То на что устремлен учитель в своем труде характеризует
Педагогическая направленность в структуре личности учителя
Особенности реализации педагогической деятельности, ее результативность зависит от личностных характеристик преподавателя.
Одной из важнейших таких особенностей исследователи (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.Л. Митина) называют педагогическую направленность. Педагогическая направленность является интегральной характеристикой труда учителя, в ней выражается стремление педагога к реализации своих личностных и профессиональных возможностей, склонность к самосовершенствованию, саморазвитию в сфере педагогической деятельности.
Л.И. Божович в структуру направленности личности включает три группы мотивов: гуманистические (общественные), личные, деловые.
Н.В. Кузьмина под профессионально-педагогической направленностью понимает интерес к профессии и склонность заниматься ею. С точки зрения ученого, педагогическая направленность содержит представление о цели, мотивы, побуждающие действовать в профессиональной сфере, и эволюционное отношение к деятельности (интерес к профессии, удовлетворенность ею и т.п.).
Н.В. Кузьмина дает следующие характеристики профессионально-педагогической направленности. Она возникает только в отношении к значимым объектам, то есть связывает субъективные переживания человека либо со всей деятельностью, либо с отдельными её аспектами. Педагогическая направленность обнаруживается в степени дифференциации убеждения, что выражается в осознанности педагогических мотивов. Такой параметр, как валентность, свидетельствует о связи направленности с другими объектами – искусством, методикой преподавания предмета и т.д. Направленность учителя на профессию проявляется в качестве и силе связей с соответствующей системой ценностей: чем сильнее связи, тем труднее она поддается изменению. Немаловажное значение придает исследователь взаимосвязи педагогической направленности с самооценкой учителя: высокая степень оценки личностных свойств оказывает влияние на устойчивость направленности.
По мнению Л.М. Митиной, в более узком смысле педагогическая направленность определяется нами как профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики личности) она может пониматься как система ценностных ориентаций, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.
В концепции профессионального развития учителя (Митина Л. М.) оптимальная («желательная») иерархическая структура педагогической направленности (доминирующих мотивов личности) учителя может быть представлена следующим образом:
Педагогическая направленность учителя
Основополагающими требованиями при выполнении любого из видов деятельности являются высокое мастерство и профессионализм. Помимо этих критериев, к педагогу предъявляется и ряд других требований, о чем в разные времена высказывались лучшие представители данной профессии. Из истории педагогики можно выделить некоторые идеи ведения педагогической практики.
Ф.И.О. педагога | Основные идеи к описанию требований к педагогу |
Гельвеций | Быть носителем глубоких и всесторонных знаний. «Человек взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно». |
Я.А. Коменский | Призвал учителейлюбить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем». |
К.Д. Ушинский | Систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности. |
А.С. Макаренко | Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений. |
В.А. Сухомлинский | Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». |
Требования, предъявляемые к педагогу в истории педагогики.
Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя
Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:
В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:
В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.
Преподаватель – как субъект педагогической деятельности
Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.
Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.
Основными свойствами субъективности являются:
Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.
Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.
Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.
В рамках данной темы стоит рассмотреть и такие понятия как «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».
Под понятием «педагогический талант» подразумевается высокий уровень индивидуальных способностей создающих условия для успешного, творческого выполнения профессиональных обязанностей.
Термин «педагогическая квалификация» определяется как особенность подготовленности кадра к осуществлению профессиональной деятельности, а именно комплекс полученных знаний, умений и навыков.
Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.
Направленность личности педагога
Направленность личности учителя – мотивационная направленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.
Социально-профессиональная направленность
В качестве профессиональной направленности личности преподавателя принято понимать мотивацию, обусловленную профессиональными ценностями, гуманистическими установками, взглядом на обучающегося, как на итог, а не средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей способствующих обеспечению продуктивного общения и успешного взаимодействия с окружающими.
Педагогическая направленность – это компонент характеризующийся наличием интереса к самим обучающимся, а также творческим подходом к решению поставленных профессиональных задач, глубокой заинтересованностью профилем деятельности, склонностью к постоянному совершенствованию и внедрению полученных знаний в повседневную практику.
Учитель с ярко выраженным компонентом педагогической направленности активнее включается в процесс профессионального самопознания. Он связан с пониманием норм, правил, моделей профессионального поведения, формированием индивидуального кредо в рамках выбранной профессии. Такой учитель осознает и принимает установленные эталоны и образцы характерного поведения, соотнося с ними себя, основываясь на личной оценке и мнении других участников педагогического процесса относительно педагогических способностей, характера и эффективности практики.
Гуманистическая направленность
В случае с гуманистической направленностью личности учителя ориентация осуществляется на создание условий для многогранного развития личности.
В целом понятие «гуманизм» подразумевает признание ценности человека как личности, его права на свободное, полноценное развитие и проявление своих индивидуальных способностей.
