Тлюстенхабль что означает название
Тлюстенхабль
Смотреть что такое «Тлюстенхабль» в других словарях:
Тлюстенхабль — Посёлок городского типа Тлюстенхабль адыг. Лъэустэнхьабл Страна Россия … Википедия
Тлюстенхабль — 385228, Адыгея Республики, Теучежского … Населённые пункты и индексы России
385228 — Тлюстенхабль, Адыгея Республики, Теучежского … Населённые пункты и индексы России
Тлюстенхабльское городское поселение — Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия
Кошаков, Григорий Михайлович — Григорий Михайлович Кошаков Григорий Мухтарович Кошаков Дата рождения 12 декабря 1919(1919 12 12) (93 года) Место рождения аул Тлюстенхабль, Теучежский район, Республика Адыгея Принадлежност … Википедия
Бжигаков, Камчари Барокович — Камчари Барокович Бжигаков Кимчерий Борокович Дата рождения 15 ноября 1919(1919 11 15) Место рождения в ауле Тлюстенхабль, Теучежского района Адыгейской автономной области … Википедия
Адыгея — Координаты: 44°39′ с. ш. 40°00′ в. д. / 44.65° с. ш. 40° в. д. … Википедия
Теучежский район Адыгеи — Теучежский район адыг. Теуцожь район Страна Россия Ста … Википедия
Административно-территориальное деление Адыгеи — Современное административно территориальное деление Адыгеи … Википедия
Султан Хан-Гирей — Султанов Хан Гирей (1808 1842) князь, представитель одной из младших ветвей крымской ханской династии Гиреев (чингизид), и одновременно представитель адыгской аристократии, этнограф, фольклорист, искусствовед, создатель азбуки родного языка … Википедия
Тлюстенхабль что означает название
Краткая история официального основания некоторых населенных пунктов в Адыгее.
Посёлок Яблоновский.
27 марта 1958 года решением Краснодарского краевого исполкома совета народных депутатов хутор Яблоновский был соединен с аулами Новым Кошехаблем, Хаджимуковым, Вторым отделением Адыгейского овощного совхоза и получил статус рабочего поселка.
Аул Псейтук.
Основан в 1891 году. До этого на этом месте находился аул Тхазаус (на пятивёрстной карте 1877 года подписан как рус. Тхазаусъ (дореформенная орфография).
Аул Афипсип.
Основан в 1864 году выходцами из Шапсугии. Один из немногих населенных пунктов, где потомки шапсугов продолжают сохранять свою этническую самобытности: традиции, обычаи, музыкальную культуру и шапсугский диалект адыгейского языка, но в переписях пишут себя адыгейцами, а не шапсугами. Название аула происходит от его месторасположения и означает: устье реки Афипс.
Аул Старобжегокай.
Основан в 1826 году. Прежнее название аула: Алеуар.
Аул Натухай.
Основан в 1924 году переселенцами из аула Суворов-Черкесского (Хьэтрамтыку), (сейчас посёлок в городском округе Анапе Краснодарского края).
Аул Тахтамукай.
Основан в 1860 году. В 1860—1870 годы назывался Энемским (Энем-Тахтамукай). Переименован 13 февраля 1936 года в селение Хакурате в честь советского государственного деятеля Шахан-Гирея Хакурате.
Аул Шенджий.
Основан в 1860 году.
В 1898 году была открыта построенная екатеринодарским препринимателем, уроженцем аула Лю Траховым соборная мечеть — первая мечеть на Северном Кавказе, построенная из кирпича. В её здании сейчас размещается фельдшерско-акушерский пункт. Вторая кирпичная мечеть была построена в 1912 году, не сохранилась.
Посёлок Энем.
Посёлок основан в 1890 году. Его название связано с адыгейскими князьями Инемуковыми. Так, расположенный поблизости аул Тахтамукай ранее носил название Энемский или Энем-Тахтамукай. Вторая версия происхождения названия (народная этимология) связана с тем, что на старинных картах место возникновения хутора было обозначено как «н.м.» (низкое место, возможно неизведанное место), что произносится как Энэ́м.
