Толстой после бала что это
«После бала» (Л. Толстой)
Цитата: «Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она».
История создания: произведение основано на реальных событиях, происшедших с братом Льва Толстого Сергеем Николаевичем.
Проблематика:
Смысл названия: название рассказа имеет большое значение: оно указывает на двойную жизнь, которую фактически вело русское дворянство. Во время бала — красивые, чинные, накрахмаленные, танцующие. После бала (то есть в своей обычной жизни) — порой жестокие, бесчеловечные, демонстрирующие животное поведение.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: к жанровым особенностям «После бала» можно отнести то, что это фактически «рассказ в рассказе»: историю, являющуюся фабулой, рассказывает Иван Васильевич в качестве ответа на вопрос о том, что нужно для совершенства личности.
Время и место действия: поскольку композиционно «После бала» представляет собой рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить отдельно о первом и втором рассказе. Рассказ, действующими лицами которого являются собеседники Ивана Васильевича и он сам, относится к современному для автора периоду (это 70-80-е годы XIX в.). Рассказ, который преподносит слушателям Иван Васильевич, можно отнести к 40-м годам XIX в. Место действия первого рассказа не указано; что касается второго рассказа, то в нём можно обозначить два значимых пространства — масленичный бал у губернатора и площадь, на которой наказывали дезертира.
Действующие лица
Краткое содержание
В беседе возникает тема личного совершенства. Иван Васильевич рассказывает по этому поводу историю.
Когда Иван Васильевич был студентом, он влюбился в некую Вареньку. На балу у губернатора он познакомился с её отцом Петром Владиславовичем и был искренне восхищён этим красивым и подтянутым военным. Мазурку Варя танцевала с отцом, и Иван Васильевич смотрел на их танец восторженно. Варя также проявляла интерес к Ивану и подарила ему пёрышко от веера.
В этот день Ивану Васильевичу не спалось, он прогуливался по городу и заметил толпу. Оказалось, что люди смотрели, как наказывают дезертира. Несчастного прогоняли через полк, и каждый солдат должен был с силой ударить его палкой по спине. Спина наказуемого превратилась в ужасное кровавое месиво. Командовал этим действом Пётр Владиславович, отец Вареньки. Он заметил Ивана Васильевича, но ничем не выдал, что они знакомы — лишь приказывал солдатам не жалеть дезертира и бить сильно.
Это так впечатлило Ивана Васильевича, что он пронёс воспоминание через всю жизнь. Его чувства к Вареньке охладели: каждый раз, когда он глядел на неё, вспоминал этот случай. Иван Васильевич всё пытался понять, как оправдывает себя полковник, но не мог, а потому не смог впоследствии посвятить себя военной службе.
Экранизация
«После бала» (СССР, 1962). Типовые задания
Что Варя подарила Ивану Васильевичу на балу?
Ответ. Символическим подарком послужило пёрышко от веера.
Чем было наказание дезертира для полковника — неприятной обязанностью или чем-то другим?
Ответ. Полковник наказывал тех, кто недостаточно сильно бил дезертира-татарина, получая при этом какое-то садистское наслаждение. На балу он произносит фразу «Надо всё по закону». В сцене наказания становится ясно, что этим законом — карающим, немилосердным — он считает себя самого.
«После бала»: краткое содержание и анализ произведения
Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе
Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.
«После бала»: краткое содержание
В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:
Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.
На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.
Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.
Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.
Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.
Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.
Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.
С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.
«После бала»: анализ произведения
На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:
История написания
У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ. Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом. То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.
Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:
Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.
«После бала»: жанр и композиция
Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:
Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:
Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.
Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:
Варенька с отцом: YouTube/MyBook
«После бала»: герои
Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:
Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.
Проблематика и основная идея
В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника. Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью. Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.
Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.
Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.
Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Л.Н. Толстой «После бала»: анализ произведения
История создания
В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.
9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.
План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.
Сюжет
Повествование ведётся от имени главного героя – Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.
Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.
Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.
После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.
Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.
А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.
