То на что направлена деятельность в педагогике
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»
На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13
Объектом исследования педагогическое явление ;
Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;
1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.
2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».
3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.
Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.
В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) постановка учителем педагогических целей и задач;
2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Педагогическая деятельность
Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества – культуру, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность – педагогическая.
Но передать всю культуру посредством педагогической деятельности невозможно. Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная для овладения часть культуры, представляющая некоторую совокупность духовного и практического опыта в форме знаний и умений пользоваться ими, в форме высших нравственных качеств. Человек, владеющий этой частью культуры, и является целью педагогической деятельности. Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.
Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели.
Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.
Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая.
Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.
Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.
Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной.
Педагогическая деятельность и её цели
Педагогическая деятельность и её цели.
Воспитатель Тунегова Н. В.
МАДОУ № 12, г. Армавир
Конечно же развитие индивидуальной личности ребенка может проходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому не организованно. Но ждать тогда определенного результата развития не приходится. Они могут быть как благоприятными, так и противоречащими интересами самой личности, и образовательного запроса общества. Достижение цели осуществляется через решение системы задач.
Задача — это ступень на пути общего достижения цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достичь общего результата. На практике, в ходе деятельности цель часто забывается, но последовательно выстроенная система задач определяет их решение. Так, например, цель педагогической деятельности — «воспитание у детей культуры речи» имеет и воспитательный, и учебный аспекты. Чтобы достичь этой цели,необходимо решать ряд образовательно-воспитательных задач: выработка навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса; работа с выразительностью речи, ее эмоциональности и т. п. На своих занятиях мы используем дидактические игры, карточки и картины по развитию речи для каждого ребёнка. Педагогические задачи будут учитывать как индивидуальные особенности речи отдельных групп воспитанников, так и каждого ребенка. Тем самым расширяя границы свободы деятельности педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности в свете требований ФГОС.
Для современного педагога важно знать, что, определяя задачи, необходимо учитывать следующие этапы целеполагания. Во-первых необходим анализ результатов ранее выполненной деятельности, во-вторых проведение мониторингового диагностирования всего воспитетельно-образовательного процесса. В третьих моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данного вида деятельности. В заключении осуществляется комплексное целеполагание, с учетом всех требований учреждения, коллектива и родителей.
Направления воспитания ребенка в ДОУ является речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Именно это является основой воспитания дошкольников. То есть целью воспитания в дошкольном учреждении является развитие дошкольника по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него возник интерес к новым знаниям, навыкам и умениям. Для этого педагоги используют различные игры, которые позволяют вовлечь его в образовательный процесс.
Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее обучение. Оно должно создавать условия для полноценного физического и психологического развития малышей. Также как цели дошкольного образования, можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание, которое призвано посеять в душе ребенка любовь и уважение в первую очередь к родителям, родственникам и друзьям. Это то что, в последствии, позволит развить в малыше умение беречь и ценить родной дом, улицу, школу, природу и все живое. Из этих целей исходят и задачи, которые педагоги ставят перед собой в воспитании ребёнка. Есть несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет. Это приучение детей к здоровому образу жизни, развитие положительного ощущения малыша, обеспечение его эмоционального фона, поощрение активности, любознательности, стремление к творческому самовыражению. Так же это развитие компетенции в общении с детьми и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка. Это общие задачи, которым должны следовать не только педагоги в детских садах, но и родители ребёнка.
Есть и более узкие задачи: охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка, воспитание уважения к правам и свободам человека, коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей, патриотическое воспитание, развитие творческих задатков, взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.
Добросовестное отношение к выполнению этих задач со стороны воспитателей в детском саду и родных, окружающих ребенка дома, поможет обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к взрослой, школьной жизни.
Цели и задачи личностного развития дошкольника Цели и задачи личностного развития дошкольника Социально-коммуникативное развитие детей. Данное направление является наиболее важным,.
Цели и задачи предметно-развивающей среды Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно- развивающуюся.
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться.
Очерк «Как началась моя педагогическая деятельность в Доме творчества» Немного о себе и свое семье. Мне 61 год,работаю с детьми 30 лет,в «Доме творчества» 18 лет. У меня трое детей и 7 внуков,которых я очень люблю. Ну.
Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию в дошкольном возрасте Образовательная область «Музыка». Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию (ранний возраст, 1 младшая группа) Цель: Воспитывать.
Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.
Проект «Театр и дети». Цели, этапы, показатели актуальности Проект «Театр и дети» музыкального руководителя МБДОУ д/с №17 Попереко Елены Анатольевны Краткая аннотация проекта «Вы никогда не думали,.
Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.
Цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание младших дошкольников. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры.
Педагогическая деятельность (виды, направления, пед. общение)
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая деятельность (виды, направления, пед. общение)»
1.Общая характеристика понятия «деятельность». «Педагогическая деятельность»- один из видов профессиональной деятельности человека.
Деятельность понимается нами, с одной стороны, как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития
обеспечивает познание и преобразование окружающего мира
Важнейшими характеристиками деятельности являются:
деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию.