Село Хамышки.
Название Хамышки образовано от адыгского названия «ХъымыщкІэй», которое ранее образовано из двух основ : «Хъамыш» — адыгское имя, «кIэй» — долина.
В 1862 году, после длительных зимних боёв с черкесами в неприступном ущелье Хаджоха, царские войска под командованием полковника Геймана 26 апреля вошли в Даховскую котловину.
Боевые действия с горцами продолжались до глубокой осени. 14 декабря Даховский отряд начал поход на Хамышинском направлении и 20 декабря заложил военное укрепление Хамышки.
Станица Даховская (Дахъо).
Станица была возведена в 1862 году Даховским отрядом императорских войск России под командованием В.А. Геймана в устье реки Дах, на месте черкесского аула Асретхабль (адыг. Асрэтхьабл). Местность богата памятниками археологии: палеолитическая стоянка древнего человека, дольмены Дегуакской поляны. На берегу реки Белой, почти в центре станицы, были найдены золотые могилы. В них много ценных вещей, памятников далёкой старины. Особого внимания заслуживают найденная там золотая чаша — подарок Петра Первого и трость из слоновой кости, обвитая золотом, которые свидетельствуют о связях адыгов (черкесов) с русскими в далёкие времена.
О происхождении названия бытует популярная легенда, что оно произошло от слова «дахэ», что по-адыгейски означает красивая, однако в реальности оно произошло от родового имени Дахъо, аристократа, которому ранее принадлежали окрестности.
Аул Мафэхабль.
После окончания Кавказской войны в 1864 году, большая часть адыгского населения из горных и предгорных районов Западного Кавказа выехала в Османскую империю, оставшаяся часть была переселена в равнинные районы левобережья Кубани.
После присоединения города Майкопа и Майкопского района к Адыгейской АО адыги стали селиться в Майкопе, где к 2002 году они составляли 16,7 % населения, тем не менее, в Майкопском районе адыги в 2002 году составляли лишь 1,5 %. Большая часть из них — жители аула Мафэхабль, единственного адыгского населенного пункта района.
1 августа 1998 года в Адыгею приехала группа адыгов-репатриантов в количестве 165 человек из бывшей Югославии, в основном, из Косова. Большинство из них, крестьяне, изъявившие желание жить в сельской местности. Место для нового аула репатрианты выбрали сами из предложенных властями республики вариантов.
Для обустройства репатриантов выделялись средства в рамках государственной программы, каждой семье переселенцев бесплатно выделили по три гектара земли. Спустя несколько лет, в 2007 году новый населённый пункт стал официальным и получил наименование Мафэхабль, в переводе с адыгского «счастливый аул». Репатрианты ещё из нескольких стран решили поселиться также в новом ауле, решается вопрос о расширении его земель.
По состоянию на 2010 год в нем около 30 коттеджей, ещё несколько строятся. Построена мечеть, действует медпункт.
В конце 2013 года в окрестностях аула выделено 550 участков для адыгских репатриантов из Сирии.
Станица Дагестанская (К1ойхьабл).
Станица основана в 1863 году, на месте адыгского селения Койхабль. В окрестностях до сих пор сохранились старые черкесские сады.
Хутор Шунтук.
Хутор основан в 1867 году. Название в переводе с адыгейского: мокрый. болотистый тупик. До середины века XIX века в междуречье рек Курджипса и Белой от станицы Дагестанской до укрепления Майкоп жило племя мамхеговцев, которое являлось одной из адыгских этнических групп. Как и другие адыги, они были оседлыми земледельцами, возделывали основные зерновые культуры, занимались овцеводством, огородничеством.
На берегу реки Шунтук были найдены плиты с арабскими письменами, остатки золотоплавильных печей, где в средние века изготовляли различные украшения. Заселение правого берега р. Кубани и Причерноморья запорожскими казаками и русскими вызвало активные миграционные процессы в адыгском обществе. Затронули они и мамхеговцев.