Характеристика героев
Иван Васильевич
Главный герой рассказа. Это молодой человек, который влюбляется в симпатичную девушку на очередном балу. По его словам, это была «самая сильная любовь». Он смотрит на неё на балах, он танцует с ней мазурку, от чего влюбляется всё сильнее. Опьянённый любовью, он не может уснуть и идёт на улицу, где видит казнь татарина. Руководит этим процессом отец той самой девушки, от чего Ивану Васильевичу становится дурно и тошно. Он с трудом возвращается в постель, но после увиденного ужаса опять мучается от бессонницы. Засыпает он только после того, как напился с приятелем.
У этого героя остро развито чувство сопереживания. Он легко ставит себя на место того беглого татарина, понимает его боль. Увиденное для него необычно, он не может смириться с мыслью и понять, что такому наказанию есть причины. Внутри Ивана Васильевича умирает всё светлое и чувственное, что было. Через образ Ивана Васильевича автор выражает собственные мысли и мнение.
Полковник Пётр Владиславович
Это отец возлюбленной главного героя, в начале рассказа главный герой видит его как отличного семьянина, заботливого отца и прекрасного танцора. Иван Васильевич умиляется танцу дочери с отцом, его жестам. Этот герой позиционирует себя как христианин, но не следует постулату нравственности. Он мил со своей дочерью, но зверски ненавидит солдат. Поведение Петра Владиславовича вызывает отвращение главного героя, он не понимает человека, который может причинять такой вред другим людям и не сочувствовать.
Варенька
Возлюбленная главного героя. Она играет скорее второстепенную, но всё-таки важную роль в рассказе. Рассказчик описывает девушку как высокую, статную, образованную и очень красивую. Даже в преклонном возрасте она сохранила свои прекрасные черты, а в молодости она была величественна. Она единственный ребёнок в семье и очень любима родителями. Варенька дала герою пёрышко из веера на память и случайно оставила перчатку, когда главный герой сажал девушку и её мать в карету. В неё влюбляется главный герой, но после того случая с татарином любовь пропадает. Вскоре она выходит замуж за другого.
Беглый татарин
Свидетелем казни этого героя становится Иван Васильевич. Наказание заключается в ударах палками (шпицрутенами по-военному). Эта процессия сопровождается визжащей музыкой флейты и барабана. Главный герой видит, как татарин корчится под ударами и молит о пощаде, но служащие холодны к его словам. Иван Васильевич видит изуродованную спину наказуемого, и от этого ему становится тошно.
Действующих лиц в рассказе немного, но каждое играет важную роль для выражения главной мысли автором.
Основная идея
Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.
Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.
Психологизм и детали
Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.
1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
2. Музыка приобретает противный и ужасающий фон — «неприятная, визгливая мелодия»;
3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».
Состояние героя до и после бала тоже детально описано:
«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.
После бала
После бала — рассказ Льва Толстого, увидевший свет после его смерти, в 1911 году.
В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого — Сергеем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в дочь военного начальника Л. П. Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.
В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая — ярка и празднична, она описывает бал у губернского предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником. Но чем роскошнее эта картина, тем гнуснее и омерзительнее предстаёт перед читателем вторая картина — сцена расправы над бежавшим солдатом. Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, героя рассказа, что чувства его к Вареньке быстро остыли.
Эта история так прочно осела в памяти Толстого, что он много лет спустя описал её в этом рассказе. До того, как этот рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом — «А вы говорите».
Упоминаемый Толстым в рассказе «девический институт» — это Казанский Родионовский институт благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.
Рассказ Толстого «После бала»: краткое содержание, сочинение для 8 класса
«После бала» – кратчайшее содержание рассказа Льва Толстого, пересказ. Русская литература, 8 класс. Сочинение: полковник на балу и после бала; утро, изменившее жизнь. Анализ рассказа: главные герои и их характеристика, тема, суть рассказа, главная мысль, композиция. Почему произведение названо «После бала»? Художественный прием – антитеза. Против чего направлен рассказ?
«После бала» — рассказ Льва Толстого, написанный в 1903 году, но изданный лишь после смерти автора, в 1911-м.