Гуманность, в свою очередь, означает наличие в личности таких качеств, как человечность, человеколюбие, уважение к чести и достоинству другого человека.
В свете вышесказанного, гуманистическая направленность личности определяется как стремление подчинения всех профессиональных действий преподавателя интересам личности обучающихся.
Это позволяет полноценно реализовать задачи личностно-ориентированной педагогики, а именно, оказать содействие человеку в определении отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Этот компонент педагогической деятельности формируется на основании общепринятых человечеством ценностей и является основополагающим фактором успешной педагогической практики.
Познавательная направленность
Познавательная направленность личности учителя подразумевает культуру научно-педагогического мышления, где основным признаком выступает диалектичность.
Проявление этого компонента выражается в способности обнаруживать в каждом педагогическом проявлении и его противоречия. Диалектический взгляд на явления профессиональной действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу старого и нового осуществляется непрерывное развитие, а также влиять на эти процессы, своевременно решая все возникающие вопросы и задачи.
Понятие педагогической направленности
Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности.
Н.В. Кузьмина (1967, 1990) под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.
Более узкое понимание сущности педагогической направленности характеризуется большей однозначностью и конкретизацией определения. В данном случае педагогическая направленность понимается либо как положительное отношение к педагогической деятельности (например, у Т. С. Деркач), либо как склонность и готовность заниматься педагогической деятельностью (например, у Г. А. Томиловой). Ряд авторов определения сущности педагогической направленности связывают с ведущим мотивом, доминирующим интересом (С. А. Зимичева; Е.М. Никиреев, С.Х. Асадуллин и др.).
Особый интерес представляют исследования педагогической направленности в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Дьюи и др.). Направленность личности рассматривается как неистребимое стремление личности к самоактуализации. К. Роджерс анализирует проблему ценностей учителя как конституирующее образование его личности, совпадающее в этом смысле с педагогической направленностью. Анализируя противоречивую природу системы ценностей человека, К. Роджерс приходит к нескольким серьезным выводам: общие для людей ценностные устремления гуманистичны по своей природе и заключаются в совершенствовании развития самого человека; вся система позитивных ценностей лежит не вне учащегося, а в нем самом. Поэтому учитель, по мнению К. Роджерса, не может задать, а может лишь создать условия для ее проявления
Понятие педагогической направленности
Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой (Кузьмина Н.В., 1967, 1990; см. аннотацию), личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности.
· Психологические исследования по проблемам педагогической направленности ведутся по нескольким направлениям:
o определение ее сущности и структуры;
o изучение особенностей ее происхождения;
o исследование этапов и условий становления направленности;
o анализ состояния и средств формирования педагогической направленности.
· Можно выделить три направления, определяющие сущность педагогической направленности:
o эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (Маркова А.К., 1993; Кузьмина Н.В., 1990; Коломинский Я.Л.; Томилова Г.А.; Зимичева С.А и др.);
o профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин; А.И. Щербаков; В.А. Сластенин; А.Н. Леонтьев; А.А. Бодалев; В.П. Симонов и др.);
o рефлексивное управление развитием учащихся (Ю.Н. Кулюткин; Г.С.Сухобская; С.Г. Вершловский; И.В. Фастовец; А.Б. Орлов и др.).
· В зарубежных исследованиях подходы к пониманию сущности и структуры педагогической направленности группируются в русле трех направлений:
Особый интерес представляют исследования педагогической направленности в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Дьюи и др.). Направленность личности рассматривается как неистребимое стремление личности к самоактуализации. К. Роджерс анализирует проблему ценностей учителя как конституирующее образование его личности, совпадающее в этом смысле с педагогической направленностью. Анализируя противоречивую природу системы ценностей человека, К. Роджерс приходит к нескольким серьезным выводам: общие для людей ценностные устремления гуманистичны по своей природе и заключаются в совершенствовании развития самого человека; вся система позитивных ценностей лежит не вне учащегося, а в нем самом. Поэтому учитель, по мнению К. Роджерса, не может задать, а может лишь создать условия для ее проявления (Хрест. 12.2) (рис. 6).
Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога
Дата публикации: 24.04.2014 2014-04-24
Статья просмотрена: 11060 раз
Библиографическое описание:
Жуйкова, Т. П. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 705-708. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10624/ (дата обращения: 06.12.2021).
Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде педагога.
Как отмечала, Маркова А. К. структура личности педагога включает: мотивацию личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности), интегральные характеристики личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал).
«Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающие ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения» [1, c. 41].
В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленность.
Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога, главное в которой действительная ориентация на развитие личности учащегося (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность — это стремление стать, быть и оставаться педагогом, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Однако у педагога этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому иногда педагога можно узнать сразу. Известно, что развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации педагога с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся [2].
Способности педагога обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого [3].
В управленческие педагогические способности входят: способности влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям учащегося и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком [4]. Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные, компенсируемые и некомпенсируемые.
