Её также часто называют пространственной. В основном они хорошо помнят топографию пространства своих жилищ, родственников, друзей, окрестности, где они живут, места отдыха, игр, прогулок, путешествий и т. д., с самого раннего детства. Хорошо запоминают топографические характеристики мест, в которых бывают и дорог, по которым перемещаются.

Ещë есть проспективная память, направленная на намерения и будущие действия.

Также есть непроизвольная память, эмоциональная, образная и болевая.

На стыке между эпизодической и семантической памятью выделяют автобиографическую память, включающую в себя черты обоих.

Но также не стоит забывать о ложной памяти, или парамнезии. В ней может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных событий и вымышленных, стирается нарушением и качественным извращением памяти.

Есть несколько видов ложной памяти:

Также есть ложные, внушëнные воспоминания.

Память играет важную роль в обучении, сознании и самоиндификации, прогнозировании и воображении несуществующего. Вероятно, этот процесс и процесс обучения являются очень интересной процедурой
«Нарезки» и «перетасовки» фрагментов воспоминаний.

А теперь попробуйте вспомнить те виды и типы памяти, о которых было написано. Если получится больше 10, то это повод гордиться)

Источник

Память

Меню навигации

На главную

Главное

Информация

Из архивов

Топографическая память что это. Смотреть фото Топографическая память что это. Смотреть картинку Топографическая память что это. Картинка про Топографическая память что это. Фото Топографическая память что это

Топографическая память что это. Смотреть фото Топографическая память что это. Смотреть картинку Топографическая память что это. Картинка про Топографическая память что это. Фото Топографическая память что это

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы памяти:

Закон интереса – Интересное запоминается легче.
Закон осмысления – Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки – Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия – Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста – При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения – При изучении похожих понятий наблюдается эффект “перекрытия” старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда – Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края – Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения – Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости – Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Процессы памяти

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Неврологическая память

Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

Классификация видов памяти по критериям

Свойства памяти человека

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

Особо выделяется детская амнезия — потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

Мифология, религия, философия о памяти

Источник

Что такое память человека, ее виды и возможности

Топографическая память что это. Смотреть фото Топографическая память что это. Смотреть картинку Топографическая память что это. Картинка про Топографическая память что это. Фото Топографическая память что это

Что такое память: Freepick

Студент из Китая Чао Лу в 2005 году запомнил и сумел назвать 67 980 цифр числа пи благодаря феноменальной памяти. Даже не обладая такими способностями, каждый человек что-то запоминает, воспроизводит, а затем забывает ежедневно. О том, как трактуют понятие «память» сегодня и какая она бывает, рассказывают психологи Бенджамин Шторм и Роберт Немов.

Что такое память и каковы ее возможности

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. В психологии память изучается давно и интерпретируется по-разному:

На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:

Каковы возможности нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не стоит думать, что забывание — это результат неправильной работы памяти, подчеркивает психолог и исследователь из Университета Калифорнии Бенджамин Шторм. Забывание обеспечивает правильную работу памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.

Нейроученый Мария Вимбер из Университета Бирмингема (Великобритания) с коллегами с помощью специального сканирования мозга установила, что воспоминания могут «конкурировать» друг с другом за ресурсы памяти. Этот механизм помогает выделять нужные воспоминания из целого ряда похожих.

Топографическая память что это. Смотреть фото Топографическая память что это. Смотреть картинку Топографическая память что это. Картинка про Топографическая память что это. Фото Топографическая память что это

Свойства памяти: Freepick

Ученые также исследуют, что делать, чтобы улучшить работу памяти и расширить ее возможности. Они установили ряд приемов, которые способствуют активизации памяти человека.

Память обязательно нужно «включать»

Когда люди не ждут проверки усвоения информации, то забывают ее очень быстро. Исследователь когнитивных способностей человека профессор Брэд Уайбл выяснил: когда человек не ожидает, что его будут проверять, он зачастую не помнит ничего. Однако когда предстоит проверка, запоминание происходит лучше в два или даже три раза.

Классическая музыка улучшает память

Прослушивание классических музыкальных произведений усиливает активность генов, которые связаны с процессами памяти и обучения, и одновременно снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы авторов показали, что классическая музыка активно влияет на геном человека.

Дневной сон улучшает память в пять раз

Эксперимент показал, что дневной сон, который длится меньше часа, улучшает работу памяти в пять раз. Две группы испытуемых запоминали пары несвязанных слов. Затем первая группа спала 45–60 минут, а вторая — смотрела видео. После проверки оказалось, что в первой группе уровень запоминания выше.

Тонкие механизмы работы памяти ученым еще предстоит открыть. Однако то, что знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения собственных возможностей.

Виды памяти

О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной (познавательной) функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно.

В книге «Общие основы психологии» доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук Р. С. Немов классифицирует память (определяет виды) по ряду критериев.

Характер психической активности

Согласно этому критерию, память бывает:

Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. С ее помощью формируются различные практические и трудовые навыки (ходьба, письмо).

Эмоциональная память запечатлевает пережитые чувства и эмоциональные состояния в виде представлений. Обычно то, что сопряжено с эмоциональными переживаниями, запоминается легко и надолго. Этот вид памяти важен для мотивации человека.

Образная память связана с возможностью сохранения и использования образов восприятия. Специфичность запечатленного образа определяется особенностями восприятия человека, работой его системы анализаторов.

