Ткс для налоговой что это
Практика представление документов по ТКС: самые распространенные вопросы
Возможность представлять истребованные документы, электронные и бумажные, через интернет существует у налогоплательщиков уже более года (ст. 93 Налогового кодекса РФ, Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@). Только через спецоператора СКБ Контур представление в электронном виде активно практикует около 1000 компаний, и, по мнению Ольги Чепуриной, заместителя начальника Управления информационных технологий ФНС России, количество таких компаний будет расти экспоненциально. Однако, как показывает практика, впервые представляя документы через интернет, налогоплательщики сталкиваются с рядом затруднений. Справиться с ними поможет эта статья.
Напомню, что порядок представления документов по ТКС регламентируется Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Он заключается в следующем: получив электронное требование, налогоплательщик через своего спецоператора связи отправляет квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о том, что требование дошло. Затем он должен сформировать опись документов, к которой прикрепить электронные документы или скан-образы бумажных (в форматах tiff и jpg), подписать весь пакет квалифицированной электронной подписью и направить его в налоговый орган. Технология представления документов – это обмен защищенной информацией в электронном виде по открытым каналам связи с использованием электронной подписи, которая знакома налогоплательщикам с 2002 года. Елена Пацева, бухгалтер по налогам компании Metro Cash&Carry, считает, что представление документов по ТКС очень напоминает представление электронной отчетности. Однако, несмотря на простоту, техническая сторона порядка представления поначалу может вызвать некоторые вопросы. Рассмотрим самые распространённые из них.
1. Зачем указывать дополнительную информацию к скан-образу документа? Ст. 93 Налогового кодекса РФ закрепила за налогоплательщиками право представлять документы, сформированные в утвержденных ФНС xml-форматах, через интернет. Такие документы существенно упрощают проверку, так как в программных комплексах налоговых органов обрабатываются автоматически. Xml-форматы уже существуют для счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книг, товарной накладной ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг). По словам Ольги Чепуриной, в 2014 году этот список будет расширен. А Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ утвердил xml-формат описи документов, тем самым позволив представлять по ТКС и бумажные документы в виде скан-образов: они направляются как вложения к описи. При представлении документов через спецоператора связи большая часть работы по формированию описи совершается внутри системы и не видна налогоплательщику. Однако, чтобы скан-образы бумажных документов можно было обработать на стороне налоговой, к ним необходимо прикрепить дополнительную информацию. Поэтому недостаточно просто загрузить сканы в систему спецоператора.После загрузки для каждого документа придется указать реквизиты участников сделки, тип документа, номер и дату его составления, суммы и т.д. Перечень сведений определен типом документа и указан в Приказе № ММВ-7-6/465@. Заполнение этих сведений может происходить и автоматически: так, в системе «Контур-Экстерн» реализован механизм распознавания данных, и заполнение большей части дополнительной информации происходит без участия налогоплательщика. Ему остается открыть документ и заполнить сведения, распознать которые не удалось.
2. Зачем указывать пункт требования для каждого документа? В требовании все запрашиваемые документы перечислены в виде пронумерованного списка. При формировании электронной описи в ответ на требование для каждого документа, будь то формализованный xml-файл или скан-образ бумажного документа, необходимо указать, к какому пункту из этого списка он относится. Данное условие обязательно и также фигурирует в Приказе № ММВ-7-6/465@.
3.Почему не все документы можно направить в электронном виде по ТКС? Приказом № ММВ-7-6/465@ ФНС утвердила 14 типов документов, которые можно представить по ТКС. Это счет-фактура, корректировочный счет-фактура и исправления к ним, книга покупок и книга продаж, дополнительные листы к книгам, журнал выставленных и полученных счетов-фактур, акт приемки-сдачи работ (услуг), товарная накладная (ТОРГ-12), товарно-транспортная накладная, грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости), договор (соглашение, контракт) и дополнение к договору. В будущем ФНС планирует расширять список. Но сегодня, если налоговый орган запросит документ, которого нет в этом списке, его придется представить на бумаге.