Завершение Кавказской войны сопровождалось насильственным переселением их в Османскую империю. Оставшиеся несколько сот человек приняли российское подданство и осели в Закубанье. Мамхеговцы, жившие в этой местности, оставили после себя след в виде лесосадов, которые сохранялись вплоть до 30-х годов XX века.
Станица Абадзехская (Абдзэхэхьэбл).
Основана в 1862 году (по другим данным в 1861 году). Название станицы происходит от этнонима абадзехи, адыгского этноса, представители которого проживали в этих местах до Кавказской (Русско-черкесской) войны. До окончания боевых действий в 1864 году станица находилась на передовой линии.
Аул Джамбичи.
Аул Асламбека Болотокова был основан в 1857 году, в 1868 году переименован в Темиргоевский, в декабре 1920 года получил современное название. В основе названия личное имя Джамбеч. Основное население аула составляют потомки темиргоевцев.
Хутор Пустосёлов (Чылэнэк1).
Основан в 1871 году переселенцами из Курской губернии, на землях, принадлежащих адыгскому князю Ш. Ахеджакову.
Хутор Догужиев (Дэгъужьый).
Основан в 80-е годы XIX века переселенцами с Украины на землях принадлежащих отставному подполковнику Догужиеву, давшему его название.
Аул Адамий.
Аул основан в 1864 году, носит имя одного из небольших племенных подразделений черкесов (адыгов) — адамиевцев. По мнению турецкого путешественника Эвлии Челеби, самоназвание адамиевцев происходит от турецкого слова «адам» — человек.
В ауле сохранились исторические названия кварталов: Хьаткъокъохьабл — Околоток Хатковых, Гурагохэр — Околоток Гураговых.
Аул Бжедугхабль.
Основан в 1871 году переселенцами: черкесами (адыгами) из аулов Габукай, Понежукай, Пшикуйхабль,
Кунчукохабль и др., греками-урумами из села Греческого (Хаджихабль) и черкесогаями из Армянского аула.
Аул Уляп.
В 1861 году в завершающий период Русско-Кавказской войны, в междуречье рек Ульки и Лабы, переселенцами из аула Бонокохабля, совместно с переселенцами из двух тлягодумовских аулов, был основан аул Ульский, ныне Уляп.
Название аула переводится с адыгского как устье реки Улэ (р. Улька).
В 1867 году из-за постоянных наводнений, прошло переселение с левого берега реки Лабы на нынешнее место. Этот год считается датой основания Уляпа. По данным действительного члена Кубанского статистического комитета Е. Фелицына в середине 1870-х гг. насчитывалось 1654 жителя (823 мужчины и 831 женщина) в 556 дворах; из них — 699 абазин, 686 бесленеевцев, 136 кабардинцев. К 1880-м гг. население выросло до 1883 человек (1026 мужчин и 857 женщин) в 305 дворах и располагало 8432 десятинами общественной земли. Имелась мечеть, находился казачий пост в составе 11 человек. Преимущественно общение проходило на бесленеевском диалекте. 1897 год — Данные подворовой переписи населения (составитель Фелицын): общее число дворов (семей) поселенцев аула Уляп — 555 дворов. Из них, абазины — 237 дворов, абадзехи — 47 дворов, бесленеевцы — 215 дворов, кабардинцы — 49 дворов, шапсуги — 3 двора, прочих народностей — 5 дворов
В 2012 году в Уляпе был установлен монумент «Защитникам Черкесии», его открытие приурочено к 148-летию окончания Русско-Кавказской войны.
Аул Хатукай.
Название аула связано с историей хатукайцев, одного из адыгских субэтносов. Аул образован в 1859 году (по другим данным в 1851 году) в ходе принудительного переселения адыгов из предгорных районов Черкесии, а также с черноморского побережья Кавказа (газета «Кавказ», июнь 1851).
Станица Сергиевское (Хьак1уцухьабл).