Словесно-логический вид памяти необходим для запоминания и воспроизведения мыслей.

Характер целей деятельности

Топографическая память что это. Смотреть фото Топографическая память что это. Смотреть картинку Топографическая память что это. Картинка про Топографическая память что это. Фото Топографическая память что это

Виды памяти: Freepick

Этот критерий также называют критерием произвольности. По нему память делят на:

Длительность сохранения информации

Согласно этой классификации, память разделяют на:

Кратковременная память — промежуточное «хранилище» данных. Этот вид запоминания связан с однократным или очень коротким восприятием.

Оперативная память связана с запоминанием и воспроизведением информации, которая необходима для осуществления конкретной текущей деятельности. После решения задачи информация может полностью исчезнуть.

Так бывает с материалом, который студенты учат непосредственно перед экзаменом. Этот вид памяти — переходной от кратковременной к долговременной памяти.

Долговременная память сохраняет весь объем знаний и опыта человека. Чем чаще информация из нее воспроизводится, тем прочнее она закрепляется.

Характер приобретения информации

Память бывает генетической и прижизненной. Первая сохраняет видовую информацию, а вторая — индивидуальный опыт человека.

Генетическая память — склонность к определенному поведению и действиям, которые развились и закрепились у вида эволюционно. Например, страх падения и рефлекторная реакция на падающий предмет (отскочить, оглянуться на шум) — это проявление генетической памяти. Всю информацию, которую человек усваивает после рождения, относят к прижизненному виду памяти.

Способ запоминания

Выделяют механическую и смысловую память. Механическое запоминание осуществляется путем простого повторения. Для смысловой памяти необходимы ассоциативные и смысловые связи.

Чертоги памяти человека хранят огромные объемы информации. Часть из нее постепенно забывается, что естественно и необходимо для правильной работы мозга. К счастью, с памятью можно работать и улучшать ее.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Практический курс

Виды медитации

Чакры: ключ к здоровью и счастью

Улучшить память — реально

Память — одна из самых загадочных областей нашего подсознания. Согласно древней индусской философии, Смрити (память) – одна из сторон силы разума, или мудрого знания Джнанишакти. Индусы считали Смрити гигантской силой, способной оживлять прежние представления и будущие ожидания. Интересно, что второй стороной силы разума является ясновидение.

Память — огромный сундук, где хранится весь предыдущий опыт человека, все впечатления, чувства и эмоции, когда-либо испытанные им. То, что мы намеренно запоминаем, откладывая в сознании, – лишь незначительная крупица, капля в бесконечном море памяти. Наше подсознание старательно хранит все, с чем когда-либо сталкивался человек, хотя мы, естественно, и не подозреваем об этом. Просто не все возвращается в область сознания, то есть мы просто не вспоминаем об этом. Но иногда события, произошедшие несколько лет назад, вдруг всплывают в сознании в виде смутных образов и ассоциаций. Это происходит произвольно, наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда что-то кажется очень знакомым, но вспомнить, почему возникло это чувство, не получается. А некоторое время спустя нас посещает озарение и мы вспоминаем, где видели того или иного человека или слышали какую-то фразу.

Поэтому считать забытым впечатление или событие неверно. Ничто не ускользает из нашей памяти — образы и краски немного поблекли, однако усилие воли может возродить воспоминания.

Все наши мысли, мировоззрение и взгляды обусловлены жизненным опытом. Даже то, что, казалось бы, является уникальным продуктом и создано нашей фантазией и воображением, на самом деле является впечатлением от пережитого. Память играет важную роль в формировании наших представлений о нравственности, морали, добре и зле.

Кроме того, память является инструментом в руках человека. Способностью запоминать и воспроизводить в памяти события обуславливается наша способность мыслить. Мышление и память тесно связаны друг с другом. Если мы не можем запоминать, то не способны выстроить даже простую логическую цепочку. Поэтому понятно, что память необходимо тренировать и улучшать.

Многие думают, что у них плохая память и с этим уже ничего не поделаешь. Ничего подобного! Если вы захотите, то сможете улучшить свою память и расширить собственные возможности. Ниже мы приведем практические рекомендации, благодаря которым вы сможете добиться успехов в улучшении своей памяти.

Роль внимания

Память напрямую связана с вниманием, то есть чем больше внимания мы уделяем тому или иному предмету, тем лучше он запоминается. Казалось бы, внимание — обычная вещь, однако от него зависит очень многое. Так, существует мнение, что если развивать в себе силу сосредоточенного внимания, можно добиться даже некоторой степени гениальности.

Плохая память является результатом недостаточного внимания к какому-либо предмету. Если человек поглощен каким-либо делом, он не обращает внимания на посторонние раздражители, и наоборот, рассеянный субъект будет постоянно отвлекаться и не сможет сосредоточиться на данном предмете. Для того чтобы сконцентрироваться, необходима спокойная обстановка, когда ум находится в покое и его не беспокоят посторонние шумы или образы. Некоторые считают, что могут делать одновременно несколько дел. Однако это ведет к ухудшению качества выполняемого, так как внимание вынуждено быстро переключаться с одной задачи на другую, решая их поверхностно. Поэтому одновременно можно заниматься лишь одним делом. Тогда можно получить наиболее ясные впечатления от предмета. Известно, что, если сосредоточиться на больной части тела, болезненное ощущение усилится.

