Топенант на судне это что
Грузовые стрелы на судах
Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части.
Легкая грузовая стрела:
1 – мачта; 2 – топенант; 3 – грузовой блок; 4 – грузовой шкентель; 5 – грузовой гак; 6 – оттяжка; 7 – стрела;8 – канат на турачку грузовой лебедки; 9 – канат на барабан грузовой лебедки; 10 – лопарь топенанта;11 – башмак; 12 – шпор стрелы; 13 – нок стрелы; 14 – бугель; 15 – топенант-блок
При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок. Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон» грузовые шкентеля соединяют как показано на рис. Затем одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма.
Соединение грузовых шкентелей при работе на «телефон»
Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается ее лебедкой выше комингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель.
Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал.
Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 1200 и более.
Недостатком этого способа является и то, что с изменением места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.
В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение.
Работа легкими стрелами на «телефон»:
Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.
Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы. Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы.
Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сделана несколько ниже бугеля.
К нижней скобе на ноке стрелы подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей – грузовых гиней. К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами.
Тяжеловесная стрела в работе
Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должна производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.
Топенант
Смотреть что такое «Топенант» в других словарях:
топенант — сущ., кол во синонимов: 6 • бегин топенант (1) • грота топенант (1) • снасть (100) … Словарь синонимов
ТОПЕНАНТ — (англ. мор.). Снасть, поддерживающая конец реи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОПЕНАНТ голл. toppenant. Канаты для равномерного поднимания и опускания весел. Объяснение 25000 иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОПЕНАНТ — ТОПЕНАНТ, муж., мор. снасть, поддерживающая нок (конец) рея; зовется по рею: Гротатопенант, гротмарсатопенант и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Топенант — 1) снасть бегучего такелажа для поддержания ноков рей, гиков, выстрелов и т. д. При помощи топенанта можно разворачивать рей в вертикальной плоскости 2) Снасть, служащая для подъема и спуска грузовых стрел. EdwART. Толковый Военно морской Словарь … Морской словарь
ТОПЕНАНТ — ТОПЕНАНТ, топенанта, муж. (голланд. toppenant) (мор.). Снасть, поддерживающая концы рея. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Топенант — (нидерл. toppenant) снасть бегучего такелажа, предназначенная для удержания в нужном … Википедия
ТОПЕНАНТ — Происхождение: (от голландского toppenant) снасть бегучего таке лажа, служащая для удержания в нужном положении ноков реев, гиков и выстрелов, а также грузовых стрел. В зависимости от принадлежности тому или иному рангоутному дереву топенант… … Морской энциклопедический справочник
Топенант — снасть, имеющая назначение поднимать концы рангоутного дерева (рея, гика); напр., грота Т. поддерживают концы гота рея; марса Т. у марса рея, гика Т. у гика и т. п … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Топенант — м. Снасть, поддерживающая конец реи, мачты, стеньги в нужном положении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Судовые грузовые устройства
Судовые грузовые устройства используют для разгрузки (погрузки) судна на рейде или в таких портах, которые располагают недостаточным количеством подъемных механизмов или вообще не имеют их. Но и в портах, хорошо оснащенных кранами, грузовые механизмы служат для перегрузки штучного груза, например с морского на озерно-речное судно и наоборот, так как радиус действия береговых кранов обычно бывает недостаточным для обслуживания этих судов. Кроме того, если масса штучных грузов превышает грузоподъемность береговых кранов, грузы перегружают с помощью судовых грузовых средств. Наряду с этим существуют легкие грузовые устройства, которые поднимают на борт провиант и другие потребительские грузы во избежание эксплуатации дорогих береговых кранов. Как и прежде, наиболее распространенным типом подъемных механизмов является судовое грузовое устройство, основными частями которого являются уже названные мачта или полумачта, грузовая стрела и грузовая лебедка.
Конструкция и отдельные детали грузовых устройств
а — легковесное грузовое устройство; b — топенантный башмак и блок; с — оснастка нока грузовой стрелы; d — грузовая лебедка; е — крепление шпора грузовой стрелы; f — крепление вант к палубе; g — тяжеловесная грузовая лебедка; h — грузовая стрела с гидроприводом; i — тяжеловесное грузовое устройство; j — ручная топенантная лебедка.