Часть общества Хакучинцев была выселена в низовья Кубани (там был основан аул Хакуч-Хабль (адыг.ХьакIуцухьаблэ) на месте современного села Сергиевского (Адыгея), жители которого впоследствии оттуда выселились.
Станица Гиагинская (Болэтэкъохьабл).
В прошлом станица называлась Болэтэкъо Айтэч ичыл, что в переводе с адыгейского означает: Аул Айтека Болотоко. Станица основана в 1862 году. Переименована в Гиагинскую в 1868 году.
Аул Джерокай.
Основан в 1864 году Тлечегуко Бзако Кимчериевичем.
Хутор Дорошенко (Шыгъурей).
В 1873—1874 годах здесь были отмежеваны участки земли общей площадью 232 десятины юнкеру Урусбию Шугурову и князю Асланбеку Болотокову.
Посёлок Зарево (Джэгу).
В середине XIX века на месте поселка был Джегутинский пост (от слова «Джегу» — адыгейское название реки Грязнуха).
Аул Пшичо.
Основан в 1840 году. Название в переводе с адыгейского «пщы» — князь, «чэу» — ограда, плетень, то есть «пщычэу» — группа людей, которые постоянно находятся в доме князя, его охрана.
Аул Мамхег.
Основан в 1864 году. Заселён потомками адыгского субэтноса мамхегов, которые до Кавказской (Русско-черкесской) войны проживали у слияния рек Белой и Курджипса, в районе современного Майкопа. Изначально аул носил название Патокай по фамилии рода Патоковых.
Хутор Хапачев.
Основан в 1884 г. русскими казацкими поселенцами на месте адыгейского аула, переселившегося в Турцию. В ауле жили Хапачевы, которые вынужденно покинули родину. Со дня образования и до наших дней хутор не менял своё название и местоположение.
Аул Хакуринохабль.
Основан в ноябре 1862 года, по другим данным в 1863 г., выходцами из абадзехского общества Даурхабль на берегу Фарса.
Город Майкоп.
Первое упоминание адыгского топонима Майкоп (Мыекъуапэ), Майкопские высоты, Майкопское ущелье в русских документах времён Кавказской войны относится к 1810 году. В январе — феврале 1810 года отряд под командованием генерала от инфантерии С. А. Булгакова совершил экспедицию в земли темиргоевцев, абадзехов, егерухаевцев, махошевцев в долинах рек Лабы, Шьхагуаще (Белой) и Курджипса.
Про эту экспедицию сохранилась такая информация:
«Из всех, генерал Булгаков, особенно славился между горцами своей личной храбростью, и столько был самолюбив в этом отношении, что другого, подобного ему храбреца майора Бакунина с отрядом 900 егерей предал в Майкопском ущелье за Кубанью многочисленной толпе черкесов, которые его истребили.»
Название местности Мыекъуапэ, зафиксированное по-русски в различных вариантах: Меакоп, Высота Майкопа, Майкоп, Майкопское ущелье и урочище Майкоп упоминается в военных источниках, начиная с 1810 года. Кроме того, все эти названия относятся не только к местности, где сейчас расположен современный город, но и ко всей долине реки Белой, по крайней мере, от р. Шунтук до ст. Ханской.
Название Майкоп происходит от названия реки Миеко: «мие» — яблоня, «ко» — долина и слова «пе» — устье, то есть Майкоп — город в устье реки Миеко.
Аул Гатлукай.
Название аула происходит от собственного имени Хьалъэкъу и аффикс «-ай» указывает на принадлежность. Переводится с адыгейского языка как аул Хатлокова
Населённый пункт на своём нынешнем месте основан в 1851 году.
В ауле имеется уникальное историческое городище оборонительного назначения «Ошхануко», возраст которого достигает 2000 лет.
Город Адыгейск.