Внимание — первичный фактор знания. Если память помогает лучше узнать предмет, запомнив его, то зафиксировать его в сознании можно благодаря вниманию. Сосредоточившись на одном предмете, вы сможете сделать дело гораздо быстрее и лучше. Как научиться концентрироваться? Необходимо постоянно упражняться в этом: функция тренирует орган, и чем больше вы будете тренироваться, тем быстрее разовьете в себе прекрасные способности.

Роль наблюдательности

Впечатление, производимое на человека тем или иным предметом, откладывается в памяти. Однако сила впечатления зависит от отношения человека к данному предмету: если дело интересно для субъекта, то и впечатление, естественно, усиливается. Существует произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет место, когда на человека воздействует внезапный раздражитель. Например, при резком хлопке мы быстро оборачиваемся, так как наше внимание привлек неожиданный звук.

Произвольное внимание возникает, когда человек прилагает к этому свою волю. Так, он может сосредоточиться на неинтересном предмете. Это происходит, когда он слушает скучную лекцию или читает учебник потому, что ему надо сделать это. Человек, способный концентрировать свое внимание на любом деле, добивается того, что это занятие откладывается в его памяти, в результате память улучшается.

Зрительные впечатления человек получает с помощью глаз. Развивать зрительную память очень важно — от этого зависит то, насколько наблюдателен человек. Наблюдательность важна при любой профессии, а когда-то умение наблюдать и вовсе обеспечивало выживание человека. Можно привести ряд примеров выдающейся наблюдательности. Например, художник Гарбиелли мог написать портрет человека, которого видел всего несколько секунд. Японцы запоминают огромное число иероглифов — чтобы читать книгу на японском языке, необходимо, помимо двух азбук — хираганы и катаканы, – знать порядка 3000 иероглифов. Согласитесь, чтобы запомнить такое количество знаков, требуется уникальная по нашим меркам память!

Как лучше запоминать предметы? Во-первых, необходимо, чтобы разум получил как можно более ясное представление о вещи, поэтому требуется тщательно ее рассмотреть. Чтобы предметы оставались в памяти, необходимо внимательно наблюдать их, а развить наблюдательность вам помогут следующие упражнения.

Упражнения для развития наблюдательности

Попытайтесь научиться «видеть» обычные вещи. Думаете, это легко? Попробовав, вы убедитесь, что все не так просто, как кажется.

Возьмите любую обычную вещь, желательно яркую. Пусть это будет красное яблоко, книга или ручка. Теперь внимательно смотрите на выбранный предмет на протяжении некоторого времени.

Не просто буравьте его взглядом, а смотрите осмысленно, то есть попытайтесь запечатлеть его в своей памяти. Теперь закройте глаза. Мысленно попробуйте вспомнить размеры этой вещи, восстановите все детали, запечатлите образ в мозге.

Открыв глаза, посмотрите на предмет. Отметьте, чего не хватает представленному образу, и еще раз запомните все подробности. Опять закройте глаза и дополните представление новыми деталями. Затем снова откройте глаза и дополните образ еще не замеченными деталями. Повторяйте это до тех пор, пока не сможете воспроизвести предмет точно таким, каков он в действительности. Если вы будете практиковаться в этом упражнении, то скоро сможете легко воспроизводить в памяти любую вещь, увиденную вами однажды.

Когда вы сможете хорошо выполнять первое упражнение, приступайте к следующему. Возьмите предмет, который вы уже изучили, и, получив его мысленный образ, отобразите форму и детали его на бумаге. Моделью, естественно, должно быть умственное отображение вещи. Если вы не умеете рисовать, попытайтесь изобразить вещь как сможете. Главная цель упражнения — не формирование художественных навыков, а развитие наблюдательности. Чем больше вы припомните подробностей, тем удачнее будет выполнено задание.

Оба вышеописанных упражнения очень эффективны и позволяют развить способность запоминать и воспроизводить увиденное. Вскоре вам достаточно будет посмотреть на вещь всего один раз, чтобы в точности изобразить ее со всеми деталями.

Нарисовав предмет, посмотрите на него еще раз и проверьте, имеются ли у вас ошибки. Если вы заметили неточность, снова изобразите вещь. Повторяйте это до тех пор, пока не добьетесь точного отображения увиденного. Предмет, служащий вам моделью, меняйте как можно чаще, тогда вы не устанете от однообразия, вам будет гораздо интереснее выполнять это упражнение.

Возьмите какой-нибудь предмет и рассмотрите его не в общем, а только детали. То есть воспринимать следует не всю вещь целиком, а отдельные ее составляющие. Лучше всего рассматривать чье-либо лицо. Часто мы жалуемся на плохую память на лица.

В целом лицо, конечно, запомнить очень трудно. Однако если всматриваться в детали, то есть обращать внимание на разрез глаз, форму носа или губ, воспроизвести потом в памяти образ человека гораздо проще. Практикуйтесь чаще: разглядывайте лица попутчиков в автобусе, людей, стоящих в очереди, своих друзей, одногруппников или коллег. Вы убедитесь, что на самом деле лицо каждого человека неповторимо, так как все имеют абсолютно непохожие черты лица.

Перед выполнением упражнения сядьте и попытайтесь описать внешность кого-нибудь из ваших близких друзей. Скорее всего окажется, что, несмотря на то что вы видите его довольно часто, представление о чертах лица имеете очень расплывчатое. Поэтому старайтесь описывать наружность каждого прохожего. Увидев его, берите ручку и блокнот и записывайте, какие у него черты лица. Моделями могут служить не только люди. Если хотите, описывайте здания или помещения. Вы заметите, как улучшится ваша наблюдательность после подобной тренировки.