По сюжету, молодой студент, влюбленный в дочь армейского полковника, утром после бала видит, как отец девушки командует жестоким наказанием солдата — несчастного зверски избивают палками. Из-за этого потрясения любовь главного героя к красавице вскоре угасает, сам он отказывается от мысли о какой бы то ни было службе.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание
Пожилой и всеми уважаемый Иван Васильевич рассказывает в дружеской компании, как вся его жизнь переменилась после одного случая в юности.
Дело было в 1840-х годах, в правление царя Николая I, поборника жесткой дисциплины. Рассказчик тогда учился в неком провинциальном университете, был богат и красив, любил бывать на балах. Он был горячо влюблен в 18-летнюю Вареньку Б.
На балу в последний день масленицы Варенька в белом платье затмила всех других красавиц. Они с Иваном Васильевичем очень нравились друг другу и танцевали почти беспрерывно. В знак любви Варенька подарила ему перышко из веера, и юноша был счастлив.
В конце бала отец Вареньки Петр Владиславович — красивый и статный полковник с усами как у царя Николая I — танцевал с дочерью мазурку. На лице у него сияла ласковая и радостная улыбка. Рассказчик с восторженным умилением любовался на Вареньку и ее чудесного отца.
Иллюстрация В. Келермана
Вернувшись домой под утро, молодой человек не смог уснуть: он был слишком счастлив. Одевшись, он вышел на улицу, где уже рассвело, и пошел к дому любимой. Сердце его переполнялось радостью.
Возле дома Б. он увидел военных. «Татарина гоняют за побег», — объяснил ему прохожий кузнец. Это был прогон сквозь строй — наказание, в ходе которого провинившегося солдата сослуживцы избивали палками. За первый побег полагалось 1500 ударов. Нередко после такой экзекуции человек умирал.
Иллюстрация И. Архипова
Рядом с раздетым по пояс татарином, которого тащили сквозь строй унтер-офицеры, шагал высокий и статный полковник. Иван Васильевич узнал в нем отца Вареньки. Избиваемый солдат лишь всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но его не жалели: вся спина несчастного превратилась в кровавое месиво, а его продолжали бить.
Полковник, заметив, что один из солдат наносит удары недостаточно сильно, стал бить того по лицу: «Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?».
Иллюстрация В. Келермана
В этот момент полковник Б. заметил кавалера своей дочери. Но сделал вид, что не узнал его, и отвернулся, зло нахмурившись.
С непонятным чувством стыда, словно это он совершил плохой поступок, Иван Васильевич ушел домой. На сердце была невероятная тоска, студенту казалось, что его сейчас вырвет. Заснуть он сумел лишь вечером, мертвецки напившись в компании друга.
Иван Васильевич еще долго думал: раз все считают случившееся нормальным делом, значит, это я чего-то не понимаю? Но за все последующие годы он так и не смог понять и оправдать увиденное. В итоге он не поступил на военную службу, как собирался ранее, и вообще нигде и никогда не служил.
Его любовь к Вареньке вскоре угасла: при виде ее улыбки юноша невольно вспоминал полковника во время экзекуции, и оттого стал избегать встреч с девушкой.
Откуда Толстой взял этот сюжет
В основе рассказа лежит история, случившаяся с братом писателя. Сергей Толстой в юности жил в Казани и был влюблен в Варвару Корейш, дочь офицера Андрея Корейша. Знал эту семью и Лев Николаевич, тоже учившийся тогда в Казани.
Место в Казани, где происходила экзекуция, сейчас является частью улицы Льва Толстого.
Написать рассказ на эту тему Толстой задумал в июне 1903 года, когда записал в дневнике: «Рассказ о бале и сквозь строй». Первоначально автор планировал называть произведение «Дочь и отец» или «А вы говорите». 9 августа того же года Толстой в дневнике сообщил, что рассказ написан за один день: «Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Анализ рассказа: тема, проблематика и композиция
Тема рассказа «После бала» — добро и зло в жизни человека. Лев Толстой показывает, как в душе одного и того же человека любовь к дочери парадоксальным образом уживается с холодной жестокостью к провинившемуся солдату. Глядя глазами главного героя на то, что происходит на балу и после бала, автор демонстрирует чудовищность такого положения вещей. Зло не может мирно соседствовать с добром, жестокость отравляет душу и не оставляет шансов любви, показывает он.
Композиционно рассказ состоит из двух частей. Первая часть — радостная и возвышенная картина бала, где танцуют молодые влюбленные. Вторая часть — тяжелая и давящая сцена с прогоном через строй. Весь рассказ построен на антитезе — художественном противопоставлении.
Смысл названия «После бала» именно в этом противопоставлении. Мир вокруг способен измениться в одно мгновение, если человек готов стать злодеем по требованию момента. Точно так же после бала изменился и молодой студент Иван — но изменился в лучшую сторону. То, что казалось ему важным и прекрасным, померкло, и он решил навсегда изменить свою судьбу, выбрал добро, а не зло.
Характеристика главных героев. Как писать сочинение
Центральные персонажи рассказа — это Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, его возлюбленная Варенька и ее отец-полковник.
Полковник на балу и после бала
Полковник Петр Владиславович Б. предстает перед читателям в двух ипостасях. Вечером на балу он показан как любящий отец и блестящий офицер. Рассказчик с восхищением описывает его внешность, его манеры, его нежность к дочери. Всё в полковнике кажется Ивану Васильевичу проявлением достоинства, всё умиляет: даже сапоги, изготовленные батальонным сапожником, воспринимаются как воплощение скромности, присущей заботливому отцу.
Тем разительнее контраст с тем, как ведет себя полковник Б. наутро после бала. Вся его нежность и благородство улетучились. Офицер становится суровым палачом, который методично мучает провинившегося солдата. Полковник делает вид, что не узнал Ивана Васильевича: возможно, он сам сознает, насколько противоречат друг другу две стороны его личности. Однако он сделал свой выбор и смирился со своей ролью.
Иллюстрация Н.А. Ращектаева
Утро, изменившее жизнь
Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование, — немолодой мужчина, заслуживший всеобщее уважение. Он склонен размышлять и задаваться непростыми вопросами.
В юности Иван Васильевич учился в университете, был хорош собой и богат, любил развлечения и не задумывался о сложных вещах. Из рассказа видно, что он умел любить искренне и чисто, собирался связать свою жизнь с прекрасной Варенькой и пойти на службу. Он был полон оптимизма и любви к миру.
Все изменилось после казни солдата, которой командовал отец Вареньки. Юноша, еще не успевший лишиться душевной чистоты, смог увидеть весь ужас происходящего, хотя другие люди считали эту жестокость нормальной.
Вспоминая этот эпизод спустя много лет, Иван Васильевич признавал, что какое-то время пытался оправдать увиденное, но так и не смог этого сделать. Глубокое нравственное чувство заставило его возненавидеть такой порядок вещей и отказаться быть частью этого порядка.
Неизвестно, чем стал заниматься Иван Васильевич вместо военной или статской службы, но один из собеседников упоминает, что благодаря ему многие получили достойное воспитание: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Смысл произведения. Против чего направлен рассказ Толстого?
Рассказ Толстого можно понимать буквально. Автор осуждает жестокость и зверства, скрывающиеся за благополучным фасадом царской России. Не зря полковник Б. внешне напоминает императора Николая I, заслужившего обидное прозвище «Николай Палкин».
С другой стороны, Толстой поднимается на уровень обобщений. Он заставляет задуматься о конфликте в душе каждого человека. Можно ли искренне любить своих родных, но мучить и калечить чужих людей? Общество считает это нормальным, но разве это не противоречит всем принципам морали? Именно такое двуличие не может принять Иван Васильевич.
Кроме того, «После бала» можно понимать как размышления Толстого о причинах своего разрыва с официальным христианством. Бал проходит в последний день масленицы — Прощеное воскресенье, а провинившегося солдата гонят сквозь строй в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Так христианское милосердие оказывается пустым звуком, идея прощения забыта перед лицом армейской дисциплины. Такая вера чужда гуманисту Толстому, и потому он в поисках Бога отворачивается от официальной церкви.
Иллюстрация И. Пчелко