По мнению Ольги Чепуриной, электронное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами упрощает и камеральные, и выездные проверки, а также уменьшает количество ошибок, связанных с человеческим фактором. А ответы на вышеперечисленные вопросы помогут представить документы в налоговый орган через интернет быстро и без ошибок.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
ФНС изменила порядок направления электронных налоговых требований
ФНС ввела изменения в порядок обмена электронными документами с налогоплательщиками. Соответствующий приказ от 07.09.2021 № ЕД-7-8/795@ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, действующий порядок обмена электронными документами утвержден приказом от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448. Он устанавливает порядок направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также представления документов по требованию налогового органа. Указанные правила предусматривают, что участники информационного обмена не реже одного раза в сутки должны проверять поступление документов и технологических электронных документов.
Теперь ФНС дополнила этот порядок новым положением. Оно устанавливает, что требование об уплате налога (сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов) считается полученным, если отправителю поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная УКЭП плательщика, либо по истечении 6 дней с даты отправления (зафиксированной в подтверждении), если отправителю не поступило уведомление об отказе в приеме требования.
При получении отправителем квитанции о приеме Требования об уплате датой его получения в электронной форме по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме, но не позднее 6 дней с даты отправления.
Новая норма вступит в силу с 1 января 2022 года.
Ткс для налоговой что это
В настоящее время на всей территории Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели переходят на бесконтактную и безбумажную технологию сдачи отчетности, так называемую систему представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС).
Представление деклараций по ТКС не требует дублирования этих документов на бумажных носителях. При формировании электронной отчетности не возникает ошибок, так как система контролирует правильность заполнения её форм, одновременно осуществляется проверка актуальности версии заполняемого формата декларации.
Передаваемая отчетность полностью защищена от внесения в неё изменений. Прочесть электронные файлы может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщений.
Плюсы для налогоплательщиков очевидны: никаких очередей в налоговых инспекциях, отчетность можно отправить в любой день и время суток. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы, что позволит избежать технических ошибок. Неоспоримыми преимуществами ТКС являются оперативное обновление форматов представления отчетности, повышение скорости обработки информации, подтверждение доставки документов, а также надежная защита информации.
При представлении отчетности по ТКС налогоплательщик имеет возможность направить запрос на информационное обслуживание налогоплательщиков (далее – ИОН) и получить в электронном виде ответ по следующим видам услуг:
· справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
· выписка операций по расчетам с бюджетом;
· перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году;
· акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
· справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
28 октября 2020 Прием граждан на ноябрь
Все новости в категории
Электронные декларации или расчеты по ТКС: особенности отчетной кампании
Организация может выбрать способ сдачи отчетности: на бумаге или по ТКС, кроме случаев, когда законом установлен исключительно электронный способ направления декларации или расчета. Нарушение способа сдачи налоговой отчетности повлечет неприятные последствия: ее признают несданной и привлекут к ответственности.
Когда сдавать налоговую отчетность только в электронной форме
Только в электронном виде должны сдавать налоговые декларации организации, если они:
Помимо этого, есть еще ряд случаев, когда налоговики примут от вас только электронную отчетность. Обязанность сдавать электронные декларации предусмотрена для НДС. Так, электронную декларацию по НДС сдают все организации, независимо от численности их сотрудников.
Если вы выплачиваете зарплату или вознаграждение по ГПД более, чем 10 работникам или исполнителям, то должны сдавать в электронном виде расчет 6-НДФЛ и справки о доходах физлиц (бывшие 2-НДФЛ). Выбрать способ подачи 6-НДФЛ можно только, если доход был выплачен вами 10 физлицам и менее (письмо ФНС от 09.12.2019 г. № БС-4-11/25215@).
Как сдать налоговую отчетность в электронной форме
Налоговую отчетность в электронном виде подать в налоговую инспекцию можно:
Выбрать способ представления отчетности по НДС вы не можете. Декларацию по НДС следует подавать только через оператора ЭДО (п. 1.7 Порядка представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через интернет-сайт ФНС, утв. приказом ФНС от 15.07.2011 г. № ММВ-7-6/443@).