Прекрасно развивают наблюдательность всевозможные игры. Возможно, вы и сами играли в них в детстве. Интереснее, если в этом участвует несколько человек. Попросите друзей или родственников составить вам компанию.

Возьмите несколько вещей (не менее семи), накройте их тканью. Потом снимите ее и сосчитайте до десяти. После этого снова накройте предметы и попросите остальных игроков описать на бумаге эти вещи как можно подробнее.

Потом количество предметов увеличивают, постепенно доходя до пятнадцати. Казалось бы, детская забава, однако результат будет ошеломляющий: вы сможете видеть то, чего не замечают другие, практически обретете второе зрение! Игру можно видоизменять. Например, проходя мимо магазинов, старайтесь запомнить все выложенные товары, а потом описать их.

Для выполнения этого упражнения вам понадобится помощник. Он должен показать вам карту, а потом попросить назвать ее масть и достоинство.

Карту следует демонстрировать медленно, со временем все уменьшая время, в течение которого вы будете смотреть на нее. Делайте упражнение до тех пор, пока не сможете определять карту, бросив на нее быстрый взгляд.

Это упражнение помогает уловить смысл написанного с первого раза. Возьмите статью и попробуйте прочесть одним взглядом сначала несколько слов, потом фразу, а затем, по мере приобретения опыта, читайте взглядом несколько предложений и даже целые абзацы. Многие люди достигли в этом деле такого мастерства, что им достаточно одного взгляда, чтобы понять смысл целой статьи. Эта способность особенно помогает при написании курсовых и рефератов, так как позволяет за минимальное количество времени охватить весь материал и выбрать нужный.

Это упражнение походит на запоминание лиц. Только теперь запомнить необходимо помещение, то есть обстановку в комнате.

Входя в помещение, быстро оглядитесь, запоминая как можно больше деталей интерьера, а также размеры комнаты, количество мебели, окон, картин, ковров, других деталей. Выйдите из комнаты и запишите все, что вы увидели. Войдите, сравните записи с действительностью. Если вы были неточны, повторите упражнение. Делайте это до тех пор, пока не сможете воспроизводить детали комнаты во всех подробностях.

Вечером вспомните все занятия, которыми вы занимались в течение дня, припомните всех, с кем вы встречались, а также что видели и где были. Поначалу вам покажется, что за день ничего особенного не произошло, однако постепенно вы будете вспоминать все новые и новые детали и события. Таким образом вы сможете научиться не только вспоминать, но и наблюдать.

Слуховое восприятие

Зрение не является единственным способом восприятия вещей и явлений. Многим гораздо лучше удается составлять представление о чем-либо, исходя из звуковых сигналов. Например, кто-то не может запомнить лицо человека, зато мгновенно узнает его по голосу. Зрительные образы воспринимаются быстрее, чем слуховые, но последние лучше удерживаются в памяти.

Некоторым людям легче запомнить стихотворение, услышав его, а не прочитав. Возможно, это идет с древнейших времен, когда люди передавали друг другу сказания в устной форме. Благодаря этому слуховая память была высокоразвитой, и люди были способны воспринимать целые книги на слух. Возьмем историю любого народа: до изобретения письменности и русские летописи, и индийские сутры передавались от учителя к ученику в устной форме. Еврейская кабалла, санскритская грамматика и индейские сказания существовали только в устной форме.

В наши дни слуховой памятью люди почти не пользуются. На лекциях мы записываем конспекты, а если надо что-то запомнить, тоже предпочитаем воспользоваться бумагой и ручкой. В результате память не тренируется, а как известно, орган, находящийся в бездействии, атрофируется. Поэтому пора заняться своей слуховой памятью. Например, в этом очень помогает чтение вслух.

Попробуйте и на собственном опыте убедитесь: книга, прочитанная вслух, осмысливается гораздо лучше, чем если бы вы прочли ее про себя. Кроме того, даже впечатление от нее гораздо ярче, так как, читая глазами, мы часто пропускаем скучные описания. Заучивать что-либо также рекомендуется вслух — так гораздо легче запомнить и стихотворение, и текст.

Упражнения для тренировки слуховой памяти

Хороший слух некоторым дается от природы. Дети с развитым слухом обычно поступают в музыкальную школу, тогда как те, кому это не дано, думают, что развить слух невозможно. Однако думать так — ошибка, ведь слух, как и зрение, можно развить. Сделать это даже легче, чем улучшить зрительное восприятие.

Для развития слуха тоже существует ряд упражнений. Их мы приведем далее.

Слух индейцев развит так хорошо, что они слышат даже едва уловимые шорохи. Например, они могут отличить шелест листвы, производимый одним деревом, от шелеста листвы другого.

Проходя по улице, подобно тому как вы запоминали лица, фиксируйте в памяти голоса, обрывки фраз и слов. Вы поразитесь, сколько звуков способно слышать ваше ухо (ранее мы приводили медитации, где надо было сосредоточиться на звуках). По мере того, как вы будете практиковаться, вы сможете охватить огромное число шорохов и шумов.

У каждого человека свой неповторимый голос. Когда вы слышите разговор, старайтесь запомнить голос говорящего, а потом «опознать» его. Отмечайте про себя особенности, свойственные голосу каждого человека, старайтесь уловить тон, тембр и интонацию. По голосу можно установить характер человека, а также род его занятий и место, откуда он родом.

