Тлеющая лучинка загорится потому что в пробирке находится
Практическая работа №3. «Получение и свойства кислорода».
Практическая работа №3. «Получение и свойства кислорода».
Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства.
Приборы и оборудование : KMnO4 – перманганат калия KMnO 4 (марганцовка), С – древесный уголь, известковая вода, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спиртовка, спички, колба, вата, пробирка, штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель, халат химический, перчатки.
Правила техники безопасности.
Тушите спиртовку только колпачком (а).
Запрещается зажигать одну спиртовку с помощью другой (б).
Запрещается передавать спиртовку в зажженном виде (в).
Запрещается пробовать вещество на вкус (г).
Работу проводить только над столом (д)
Работа со спиртовкой:
§ Не переносите горящую спиртовку с места на место.
§ Гасите спиртовку только с помощью колпачка.
§ При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.
§ Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.
§ Дно пробирки не должно касаться фитиля.
§ Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке. Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть
Проверка прибора на герметичность:
§ Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой,
опустите конец трубки в стакан с водой.
Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.
Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений,
рожденных только
воображением.
Получение кислорода
методом вытеснения воздуха
1. Перманганат калия (КMnO4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность (рис. 1).
Рис. 1.
Проверка прибора
на герметичность
(Пояснения учителя, как проверить прибор на герметичность.) Укрепите прибор в лапке штатива.
3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 2).
Рис. 2.
Получение из перманганата калия кислорода
и собирание его методом вытеснения воздуха.
Обнаружение кислорода тлеющей лучинкой
4. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.)
5. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой (угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха?
6. Соберите полученный кислород в две колбы для проведения следующих опытов. Колбы закройте пробками.
7. Оформите отчет, пользуясь табл. 1, которую разместите на развороте тетради.
Получение кислорода
методом вытеснения воды
1. Пробирку заполните водой. Закройте пробирку большим пальцем и переверните ее вверх дном. В таком положении опустите руку с пробиркой в кристаллизатор с водой. Подведите к концу газоотводной трубки пробирку, не вынимая ее из воды (рис. 3).
Рис. 3.
Прибор для получения кислорода
и собирание его методом вытеснения воды
2. Когда кислород вытеснит воду из пробирки, закройте ее большим пальцем и выньте из воды. Почему кислород можно собирать способом вытеснения воды?
Внимание! Выньте газоотводную трубку из кристаллизатора, не прекращая нагревать пробирку с КMnО4. Если этого не сделать, то воду перебросит в горячую пробирку. Почему?
2. Обнаружение кислорода
Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ:
Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
Оформите отчет о работе в табл. 1.
Выполняемые операции
(что делали)
Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ
Наблюдения.
Условия
проведения реакций. Уравнения реакций
Объяснения наблюдений.
Выводы
Сборка прибора для получения кислорода.
Проверка прибора на герметичность
Выделяются пузырьки воздуха
Прибор собран герметично
Получение кислорода из KMnO4
при нагревании
При нагревании KMnO4 происходит реакция:
О2 получают в лаборатории разложением KMnO4 при нагревании
Доказательство получения кислорода при помощи
тлеющей лучинки
Тлеющая лучинка
(уголь) ярко загорается
в О2
Полученный газ О2 поддерживает горение
Характеристика
физических свойств О2. Собирание О2 двумя методами:
вытеснением воздуха (а),
вытеснением воды (б)
Kислород вытесняет воздух и воду из сосудов
Kислород – газ без цвета и запаха,
немного тяжелее воздуха, поэтому
его собирают в сосуд, поставленный на дно. Kислород малорастворим в воде
Характеристика химических свойств О2. Взаимодействие с простыми веществами: горение угля (a), горение железа (стальная проволока, скрепка, стружка) (б)
Раскаленный уголек ярко горит в О2:
Известковая вода мутнеет, т. к. образуется нерастворимый в воде осадок СaСО3:
СО2 + Са(ОН)2 СaСО3 + H2O. Железо горит ярким пламенем в кислороде:
О2 взаимодействует
с простыми
веществами – металлами и неметаллами. Образование осадка белого цвета подтверждает наличие в колбе СО2
Сделайте письменный общий вывод о проделанной работе (5 мин).
Выводы: кислород в лаборатории можно получить разложением _________.
Кислород собирают методом _______. В результате горения простых веществ в кислороде
Выводы: кислород в лаборатории можно получить разложением _________.
Кислород собирают методом _______. В результате горения простых веществ в кислороде
Выводы : кислород в лаборатории можно получить разложением _________. Кислород собирают методом _______. В результате горения простых веществ в кислороде образуются _________.
Приведите рабочее место в порядок (3 мин): разберите прибор, расставьте посуду и принадлежности на свои места.