1 — топенант; 2 — топенантный блок; 3 — грузовая стрела; 4 — оттяжка; 5 — тали оттяжки; 6 — грузовая лебедка; 7 — канифас; 8 — шкентель; 9 — грузовой стопор; 10 — цепочка топенанта; 11 — треугольное соединительное звено; 12 — трос топенанта; 13 — грузовой блок; 14 — канатный барабан; 15 — электродвигатель; 16 — редуктор; 7 — турачка; 18 — вертлюг грузовой стрелы; 19 — концевая обойма; 20 — талреп; 21 — скоба; 22 — обух; 23 — изменение вылета стрелы; 24 — гидроцилиндр; 25 — топенантные тали; 26 — фундамент грузовой стрелы; 27 — грузовые тали.
Грузовая стрела на шарнирах прикрепляется в нижней части или у основания (на фундаменте грузовой стрелы) мачты или полумачты. Она поддерживается топенантом, натянутым между грузовой мачтой или полумачтой и ноком грузовой стрелы. Для поднятия стрелы до вертикального положения и опускания ее топенант пропускается через блок. Последний прикрепляется к салингу или к бугелю на мачте. В рабочем положении, определяемом требуемым радиусом действия — вылетом грузовой стрелы, т. е. фактическим ее наклоном, грузовая стрела поддерживается грузовым стопором, один конец которого через треугольное звено соединяется с тросом топенанта. Другой конец прочно прикрепляется к палубе. К треугольному звену крепится, кроме того, хвостовик топенанта грузовой стрелы. Для поднятия и спуска ненагруженной стрелы хвостовик топенанта приводят в нужное положение через канифасблок на палубе по направлению к турачке грузовой лебедки. Здесь хвостовик топенанта выбирается или травится. В процессе разгрузки с хвостовика топенанта грузовой стрелы нагрузка полностью снимается благодаря цепному грузовому стопору. Поворот грузовой стрелы осуществляется за счет оттяжек, которые соединяются бугелем с концом грузовой стрелы (ноком стрелы) и с пластинчатым рымом фальшборта или палубы. На нижнем конце оттяжек помещены тали (полиспаст), ходовой конец (свободный конец) которых при раскачивании тяжелых грузов подводится через канифас-блок к турачке грузовой лебедки для подтягивания или ослабления. Грузовой трос с гаком, называемый также шкентелем, для выборки (подъема) и травления (опускания) груза пропускается через грузовой блок, подвешенный к ноку грузовой стрелы, и протягивается дальше к направляющему блоку, закрепленному с помощью вертлюга в башмаке на мачте, а оттуда — к канатному барабану грузовой лебедки.
Работа грузового устройства
а — с одной лебедкой и одной грузовой стрелой; b — с двумя лебедками и двумя неподвижными грузовыми стрелами (спаренные грузовые стрелы); с — со спаренными вращающимися грузовыми стрелами; d — с тяжеловесным грузовым устройством с двойными топенантами. 1 — нок грузовой стрелы; 2 — топенантные тали; 3 — грузовые полумачты.
Особые типы грузовых устройств
а — расположение грузового устройства в носовой части судна; b — грузовое устройство с двумя поворачивающимися грузовыми стрелами и траверсой; с — тяжеловесное грузовое устройство; d — грузовое устройство с поворотными грузовыми стрелами. 1 — траверса.
Тяжеловесные грузовые стрелы грузоподъемностью более 100 кН для компенсации возникающих сил и относительно малого тягового усилия лебедок снабжаются, как правило, топенантными, шкентельными и грузовыми талями. Для того чтобы снизить стоимость грузовых работ, в последние годы были разработаны особо мощные специальные грузовые устройства. У грузовых устройств с электрогидравлическими грузовыми лебедками, позволяющими осуществлять плавное регулирование рабочей скорости, грузовая стрела с грузом и без него изменяет вылет с помощью гидравлического цилиндра двойного действия — качающегося цилиндра. За счет этого исключается отнимающий много времени процесс останавливания грузовой стрелы через топенант, треугольное звено и грузовой стопор стрелы посредством турачки грузовой лебедки. Еще более усовершенствованным вариантом грузового устройства является гидравлический мачтовый кран грузоподъемностью до 50 кН с вылетом до 18 м, который позволяет одновременно осуществлять поворот, наклон, подъем и опускание груза.