Можете упражняться, слушая музыку. Проигрывайте диски или кассеты разных исполнителей и пытайтесь определить, чем один голос отличается от другого.

Довольно интересно по голосу угадывать, какое лицо у говорящего. Допустим, вы не видите, как выглядит этот человек. По голосу попытайтесь представить его наружность, а потом соотнесите это с реальностью. Результаты часто бывают неожиданными. Вы можете тренироваться и на знакомых: не видя говорящего, постарайтесь по голосу узнать его.

Попробуйте уловить различие в звуке шагов. Походка каждого человека индивидуальна, точно так же, как и голос. Поэтому и звуки шагов одного человека отличаются от звуков, производимых другим. Кто-то шаркает ногами, кто-то топает, кто-то ступает практически бесшумно… Угадывать идущего по шагам — очень интересное занятие, это как веселая игра, которой можно заняться в любое время.

Включите любую песню и, прослушав ее, напойте мелодию. Иногда очень простая музыка на самом деле оказывается довольно сложной в запоминании. Однако тренировка поможет вам развить свой музыкальный слух, а кроме того, пробудит интерес к музыке. Вы сможете научиться слушать и воспринимать музыку совершенно на другом, более качественном уровне.

Больше заучивайте наизусть. Прослушав лекцию, старайтесь вслух повторить ее, перечитывайте любой текст, а затем вслух повторяйте его.

А слушая и воспроизводя речь лектора или выступающего с докладом, вы сможете развить свою речь и поработать над интонацией и выразительностью.

В запоминании поможет следующая игра. В нее лучше играть с друзьями, и чем больше человек, тем интереснее. В принципе, то же самое можно делать и в одиночку.

Первый человек говорит слово. Второй повторяет его и добавляет еще одно. Третий повторяет два слова и добавляет к ним свое. Игру можно продолжать до бесконечности, выстраивая длинные цепочки из нескольких десятков слов.

Индийцы запоминали строки Веды следующим образом: в первый день ученик запоминал на слух одну строку, на второй день произносил первую и заучивал вторую. Так, по строке в день, ученики запоминали огромное количество строк.

Можно попросить кого-нибудь читать по строке из какой-нибудь книги. В первый день старайтесь повторить одну строку, потом добавьте вторую, на следующий день — третью и так далее. Можно придумать бесчисленное множество вариантов этого упражнения — тут все зависит от вашей фантазии. С каждым днем вы будете запоминать все больше строк, однако, заучивая новую, не забывайте повторять предыдущие. По этой системе можно запомнить книги, равные по объему Библии.

Ассоциации

Наши мысли всегда взаимосвязаны с другими мыслями. Даже когда кажется, что та или иная идея возникла по чистой случайности, на самом деле она вызвана другой идеей, которая, возможно, просто не оформилась в мозгу. Все мысли появляются группами, связанными друг с другом, то есть имеют ассоциации.

Очень важно уметь составлять правильные ассоциативные цепочки. Составляя их, мы гораздо быстрее вспоминаем нужный предмет. Какое-либо явление в этом случае прослеживается в связи с другими, что очень важно. Припоминание одного впечатления влечет за собой цепочку других впечатлений. Для этого необходим всего лишь толчок, позволяющий запустить процесс ассоциации. Существуют ассоциации по смежности и по сходству. В первом случае мы ищем сходство между предметами, и это откладывается в памяти. Во втором же принцип состоит в том, что одно впечатление может вызывать второе, второе — третье и так далее. Память по ассоциациям называется словесно-логической.

Гораздо легче вспомнить что-либо, устанавливая связь одного предмета или явления с другим. Способность к ассоциациям можно развить с помощью специальных упражнений. Например, можно сосредотачивать внимание на одном впечатлении, а также на том, что следует за ним или предшествует ему. Таким образом устанавливается связь между впечатлениями, которая позволяет, вспомнив одно, вспомнить и другое.

Принципы хорошей памяти

Существует ряд принципов, отражающих законы восприятия, сохранения впечатлений и их последующего воспроизведения. Соблюдая их, вы сможете запоминать все быстро и надолго. Рассмотрим их подробнее.

1. Сосредотачивайтесь на объекте вашего внимания, чтобы впоследствии было легко оживить его в памяти. О том, как внимание связано с памятью, уже было сказано. Чем больше внимания вы уделяете предмету, тем быстрее запомните его.

2. Очень многое зависит от первого впечатления, поэтому его необходимо зафиксировать в памяти как можно точнее. Сосредоточьте на нем все свое внимание и интерес, чтобы первое впечатление не было расплывчатым. Иначе впоследствии вы рискуете составить неправильное представление о предмете.

3. Не старайтесь запомнить сразу все подробности и мелкие детали. Пытаясь зафиксировать множество мелочей, вы рискуете не заметить самое главное, в результате ваше представление будет ошибочным. Лучше постепенно запоминать подробности: вначале занести в память общие черты, которые по мере узнавания дополнять более мелкими. Можно привести такой пример: рисуя портрет человека, вначале художник намечает общую форму головы, ее наклон и поворот. Затем он выделяет лицо. После этого находит место глаз, носа, рта, намечает в общем черты лица. Далее следует более детальная прорисовка, усложняющаяся на каждом этапе, а потом — свето-теневое решение.