Кроме того по теме:
Как сдавать электронные декларации и отчеты через оператора ЭДО
Чтобы сдать декларацию или расчет в электронном виде, вам нужно организовать ЭДО с налоговой инспекцией. Для этого понадобится:
После этого сформируйте и направьте отчетность по утвержденным форматам. Затем дождитесь подтверждения приема отчетности или отказа в ее приеме.
Подтверждением того, что вашу отчетность приняли, являются:
Успешную сдачу отчетности подтвердит извещение о вводе. Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации или расчете, формируется ИФНС и подтверждает, что в информации, представленной в файле, не содержится ошибок или противоречий.
Также налоговики могут прислать уведомление об уточнении отчетности или уведомление об отказе в приеме.
Проконтролировать последовательность своих действий при сдаче электронной налоговой отчетности через оператора ЭДО или сайт ФНС вы сможете с помощью нашего сервиса «Алгоритмы для бухгалтера». В этом вам поможет алгоритм «Как сдать налоговую отчетность по ТКС».
Как сдавать электронные декларации и отчеты через сайт ФНС
Организациям или ИП предоставлена возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности с электронной подписью через интернет-сайт ФНС в рамках пилотного проекта, действующего с 2012 года. Но сроки его действия постоянно продлевают. Последний раз их продлили до 1 июля 2022 года (приказ ФНС от 08.06.2021 г. № ЕД-7-26/548@).
Для того, чтобы сдавать электронные декларации и расчеты через сайт ФНС вам потребуется:
При представлении отчетности через сервис ФНС надо использовать только УКЭП законного представителя организации. То есть ее руководителя. Представитель компании, действующий по доверенности, сдавать декларации или расчеты через сайт ФНС, не может (п. 1.2 Порядка представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через интернет-сайт ФНС, утв. приказом ФНС от 15.07.2011 г. № ММВ-7-6/443@, письмо ФНС от 20.08.2021 № КВ-4-19/11741@).
Если сдаете электронную налоговую отчетность через сайт ФНС, вы должны получить подтверждение даты отправки. Это электронный документ, который содержит данные о дате и времени отправки декларации, расчета в электронном виде по ТКС. С его помощью вы докажете, что сдали отчетность во время и избежите штрафа на основании статьи 119 Налогового кодекса.
Сдавайте электронную бухгалтерскую отчетность в ГИРБО вместе с бератором! В этом вам тоже поможет наш специальный сервис «Алгоритмы для бухгалтера». Воспользуйтесь алгоритмом «Как сдать бухгалтерскую отчетность в ГИРБО».
ФНС России разъяснила особенности представления бухотчетности в электронном виде
urfingus / Depositphotos.com |
Налоговым законодательством установлено, что представлять налоговую отчетность (расчеты) по ТКС через российского оператора электронного документооборота должны те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (аналогичное правило действует и для вновь созданных), а также крупнейшие организации (п.3 ст. 80 Налогового кодекса). Кроме того, представить электронную отчетность нужно и тем, для кого применительно к конкретному налогу (страховым взносам) такая обязанность непосредственно прописана в НК РФ. Например, при представлении налоговой отчетности по НДС, независимо от организационно-правовой формы плательщика и количества наемного персонала (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В остальных случаях, как разъясняет налоговая служба, сохраняется возможность представления налогоплательщиками налоговой отчетности на бумажном носителе (письмо ФНС России от 8 октября 2020 г. № ЕА-3-26/6827@).
При этом, обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по ТКС (ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Но для отчетности за 2019 год для субъектов малого предпринимательства предусмотрена возможность представления отчетности в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Налоговая служба сообщает, что с 1 апреля 2021 года будут доступны способы удаленного получения электронной подписи, например, при наличии действующего квалифицированного сертификата электронной подписи, или с использованием сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы, а также с использованием информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные (п. 8 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ).
А с 1 января 2022 года ФНС России будет предоставлять хозяйствующим субъектам электронную подпись и средства криптографической защиты информации на безвозмездной основе.