Поворотная грузовая стрела отличается тем, что она имеет двойные топенанты, причем для каждой поворотной стрелы требуются две топенантные и одна грузовая лебедка. Все три лебедки обслуживаются одним человеком. Поворотная стрела выполняется в виде легко- и тяжеловесной стрелы грузоподъемностью 600 кН и выше. Путем замены грузовых талей можно перевести грузовую стрелу из тяжеловесного режима работы в легковесный, отличающийся большой скоростью движения тросов. В судовом кране грузовая лебедка и грузовая стрела объединены в одну установку соответственно большей производительности. Такая установка заменяет от двух до трех грузовых лебедок. Большая производительность достигается за счет того, что судовой кран может поворачиваться и наклоняться, в результате чего производится как достаточная разгрузка за бортом, так и обслуживание расположенных в непосредственной близости грузовых люков. Судовые краны выполняются обычно с шарнирной укосиной и переменным вылетом, т. е. изменение вылета стрелы вызывает движение грузового гака, так как грузовой шкентель пропущен трижды через шкивы между ноком стрелы и верхушкой колонны. Траектория движения грузового гака приближается к горизонтали. Благодаря изменению вылета стрелы и повороту крана грузовой гак можно установить точно над грузом в любой точке кольцевой поверхности, заданной наибольшим и наименьшим вылетами стрелы. Все три вида движения (подъем, опускание, наклон с поворотом) могут осуществляться одновременно с грузом и без него.
Судовые бортовые краны
а — расположение кранов и плоскости их действия; b — краны грузоподъемностью 3 и 5 т; с — краны на поворотной платформе; d — передвижной поворотный кран. 1 — портал.
По сравнению с грузовым устройством поворотный кран требует меньшего количества обслуживающего персонала и занимает меньше места на палубе. Отсутствие грузовых стрел и мачт с топенантами, оттяжками и вантами увеличивает обзорность палубы. Так как судовые краны могут быть оборудованы и для работы с грейфером, в плохо оснащенных портах, появляется возможность перегружать сыпучий груз с помощью корабельных средств. Менее пригодны судовые краны для перегрузки тяжеловесных грузов, так как они слишком дороги в эксплуатации и в обычном режиме работают неэкономично (из-за слишком большого собственного веса). Если судно должно перегружать тяжеловесные грузы с помощью собственных бортовых подъемных механизмов, то кроме судовых кранов необходимо иметь еще соответствующее тяжеловесное грузовое устройство. Конструкции судовых кранов рассчитаны на полезную грузоподъемность от 10 до 50 кН при вылете стрелы 3—16 м. Рабочая скорость судовых кранов при подъеме в зависимости от грузоподъемности лежит в пределах от 0,3 до 0,8 м/с. Опускаются грузы обычно с удвоенной скоростью. Скорость подъема нока стрелы составляет около 0,3 м/с, поворачиваются краны со скоростью 1—2 об/мин. Мощность двигателя при подъеме составляет 7—18 кВт, при поворачивании и подъеме 4,4—6,6 кВт.
Топенант
Топенант (нидерл. toppenant ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для удержания в нужном положении ноков, реев, гиков, выстрелов и грузовых стрел. При помощи топенантов можно разворачивать рей в вертикальной плоскости.
В зависимости от принадлежности тому или иному рангоутному дереву, топенанты получают дополнительные наименования: спинакер-гика топенант, фока-рея топенант и другие.