Такой принцип наиболее эффективен в любом деле. Следуя ему, можно сделать изучение предмета гораздо более успешным.

4. Постоянно оживляйте в памяти запомненные образы. Память нуждается в постоянной тренировке. Повторяя запомненное, вы укрепляете впечатление, делаете его сильнее.

5. Лучше вспомнить первое впечатление о предмете, нежели гнаться за новым. Чаще полагайтесь на свою память, не нужно раз за разом изменять свое мнение относительно какой-либо вещи или явления.

6. Когда вы сталкиваетесь с новым явлением, думайте о сходном с ним — так легче установить ассоциацию. Чтобы легче было понять этот принцип, приведем пример: запомнить номер телефона гораздо легче, установив ассоциацию с его цифрами, например с вашим днем рождения или другой значимой для вас датой.

7. Легче запоминается цепочка впечатлений, если одно связано со вторым, а второе — с третьим. Это как имена в телефонной книге: имя на букву «Н» можно назвать, если перед этим названо имя на «М». Запоминая вещи в определенном порядке, мы можем назвать их всех в заданной последовательности, но если нас спросят вразброд, вряд ли что-то удастся вспомнить.

8. При запоминании надо пользоваться всеми доступными вам способами. Например, чтобы запомнить стихотворение, можно прочитать его вслух, переписать на лист бумаги, нарисовать то, с чем оно ассоциируется, и т. д.

9. Не переставайте тренировать свою память, так вы разовьете в себе способность запоминать любые предметы, образы, события или правила.

Развитие памяти

Основным методом развития памяти является так называемый метод накопления. Он заключается в том, что память следует развивать постепенно, с помощью регулярных и постоянных упражнений. Улучшение памяти должно происходить естественным путем, пускай он и покажется длительным и нелегким.

Метод накопления использовался на Востоке еще в древние времена — с его помощью учились запоминать религиозные и философские тексты. Так как письменности еще не было, требовалась серьезная тренировка памяти для запоминания целых трактатов.

Позже, когда была изобретена письменность, пользоваться памятью стали меньше, а с появлением книгопечатания надобность в хорошей памяти и вовсе отпала. Зачем запоминать, когда можно посмотреть в книге или в записях? А между тем хорошая память — ключ к успеху в любом деле.

Метод накопления направлен на развитие ума таким образом, чтобы стало возможным запоминание большого количества вещей. Его преимущество перед другими методами развития памяти заключается в том, что вы снабжаете память полезной информацией и в то же время развиваете ее. В результате вы сможете легко вспомнить изученное, когда вам это понадобится, а также запоминать все как произвольно, так и непроизвольно.

Метод накопления

Итак, выберите что-нибудь интересное для запоминания, например любимую книгу. Часто используются стихи и Библия. Начинайте с одного предложения или строфы (ее объем должен равняться приблизительно 5 строкам). Выучите отрывок как можно лучше, запоминая его не только на слух, но и визуально, по расположению слов и их порядку.

На следующий день повторите отрывок наизусть. Таким же образом заучите следующий, а потом повторите оба отрывка.

На третий день повторите предыдущие отрывки и выучите новый. Присоедините его к двум, затем повторите.

Таким образом заучивайте отрывки в течение одного месяца. Каждый день добавляйте новый кусок текста и, что является особенно важным, повторяйте предыдущие части. Так вы научитесь не только запоминать, но и вспоминать — это достигается путем многократного повторения. Конечно, вначале придется часто заглядывать в книгу, чтобы вспомнить забытую строчку или слово. Не отчаивайтесь: сразу улучшить свою память невозможно. Повторяйте снова, не бросайте занятий! Открывайте книгу как можно чаще — так вы лучше запомните слова, чем если пропустите их. Учите настойчиво, если вы пропустите хотя бы один день, вам придется начинать заново. Постоянство укрепляет волю и способствует развитию самодисциплины.

Начиная со второго месяца учите уже по 2 строфы в день. В то же время повторяйте уже выученные абзацы, прибавляя каждый день 2 новые строки. Если вы думаете, что не справитесь с задачей, попробуйте систему на практике. Вы убедитесь, что запоминать по 2 строфы для вас так же легко, как и по одной. Более того, вы сможете осилить и 3 строфы, однако не спешите, пока ограничьтесь двумя. Необходимо выполнять упражнение постепенно.

В течение третьего месяца заучивайте по 3 строфы. Принцип работы такой же: ежедневно добавляйте новый объем, не забывая повторять предыдущее. В четвертый месяц заучивайте по 4 строфы, и так далее. Предел заучивания вы установите сами: он зависит от ваших индивидуальных способностей.

Если вы начнете забывать выученное, остановитесь. Не заучивайте нового, сосредоточьтесь на повторении. Если объем слишком велик для того, чтобы повторить все за один день, разделите его на 2 части. Одну повторите сегодня, а другую — на следующий день. Если вы прекращаете заучивать новое, не забрасывайте повторение — оно гораздо важнее. Если у вас не хватает времени на повторение большого объема текста, разделите его на более мелкие части. Занимайтесь в любое время, удобное для вас. Вы можете повторять заученное во время однообразной работы, не требующей вашего внимания, а также во время отдыха или прогулки.

Несколько месяцев такой тренировки покажут вам, что ваша память способна удерживать большой объем информации. Позже вы заметите, что вам требуется меньше времени на повторение, чтобы усвоить материал. Вы можете сократить это время, однако полезно держать в памяти какой-нибудь отрывок для ежедневного повторения.