Профессиональная деятельность–это являющийся основным источником дохода вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков.
Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.
К основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.
Научно-методическая деятельность. Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания.
Культурно-просветительская деятельность – составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.
2. Виды педагогической деятельности.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
— преподавательская /организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся/;
— воспитательная /организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными идами деятельности школьников/;
— социально-педагогическая /социализация ребенка и его социальная защита/;
— культурно-просветительская /приобщение учащихся к культуре/;
— научно-методическая /освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ/;
— управленческая /организация различных видов деятельности школьника/
— коррекционно-развивающая /выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика/
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— прогностическая функция – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса;
— проектировочная и конструктивная – проектирование и планирование педагогического процесса;
— организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся;
— коммуникативная – построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса;
— рефлексивная – подведение итогов педагогической деятельности.
Н.В. Кузьмина различала пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I (минимальный) — репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II (низкий) — адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III (средний) — локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.
IV (высокий) — системно-моделирующий знания; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.
V (высший) — системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный
3. Особенности педагогической деятельности.
Особенности педагогической профессии:
— Принадлежит к группе профессий «человек-человек».
— Преимущественно управленческий характер: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.
— Основное содержание – взаимоотношения с людьми.
— Гуманистический, творческий, духовный характер.
1. Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив — активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др.
5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
6. Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
4.Педагогическое общение, стили педагогического общения.
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.
Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.
Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.
Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
Социальная установка на человека (аттракция).
Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
Барьеры восприятия в общении:
Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения
Современная педагогика считает необходимым для педагога:
Актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
Умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).
Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.
Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников.
Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.
Демократический стиль педагогического общения
Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками. Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.
Авторитарный стиль педагогического общения
Либеральный стиль педагогического общения
Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях. Он не проверяет, насколько выполнили его требования. Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.
5.Карьера и профессиональный рост педагога.
Карьерный рост – это целенаправленно выбранный и реализуемый работником путь профессионального и должностного продвижения, гарантирующий ему профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем квалификации.
Исходя из этого, карьера в области педагогической профессии понимается в двух смыслах:
Вертикальная карьера – продвижение по служебной лестнице вверх.
Горизонтальная карьера – подразумевает продолжение развития и совершенствование профессиональных способностей, без изменений в иерархии служебных должностей.
Условия, необходимые для успешного карьерного роста:
Стимулирование педагогических работников со стороны руководства образовательной организации. Оказание профессиональной помощи и поддержки молодым педагогам.
Признание педагогических заслуг каждого перед всем коллективом.
Большое значение в последнее время уделяется тем педагогам, которые решили заняться научно-исследовательской работой и при этом продолжают заниматься практической работой с детьми в образовательных организациях.
Существуют следующие этапы профессионального роста педагога:
Высшим уровнем профессиональной деятельности педагога является педагогическая инновация. Он включает в себя внедрение и апробирование новых, современных мыслей, основ и методов в учебный процесс, значительно изменяя и повышая их качество.
Американский специалист по управлению Драйвер представил виды карьеры графически.
Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель — руководитель методического объединения — завуч — директор школы — инспектор РОНО — работник городского Комитета по образованию — работник министерства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация — одна из наиболее распространенных.
Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении.
Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако лет через 5—7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими профессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учебном заведении не задерживаются.
Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифицированные и нередко недисциплинированные работники.
Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.
Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низкого уровня.
6.Направления построения карьеры педагога.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Этапы профессиональной самореализации
Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.
Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
Разработка и внедрение авторских программ и проектов.
Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).
Алгоритм планирования карьеры
Чтобы спланировать карьерный рост необходимо поставить цель. Одна должна быть конкретна, измерима, и ставиться на определенный период. Цель может меняться с течением времени.
1. Разработка представлений о жизненных устремлениях. Изобразите для себя настоящую и будущую карьеру своей жизни в виде кривой, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах
2. Дифференциация во времени жизненных целей.
Цели профессиональной деятельности делятся в соответствии с временным критерием. Используется временной ряд. При этом следует учесть собственный возраст, возраст ближайшего окружения, значительные события (поступление ребенка в школу, ВУЗ, юбилеи и т.д.)
3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере. Распределение личных желаний и профессиональных желаний по приоритетности достижения.
4. Определение личных ресурсов необходимых в достижении поставленных целей.
Основными средствами для достижения целей являются способности человека, уровень развития профессиональных компетентностей. Таким образом, на этом этапе необходимо определить какими способностями, вы обладаете, как их развивать.
Педагогу, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, необходимо осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.
Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:
Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?
Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?
Знаю ли я, чего от меня ожидают?
Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?
Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?
Устанавливаю ли я приоритеты?
В чем проявляются результаты моей деятельности?
Что я хочу сделать как профессионал?
В чем смысл моей профессиональной деятельности?
В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут, что я могу сделать?
Таким образом, планирование карьеры обеспечивает совокупность факторов стимулирования мотивации педагога к профессиональной самореализации:
— Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода (оклад воспитателей определяется уровнем их квалификации, стажа). При планировании карьеры воспитатель видит возможности повышения собственного дохода.
— Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.
— Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.