Рабочий посёлок Адыгейский был основан в 1969 году для проживания жителей аулов и хуторов, затопленных при сооружении Краснодарского водохранилища. В новообразованный посёлок были переселены большинство жителей из затопленных аулов — Лакшукай, Ленинахабль, Новый Казанукай, Старый Казанукай, Нечерезий, Шабанохабль, Шаханчериехабль, Новый Эдепсукай, Старый Эдепсукай, а также посёлков Курго, Кармалино и Маяк. Из 4195 переселяемых семей в новый посёлок было переселено 1957 семей.
27 июля 1976 года рабочему посёлку Адыгейский было присвоено статус города и переименован в город Теучежск, в честь адыгского народного поэта-ашуга Цуга Теучежа.
Аул Ассоколай.
Аул переселился на нынешнее место в 1850 году, до 1870-х годов также встречается название Эмзукай.
Аул Габукай.
Был основан в 1842 году. 15 июля 1940 года переименован в Теучежхабль. В 1990-х годах аулу было возвращено первоначальное название.
Посёлок Тлюстенхабль.
Посёлок Дворянский, а затем аул был основан в 1840 году. В него были переселены бжедугские князья во время восстания крестьян. Близкое расположение Тлюстенхабля к городу Екатеринодару обусловлено тем, что князья, проживавшие в этом поселке, находились под охраной кубанских казаков по приказу Екатерины II.
Аул Егерухай.
Аул основан в 1864 году. Название произошло от одного из адыгских субэтносов — егерукаевцев.
Аул Блечепсин.
Во время Русско-Черкесской (Кавказской) войны, после экспедиций Глазенапа на селения Малки в Кабарде, в 1804—1805 годах, некоторые кабардинские роды ушли в Закубанье и поселились в 1806 году на реке Чехрак (адыг. Щэхъурадж), а также на холме над рекой Чебленок (адыг.Щыблэнокъо) в количестве 30 и 16 дворов соответственно. В 1868 году к ним добавились переселенные после Ходзьского восстания тлякотлеши — Ашибов, Деров, Думанов, Докшоков, Кандауров, Шовгенов с зависимыми от них людьми. Однако Блечепсин, как аул, в Кубанской области начали упоминать только с 1873 года, когда все вновь образованные населенные пункты внесли в реестр. Аул назван Блечепсином в честь почитаемого местными жителями источника, что в переводе с черкесского обозначает «блащэ» — клен, «псынэ» — родник. «Блащэпсынэ» — кленовый источник.
Тлюстенхабль – большой поселок (относится уже к городскому типу) Теучежского района Адыгеи. Является административным центром одноименного городского поселения. Это живописный уголок неподалеку от Кубанского водохранилища, нв непосредственной близости от плотины. Напротив, на другом берегу реки Кубань – микрорайон Гидростроителей. Живут там более 5,7 тысяч человек. Свыше семидесяти процентов населения – русские. Именно сюда в 70-е годы прошлого века переселили жителей хуторов и станиц, затопленных во время создания «Кубанского моря».
В поселке есть большая школа и два детских садика, а также аптеки, поликлиника, отделения банков и почты. На базе школы работают две секции по дзюдо и велоспорту. В Тлюстенхабле много спортивных и игровых площадок. Есть небольшой скверик, дом культуры.
Это важный промышленный район: тут производят бумажные изделия, строительные материалы – так что работа есть и на месте, хотя все равно большинство жителей ездят на работу в Краснодар.
В поселке есть живописные пляжи с зонами отдыха, но нет облагороженной набережной.
Коммуникации центральные, многие улицы заастфальтированы, но, конечно, много грунтовок и гравиек. До Тлюстенхабля из Краснодара идут несколько автобусов и маршруток.
В Поселке представлены практически все виды недвижимости: частные дома, кварттиры, участки под ИЖС и МЖС (правда, под МЖС там практически нет инженерных мощностей), коммерческие объекты и земли сельскохозяйственного назначения.
Высоток нет, дома с квартирами, как правило, достигают 3-6 этажей. Частные домостроения представлены как современными коттеджами, там и саманными хатами – разнообразие велико. Продаются участки у самого берега реки – вероятно, поселок будут активно застраивать в ближайшие годы.