Всегда, когда вы что-то запоминаете, делайте это постепенно. Если вам трудно, лучше начните с 5 слов, но запомните их в совершенстве. Будет больше пользы от нескольких слов, которые вы знаете отлично, чем от целой страницы, выученной наспех, абы как. Выполнять упражнение лучше на свежую голову, то есть утром, когда вы бодры и полны сил.

Логическое, или аналитическое запоминание

Это довольно эффективный метод запоминания, при котором запоминаемый предмет делят на части, каждую из которых исследуют отдельно.

Лучше всего при запоминании задавать вопросы относительно предмета, так как это помогает зафиксировать его в уме.

Так, предложение «Белый конь сорвался с места и вихрем помчался к реке» можно запомнить, задавая вопросы и отвечая на них.

О чем здесь говорится? О белом коне.

Что он сделал? Сорвался с места.

Куда он помчался? К реке.

Как он помчался? Вихрем.

Благодаря такому детальному анализу предложения забыть его будет сложно. Сначала необходимо выявить суть предложения или высказывания, а уж потом добавлять все остальное.

Память на числа и даты

Этот вид памяти зависит от развития математических способностей человека. Людям, сильным в математике, легче запомнить дату или номер телефона, тогда как те, кто «не дружит» с точными науками, часто забывает даже свой номер мобильного и путает дни рождения друзей.

Если у вас похожая проблема, старайтесь вызывать ассоциации с цифрами. Мы уже говорили, как легче всего запомнить номер телефона. Существует и еще один метод — рисование умственных образов. К примеру, вам надо запомнить год, которым датируется Куликовская битва. Представьте себе сражение русских с монголами и мысленно «пририсуйте» число 1380.

Однако данный метод хорош только для тех, у кого развита зрительная память. Тем, у кого лучше функционирует слух, лучше проговаривать дату вслух. Можно даже сочинить стишок с требуемой цифрой — это не так уж и сложно. Кроме того, иногда помогает запоминать вместе с цифрой слово, относящееся к ней. К примеру, «Бородино 1813», «Ватерлоо 1815» и так далее.

Числа можно запоминать фотографически. Представьте данное число в уме, вообразите себе его форму, вид, детали — все равно что — в виде картины. Представляйте, что цифры написаны жирной черной линией на белом листе. Воспроизведите в уме число как можно точнее, и тогда вы сможете увидеть эту цифру при воспоминании.

Топографическая память

Одним легко удается запоминать места, улицы, расположение домов, тогда как другие люди с трудом ориентируются в своем городе. Они постоянно сбиваются с пути, тогда как первые практически никогда не плутают по закоулкам.

Как развить топографическую память? Научиться ориентироваться можно, но для этого нужна постоянная тренировка. Прежде всего надо выработать в себе интерес к другим направлениям. Подмечайте все самое интересное, наблюдайте, замечайте как можно больше разнообразных предметов. В городе следует тщательно изучать дома на перекрестках. Неумение ориентироваться — следствие ненаблюдательности. Попробуйте замечать то, мимо чего вы проходили раньше, несомненно, вас заинтересует такая «игра».

Если вам трудно ориентироваться на местности, приобретите карту города. Наметьте себе конечную цель пути и идите в нужном направлении, сверяясь по карте. Фиксируйте в памяти названия всех улиц, которые вы проходите, все опознавательные знаки. Достигнув цели пути, пройдите обратно той же дорогой, стараясь не заглядывать в карту. Потом пройдите к конечному пункту уже по другому пути. Вскоре вы сможете определять нужное направление и без карты, у вас выработается так называемое чувство местности.

Можно придумать себе путешествие по городу. Возьмите карту, поначалу продумайте по ней свой маршрут. Когда вы пойдете в нужном направлении, то будете замечать нужные улицы. Кроме того, такие путешествия очень интересны, особенно если вы увлекаетесь географией.

Карту полезно заучивать. Смотрите некоторое время на план города, потом закройте его и постарайтесь мысленно воспроизвести уведенное. Нарисуйте карту, отметьте все детали, которые запомнили. Рисовать карты очень полезно, так вы лучше запомните местоположение улиц. Некоторое время спустя вам достаточно будет бросить беглый взгляд на карту, план или схему, чтобы запомнить ее.

Такие тренировки помогут вам лучше чувствовать реальную действительность. Путешествуя по карте, вы лучше узнаете город, и впоследствии вам будет гораздо проще отыскать нужный пункт. Главным условием успешного изучения является интерес. Пробудив его, вы сможете добиться прекрасных результатов, конечно, при условии постоянной практики.

Память на имена

Иногда неспособность запомнить имя другого человека приводит к неприятным последствиям, ведь мало кому приятно, когда забывают, как его зовут. Считается, что самым приятным сочетанием звуков для человека обладает его имя, поэтому чтобы добиться расположения собеседника, следует как можно чаще называть его по имени. Благодаря способности запоминать имена многие известные люди добились расположения окружающих. Рассказывают, что Перикл знал имена всех граждан Афин, Томас Уортон даже помнил имя своего башмачника, а поразительная память на имена Наполеона позволила ему добиться успеха среди подчиненных.

Так как же эффективно запоминать имена? Иногда помогает повторение имени вслух, при этом задействуется слуховая память. Порой мы не запоминаем имя из-за того, что не думаем о том, как зовут человека, обращая внимание только на его наружность. Имя не успевает запечатлеться в уме, так как внимание не сосредотачивается на запоминании.