Имеются и другие подходы к анализу педагогических способностей. Например, Кузьмина Н. В. выделяет следующие: коммуникативные, организационные, гностические [5]. Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога с неизбежностью транслируется, переходит в творчество ребенка. Поэтому одно из важных качеств педагога как творческой личности — это исключительно высокий уровень эмпатии, или, по очень удачному выражению и названию книги В. Леви, «Искусство быть другим» [6]. И чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты.
В. Леви, характеризуя разнообразие творческих проявлений педагога, показывает, что педагог, в зависимости от ситуации, может быть наблюдателем, контролером, наставником, исследователем, врачом, товарищем, критиком и так далее. На вопрос «Гений общения, каков он?», В. Леви выделяет следующие качества:
«Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям, отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная память на все, касающееся другого.
Минус тревожность. При всей живости, подвижности этот человек на редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: беспечность до беззаботности. Замечательно, однако, что, по крайней мере, в 90 случаев из 100 эта беспечность оказывается мудростью.
Плюс обратная связь. Вы еще взглядываете, а он взглянул уже трижды, и понимаете Ваш взгляд как старого знакомого. Высокая чувствительность к изменениям. Способность легко, быстро перестраиваться, превосходная подвижность психики — свойство врожденное, но и поддающееся тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций; превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочным деталям. Неистощимый игровой азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными жизнями.
Плюс агрессивность. При общем фоне доброжелательности и благодушия гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко.
Плюс оптимизм. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм, как состояние, ощущение радости бытия — вещи разные, хотя и взаимосвязанные.
Минус предвзятость. Отсутствие предрассудков. Совместная невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям, заграждающим сущность.
Плюс симпатия. И ряд педагогических принципов, которыми руководствуется творческий работающий педагог: «Принцип первый — вникни. Принцип второй — создай благоприятную атмосферу. Принцип третий — не унижай. Принцип четвертый — возвышай». [7, с. 85].
Все авторы указывают на то, что существуют способности общие и специальные. К общим способностям они относят, прежде всего, способности интеллектуальные: хорошую память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности.
Показателям уровня общих способностей у педагога, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении. Но если бы для овладения мастерством было бы такое положение: кто отлично учится в педагогическом учебном заведении, тот столь же успешно справляется с самостоятельной педагогической деятельностью. Однако наблюдаются случаи, когда человек учится блестяще, а с самостоятельной работой справляется плохо. Довольно часты и противоположные случаи: студент не особенно успешно учится, а на самостоятельной работе быстро овладевает педагогическим мастерством и пополняет запас теоретических знаний. Следовательно, для успешного овладения профессией необходимы специальные способности [8].
Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую педагога может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности.
Ряд авторов, такие как А. К. Маркова и Л. М. Митина выделяют следующие психологические качества самого педагога, важные для его педагогической деятельности. Перечислим их.
Педагогическая эрудиция — запас современных знаний, которые педагог гибко применяет при решении педагогических задач.
Педагогическое целеполагание — потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации. «Педагогическое целеполагание — это способность педагога видеть сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения учениками» [9, с. 54].
В ходе анализа педагогических ситуаций развертывается и педагогическое мышление как процесс выявления им внешне незаданных, скрытых свойств педагогической деятельности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно-следственных связей.
Особый интерес здесь представляет практическое педагогическое мышление. Это анализ конкретных ситуаций с использованием теоретических закономерностей и принятия на основе этого педагогического решения. «Практическое мышление — это всегда подготовка к преобразованию деятельности, направленном на внесение в нее изменений. Практическое мышление осуществляется обычно в условиях дефицита времени, имеет ограниченные возможности для проверки предположений» [10, c. 20]. Вариантом практического педагогического мышления является диагностическое мышление педагога — анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.
Для анализа мышления педагога важно сопоставить два его вида: аналитическое дискурсивное, развернутое во времени, имеющие выраженные этапы, а также интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
Педагогическая интуиция — это «быстрое, одномерное принятие педагогом педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа» [11, с. 21].
Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация — нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применение при их минимальном разрыве.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в ходе изучения педагогом детей и самого себя совершенствуется также и ряд других профессионально важных качеств.
Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух — понимание педагогом сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ребенка по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека как книгу.
Педагогический оптимизм — подход педагога к ребенку с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность видеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться.
Педагогическая находчивость — умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность.
Педагогическое предвидение — умение предвосхищать поведение и реакцию детей до начала или до завершения педагогической ситуации. Предусматривать их и свои затруднения.
Педагогическая рефлексия — обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений детей о его деятельности и представлений ребенка о том, как педагог понимает деятельность ребенка. Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения детей в меняющихся ситуациях. Педагогу важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными колебаниями. Педагогическая рефлексия — это самостоятельное обращение к самоанализу без того, чтобы от него это потребовала администрация учебного заведения.