При большой массе гика топенант может крепиться на шпрюйт — тросовую оттяжку, раздающую нагрузку на две и более точки на гике.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Топенант» в других словарях:
топенант — сущ., кол во синонимов: 6 • бегин топенант (1) • грота топенант (1) • снасть (100) … Словарь синонимов
ТОПЕНАНТ — (англ. мор.). Снасть, поддерживающая конец реи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОПЕНАНТ голл. toppenant. Канаты для равномерного поднимания и опускания весел. Объяснение 25000 иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОПЕНАНТ — ТОПЕНАНТ, муж., мор. снасть, поддерживающая нок (конец) рея; зовется по рею: Гротатопенант, гротмарсатопенант и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Топенант — 1) снасть бегучего такелажа для поддержания ноков рей, гиков, выстрелов и т. д. При помощи топенанта можно разворачивать рей в вертикальной плоскости 2) Снасть, служащая для подъема и спуска грузовых стрел. EdwART. Толковый Военно морской Словарь … Морской словарь
ТОПЕНАНТ — ТОПЕНАНТ, топенанта, муж. (голланд. toppenant) (мор.). Снасть, поддерживающая концы рея. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТОПЕНАНТ — Происхождение: (от голландского toppenant) снасть бегучего таке лажа, служащая для удержания в нужном положении ноков реев, гиков и выстрелов, а также грузовых стрел. В зависимости от принадлежности тому или иному рангоутному дереву топенант… … Морской энциклопедический справочник
Топенант — снасть, имеющая назначение поднимать концы рангоутного дерева (рея, гика); напр., грота Т. поддерживают концы гота рея; марса Т. у марса рея, гика Т. у гика и т. п … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Топенант — м. Снасть, поддерживающая конец реи, мачты, стеньги в нужном положении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля … Морские узлы
Топенант на судне это что
Грузовое устройство судна
Содержание
Грузовое устройство представляет собой комплекс конструкций и механизмов, предназначенных для грузовых операций с перевозимыми грузами. Грузовые устройства устанавливают на большинстве транспортных сухогрузных судов. Если судно совершает рейсы с определенным видом груза только между оборудованными портами, то грузовое устройство может не устанавливаться. К таким судам относятся, например, контейнеровозы, которые обрабатываются в контейнерных терминалах морских портов. На современных судах применяют грузовые устройства со стрелами, с кранами, смешанные, универсальные, транспортерные, пневматические. Выбор типа грузового устройства зависит от назначения, размеров и скорости судна, района плавания, рода перевозимого груза и способа его перевозки. Правильно выбрать тип грузового устройства можно на основании экономического анализа, выполненного для нескольких вариантов устройств.
Крановшик ломает стрелу на судовом кране
Грузовое устройство со стрелами
Конфигурация и конструкция большинства элементов определялась в процессе многолетней практики эксплуатации этого устройства. В настоящее время многие элементы стандартизованы и выбираются по стандартам в зависимости от действующей на них нагрузки. Правилами Регистра установлены: нормы расчета прочности, требования к применяемым материалам, виды термической обработки и сварки, испытания и освидетельствования отдельных элементов и всего устройства в целом.
Основные элементы такого устройства:
Мачты грузовые (рис. 113) несут на себе грузовые стрелы и различную оснастку. Одиночные мачты представляют собой пустотелую конусную трубу, сваренную из отдельных обечаек. Диаметр мачты у степса (нижнего основания) больше диаметра у эзельгофта (обоймы для крепления стеньги и вант). Наибольшее распространение на современных судах получили Л-образные мачты и полумачты. Их установка позволяет без увеличения длины стрелы обеспечить большой вылет стрелы за борт, что улучшает условия грузовых работ.
Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе — пяртнерс и ее нижний конец — шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепления шпора мачты называется степсом. Кроме крепления к корпусу судна, мачты раскрепляются при помощи стоячего такелажа из жесткого стального троса. Тросы, идущие от мачты к бортам, называются вантами. Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги.
Стрелы грузовые (рис. 114) обеспечивают горизонтальное перемещение груза, делятся на легкие грузоподъемностью до 10 т и тяжеловесы — более 10т. Стрела представляет собой пустотелый трубчатый стержень переменного диаметра. В средней части ее длины диаметр примерно на 30 % больше диаметра нока (верхнего конца стрелы) и шпора (нижнего конца). Это улучшает устойчивость стрелы при осевых нагрузках. Шпор стрелы с помощью вилки крепится к вертлюгу, установленному в башмаке вертлюга на мачте. Вертлюг обеспечивает стреле опору и возможность ее поворота вокруг вертикальной оси.
Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек (рис. б.65 б). Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса — мантыля и талей, основанных растительным тросом. Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п. При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок (рис. 6.66).
Легкие стрелы могул работать как в одиночном так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон» грузовые шкентеля соединяют как показано на рис. 6.67. Затем одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма (рис. 6.68).
Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз. зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается выше комингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель. Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал.
Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 120° и более. Недостатком этого способа является и то, что с изменением места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.
В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение.
Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.
На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для чего устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел.
Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы (рис. 6.69). Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы.
Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сделана несколько ниже бугеля.
Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должна производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.
Топенант — это трос, с помощью которого устанавливают необходимый угол наклона стрелы к горизонту. На тяжеловесных стрелах ставят топенант-тали. Коренной конец топенанта крепят к бугелю нока стрелы, а ходовой проводят через топенантный блок, канифас-блок и закрепляют на топенаптном барабане грузовой лебедки или на топенантной вьюшке. На некоторых современных судах угол наклона стрелы изменяют с помощью гидропривода (см. рис. 114).
Шкентель грузовой обеспечивает вертикальное перемещение груза. Он проходит через грузовой блок, подвешенный к ноковому бугелю, и через направляющий блок, который крепится к башмаку шпора стрелы.
Коренной конец шкентеля крепят на барабане грузовой лебедки н на ходовом конце шкентеля подвешивают грузовой гак, вертлюг и противовес. У стрел тяжеловесов вместо одиночного шкентеля устанавливают грузовые тали.
Оттяжки служат для поворота стрелы и ее фиксирования в положении «над люком» и «за бортом». Верхний конец оттяжек крепят на ноковом бугеле стрелы, а нижний —к талям оттяжек. Неподвижный блок талей закрепляют на обухе, приваренном к фальшборту или палубе. Ходовой конец талей оттяжек выбирается вручную или с помощью лебедки.
Весь бегучий такелаж грузового устройства выполняют из стального троса с органическим сердечником (последний обеспечивает тросу лучшую гибкость). Из растительного троса может быть выполнен лопарь талей оттяжек при работе вручную.
Грузовая лебедка (рис. 114) приводит в движение бегучий такелаж устройства. Как правило, грузовые лебедки устанавливают на палубах у мачт. По роду привода они могут быть ручными (при грузоподъемности до 1 т), паровыми (встречаются редко), электрическими (самые распространенные) и гидравлическими. Последние наиболее перспективны из-за небольших габаритов, малой массы, бесступенчатого регулирования скорости. Грузоподъемность лебедок достигает 10 т, при необходимости она увеличивается применением грузовых талей. Скорость подъема груза доходит до 100 м/мин.
Лебедки могут быть тихо- или быстроходными; одно- или многоскоростными; с одним грузовым барабаном и турачкой или только с грузовым барабаном, с грузовым барабаном, турачкой и приставным грузовым барабаном. На рис. 2.8, г представлена распространенная на промысловых судах электрическая грузовая лебедка. Соединение грузового барабана с грузовым валом лебедки обеспечивается с помощью сидящей на шлицах вала кулачковой муфты. Турачка жестко насажена на грузовой вал. Для медленного потравливания груза под действием силы тяжести, а также для удержания груза на весу грузовой барабан снабжен тормозным барабаном с ленточным стопором. Кроме того, предусмотрен электрический тормоз. Пост управления лебедкой состоит из кулачкового контроллера водозащищенного исполнения, установленного на палубе. У электрогидравлических грузовых лебедок электродвигатель спарен с насосом, подающим рабочую жидкость в гидродвигатели лебедки. Лебедки обеспечивают плавное регулирование скорости подъема и опускания груза. Электрогидравлические лебедки грузоподъемностью 30 и 50 кН установлены на многих промысловых судах.
Принцип работы грузового устройства со стрелами показан на рис. 115. Наиболее производительны грузовые операции при спаренной работе стрел «телефоном». Тяжеловесные стрелы (рис. 115, в) могут не иметь оттяжек, в этом случае они поворачиваются с помощью топенант-талей.
Топенантная вьюшка (рис. 2.8, д) на одном валу имеет два барабана, один из которых предназначен для приводного стального троса (свистова), подаваемого на турачку грузовой лебедки, а другой — для лопаря топенанта. При выбирании грузовой лебедкой свистова оба барабана вьюшки вращаются и обеспечивают требуемый вылет грузовой стрелы. Вьюшка имеет стопор и тормоз, что позволяет надежно опускать стрелу под действием ее силы тяжести. Для подъема стрелы с грузом устанавливают специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки имеют топенантный барабан. В последнем случае топенант выполняют в виде топенант-тали.
Стопор топенанта (рис. 2.8,е) устанавливают на некоторых добывающих судах при наличии одиночных стрел небольшой грузоподъемности. Стопор состоит из треугольного звена, на котором закреплены ходовой конец топенанта, лопарь топенанта — стальной гибкий трос — и стопор топенанта — длиннозвенная (такелажная) цепь. В этом случае вьюшкой (лебедкой) выбирают лопарь топенанта, поднимая стрелу на угол, больший требуемого, крепят стопор на палубе за звено, соответствующее требуемому вылету стрелы, и потравливают лопарь до натяжения стопора.
Грузовое устройство с кранами
Грузовое устройство с кранами (рис. 116). Данный тип грузового устройства получил широкое распространение на судах.
Высокая производительность работы крана обусловлена возможностью совершать три-четыре движения одновременно (на рис. 116 эти движении показаны стрелками). Механизмы поворота, подъема, изменения вылета и передвижения крана смонтированы на одной платформе, и ими управляет один человек из кабины, где расположен пульт управления. Такая компоновка упрощает управление грузовыми операциями и повышает безопасность обслуживающего персонала. Грузоподъемность кранов может достигать 25 т при скорости подъема груза до 70 м/мин. Привод кранов может быть электрическим или гидравлическим.
Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360° и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.
На промысловых судах устанавливают грузовые краны с электрическим или гидравлическим приводом. Гидравлический привод упрощает работу, дает возможность дистанционного управления и программированного рабочего цикла. На электрогидравлическом поворотном кране с гидроприводами низкого давления некоторых промысловых судов работу грузового барабана, барабана топенанта, поворот платформы обеспечивают шесть гидродвигателей (по два на механизм). Механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы оборудованы тормозами с автоматическим растормаживанием от гидроцилиндров. Колонна крана одновременно служит баком для рабочей жидкости.
Люковые закрытия
Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.
Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк (рис. 6.74). Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях.
Поэтому чаше применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей — секций соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.
В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк. необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.
Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.
Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемешаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.
Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями.
Откатываемое закрытие (рис. 6.76) состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляющим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.
Смешанное грузовое устройство
Это устройство состоит из грузовых устройств со стрелами и кранами. Как правило, в этом случае ставятся стрелы-тяжеловесы. Такими устройствами оборудуются многие современные суда. Доля грузоподъемности кранов в смешанном устройстве обычно составляет 15—25 % общей грузоподъемности.
Универсальное грузовое устройство
Универсальное грузовое устройство (рис. 117). Оно состоит из катучего портального крана с выдвижной телескопической фермой, на которую навешивают сменные элементы грузового устройства (грузовой гак, грейфер, транспортер). Такое устройство применяется на крупнотоннажных и сухогрузных судах и позволяет обрабатывать практически любой груз.
Грузовое устройство с транспортерами
Данное устройство применяется на судах, перевозящих сыпучий груз. На рис. 117 изображено так называемое саморазгружающееся судно. Днище бункеров имеет наклон к туннелю, в котором проложена транспортерная лента. Груз самостоятельно ссыпается на движущуюся ленту продольного транспортера и поступает на поперечный транспортер, который, в свою очередь, перемещает груз на берег или стоящее рядом плавучее средство.
Пневматическое грузовое устройство
Это устройство применяется в основном для погрузки или разгрузки зерновозов. Зерно перемещается по трубам под давлением воздуха. Такое устройство отличается высокой производительностью. Обычно оно монтируется на специальных плавучих зерноперегружателях, которые при грузовых операциях ставятся между судном и берегом.
Испытание грузового устройства. Все судовые грузовые устройства после постройки или ремонта подвергаются испытаниям, а в дальнейшем ежегодным освидетельствованиям и испытаниям, а также периодическим осмотрам. После изготовления или ремонта все съемные элементы устройства должны быть испытаны до сборки пробной нагрузкой, величина которой задается «Правилами по грузоподъемным устройствам морских судов». Детали устройства выдерживаются под нагрузкой 5 мин. После испытания замеченные дефекты устраняют или заменяют деталь новой, и испытание повторяют. На каждой испытанной и признанной годной детали ставят клеймо, которое содержит товарный знак завода-изготовителя, допускаемую нагрузку, месяц и год испытания, отличительный номер детали, клеймо Регистра. После сборки грузового устройства на судне его подвергают испытанию, режим которого задают специально разработанной и согласованной с Регистром программой испытаний. После испытания инспектор Регистра производит полное освидетельствование устройства. Признанное годным к эксплуатации грузовое устройство получает клеймо, которое содержит товарный знак предприятия, производившего монтаж грузового устройства, допускаемую нагрузку, месяц и год испытаний, клеймо Регистра. На судно выдается документ на право эксплуатации грузового устройства.
Передача грузов на судах, ошвартованных друг к другу
Для передачи грузов используют судовые стрелы. При работе большого судна и меньшего, ошвартованного к его борту, используют грузовые стрелы большого судна, шкентели которых соединены способом «на телефон». При этом одну из стрел вываливают за борт так, чтобы она могла свободно поднимать или опускать груз на палубу или в трюм малого судна. Вторую стрелу устанавливают над трюмом большого судна. Ноки работающих стрел соединяют одной прочной растительной оттяжкой, основанной как хват-тали. Вторые оттяжки на стрелах не ставят, чем достигается большая свобода работы с раскачивающимся на зыби подъемом груза. Однако при данном способе работы, даже при относительно небольшом волнении, которое может быть незаметно на большом судне, меньшее судно будет испытывать качку: менять свое положение относительно большого судна, поднимаясь и опускаясь на зыби. При подъеме груза с меньшего судна оно, поднимаясь на волне, может догнать груз, поднятый над его палубой, и ударив снизу, повредить его. Во избежание этого при подъеме груза с палубы меньшего судна, испытывающего качку, следует отрывать груз от палубы в момент наивысшего подъема меньшего судна на волне.
При опускании груза на палубу меньшего судна при наличии волнения возникает еще большая опасность, поскольку движение груза и судна будет встречным. При опускании груза на палубу меньшего судна следует приспустить его так, чтобы меньшее судно, поднимаясь на волне, не смогло его задеть, и, дождавшись момента, когда меньшее судно начнет проваливаться, травить грузовые шкентели, опуская груз вдогонку за его опускающейся палубой. Груз должен коснуться палубы незадолго до того, как меньшее судно дойдет до низшего положения и вновь начнет подниматься.
Нельзя, разумеется, считать, что большее из двух судов будет оставаться при волнении неподвижным. Оно также будет испытывать качку, хотя и не в такой степени, как меньшее, поэтому груз, поднятый на стреле, может раскачиваться. Это обстоятельство нужно учитывать, чтобы избежать повреждения раскачивающимся грузом надстроек, мачт, вентиляторов. Поэтому, подняв груз, следует второй шкентель держать почти втугую, что сдерживает раскачивание груза.
При перегрузке грузов с судна на судно, имеющих большие размеры, используют грузовые стрелы обоих судов (рис. 6.80). Здесь могут быть применены следующие варианты: передача груза при помощи двух. трех, четырех стрел.
Бесконтактные способы грузовых операций
Бесконтактным способом передачи груза с судна на судно называется способ перегрузки, при котором суда находятся на некотором безопасном расстоянии одно от другого. Такие способы применяют для передачи предметов снабжения, топлива, воды судам, находящимся длительное время в море, для приема рыбы с рыбодобывающих судов в условиях, когда из-за волнения и ветра суда не могут осуществлять грузовые операции ошвартованными друг к другу.
Бесконтактные способы передачи грузов можно разделить на два основных вида:
Траверзный способ применяется для передачи как твердых, так и жидких грузов, кильватерный — только для передачи жидких грузов.
Передачу твердых грузов траверзным способом выполняют следующим образом. На рис. 6.81 дана принципиальная схема леерного устройства для передачи твердых грузов траверзным способом. Между судами натянут грузовой леер 4, коренной конец которого крепится с помощью глаголь-гака 5 на принимающем судне; ходовой конец леера проходит через блоки 1 на барабан лебедки на передающем судне. По лееру с помощью оттяжек 3 передвигается канифас-блок 7 с подвешенным к нему контейнером 6 для груза. Суда при этом строго согласуют свои курсы и скорости и выдерживают их во время всего процесса передачи грузов.
На передающем судне груз из трюма поднимают грузовой стрелой 2 и помещают в контейнер, стоящий на палубе этого судна. После присоединения стропов контейнера к подвижному канифас-блоку лебедчик на передающем судне выбирает слабину грузового леера. После того как грузовой леер натянется и контейнер с грузом будет поднят над фальшбортом, по сигналу с передающего судна лебедчик на принимающем судне выбирает оттяжку 5, передвигая контейнер по лееру. Как только контейнер окажется над палубой принимающего судна, лебедчик передающего судна травит грузовой леер, опуская контейнер с грузом на палубу принимающего судна.
Для того чтобы грузовой леер не лопнул при изменении расстояния между судами, лебедчик должен постоянно следить за его натяжением и, если необходимо. вовремя его потравить.
Управление лебедками осуществляется вручную и в случае ошибки лебедчика может привести к обрыву грузового леера. Имеется ряд устройств для траверзной передачи твердых грузов. В некоторых из них постоянное натяжение тросов осуществляется с помощью автоматических лебедок, в других — с помощью гидроцилиндров и полиспастов.
Кормовая бункеровка с танкера. Танкер спускает с кормы плавающий шланг, к концу которого присоединен растительный трос с поплавком на конце. Бункеруемое судно захватывает этот трос и с его помощью выбирает шланг, а затем соединяет шланг со своей топливной системой. Длина шланга, вытравливаемого с танкера, зависит от погоды и достигает 160—220 м.
Танкер вытравливает также «дистанционный буй», по которому бункеруемое судно сохраняет свое место, удерживая буй на траверзе мостика. При приеме шланга бункеруемое судно близко подходит к буксируемому за танкером шланговому тросу и зацепляет его кошкой. Когда шланговый трос зацеплен, его втаскивают на нос и заводят на брашпиль. Подобрав трос, конец шланга подвешивают за шкентель на глаголь-гак. После этого шланг соединяют с топливной системой и на танкер передают сигнал о начале бункеровки.
Захват шлангового троса кошкой при скорости больше 8 узлов может оказаться затруднительным, и другим способом установления связи является передача шлангового троса с танкера посредством метательного линя, который выстреливается с танкера. За метательным линем подается проводник, к которому привязан шланговый трос. Затем бункеруемое судно выбирает проводник и начинает уменьшать скорость, переходя за корму танкера. Получив шланговый трос, бункеруемое судно поднимает на палубу шланг и соединяет его с топливной системой.
После окончания бункеровки шланг отсоединяют от топливной системы и берут штанговый трос на шпиль. Когда шкентель ослабнет, его отдают и привязывают к шланговому тросу. После этого конец шланга стравливают на шланговом тросе прямо в воду.
Требования к грузовому устройству
Работа грузового устройства запрещается:
К работе на грузовых лебедках допускаются только специально подготовленные лица. Лица младше 18 лет к грузовым работам не допускаются.
Во время проведения грузовых работ запрещается:
Маркировка грузовых стрел и кранов
На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения (рис. 6.72, 6.73):
Техника безопасности при работе с грузовым устройством
Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности. За техническое состояние и обслуживание грузового устройства ответственны старший помощник, старший механик, боцман. 4-й механик и электромеханик.