Заинтересованность также поможет вам улучшить память. Как известно, если человек увлечен каким-то занятием, его внимание сосредоточено на этом. Заинтересуйтесь именами, попробуйте узнать о них как можно больше. Каждое имя имеет свою историю, что-то означает, с каждым что-то связано. Если знать, что именно означает имя, запомнить его удастся безо всяких усилий. Также можно запоминать имена по ассоциациям, которые они вызывают. Например, фамилию Беликов можно легко запомнить, так как она похожа на слово «белка» или «белый». Без проблем запоминаются фамилии, имеющие в корне название животных (Тигров, Лисихин). Надо сказать, что практически любую фамилию можно сопоставить с каким-либо предметом, словом или вещью.

Конечно, этот метод может оказаться действенным, однако главное — относиться к фамилиям и именам внимательно. Если человек вам интересен, его имя сложно забыть. Старайтесь направить внимание на запоминание имени, запечатлейте его в уме. Можете попробовать связать имя с внешностью человека, а расставаясь с ним, пытайтесь по имени вспомнить наружность собеседника.

Если вам трудно запоминать фамилии писателей и поэтов, сочинивших то или иное произведение, постарайтесь, вспоминая книгу, связывать ее с именем автора. Можно запомнить имя писателя, не разделяя его с названием написанной книги: «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Униженные и оскорбленные» Фёдора Достоевского, «Властелин колец» Рональда Толкиена. Вспоминая название книги, вы невольно повторяете фамилию писателя.

Если у вас лучше развита зрительная память, записывайте имена на листок бумаги. Видя сочетание букв, многие добиваются успеха в запоминании имен. Лучше всего, если в запоминании задействовано как можно больше органов чувств: произнесите имя вслух, напишите его, подумайте, какие ассоциации оно вызывает, даже нарисуйте картинку, помогающую вам построить образ имени. Также можно повторять в уме алфавит, останавливаясь на каждой букве и вспоминая на нее как можно больше имен. Некоторым помогают воспоминания, связанные с данным человеком. Например, воссоздав в памяти обстоятельства, при которых произошла встреча, и вспомнив знакомство, многим удается вызвать в памяти и имя. Однако еще раз повторим: оптимальный вариант — по-настоящему интересоваться именем и человеком, с которым это имя связано.

Читайте еще:

Создание такой теории требует прежде всего выделения специфических единиц анализа личности усмотрения движущих противоречий, лежащих в основе развития личности в ходе всей жизни, указания психологических условий и причин их нормального и отклоняющегося функционирования (см. очерк |).

В чем-то боль была не только моей — страдало все человечество! А затем все вокруг взорвалось ярким голубым светом, который был неописуемо прекрасным. И в этом свете возник образ этого индийского гуру, фотографии которого развешаны по всему Парижу. Он был в темных очках, красной лыжной шапочке и.

Более доступное понимание сущности психологической подготовки было, на наш взгляд, сформулировано известным русским физиологом И. П. Павловым: «Дело тут не только в силе взаимодействующих раздражителей, сколько в их новизне… Главная реакция пассивно-оборонительного рефлекса имеется не на силу, а.

Конечно, нет такого мужского типа — импотент. Но есть типичное поведение мужчин, страдающих от своей несостоятельности. И нам, женщинам, не мешает в этом разбираться. Медицинской стороны вопросы касаться не будем. Об этом специалистами написаны сотни умных книжек. Ведь в том, что у любимого.

Поняв, что девочка не прочь поработать супермоделью, пусть даже несколько минут, и увидев положительный ответ в сияющих глазах женщины и мужчины, с которыми она пришла, я предложил ей занять место модели для позирования.

Многие люди за всю жизнь так и не подходят к решению вопроса о своих способностях и о любимом деле. Поэтому тот факт, что вы хотя бы собираетесь на него ответить – это большой шаг вперед.

Дэвид Гастер также оказал нам значительную помощь и поддержку при написании книги. Спасибо тебе, Дэвид, пусть твои полеты всегда доставляют тебе удовольствие.

Одной из испытуемых Купера и Эриксона была студентка колледжа, проявившая талант в дизайне одежды. Она сообщила, что для создания дизайна платья в 4 — 10 случаях она обычно работает по нескольку часов. Ей предлагали заняться дизайном одежды под гипнозом шесть раз. Испытуемую будили немедленно.

2. Получить возможность на кого-то изливать отрицательные эмоции, вытесненные в детстве в подсознание.

Это упражнение можно производить и не закрывая глаз, хотя поначалу лучше все-таки их закрыть, чтобы легче было сконцентрироваться. Кроме того, следует выбрать место потише (если речь не идет об упражнении на слух) — во всяком случае, не должно быть раздражающего шума. Длительность.

Сколько мужчин и женщин, взрослых по возрасту, остались психически и аффективно детьми! Они решают социально построить свою жизнь в определенный момент своей эволюции, который не длится долго, потому что это инфантильная стадия, и рано или поздно их естественное развитие заставит их отказаться.

Аскетизм, цинизм, стойцизм, анимизм, мистицизм юмор — все это свидетельствует о присутствии дзэна, равно как и неконвенциональноств, естественность, скромность, свобода в жизни, литературе и искусстве Востока и Запада. Нов то же время, как я уже упоминал, существует едва заметное двойное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *